Проблематика
В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот. Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми — вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.
Вариант 2
В произведении не заслуженно обидели хорошего простого парня Сашку Ермолаева. Рассказ «Обида» был написан в 1971 году, вошёл в сборник «Характеры».
В. Шукшин очень тонко чувствовал всю несправедливость, обиду, злость, отчаяние и разочарование, которое испытывает простой рядовой житель города Александр Ермолаев, муж, отец двух маленьких девочек.
Очень точно выведен образ «дядьки в плаще», трусоват, подловат, редкий хам и подхалим. Понятно, что продавщица незаслуженно обидевшая человека, торгашка и малообразованная хамоватая тётка («плотют», «только и делов»). Продавщица в продуктовом магазине чувствует себя абсолютно правой, ей даже, в голову не приходит, что она может очень сильно обидеть человека, извиняться не её правилах(«глядит как Исусик»).
Вся неприглядная ситуация происходила на глазах маленькой дочери, дети очень впечатлительные и тонко чувствуют настроение взрослых. Маленькая дочка главного героя очень точно сказала «плохие тётя и дяди». Отчётливо прослеживается нравственное противостояние.
Нравственные проблемы, которые затрагивает В. Шукшин, могут коснуться каждого. Реальность, при которой происходит хамство, грубость, несправедливость, не может не тронуть порядочного человека. Для кого-то он Александр Иванович, для кого-то Сашка, чувство собственного достоинства, присутствует в этом человеке. Чувство несправедливости, грубость и хамство, агрессия толпы, очень задели главного героя. Отвратительная сцена с избиение в квартире «дядьки в плаще» усугубляет ситуацию.
Очень ясно вырисовывается образ «маленького человека», поднятого классиками русской литературы Чеховым, Гоголем. Серая масса в образе «дядьки в плаще», толпа, которая как стадо, все вместе набрасывается на одного, агрессия, злость, безразличие к чувствам человека, но герой Шукшина, человек с достоинством и с принципами.
Честный добропорядочный, ранимый, добрый и наивный Сашка, но нанесённая глубокая обида, смогла в этом человеке пробудить такую злость, что последним аргументом в борьбе за несправедливость, он посчитал молоток. Сильное душевное волнение, его «трясёт», он пытается понять, почему люди так легко и быстро встают на сторону зла.
Несправедливость, обида, прилюдное унижение, ежедневные обыденные события, с которыми может столкнуться любой человек в магазине, в транспорте, в учреждении, Сашка задумывается почему хамство рождает хамство и не находит ответа.
Противостояние в образе жены Веры и маленькой дочери Маши, даёт надежду на благополучное разрешение конфликта. В финале Сашка в окружении близких любящих людей уходит домой, казалось бы, конфликт исчерпан, но зло не понесло наказание.
Проблемы общества актуальны во все времена, поэтому произведения В. Шукшина издаются и переиздаются, снимаются фильмы, его произведения изучают в школе. Рассказы Шукшина всегда актуальны, свежо воспринимается ситуация, заставляет сопереживать, заставляет задуматься, почему подобное происходит в жизни.
Критика
Киновед C. Фрейлих написал, что «артисты С. Никоненко (новелла „Братка“), Е. Лебедев („Роковой выстрел“) и В. Санаев („Думы“) в неожиданных ракурсах обнажили серьёзное содержание людей, казавшихся на первый взгляд чудаками».
Критик Инна Левшина считала, что «фильм интересный, талантливый …, но не сложившийся в цельное и ёмкое повествование, то есть оказавшийся в чём-то важном ниже уровня шукшинской прозы». По её мнению, фильм распался «на далёкие друг от друга и в разных случаях, в разной степени утерявшие обаяние шукшинской прозы режиссёрские этюды»
Киновед Владимир Баскаков раскритиковал вторую новеллу фильма за неуместные байки о войне, отметив при этом, что «в первой и особенно в лучшей в этом фильме — в третьей — новелле есть истинная любовь к людям труда, жителям деревни, настоящая атмосфера сельской жизни, не из книг и газет почерпнутая».
Критик Константин Рудницкий, анализируя причины относительной неудачи фильма, писал, что он «лишён внутренней цельности». Рудницкий писал: «Три портрета, поданные то с откровенным сочувствием, как Васька-Чудик, которого сыграл С. Никоненко, то с иронией, как Бронька, возбуждённо и нервно сыгранный Е. Лебедевым, то и с иронией и с сочувствием сразу, как Матвей Рязанцев в горестно-суровом исполнении В. Санаева, никак не складывается в триптих». Критик резюмировал: «И хотя многое — по частностям — удалось режиссёру, тем не менее сам Шукшин не зря считал фильм „Странные люди“ своей режиссёрской неудачей».
Киновед Юрий Тюрин подробно рассмотрел фильм и назвал его недооценённым. В частности, он писал, что «немногие догадались про характер-притчу, когда смотрели „Странных людей“, особенно вторую новеллу этого фильма — „Роковой выстрел“». «Доверяя слову, звучащему с киноэкрана в исполнении актёра-реалиста (образа-типа), — писал критик, — Шукшин не боялся показаться скучным».
Культуролог Наталья Кириллова писала, что «фильм, в котором много прекрасных актёрских работ (Е. Евстигнеев, Е. Лебедев, С. Никоненко, Л. Федосеева, В. Санаев, Н. Сазонова, Л. Соколова и др.), интересен не только эксцентрическими выходками шукшинских „странных людей“, но и исследованием состояния души человеческой».
Доктор искусствоведения Ирина Шестакова утверждала, что «Шукшин, несмотря на остро переживаемую им критику фильма „Ваш сын и брат“, сводившуюся к обвинению в противопоставлении деревни и города, в новой киноленте как будто продолжает настаивать на своём, ещё резче очерчивая контрасты в изобразительном решении городских и деревенских картин, но придавая им некий обобщающий, условно-метафорический характер». Она также писала: «Назревавший духовный кризис Шукшина … нашёл выражение в собственной оценке последнего фильма как творческой неудачи, как измены делу служения художника народу. Своеобразным выходом из кризиса стала идея создания новых фильмов на основе оригинальных киносценариев … Таким опытом отказа от „литературности“ стал фильм „Печки-лавочки“».
О проблематике произведения
Автор поднимает в этом произведении свою излюбленную проблему. Она касается отношений горожан и обитателей деревни. Главный герой текста замечает: жители в деревне отличаются от горожан. Сельские жители лучше, чем городские обитатели, потому что они проще и скромнее. Чудик вспоминает о своих односельчанах. Многие из односельчан Чудика получили звание «Герой Советского Союза», а также «Кавалер Славы». Но для героя сельская жизнь дороже городского комфорта и удобств. Чудик отмечает даже разницу в воздухе в деревне и городе:
Критики выделяют и другую проблему, к которой обращается автор. Это проблема семьи и специфики отношений родственников. Прочность семьи зависит от любви, от доверия супругов, от взаимных недовольств. Неурядицы связаны с семьей брата. Чудик отличается детскими взглядами на мир. Персонаж живет, руководствуясь сердцем. Писатель противопоставляет этому герою разумных прагматиков, живущих рациональными интересами.
Читать онлайн «Чудик»
Василий Макарович Шукшин
Чудик
Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.
Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные.
Вот эпизоды одной его поездки.
Получил отпуск, решил съездить к брату на Урал: лет двенадцать не виделись.
– А где блесна такая… на подвид битюря?! – орал Чудик из кладовой.
– Я откуда знаю.
– Да вот же ж все тут лежали! – Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами. – Все тут, а этой, видите ли, нету.
– На битюря похожая?
– Ну. Щучья.
– Я ее, видно, зажарила по ошибке.
Чудик некоторое время молчал.
– Ну и как?
– Что?
– Вкусная? Ха-ха-ха! – Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. – Зубки целые? Она ж дюралевая!. .
…Долго собирались – до полуночи.
А рано утром Чудик шагал с чемоданом по селу.
– На Урал! На Урал! – отвечал он на вопрос, куда это он собрался. При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам – они его не пугали.
На Урал! Надо прошвырнуться.
Но до Урала было еще далеко.
Пока что он благополучно доехал до районного города, где предстояло ему взять билет и сесть в поезд.
Времени оставалось много. Чудик решил пока накупить подарков племяшам – конфет, пряников… Зашел в продовольственный магазин, пристроился в очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы – полная женщина с крашеными губами. Женщина негромко, быстро, горячо говорила шляпе:
– Представляете, насколько надо быть грубым, бестактным человеком! У него склероз, хорошо, у него уже семь лет склероз, однако никто не предлагал ему уходить на пенсию. А этот без году неделя руководит коллективом – и уже: «Может, вам, Александр Семеныч, лучше на пенсию?» Нах-хал!
Шляпа поддакивала:
– Да, да… Они такие теперь. Подумаешь – склероз. А Сумбатыч?. . Тоже последнее время текст не держал. А эта, как ее?. .
Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался.
Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать… Глянул на пол, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.
– Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.
На него оглянулись.
– У нас, например, такими бумажками не швыряются.
Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки нет.
«Наверно, тот, в шляпе», – догадался Чудик. Решили положить бумажку на видное место на прилавке.
– Сейчас прибежит кто-нибудь, – сказала продавщица.
Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Вдруг его точно жаром обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома. Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане… Сунулся в карман – нету. Туда– сюда – нету.
– Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!. . Моя бумажка-то.
Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотенную. Одну, двадцатипятирублевую, сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя, не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать…
Сюжет
«Братка»
Деревенский парень Васька едет в Ялту, где давно живёт его старший брат. Брат разведён, однако обеспокоен тем, что ему «надо устраивать быт», и берёт с собой Ваську в гости к одинокой женщине, Лидии Николаевне, которую он рассматривает как «вариант». У Лидии есть маленькая дочка Маша, и пока взрослые сидят за столом, выпивают и поют под гитару, её отправляют гулять со знакомой. Муж Лидии (в его роли на фотографии выступил сам Шукшин), как объясняет Ваське брат, ушёл из семьи, запив. Уже дома, перед сном, брат говорит Ваське, что есть у него и ещё один вариант, но только там «вывеска не та». На следующий день Васька катается на канатной дороге, а потом решает ехать обратно в деревню. Дома он говорит, что у брата не был, так как потерял деньги и три дня прожил у дружка в райцентре.
«Роковой выстрел»
В сибирскую деревню к пожилому охотнику Броньке приезжает группа молодёжи, чтобы поохотиться. Бронька отправляется с ними на охоту, на прощание жена просит его «хоть на этот раз перетерпеть», а то ей «от людей проходу нет». Во время привала Бронька спрашивает молодых людей, слышали ли они про покушение на Гитлера и говорит, что покушений было на самом деле два, но про второе никто не знает. Он говорит, что двадцать пять лет назад, в июне 1943 года его, молодого санитара, из-за сходства с пойманным немецким офицером стали готовить к покушению на Гитлера, который должен был прибыть на передовую. Переодетый немецким офицером, Бронька с пакетом для фюрера проник в его бункер, однако, выстрелив из браунинга, промазал. Бронька рассказывает свою историю с необыкновенным надрывом, однако остаются сомнения в её правдивости.
«Думы»
Рассказ «Думы» о том, как деревенский парень по имени Колька страдает от мук творчества. Деревенским жителям он кажется странным – все время о чем-то думает, вырезает фигурки из дерева, жениться не торопится, не спешит влиться в ту обыденность, в которой пребывает каждый из них. Колька пытается вырезать фигуру Стеньки Разина, и все не понимают: зачем ему нужна эта пустая забава. Однажды старожил деревни Матвей вызвал Кольку на разговор и понял, что фигурка Разина – это попытка человека осмыслить историческое событие, связанное с этой личностью. И дед советует парню махнуть рукой на всех, кто над ним смеется, и продолжать свое творчество.
Характеристика главного героя
Главный герой — личность, способная к саморефлексии. Это чуткий и ранимый человек, привыкший жить в соответствии с постулатами официальной советской морали, которая гласит, что нужно быть вежливым, а не махать кулаками. Именно поэтому мужчину так обидело несправедливое обвинение в алкоголизме, ведь он даже не помнил, когда в последний раз выпивал.
В произведении органично сочетаются:
- внутренние монологи главного героя;
- размышления на морально-этическую тему.
Автор не говорит, кем работает Сашка, но он ведёт себя сдержанно, демонстрируя воспитанность и хорошие манеры. Ни наглая продавщица, ни хам в плаще не способны вызвать ответную грубость. Сашка «находит, что сказать» только мяснику, который попадается у него на дороге, когда он пытается найти управляющего.
Для главного героя жизненно важно доказать, что его незаслуженно обидели, что он не сделал ничего дурного. Однако люди его обвиняют, он проигрывает в споре:
- с продавщицей;
- со старым хамом;
- с его сыном Игорьком.
К счастью, к герою возвращается самообладание, и он начинает ощущать душевное равновесие. Прийти в себя Сашке помогает его семья — мудрая жена и крошечные дети. Теперь он ассоциирует свою хорошую жизнь не со справедливым социумом, а с самыми любимыми и родными. Подобное решение понятно из его поступка. Оно как бы остаётся в подтексте происходящего.
Главный герой шокирован тем, что Чукалов, называвший его пьяницей, сам оказался алкоголиком. Сашка поражён тому, как всё верно понимает его маленькая дочь Маша, которая сразу видит суть негативных людей и называет их «плохие дяди и тёти». Она спасает отца от непоправимой ошибки, рассказывая маме об инциденте.
Личная жизнь
Первой и единственной официальной женой Василя Шукшина стала Мария Ивановна Шумская. Это была его первая любовь, которая и стала его первой женой. Мария была родом из одной деревни с Василием Макаровичем. Там же она стала работать сельской учительницей.
Они расписались в 1955 году, когда Василий Макарович учился во ВГИКе и осваивал профессию режиссера. Недолго продлилась их семейная жизнь. Мария настолько привыкла к деревенской жизни, что даже замужество не заставило ее покинуть родное село. Она не поехала в столицу за своим мужем.
Так и закончилась их семейная жизнь, еще не начавшись. Василий Макарович был необычайно влюбчив. Его романы были постоянными, жены все были гражданскими.
В гражданском браке с Викторией Сафроновой, дочерью драматурга, поэта и переводчика, у Шукшина рождается дочь Катя. Во время гражданского брака с Викторией на его горизонте появляются одновременно две Лидии: Федосеева и Чащина.
Он разрывается между тремя женщинами, пытаясь разобраться в своих чувствах. Удивительно, за что его так любили женщины. Он не отличался особой красотой, внешность Шукшина была самой заурядной. Но что присутствовало у Василия безусловно: это необычайная харизма.
Он был талантлив не только в искусстве, но и в человеческих отношениях. Недаром столько женщин сходило по нему с ума. Но все, кто знали писателя, считают, что единственная женщина, которую Василий любил всю жизнь, была его мать.
Жанровые и стилевые особенности
Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик», читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.
Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов. Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают. Бесхитростный герой Шукшина «Чудик», краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.
Сюжет
Василия Егорыча супруга называет Чудиком. Решив ехать в гости к брату на Урал, он первым делом идет в магазин, за гостинцами. Там находит 5 рублей и оставляет на прилавке, чтобы забрал потерявший. Выйдя Чудик осознает, что деньги выпали у него, но вернуться не может, из страха быть обвиненным в воровстве. Самолет, на котором летел герой совершает неожиданную посадку на картофельном поле. Один из пассажиров при посадке потерял вставную челюсть. Василий Егорыч поднял ее руками, что возмутило владельца. Встретившись, братья воспоминают прошлое и обсуждают философские темы. Сноха не довольна приездом гостя. Утром Чудик остается один дома. Он хочет сделать приятное и разукрашивает коляску. Однако, на Софью Ивановну это впечатления не произвело и она вынуждает уехать родственника, пригрозив выбросить вещи.
Группа 2 — Литературоведы
Задание.
Опираясь на прочитанные дома произведения и приводя примеры из текста, дайте характеристику героям Шукшина. Подготовьте выступление (с цитатами из авторского текста). Регламент выступления — 5 минут.
Форма ответа.
Герои рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»:
а) Наум Евстигнеевич;
б) восьмиклассник Юрка.
Главный герой рассказа «Сапожки».
К чему стремятся герои Шукшина?
План анализа
Возраст, внешность, род деятельности
Образ жизни
Интересы. Жизненная цель (если есть).
Вот мы услышали, какими были герои двух рассказов В. М. Шукшина. То, какими они предстают в рассказе глазам обыкновенного читателя. А теперь давайте послушаем мнение наших критиков, которые работали с дополнительным материалом и должны были увидеть в этих персонажах нечто новое.
Критики. 3 группа.
Задание:
1. Используя данный ниже материал, подготовьте выступление с характеристикой героев В. М. Шукшина. Докажите справедливость мнений критиков (см. ниже), используя тексты рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки». Составьте общий портрет героя В. М. Шукшина (по двум рассказам):
1) какой образ жизни ведет герой В. Шукшина?
2)какие идеалы преследует?
2. Найдите определение слова «чудик» в словаре. Как вы думаете, кому-то из шукшинских героев подходит данное определение?
3. Нарисуйте портрет героя Шукшина — «чудика».
Материал для критиков:
По мнению критиков, шукшинский герой «в кирзовых сапогах» (С.
Залыгин)
«пылит по проселочным дорогам»
(Л. Аннинский).
Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной Алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.
Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое «в кирзовых сапогах», о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа. «Меня больше интересует «история души», и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует», – говорил Шукшин. Но и не всякая «душа» близка писателю. «…Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно… – писал Шукшин. – Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».
Человек-недогматик (т. е. ведущий себя вопреки общепринятым традициям)
в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего. Шукшин написал достаточно много рассказов об этих людях («Мастер», «Выбираю деревню на жительство», «Микроскоп», «Штрихи к портрету», «Алеша Бесконвойный» и др.); более того, именно об этих людях его кинофильм «Странные люди» (1969), в который вошли его новеллы: «Чудик» (в сценарии – «Братка»), «Миль пардон, мадам» (в кино – «Роковой выстрел»), «Думы». Определение этому герою критики взяли из прозы самого Шукшина – чудик.
Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. К
ак и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий.
Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди , со , наблюдательные и острые на язык.Многих
его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глбокое
знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»
Характеристика главного рассказа «Чудик» Шукшина
Произведения Василия Шукшина эмоциональны и колоритны. Одной из самых известных работ автора является «рассказ-судьба» «Чудик». Особую роль в произведении играет главное действующее лицо. Именно его Василий Шукшин назвал Чудик.
«Звали его — Василий Егорыч Князев». Настоящее имя Чудика. «Было ему тридцать девять лет от роду». Только имя и профессию главного действующего лица Василий Шукшин сообщает в самом конце произведении. Постепенно автор раскрывает характеристики героя, чтобы у читателя была возможность составить полный его портрет и представить, каким был персонаж в жизни. «Он работал киномехаником в селе». Изначально читателю кажется, что Чудик был простым работягой. Внешность персонажа Василий Шукшин описывает так: «…круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам…». Автор делает акцент на глазах героя. «Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами».
Но почему главного персонажа произведения прозвали именно Чудик? «Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные». Герой понимал, что эти странные ситуации приносят ему лишь страдания. Но он не мог ничего изменить. Персонаж словно был заложником обстоятельств. Его чудаковатость становилась объектом насмешек со стороны окружающих. Особенно горько герою было осознавать, что его принижает супруга. «Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена». Супруга персонажа не упускала возможности указать мужу на его недостатки.
Чудик стеснялся своей неуклюжести. Он роптал на судьбу, вновь и вновь пытался найти ответы на интересующие его вопросы. «Да почему же я такой есть-то? — горько шептал он, сидя в сарайчике». Он убегал людей, прятался и подолгу находился один. Он пытался разобраться в себе, искал причины своей непохожести на окружающих. Близкий человек — его супруга — никогда не поддерживала его. «Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются». Героя посещали страшные мысли. Но Чудик и не сопротивлялся им. Его душу разрывали тревоги и сомнения. Это был глубоко несчастный, неуверенный в себе человек. И рядом не было такого, на кого бы он смог положиться.
Проблематика
В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема — отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трёх степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять её на городскую.
Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.
https://youtube.com/watch?v=m_t8IIYXKUM