Владимир тендряков

Краткое содержание

Весенние перевертыши – это переворот в сознании Дюшки – главного героя повествования. Буквально за один день мальчик повзрослел и стал задумываться о смысле жизни, о переселении душ. Тринадцатилетний подросток пытался решить задачу по математике, но она никак не поддавалась. В это время взгляд ребёнка упал на сборник сочинений Пушкина, и юный мыслитель прочитал строки, которые великий поэт посвятил своей жене. Андрей поднял глаза на стену, где висел портрет Натальи Гончаровой, и вдруг понял, как эта женщина похожа на девочку, учившуюся вместе с Дюшкой в школе, Римку Братенёву. Быстро узнать, что было дальше, может помочь краткое содержание. «Весенние перевертыши» — это повесть о добром душевном ребёнке, который умеет любоваться прекрасным и остро чувствует несправедливость.

Краткое содержание «Весенние перевертыши» Тендрякова

Весенние перевертыши – это переворот в сознании Дюшки – главного героя повествования. Буквально за один день мальчик повзрослел и стал задумываться о смысле жизни, о переселении душ. Тринадцатилетний подросток пытался решить задачу по математике, но она никак не поддавалась. В это время взгляд ребенка упал на сборник сочинений Пушкина, и юный мыслитель прочитал строки, которые великий поэт посвятил своей жене. Андрей поднял глаза на стену, где висел портрет Натальи Гончаровой, и вдруг понял, как эта женщина похожа на девочку, учившуюся вместе

с Дюшкой в школе, Римку Братеневу. Быстро узнать, что было дальше, может помочь краткое содержание. «Весенние перевертыши» — это повесть о добром душевном ребенке, который умеет любоваться прекрасным и остро чувствует несправедливость.

Краткое содержание [ ред. ]

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.

Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладёт в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Лёвке, чтоб тот научил его приёмам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остаётся надеяться только на кирпич.

Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребёнка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в посёлке не любят, мать Миньки всё время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.

Отец Дюшки договаривается с Лёвкиным отцом: Лёвка поможет его сыну в учёбе.

Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он её любит. Слёзы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.

Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Лёвки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.

На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнаёт его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.

Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Лёвкой.

Учитель математики находит в Дюшкином портфеле кирпич и приносит его в учительскую. Узнав, что мальчик теперь безоружен, один из Санькиных дружков угрожает Дюшке — сообщает, что у Саньки есть нож. Переполненный ненавистью, Дюшка первый набрасывается на Саньку. Пытающемуся вмешаться Лёвке тоже достается. Римка шарахается от Дюшки в сторону.

Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.

Дюшку вызывают в учительскую. Там он объясняет, зачем в его портфеле лежал кирпич. Учителя не верят, что Санька опасен. Минька решает защитить друга. Он носит с собой нож, но Санька отбирает оружие и ранит им Миньку. Несмотря на то, что нож был Минькин, а Санька только защищался, Дюшка считает — виноват Санька. Отец с ним согласен. Мать Дюшки даёт Миньке свою кровь.

Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает всё бросить и уехать, но Дюшкин отец берётся сделать из него человека.

Опасность миновала, и Минька идёт на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб её похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их посёлке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.

Дюшка извиняется перед Лёвкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Лёвки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признаётся Римке в любви, но девочка любит Лёвку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.

Источник

Читать

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, – уже сказано, а если что-то и не сказал, значит, были на то какие-то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого-то и кого-то ненавидели.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Противостояние – моральное и физическое

В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение – привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.

Минька сказал, что теперь Дюшке нужно быть осторожным, так как Санька не простит ему высказываний против него. Андрей начал носить в ранце кирпич для самообороны, но никогда его не применял. Однажды на школьном дворе к нему подошёл парень из банды Саньки и сказал, что тот скоро ему отомстит. Дюшка не стал ждать этого, а тотчас же подошёл к Саньке и дал ему пощёчину. Завязалась драка. Всех прямых и косвенных участников происшествия вызвали к директору.

Автор Владимир Федорович Тендряков

Весенние перевертыши

Предисловие

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, — уже сказано, а если что–то и не сказал, значит, были на то какие–то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик — самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.

Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное — очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.

Владимир Тендряков

Весенние перевертыши

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

1

Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, — но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!

Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.

Анализ повести Тендрякова “Весенние перевертыши”

Главный герой повести «Весенние перевертыши» — тринадцатилетний школьник, живущий в маленьком, но быстро растущем индустриальном городке, — внезапно и очень болезненно обнаруживает, что его представления о том, что хорошо и что плохо, терпят серьезное испытание. Еще недавно он полагал, что хорошо — это учиться на пятерки, слушаться старших, каждое утро делать зарядку. Сделав несколько открытий, Дюшка ощущает, что все прежние меры его мальчишеского отсчета начинают колебаться.

Впервые он открывает чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нем людей и природы… В то же время, причем почти в одночасье, он становится свидетелем ничем не объяснимой и не оправданной жестокости своих сверстников и, увидев ее впервые, ощущает острейшее чувство смятения.

Столкнувшись с одноклассником Санькой Ерахой, живущим по иным моральным законам, чем Дюшка и его семья,— увидев Саньку, убивающего ради забавы лягушек и мучающего кошек, Дюшка не только испытывает гадливость, но и ненависть и оказывает Саньке сопротивление, чем ставит себя под угрозу самому стать объектом его жестоких и омерзительных «забав». Когда он становится свидетелем жестокой и отталкивающей расправы хулиганов с лягушками, Дюшка ощущает, что с ним «что-то случилось», и чувствует вокруг себя пустоту. Сначала ему кажется, что не на кого опереться, не за что ухватиться. Земля начинает колебаться под ногами подростка. Мир раскалывается для Дюшки надвое: он испытывает поднимающее его прекрасное чувство к Риме и ненависть к своим сверстникам, получающим удовольствие в садистских забавах. Красота добра и отвратительное лицо зла… Зыбкость всего вокруг. Так на глазах мальчика мир начинает играть в «перевертыши»…

Структура повести подсказывает читающему смысл ее названия и тот философский подтекст, который составляет главное в авторском замысле.

Противопоставляя прекрасное чувство, впервые открывшееся Дюшке в те же дни в романтической любви к школьнице Риме Братеневой, тому, тоже впервые родившемуся в нем ужасу перед бессмысленным злом, существующем в привычном и как будто уже освоенном мире, Тендряков с большой эмоциональной силой подчеркивает сложность жизни.

В представлениях мальчика все на время перепутывается, обнаруживая две разные стороны, два облика. Тендряков замечает, что мальчишка не мог знать, что вместе с желанием братства приходит чувство одиночества, а с любовью – ненависть. Даже взрослые часто не догадываются об этом.

«Весенние перевертыши» – произведение глубоко принципиальное и, в отличие от подавляющего большинства произведений западных авторов, философски четкое.

Тендряков без нажима и какой-либо нагрузки и обертонов подчеркивает родившуюся в подростке активность в борьбе с тем злом, которое он открывает в мире.

Вместе с ненавистью в Дюшке рождается решимость не стоять в стороне, а бороться против того, что ненавистно.

Мотив перевертышей проходит через всю повесть. Он звучит не только в рассуждениях подростка, но и в описании реакций взрослых на происходящее.

Мотив перевертышей звучит особенно остро в наиболее драматических финальных эпизодах повести — суда над Дюшкой, представшим перед всей школой в ложном свете нападающей стороны, в смертельной опасности, нависшей над маленьким Минькой, навлекшим на себя ненависть хулигана Саньки. Повесть воспринимается не только как постановка, но и как художественное решение поставленной автором этической проблемы. В. Тендряков акцентирует мотив зыбкости границ между злом и добром. Даже в последних строчках повести звучит тот же лей. Вместе с тем, поставив вопрос, в одном ли мире живут Дюшка и Санька, автор дает на него недвусмысленный ответ: мир прекрасен только тогда, когда в нем не мирятся со злом, живущим в таких людях, как Санька.

Трагедия и спасение

Вот и подошло к своему финалу краткое содержание. Весенние перевертыши после зимы проявились в поведении не только Дюшки, но и Миньки. Робкий парень удивил всех. Когда директор и учитель математики спросили, зачем Тягунов носит кирпич, то Минька объяснил, что это для самообороны от Саньки, так как тот может и ножом пырнуть. Хулиган вспыхнул, начал доказывать, что у него нет ножа. Тогда робкий Минька начал смело обвинять его, рассказывать, как тот издевается над животными. Санька не простил этого мальчику, и потом действительно пырнул Миньку ножом. Но всё закончилось хорошо. Мама Дюшки, врач, помогла спасти ребёнка.

На этом заканчивается пересказ повести «Весенние перевертыши». Краткое содержание познакомило читателя с основными моментами произведения всего за несколько минут.

Читать

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, – уже сказано, а если что-то и не сказал, значит, были на то какие-то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого-то и кого-то ненавидели.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Презентация к повести В.Тендрякова “Весенние перевёртыши”

Слайд 1

«Взрослые» проблемы повести В. Ф. Тендрякова«Весенние перевертыши» Настоящая литература учит нас быть ответственными за время, в которое всем нам, и писателям, и читателям, отпущено жить на земле… Писатель Камил Икрамов

Слайд 2

Биография писателя Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в д. Макаровская Вологогодской области в семье служащего. 1938 – семья переехала в село Подосиновец Кировской области, где отец работал районным прокурором. Здесь Володя окончил среднюю школу. 1941 – фронт. 1944 – ранение, вернулся в Подосиновец.

Работал в школе военруком, секретарем РК. 1945 – поступил на художественный факультет ВГИКа и, проучившись год, перешел в литературный институт им. Горького. 1951 – закончил институт, работал корреспондентом журнала «Огонек», писал сельские очерки. 1948 – опубликовал первый рассказ «Дело моего взвода в «Молодой гвардии».

50-е годы – пишет очерки о буднях послевоенной деревни.

Слайд 3

Основные проблемы повести Проблема взаимоотношения подростков друг с другом. Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Взаимоотношения учеников и учителей, школы и семьи. Первая любовь в жизни подростка. Человек и время.

Слайд 4

«И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту – не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Как можешь?.. Земля кажется шаткой».

«Не тронь человека! Скотина! Палач! Плевал я на тебя!» «Минька добровольно испортил себе жизнь, чтобы спасти Дюшку, закрыл грудью».

Слайд 5

Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Что нужно человеку для счастья? 1. Любимая работа «Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывали к больным по ночам». 2.

Любовь, понимание, согласие в семье «Дюшка: – Минькина мать бегала по соседям и жаловалась на мужа: не зарабатывает, не заботится о семье… И это верно, Минька ходит в школу в рваных ботинках». «Минька: – И мне тоже жить не хочется. Да отец с матерью все … Жизни нет, Дюшка.

Минька поднял глаза, влажные, но не собачьи, а загнанные, как у раненой птицы. – Мамка каждый день плачет. Отец ей жизнь загубил ». «Никита Богатов: – Не понимаем друг друга, потому что слова не найдем, чтоб до сердца дошло. Скажи хорошее слово человеку и он счастлив».

«Никита Богатов: – Ни куртка, ни любая другая вещь не делает человека счастливым. Люди наделали много вещей, полезных и помогающих удобно жить, но счастливей от этого не стали…Желать маленького – курточек, чистых простыней, вкусных тортов… Нет! Унизительно!»

Слайд 6

Слайд 7

Первая любовь в жизни подростка «То, что на свете существует любовь, Дюшка хорошо знал. По кино, по книгам. Раньше подойти к Римке близко было нетрудно, теперь – нет, и стыдно, боязно.

Но что-то случилось, что-то странное с самим Дюшкой!» «Видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжку, бережно несет готовые в любой момент взлететь руки, блестят глаза, вздрагивают курчавинки на висках».

Слайд 8

«Свершилось! Впереди шла Римка Братенева – вязаная шапочка, кусочек обнаженной шеи под ней. И счастье не умещалось в теле». «Шла впереди Римка Братенева, девчока в вязаной шапочке, от нее накалялся белый свет, от нее горел Дюшка. Он говорил, говорил, словно пел, и не мог с собой справиться. Песнь траве, песнь солнцу, песнь весне и жизни, песнь благородной ненависти к тем, кто мешает жить».

Слайд 9

Человек и время «Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди.

Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы». «И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко – открыл не что-нибудь, а великое, дух захватывает!»

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию выполнила ученица 7 класса МКОУ СОШ с.Талица Злобина Ольга Руководитель: Опушнева Э.Н

Ответы

наступило рождество. утром, когда я проснулась, под ёлкой я обнаружила коробку с подарками. моей радости не было приделов. когда я открыла коробку, я увидела там замечательную настольную игру о которой я так долго мечтала. я побежала скорее будить своих родителей, что бы их за столь чудесный подарок. когда я зашла к ним в комнату, я тихонечко подкралась к маме и шепнула ей на ушко «». когда мои родители проснулись, мы стали всей семьёй дружно играть в настольную игру. мы решили, что каждое рождество мы будем проводить вместе. с тех пор на каждое рождество мы играем в настольную игру

это стало нашей хоть и не столь важной, но семейной традицией

пословица такая есть: «в работе язык не в зачет, кто работает тому и почет.»

Читать

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, – уже сказано, а если что-то и не сказал, значит, были на то какие-то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого-то и кого-то ненавидели.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Презентация к повести В.Тендрякова “Весенние перевёртыши”

Слайд 1

«Взрослые» проблемы повести В. Ф. Тендрякова«Весенние перевертыши» Настоящая литература учит нас быть ответственными за время, в которое всем нам, и писателям, и читателям, отпущено жить на земле… Писатель Камил Икрамов

Слайд 2

Биография писателя Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в д. Макаровская Вологогодской области в семье служащего. 1938 – семья переехала в село Подосиновец Кировской области, где отец работал районным прокурором. Здесь Володя окончил среднюю школу. 1941 – фронт. 1944 – ранение, вернулся в Подосиновец.

Работал в школе военруком, секретарем РК. 1945 – поступил на художественный факультет ВГИКа и, проучившись год, перешел в литературный институт им. Горького. 1951 – закончил институт, работал корреспондентом журнала «Огонек», писал сельские очерки. 1948 – опубликовал первый рассказ «Дело моего взвода в «Молодой гвардии».

50-е годы – пишет очерки о буднях послевоенной деревни.

Слайд 3

Основные проблемы повести Проблема взаимоотношения подростков друг с другом. Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Взаимоотношения учеников и учителей, школы и семьи. Первая любовь в жизни подростка. Человек и время.

Слайд 4

«И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту – не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Как можешь?.. Земля кажется шаткой».

«Не тронь человека! Скотина! Палач! Плевал я на тебя!» «Минька добровольно испортил себе жизнь, чтобы спасти Дюшку, закрыл грудью».

Слайд 5

Проблема взаимоотношений детей и взрослых в семье. Что нужно человеку для счастья? 1. Любимая работа «Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывали к больным по ночам». 2.

Любовь, понимание, согласие в семье «Дюшка: – Минькина мать бегала по соседям и жаловалась на мужа: не зарабатывает, не заботится о семье… И это верно, Минька ходит в школу в рваных ботинках». «Минька: – И мне тоже жить не хочется. Да отец с матерью все … Жизни нет, Дюшка.

Минька поднял глаза, влажные, но не собачьи, а загнанные, как у раненой птицы. – Мамка каждый день плачет. Отец ей жизнь загубил ». «Никита Богатов: – Не понимаем друг друга, потому что слова не найдем, чтоб до сердца дошло. Скажи хорошее слово человеку и он счастлив».

«Никита Богатов: – Ни куртка, ни любая другая вещь не делает человека счастливым. Люди наделали много вещей, полезных и помогающих удобно жить, но счастливей от этого не стали…Желать маленького – курточек, чистых простыней, вкусных тортов… Нет! Унизительно!»

Слайд 6

Слайд 7

Первая любовь в жизни подростка «То, что на свете существует любовь, Дюшка хорошо знал. По кино, по книгам. Раньше подойти к Римке близко было нетрудно, теперь – нет, и стыдно, боязно.

Но что-то случилось, что-то странное с самим Дюшкой!» «Видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжку, бережно несет готовые в любой момент взлететь руки, блестят глаза, вздрагивают курчавинки на висках».

Слайд 8

«Свершилось! Впереди шла Римка Братенева – вязаная шапочка, кусочек обнаженной шеи под ней. И счастье не умещалось в теле». «Шла впереди Римка Братенева, девчока в вязаной шапочке, от нее накалялся белый свет, от нее горел Дюшка. Он говорил, говорил, словно пел, и не мог с собой справиться. Песнь траве, песнь солнцу, песнь весне и жизни, песнь благородной ненависти к тем, кто мешает жить».

Слайд 9

Человек и время «Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди.

Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы». «И жутко и радостно… Радостно, что открыл, жутко – открыл не что-нибудь, а великое, дух захватывает!»

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию выполнила ученица 7 класса МКОУ СОШ с.Талица Злобина Ольга Руководитель: Опушнева Э.Н

Об авторе книги

Отфрид Пройслер — немецкий писатель, автор книг для детей — родился 20 октября 1923 г. в городе Райхенберг (Северная Богемия) В 1942 г. Пройслер окончил среднюю школу и мечтал об университете, но началась война, и он был призван в армию. Попав в плен, пять лет провёл в советских лагерях в Елабуге и Казани. Там-то он и начал записывать свои рассказы и стихи самодельными чернилами на грубой бумаге. Несмотря на тяжёлые годы, проведённые в лагерях, Пройслер сохранил трепетное отношение к русской культуре и русскому фольклору. Вернувшись в Германию, он стал работать учителем начальных классов. Директор школы, куда он поступил работать, посоветовал начинающему учителю не кричать на детей, когда они не слушаются, а рассказывать удивительные истории, дающие повод для радости и смеха, вселять в детей уверенность в хорошем конце, добром исходе любой ситуации. Молодой учитель последовал совету и стал великим и мудрым сказочником.

Предисловие

Обычно для автора писать к своей работе предисловие по меньшей мере затруднительно. То, что он хотел сказать, — уже сказано, а если что–то и не сказал, значит, были на то какие–то причины.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик — самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.

Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное — очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.

Владимир Тендряков

Анализ повести Тендрякова “Весенние перевертыши”

Главный герой повести «Весенние перевертыши» — тринадцатилетний школьник, живущий в маленьком, но быстро растущем индустриальном городке, — внезапно и очень болезненно обнаруживает, что его представления о том, что хорошо и что плохо, терпят серьезное испытание. Еще недавно он полагал, что хорошо — это учиться на пятерки, слушаться старших, каждое утро делать зарядку. Сделав несколько открытий, Дюшка ощущает, что все прежние меры его мальчишеского отсчета начинают колебаться.

Впервые он открывает чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нем людей и природы… В то же время, причем почти в одночасье, он становится свидетелем ничем не объяснимой и не оправданной жестокости своих сверстников и, увидев ее впервые, ощущает острейшее чувство смятения.

Столкнувшись с одноклассником Санькой Ерахой, живущим по иным моральным законам, чем Дюшка и его семья,— увидев Саньку, убивающего ради забавы лягушек и мучающего кошек, Дюшка не только испытывает гадливость, но и ненависть и оказывает Саньке сопротивление, чем ставит себя под угрозу самому стать объектом его жестоких и омерзительных «забав». Когда он становится свидетелем жестокой и отталкивающей расправы хулиганов с лягушками, Дюшка ощущает, что с ним «что-то случилось», и чувствует вокруг себя пустоту. Сначала ему кажется, что не на кого опереться, не за что ухватиться. Земля начинает колебаться под ногами подростка. Мир раскалывается для Дюшки надвое: он испытывает поднимающее его прекрасное чувство к Риме и ненависть к своим сверстникам, получающим удовольствие в садистских забавах. Красота добра и отвратительное лицо зла… Зыбкость всего вокруг. Так на глазах мальчика мир начинает играть в «перевертыши»…

Структура повести подсказывает читающему смысл ее названия и тот философский подтекст, который составляет главное в авторском замысле.

Противопоставляя прекрасное чувство, впервые открывшееся Дюшке в те же дни в романтической любви к школьнице Риме Братеневой, тому, тоже впервые родившемуся в нем ужасу перед бессмысленным злом, существующем в привычном и как будто уже освоенном мире, Тендряков с большой эмоциональной силой подчеркивает сложность жизни.

В представлениях мальчика все на время перепутывается, обнаруживая две разные стороны, два облика. Тендряков замечает, что мальчишка не мог знать, что вместе с желанием братства приходит чувство одиночества, а с любовью – ненависть. Даже взрослые часто не догадываются об этом.

«Весенние перевертыши» – произведение глубоко принципиальное и, в отличие от подавляющего большинства произведений западных авторов, философски четкое.

Тендряков без нажима и какой-либо нагрузки и обертонов подчеркивает родившуюся в подростке активность в борьбе с тем злом, которое он открывает в мире.

Вместе с ненавистью в Дюшке рождается решимость не стоять в стороне, а бороться против того, что ненавистно.

Мотив перевертышей проходит через всю повесть. Он звучит не только в рассуждениях подростка, но и в описании реакций взрослых на происходящее.

Мотив перевертышей звучит особенно остро в наиболее драматических финальных эпизодах повести — суда над Дюшкой, представшим перед всей школой в ложном свете нападающей стороны, в смертельной опасности, нависшей над маленьким Минькой, навлекшим на себя ненависть хулигана Саньки. Повесть воспринимается не только как постановка, но и как художественное решение поставленной автором этической проблемы. В. Тендряков акцентирует мотив зыбкости границ между злом и добром. Даже в последних строчках повести звучит тот же лей. Вместе с тем, поставив вопрос, в одном ли мире живут Дюшка и Санька, автор дает на него недвусмысленный ответ: мир прекрасен только тогда, когда в нем не мирятся со злом, живущим в таких людях, как Санька.

Противостояние — моральное и физическое

В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение — привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: