Ночь после выпуска – краткое содержание повести Тендрякова
Прозвенел последний звонок, затихли аккорды выпускного бала. Вчерашние школьники Гена Голиков, Юля Студёнцева, Наташа Быстрова, Вера Жерих, Сократ Онучин, Игорь Проухов, собрались в месте, чтобы провести вместе последнюю ночь их детства. Ребятам пришла в голову мысль узнать мнение своих друзей о себе. Каждый собеседник должен был сказать правду о своём товарище. На суд друзей вызвался Геннадий, он абсолютно уверен в себе и считал, что о нём невозможно сказать ни одного дурного слова. Геннадий был поражён, он ни как не ожидал услышать о себе плохое мнение, но ребята начали активно высказываться. Они считали его эгоистом и бездушным, не способным на решительные поступки, девочки говорили, что Геннадий немного труслив и боится показывать свои чувства.
Гена услышав столь не лестные высказывания в свой адрес, занял оборонительную позицию. На замечания друзей он отвечает оскорблениями. О Юли он говорит, что она способна унизить даже подругу, Вера в его глазах стала двуличной и завистливой, Сократ слишком прост и стерпит любое оскорбление в свой адрес. Но о Наташе он высказался с особым цинизмом, и больше всех унизил её, хотя девушка очень нравилась Геннадию.
Однажды Наташа ходила на реку вместе с Геной, искупавшись, она вышла на берег нагой. Геннадий цинично поведал друзьям эту историю, назвав Наталью развратницей, мечтающей о внимании мужчин. Девушка была оскорблена и унижена, она влепила пощёчину Геннадию, и тот убежал прочь.
После этой сцены Сократ говорит приятелем об опасности, которая угрожает Генке. Яшка Топор, отпетый хулиган, пообещал избить Геннадия. Не смотря на то, что Генка оскорбил абсолютно всех, они решают сказать ему об опасности. Наташа идёт разыскивать Гену.
Пока ребята выслушивали мнения своих товарищей о себе, в школе так же происходила дискуссия педагогов. Учителя вели азартный разговор о том, как следует правильно воспитывать детей. Учителя слишком остро приняли мнение Юли Студенцевой, девочке совершенно ни нравилось зубрить предметы не вызывающие её интереса. Особенно недовольна была учительница русского языка и литературы, Зоя Владимировна. Но завуч школы возразила на её протест, она предложила пересмотреть преподавание предмета, и сделать его более интересным и увлекательным.
Учитель физики рьяно вступает в разговор, он заявляет, что не согласен с мнением Ольги Олеговны, так как она не позволяет преподносить ему, свой предмет с изюминкой. Она постоянно вмешивается и своими замечаниями мешает вести урок. Иннокентий Сергеевич, учитель алгебры, высказался, что наши методы далеки от зарубежных стран.
Ольга Сергеевна в итоге заявила о том, что уроки преподавать учащимся стоит лучше. Только молоденькая учительница стояла в стороне и плакала. Она недавно окончила институт и была немногим старше своих учеников. Она не соглашалась с мнением педагогов и очень любила своих ребят.
Учителя вдоволь наспорившись и выпив по бокалу вина, вспомнили свои выпускные годы. Сразу после окончания школы большинство их одноклассников ушли на фронт и погибли.
Бывшие школьники, после выпускного бала отправились к своим родителям, дав им и себе обещание научиться жить. Смысл рассказа, в том, что у каждого человека есть недостатки, нужно уметь видеть в людях не только плохие стороны.
Популярные сегодня пересказы
Гениальное произведение под названием «Шагреневая кожа» написано французским писателем Оноре де Бальзаком. Краткое содержание этого прекраснейшего роман представлено в данной статье.
Иван Иванович – вполне благопристойный человек. Он любит дыни (причем, съев одну, еще и подписывает, какого числа она была съедена), имеет прекрасный, крайне живописный дом с восхитительным садом, где чего только нет.
Действие романа происходит в Москве на Арбате в одном из высотных домов. Здесь и живут 4 наших главных героев. Первый-это Саша Панкратов, который был секретарем комсомольской организации
В персидском городе проживал мальчик по имени Алладин, он был из бедной семьи. Он много бездельничал и то и дело воровал фрукты в чужих садах. А когда Алладину исполнилось пятнадцать лет
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
- результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
- только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
- воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Темы
Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
Еще одна немаловажная тема – воспитание
Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно
Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
Роль учителя
Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним
Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
К чему приводит неграмотное воспитание:
Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.
Неконтролируемое поведение
Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.
Отсутствие эмпатии к другим
Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.
Проблемы с привязанностью
Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам. Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми. Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.
Неожиданное озарение
И только прощаясь с Иваном Игнатьевичем, Ольга Олеговна вдруг поняла, что именно сегодня они пропустили знаменательное событие: рождение личности! Юля Студенцева своими словами показала не то, что школа ее ничему важному не научила. Наоборот, она предстала личностью, умеющей мыслить нешаблонно, нашедшей смелость высказать то, что она чувствует, думает, пусть даже это идет в разрез с общепринятыми стандартами
И главная проблема окружающих заключается в том, что когда человек выделяется среди других, в первую очередь, все стараются выявить его недостатки, засадить обратно, задавить, не дать проявиться индвидуальности. Так заканчивает первую часть повести «Ночь после выпуска» Владимир Тендряков. Содержание мыслей завуча дает надежду на то, что изменения в сложившейся системе все же возможны.
Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В. Сухомлинский)
Автор очень правильно охарактеризовал важность взаимоотношений в семье в воспитательном процессе. Я поддерживаю его точку зрения
Главный пример поведения, который ребенок копирует и переносит во взрослую жизнь – это пример его родителей. Именно родители формируют задатки личности, поэтому взрослым важно помнить, что уже с первых лет жизни у детей формируется представления о семье. И именно то, что ребенок вынесет с раннего детства, он воплотит во взрослую жизнь, уже в своей семье.
Ошибочно считать, что серьезные и взрослые разговоры с детьми о семье, об отношениях нужно начинать где-то там, в подростковом возрасте, а может и позже. Потому что в этом возрасте ребенок уже имеет свои представления из того, что он видит вокруг себя, а также имеет возможность сравнить свою семью с другими семьями. У подростка уже сформировано некоторое мировоззрение, и к этому возрасту начинают проявляться те особенности отношений с родителями, которые были заложены несколько лет «до» этого.
Почему одни дети вырастают и стремятся «выпорхнуть» из гнезда, проявляют бунтарский дух, делают наперекор родителям, хотя те желают только добра? Почему другие стремятся, наоборот, быть рядом с отцом и матерью, поддерживать их, советуются с ними, когда принимают решения и уважают их? Потому что тогда, когда этим детям было по 6-7 лет, а может чуть меньше или больше, у одних родителей были постоянные ссоры на почве того, как лучше воспитывать детей. Кто-то наказывал, кто-то жалел, а может, оба были безразличны. А вот в другой семье все решения принимались обоюдно, и никто не перетягивал одеяло на себя – отец воспитывал в ребенке уважение к матери, а мать – к отцу.
Взаимоотношения между родителями – ключевая предпосылка к формированию в будущем уже подросшим ребенком своей семьи. И если при правильном положении вещей ребенок вынесет в будущее свою идеальную модель семьи и воплотит ее в жизнь, то при первом варианте такой исход возможен с вероятностью 50/50. Например, если в семье царит уважение между родителями, любовь и взаимопонимание, если ребенок видит, что конфликты решаются мирным путем и никто не подавляет друг друга, то и в будущем уже взрослый человек перенесет такое поведение в свою семью.
Когда же ребенок растет в постоянном стрессе, в семье скандалы и побои, отец не уважает мать и унижает его либо же мать ни во что не ставит отца, то подрастающий маленький человек не сможет отличить хорошее от плохого. Для ребенка, растущего в таких условиях, многое становится вариантом нормы. Это отражается в поведении, и тогда мы видим бунтующего проблемного подростка, пытающегося постоянно улизнуть из дома, скрытного от родителей и ищущего друзей «по себе».
Подростковый возраст проходит и человек взрослеет, так или иначе. И тут уже, зависимо от дальнейшего окружения, человек формирует собственные установки на будущее. Бывает так, что дети, выросшие в подобной обстановке, твердо решают, что с ними такого не будет, что с ними и их детьми не повторится унижение, злоба, нагнетающая обстановка в семье. И это здорово, когда действительно так получается и следующее поколение живет по кардинально другим законам.
Но чаще, все-таки, многолетняя обстановка в семье настолько влияет на психику, что человек невольно переносит эту модель дальше, уже в свою взрослую жизнь. Женщины, которые будучи девочками, видели перед собой постоянно униженную отцом мать, на которую он еще и руку подымал, а она терпела, становятся такими же безвольными женами-жертвами. А мужей себе находят из тех самых семей, подобных той, в которой росли. Ведь мальчики из таких семей выходят тиранами, не знающими уважения к женщине. Такого быть недолжно, это неприемлемо.
Родителям стоит помнить, что каждый конфликт в семье между отцом и матерью – это билет на будущее ребенку на посещение психолога. Потому что детские травм не проходят бесследно. Если у мужа и жены не получается строить гармоничные отношения, то стоит задуматься, нужно ли обрекать детей на жизнь с вечно недовольными, злыми и униженными друг другом родителями.
Выходов из ситуации может быть много: посетить семейного психолога и попытаться наладить отношения, пересмотреть приоритеты или же развестись. Да, дети часто воспринимают развод болезненно. Но иногда это лучший выход из ситуации. Ведь существует огромный риск того, что ребенок научится быть жертвой, не сможет фильтровать ненужные отношения и ненужных людей, но научится терпеть то, что терпеть нельзя. Сухомлинский очень верно подметил. Как поется в песне Ларисы Долиной: «Главней всего – погода в доме». Главная школа воспитания для ребенка и его успешного будущего – дом, где живут любящие друг друга отец и мать.
Выбери ответ
История создания
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.
Автор Владимир Федорович Тендряков
Владимир Тендряков
Ночь после выпуска. Повести
Текст повестей «Ночь после выпуска», «Шестьдесят свечей», «Расплата» печатается по изданию: Тендряков В. Расплата: Повести. М.: Сов. писатель, 1982.
Портрет В. Ф. Тендрякова работы О. Верейского.
* * *
О прозе Владимира Тендрякова
Владимир Федорович Тендряков был личностью огромного общественного темперамента. Он проработал в литературе тридцать пять лет, и каждое новое его произведение вызывало интерес читателей и критики, встречало признание, несогласие, будило мысль и совесть. Мало можно назвать современных прозаиков, кто бы с таким постоянством, с такой упорной страстью отстаивал право на постановку острейших социально-нравственных проблем нашего общества, кто бы день за днем впрямую задавал вопрос о смысле человеческого существования себе и своему читателю. В творчестве В. Тендрякова неумолчно звенела туго натянутая струна гражданского беспокойства. В этом смысле он был очень целен и последователен. Его книги вызваны к жизни жаждой художественного познания действительности, стремлением писателя вынести свое суждение о ней, воззвать к нашему сознанию, воспитать или пробудить в читателе общественное неравнодушие.
Поэтому разговор о повестях и романах Тендрякова сразу вступает в зону самой действительности, мы начинаем спорить о жизни, окружающей нас, о сложных духовных, экономических, моральных процессах, затронутых прозаиком. Но при этом критика, поддерживая писателя за его пафос, бесстрашие и прямоту в постановке вопросов, иногда с сожалением констатирует несовпадение «проблем» и «прозы» в некоторых тендряковских произведениях: «Безусловно, существует логика решения проблем. Но существует и логика построения художественной прозы. Проблема, введенная в прозу, должна держать собою художественную конструкцию вещи, а не наваливаться на нее сразу, иначе плохо и для проблемы и для прозы». Да и те критики, которым «перевес» проблемности не кажется слабостью прозаика, а лишь ярко выраженным свойством его писательской натуры, непременно считают своим долгом помянуть о художественных «проторях и убытках», сторицей окупающихся, впрочем, «значительностью, серьезностью и современностью его слова, общественной значимостью и остротой социальных конфликтов и нравственных проблем его творчества».
Вот, по существу, два крыла критического осознания прозы Владимира Тендрякова:
граждански отзывчивый социолог и моралист, но порой «недостаточно» художник, от чего мелеет глубина и самой его проблематики;
«недостаточно» художник? Может быть. Но зато все сторицей окупается остротой и общественной значимостью конфликтов и проблем его творчества.
Оба суждения, хотя и в неодинаковой степени, признают художественную неполноту тендряковского мира. Не могу согласиться с этим. Стоит перечитать сегодня одну за другой все книги писателя, вызвавшие в свое время обильную критику, в том числе и заведомо недобросовестную, прямо отрицающую как раз правомерность проблематики и конфликтов некоторых произведений прозаика, чтобы убедиться в цельности именно проблемно-художественного мира этого писателя. Можно спорить, не соглашаться с его активно проповеднической манерой, со стремлением высказать наболевшее не столько в объективно-пластической образной форме, сколько в прямом напоре рассуждений героев, где всегда явственно слышен и авторский голос. Можно отрицать действенность и универсальность притчеобразных ситуаций, весьма характерных для повестей Тендрякова. Но при этом нельзя, на мой взгляд, не видеть резко очерченную художественную оригинальность этого пера. Логика решения жизненно важных проблем для Тендрякова и художественная логика слитны, нераздельны, питают друг друга. Искусство для него начинается с идеи и живет идейностью. Мысль разворачивается в образах, проверяет себя в художественных аргументах на площадке повести или романа и, как правило, разрешается в финале, ставя перед нами и героями новые вопросы, новые проблемы.
- …
Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период
Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.
С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.
История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», после вышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчика связаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формирования личности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Толстой в юности