Читать краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин
Рассказывается, что жил на свете помещик, у которого не было ума. Всё его устраивало, кроме того, что очень много развелось мужика. Замечает он, что с каждым днём мужика становится больше, и решил он попытаться что-то сделать. Начал помещик обкладывать мужиков штрафами. За что крестьяне не возьмутся, что не сделают – за всё штраф.
Поняли крестьяне, что из-за помещика нет им житья, что куда они не пойдут — всё его, захотели они исчезнуть, чем жить так, как у этого помещика.
Исчезли крестьяне, чувствует помещик, что воздух стал чище, обрадовался он и начинает мечтать, как будет он отдыхать, лениться, нежиться на солнышке в саду. Решает он пригласить к себе актёра Садовского с актёрками. Садовский приезжает и видит, что никого нет, спектакль показывать не для кого, театр собирать некому, и спрашивает у помещика, где все его крестьяне. Помещик с гордостью отвечает, что нет их больше. Садовский интересуется, как же тот умывается, но, услышав в ответ, что никак, актёр уезжает.
Вспоминает помещик, что в соседстве с ним живут четыре генерала и зовёт он их в гости. Генералы принимают приглашение, в надежде вкусно покушать. Приехав, они решают поиграть в карты. Спустя какое-то время, генералы просят выпить и закусить. Помещик достаёт из своих запасов леденцы и печатные пряники. Генералы, удивившись, просят его принести им что-нибудь другое. Хозяин дома отвечает, что нечего больше потому, как крестьяне все исчезли и печь топить некому. Рассердились на него генералы и уехали.
Помещик, было, удивился, но всё равно решает быть твёрдым в своём намерении обходиться без крестьян до конца. И начинает он ходить по дому и мечтать, как выпишет новейшие паровые английские машины для того, чтоб за холопов всё делали. Мечтает о фруктовом саде, как с деревьев фрукты сами будут на землю падать, а ему останется только их ходить и собирать. Смотрит помещик в окно и видится ему, что всё сбылось, что вот во дворе уже и деревья с плодами стоят, фрукты в изобилии лежат на аллее, а машины ездят, их собирают, а он только кушает.
Намечтавшись, подходит помещик к зеркалу, замечает на нём слой пыли, забывшись, кличет слугу, но, вспомнив, что крестьян больше нет, решает оставить пыль на зеркале.
Во снах он продолжает мечтать. Снится ему, что за твёрдость, им проявленную, хвалят его высшие чины, а потом его назначают министром. Но пора вставать и, снова забывшись, зовёт помещик Сеньку, а вспомнив, поникает головою.
К помещику приезжает капитан-исправник, видит, что крестьян нет, и спрашивает у хозяина, кто за них подати платить будет. Помещик отвечает, что все исчезли, и платить он за них отказывается. Капитан говорит, что в лавках нет больше продуктов, в трактиры никто не ходит, в казну никто не платит. Пригрозив помещику и чиновник уезжает.
Помещик задумался, ведь его уже третий раз называли глупым! Но больше он испугался капитана-исправника. Ходит он, не знает чем занять себя.
Проходит время, помещик видит, что дорожки все заросли репейником, за поместьем никто не следит, даже дикие звери ходить по двору начали. Увидев медведя, он позвал Сеньку и, вспомнив, что того нет, заплакал. Но помещик всё ещё не был намерен сдаваться, он решил держаться своих принципов до конца.
И одичал помещик, появилась у него шерсть, когти стали длиннее, передвигаться стал на четырёх конечностях, удивляясь, почему он не ходил так раньше. Начал охотиться дикий помещик на зверей. Он даже подружился с медведем и предложил ему охотиться вместе. Медведь соглашается. Общаясь с дикими зверями, помещик разучился разговаривать, вместо человеческой речи были мычащие звуки.
В городе не на шутку забеспокоились, узнав об этом происшествии, и решают вернуть всех крестьян потому, как и казна без них опустела. Капитан-исправник рассказывает, что на него недавно чуть было, не напал не то зверь, не то человек.
Крестьян возвращают, и жизнь становится прежней. На базаре вновь появляются мука, мясо, дичь всякая. В трактирах после рабочего дня снова собираются мужики, а податей стали платить столько, что все удивляются. Помещика поймали, умыли, привели в человеческий вид. Капитан-исправник поручил Сеньке следить за ним. Помещик по-прежнему любит раскладывать пасьянс, умывается редко, скучает по своей дикой жизни да временами мычит что-нибудь.
Оцените произведение:
3.73
Голосов: 116 Читать краткое содержание Дикий помещик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
«Стрекоза и муравей» – пересказ басни
Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.
Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.
Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.
Смысл произведения Дикий помещик
В сатирической сказке писатель высмеивает пороки помещиков. Михаил Салтыков-Щедрин едко критикует поведение тех, кто владеет крестьянами. При этом сами помещики делать ничего не умеют, без крестьян совершенно одичают, как герой его произведения. В сатирическом произведении писатель осуждает крепостное право, которое он считает позорным пятном в истории отечества. Он уверен, что в государстве не должно быть владения людьми.
Поднимает автор и проблему социального неравенства. Огромная пропасть лежит между крепостными крестьянами и помещиками. Отношения между владельцами живых людей и самими крепостными, которых нещадно эксплуатировали, невероятно сложны и недопустимы. Жестокое отношение, да и рабство в целом писатель решительно осуждает, беспощадно клеймит.
В форме аллегории и гротеска создатель мудрой сказки пытается донести до своего читателя одну простую мысль. Он уверен, что на простом народе держится не только благополучная жизнь помещиков, но и само государство. Подати, которые собираются с крестьян, обеспечивают благосостояние всего правящего класса.
Помещики же совершенно не ценят крестьян, относятся к ним с нескрываемым презрением, а подчас и с откровенной жестокостью. Не понимают помещики одного. Только благодаря крестьянам они имеют возможность жить богато, в достатке и сытости. Простой народ является незыблемым оплотом государства, его надёжной основой.
Существует в сатирическом произведении и ещё одна важная мысль. Помещики за своё отношение к простым людям рано или поздно понесут заслуженное наказание. В один прекрасный день крестьяне сбросят с себя ярмо рабства, станут свободными людьми, и помещикам не останется ничего больше, как научиться обходиться без услуг крестьян, которых они нещадно эксплуатировали.
Иначе им придётся последовать примеру дикого помещика и уподобиться диким зверям, живущим в лесу.
Смысл финала
Писатель старается донести до читателя одну простую мысль. Без простого народа, привыкшего к труду, невозможно существование и помещиков, и государства. Как только крестьян вернули к глупому хозяину, сразу же на рынке появились и продукты, а казначей собрал столько податей, сколько не собирал никогда.
Народ изображён автором как самая важная, самая надёжная часть общества, на которой держится всё. Богатством и мощью государство, да и сами владельцы крестьян обязаны именно им, простым крепостным людям.
А помещики без их стараний совершенно не в состоянии обойтись. В этом и есть смысл финала поучительной сказки «Дикий помещик». Но есть в концовке сказки и ещё один смысл
Важно ценить то, что имеешь, иначе можно потерять всё и превратиться в дикого зверя
Основная идея сказки
Аграрная реформа 1861 года не освободила крестьян, а лишь поставила их в чрезвычайно затруднительное положение, поскольку они должны были выплачивать выкупное и подушное, а также арендовать землю у помещиков. Помещики сами были абсолютно беспомощны и полностью зависели от труда крестьян, но не ценили их, считая бессловесным скотом. В сказке высмеивается паразитический образ жизни, при котором отмирает все человеческое.
Прочитав краткое содержание «Дикий помещик», обязательно познакомьтесь с полным текстом сказки. Это произведение обязательно вас заинтересует, и вы захотите прочесть и другие творения автора.
XLII
Я прав. Мои слова — не фразаПустая, нет! С своей женой —Заметьте — под конец рассказа660 Соединяется герой.Закон приличья, в том свидетельЧитатель каждый, сей закон
171
Священный строго соблюден,И торжествует добродетель.665 Но весело сказать себе:Конец мучительной гоньбеЗа рифмами… придумать строчкуПоследнюю, поставить точку,Подняться медленно, легко670 Вздохнуть, с чернилами проститься —И перед вами глубоко,О мой читатель, поклониться!
172
И.С. Тургенев. Помещик // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1978. Т. 1. С. 153—172.
Электронная публикация РВБ, 20102022. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.
История создания
Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.
Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.
В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.
Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».
В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.
Обоз — басня Крылова
Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз.
Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы.
Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!
Читать басню Обоз онлайн
С горшками шел oбоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то́-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору, Или в ночную пору; А то и под-гору, и днём! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под-гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На-славу; По камням, рытвинам, пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
- Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам: А примешься за дело сам,
- Так напроказишь вдвое хуже.
- (Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Обоз
Здесь вспоминается известная поговорка: «У других в глазу видишь соломинку, а в своем и бревна не заметишь». Как часто людям приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается ошибочной. Прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?
Пожалуйста, оцените произведение
Проблемы
Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):
- Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
- Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
- Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.
О книге
Любому человеку время от времени необходима эмоциональная разгрузка и душевный отдых. Что может отвлечь от повседневных забот и стрессовых ситуаций? Один из самых действенных и популярных способов — чтение книг. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.
В современной литературе книга Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича «Дикий помещик» занимает почетное место. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев. Незаурядная сюжетная линия, интересные персонажи и тонко описанные пейзажи произведения без сомнения увлекут и захватят читателя.
История создания произведения «Дикий помещик»
Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича Николай Некрасов.
Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.
С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.
Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.
Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.
Особенности
Как можно заметить, всё действия довольно медленны и однотонны, из-за того, что читатель наблюдает за действиями лишних лиц, которые, по сути, совершенно не нужны. При этом и язык, который используют действующие лица, довольно низкого качества и выслушать его может только самый терпеливый человек. Критика Добролюбова «Луч света в темном царстве» основана на том, что к оценке произведения нельзя подходить с определенным набором канонов и стереотипов, так как тогда истина будет недоступна, ведь каждое произведение уникально и требует отказа от ограничивающих рамок.
Автор статьи показывает, что истина кроется не в диалектических противоречиях, а в истинности того, о чём идёт речь. Например, мы не можем говорить о том, что все люди злые по своей природе, именно поэтому в литературных произведениях нельзя пропагандировать принципы, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказывается или наоборот. В литературе нужно показывать жизнь такой, какая она есть, а она всегда очень разная и редко подчиняется определенным стереотипам.
При этом очень неоднозначной получилась статья «Луч света в темном царстве». Островский в «Грозе» описал жизнь такой, какой он её видел. Н. Добролюбов вспоминает Шекспира, который, по его мнению, всё человечество поднял на несколько ступенек, на которые оно до этого еще не поднималось.
Далее автор статьи затрагивает разные воззрения других критиков, например, Аполлона Григорьева. Он утверждал, что главная и основная заслуга Островского состоит в том, что он пишет очень народным и понятным языком. Однако сам критик так и не объяснил, в чём же состоит народность писателя. Поэтому мнение его довольно сомнительно.
Вариант 2
Салтыков-Щедрин написал свое известное произведение, которое получило название «Дикий помещик», в 1869 году. Там он рассматривает достаточно злободневные вопросы, актуальные и в то время, и сейчас. Для него центральным являются жанр сказок, которые он пишет далеко не для детей. Автор сталкивает в своем произведение трагическое с комичным, использует такие приемы, как гротеск и гипербола, а также эзопов язык. Таким образом, он высмеивает самодержавие и крепостное право, которое до сих пор существуют на территории страны.
В центре событий обычный помещик, который имеет особую гордость за то, что в его венах течет дворянская кровь. Его цель – это просто понежить тело, отдохнуть и побыть собой. Он фактически отдыхает и такой образ жизни он может позволить себе только благодаря мужикам, к которым он относится весьма жестоко, он не может выносить даже духа обычных мужиков.
И вот желание помещика исполняется, и он остается один, при этом Бог исполнил не желание помещика, а желание крестьян, которые полностью измучены от постоянного контроля и надзора.
Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского народа, которая является достаточно непростой. Только спустя время герой понимает, что он совершил настоящую глупость.
И вот в конце, помещик полностью одичал, внутри высшего существа человека, скрывается самое обычное животное, которое живет только ради осуществления своих желаний.
Герой восстановился в крепостном обществе, а опекать его будет простой русский крестьянин по имени Сенька.
Сказка «Дикий помещик» — это одно из гениальных произведений писателя, работающего в жанре сатиры. Ему приходится высмеивать социально-политический строй, ему приходится изобличать существующие нравы и типы общества, в котором существует достаточно странная мораль, не подвергающаяся осмыслению. Он показывает то, насколько беспомощны помещики, за которыми постоянно ухаживают простые крепостные. Все это высмеивается автором, который вынужден жить в подобном обществе, ему трудно справляться с существующей ситуацией, поэтому он старается показать ее абсурдность, осудить происходящее в обществе.
2 вариант
Произведение «Дикий помещик», которое было написано Салтыковым-Щедриным, носит жанр сказки. Щедрин боялся цензуры, так как в то время это была очень распространённая проблема, поэтому решил использовать форму сказки, чтобы передать свою мысль и позыв, не попадая под руку цензуры. В итоге его план сработал и его рассказ, который поднимает проблему рабства, прошёл цензуру под видом безобидной сказки для детей. Сказка носит сатирический характер, главной её целью было высмеивание государства и самодержавия в целом. Автор пытался высмеять всю абсурдность ситуации, когда крестьяне, которые являлись двигателем прогресса и держали на плаву всех дворян, жили в нищете, а те самые дворяне купались в роскоши. Основой темой этого произведения является пропасть, которая разделяет дворян и крестьян. Автор хотел показать нам проблему рабства в России, которая была очень распространена в то время.
В своей сказке, Щедрин показал нам, что без крестьянина помещик становится никем. Именно благодаря мужикам дворяне имеют свои статусы, титулы и привилегии, но никак не наоборот. В этом и заключалась идея автора. Но, к сожалению, помещики так не считали, и поэтому относились к крестьянам с особой жестокостью, недоверием и призрением к ним. Для них крестьяне были всего лишь орудием труда, их не считали даже за людей.
Своей сказкой Салтыков-Щедрин пытался донести до народа, что именно он является главным во всей этой иерархии. Народ решает судьбу как помещиков, так и всего государства, так как прекрати народ работать — всё рухнет. Именно крестьяне являются лицом России, а не толстые и ленивые дворяне.
Михаил Евграфович не мог спокойно жить с мыслью о том, что народ является главный в государстве, но почему-то народ работает для государства, а не наоборот. Всё дело в терпеливости русского человек. Крестьяне боятся выступить против более высшего слоя населения, так как никто не оценивает свои силы в полной мере. Наш народ слишком терпелив, чтобы что-то менять. Это и критикует Щедрин в своём произведении, он призывает народ к действию, даёт им пишу для размышления и пытается улучшить положение крестьян в России. Но, увы, наш народ неспособен к таким серьёзным изменениям, и поэтому они попросту не готовы и не хотят перемен. Крестьяне хоть и являются сильны духом, но безответственны, поэтому они боятся пойти против системы и измени ь свою жизнь в лучшую сторону. Они готовы и дальше жить в грязи и нищете, лишь бы ничего не менялось.
XXXIX
610 «Я, матушка». — «Ах, мой спаситель!Куда ж вы ехали?» Увы!Разочарованный сожительМолчит уныло. «Верно, к тойВдове? Уж эта мне вострушка!615 Да говорите ж!.. К ней, Петрушка?»Лакей проворно головойКивнул. «Ах, старый греховодник!Вот я молилась — вас угодникИ наказал… Ну, как я зла!620 А я вам просвиру везла!..Неблагодарный! ОтлучитьсяНельзя мне на денек, ей-ей…Подвинься, Аннушка… СадитьсяИзвольте к нам — да поскорей».
1 «дорогая подруга» (франц.).
*
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест,
Весьма мучительное свойство… («Евгений Онегин»
<гл. 8, строфа XIII>). (Примечание Тургенева.)
170
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Направление и жанр
Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.
Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».
Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «дикий помещик» | характеристика |
помещик | высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека. |
мужики | православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу. |
С этой книгой читают
Дикие пчелыБасаргин Иван Ульянович
Иван Ульянович Басаргин (1930–1976), замечательный сибирский самобытный писатель, несмотря на недолгую жизнь, успел оставить заметный след в отечественной литературе….
5
(6)
Дикие гусиГраков Александр
Сюжет этого произведения составлен на документальной основе — по дневникам одного из наемников, прошедшего с оружием в руках путь от Боснии до Чечни, дополненным и…
4.08
(5)
Дикое полеВеденеев Василий Владимирович
Настоящий историко-приключенческий роман «Дикое поле» В.Веденеева посвящен истории зарождения российской разведки. Середина XVII века. Тайная разведшкола в монастыре….
4.6
(5)
Дикий батальонМиронов Вячеслав Николаевич, Маков Олег
После развала СССР Азербайджан спешно формирует свою армию. Военных специалистов катастрофически не хватает. Азербайджанские ополченцы вероломно захватывают в плен двух…
4.3
(5)
Старосветские помещикиГоголь Николай Васильевич
Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна двое старичков «прошедшего века», нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Иванович был…
4.3
(3)
Дикие лебедиЧжан Юн
Книга Юн Чжан, впервые опубликованная в Великобритании в 1991 году (премия «Британская Книга года»), переведена на 32 языка, но до сих пор не издана по-китайски….
4.5
(2)
Дикий белокХмелевская Иоанна
На страницах этой книги вы вновь встретитесь с дружным коллективом архитектурной мастерской, где некогда трудилась Иоанна Хмелевская, и, сами понимаете, в таком обществе…
4
(1)
Дикое счастьеМамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
«– Господи Исусе Христе, помилуй нас…
– Аминь! Кто там крещеной? Никак ты, Михалко?
– Он самый… Отворяй ворота скорей, дядя. Насквозь изняло дождем, – во как зарядил!…
4.8
(5)