А. с. пушкин «моцарт и сальери»

Краткое содержание Пушкин Барышня-крестьянка для читательского дневника

Повесть рассказывает о приключении одной провинциальной девушки, которая, переодевшись в крестьянку, знакомится с сыном соседского помещика. Молодые люди полюбили друг друга и хотят быть вместе. Тем, временем ничего не подозревающие отцы влюбленных задумали их поженить. В конце концов, влюбленные соединились.

Произведение учит, тому, что маленькая ложь тянет за собой большую. Но, любовь всегда преодолевает все преграды.

Читать краткое содержание Барышня-крестьянка Пушкина

В одной из российских губерний проживали по соседству два помещика. Оба были вдовцы. И была между ними тихая вражда, так как они не разделяли мировоззрение друг друга. Они не общались и не разговаривали, злословя друг о друге.

Берестов Иван Петрович — крепкий хозяин и железной рукой управлял поместьем и фабрикой, а Муромский Григорий Иванович промотал часть состояния, возвратился в свое имение и стал управлять им английским способом и даже пригласил для своей юной дочери английскую гувернантку.

К Берестову приезжает сын Алексей, недавно окончивший университет. Алексей мечтает поступить в гусары, чему очень противится его отец.

Тем временем местные барышни не устают разговаривать о Берестове-младшем. Лизе Муромской тоже очень интересно на него посмотреть, ведь она столько слышала, о нем от своих подружек, но, к сожалению, их отцы не общаются. Как-то раз горничная Муромской Настя отпрашивается к своим знакомым в деревню, принадлежащую Берестовым.

Барышня велит ей как следует рассмотреть Берестова-младшего и подробно описать его.

Настя возвращается из гостей и подтверждает, что молодой барин настоящий красавец. И рассказывает, что он играл с деревенскими в горелки и целовал деревенских девушек, и саму Настю в том числе. Лиза сильно заинтригована и хочет посмотреть на Алексея.

Обратите внимание

Она решает переодеться крестьянкой. С помощью Насти она достает крестьянский сарафан, лапти и наряжается деревенской девушкой. Рано утром тайно идет в лес, будто по грибы. В лесу она встречает Алексея Берестова, который хотел поохотиться.

Девушка сделала вид, что испугалась собаки, и так они разговорились.

Необычная крестьянка очень понравилась Алексею. Барышня назвалась Акулиной, которая была дочерью их кузнеца. Лиза и Берестов договорились встретиться и на следующий день. Так их встречи стали регулярными.

Своему отцу девушка объяснила каждодневные отлучки, тем, что ранние прогулки полезны для здоровья, как утверждают английские издания. Григорий Иванович только похвалил ее. Лиза взяла с молодого человека обещание, что он не будет искать ее в кузне.

Только на таком условии она согласна с ним встречаться. Молодые люди стали регулярно видеться и без памяти влюбились друг в друга. Пришла осень. Как-то поутру в полях встретились два враждующих соседа: Муромский и Берестов. Они нехотя поздоровались и разъехались.

Соседи мирно позавтракали, а Берестов одолжил Муромскому транспорт. Дома Григорий Иванович сообщил Лизе о том, что отец и сын Муромские приедут к ним обедать. Елизавета испугалась и сказала, что не выйдет к столу. Отец был недоволен.

Лиза боялась гостей, но в то же время хотела посмотреть, как на нее отреагирует Берестов-младший. Отцу она сказала, что примет гостей, но в необычном виде. На следующий день в дом Лизы приехали Берестовы. К гостям вышла Лиза. Лицо ее было набелено, брови подведены сурьмой, на голове фальшивые локоны.

Девушка нацепила на себя все свои украшения. К тому же девушка изменила свой голос и сильно манерничала.

Важно

Следующим утром Лиза и Алексей встретились. Она спросила его о барышне Муромской, то есть о самой себе. Сказала, будто все отмечают, что она на нее похожа. Берестов сказал, что Акулина намного красивее. Затем Алексей принялся обучать девушку грамоте.

Со временем они смогли писать друг другу письма. Погода стояла дождливая, и они больше не могли видеться. Тем временем, их отцы решили, что неплохо было бы детей поженить. Берестов сказал о своих планах сыну. Алексей пришел в ужас от такой перспективы и стал перечить отцу. Они сильно поссорились.

Алексей буквально погибал от любви к Акулине.

Он решился съездить в имение к Муромским и серьезно поговорить. Одновременно он в письме попросил у Акулины руку и сердце. Приехав к Муромским, он не застал хозяина дома и решил поговорить с его дочерью. Алексей очень удивился, когда увидел у окна в светлом платье свою Акулину. Он бросился целовать ей руки, за чем их застал отец Лизы. Григорий Иванович понял – свадьбе быть.

Читать краткое содержание Барышня-крестьянка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

[править] Премьера

Официальная премьера прошла в Московской русской частной опере С. И. Мамонтова (в помещении театра Солодовникова) 18 ноября 1898 года.

Дирижер И. А. Труффи, художник М. Врубель. Исполнители: Моцарт — Василий Шкафер, Сальери — Фёдор Шаляпин.

Музыкальный критик Ю. Д. Энгель откликнулся на премьеру, особенно восхищаясь Ф. Шаляпиным и созданным им образом: «Трудно описать правду и мощь, с которыми вдохновенная игра артиста воплотила пушкинский образ в этой суровой, крепкой фигуре, преждевременно состарившейся в своей уединенной келье над упорной музыкальной работой и напрасным стремлением достигнуть того, что без всяких трудов „озаряет голову безумца, гуляки праздного“ Моцарта. Здесь все полно жизни, здесь все захватывает, потрясает, и увлеченному слушателю остается только отдаться во власть редкого и благодатного художественного впечатления»

(«Русские ведомости», 27 ноября 1898).

Василий Шкафер, исполнитель партии Моцарта, тоже удостоился похвалы прессы; партия стала одной из лучших в его репертуаре.

https://youtube.com/watch?v=S7FqCntrndk

Взаимоотношения

Сальери завидует Моцарту и ненавидит его, считая несправедливым то, что такой талант достался легкомысленному человеку, а не труженику, как он сам. Он решает убить Моцарта для того, чтобы тот своим гениальным искусством не навредил тем композиторам, которым далеко до гениальности.

А простодушный Моцарт даже не подозревает, что его друг Сальери так ненавидит его и считает своим врагом. Для этого гениального композитора его друг — такой же гений, как он сам. Он относится к другу сердечно, доверяет ему, рассказывает, что написал Requiem по заказу человека, одетого в чёрное, что произведение готово, но чёрный человек не приходит за ним. После этого Сальери незаметно бросил в стакан Моцарта яд.

История создания

По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.

В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Моцарт и Сальери»

для самых компанейских —

Главные герои «Моцарт и Сальери»

Пушкин Моцарт и Сальери читать сюжет

«Моцарт и Сальери» — одно из произведений цикла «маленькие трагедии А.С. Пушкина. Эта пьеса повествует о двух известных композиторах. Один из них – Антонио Сальери — пожилой человек. Его путь к славе лежал через ежедневный упорный труд. Второй – Вольфганг Амадей Моцарт – молодой, но очень талантливый композитор. Свои музыкальные шедевры он создаёт исключительно благодаря вдохновению. На этой почве и возникает противоречие между этими композиторами.

Сальери с самого детства полюбил музыку. Вспоминая своё детство, он вспоминал, как впервые услышал органную музыку. И, как слёзы наслаждения катились по его лицу. Из всех занятий только музыка увлекала будущего композитора. Упорство и бесконечная любовь к музыке помогли ему стать хорошим пианистом. Позднее начались муки творчества. Сочинительство давалось Антонио с трудом. Положительно на его творчестве отразилось знакомство с произведениями Глюка. Много дней и бессонных ночей прошло, прежде, чем к Сальери пришло призвание. Он стал композитором, его музыка нравилась окружающим.

Совсем другое дело – молодой и успешный Моцарт. Он пишет много и довольно успешно. Его музыка — это отражение его таланта и его божественного вдохновения. Он не кичится славой и, как будто бы не очень понимает, насколько он и его музыка, гениальны. Это сильно раздражает Сальери, которому всё далось большим трудом. Понимая, насколько молодой повеса гениален, Антонио не разделяет его ветрености и легкомыслия.

Однажды Моцарт, прогуливаясь по городу, увидел слепого уличного музыканта. Его он и привёл к Сальери, чтобы показать, как бродячий скрипач исполняет произведения самого Моцарта. Музыкант играл, страшно фальшивя. Молодой талант это исполнение очень забавляло. Сальери такое поведение бесконечно раздражало. Он, относящийся к музыке, как к божественному искусству, не мог допустить такого непочтения к объекту своего поклонения.

Когда же Моцарт поделился новым произведением, написанным ночью, Сальери и вовсе не стало покоя. Он хвалит Моцарта, говорит, что музыка божественна. Но чувство ощущения несправедливости гложет его. Он считает, что своим трудом более друга заслужил талант. Воспользовавшись тем, что Моцарт голоден, он приглашает его отобедать в таверне. С собой он берет пузырёк с ядом, доставшийся ему от бывшей возлюбленной, Изоры.

Уже в трактире Моцарт делится своими тревогами. Он третью неделю сочиняет Реквием по заказу какого-то незнакомца, одетого во всё чёрное. Сальери утешает его и тайком подливает яд в бокал друга. Два начала противопоставлены в пьесе.  Рациональное, базирующееся на научном подходе и творческое, зависящее только от таланта и вдохновения.

СЦЕНА II

   Особая комната в трактире; фортепиано.   Моцарт и Сальери за столом.     Сальери

 Что ты сегодня пасмурен?  

   Моцарт

 Я? Нет!  

   Сальери

 Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?Обед хороший, славное вино,А ты молчишь и хмуришься.  

   Моцарт

 Признаться,Мой Requiem меня тревожит.  

   Сальери

 А!Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?  

   Моцарт

 Давно, недели три. Но странный случай…Не сказывал тебе я?  

   Сальери

 Нет.  

   Моцарт

 Так слушай.Недели три тому, пришёл я поздноДомой. Сказали мне, что заходилЗа мною кто-то. Отчего – не знаю,Всю ночь я думал: кто бы это был?И что ему во мне? Назавтра тот жеЗашёл и не застал опять меня.На третий день играл я на полуС моим мальчишкой. Кликнули меня;Я вышел. Человек, одетый в чёрном,Учтиво поклонившись, заказалМне Requiem и скрылся. Сел я тотчасИ стал писать – и с той поры за мноюНе приходил мой чёрный человек;А я и рад: мне было б жаль расстатьсяС моей работой, хоть совсем готовУж Requiem. Но между тем я…  

   Сальери

 Что?  

   Моцарт

 Мне совестно признаться в этом…  

   Сальери

 В чём же?  

   Моцарт

 Мне день и ночь покоя не даётМой чёрный человек. За мною всюдуКак тень он гонится. Вот и теперьМне кажется, он с нами сам-третейСидит.  

   Сальери

 И, полно! что за страх ребячий?Рассей пустую думу. БомаршеГоваривал мне: «Слушай, брат Сальери,Как мысли чёрные к тебе придут,Откупори шампанского бутылкуИль перечти “Женитьбу Фигаро”.  

   Моцарт

 Да! Бомарше ведь был тебе приятель;Ты для него «Тарара» сочинил,Вещь славную. Там есть один мотив…Я всё твержу его, когда я счастлив…Ла ла ла ла… Ах, правда ли, Сальери,Что Бомарше кого-то отравил?  

   Сальери

 Не думаю: он слишком был смешонДля ремесла такого.  

   Моцарт

 Он же гений,Как ты да я. А гений и злодейство —Две вещи несовместные. Не правда ль?  

   Сальери

 Ты думаешь?  

   (Бросает яд в стакан Моцарта.)

 Ну, пей же.  

   Моцарт

 За твоёЗдоровье, друг, за искренний союз,Связующий Моцарта и Сальери,Двух сыновей гармонии.  

   (Пьёт.)     Сальери

 Постой,Постой, постой!.. Ты выпил… без меня?  

   Моцарт   (бросает салфетку на стол)

 Довольно, сыт я.  

   (Идёт к фортепиано.)

 Слушай же, Сальери,Мой Requiem.  

   (Играет.)

 Ты плачешь?  

   Сальери

 Эти слёзыВпервые лью: и больно и приятно,Как будто тяжкий совершил я долг,Как будто нож целебный мне отсёкСтрадавший член! Друг Моцарт, эти слёзы…Не замечай их. Продолжай, спешиЕщё наполнить звуками мне душу…  

   Моцарт

 Когда бы все так чувствовали силуГармонии! Но нет: тогда б не могИ мир существовать; никто б не сталЗаботиться о нуждах низкой жизни;Все предались бы вольному искусству.Нас мало избранных, счастливцев праздных,Пренебрегающих презренной пользой,Единого прекрасного жрецов.Не правда ль? Но я нынче нездоров,Мне что-то тяжело; пойду засну.Прощай же!  

   Сальери

 До свиданья.  

   (Один.)

 Ты заснёшьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав,И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:А Бонаротти? Или это сказкаТупой, бессмысленной толпы – и не былУбийцею создатель Ватикана?  

«Ифигения в Авлиде», опера Глюка.

О вы, кому известно (ит.). Ария Керубино из 3-го акта оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».

Опера Сальери на слова Бомарше.

Существует предание, что Микеланджело умертвил натурщика, чтобы естественнее изобразить умирающего Христа.

Сюжет пьесы «Моцарт и Сальери» по сценам с цитатами

Сцена 1

Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».

Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.

Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой».  Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я».

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.

Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви,

Переходи сегодня в чашу дружбы».

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

«Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит».

Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомаше кого-то отравил?», но сам не верит в это:

«Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль?».

Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

«Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг».

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

«Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?».

Заключение

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.

2 вариант

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении «Моцарт и Сальери» рассказывает историю двух исторических персонажей известных всем, затрагивая проблему зависти и тяжкого преступления. Пушкин передает нам события тех дней в своей трактовке и показывает до чего может довести корысть и жажда слава.

Пьеса рассказывает о двух композиторах, с той лишь разницей, что один признанный гений, а второй-посредственность. Моцарт, как известно, от рождения был наделен музыкальным гением, сочинительство давалось очень просто, музыка была для него всем, он страстно любил это ремесло, но ввиду обладанием дара не относился к ней, по мнению Сальери, с должным уважением. Моцарт был гениален, но вел разгульный и лихой образ жизни, а музыка давала такую возможность. Он стал известен будучи маленьким мальчиком и с того дня его слава не померкла. Написание симфоний давалось ему легко. Вдохновение никогда не покидало его. Именно в момент своей славы он знакомится с другим композитором-Сальери.

Сальери относится к своему делу с полной отдачей. Он уважает музыку, трепещет и преклоняется перед ней. Для него написание музыки-главное счастье в жизни, которым он зарабатывает на жизнь. Сальери дружит с Монархом и первое время восхищается им, но это все происходит до момента, когда к нему приходит осознание того, что слава так и не пришла. Он желает её, безумно хочет быть похожим на успешного и знаменитого Моцарта, но его умения недостаточно, чтобы называться гением. Сальери больно переживает этот этап, вплоть до того, что перестает писать.

Моцарт любит Сальери и относится к нему, как к брату, в полной уверенности, что это взаимно. Ему незнакома зависть. Жизнь кажется ему игрой, потому что он за всю жизнь не испытывал трудностей.

Сальери в своих терзаниях приходит к страшному решению-отравить Моцарта. Он решил, что для своего счастья и благополучия будет лучшим решением отравить друга. Надеясь таким способом избавиться от конкурента, Сальери отравляет Моцарта. Но происходит то, чего он не ожидал, спокойствие и слава не приходят. Убийство друга не сделало его знаменитым, потому что произведения Моцарта остались великими и без него.

Из пьесы можно понять, на что готовы люди ради своей выгоды, какие преступления готовы совершить для своей мечты, и что за этим следует. Пушкин дает увидеть, что ни одно, даже самое гнусное злодейство, не затмит славу настоящего гения. Сальери пошел на ужасное преступление-убийство друга, но ничего кроме горя и жалкого существования не получил, потому что истинному таланту не страшно ничто.

Анализ произведения

«Моцарт и Сальери» — это второе произведение Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Оно основано на легенде о неожиданной и загадочной смерти гениального композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Вокруг безвременной смерти этого композитора ходили легенды. «Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.

Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.

Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.

В противовес ему Сальери выглядит мрачным и недовольным. Он вполне искренне восторгается произведением, которое наигрывает ему на пианино Моцарт. Но зависть, коварным червем разъедает его душу. В эту минуту в душе Сальери рождается замысел отравить его тем ядом, который у него хранился 18 лет.

Действие второй сцены происходит в трактире Золотой Лев, куда Сальери приносит яд. Он высыпает порошок в шампанское. Моцарт рассказывает другу о странном мистическом заказчике, который заказал ему Реквием, и теперь словно тень преследует его всюду. Этот «человек в черном» — прообраз смерти. Выпив отравленное шампанское, Моцарт садится за пианино и играет Реквием. Яд постепенно действует, Моцарту становится хуже, он уходит из трактира. Отравленный Моцарт и тут оказывается выше завистливого соперника. Он произносит слова, которые попросту сражают Сальери наповал.

И этими словами сам того не подозревая, он заставил своего приятеля усомниться в собственной гениальности. Сальери пытается оправдать себя. По сути, он не решил своей главной проблемы. В этой фразе, заключается главная мысль произведения. Не случайно, в пьесе она произносится дважды.

Пушкин – гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все. И слепой музыкант играл на улице не музыку Сальери, а Моцарта, подобрав ее на слух. Зависть – один из семи смертных грехов составляют тему и идею этой трагедии. В этой маленькой трагедии зависть убивает Гения ядом. Но кто как не Пушкин – вечная жертва людской зависти – мог знать, как людская зависть способна отравлять существование.

При всем уважении к известному литературному критику В. Белинскому, невозможно согласиться с его анализом произведения, и особенно с его мнением о том, что Моцарт и Сальери – вымышленные герои. Это произведение – историческая трагедия. Но Пушкин в ее написании опирался на газетные и журнальные заметки, сплетни. Искаженная информация нередко порождает неверные выводы и умозаключения.

Моцарт и Сальери знали друг друга много лет и даже дружили. Но нельзя исключать и такого варианта, что зависть была обоюдной. Сальери завидовал Моцарту в том, с какой легкостью давались ему композиции, как живо и непринужденно звучала музыка гениального Моцарта. А Моцарт и особенно его отец, злились тому, что какой-то инородный «итальяшка» был придворным музыкантом, завидовали его положению в венском обществе.

И еще: известно, что Вольфганг Моцарт умер естественной смертью, он вовсе не был отравлен, и Сальери никак не причастен к его смерти.

История создания пьесы

Исследователи пушкинского творчества утверждают, что первые наброски «маленькой трагедии» были сделаны в Михайловском. Хотя замысел её написания был рождён намного раньше.

К сожалению, рукописи пьесы не сохранились, поэтому судить о том, насколько известный поэт продвинулся в работе над произведением в Михайловском сложно. Но в дневнике М. Погодина была сделана запись о том, что Пушкин работает над новой пьесой.

Кстати, сохранился список произведений, которые Пушкин составил для написания.

Так, в перечне было названо не только известное произведение, но ещё и перечислены следующие пьесы:

  • «Скупой»,
  • «Ромул и Рем»,
  • «Дон Жуан»,
  • «Павел Первый»
  • «Влюбленный бес»,
  • «Димитрий и Марина»,
  • «Иисус»,
  • «Беральд Савойский».

https://youtube.com/watch?v=rvi0_Jk1FFs

Но уже по возвращении в Москву Александр Сергеевич сообщил своему другу Плетнёву, что привёз с собой несколько драматических произведений. Известно, что все они вошли в известный цикл:

  • «Скупой рыцарь»,
  • «Моцарт и Сальери»,
  • «Каменный гость»,
  • «Пир во время чумы».

Исследователь пушкинского творчества М. Алексеев считает, что все произведения, которые вошли в цикл «Маленькие трагедии», «опальный поэт» сначала хотел опубликовать анонимно, опасаясь критики Ф. Булгарина. А также исследователи, найдя среди пушкинских рукописей обложку с названием «Зависть», предположили, что это был один из вариантов, которые рассматривал поэт.

О героях пьесы

Прототипы персонажей пьесы — реальные личности, но сведение их вместе, тем более с таким финалом, происходит, скорее всего, лишь благодаря воле автора.

В кратком содержании «Моцарта и Сальери» Пушкина необходимо уточнить, что Антонио Сальери в свое время (конец XVIII — начале XIX века) считался известным и признанным музыкантом. Это итальянский композитор, последователь Глюка, автор множества вокальных и вокально-музыкальных произведений, придворный капельмейстер. Был педагогом, прививал основы мастерства таким прославленным композиторам, как Шуберт, Лист, Бетховен.

Но, можно сказать, судьба сыграла с ним злую шутку — и с легкой руки Пушкина он остался в истории «убийцей Моцарта». Это «клеймо» так пристало к нему, что много позже, в Милане, в 1997 году, даже состоялся суд, который полностью оправдал музыканта и подтвердил его невиновность в гибели Моцарта.

Кроме Моцарта, в пьесе есть и третий персонаж, присутствие которого можно назвать символическим, «закадровым». Это человек, одетый в черное, или, как называет его Моцарт, «мой черный человек» — незнакомец, пришедший заказать ему реквием, и не явившийся за заказом. Стал неким вестником смерти, посланцем потусторонних сил — словно Requiem Моцарт написал сам для себя. Этот мрачный образ весьма распространен в мировой литературе: Пушкин подхватил его у Гете («Фауст»), позже его позаимствовали для своих произведений Леонид Андреев и Сергей Есенин.

Отношение к музыке и славе

Несмотря на разное отношение к жизни, любовь к музыке сближает этих героев.

Моцарт не мыслит себя без музыки и сочиняет её даже по ночам. Герой чужд тщеславию, хотя понимает, что он гений, а не рядовой композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — просто одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.

Сальери из-за любви к музыке отрёкся от наук, ей чуждых, и от праздных забав. Он решил сначала изучить музыку, как ремесло, и «сделался ремесленник» в искусстве. Для того, чтобы изучить ремесло композитора досконально, этот герой умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Только  поверив алгеброй гармонию, он отважился творить и познал вдохновение, но был недоволен своими творениями и бросал ноты в огонь.

Всё же трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Но счастье этого композитора длилось недолго, потому что он завидовал таланту Моцарта, понимая, что небеса одарили того особым даром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: