Краткое содержание мамин-сибиряк вертел для читательского дневника

Содержание «Вертел» по частям

1

Солнце не освящало угол, в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.

Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.

Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.

Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.

2

Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.

Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.

Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой

А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.

3

Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.

Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.

Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.

Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.

4

Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.

Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.

Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.

Через две недели он умер. На похоронах барыня плакала «обо всех бедных детях, которым не могла и не умела помочь».

Краткое содержание Записки охотника: Льгов – Тургенев Иван Сергеевич

Записки охотника: Льгов Краткое содержание рассказа Льгов – большое степное село. Вблизи от него – пруд, заросший тростником; там водились утки. За лодкой охотники обратились к местному жителю по прозвищу Сучок. “Босой, оборванный и взъерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым лет шестидесяти”. Разговор с ним автора проясняет многое во всей окружающей обстановке. ” – Скажи, пожалуйста, – начал я: – давно ты здесь рыбаком? – Седьмой год пошел, – отвечал он, встрепенувшись. – А прежде чем ты занимался? – Прежде ездил кучером. – Кто ж тебя из кучеров разжаловал? – А новая барыня. – Какая барыня? – А что нас-то купила. Вы не изволите знать: Алена Тимофеевна, толстая такая… немолодая. – С чего ж она вздумала тебя в рыболовы произвести? – А Бог ее знает. Приехала к нам из своей вотчины, из Тамбова, велела всю дворню собрать, да и вышла к нам. Мы сперва к ручке, и она ничего, не серчает… А потом и стала по порядку нас расспрашивать: чем занимался, в какой должности состоял. Дошла очередь до меня; вот и спрашивает: ты чем был? Говорю: кучером. – Кучером? Ну, какой ты кучер, посмотри на себя: какой ты кучер? Не след тебе быть кучером, а будь у меня рыболовом и бороду сбрей… – Чьи же вы прежде были? – А Сергея Сергеича Пехтерева. По наследствию ему достались. Да и он нами недолго владел, всего шесть годов. У него-то вот я кучером и ездил… – И ты смолоду все был кучером? – Какое все кучером! – В кучера-то я попал при Сергее Сергеиче, а прежде поваром был… – У кого ж ты был поваром? – А у прежнего барина, у Афанасья Нефедыча, у Сергея Сергеичина дяди. Льгов-то он купил, Афанасий Нефедыч купил, а Сергею Сергеичу именье-то по наследствию досталось. – У кого купил? – А у Татьяны Васильевны. – У какой Татьяны Васильевны? – А вот, что в запрошлом году умерла, под Болховым… то бишь под Карачевым, в девках… – Что ж, ты и у ней был поваром? – Сперва точно был поваром, а то и в кофишенки попал. – Во что? – В кофишенки. – Это что за должность такая? – А не знаю, батюшка. При буфете состоял и Антоном назывался, а не Кузьмой. Так барыня приказать изволила. – Твое настоящее имя Кузьма? – Кузьма. – И ты все время был кофишенком? – Нет, не все время: был и ахтером. – Неужели? – Как же, был… На кеятре играл. Барыня наша кеятр у себя завела… Вот меня возьмут и нарядят; я так и хожу наряженный или стою, или сижу, как там придется. Говорят: вот что говори, – я и говорю. Раз слепого представлял”… Тут прекрасный образец несвободы слова! “Говорят: вот что говори, – я и говорю”. Крепостное право отменили, царя свергли, еще много всего свершили, а этот нетленный принцип сумели надолго сберечь – и не только в театре. ” – Ну, а у отца твоей первой барыни чем ты был? – А в разных должностях состоял: сперва в казачках находился, фалетором был, садовником, а то и доезжачим. – Доезжачим?.. И с собаками ездил? – Ездил и с собаками, да убился: с лошадью упал и лошадь зашиб. Старый-то барин у нас был престрогий, велел меня выпороть, да в ученье отдать в Москву, к сапожнику. – Как в ученье? Да ты, чай не ребенком в доезжачие попал? – Да лет, этак, мне было двадцать слишком. – Какое ж тут ученье в двадцать лет? – Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал. Да он, благо, скоро умер, – меня в деревню и вернули”… И слава Богу, что в рыболовы произвели. А другого, “такого же, как я, старика – Андрея Пупыря – в бумажную фабрику, в черпальную, барыня приказала поставить. Грешно, говорит, даром хлеб есть… “ Его спросили, был ли он женат. Нет, батюшка, не был. Татьяна Васильевна покойница – Царство ей Небесное! Никому не позволяла жениться. Сохрани Бог! Бывало, говорит: ведь живу же я так, в девках, что за баловство! Чего им надо?” Еще небольшая деталь. До появления Сучка автор “Записок” случайно встретился с незнакомцем, который представился как “здешний охотник Владимир” и предложил свои услуги. Это был вольноотпущенный дворовый, в прошлом барский лакей, камердинер. Еще одна изуродованная жертва – с нелепыми ужимками, с необоснованными претензиями на изящество, изысканность! “Во все время моего разговора с бедным стариком охотник Владимир поглядывал на него с презрительной улыбкой. “Глупый человек-с, промолвил он, когда тот ушел: – совершенно необразованный человек, мужик-с, больше ничего-с. Дворовым человеком его назвать нельзя-с… и все хвастал-с… Где ж ему быть актером-с, сами изволите рассудить-с! Напрасно изволили беспокоиться, изволили с ним разговаривать-с!” И какая красивая вокруг природа. “Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна… “

Содержание «Вертел» по частям

1

Солнце не освящало угол, в котором работал Прошка. Вместе с ним здесь трудились пять человек, и на самом лучшем и освещенном месте трудился старик Ермилыч, один из лучших гранильщиков Екатеринбурга. Но старик с каждым годом видел все хуже.

Ермилыч по привычке бранил Алексея Ивановича и все время обещал уйти. Чахоточный Игнатьич обычно молчал, а молодой и бойкий Спирька поддакивал, называя хозяина плутом. А пятый работник Левка был немым.

Хозяин Ухов редко заходил в мастерскую, лишь за готовыми камнями, или в случае срочного заказа. Иногда в мастерскую заходили обманутые покупатели и тогда все работники хохотали до слез.

Работа гранильщика была тяжелой из-за пыли и тесноты, и почти все работники теряли зрение и болели.

2

Прошка все время был голоден и мечтал о еде. Но в этот день его мечты прервало появление хозяина. Ухов велел прибрать грязь, но тут возле мастерской остановилась карета и оттуда вышла дама с двумя детьми. Она хотела показать детям, как гранят камни.

Пока дама и девочка осматривали мастерскую, мальчик заинтересовался Прошкой, который крутил колесо. Прошка даже дал барчуку покрутить колесо и тот пришел в полный восторг.

Дама обратила внимание на Прошку и заинтересовалась бедным сиротой. Узнав, что мальчику всего двенадцать лет, она велела отправить к ней камни вместе с Прошкой

А мальчик смеясь назвал Прошку Вертел, от слова вертеть.

3

Прошка не любил свою работу и ненавидел колесо, которое вертел. Потом он еще больше возненавидел хозяина, и мечтал избить его, когда вырастет. Но больше всего Прошка мечтал убежать в лес.

Прошка боялся идти к барыне, но хозяин был неумолим, и Прошка потащился с камнями. Барыня взяла камни не торгуясь, в Володя принес Прошке котлетку.

Прошка с удивлением рассматривал игрушки. Перед уходом барыня пригласила Прошку приходить по воскресеньям, чтобы выучить его читать и писать.

Ухов был доволен и обещал дать в воскресенье еще камней.

4

Прошка стал ходить к Анне Ивановне, учился читать, и очень много ел. Барыня ставила его в пример Володе, который рос веселым, беззаботным и ленивым. Она даже несколько раз посылала Володю с Прошкой в мастерскую, чтобы тот излечился от барской лени.

Однажды Володя заявил, что тоже хочет быть вертелом, потому что у рабочих такие вкусные щи и просовая каша. Он устроил дома настоящую гранильную мастерскую.

Перед рождеством Прошка перестал приходить на обеды и Анна Ивановна отправилась в мастерскую. Она нашла Прошку совершенно больным, но мальчик наотрез отказался переехать к ней. Он был привязан к своему углу и работал до последнего.

Через две недели он умер. На похоронах барыня плакала «обо всех бедных детях, которым не могла и не умела помочь».

Эссе по рассказу «Вертел»

Вертел — очень грустная новелла. Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.

Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться. Он работает за еду, одежду и крышу над головой.

Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится. Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг. Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь. У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.

Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь… богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними. Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.

Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать. Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот. А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну. Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.

Привычное и потому еще более страшное положение таких ребят, как Прошка, о которых плакала барыня Анна Ивановна, потому что поняла внезапно, что их миллионы и помощь одному Прошке котлеткой и пирожным — капля в море.

В Российской империи труд женщин и детей был выгоден для хозяев, потому что им можно было мало платить. Дети, даже малолетки, широко привлекались на разные, в том числе вредные производства, где вынуждены были работать наравне со взрослыми, губя свое здоровье.

В своем рассказе “Вертел” Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях, но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку.

Иван Сергеевич Тургенев — Льгов

Иван Сергеевич Тургенев ЛЬГОВ

— Поедемте-ка в Льгов, — сказал мне однажды уже известный читателям Ермолай, — мы там уток настреляем вдоволь. Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неименьем пока другой дичи (дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропатками мне надоело), я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Льгов — большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, по-орловскому — майером. На этом-то пруде, в заводях или затишьях между тростниками, выводилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, полукряковых, шилохвостых, чирков, нырков и пр. Небольшие стаи то и дело перелетывали и носились над водою, а от выстрела поднимались такие тучи, что охотник невольно хватался одной рукой за шапку и протяжно говорил: «фу-у!» Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки не были в состоянии: несмотря на самое благородное самоотвержение, они не могли ни плавать, ни ступать по дну и только даром резали свои драгоценные носы об острые края тростников.

— Нет, — промолвил наконец Ермолай, — дело неладно: надо достать лодку… Пойдемте назад в Льгов.

Мы пошли. Не успели мы ступить несколько шагов, как нам навстречу из-за густой ракиты выбежала довольно дрянная легавая собака, и вслед за ней появился человек среднего роста, в синем сильно потертом сюртуке, желтоватом жилете, панталонах цвета гри-де-лень или бле-д-амур наскоро засунутых в дырявые сапоги, с красным платком на шее и одноствольным ружьем за плечами. Пока наши собаки, с обычным, их породе свойственным, китайским церемониалом, снюхивались с новой для них личностью, которая, видимо, трусила, поджимала хвост, закидывала уши и быстро перевертывалась всем телом, не сгибая коленей и скаля зубы, незнакомец подошел к нам и чрезвычайно вежливо поклонился. Ему на вид было лет двадцать пять; его длинные русые волосы, сильно пропитанные квасом, торчали неподвижными косицами, — небольшие карие глазки приветливо моргали, — все лицо, повязанное черным платком, словно от зубной боли, сладостно улыбалось.

— Позвольте себя рекомендовать, — начал он мягким и вкрадчивым голосом, — я здешний охотник Владимир… Услышав о вашем прибытии и узнав, что вы изволили отправиться на берега нашего пруда, решился, если вам не будет противно, предложить вам свои услуги.

Охотник Владимир говорил, ни дать ни взять, как провинциальный молодой актер, занимающий роли первых любовников. Я согласился на его предложение и, не дойдя еще до Льгова, уже успел узнать его историю. Он был вольноотпущенный дворовый человек; в нежной юности обучался музыке, потом служил камердинером, знал грамоте, почитывал, сколько я мог заметить, кое-какие книжонки и, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной. Выражался он необыкновенно изящно и, видимо, щеголял своими манерами; волокита тоже, должно быть, был страшный и, по всем вероятиям, успевал: русские девушки любят красноречие. Между прочим, он мне дал заметить, что посещает иногда соседних помещиков, и в город ездит в гости, и в преферанс играет и с столичными людьми знается. Улыбался он мастерски и чрезвычайно разнообразно: особенно шла к нему скромная, сдержанная улыбка, которая играла на его губах, когда он внимал чужим речам. Он вас выслушивал, он соглашался с вами совершенно, но все-таки не терял чувства собственного достоинства и как будто хотел вам дать знать, что и он может, при случае, изъявить свое мнение. Ермолай, как человек не слишком образованный и уже вовсе не «субтильный», начал было его «тыкать». Надо было видеть, с какой усмешкой Владимир говорил ему: «Вы-с…»

— Зачем вы повязаны платком? — спросил я его. — Зубы болят?

— Нет-с, — возразил он, — это более пагубное следствие неосторожности. Был у меня приятель, хороший

Часть III

В кратком содержании третьей части рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел» надо сообщить о том, что Прошка, работая, думает, как было бы славно сбежать из уховской мастерской. Построить шалаш в лесу среди зелени, развести костер и жить себе на свободе.

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.

Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Итак, мы привели краткое содержание «Вертела» Мамина-Сибиряка.

ВертелТекст

Мальчик совсем не интересовался камнями. Он не понимал, чем любуются мать и сестра и чем хуже граненые цветные стекла. Его больше всего заняло деревянное большое колесо, которое вертел Прошка.

Вот это штука действительно любопытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка.

  • – Отчего она такая светлая?
  • – А от рук, – объяснил Прошка.
  • – Дай-ка я сам поверчу…
  • Прошка засмеялся, когда барчонок принялся вертеть колесо.
  • – Да это очень весело… А тебя как зовут?
  • – Прошкой.
  • – Какой ты смешной: точно из трубы вылез.
  • – Поработай-ка с мое, так не так еще почернеешь.

– Володя, ты это куда забрался? – удивилась дама. – Еще ушибешься…

– Мамочка, ужасно интересно!.. Отдай меня в мастерскую, – я тоже вертел бы колесо. Очень весело!.. Вот, смотри! И какая ручка светлая, точно отполированная. А Прошка походит на галчонка, который жил у нас. Настоящий галчонок…

Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.

– Какой он худенький! – пожалела она Прошку, – Он чем-нибудь болен?

– Нет, ничего, слава богу! – объяснил Алексей Иваныч. – Круглый сирота, – ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко

Краткое содержание «Вертел» для читательского дневника:

Прошка крутил колеса в самом темном углу гранильной мастерской. Однажды в мастерскую пришла богатая дама с детьми. Ее сын Володя заинтересовался колесом, а дама пожалела Прошку.

Прошка отнес ей камни и получил приглашение приходить по выходным. Прошка приходил, учился и много ел, а Володя мечтал стать гранильщиком. Зимой Прошка заболел и умер.

Главная мысль:

Дети не должны трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Чему учит рассказ:

Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

Сюжет рассказа «Вертел» за 3 минуты

Краткое содержание «Вертел» Мамин-Сибиряк:

Летним ярким днем Прошка работал в самом темном и сыром углу мастерской. Рабочие здесь занимались огранкой и шлифовкой драгоценных камней. Работая на хозяина Алексея Ивановича Ухова, не знали они ни сытной еды, ни хорошего отношения. Хозяина считали плутом: то проезжающим продал стекло вместо камней, то подменил аметист, отданный на шлифовку.

Однажды в мастерскую приехала барыня с двумя детьми. Ей хотелось взглянуть, как работают огранщики камней.

Прошка сидел в углу и привычно крутил большое колесо. К нему подошел приехавший мальчик и стал разглядывать блестящую отполированную ручку колеса, которую вертел Прошка. В конце концов, он тоже попросил повертеть и был в восхищении от этого занятия.

Осмотрев маленького работника, она поразилась худобе мальчика и стала расспрашивать хозяина, как тот кормит людей и сколько платит. Работали все за еду и, по уверениям Ухова, питались очень хорошо. Сам-то он не ограничивался общим обедом, несколько раз в день садясь за стол в своем доме.

Барыня попросила, чтобы купленные камни доставил именно Прошка. Алексей Иванович отказать не мог, и на следующий день мальчик отправился к покупательнице.

В барском доме его накормили, а хозяйский сын Володя показал игрушки, удивившись, что у Прошки их никогда не было. Когда мальчик уходил, то получил приглашение прийти еще, чтобы обучиться читать и писать.

На самом деле, Прошка должен был служить наглядным примером Володе. Слабохарактерный рассеянный барчук был подвержен приступам лени. Именно в воспитательных целях Анна Ивановна посылала его в мастерскую под разными предлогами.

Но каждый раз сын возвращался домой перепачканным и с мечтой стать вертелом, как Прошка. Володе было весело в мастерской, и даже еду он находил вкусной.

Однажды Прошка перестал приходить. Барыня приехала к нему и узнала, что мальчик заболел. Тяжелые условия работы, пыль, сырость и недоедание вызвали у него чахотку. Анна Ивановна предложила переехать к ней, но Прошка отказался. Вскоре он, больной, продолжил вертеть колесо, пока не умер через две недели, поскольку ему было стыдно есть, не заработав.

Итак, мы привели краткое содержание “Вертела” Мамина-Сибиряка.

Часть I

Двенадцатилетний мальчик Прошка работает «вертелом» в гранильной мастерской городского предместья. У него самый темный угол, где он целыми днями вращает круг для обточки камней. Кроме него, в мастерской работают еще четверо: старый гранильщик Ермилыч, угрюмый молчаливый мастер Игнатий, бойкий молодой подмастерье Спирька, немой от рождения рабочий Левка. Мастера трудятся, обсуждая своего хозяина Алексея Ивановича Ухова, который известный плут с покупателями, а рабочих своих и голодом морит, и чрезмерно нагружает. Чахнут мастера на его работе, а он еще делает вид, что сочувствует. И обещает: вот-вот сделает так, чтобы рабочим жилось лучше. И мастерскую вместо этой старой бани, мол, построит, и обеды велит посытнее варить. Но, конечно, ничего не делает.

Переходим к изложению краткого содержания второй части «Вертела» Мамина-Сибиряка.

ВертелТекст

Мальчик совсем не интересовался камнями. Он не понимал, чем любуются мать и сестра и чем хуже граненые цветные стекла. Его больше всего заняло деревянное большое колесо, которое вертел Прошка.

Вот это штука действительно любопытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка.

  • – Отчего она такая светлая?
  • – А от рук, – объяснил Прошка.
  • – Дай-ка я сам поверчу…
  • Прошка засмеялся, когда барчонок принялся вертеть колесо.
  • – Да это очень весело… А тебя как зовут?
  • – Прошкой.
  • – Какой ты смешной: точно из трубы вылез.
  • – Поработай-ка с мое, так не так еще почернеешь.

– Володя, ты это куда забрался? – удивилась дама. – Еще ушибешься…

– Мамочка, ужасно интересно!.. Отдай меня в мастерскую, – я тоже вертел бы колесо. Очень весело!.. Вот, смотри! И какая ручка светлая, точно отполированная. А Прошка походит на галчонка, который жил у нас. Настоящий галчонок…

Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.

– Какой он худенький! – пожалела она Прошку, – Он чем-нибудь болен?

– Нет, ничего, слава богу! – объяснил Алексей Иваныч. – Круглый сирота, – ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…

Выбрать книгу по жанру

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Мамин-Сибиряк «Вертел» очень кратко

Краткое содержание «Вертел» для читательского дневника:

Прошка крутил колеса в самом темном углу гранильной мастерской. Однажды в мастерскую пришла богатая дама с детьми. Ее сын Володя заинтересовался колесом, а дама пожалела Прошку.

Прошка отнес ей камни и получил приглашение приходить по выходным. Прошка приходил, учился и много ел, а Володя мечтал стать гранильщиком. Зимой Прошка заболел и умер.

Главная мысль:

Дети не должны трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Чему учит рассказ: 

Рассказ учит милосердию и состраданию. Учит ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже. Учит доброте и отзывчивости. Учит терпению и смирению.

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

Сочинение о рассказе Мамина-Сибиряка

Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий.

Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки.

В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты.

Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться.

Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.

Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимание проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.

Анализ рассказа «Вертел»

Очень грустный и трагичный рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка “Вертел” рассказывает о тяжелой судьбе мальчика, чье здоровье и чья молодость были отданы на заклание золотому тельцу.

Хозяин гранильной мастерской содержал работников в нечеловеческих условиях, а сам наживался на их болезнях. Он обманывал покупателей, и не делал ничего, чтобы облегчить труд своих рабочих.

А ведь среди них был совсем юный мальчик Прошка, которого сын богатой дамы Володя прозвал Вертел, потому что Прошка целыми днями крутил огромное колесо.

Но если для Володи этот труд был романтикой, то для Прошки это была его жизнь. И Прошка очень мечтал сбежать куда-нибудь в лес, на свободу.

В рассказе нашлось место сочувствию и милосердию, которые проявила богатая дама, но эта крохотная толика добра уже ничего не могла изменить в судьбе несчастного мальчика. Он умирает.

Часть III

В кратком содержании третьей части рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел» надо сообщить о том, что Прошка, работая, думает, как было бы славно сбежать из уховской мастерской. Построить шалаш в лесу среди зелени, развести костер и жить себе на свободе.

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.


Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Итак, мы привели краткое содержание «Вертела» Мамина-Сибиряка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: