Михайловский замок

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Достоевский Идиот кратко и по главам Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой.
  • Краткое содержание Ефремов Лезвие бритвы В жизни нет ничего таинственного, просто не всегда мы знаем какую-то информацию. Но все же бывают моменты, когда жизнь так поворачивает нашу судьбу, что просто невозможно что-то понять, насколько это загадочно и непонятно с первого раза.
  • Краткое содержание Лесков Приведение в Инженерном замке Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты.
  • Краткое содержание Островский Без вины виноватые Начинается пьеса с того, что служанка осуждает дорогое платье Шелавиной. Госпожа Отрадина сердится, говорит, что её подруга унаследовала богатство. К сожалению собеседниц, у Отрадиной нет приданого, свадьба всё откладывается
  • Краткое содержание Белый бим черное ухо Троепольского Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.

Белый пудель по кличке Арто был очень умным дрессированным псом. Он входил в бродячую труппу циркачей, которые зарабатывали тем, что показывали на улицах Крыма цирковые номера. Помимо белого пуделя, в труппе был шарманщик Мартын Лодыжкин и маленький акробат -12 летний Серёжа.

Этот день у бродячих циркачей не задался. Артисты обошли практически весь поселок, от дома к дому, но заработок оставался на нуле. У них оставалась последняя надежда – дача с табличкой “Дача Дружба”, кроме нее больше ничего не оставалось. Подготовившись к выступлению, циркачи увидели, как из дома выбежал маленький мальчик, за которым выскочило еще около шести человек. Мальчик капризничал, он кричал, визжал, дергал ногами и руками, катаясь по земле, а окружающие уговаривали его выпить лекарство. Мама этого мальчика пожелала выгнать бродячих циркачей, но больной мальчик захотел увидеть цирковой номер.

Вскоре бродячих циркачей отыскал дворник, который работал на даче “Дружба” и передал слова своей хозяйки. Она предлагала за белого пуделя 300 рублей (за эти деньги можно было купить себе трактир), но старый шарманщик не соглашался. Во время переговоров дворник все время угощал пуделя колбасой.

Вскоре циркачи отправились спать. Перед сном, шарманщик мечтал о том, что он подарит акробату Серёже красивые трико, и он будет в них показывать номера в цирке.

С утра бродячих артистов ожидала печальная новость: белый пудель Арто пропал. Циркачи опечалились, понимая, что без Арто у них уменьшится выручка. Заявить в полицию Лодыжкин не мог, так как у него не было паспорта.

В этот день бродячие циркачи остановились заночевать в кофейне. Глубокой ночью маленький акробат Серёжа отправился на дачу “Дружба”

Там он осторожно перелез через забор и отправился на поиски Арто. В одной из пристроек он обнаружил белого пуделя, который, увидев Сережу начал лаять, чем разбудил дворника

Сережа бросился наутек, пудель за ним. Дворник не успел нагнать их, Сережа взял Арто на руки, перелез через стену и убежал

Вернувшись в кофейню, пудель первым делом нашел шарманщика Лодыжкина и принялся лизать ему лицо. Старик проснулся, увидел Арто с обрывком веревки на шее и Сережу, запачканного пылью и сразу все понял. Он хотел узнать у Сережи подробности, но не смог – мальчик сильно устал и уже спал крепким сном.

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» — очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Краткая история

Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.

Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.

1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.

Воронцовский дворец с высоты птичьего полёта

Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.

Общий вид на Воронцовский дворец

Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.

Северный фасад главного корпуса

И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов.

Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей.

Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов

История Павловского дворца

Дворцово-парковый ансамбль Павловска начал формироваться в конце XVIII века. В качестве главного архитектора в 1782 году был приглашен британец Чарльз Камерон. Павел I часто конфликтовал с зодчим и вносил изменения в проект, требуя расширения дворца. В итоге строительство затянулось на 50 лет.

За этот период сменилось несколько архитекторов. После создания Центрального корпуса Чарльзом Камероном, к работам привлекли придворного зодчего Винченцо Бренна, привнесшего значительные изменения, он добавил вторые этажи, флигели и новые галереи. В декоре фасадов добавились вензеля и лепнина.

Дворцовый парк, Svet-lanka

Павловский дворец продолжали строить и после смерти императора. В начале XIX века над его декором и архитектурой поработали Пьетро Гонзаго, создавший галерею, украшенную фресками; Андрей Воронихин, построивший мраморное крыльцо и «кабинет-фонарик»; знаменитый Карло Росси, разместивший над галереей Гонзаго библиотеку.

Несмотря на все изменения, Павловский дворец сохранил акцент на Центральном корпусе, а новые пристройки образовали гармоничный незамкнутый круг, в сердце которого установлена статуя Павла I.

Аэросъемка Павловского дворца и прилегающей территории:

За годы существования Павловский дворец неоднократно был на грани исчезновения. Первый пожар случился спустя 2 года после убийства Павла I. Восстановительные работы продолжались с 1803-го по 1805-й годы. Второй серьезный пожар, сильно повредивший дворец, произошел в годы Великой Отечественной войны. Реставрация продолжалась до 1957-го года. В 1983-ем году дворцово-парковому ансамблю Павловска присвоили статус музея-заповедника.

Коллекции и залы Павловского дворца

Сегодня посетители Павловского дворца могут осмотреть три этажа, где выставляются коллекции картин, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, мебели, книг и др. Всего в фондах Павловского дворца числится почти 60 тыс. экспонатов.

Коллекция сформировалась еще при жизни первых владельцев дворца. Собрания европейской графики и живописи, изделия из бронзы и мрамора, мебель завезли в Павловск Павел I и его супруга Мария Федоровна. Первые хозяева Павловского дворца славились большими поклонниками итальянского искусства. Коллекция регулярно пополнялась новыми экспонатами — в римских мастерских заказывались мраморные античные скульптуры и бюсты, керамика и стекло, предметы интерьера. В художественных салонах Италии и Франции покупались произведения известных живописцев. Через посредников выписывались картины из Германии и Нидерландов.

Библиотека Росси, Анна Кудрявцева

Но не только зарубежные мастера привлекали внимание Павла I и его жены. Русские художники, скульпторы и ювелиры также широко представлены в коллекциях Павловского дворца

Гости увидят сервизы Императорского фарфорового завода, изделия из декоративных камней Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабрик, картины Ф. Рокотова, О. Кипренского, И. Прокофьева и др.

Для посетителей Павловского дворца на первом этаже открыты Жилые комнаты и Комнаты императрицы Марии Федоровны, Мемориальный кабинет А. И. Зеленовой, галерея Гонзаго, Музей костюма, фотовыставка «Из пепла и руин».

На втором этаже доступны к осмотру интерьеры и экспонаты Парадных залов, Концертного зала, Открытого фонда русского фарфора.

Третий этаж занимают выставки «Русский жилой интерьер XIX — начала XX века», «Мир женщины и ее увлечений».

План Павловского дворца на официальном сайте

Итальянский зал, Анна Кудрявцева

Создание музея

К середине двадцатого столетия замок изрядно пострадал. После революции здесь были различные советские учреждения, ради нужд которых перестраивались залы, комнаты и лестницы. Во время войны в одно замковое крыло попала бомба и оно было разрушено. В середине прошлого века реставраторы заинтересовались этим местом и постепенно начали его восстанавливать.

Однако лишь в начале девяностых годов двадцатого столетия Русский музей смог выкупить Михайловский замок и приступить к масштабным реставрационным работам. В две тысячи третьем году для посетителей открыли Трехпролетный мост, несколько залов и Воскресенский канал.

Художественное своеобразие

В рождественском рассказе писатель всегда стремится преподать читателю какой-нибудь нравственный урок. Это должно произойти как будто невзначай, когда читатель наблюдает за судьбами героев.

Размышления автора о состоянии души любого человека в сумерках, о страхе человека перед потусторонним и мистическим, о том, каких привидений может создать человеческая фантазия – обобщения, помогающие читателю сопоставить себя с героями.

Портрет вдовы генерала написан настолько мастерски, что читатель до последней главы верит в то, что она – привидение. Впечатление усиливает метафора: «Казалось, что в гробу целовались две смерти».

Вывод рассказа соответствует библейской истине о том, что любовь и страх несовместимы, что простить можно только любя.

Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты.

Осенью ушел из жизни начальник замка, генерал Ламновский. Он был человеком суровым и безучастным, его не любили ни кадеты, ни начальство.

Гроб стоял в генеральской квартире, в церковь его не заносили, так как Ламновский был лютеранином. По тогдашним обычаям кадеты должны были дежурить у его гроба. Дежурных было четверо, они стояли у гроба с ружьями.

Кадетам было страшно, им то и дело мерещились какие-то тени. Один из ребят передразнивал покойного при жизни, поэтому генерал не любил его.

Вот и сейчас стоя у гроба кадет забыл о дисциплине и схватил покойного за нос. В этот момент ребята услышали вздох, им показалось, что звук исходил из гроба.

За кадетом поползла волна гробовой кисеи и он упал. Тут же послышался шелест, и кадеты увидели приведение.

Призрак был худой, с длинными волосами, уста его были черны. Болезненные глаза призрака горели ярким огнем. Он держался костлявыми пальцами за дверную драпировку и вздыхал.

Привидение устремило свой взгляд на гроб и медленно начало двигаться к нему. Призрак обнял покойника и громко зарыдал.

Кадеты услышали шаги в коридоре. Это передовые спешили в квартиру усопшего после окончания панихиды.

Ребята приободрились и заняли положенные позиции. Офицер, который зашел первым, увидел приведение в белом. Увиденное его не смутило, он рассказал кадетам кто это.

Оказалось, что жена покойного давно болела и была при смерти. Она была очень измождена и не вставала с постели. Однако, когда все ушли в церковь, она нашла в себе силы и пришла попрощаться с покойным мужем.

После этого случая, слухи о привидении прекратились.

Рассказ еще раз доказывает, что у страха глаза велики.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, — а «малыши» этому верили. Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то неизвестный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там ее спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынею и становился в темном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.

Исполняя таким образом роль привидения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора.

Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Все это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив «примерное наказание на теле», исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением. Товарищи начали его видеть «всего иссеченного» и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю».

Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.

Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго еще жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живет, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные «ложные сказатели чудес» сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность.

Кадеты младшего возраста не знали «всей истории», разговор о которой, после происшествия с получившим жестокое наказание на теле, строго преследовался, но они верили, что старшим кадетам, между которыми находились еще товарищи высеченного или засеченного, была известна вся тайна призрака. Это давало старшим большой престиж, и те им пользовались до 1859 или 1860 года, когда четверо из них сами подверглись очень страшному перепугу, о котором я расскажу со слов одного из участников неуместной шутки у гроба.

Главные герои рассказа Куприна «Белый пудель»

Дедушка Мартын Лодыжкин

— старый шарманщик. Ходит по дорогам с шарманкой за спиной и зарабатывает выступлениями вместе с мальчиком Серёжей и пуделем Арто. Старик привязан к мальчику, сроднился с ним. Лодыжкин расписывает Сергею его артистическое будущее в розовых тонах. Очевидно, что он озабочен судьбой мальчика. Лодыжкин заботится о членах своей труппы: самый большой кусок отдаёт за обедом Серёже (он растёт), поменьше — пуделю, а себе — самый маленький.

Лодыжкин — человек кроткого и тихого нрава, никогда не ругается, сохраняет спокойствие, когда выступление проходит неоплаченным. В то же время он имеет собственное достоинство и гордость. Лодыжкин остерегается столкновений с властями, так как живёт по чужому «пачпорту» (свой паспорт потерян). На самом деле его зовут Иван Дудкин.

В образе Мартына Лодыжкина продолжается тема «маленького человека», незащищённого перед сильными мира сего, слабого, бедного, но с доброй, хорошей душой, с человеческим достоинством, с мудрым взглядом на жизнь. Автор с большим сочувствием относится к своему герою, достойному уважения.

Сережа

— двенадцатилетний мальчик, сопровождающий шарманщика, акробат. Старик взял его у сапожника напрокат, но сапожник умер. Сергей худенький (все рёбра видны), но крепкий. Он зарабатывает себе на пропитание в поте лица, а заработки скудные. Мальчик показывает публике акробатические номера, которых у него немного, однако работает он чисто. Серёжа, по-видимому, очень смышлёный, способный и рано повзрослевший паренёк. У него есть в характере решительность и смелость, когда того требуют обстоятельства.

Проблема трудного детства, бесприютности ребёнка звучит в образе Серёжи. Чувствуется сострадание и уважение автора к маленькому труженику.

Арто

— белый пудель, подстриженный под льва. Он член труппы дедушки Мартына Лодыжкина. У собаки свои номера в представлении. По словам, Лодыжкина, он их друг и кормилец. Арто умный и добрый пёс, любящий всем сердцем старика и мальчика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: