Василий аксенов: московская сага

Сюжет — краткое содержание:

Король стал сильно болеть. Он позвал своих трёх сыновей, и те решили добыть живой воды для исцеления. Первые два брата не справились с задачей, нагрубив карлику, а вот младший, добрый и вежливый, смог добыть воды, пройдя через испытания. Младший сын попросил карлика отпустить братьев, и тот согласился, но сказал их остерегаться. Герой доверился старшему и среднему брату, которые его предали и подставили перед отцом. Тот велел убить младшего сына, но он чудом выжил. Через год пришёл обратно, в место, где добывал воду. Там героя встретила принцесса. Они поженились, отец попросил прощения у младшего сына. А злые братья спасались бегством.

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Как вести читательский дневник

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,
  • дата прочтения,
  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец

Второй столбец в читательском дневнике — это дата, когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.

Конец XVIII до середины XIX в

Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:

  • бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
  • бенгальская, непальская – в Азии.

Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.

В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.

Примеры: финская «Калевала», молдавская «Миорица», испанская «Романсеро», словацкие «Национальные песни».

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Что мы узнали?

Эпос – род литературы, изображающий внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Для эпоса характерно неограниченное воспроизведение различных действий, разворачивающихся во времени и пространстве. С помощью образа повествователя рисуются картины прошлого, которые касаются персонажей, их поступков и диалогов, места и времени действия. Эпос предполагает наличие малых (рассказ, новелла, очерк, фельетон, памфлет, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание), средних (повесть, хроника) и больших (эпопея, роман) жанровых форм.

Образец заполнения читательского дневника 3 класс, на примере сказки Огниво

В качестве наглядного примера представим вам образец заполнения дневника по сказке «Огниво»

Обратите внимание именно на последовательность пунктов, а художественное оформление можете выбрать любое, которое придется вам больше по вкусу

Главная идея. Достигать своих целей лучше только честным способом, чтобы они не приносили никакого вреда другим людям. При этом никогда не стоит отчаиваться, если что-то не получается сразу.

Не обязательно писать все от руки, ребенок может набирать текст на компьютере и подбирать картинки из интернета к своим рассказам. Однако участие родителя в этом все равно необходимо. Вы можете задать ребенку дополнительные вопросы, подсказать какую-то интересную мысль, чтобы читательский дневник был еще красивее и содержательнее.

Литература эпохи Возрождения

Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.

От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.

Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Примеры: У. Шекспир «Ромео и Джульетта» краткое содержание, Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Боккаччо «Декамерон», С. Брант «Корабль дураков», Я. Кохановкий «Согласие».

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Краткий пересказ

(628 слов) Произведение «Живая вода» начинается с тяжёлой болезни одного короля, которому уже и не пророчили выжить. Трое его сыновей были опечалены происходящим и пытались найти способы помочь умирающему отцу. В королевском саду один старик подсказал им, что королю помочь может лишь живая вода – волшебная жидкость, которая быстро вылечит короля.

Несмотря на предостережения старика о том, что достать магическую воду очень трудно, и на наказы отца остерегаться опасностей, старший из сыновей отправился на поиски спасительного средства. Однако королевич стремился не вылечить отца, а завоевать его признание, чтобы престол впоследствии достался именно ему.

Разыскивая живую воду, старший сын повстречал карлика. Недолгий диалог закончился тем, что королевич оскорбил карлика, а тот, разозлившись на гордеца, «послал ему вслед недоброе пожелание». Вскоре после этого королевич застревает в горном ущелье, не имея никакой возможности выбраться.

И больной король, и младшие братья ждали старшего королевича, но он так и не возвращался. Тогда средний сын отправился на поиски живой воды. Но и этот королевич жаждал заполучить престол, а не помочь собственному отцу. Второй сын отправился по тому же пути, встретил того же карлика и также грубо обошёлся с ним, получив недобрые пожелания вслед. Как и старший брат, средний застрял в ущелье.

Тогда и младший из братьев отправился искать спасительное средство. Однако младший королевич не повёл себя высокомерно, не оскорбил карлика и за это получил от него наставление о том, как найти путь к живой воде. Карлик сказал найти заколдованный замок, прутом, который он дал, трижды постучать в дверь, тем самым открыв её, бросить хлеб львам, найти и набрать живую воду, а затем уйти до двенадцатого удара, после которого ворота закроются снова.

Королевич сделал всё так, как ему было сказано. Однако внутри он нашёл заколдованных принцев и забрал у них хлеб и меч. Королевич также повстречал девицу-красавицу, которая пообещала стать его женой и отдать ему своё королевство, если он вернётся сюда через год. Младший сын также увидел прекрасную постель и уснул на ней, чуть не проспав время закрытия ворот. Королевич чудом успел проснуться, набрать воду и убежать, когда ворота начали закрываться, оторвав кусок его пятки.

На обратном пути королевич вновь встретил карлика, указавшего на великую силу меча и хлеба, которые прихватил из замка младший сын: хлеб никогда не кончается, а меч побеждает всех врагов. Королевич попросил карлика указать ему путь к братьям. Карлик освободил старшего и среднего сыновей, но наказал младшему опасаться их.

По дороге домой братья застали три страны в разрухе и упадке. Тогда младший королевич предложил каждому из властителей хлеб и меч, которые помогли их государствам восстановиться. Братьям также плыли на корабле, где средний и старший задумали подставить младшего, чтобы завоевать любовь отца, а после его смерти – и престол. Королевичи подменили живую воду на морскую, оставив спасительное средство у себя. И так, когда братья прибыли домой и младший подарил воду отцу, тот выпил лишь горькой воды, захворав ещё сильнее. Старшие же братья дали отцу настоящую живую воду, убедив короля в том, что младший желал навредить ему. Братья угрожали младшему королевичу, грозились через год отобрать и его суженую.

Король со всем своим двором приняли решение убить младшего королевича. Для этого с ним на охоту послали егеря, но тот не смог так поступить с королевичем и отпустил его. Тем временем в королевство доставили три повозки с драгоценностями от трёх королей, которым когда-то помог младший из сыновей. Когда король понял, что его обманули, он призвал вернуть младшего королевича домой.

Оба брата по очереди отправились за невестой, но ни одного из них к ней не пустили. А вот младший королевич добрался до девицы-красавицы, где они и сыграли свадьбу. Вскоре молодая королева рассказала мужу о том, что его разыскивает родной отец. Младший королевич поехал к отцу и рассказал о том, что же на самом деле произошло, когда братья отправились на поиски живой воды. Что касается старшего и среднего сыновей – они сбежали и больше никогда не возвращались в королевство.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.

философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития

В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек

Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;

утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;

эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб

Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

Литературные жанры

Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая,
  • Воинская,
  • Сказочно-легендарная,
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы,
  • поговорки,
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический,
  • фантастический,
  • авантюрный,
  • роман-притча,
  • утопический,
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть,
  • рассказ,
  • новелла,
  • басня,
  • притча,
  • баллада,
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений,
  • характеров,
  • масок,

Драма:

  • философская,
  • социальная,
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа

Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Война и тюрьма ( 2 е часть)

Жизнь меняется

Август 1941 г. : Россия в течение шести недель находится в состоянии войны с Германией.

Митя, 19 лет, идет на фронт. Он связывает с другим по имени Гочка. Его полк и его люди были быстро окружены, а затем захвачены немцами.

Старый Борис Градов получил звание генерал-майора медицинской службы Красной Армии.

Муж Нины, Савва, назначен военным хирургом в подмосковный полевой госпиталь. Во время сражений, происходящих вНоябрь 1941 г., больница, где работает Савва, подверглась нападению вермахта. Савва, заключенный, теперь должен работать на немецкую армию. О нем больше никто не слышал, он считается мертвым (включая членов его семьи), и Савва больше не будет упоминаться в романе.

Нина будет надеяться увидеть его еще долго и сохранит надежду; тем не менее, после войны она переделает свою жизнь с художником-евреем Сандро Певзнером. Других детей, кроме Иолки, у нее не будет.

Никита Градов, узник ГУЛАГа на Колыме , внезапно освобожден: физически выздоровевший и под присмотром медсестры по имени Тассия, он вернулся к своим прежним функциям генерала отряда. Штаб поручает ему командование Особой ударной армией , ответственной за освобождение Москвы от немецкой угрозы.

Война и любовь

Никите, которому удалось освободить Вадима Вуйновича, удалось с помощью серии умных контратак ослабить немецкую хватку вокруг столицы. За это достижение он был приглашен в Кремль в начале 1942 года, где Сталин наградил его медалью Героя Советского Союза .

Вероника также выходит из исправительно-трудового лагеря, в котором она находилась.

По своей боевой ценности Никита связывает победы с победами. Он даже противостоит Сталину, когда должна произойти решающая битва: следует ли разделить войска (Никита) или заставить атаковать как единое целое (Сталин)? Диктатор позволяет себя убедить. Атака происходит, и победа завершена: Никита награждается назначением Маршала Советского Союза .

Однако его отношения с женой Вероникой остаются холодными: их заключения разрушили их любовь, и теперь он живет сентиментальным романом со своей бывшей медсестрой Тассией.

Вероника снова увидела Вадима Вуйновича: они проводят ночь вместе, но она, как и он, замечает, что их не связывает никакое взаимное ожидание, что все плотские желания исчезли. После этого Вероника заводит дружбу с американским полковником Кевином Тальяферо. Их роман сначала платонический, тайный и робкий; он становится более интенсивным и глубоким по мере того, как узы Вероники и Никиты растворяются.

Его 17-летний сын Борис сбежал из семейного дома и присоединился к франкскому корпусу  : Борис уехал в Польшу, где воевал как с вермахтом, так и с польскими патриотами-некоммунистами. Он внес весомый вклад в массовые убийства английских десантников …

Митя и Гочка со своей стороны записались в антибольшевистский добровольческий полк, организованный нацистами. Однако наступление российских войск и тот факт, что нацисты уничтожили тысячи безоружных евреев, заставляют Митию и ее товарища изменить свое мнение. Наугад в драке они снимают немецкую одежду и надевают русскую одежду. Впоследствии они попадают в плен к пророссийским сторонникам. К несчастью для них, они разоблачены: после нескольких допросов их отправляют на расстрел.

Никита ведет свой армейский корпус в Польшу. Там в начале 1945 года ему пришлось управлять своими войсками, которые бессовестно грабят и насилуют, и пытался гуманно обращаться с полком польских националистов, обещанным до смерти Берией.

 Перед тем как его арестовать НКВД, его штаб подвергается атаке с помощью базуки : его главные заместители Семиона Стройло и он сам убиты. Его останки возвращают в Москву, где в его честь отмечают государственные похороны.

Вероника, теперь овдовевшая, планирует выйти замуж за Тальяферо.

Эта вторая часть заканчивается повествованием о жизни Кирилла (о которой рассказчик до этого не упоминал) в ГУЛАГе. Он пережил тяжелую жизнь трудовых лагерей; он подружился с мужчиной, который оказался мужем лучшей подруги его жены Цилии (и мужчины, и женщины игнорируют этот факт); наконец он, старый убежденный марксист, обратился в мистическое христианство.

Характерные особенности повести

Повесть обладает следующими характерными особенностями:

  • Хроникальное (последовательное) изображение событий.
  • Отсутствие интриги.
  • Герои показаны в одной пространственно-временной плоскости.
  • Присутствие второстепенных действующих лиц.
  • Изображение ряда событий из жизни героя.
  • Неустойчивый объём.
  • Сосредоточение сюжета вокруг главного героя
  • Охват более короткого промежутка времени.
  • Связь названий повестей с образом главного героя или с ключевым элементом сюжета.
  • «Достоверность» изображаемого.

Особенности построения сюжета и композиции в повести

В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения.

Авторы повестей показывают повседневную жизнь, при этом уделяют большое внимание обрисовке событий, в результате которых происходит изменение в мироощущении или жизни героя. В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий

Писатель изображает изменившийся характер жизни

В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни.

Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое.

В центре описания чаще всего один герой. Его характер определяется сложившимися обстоятельствами, но он открыт для нового. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи – вспомогательные.

Художественные приемы в повести

При написании повестей авторы нередко используют всевозможные описания (интерьера, пейзажа, душевного состояния героя и т.д.), авторские отступления и портретные характеристики.

Капитан Копейкин, иллюстрация

Также в повести используются приемы, которые замедляют действие и переключают внимание читателя с событийной стороны на содержательную. К таким приёмам можно отнести пейзажные зарисовки и лирические отступления

В повести можно проследить выраженное присутствие автора с его стремлением «рассказать, поведать».

Повесть может входить в качестве вставного элемента в структуру более сложного произведения. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя помещается «Повесть о капитане Копейкине», которая помогает лучше раскрыть характер главного героя.

В повести «Шинель» для создания комического эффекта Н. В. Гоголь обращается к сатире, иронии и сарказму. В этом же произведении автор прибегает к использованию «говорящих» имён и фамилий («Акакий» в переводе с греческого языка – «незлобивый»).

Не обходится написание повестей без авторских метафор, ярких эпитетов, метафорических сравнений, олицетворений, гипербол и литот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: