Летят мои кони краткое содержание
Повесть «Летят мои кони» Васильева была написана в 1982 году. Произведение носит автобиографический характер, и описывает детские и юношеские годы писателя, его становление как личности. Борис Васильев не только предается воспоминаниям, но и размышляет над многими важными вопросами, рассуждает на жизненные темы. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Летят мои кони» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои Борис – писатель, который в детстве был любознательным, добрым, творческим мальчиком. Другие персонажи Мать – строгая, сдержанная, спокойная женщина. Отец – военный, очень уравновешенный, аскетичный мужчина, человек слова и дела. Бабушка – немного легкомысленная, веселая, авантюрная женщина с богатой фантазией, в прошлом актриса. Краткое содержание
Автор родился в Смоленске, стоявшем «на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой». Он гордился своим родным городом, у которого была богатая история. Детство Бориса пришлось на времена НЭПа, когда лавки ломились от товаров, но у его родителей не было «денег на эти товары». А потому во время чаепития за столом были лишь «колючий колотый сахар, черный хлеб и бабушкино печенье из ржаной муки».
Читать Борю научила бабушка, которая втолковывала мальчику, что «не так важно, как говорить, а важно, что говорить». Жили они на Покровской горе, возле огромного дуба, «под сенью которого мирно уживались русские и поляки, евреи и цыгане, татары и венгры»
Мама Бори, строгая и сдержанная женщина, прививала сыну «великое чувство повседневного бытового интернационализма». В их семье не было принято делить людей на поляков, русских или эстонцев, а только на порядочных и непорядочных. Летом 1936 года городские власти решили осушить остатки крепостного рва. Когда все было сделано, «полутораметровый слой вонючего ила оказался битком набитым холодным и огнестрельным оружием». Это место оказалось настоящим Клондайком для местных мальчишек, которые целыми днями ковырялись в грязи, несмотря на кровожадных пиявок и укусы насекомых. Боре «досталась русская бердана без приклада, австрийский штык, сломанная офицерская сабля, почти целая пулеметная лента и великое множество самых разнообразных патронов». Увлекательные раскопки стали своеобразным уроком истории для мальчика. Большую роль в жизни Бори сыграл доктор Янсен. Мать мальчика во время беременности заболела чахоткой, и все родственники и медицинские светила Смоленска уговаривали женщину избавиться от плода. Лишь доктор Янсен убедил мать Бори, что «роды — великое чудо. Может быть, самое великое из всех чудес». Этому чудесному доктору Борис был обязан своим появлением на свет. Это был очень добрый, отзывчивый человек, не о, но бесконечно любимый всеми жителями Смоленска. Большая семья Бори, состоящая из двоих детей, родителей, бабушки, тети и ее дочери «жила на паек отца и на его более чем скромную командирскую зарплату». Возле дома был огород, и каждый член семьи там каждый день работал, ведь это был «хлеб насущный». Вынужденный аскетизм на всю жизнь привил Борису презрение к безделью и жажде потребительства. В доме были только самые необходимые вещи, которые постоянно чинились и переделывались, и среди них было лишь одно «излишество» – книги.
Боря целыми днями пропадал на улице, слоняясь с мальчишками по городу. Особую радость для детворы представляло катание зимой на ломовых извозчиках. Прицепившись к саням, мальчишки неслись во всю мочь – «сани мягко скользили по укатанному снегу, морозный ветер холодил лицо, радостно фыркала лошадь, и жизнь и ощущалась, и в самом деле была праздником».
Воспитанием Бори, в основном, занималась бабушка, женщина с богатой фантазией. В прошлом она была актрисой, и всегда могла предложить внуку интересную, увлекательную игру или воссоздать любимые сценки из книг. Отец же привил сыну любовь к искусству, а учительница литературы пробудил в нем интерес к книгам.
Отец мечтал о том, чтобы Боря продолжил его дело и выбрал карьеру военного. Поначалу так и было, но в возрасте двадцати трех лет Борис написал свою первую пьесу «Танкисты», получил одобрение театрального руководителя, и вышел в отставку «в связи с желанием заняться литературным трудом».
Заключение Произведение Васильева описывает процессы взросления, отношения в семье, влияние близкого окружения на становление личности подрастающего ребенка, формирование жизненных ценностей и взглядов.
После ознакомления с кратким пересказом «Летят мои кони» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
https://youtube.com/watch?v=hycrft0rSXI
Краткое содержание — Записки из Мёртвого дома
Эта повесть не имеет строго очерченного сюжета и представляет собой зарисовки из жизни каторжников, представленных в хронологическом порядке. В этой работе Достоевский описывает личные впечатления от пребывания в ссылке, рассказывает истории из жизни других узников, а также создает психологические зарисовки и высказывает философские размышления.
Александр Горянчиков, потомственный дворянин, получает 10 лет каторжных работ за убийство жены. Александр Петрович убил жену из ревности, в чем сам признался следствию, после каторги он обрывает все контакты с родственниками и знакомыми и остается жить в сибирском городке К., в котором ведет замкнутый образ жизни, зарабатывая на пропитание репетиторством.
Дворянин Горянчиков тяжело переживает свое заключение в остроге, так как он не привык находиться среди простых крестьян. Многие заключенные принимает его за неженку, презирают его за высокородную неуклюжесть в бытовых делах, нарочитую брезгливость, но уважают его высокое происхождение. Первое время Александр Петрович пребывает в шоке от нахождения в тяжелой крестьянской атмосфере, однако это впечатление скоро проходит и Горянчиков начинает с неподдельным интересом изучать острожских арестантов, открывая для себя сущность простого народа, его пороки и благородства.
Александр Петрович попадает во второй разряд сибирской каторги – крепость, первым разрядом в этой системе являлась непосредственно каторга, третьим – заводы. Каторжане считали, что тяжесть каторги уменьшается от каторги к заводу, однако невольники второго разряда находились под постоянным наблюдением военных и часто мечтали перейти то в первый разряд, то в третий. Наряду с обычными заключенными, в крепости, где отбывал заключение Горянчиков, содержалось специфическое отделение арестантов, осужденных за особо тяжкие преступления.
Александр Петрович знакомится со многими арестантами. Аким Акимыч, бывший дворянин, с которым Горянчиков завел дружбу, осужден на 12 лет каторги за расправу над кавказским князьком. Аким крайне педантичный и благонравный человек. Еще один дворянин, А-в, осужден на десять лет каторги за ложный донос, на котором он хотел сколотить состояние. Тяжелая работа на каторге не привела А-в к раскаянию, а наоборот развратила, превратив дворянина в доносчика и подлеца. А-в является символом полного морального разложения человека.
Страшный целовальник Газин, самый крепкий каторжанин в крепости, осужденный за убийства маленьких детей. Поговаривали, что Газин наслаждался страхом и мучениями невинных ребят. Контрабандист Осип, возведший контрабанду до степени искусства, проносил в крепость вино и запрещенные продукты, работал поваром в остроге и за деньги арестантов готовил им сносную пищу.
Дворянин живет среди простого народа и познает такие житейские премудрости, как можно заработать деньги на каторге, как пронести в острог вино. Он узнает о том, на какие работы привлекаются заключенные, как они относятся к начальству и к самой каторге. О чем каторжане мечтают, что им разрешено, а что запрещено, на что начальство острога будет смотреть сквозь пальцы, а за что каторжане получат суровое наказание.
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/dostoevskij/zapiski-iz-myortvogo-domahttp://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/dostoevskij/zapiski-iz-myortvogo-doma-povesthttp://allknow.info/dostoevskiy/111-kratkoe-soderzhanie-zapiski-iz-mertvogo-doma.html
Записки из Мёртвого дома — краткое содержание повести Достоевский
Главный герой пребывает в тюрьме. Он был осужден за убийство жены. Однако, несмотря на приговор, Горянчиков – неплохой человек, порядочный и воспитанный. Не обделен он и умом, поскольку среди его реплик порой встречаются достаточно логичные рассуждения. К слову, именно мыслям и философии главного героя и посвящена большая часть творения – поскольку по сюжету, Горянчиков ведет своеобразный дневник, тетрадь, в которую он записывает то, что на душе – причем, делает он это все 10 лет своей каторги.
Почему же именно «мертвый дом»? Именно это словосочетание употребляет арестант, характеризуя место своего пребывания. Причем, мертв дом не потому, что там умирают люди – точнее, они умирают, но не в физическом, а в духовном плане: они теряют все остатки положительных человеческих качеств, таких, как совесть, честь, порядочность, нормы морали. Тюрьма губит людей. Она меняет их далеко не в лучшую сторону.
Также героя возмущает тот факт, что в тюрьме совершенно разные люди, каждый из которых является личностью и должен сохранять индивидуальность, вынуждены жить по общим, установленным другими людьми, законам и правилам. Причем, Горянчиков подмечает, что многие осуждены несправедливо, а исправлять ситуацию и разбираться никто не хочет.
В целом, Александр не видит среди заключенных тех, кто мог бы стать его другом – абсолютно все кажутся мужчине пустыми, неинтересными, полуразложившимися. Единственное существо, к которому он питает симпатию – местная собака
Горянчиков довольно часто гладит ее, делится половиной своей пайки – и это «общение» очень важно для него, ведь помогает оставаться человеком
Перед Рождеством арестантам разрешили помыться в бане. Александр возмущен тем, что даже такому банальному событию измученные люди радовались, как приходу мессии. Радость вызывает и улучшение рациона питания. Возникает вопрос: как люди, которых лишили предметов первой необходимости и элементарной гигиены могут оставаться людьми?
Но герой считает, что могут. Причем, показывает это личным примером.
Чему же учит данное произведение? Во-первых, тому, что нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не терять чувства собственного достоинства, идти по жизни с гордо поднятой головой даже тогда, когда кажется, что все обстоятельства против этого. Во-вторых, тому, что порой животные намного лучше и понятливее людей. В-третьих, тому, что, несмотря на «пятна» в репутации каждый человек все же человек, потому имеет право на достойные условия.
Герой вызывает уважение хотя бы потому, что понимает необходимость оставаться личностью и человеком. У него обостренное чувство справедливости, достаточно высокие моральные качества и стойкая жизненная позиция.
Особенности творчества
Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.
Характерная черта его творчества — короткие, но емкие и необычные названия рассказов. «Речной волк», «Чир Чирыч», «Воришка», «Длинноносые рыболовы», «Куйка».
Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя — зверушку, рыбку или птичку. Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше — зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными. Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.
«Кот Иваныч» — еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает «брата меньшего» и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.
Сюжет
По дороге на работу рассказчик потерял галошу. Это случилось в трамвае, где, как обычно, была большая давка. Скорее всего, кто-то наступил на задник, и калоша осталась в трамвае. Автор заметил пропажу только на остановке, и бежать вслед за транспортом уже было бессмысленно. Он завернул оставшуюся галошу в газету и отправился на работу.
Отправившись на поиски галоши, рассказчик первым делом обратился за советом к знакомому вагоновожатому. Тот объяснил, что все пропавшие в трамвае вещи непременно относятся в специальную камеру в трамвайном депо. Это известие очень обрадовало героя: в него вселилась надежда, что ему удастся отыскать свою галошу.
На следующий день он отправился в трамвайное депо, где отыскал камеру пропавших вещей. Рассказчик поведал, как потерял в трамвае галошу двенадцатого размера, и попросил её вернуть. Ему ответили, что таких галош у них может быть очень много и нужно особые приметы. Поразмыслив, автор перечислил отличительные признаки своей обувки: оторванный носок, который еле-еле держался, практически полностью стёртый каблук, и только бока ещё держались на своём месте. К его большому удивлению и радости галоша была найдена. Он умилился чётко слаженному аппарату, в котором работали идейные люди, потратившие столько времени на поиск простой галоши.
Однако на просьбу отдать галошу рассказчику ответили решительным отказом. Чтобы получить обратно свою вещь, нужно было предоставить подтверждающее удостоверение из домоуправления.
На следующий день герой отправился к председателю домоуправления, которому он долго доказывал, что на самом деле потерял галошу. Получив заветную справку, он тут же отправился в трамвайное депо и без лишних проблем получил свою галошу.
Рассказчик был искренне рад такому повороту событий: в другой стране галошу наверняка бы выкинули из трамвая, а тут вернули, и недели не прошло. Вот только досадно, что во время поисков герой неизвестно где потерял вторую галошу. Если бы это было в трамвае, он уже знал, как действовать, а так – гиблое дело.
Найденную галошу рассказчик поставил на комод, и каждый раз, глядя на нее, он восхищался слаженной работой административного аппарата.
Начало истории
Рассказчик появился на свет в Смоленске, который раскинулся на берегу Днепра — вечной границе между Русью и Литвой. Он любит и очень гордится своим городом, у которого интересная и богатая история. Юность Васильева прошла во времена НЭПа, когда прилавки ломились от всевозможного товара, продуктов и всякой всячины. Правда, денег в его семье на покупки не было. Собственно, поэтому их чаепитие проходило с «колючим колотым сахаром, куском черного хлеба и бабушкиным печеньем, испеченным из ржаной муки».
Основное воспитание мальчику дала его любимая бабушка. Женщина обучила Бориса чтению, письму
Она с детских лет объясняла внуку, что абсолютно не важно, как ты говоришь, важно, что именно
В соседях были разные национальности:
- цыгане;
- татары;
- евреи;
- поляки;
- венгры.
Все жили дружно и мирно. Строгая мать Бори с юности прививала сыну бытовой интернационализм, говорила о равенстве, поэтому он никогда не разделял людей на русских и нет. Для него существовали только порядочные и непорядочные граждане.
В 1963 году местное правительство решило избавиться от крепостного рва, поэтому рабочие его просто осушили. В результате на дне канавы было обнаружено огромное количество холодного и огнестрельного оружия. Местная ребятня после этого дни напролет ковырялась в вонючем иле и грязи в поисках боеприпасов. Детям не мешала ни мошкара, ни комары, ни пиявки.
Борис в итоге стал обладателем:
- русской берданы, правда, у нее отсутствовал приклад;
- австрийского штыка;
- поломанной офицерской сабли.
Родители Бориса
Автор родился на стыке двух эпох. На его глазах умирала Русь вчерашняя и рождалось новое государство. Он вырос в обстановке, когда люди без сожаления расстаются с прошлым и создают новое.
Родители и бабушка мальчика принадлежали к старой культуре, которую они передали Боре. Улица воспитала в нем культуру современную. Такое воздействие создало прочный сплав, который не смогло разрушить время.
Особое влияние на подростка оказала бабушка. Она разыгрывала с внуком домашние спектакли и сценки на исторические темы. Старушка работала билетершей в одном из кинотеатров. Благодаря этому, Борис видел все новинки кино. В 1943 году бабушки не стало. Перед смертью она никого не узнавала, но незадолго до кончины она пришла в себя испросила о внуке. В это время Васильев был на фронте.
Описывая мать, автор немногословен. Она прожила нелегкую жизнь. В годы Гражданской войны она работала в инфекционном бараке, где заразилась оспой. Болезнь протекала в легкой форме. Но оставила на ее лице шрамы.
Страстью семьи Васильевых было чтение вслух. Домашние читали русскую классику и приключенческие повести. Привычка много читать мешала Борису учиться. Его спасал большой словарный запас. На уроках мальчик старался рассказать обо всем, что знал. Со временем он увлекся жизнеописанием выдающихся людей. Борис преклонялся перед героями. На картах мальчик отмечал маршруты путешественников и с удовольствием рисовал планы сражений. В старших классах он даже хотел стать историком.
Несколько лет семья прожила в Воронеже, где в школе под руководством учителя был создан литературный журнал. Вместе с другом Борис писал для него приключенческие рассказы. Спустя годы образ друга станет прототипом персонажа повести «В списках не значился».
В школе мальчик активно участвовал в работе драматического кружка. Учительница немецкого языка предложила ребятам поставить спектаклю про шпионов. Постановка оказалась успешной. Ее увидел один из театральных актеров. После этого он пригласил Борю на репетицию «Гамлета». С того времени у подростка появилась любовь к театру.
Васильев считал себя человеком, потерявшим юность. Он вспоминает, как участвовал в уборке урожая в донской станице. Через год он окажется в окружении в лесах Смоленщины. Вместо того чтобы вести жизнь обычного юноши, он станет солдатом.
Библиография
Собрания сочинений
- Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1983—1985
- Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1970—1972
Повести
- «Республика Шкид» (1927, совместно с Григорием Белых)
- «Лёнька Пантелеев» (1939; новый вариант в 1952)
- «Наша Маша» о своей дочери
- «Верую!» — автобиографическая повесть (впервые опубликована в 1991 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины Я верую! Главы из автобиографической книги Предисловие В. Глоцера
Рассказы и сказки
- Последние халдеи (1931—1939) Банщица
- Господин академик
- Графолог
- Мадонна Канавская (Мисс Кис-Кис)
- Маруся Фёдоровна
- Налётчик
- Травоядный дьякон
- География с изюмом
Магнолии (1927)
Американская каша (1932)
Зелёные береты (1962)
Пакет (1933)
Рассказы о Кирове
- Рассказ артиллериста (1941)
Рассказ путиловца (1946)
Первый подвиг (1944)
Приказ по дивизии (1945)
Гвардии рядовой (1943)
В тундре (1943—1976)
Карлушкин фокус (1928)
Портрет (1928)
Часы (1928)
Дом у Египетского моста
- Лопатка (1973)
Собственная дача (1973)
Сто почтовых марок (1974)
Маленький офицер (1978)
Рассказы о Белочке и Тамарочке
- На море (1940)
Испанские шапочки (1940)
В лесу (1940)
Большая стирка (1947)
Задача с яблоками (1939)
Фенька (1938)
Карусели (1967)
Как поросёнок говорить научился
Раскидай (1939)
Свинка (1939)
Весёлый трамвай (1939)
Трус (1941)
Две лягушки (1937)
Буква «ты» (1945)
Честное слово (1943)
Долорес (1942, опубликован в 1948)
Главный инженер (1944)
Индиан Чубатый (1952)
Камилл и учитель (1940)
Маринка (1943)
Новенькая (1943)
Ночка (1939)
Платочек (1952)
На ялике (1943)
Маленькие рассказы
- Настенька (1960)
Брат алкоголика (1960)
Плоды просвещения (1960)
Всепоглощающая любовь (1960)
Спички (1962)
Кожаные перчатки (1962)
В осаждённом городе (1966)
Январь 1944 (1966)
У Щучьего озера (1963)
Рейс No 14-31-19 (1978)
Земмель (1977)
Экспериментальный театр (1978)
Инженер (1984)
Литературные портреты
- Рыжее пятно (1953)
- Братишка наш Будённый… (1973)
- Маршак и Людоед (1975)
- Квитко
- Тырса
- Шварц
- Письмо в Соловьёвку
- Ни на один оборот
- Гостиница «Лондонская»
- История одного автографа
Статьи
- Искусство быть читателем (1970)
- Как воздух (1973)
- Как я работаю (1978)
- 23 сентября 1924 года (Из воспоминаний старого ленинградца) (1956)
- Только в Шкиду! (1973)
- Где вы, герои «Республики ШКИД»? (1967)
- О милосердии (1973)
- Хуже трусости (1968)
- История моих сюжетов (1977)
- Как я стал детским писателем (1979)
- О названии улиц (1959)
- Ещё раз о том же (1962)
- Рисуют дети блокады (1970)
- Без компаса (1960)
- Моральная тема (1961)
- Игра с огнём (1972)
- Ответ г-же Падма Дэви Шарма (1969)
Глава 2
Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.
Брифли существует благодаря рекламе:
О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.
Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.
Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.
«Кот Иваныч»: главная мысль
Темой многих произведений Скребицкого становилось взаимодействие людей и животных, домашних либо диких. И характерной чертой этого взаимодействия является взаимопонимание. И люди, и звери принимают друг друга со всеми достоинствами и недостатками, уживаются вместе и становятся друзьями.
Да, у Иваныча много черт дикой кошки: жадность, лень, озорство, время от времени просыпающиеся охотничьи инстинкты. Но в то же время он — добрый и ласковый домашний питомец, который ни за что не предаст семью. Даже к дикому колючему ежику привык Иваныч, разделив с ним обед. И это видят его хозяева, ценят его преданность и мягкость по отношению к тем, кого он любит.
Особенности языка
Рассказ читается на одном дыхании не только из-за небольшого объема. Он написан очень простым житейским языком. Мы словно слушаем мальчика, который рассказывает интересные истории о своем коте. Любопытно, что мы не знаем, какого цвета Иваныч — знаем только то, что он большой и толстый. Это дает нам возможность сравнить с ним практически любого кота, тем самым сделав его еще роднее читателям.
О повседневных занятиях кота Скребицкий рассказывает в настоящем времени, и мы словно видим, как Иваныч умывается, греется на солнышке или лезет в аквариум за рыбками. А особенные происшествия описываются в прошедшем времени.
Истории настолько плавно перетекают из одной в другую, что читатель этого почти не замечает. Лень кота сменяется его похождениями в амбар, однако потом выясняется, что крыс он не ест, но зато любит рыбу. Так и начинается очередной эпизод. Размеренная жизнь кота отлично отражается в размеренном, бесконечном повествовании.
Юношество
Малолетний парень рано остался без должного присмотра и за неимением средств даже на краюху хлеба начал подворовывать. Подобное занятие часто оканчивалось времяпрепровождением в стенах милиции или уголовного розыска. Именно в этот период за Алексеем Еремеевым прочно закрепилось прозвище «Лёнька Пантелеев» — так звали известного в то время налётчика Петербурга.
Пантелеев не возражал, ведь прослыть бандитом со знаменитой, пусть и не очень хорошей по меркам общества, фамилией было куда безопаснее, чем открыто афишировать свои считающиеся «буржуйскими» корни. Наконец, подобная разгульная и удалая жизнь привела к тому, что Леонид Пантелеев попал в Комиссию по делам несовершеннолетних в Петрограде, откуда был определён в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского. Именно она впоследствии превратится в известную «Республику ШКИД».
Глава 6
Одной из мишеней обстрела оказалась гостиница «Европа». В её подвале остались только те, кому некуда было бежать, в том числе и Александра Сергеевна с Лёнькой. На четвёртый день кончились свечи, еда, и женщина решилась поискать съестного. Лёнька увязался за ней. Поднявшись, они обнаружили, что в длинном гостиничном коридоре живут люди, и пристроились рядом с грузной, строгой женщиной, сельской учительницей Нонной Иеронимовной Тиросидонской.
Реклама:
Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.
Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.
На следующий день они переправились через Волгу на небольшом пароходике. Лёнька заметил на этом же пароходике несколько белых офицеров. Расставшись с Тиросидонской, Александра Сергеевна и Лёнька решили переночевать в деревне Быковке. Под утро на деревню напали хохряковцы. Бандиты хотели расстрелять Лёньку с матерью, но один из бандитов не дал убить ребёнка и позволил им убежать. За деревенской околицей мальчик вспомнил о бордосской жидкости и вернулся за ней, едва снова не попав в лапы хохряковцев. Захватить мамину сумку Лёнька не догадался, и они остались без денег. Через Волгу их переправил сердитый старик, не взяв ни копейки. Добравшись до Чельцова, Лёнька узнал, что председатель, жестоко избитый хохряковцами, попал в госпиталь.
Семья Васильевых. Образ отца
Подробно писатель рассказывает о своей семье: о папе, маме, бабушке, двух сестрах Гале и Оле. Благодаря пайку отца семья не голодала, вспоминает Васильев Борис Львович («Летят мои кони»). Однако в доме всегда было только самое нужное. Культ труда отличал образ жизни Васильевых.
Трогательно и душевно изображен образ отца. Невысокий мужчина, всем сердцем принявший Революцию, он, опаленный войной, любил и декламировал поэзию, инициировал и создал автоклуб для детей. А однажды Борис Львович стал свидетелем настоящего мужества отца, когда тот воспрепятствовал пожару, выкатив из огня раскаленную и неподъемную бочку с бензином. Бессребреник, всегда одетый в офицерскую форму, не признающий другого транспорта, кроме велосипеда. Он был счастлив, когда сын поступил в бронетанковую академию, и несчастен, когда тот оставил ее для творческой работы в театре. Отец не дожил один год до окончательного творческого становления сына. Писатель, пройдя длительный период творческих поисков, написав повесть «А зори здесь тихие», пришел на могилу отца с той фразой, которую тот не дождался при жизни: «Папа, я сделал…».
Впечатляющим представляется сон, в котором Борис Львович видит покойного отца, гуляющим с ним по старому, запущенному саду. Небо затянуто осенними тучами, но в саду тихо, светло и тепло. Кусты смородины и крыжовника засыпаны листьями. Под ними, кроме ягод, лежат яблоки. Однако солнца не видно. Весь свет исходит от отца, спокойного, не выражающего сыну ни порицания, ни одобрения, угощающего его прохладными яблоками, поднятыми с земли.
Детство
Алексей Еремеев (настоящее имя писателя) родился в 1908 году в Петербурге. Его семья была зажиточной. Отец служил казачьим офицером, а спустя некоторое время унаследовал семейное дело и начал торговать лесом. Это занятие приносило немалый доход. Мать Александра Васильевна происходила из купеческой среды, ее приданое стало весомым вкладом в благосостояние семьи. Кроме Алеши, на свет вскоре появились младшие Василий и Ляля.
Налаженная и более чем сытая жизнь семьи разрушилась с началом Первой мировой войны. Почуяв свободу, отец оформил развод с матерью. Это было возможно только в годы, когда все вокруг рушилось. Ведь отец происходил из очень религиозной семьи. Как бы то ни было, Александра Васильевна осталась с тремя детьми на руках и необходимостью кормить и одевать их самостоятельно. Она начала давать уроки музыки.
В 1917 году Алексей посещал реальное училище. Однако вскоре грянула революция, и жизнь в стране перевернулась с ног на голову. Все основные события прошли мимо мальчика. Он заболел и не поднимался с постели долгое время.
Тем временем события складывались так, что семье стало опасно находиться в самом сердце революции. Тем более, что уроки музыки уже мало кого интересовали. Так Еремеевы оказались в селе Чельцово Ярославской губернии. Здесь ослабленный организм Леши не выдержал, и он заболел дифтеритом. Чтобы вылечить сына, Александра Васильевна отправилась с ним в Ярославль, где им пришлось столкнуться с разгорающейся Гражданской войной. Впоследствии писатель вспоминал, как их гостиница неоднократно подвергалась обстрелам, а по улицам расхаживали то белые, то красные.
Как бы то ни было, но мальчик выздоровел. Семья снова переехала. Теперь уже в Татарстан. Однако голод, безденежье и отсутствие работы привели к тому, что в 1919 году Александра Васильевна приняла решение вернуться в Петербург, где у нее остались связи и знакомые и был шанс как-то выбраться из образовавшегося болота. Дети остались жить у тетки, а Леша снова попал в больницу.
Главные герои рассказа Галоша
Рассказчик – мужчина средник лет, простой рабочий человек, небольшая сошка.
Сотрудник в камере пропавших вещей – принципиальный, ответственный, законопослушный гражданин, выдавший калошу только после предъявления справки.
Председатель домоуправления – недоверчивый, скрупулезный человек, выдавший герою справку о пропаже галоши.
План к рассказу «Галоша» могу предложить такой:
Вывод и свое мнение
В присущей Зощенко манере в произведении высмеивается ситуация, которая попросту выходит за рамки разумного. Человек, потерявший старую, ободранную галошу должен получить неизвестно у кого справку, чтобы подтвердить свою пропажу.
Для возврата потерянной вещи, не представляющей большой ценности, главному герою приходится потратить много времени, обойти не одну инстанцию, чтобы получить в руки пропажу. И, что самое смешное и печальное одновременно, в итоге он оказывается ни с чем.
Об авторе
Известный русский и советский писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году. Неброские пейзажи тульских лесов и лугов произвели на мальчика глубокое впечатление и навсегда остались в его памяти и произведениях. Получив серьезное многопрофильное образование — литературное и зоотехническое, — Скребицкий наилучшим образом объединил свои главные жизненные увлечения, написав свои первые произведения в конце 1930-х. Уже первые сборники рассказов «Простофиля и хитрецы» и «Рассказы охотника» принесли Георгию Алексеевичу известность и любовь больших и маленьких читателей.
Впоследствии Скребицкий активно сотрудничал с журналом «Мурзилка», печатая короткие рассказы для самых маленьких. Также автор внес свой вклад в составление сборника «Родная речь». Сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (о смелых белочках) и «В лесной чаще» (о забавном барсучонке) также созданы этим замечательным писателем.
Вершиной творчества Скребицкого стали две повести: «От первых проталин до первой грозы» и «У птенцов подрастают крылья». В обеих работах рассказывается многое о детстве и отрочестве самого писателя. К сожалению, вторая повесть осталась незаконченной из-за скоропостижной смерти Скребицкого в 1964 году.
Главные герои
Всех персонажей рассказа разделил на две группы Георгий Скребицкий. Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки — первая и главная группа. Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка — веселый и глуповатый, вороны — наглые, ежик — поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.
Людей в рассказе немного — сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу. Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов — рядом с мамой рассказчика. Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.
Теплые и доверительные отношения хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. «Кот Иваныч» — произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.
Популярные сегодня пересказы
История разворачивается во Франции в Лангедоке и Бретани в 8 веке, в самый разгар альбигойевского восстания и во время сбора крестового похода. То войско, что призвали на помощь движется со стороны Севера.
Произведение по жанровой направленности представляет собой художественный гротеск, который разворачивается в нелепой и неадекватной атмосфере в полном отсутствии здравой мысли.
Деревня Софониха в одночасье вспыхнула и сгорела. Крестьяне, лишенные имущества, остались нищими. На пожаре погибли двое – старая Прасковья и вдовий сын Петька.
Произведение Городок в табакерке В. Одоевский написал в 1834 году. Эта сказка считается одной из лучшей в творчестве писателя. В ней он в сказочной форме показал принципы построения любого государства.
Источник