Краткое содержание
Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.
Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».
Главные герои:
- Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
- Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
- Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
- Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
- Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
- Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
- Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
- Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.
Главы 1-5
На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.
Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.
Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.
Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.
Главы 6-10
Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.
Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.
Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.
Главы 11-16
С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.
Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.
Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.
Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.
Главы 16-22
На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.
Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.
Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.
На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.
Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.
Проблематика повести Распутина
Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.
С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.
Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.
К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.
Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.
Вариант 2
Все происходит на реке Ангара. Именно там и было решено построить одну из гидроэлектростанций. Здесь располагалось огромное количество разных домов, которые должны были снести. Конечно же, люди были против этого, но правительство даже, и слушать его не стали и делали все по-своему. И тогда Распутин и решил написать об этом произведение «Прощание с Матерой». Здесь описываются все события, которые происходили в это время. Кроме этого в произведении идет описание и переживания жителей и что они делали для того чтобы сохранить все свои дома.
За основу данного сюжета была положена реальная история, которая произошла в одной из деревень под названием Матера. Именно здесь и было решено построить гидроэлектростанцию. Жителям ничего не оставалось, как бросать свои дома и бежать в неизвестном направлении. Государству было совершенно наплевать на те чувства, которые испытывают жители деревни. Об их чувствах они даже не думали, а решали скорее все свои проблемы. С этого дня они начали потихоньку топить деревню. И если люди вовремя не уйдут отсюда, то могут в любой момент погибнуть. Но им кажется, что все совсем скоро измениться и кто-нибудь заступиться за них и они останутся здесь и дальше жить.
Но на этом государство не остановилось, помимо деревень они наняли людей, которые начали разрушать кладбище, а ведь здесь похоронены родные и близкие люди жителей деревни. И этого они допустить никак не могут. И для того чтобы это все предотвратить готовы на все.
А вот молодым людям наоборот данный момент кажется положительным, ведь теперь их мечта может сбыться, и они переберутся в город и у них начнется совсем другая жизнь. И для того чтобы поскорее перебраться в город они готовы сами поджечь свои дома и остаться без всего.
Старики и старушки совсем по-другому воспринимают данное событие. Им очень жаль все, что они зарабатывали всю свою жизнь, а теперь все это нужно покинуть и начать все заново. Если раньше они могли все это добыть и заработать. А вот сейчас они находятся на пенсии и собрать нужную сумму денег для того чтобы купить квартиру или дом они не могут себе позволить. Им очень жаль, что все так происходит. И что они не смогли ничего сделать для того чтобы предотвратить разрушение кладбища.
И вот здесь открываются все самое сокровенное, которое человек прячет. Петруха очень обрадовался тому, что происходит в деревне. Ведь больше всего на свете ему хотелось отправиться жить в город и осуществить свою мечту. И ради достижения своей цели он готов бросить своих родителей, а также сжечь свой дом, в котором родился и вырос. А вот Даша совсем по-другому относиться к своему дому, ведь она уверена, что обязательно сюда еще вернется. И перед отъездом тщательно убирается.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Подробнее
Многие авторы пишут произведения на основе реальных событий, по мотивам собственных биографических случаев. Так и в сюжет своей повести Валентин Григорьевич заложил основы подлинной истории. В 70-80 годах XX века по всему Союзу шло активное строительство гидроэлектростанций. В произведении автор описал один из таких процессов, происходивший на реке Ангаре.
Первые страницы произведения Распутин посвятил описанию природы. Он упоминает, что подобная картина – таяние снега и ледоход – повторяются из года в год. И тут же Валентин Григорьевич противоречит себе и рассказывает о том, почему эта весна стала не обычной. Деревня Матера, на берегу Ангары, «сошла с привычного хода». Строки эти легко дают прочувствовать атмосферу угасающей деревенской жизни.
От описания деревни Распутин переходит к рассказам о судьбах ее жителей. Кажется, что в них нет ничего особенного. Каждый в деревне живет обычной трудовой жизнью, а поводом для радости может послужить, разве что, приезд сына с невесткой на выходные в отчий дом. У жителей Матеры свое счастье – и оно в родной земле. Многие матеровцы приравнивают переезд к смерти, так родна и дорога им деревня. Даже на собственные вещи, которые им не пригодятся в городе, жители смотрят с тоской. А что уж говорить о животных, которые часто становятся членами семьи.
Стоит отметить, что герои повести переживают не только за трудное привыкание к городской жизни, но и за то, что будущая ГЭС затопит могилы их предков. Рабочие начинают заниматься, в прямом смысле этого слова, вандализмом. Они разрушают могилы, сжигая кресты и памятники, чтобы «ничего лишнего» не поднялось на поверхность воды. Данная сцена одна из самых трагичных в повести. Мало кого из читателей она может оставить равнодушным. Этот научно-технический прогресс смоет с «лица» земли всю их историю. По логике властей, личные чувства жителей никого не интересуют, на первое место возводится общее благо – новая электростанция.
Одним из символов будущего затопления стал часто льющий дождь, сменяющий солнечные дня. Распутин оставляет перед читателем открытый вопрос: чьей стороны придерживаться? Идти в ногу с прогрессом или сберечь кусочек русской земли?
В небольшом произведении автор смог раскрыть несколько «вечных» проблем. Перед читателем встают не только экологические вопросы. Распутин с легкостью затрагивает тему жизни и смерти, говорит о смысле человеческого бытия, рассуждает о вечных «столкновениях» отцов и детей. А «красной линией» через все произведение проходит тема любви к малой Родине.
Характеристика героев
Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:
- Дарья – старожил деревни, уже и сама не помнящая точно свой возраст, рассудительная сильная женщина, объединяющая стариков. Хотя она живет одна, потеряв мужа, сгинувшего на охоте в тайге, когда ему едва перевалило за пятьдесят, у нее крепкая семья. Дети почитают мать и всегда зовут к себе. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко переживая из-за невозможности повлиять на ход событий. Для нее важна семейственность и связь поколений, поэтому она тяжело переживает неосуществленный перевоз могилок родных,
- Катерина – подруга Дарьи, безропотно переносящая удары судьбы и выходки непутевого сына. Она никогда не была замужем и любила одного мужчину, чужого мужа и отца своего Петрухи. Катерина всегда старается оправдать сына и всех окружающих, надеясь на исправление и проявление лучших качеств,
- Настасья – соседка и приятельница Дарьи, не находящая себе места вне Матеры. Ее судьба не легка, она пережила своих детей и сосредоточилась на муже, про которого под старость лет стала рассказывать небылицы. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, она пытается оберегать единственного оставшегося родного человека. Чудить она начала после смерти четверых детей, двое из которых не вернулись с войны, один провалился под лед с трактором, а дочь скончалась от рака,
- Сима – младшая подруга Дарьи, оказавшаяся в деревне случайно с внуком Колькой. Услужливая и тихая женщина, самая младшая из всех старух. Жизнь у нее сложилась не просто, она рано осталась одна на руках с немой дочкой. Мечты на тихую семейную жизнь не осуществились, дочь Валька стала гулять с мужчинами и пропала, оставив сына на попечение матери. Сима безропотно переносит беды, продолжая верить в отзывчивость и доброту людей,
- Богодул – единственный мужчина в компании старух, прибившийся в деревню из чужих краев. Сам себя называет поляком, говорит мало, больше на русском мате, за что, видимо, назван был богохулом. А деревенские переделали в Богодул. У Богодула характерная внешность: лохматые волосы и заросшее лицо с мясистым кочковатым носом. Ходит он круглый год босиком, на заскорузлых огрубевших ногах, медленной и тяжелой походкой, с согнутой спиной и задранной головой с красными, налитыми кровью глазами,
- Егор – муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от тоски, оторванный от малой родины. Егор – мужчина основательный и вдумчивый, он глубоко таит свою грусть и переживания, постепенно отгораживаясь от людей и от жизни,
- Павел – сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и стариками, не имеющими сил расстаться с родными корнями. Он пытается приспособиться к новой жизни, но выглядит растерянным и пытающимся примирить окружающих,
- Соня — жена Павла, легко и с радостью перенесла переезд в новый поселок городского типа, с удовольствием переняла городские привычки и моду,
- Андрей – сын Павла, видит в уничтожении Матеры человеческую силу и мощь, стремящуюся к прогрессу. Он ищет активных действий и новых впечатлений,
- Петруха – сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи с малой родиной, он с легкостью расстается с домом и имуществом, не думая о будущем и окружающих людях.
История создания
В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху». Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.
Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Анализ произведения 3
Во второй половине 20 века наша страна переживала подъем научно-технического отраслей в разных видах промышленности. Строились заводы, электростанции, уничтожая села и деревни с их природными красотами. Такие изменения затронули и родные места писателя. Вот и началось создание повести «Прощание с Матерой».
Все события начались с того, что Матера должна прекратить свое существование. И все, что здесь находится уйдет под воду. А это означало смерть. Именно в последние дни все заботы людей обнажились. И может быть эта жизнь оборвалась, если бы не Дарья Пинигина, которая выступила в защиту своей деревни. Ее соседка Анна тоже любит свою Матеру и не хочет, чтобы она была разрушена. Она считает большим грехом отрывать человека от родного места.
Символичной стала то сообщение, которое принес один из герое повести, Богодул. Живет он на острове давно, и практически слился с Матерой. И возможно любую другую весть старушки приняли бы спокойно, но не эту. Для них особенно стал кощунством момент, когда работники санэпидстанции разрушали старое кладбище, даже не подумав, что это место для людей пожилого возраста является святыней. Особенно четко показал нам автор сцену, когда Дарья замахивается на работника палкой, возмущаясь тем, что у них нет совсем уважения к своим предкам. Именно данный эпизод дает нам задуматься над тем, что мы перестали проявлять уважение и хранить память о наших предках. А это значит, что и будущее поколение будет относиться к нам также. Размышляя об этом Распутин показывает нам несколько поколений.
Если Дарья чтит память о своих предках, то ее сын и внук совсем об этом и не думают. Андрей даже думает, что строительство плотину –хорошая задумка, ведь он сможет устроиться на работу. И вообще молодой человек думает, что лучше жить без памяти. Автор своим произведением как бы предупреждает, что такие люди, как Андрей будут создавать, губя все. А когда придет время задуматься над проблемой памяти, то будет поздно. И что же он скажет своим внукам? Именно над этим вопросом задумывается Дарья. Но вый поселок выглядит конечно лучше, чем Матера. Вероятно и бросать его будет легче. Дарью тревожит то, что люди совсем без труда уходят со своих мест. Старушка все оставшиеся дни старается собрать всю историю деревни, обдумывая ее. Она желает, чтобы весь опыт ее родной деревни остался в памяти. Понимает это и писатель, соединяя в Матере кладезь человеческих отношений.
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Прощание с Матёрой (повесть)» в других словарях:
Жанр: повесть
1. РАСПУТИН Валентин Григорьевич (род. 1937), русский писатель, публицист, Герой Социалистического Труда (1987). Представитель деревенской прозы. В центре повестей Последний срок (1970), Живи и помни (1974), Прощание с Матёрой (1976) кризисные… … Русская история
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
— (р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) кризисные ситуации (похороны матери,… … Энциклопедический словарь
Братская ГЭС … Википедия
Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983
— 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин … Википедия
Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия
Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия
Книги
Прощание с Матёрой , Распутин Валентин Григорьевич. «Прощание с Матёрой»-одно из самых пронзительных произведений» деревенской прозы» Валентина Распутина. Повесть о трагической судьбе сибирской деревни, оказавшейся на стыке двух эпох: прошлого…
Пришла для Матеры последняя весна — это остров и деревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать, в тот миг Ангара выйдет из берегов и затопит Матеру. Большая часть уехала в другие города. В деревне осталось лишь старшее поколение. Они остались охранять дома, ухаживать за домашним скотом и огородом. Зачастую все собирались у старухи Дарьи. Она ничем не могла помочь из-за сложившейся ситуации в Матери.
Сима часто заходила со своим пятилетним внуком Коленькой. Судьба у нее была нелегкой, долгое время скиталась по белому свету, родила единственную немую дочь без мужа. Ее дочь долго была в девках, но стоило ей «попробовать мужика», сорвалась и начала чудить. Родила она не известно от кого мальчишку, затем уехала, ничего не объяснив. Сима и внук остались одни.
Частенько захаживала Настасья. Старуха чудила, оставшись одна с дедом Егором. Их дети умерли. Она много разного придумывала на деда, да все жалобное. По ее рассказам, он то плакал, то по ночам кричит вроде как умертвляют его. Егор сердился из-за этого, но ничего не предпринимал.
Одним из вечеров собрались Дарья, Настасья и Сима с мальчишкой. Чайничали. Богодул взволнованно забегает к ним и закричал: «Мертвых грабют!». Богодул прибежал сказать всем плохую новость о том, что пришли зачинщики на кладбище и начали рубить кресты да спиливать тумбочки. Старухи сразу же побежали туда.
Жители Матери накинулись на пришедших так, что те не выдержали и уплыли с острова. Матера успокоилась. Жителям пришлось до полуночи ползать по кладбищу, возвращая кресты и тумбочки на место.
Начался сбор урожая. Для уборки хлеба приехали из города. Городские подпалили мельницу. Глядя на то, как она горит, старух заплакали, а молодежь танцевала у пылающей мельницы.
Наступил сентябрь. Остров стал пустым. Остались пятеро людей: Дарья с Катериной, Сима с внуком и Богодул. Прибыла бригада, которая начала сжигать избы. Не спаленными остались околоток от Дарьиной избы и барак. До того как избу на сожжение оставить, Дарья ее побелила. Дом сожгли. Пришло время уезжать.
Павел приехал на остров с Настасьей. Она приехала проститься с Матреной. Дед Егор не вынес горя и умер. Уговорила Дарья их на последнюю прощальную ночь оставить — старика и Матера. Павел уехал, а вместе с ним уехали зачинщики. Был один лишь барак. В нем старики и провели последнюю ночь.
Главные герои и их характеристика
Дарья Пинигина
– самая старшая из всех в деревне, но ещё вполне крепкая, способная самостоятельно вести хозяйство старуха. Характер у неё строгий, любила правду, была очень привязана к Матёре. Она тяжело переживала, что придётся бросить свой дом, могилы родителей. Другие старухи считали Дарью главной и часто собирались у неё попить чаю и поговорить.
Павел Пинигин
– сын Дарьи, мужчина около 50 лет, работящий, любящий мать. Переехал с женой жить в новый посёлок, но часто приезжал к матери на остров. Духовно метался от рассуждений стариков к молодёжи, но никак не мог определиться и просто «плыл по течению». Эти переживания раньше времени старили его.
Андрей Пинигин
– сын Павла и внук Дарьи. Отслужил в армии, вернулся, но всё ещё ищет своё место в жизни. Пока молодой, он хочет поработать на какой-нибудь великой стройке, стремится вперёд. Деревню ему совсем не жалко, и это болью отзывается в сердце Дарьи.
Богодул
– одинокий старик, неизвестно откуда появившийся, но уже долго живущий в деревне. Обосновался в сарае на окраине деревни. Мало разговаривает, в основном рычит что-то и матерится. Ходит косматый, как леший. Старухи привечают его, а старики опасаются.
Настасья и Егор
– старики, жившие по соседству. Настасья, похоронив детей, слегка тронулась умом. Она часто рассказывает про своего деда небылицы, но соседи жалеют её и не обращают внимания. Им раньше других стариков пришлось покинуть Матёру.
Катерина Зотова
– тихая, добрая бабка, подруга Дарьи. Её сын Петруха вырос ленивым пьянчугой, но она всё равно любит его и ждёт, когда тот образумится.
Петруха
– сын Катерины. Любит покрасоваться, прихвастнуть, но работать не хочет. Сжёг собственную избу, чтобы получить деньги, которые потом пропил. Матери дал только 10 рублей.