Записки из Мёртвого дома — краткое содержание повести Достоевский
Главный герой пребывает в тюрьме. Он был осужден за убийство жены. Однако, несмотря на приговор, Горянчиков – неплохой человек, порядочный и воспитанный. Не обделен он и умом, поскольку среди его реплик порой встречаются достаточно логичные рассуждения. К слову, именно мыслям и философии главного героя и посвящена большая часть творения – поскольку по сюжету, Горянчиков ведет своеобразный дневник, тетрадь, в которую он записывает то, что на душе – причем, делает он это все 10 лет своей каторги.
Почему же именно «мертвый дом»? Именно это словосочетание употребляет арестант, характеризуя место своего пребывания. Причем, мертв дом не потому, что там умирают люди – точнее, они умирают, но не в физическом, а в духовном плане: они теряют все остатки положительных человеческих качеств, таких, как совесть, честь, порядочность, нормы морали. Тюрьма губит людей. Она меняет их далеко не в лучшую сторону.
Также героя возмущает тот факт, что в тюрьме совершенно разные люди, каждый из которых является личностью и должен сохранять индивидуальность, вынуждены жить по общим, установленным другими людьми, законам и правилам. Причем, Горянчиков подмечает, что многие осуждены несправедливо, а исправлять ситуацию и разбираться никто не хочет.
В целом, Александр не видит среди заключенных тех, кто мог бы стать его другом – абсолютно все кажутся мужчине пустыми, неинтересными, полуразложившимися. Единственное существо, к которому он питает симпатию – местная собака
Горянчиков довольно часто гладит ее, делится половиной своей пайки – и это «общение» очень важно для него, ведь помогает оставаться человеком
Перед Рождеством арестантам разрешили помыться в бане. Александр возмущен тем, что даже такому банальному событию измученные люди радовались, как приходу мессии. Радость вызывает и улучшение рациона питания. Возникает вопрос: как люди, которых лишили предметов первой необходимости и элементарной гигиены могут оставаться людьми?
Но герой считает, что могут. Причем, показывает это личным примером.
Чему же учит данное произведение? Во-первых, тому, что нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не терять чувства собственного достоинства, идти по жизни с гордо поднятой головой даже тогда, когда кажется, что все обстоятельства против этого. Во-вторых, тому, что порой животные намного лучше и понятливее людей. В-третьих, тому, что, несмотря на «пятна» в репутации каждый человек все же человек, потому имеет право на достойные условия.
Герой вызывает уважение хотя бы потому, что понимает необходимость оставаться личностью и человеком. У него обостренное чувство справедливости, достаточно высокие моральные качества и стойкая жизненная позиция.
Правила игры в жизни человека
Что значит правила игры в жизни человека? Предлагаю разобрать что это такое. Смотрим как работает система жизни, а работает она по принципу игры, о которой выше изложил. Есть правила, законы (физические, в том числе), мораль, что выражается в виде институтов жизни человека – партии, идеология, культура, наука, религия со всеми своими уставами, канонами, ритуалами.
Тот человек, который нарушает становится изгоем, потому что остается в игре, выйти из которой невозможно. Для таких людей в жизни существуют другие институты наказания или поощрения. В религии, например – это рай и ад, в политике – хозяин – террорист. Но замечу, что в игре жизни хозяин – это тот человек, который банкует и выигрывает, а террорист тот, кто проиграл.
Тот же террорист при смене ставок может стать хозяином
Что еще важно, так это то, что хозяева определяются игрой, это не люди с высокой духовностью, и даже не герои, ибо герои погибают. Хозяин не тот человек, кто лучший, а тот, кто исполняет главную роль
Именно по этой причине каждый человек стремится, чтобы его роль была главной.
Так же в религии, в рай попадает не достойный человек, а тот, кто больше раб, то есть бессознательный, ибо ведут его по жизни те, кто выиграл в рабской покорности, а не представители высокой духовности.
Этот закон выражается формулой закона естественного отбора и иерархии.
Выйти из игры? Но это невозможно, возможно ли сойти с экрана фильма в зрительный зал?
Они никогда не проявляют инициативу
www.imgkid.com
Итак, у вас отвратительный начальник и вы по-настоящему ненавидите свою работу. Однако это не причина, чтобы работать спустя рукава. Вам платят за то, чтобы вы приходили туда, и делали всё как надо, это — универсальный закон жизни: ты получаешь ровно столько, сколько вложил. Это просто зрелость и мудрость — стараться достичь совершенства независимо от обстоятельств.
Неудачники — это те, кто просто соглашается с плохими результатами. Те, кто не потрудился найти эффективные методы, которые помогут им лучше изучить свои способности. Тут всё как у студентов: очень многое зависит не от того, насколько вы умны, но от того, насколько хорошо вы умеете готовиться и планировать. Это, в свою очередь, заставляет вас почувствовать себя умнее, и в результате приведёт к отличным результатам.
У них есть самоограничения
www.artribune.com
Неудачливые люди часто говорят вещи вроде «я просто не дружу с числами», «я действительно очень не хочу учиться», или «я не думаю, что в самом деле смогу управлять успешным бизнесом». Они сами помещают себя в определённые рамки, и им кажется, что это извиняет их поведение, на деле же это просто ещё один способ ничего не предпринимать.
Избавьтесь от мысли, что у вас есть строго определённый набор талантов и навыков для решения строго определённых задач, прекратите думать, что вы далеко не так умны, как все остальные. Жизнь требует от вас максимально использовать себя. Как для себя, так и для других.
Зачем нам нужны роли?
С одной стороны, роли призваны облегчить нам жизнь, задавая нормы и правила, по которым следует играть в определенном социальном контексте. С другой стороны современное общество требует постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Но правила игры далеко не однозначны, они практически нигде не задекларированы, либо утверждения противоречат друг другу.
Нередко случаются ситуации, когда одни социальные роли противоречат другим. Например, жена разводится с мужем и обижена на него, при этом декларирует свой негатив ребенку, пытаясь выставить отца в дурном свете. Но реальность такова, что мужчина может быть хорошим и любящим отцом, но скверным мужем для этой женщины. Зачем же объединять контексты ролей «мужа и отца»? И чем больше мы времени проводим в той или иной роли, тем более привычной и естественной она для нас кажется. Но где мы за всеми этими ролями? Что мы о себе знаем?
Вот мы видим жесткого и авторитарного начальника, которого боится весь офис. Но почему он настолько суров? Вероятно он считает, что именно так себя должны вести хорошие руководители, и честно отрабатывает свою роль офисного пугала. А что в реальности происходит с этим человеком? Возможно, его собственная неуверенность и желание доказать свою значимость настолько велики, что собственный страх заставляет прятаться за ролью начальника и вселять ужас и трепет в души подчиненных.
Глава 5. Золотая степь
Сотня мятежников и сорок негров-невольников отправилась в африканскую степь и отловили огромного носорога, который убил множество рабов. Пандион сломал руку, сильно ушиб голову и надолго потерял сознание.
Рабов отпустили, но запретили возвращаться в Египет. Вернувшиеся снова попадут в рабство. Один из воинов-нубийцев посоветовал Кави найти племя мирных кочевников-скотоводов и дал знак, благодаря которому кочевники гостеприимно встретят путников.
Группа разделилась. Азиаты отправились на север, чтобы быстрее попасть домой. Остальных Кидого повёл на юг, в своё племя, жившее на берегу океанского залива, куда часто приплывали Сыны ветра — белые люди на больших кораблях. С их помощью бывшие рабы могли вернуться домой.
Неся Пандиона на носилках, путники достигли стойбища кочевников. Знак помог — кочевники гостеприимно встретили бывших рабов.
Кидого, Кави и не пришедшего в сознание Пандиона вождь поселил в отдельном доме. Красивый юноша понравился Ируме, единственной дочери лучшего охотника племени.
Ирума — дочь лучшего охотника племени кочевников.
Следите за своими мыслями!
Человек играет разные роли из жизни в жизнь, он был королем и нищим, мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, слугой и палачом. Для человека возможны даже игры в войну, где никто не хочет страдать, но делает выбор участвовать в ней подсознательно. Потому что мысли, продуманные много раз, уходят в подсознание и становятся причиной любых событий, даже если их и совсем не желаешь.
В своей жизненной игре очень важно следить за своими словами, эмоциями и мыслями, потому что это творит окружающий мир человека. Все негативное, все неприятное, что существует на Земле в виде войн, плохих событий, болезней, – все это есть отражение человеческих мыслей и эмоций
Люди делят других на своих и чужих, плохих и хороших, и такой взаимный обмен негативными мыслями и эмоциями как раз и создает низкий уровень людей в целом, создает все катаклизмы на Земле.
Те люди, которые стараются жить на любви, на уважении к другим и окружающей природе, поднимают на новый уровень сознание остальных людей. Игра в страдание и разделение совсем необязательна для людей Земли.
Существует бесконечное количество путей к Богу, потому что каждый человек – это частичка Бога в человеческом теле. И несмотря на все игры и иллюзии, все дороги ведут только к нему. Это путешествие внутри Бога.
Каждый человек играет в свои игры и куда-то стремится, и это стремление существует потому, что он считает себя отдельным от остального мира, отдельным от людей и Бога. Когда же человек перестанет стремиться к чему-либо, он станет Чистым Бытием, вернувшись в свое изначальное состояние. Это состояние Чистого Духа, когда уже не будет вопросов, потому что если стать Всем, то будешь знать все.
На нашем Портале вы можете ознакомиться и с другими моими статьями о Боге, Абсолютной Любви, Смысле жизни. Также ранее я поделился информацией о том, почему люди болеют раком, переносят сердечно-сосудистые заболевания, а также почему с эзотерической точки зрения у людей выпадают волосы. Оставайтесь с нами, впереди много интересного!
От Оскола до Сталинграда
Проходят через селения. Жители молча наблюдают за солдатами, кто-то дает еды. От их немых вопросов бойцам становится неловко. Ширяев и Керженцев, услышав, что здесь недавно проходили войска, решают: это был их полк. Однако встреча героя со знакомым Игорем, связным штаба, показывает, что дела совсем плохи. Продолжает повесть «В окопах Сталинграда» краткое содержание его рассказа. К моменту отъезда связного в полку оставалось человек сто. Противник с танками, мотопехотой и автоматчиками напал неожиданно. Майор и комиссар убиты. Орудий тоже нет. Максимов, как взявший на себя руководство, приказал отыскать Ширяева с его бойцами. Но куда идти и где теперь фронт, Игорь не знал, сказал лишь, что немцы километрах в десяти отсюда.
Повесть «В окопах Сталинграда», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием боя, развернувшегося у сараев, где остановился на отдых батальон. Живыми из него выходят только пятнадцать бойцов во главе с Ширяевым. Еще пятеро, Керженцев и его ординарец Валега, Игорь, Седых и Лазаренко (он погибнет от разрыва мины) остаются у сараев прикрывать отступление товарищей. Выбравшись из укрытия, они к ночи присоединяются к потоку отступавших войск. Вскоре становится ясно: найти свой полк, точнее, то, что от него осталось, не так просто. Один майор сообщает, что где-то идут бои, и советует добираться до Сталинграда. Там формируется новая армия. Местные жители спрашивают, почему наши войска отступают, отчего Керженцев испытывает сильное чувство стыда. Остается лишь надежда, что отходят ненадолго – ведь была же Москва, от которой отбросили врага.
Жрецы Ра и Тота
Для того чтобы продолжить краткое содержание рассказа «На краю Ойкумены», следует окунуться в эпоху. В Египте нет единой веры, которая объединяла бы всех. Жрецы поклоняются либо богу Ра, либо богу Тоту. Они часто враждуют меж собой, не признавая веры другой группы, вовлекая в междоусобицы и население. Иногда эта борьба заходит очень далеко — проливается немало крови.
Фараон всегда оставался в стороне от подобных распрей, но не в этот раз. Приспешники бога Ра придумали хитрый и жестокий план мести, в результате которого Джедефра был убит. Новым фараоном Египта становится его брат – Хафра. Он решает возобновить строительство пирамиды.
Глава седьмая. Сила лесов
Попав в непроходимые заросли твёрдого бамбука, путники решили вернуться в саванну и найти людей, которые подскажут им дорогу. Вскоре им встретились жители племени Повелителей слонов. Старейшины племени позволили путникам остаться.
Племя не только приручало слонов, но и возделывало землю, изготавливало посуду из глины. В гончарной мастерской Кидого и Пандион показали своё умение. Это увидел один из старейшин и попросил Пандиона вылепить его изображение из глины.
Мастерство Пандиона возросло, и бюст старейшины удался. В награду старик пообещал помочь путникам добраться до моря и подарил Пандиону мешочек с алмазами, которые тогда ещё не были известны на его родине. Он хотел, чтобы Пандион, вернувшись домой, всем рассказал о его племени.
Друзьям разрешили посмотреть, как воины отлавливают слонят, чтобы потом приручить их. Во время охоты что-то пошло не так и погибло много людей. Распорядитель охоты был так огорчён, что забыл друзей посреди саванны.
Разбор слова грусть по составу, морфемный и словообразовательный анализ
Как выполнить разбор слова грусть по составу? Выделения корня слова, основы и его строения. Морфемный разбор, его схема и части слова (морфемы) — корень .
Схема разбора по составу: грусть Строение слова по морфемам: грусть/ Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание Конструкция слова по составу: корень + окончание Основа слова: грусть
Словообразование: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола, способы словообразования: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола.
Характеристики основы слова: непрерывная, простая (1 корень), непроизводная, нечленимая (нет словообразовательных афиксов) .
Глава восьмая. Сыны ветра
Ночью на друзей напал зверь, похожий на огромную гиену. Им удалось убить чудовище, но все трое сильно пострадали. Утром друзей нашли Повелители слонов и назвали великими воинами, ведь они убили гишу — ужаса ночи и пожирателя толстокожих.
Оправившись от ран, путники двинулись к океану вместе с отрядом, отправленным за целебными орехами и золотом. Дойдя до большой реки, путники попрощались с Повелителями слонов, построили плот и добрались до племени Кидого. Оставшиеся негры разошлись по родным племенам. Сынов ветра дожидались только Кави, Пандион и десять ливийцев.
Чтобы друзьям было чем заплатить Сынам ветра за места на кораблях, Кидого раздобыл золота и чёрного дерева. Пандион тем временем решил вырезать на голубовато-зелёном камне портрет Тессы, но у него получался лишь собирательный образ всех встреченных им красавиц. Тогда юноша изобразил на камне себя, Кави и Кидого.
Наконец, прибыли Сыны ветра. Пандион и Кави распрощались с Кидого, который оставался здесь, на краю Ойкумены (населённой земли), и отправились домой.
Прошло некоторое время. Пандион благополучно вернулся домой и женился на Тессе. Гемму, которую в Греции стали считать величайшим произведением искусства, юноша подарил на память этруску Кави.
Глава третья. Раб фараона
У Пандиона появились друзья — Кидого, чернокожий скульптор из центральной Африки и мрачный чернобородый этруск Кави, попавший в плен во время военного похода.
Кидого — чернокожий раб из центральной Африки, скульптор, друг ПандионаКави — раб-этруск, лидер восстания рабов, друг Пандиона
Эту группу сильных рабов стали посылать на разборку старых храмов и строительство новых. Вскоре скульптор фараона заметил талант Пандиона и Кидого и взял их к себе.
Гигантские храмы Египта не восхищали, а подавляли Пандиона.
Юноша скучал по друзьям, оставленным в шене, и понимал, что сбежать от скульптора в одиночку намного труднее, чем всем вместе — из рабочего дома.
Скульптор пожелал, чтобы Пандион женился, а его дети стали семейными рабами. Юноша взбунтовался, его избили и вернули в шене. Вслед за ним вернулся и Кидого, специально разгромивший мастерскую скульптора.
Значимый Человек – кто он и какую роль играет твоей в жизни?
Люди, которые встречаются нам на жизненном пути, играют различную роль. Кого-то мы можем назвать любимыми. близкими, кого-то уважаемыми, а кого-то значимыми. Тождественны ли эти понятия? Давайте разберемся.
Сразу определимся: значимый не есть любимый или уважаемый.Значимый Человек – это тот, кто сыграл определенную роль в нашей жизни. Это может быть как член семьи, так и близкий приятель или даже просто случайный человек на улице. Для ребенка значимыми людьми безусловно являются родители. На подсознательном уровне он перенимает их манеру поведения, общения с окружающими, реакцию на внешние стимулы и пр. В какие-то мгновения ребенок может ненавидеть папу или маму (особенно после наказания), но это не влияет на их значимость для него в целом, ибо в юном возрасте человек зависит от родителей практически во всём.
Папа постоянно кричит на маму, выражая своё недовольство? Мальчик перенимает этот стереотип поведения, потому что папа ЗНАЧИМ для него. Женившись, он точно также будет кричать на свою жену, сам не понимая откуда в нем это.
Становясь взрослее, ребенок начинает искать другие образцы для подражания, поэтому для подростков чаще всего в роли значимой личности выступает какая-то знаменитость, например, популярный певец. Подросток копирует его манеру говорить, одеваться, прическу, даже философию.
Вспомните сколько молодых людей в своё время мечтали быть похожими на Виктора Цоя, повторяя его прическу, манеру одеваться и стиль разговора. Сыграл ли он, пусть и заочную, роль в их становления как личностей? С этим трудно поспорить.
Другой пример: Женя, будучи скромным по натуре, боится сам начинать разговор с девочками. Но при этом после уроков он видит, как его одноклассник Саша абсолютно непринужденно обнимает девочек за талию и позволяет себе иные непристойности. При этом Саша уже курит и иногда в беседке пьет пиво с друзьями со двора.
Стремясь перенять с Саши одну черту (непринужденное общение с девочками), Женя непременно будет неосознанно «перетягивать» на себя и другие (вредные привычки), думая, что одно от другого неотделимо. Был ли Саша ЗНАЧИМ для Жени на определенном этапе его развития? Сомнений нет. Любил ли он его или уважал? Вовсе необязательно.
Во взрослой жизни для человека значимыми становятся как правило те, кто имеют на него какое-либо влияние. Например, начальник, который говорит, что и как ему делать на работе. Начальника уважать вовсе необязательно – достаточно выполнять его требования.
Значимыми становятся также люди, к мнению которых человек прислушивается и которые формируют его жизненную позицию, отношение к тем или иным вещам и событиям, либо к жизни в целом. Это могут быть какие-то известные ведущие на ТВ, политические деятели, актеры и т.д
В зрелом возрасте уже отсутствует стремление подражать значимому человеку чисто внешне, как было в юности – на первых план выходит именно уважение, то есть принятие ВАЖНОСТИ для себя, как личности
Бывает и так, что какая-то мимолетная встреча переворачивает буквально всю жизнь… Валерий был успешным бизнесменом. После очередной командировки он возвращался домой поездом, а на одной из станций к нему в купе сел священник – скромный батюшка из деревенского прихода. Дело было вечером, хотелось поговорить, и ненароком завязалась беседа. Сначала о погоде, потом о семье, работе, и дошло наконец до смысла жизни.
Эти четыре часа пока они ехали вместе, изменили всю жизнь Валерия. Он понял, что деньги не самое главное в жизни, что можно быть вполне счастливым и без них, что жизнь очень мимолетна, и что главная наша задача состоит в том, чтобы просто радоваться каждому дню…
Спустя полгода после этого мимолетного разговора Валерий продал бизнес и улетел в Индию, чтобы попытаться найти себя. Вот так скромный деревенский священник всего за несколько часов изменил жизнь Валерия, сыграв ЗНАЧИМУЮ роль в его судьбе.
В психологии для обозначения Значимого Человека принято использовать выражение Значимый Другой (от англ. Significant Other), которое ввел американский психиатр Гарри Стек Салливан. Под этим термином он подразумевал личность, на мнение которой ориентируется другая личность, формируя тем самым образ самой себя.
Чуть позже этот термин начали неофициально употреблять в бытовой жизни для обозначения сексуального партнера. Например, пара рассылает приглашения друзьям на свою свадьбу. В приглашении предлагается прийти на торжество со своим Значимым Другим, а не подругой, женой, мужем и пр
Особое распространение понятие Significant Other получил среди лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, так как позволяет не акцентировать внимание на поле партнера
Глава вторая. Пенная страна
Пандион пробыл на Крите пять месяцев. Перед отъездом юношу попытались взять в плен воины племени из центральной части острова. Он вырвался и прыгнул в море с отвесной скалы. Юношу увидели с торгового судна финикийцев и спасли.
Хозяин судна предложил Пандиону выбор: стать либо рабом-гребцом, либо воином. Юноше пришлось стать воином купца-финикийца.
Судно направлялось в столицу Финикии (юг современной Сирии). По дороге началась сильная буря, которая отнесла корабль к берегам Египта. Поскольку любой чужеземец, попавший в Древний Египет, автоматически становился рабом, команда решила, что Пандион принёс им несчастье, собралась принести его в жертву богам, и Пандиону пришлось спасать свой жизнь — прыгать в бушующие волны.
Бесчувственного Пандиона нашли на берегу египетские воины. Юношу отправили в столицу как дар фараону.
Пандиона заклеймили, поселили в шене — рабочем доме — и заставили обслуживать сады и каналы дворца. От самоубийства юношу удерживала только надежда на освобождение.
Возвращение Баурджеда
Через 7 долгих лет неустанного плавания Баурджед возвращается в Египет с незначительными остатками некогда большой экспедиции. Новый фараон Хафра призывает мужчину к себе, чтобы тот рассказал ему всё как есть. История казначея занимает несколько дней. Он рассказывает фараону о красоте, сложности и необъятности найденной Ойкумены.
Экспедиция нашла загадочную страну Пунт, а затем пешком дошла до реки Замбези и озера Виктория. Однако властного фараона вовсе не радует рассказ о мире, в котором Египет — не центр Вселенной, а лишь крохотная её часть. Он приказывает казначею и всем участникам экспедиции хранить в тайне увиденное. Одновременно Мен-Кау-Тот узнаёт о приезде Баурджеда, находит его и увозит в далёкий тайный храм, о котором знают только посвящённые. Там его рассказ детально записывается, а потом высекается иероглифами на каменных плитах святыни.
Им не хватает умения общаться
www.prioritymanagement.com
Неудачники, как правило, не имеют никакого социального статуса.
Ещё они часто говорят такие вещи, как «ну, по крайней мере я честен». Они не знают, как относиться к другим людям, и как правило, очень высокомерны, причём без видимых причин.
Никому не нравятся хвастуны и люди, которые не знают, как просто ответить «спасибо», когда им говорят комплимент. Все эти черты — недостойны, и совсем не способствуют повышению социального статуса.
Быть вежливым с людьми, которые вам нравятся и быть вежливым с людьми, которых вы терпеть не можете, или с которыми вы всегда не согласны — это характер. Умение говорить с людьми — это умение, которое освоили лишь немногие. Как уже было сказано, лучший способ узнать характер человека — это понаблюдать, как он ведёт себя, когда отстоял в очень длинной очереди и в конце столкнулся с очень плохим обслуживанием.
На фронт
Керженцев, Игорь и Седых получают приказ переправляться в инженерный отдел на ту сторону Волги, к Мамаеву кургану, где развернулась линия фронта. Там их распределяют по разным дивизиям. 184-я, куда попадает главный герой, сразу же попадает на оборону . Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот, которые постоянно атакует противник. Место для боя неудобное: окопаться и спрятаться невозможно. Немцы сначала предпринимают обстрелы, но вскоре появляются танки и самолеты. Обстрелы не прекращаются практически весь день, но воинам удается удержать оборону. Много раненых и убитых. Ночью становится известно, что в бою был убит комбат. Начальник штаба полка передает руководство батальоном Керженцеву.
Чертова семерка
Главы 1–4
Тактика ведения боя следующая: второй батальон привлекает внимание противника, давая возможность пройти танкам с десантами, за которыми должна выступить пехота – первый батальон. Артподготовки нет никакой, все построено «на неожиданности»
Все идет хорошо до тех пор, пока в самом неожиданном месте не подрывается «левофланговый танк с цифрой “7”». Следующий за ним танк делает поворот и попадает на собственное минное поле – «самое дьявольское из всех, смешанное из противотанковых и противопехотных мин».
Среди бойцов начинается суматоха, беспорядочный огонь, и только двум танкам удается вырваться вперед.
Командир полка вызывает к себе Керженцева, обвиняет его в случившемся и приказывает застрявший танк «любыми средствами» превратить в огневую точку – дот. Вернувшись на поле боя, он узнает, что «фрицы в танк забрались», и теперь их нужно выманивать из злополучной семерки.
Чтобы взять танк, решают сделать под него подкоп. Работу осложняет твердый, промерзлый грунт, и подкоп завершен только спустя четыре дня. В подготовленном туннеле укладывают взрывчатку и по команде взрывают. Бойцы спешат к танку, и Керженцев получает ранение.
Главы 5–6
В медсанбате Керженцев первым делом узнает, что танк взят. У него перелом левой голени, сквозная огнестрельная рана. Получив первую помощь, комбат отправляется в госпиталь.
Дни в госпитале тянутся «тоскливо, однообразно, но уютно, тепло и, главное, беззаботно». Случайно он встречает там бойца из своего батальона, и они ведут «бесконечные разговоры обо всем».
Незаметно подбирается Новый год, и Керженцев с грустью вспоминает своих родных. Отмечая с товарищами праздник в госпитале, он с радостью узнает об успешном прорыве и наступлении наших войск под Сталинградом, о том, что советскими войсками взято «пятнадцать тысяч автомашин… сто тридцать семь тысяч пленных».