Тема
В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).
Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.
В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.
Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.
Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:
- Что нужно для стабильного развития общества?
- Насколько переоценено дворянство?
- Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
- Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?
В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.
Основные проблемы
В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.
Остановимся на них подробнее.
Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?
Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.
В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.
Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.
Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).
Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.
Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.
Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.
Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.
Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.
Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?
И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.
XXIV
Через два часа Кирсанов-старший является в комнату Базарова с предложением стреляться на дуэли. Они договариваются на завтрашнее утро, чтобы никто не узнал. На роль секунданта берут слугу Петра. Базаров понимает, что Павел Петрович сам любит Фенечку.
Кирсанов приносит на дуэль пистолеты, а Евгений отсчитывает шаги. Кирсанов тщательно целится, но промахивается, а Базаров не целясь попадает в ногу Павла Петровича. Тот падает в обморок. Петр бежит за дрожками, на которых приезжает младший брат.
Мужчины объясняют причину дуэли политическими разногласиями, и Базаров уезжает. Павел Петрович в бреду вспоминает о княгине Р., на которую так похожа Фенечка. Он предлагает брату оформить брак с Федосьей Николаевной.
Глава 7
Общество пророчило Павлу Петровичу головокружительную карьеру. Будучи офицером, он пользовался огромной популярностью среди женского пола. Но все изменилось, когда он встретил княгиню Р, она вскружила ему голову. Он добился ее любви, но она быстро остыла к нему. Долгое время он преследовал женщину, а после ее кончины замкнулся в себе и, покинув свет, поселился у брата.
Отцы и дети. Глава 28. Краткое содержание
Через полгода в Марьине состоялось две свадьбы. Аркадий женился на Кате, а его отец — на Фенечке.
Павел Петрович собрался сначала в Москву, потом за границу. Через некоторое время Одинцова тоже вышла замуж — «не по любви, но по убеждению» — за умного человека.
Николай Петрович стал мировым посредником; Аркадий оказался хорошим хозяином, его поместье стало приносить доход. Вскоре у них с Катей родился сын.
Павел Петрович обосновался в Дрездене. Кукшина также уехала за границу, в Гейдельберг, там она стала изучать архитектуру. Ситников считает, что продолжает дело Базарова.
Родители Базарова часто приходят на могилу сына, которая находится на небольшом сельском кладбище. Они подолгу плачут и молятся. Они живут только воспоминаниями о Евгении.
История создания
Кому посвящен роман? Как известно, он посвящается памяти В. Г. Белинского, известного литературного критика того времени. Это посвящение вовсе не случайно, ведь Виссарион Григорьевич был ярчайшим представителем нового сословия, которое громко заявило о себе в общественной и интеллектуальной жизни страны.
Борьбу двух сословий, положенную в основу романа «Отцы и дети», можно проследить на многих аспектах жизни писателя. «Современник», которым теперь владел Некрасов, раскололся на две части — радикально настроенных революционеров и приверженцев постепенных реформ. Добролюбов, представитель первых, был поддержан Некрасовым, что послужило причиной ухода Тургенева из редакции. Уход был эмоционально тяжелым, так как этот журнал был своеобразной трибуной для мыслящих людей того времени.
Тургенев отличался тем, что создавал образы крестьян и мещан, как глубоких и сложных личностей. В то же время, принадлежащий к дворянскому сословию, он был заинтересован мучительными духовными поисками дворянства. Возникает вполне очевидный вопрос, кому же больше симпатизирует автор? На этот вопрос может помочь ответить первый эпиграф к роману.
Этот эпиграф к первой редакции позже был снят, так как из него понятно — последнее слово за дворянином. Это упрощает авторский замысел, делая его однобоким, хотя на самом деле Тургенев симпатизирует Базарову, он его любит и создает такой психологический портрет, чтобы и читатель в него влюбился. В характере Базарова отразились черты многих радикально-настроенных демократов того времени.
Замысел романа приходит Тургеневу в Англии, работа над ним идет в Париже, а завершается и издается он в России. Суммарно писатель работал над «Отцами и детьми» 2 года — с 1860-1862.
Стоит также обратить внимание на исторический фон. Именно в 1859 г, в мае Базаров и Кирсанов приезжают к отцу второго в имение
Это момент становления новой политической России — происходит раскол: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Это время болезненно пограничного, кризисного состояния общества. Вся Россия охвачена горячкой преобразований — никто не хочет казаться отставшим от новых течений.
В стране, особенно в деревне, царит экономический кризис — нищета, голодные крестьяне, разруха. Такие картины родного края предстают перед Аркадием сразу по приезде в имение отца. Вскоре мы узнаем, что дела с хозяйством у Кирсановых обстоят плохо.
В 1861 отменят крепостное право. Получается, век дворянства — в прошлом? Их «песенка спета», как говорит Базаров? Да! И автор подтверждает это фразой:
Тургенев прямо не высказывает свою позицию в тексте, вместо этого он предлагает «сливкам» двух сословий обосновывать и защищать свои позиции.
Творческая история романа
Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.
- В первый год сочинения романа Тургенев дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма, только рождавшегося в то время.
- Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.
После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.
Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.
Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»: биография и история жизни
Павел Петрович Кирсанов — один из центральных героев знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева. Этот персонаж является дядей юного «нигилиста» Аркадия Кирсанова и старшим братом помещика Николая Петровича Кирсанова.
История жизни Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: биография героя
Светская жизнь в Петербурге
Будучи юношей, Павел Петрович оканчивает престижное военное училище, Пажеский корпус, и поступает на службу в гвардию. Он становится «светским львом» и повесой, вращаясь в высшем свете Петербурга. Павел Петрович быстро продвигается по службе. Впереди у него блестящая военная карьера. Но в его жизни появляется любовь. Любовь к княгине Р.
Однажды Павел Петрович страстно влюбляется в эксцентричную княгиню Р. Чтобы быть с ней рядом, он бросает службу и уезжает за границу. Когда княгиня Р. разрывает с отношения с Павлом Петровичем, это «убивает» его. Он остается один, с разбитым сердцем, без карьеры и без семьи.
Жизнь в деревне
Через некоторое время Павел Петрович переезжает жить в деревню к брату. Но даже здесь, в провинциальной глуши, он по-прежнему ведет себя, как аристократ. Он одевается по моде и пользуется изысканными духами. Несмотря на свой возраст, он все еще остается красивым и видным мужчиной.
Павел Петрович Кирсанов придерживается либеральных взглядов. Он — славянофил, хотя и любит все английское. Павел Петрович выписывает модные газеты на английском языке.
Дуэль Кирсанова и Базарова
Павел Петрович хорошо воспитан и почтителен. Он терпеть не может циничного нигилиста Евгения Базарова. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров целует Фенечку, неофициальную жену Николая Петровича.
Сам Павел Петрович, вероятно, тоже питает нежные чувства к Фенечке, потому что она внешне похожа на покойную княгиню Р. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль за его дерзкое поведение. К счастью, дуэль заканчивается удачно — никто не погибает. Отъезд за границу
Павел Петрович уезжает на лечение за границу после свадьбы своего племянника Аркадия Кирсанова. Павел Петрович поселяется в Дрездене. За границей он ведет все ту же аристократическую жизнь: бывает в театрах, общается с интересными людьми. Однако в глубине души он по-прежнему несчастлив.
http://fb.ru/article/199863/pavel-petrovich-kirsanov-harakteristika-personajahttp://obrazovanie.guru/literatura/harakteristika-pavla-petrovicha-kirsanova-v-romane-ottsy-i-deti.htmlhttp://www.literaturus.ru/2015/08/pavel-petrovich-kirsanov-otcy-i-deti-turgenev.html
Сюжет: краткий пересказ
Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, и он – нигилист. Это означает, что он отрицает все принятые в обществе порядки и ценности. Евгений подружился с молодым дворянином Аркадием Кирсановым и приехал погостить в его поместье Марьино. Там их встречают отец и дядя Аркадия: Николай Петрович и Павел Петрович.
Они олицетворяют собой все то, что характерно для старшего поколения дворян. Николай Петрович пытается худо-бедно управиться с хозяйством и очень любит своего сына, но его новые идеи находит несколько смущающими. Павел Петрович же – закоренелый аристократ, подражающий европейскому образу жизни и очень ценящий свое социальное положение. Когда появляется молодой Базаров и заявляет в глаза Павлу Петровичу, что все, что ему дорого – ничего не значит, Павел Петрович сразу делает выводы о том, что Евгений – неприятная личность.
Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном. Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.
Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.
Всю свою жизнь этот герой отрицал значимость чувств и насмешливо относился к романтике. Но когда он почувствовал, что сам влюбляется в девушку, он пытается совладать со своей любовной привязанностью. Тут стоит отметить, что Евгению уже около 30 лет, но такие сильные чувства он испытал впервые. Не имея никакого опыта романтических взаимоотношений, Базаров не может справиться с разгорающейся внутри него страстью.
Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.
Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.
После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.
Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.
Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.
Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.
Другие персонажи
Павел Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, друга Базарова. Этот дворянин, в отличие от брата и племянника «не был рождён романтиком», не умеет мечтать. Из чувства самоуважения он и в деревне красиво и опрятно одевается. Павел Петрович Кирсанов — противник Базарова, ему чужды нигилистические убеждения главного героя романа. В спорах они касаются разных тем, например, отношения к народу. Павел Петрович уважает русский народ за его патриархальность, а Базаров народ презирает за отсталость взглядов на мир.
Подробная характеристика Павла Петровича Кирсанова здесь.
Николай Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов — брат Павла Петровича, противник Базарова, но не в спорах, как брат, а в самой сущности своей личности. Николаю Петровичу присуща любовь к природе, музыке, поэзии, то есть такие чувства, которые Базаров презирает. В отличие от своего старшего брата, Николай Петрович «любил помечтать; деревенская жизнь развила в нём эту способность».
Подробная характеристика Николая Петровича Кирсанова здесь.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Аркадию Кирсанову «минул двадцать третий год», выглядит он очень молодо, считает себя развитым и свободным человеком. По натуре Аркадий чувствителен, любит природу, хотя и не признаётся в этом, так как попал под влияние нигилиста Базарова, который считал, что природа — просто мастерская, а не храм. Аркадий считает себя нигилистом, не признающим авторитетов. Он старается относиться ко всему с критической точки зрения, подражая старшему товарищу, и очень гордится своими передовыми взглядами.
Подробная характеристика Аркадия Николаевича Кирсанова здесь.
Анна Сергеевна Одинцова
Подробная характеристика Анны Сергеевны Одинцовой здесь.
Катя Локтева
Катя Локтева — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. В отличие от сестры, она небогата. Это, на первый взгляд, всего лишь милая, застенчивая, молчаливая, молодая девушка. Но постепенно читатель замечает её самостоятельность, ум, гордость, душевную силу, стремление к независимости. Катя любит музыку, обожает природу, эти увлечения сблизили её с Аркадием.
Фенечка
Фенечка (Федосья Николаевна) — незаконная жена Николая Петровича Кирсанова, с которой он впоследствии обвенчался. Ей примерно двадцать три года. Это милая, простая девушка, стеснительная, тихая. Она очень любит Николая Петровича и сына Митеньку. Вопросы мирового значения её не волнуют, она всегда мечтала обрести счастье в семье и, действительно, обрела его.
Ситников Виктор
Виктор Ситников — молодой глуповатый человек, считающий себя учеником и единомышленником Базарова. «Я ему обязан своим перерождением», — заявляет он. Ситников считает себя передовым человеком. В общении он назойлив, старается показать своё презрение к обществу, особенно к женщинам, у которых нет, по его словам, «свободы воззрения».
Ситников дружит с эмансипированной дамой Кукшиной, которую считает передовой женщиной. Этот никчемный человек старается во всём подражать Базарову, а после смерти Евгения утверждает, что продолжает его «дело». Ситников — своеобразная карикатура на нигилиста Базарова.
Родители Базарова
Отец Базарова — Василий Иванович, бывший полковой доктор, у которого есть небольшое имение. Он очень деятельный, энергичный человек. Василий Иванович боготворит сына, гордится его умом, надеется, что он станет великим человеком. Отец чувствует, что Базарову скучно дома. Он очень огорчается, когда сын через три дня собрался уезжать, но не уговаривает остаться, так как не хочет стеснять его.
Мать Базарова — Арина Власьевна. Она очень религиозна, верит в приметы, сны, заговоры, гадания и т. п. Арина Власьевна боязлива, чувствительна. Она «очень добра, и по-своему, вовсе не глупа». Сына мать очень «любила и боялась несказанно».
Арина Савишна
Арина Савишна — мать Фенечки, хозяйственная, чистоплотная женщина. Она служила у Николая Петровича Кирсанова экономкой.
Дуняша
Дуняша — молодая весёлая горничная Фенечки, которой понравился Базаров.
Вам также будет интересно почитать:
Григорий Мелехов — образ и характеристика героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Ильинична — образ и характеристика героини романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Анна Павловна Шерер — образ и характеристика героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Тарас Бульба — образ и характеристика героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Алексей Степанович Молчалин — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Госпожа Простакова — образ и характеристика героини комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Внешность героя
Павлу Петровичу Кирсанову около 45 лет, по происхождению он дворянин. Родился мужчина на юге России. Его отец был генералом, а мать жила в своё удовольствие. От родителей герою и его младшему брату Николаю досталось имение.
Образование мужчина получил в престижном Пажеском корпусе, который находился в Санкт-Петербурге. После учёбы он отправился на службу в гвардейский полк. Его военная карьера развивалась стремительно: уже к 28 годам он носил звание капитана.
Автор описывает героя, как красивого мужчину, внешний вид которого не оставляет равнодушными окружающих людей. Павел тщательно следит за собой. Несмотря на возраст, на его лице нет морщин. Кратко описать его внешность можно следующим образом:
- средний рост;
- атлетическое телосложение;
- короткие, седые волосы;
- аккуратные усы;
- тёмные глаза.
Герой произведения ведёт светский образ жизни. Его внешний вид всегда безупречен, двигается он плавно и грациозно. Молодой офицер хорошо одевается и пользуется парфюмом. Его манера держаться, белоснежная улыбка и приятный тембр голоса сводят с ума женщин. Мужчины втайне завидовали его умению изысканно преподнести себя.