Краткое содержание главы «Бэла»
Путешественник из Тифлиса, добравшийся до Койшаурской долины. Был в восторге от живописной местности — горы, отвесные скалы, величественные чинары.
Он останавливается возле толпы шумных грузин и горцев.Здесь же он встречается с русских офицером Максимом Максимычем, который на Кавказе служит уже довольно давно.
Поэтому хорошо знает все обычаи и нравы местных жителей.Попутчики вынуждены из-за непогоды заночевать у горцев.Максим Максимыч рассказывает о своих подвигах.
Как-то раз в крепость прибыл штабс-капитан Печорин — человек богатый и образованный, но с чересчур независимым нравом.
А недалеко от крепости жил князь, воспитывающий подростка — юношу храброго и отчаянного, любителя денег.
Печорин и Максим Максимыч иногда дразнили парня. А тот сразу хватался за кинжал.
Глава Бэла
Глава начинается с того, что мы встречаемся с рассказчиком. Это русский офицер, путешествующий по Кавказу. Он знакомится с Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Они быстро становятся приятелями. Затем начинается буран, и герои от нечего делать начинают вспоминать различные события своей жизни. Штабс-капитан рассказывает историю о другом офицере — Григории Печорине, с которым был знаком чуть больше четырех лет назад.
Образ Печорина
Печорин — молодой дворянин, богатый, красивый и статный, и в то же время умный и хорошо образованный человек. Однако несколько смущает характер Печорина: он может скакать на лошади по скалам, как будто совершенно не чувствуя страха, а может, как девица, жаловаться по совершенным пустякам. В то время, о котором идет рассказ, Печорин служил в военной крепости, где комендантом в ту пору был Максим Максимыч.
Через некоторое время капитан заметил, что его подчиненный в глуши тоскует, и, будучи чутким начальником, решил ему помочь. В этот момент он как раз был приглашен на свадьбу: замуж выходила старшая дочь черкесского князя, жившего неподалеку от крепости, который старался поддерживать с офицерами хорошие отношения. Однако у князя была еще и младшая дочь, Бэла, прекрасная и грациозная девушка, которая и приглянулась Печорину.
На свадьбе в помещении становится душно, и капитан выходит на свежий воздух, где случайно становится свидетелем разговора. Азамат, брат Бэлы, и Казбич, черкес с разбойничьей внешностью, разговаривают о коне последнего. Азамат хочет купить коня за любую цену, готов даже украсть для Казбича свою сестру, к которой тот неравнодушен, но Казбич лишь отмахивается от юноши.
Капитан пересказывает этот разговор Печорину, не представляя, какой трагедией это может закончиться. Печорин впоследствии предлагает Азамату аналогичный обмен: тот украдет для него сестру, а офицер, в свою очередь, поспособствует тому, что юноша получит коня Казбича. Азамат выполняет свою часть уговора и привозит Бэлу в крепость. Когда Казбич пригоняет в крепость баранов, Печорин отвлекает его, а Азамат в это время крадет коня Карагеза.
Казбич клянется в мести, и позже в крепость доходят слухи: он убил отца Азамата и Бэлы, так как подозревал, что тот был соучастником в похищении коня.
Бэла же в это время живет у Печорина в крепости. Бережным обращением ему удается покорить ее сердце, но после этого он быстро теряет к ней интерес, из-за чего девушка очень переживает. Пожилой капитан, пытаясь утешить Бэлу, предлагает ей в отсутствие Печорина прогуляться за стенами крепости, где они видят Казбича тот скачет на коне отца Бэлы.
Через некоторое время Максим Максимыч и Печорин вынуждены уехать, а на обратном пути видят Казбича, везущего какой-то мешок. Они понимают, что в мешке Бэла, и бросаются в погоню, но Казбич ранит ее кинжалом и бросает. Они не успевают его догнать.
Девушку привозят в крепость, где она еще два дня находится в бреду, говорит о любви к Печорину и жалеет, что из-за разной веры они не смогут встретиться в раю. После похорон Максим Максимыч больше не говорит о девушке с подчиненным. Постепенно он начинает думать, что это было лучшим выходом из ситуации: ведь Печорин все равно оставил бы Бэлу, а она не пережила предательства. Впоследствии Григорий Александрович уезжает в Грузию для продолжения службы и больше никаких вестей о себе не подает.
Лермонтов Герой нашего времени
ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВИЛИ Б. М. ЭЙХЕНБАУМ и Э. Э. НАЙДИЧ
Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое, и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы.
Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в Действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали.
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!
Бэла
Герой нашего времени > Главные герои > Бэла
Бэла – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.
Не упоминается.
«Ну что, какова?» – «Прелесть! – отвечал он. – А как ее зовут?» – «Ее зовут Бэлою», – отвечал я.
Лет 16.
и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати
Влюбленное. Бэла очень сильно любила Печорина:
Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. (к Печорину)
Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная,
Я вчера целый день думала, – отвечала она сквозь слезы, – придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.
Совет
Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…
Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…
И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.
устоит ли азиатская красавица против такой батареи?
бледность покрыла это милое личико!
она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках
Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля
целовал ее черные локоны
Младшая дочь мирного князя, жившего в шести верстах от крепости N.
Мы с Печориным сидели на почетном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина
я не раба его (Печорина) – я княжеская дочь!..
Убита Казбичем.
Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!
– И Бэла умерла? – Умерла; только долго мучилась, и мы уж с нею измучились порядком
Характер у Бэлы огненный: в ней переплетаются гордость, упрямство, веселость, шутливость, чувственность и нечто разбойничье.
Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь: первые дни она молча гордо отталкивала подарки
Долго бился с нею Григорий Александрович
Дьявол, а не женщина!
Обратите внимание
А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..
глаза ее сверкали. … и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»
Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала…
«Я умру!» – сказала она. Мы начали ее утешать, говорили, что лекарь обещал ее вылечить непременно; она покачала головой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..
Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку… А уж как плясала!
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Сочинение-рассуждение про Печорина и контрабандиста
Лермонтов посвятил роман «Герой нашего времени»» (1838 г.) исследованию типа своего современника. Григорий Александрович Печорин стал отражением авторского мнения о поколении молодёжи первой половины 19 века.
Получился портрет умного, незаурядного, но крайне эгоистичного человека. Таким он оказывается во всех жизненных обстоятельствах: и в великосветском обществе, к которому принадлежит; и в армейской среде; и среди простых людей.
В главе «Тамань» характер Печорина раскрыт в столкновении с жителями заштатного приморского городка. Став постояльцем в домишке бедной старухи и слепого мальчика, скучающий офицер нашёл здесь романтическое приключение.
При этом обитателям мазаной хаты под соломенной крышей русский офицер принёс несчастье и разрушил уклад их жизни. Простые люди вели существование «честных контрабандистов». Ирония автора касается многих бедняков, выживающих, как придётся.
Старуха и слепой сбывают товар, переправляемый из-за моря. Дочка хозяйки и её жених Янко проделывают путь в утлом судёнышке и рискуют жизнью. Это позволяет всем иметь не пустые щи и не гнуть спину за копейки.
Тайна этих людей, ночные походы мальчика на берег, а особенно красивая певунья с летящими по ветру волосами дали пищу любопытству их постояльца. Печорин бросается ночью следом за слепым по крутому берегу, не зная дороги.
Офицеру-дворянину неважно, что он напоминает человека, подсматривающего в щель за чужой жизнью. В этом герое поражает несоизмеримость риска, затраченной энергии с низостью и ничтожеством целей
Поэтому поединок в лодке с девушкой снижает его образ и делает почти комичным. Читатель понимает, что героиня борется за жизнь, отстаивает свой мир. А Печорин лишь любопытствующий бездельник. В поиске приключений он стал помехой, опасным свидетелем.
Избавиться от него контрабандистам не удалось. Следствием стало жестокое решение Янко оставить старуху и слепого на произвол судьбы. Путь к ним раскрыт и стал опасен.
Старухе велено передать, что она зажилась, пора умирать. Звон пятака, брошенного мальчику, отзывается в сердце читателя. Но сами герои остаются черствы и холодны душой. В этом мире никому никого не жаль.
Никакого сочувствия и раскаяния не испытывает и главный герой. Он вторгся ради острых ощущений в чужие судьбы, посеял разруху, а в дневнике лишь заметил, что ему участь людей безразлична. Он не способен проявить к ним ни человеческого интереса, ни участия.
Повесть приводит к выводу: отсутствие в человеке добра, независимо от сословной принадлежности, ведёт холодному эгоизму и бездушию.
9 класс
Сочинение 2
Известный роман под названием «Герой нашего времени» написан русским писателем Золотого века отечественной литературы, приемником Александра Сергеевича Пушкина, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Структура произведения представляет собою роман, состоящий из нескольких повестей, каждая из которых являет цельное произведение, но они объединены в единое целое.
Главный герой – Георгий Печорин – находится в извечном поиске самого себя. И потому он не брезгует использовать других людей, как вещи и менять друзей. Хотя в глубине своей души он очень несчастлив. Лермонтов четко дает читателям это понять. Не надо быть провидцем, чтобы не уловить эту мысль.
Одной из главных героинь произведения является девушка Бэла. С нею впервые и в последний раз читатель знакомится в главе с соответствующим названием «Бэла».
Бэла – девушка, которая понравилась главному герою и тот решил ее увезти. Это очень трагически отразилось на судьбе девушки.
Но что же было такое в Бэле, что заставило Печорина обратить на нее свое пристальное внимание? А вот что. Она отличалась от девушек, светского общества, в котором устал крутиться Григорий своей какой-то дикостью, натуральностью, искренностью
Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка. Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни.
Печорин увидел ее на свадьбе ее сестры и понял, что должен получить ее. У девушки был брат Азамат, который мечтал получить коня разбойника Казбича. Печорин решил предложить свою помощь в похищении животного при условии, что юноша поможет украсть сестрицу. Азамат, будучи горячим, бездумным и глуповатым, амбициозным мальчуганом, не раздумываясь согласился на эту перспективную, на его взгляд, сделку.
Бэла была украдена и увезена главным героем. Вскоре она погибла из-за мести Казбича, который лишился коня.
Бэла любила Печорина, но исхода своей жизни. А тот разлюбил ее и утратил интерес к ней. Она увяла, как дикий и диковинный цветок из той кунсткамеры.
Бэла была не только красивой, но и смышленой, умной, веселой, талантливой и озорной девушкой. Поплатилась за прихоти брат жизнью.
В данном тексте представлена характеристика и анализ образа такой героини, которая весьма повлияла на судьбу главенствующего персонажа романа, как Бэла.
«Лермонтовские знаки»
И всё-таки без роковых знамений, совпадений и даже трагедий, так свойственных творчеству и жизни самого Михаила Лермонтова, в фильме «Герой нашего времени», как вспоминает Сильвия Берова, не обошлось. Во время съёмок машина с декорациями и тремя рабочими свалилась в пропасть Чегемского ущелья. Не выдержал мост. Ведь съёмки шли не в павильоне, как они часто идут сейчас, а на натуре, в горах Северного Кавказа, близ Нальчика… Берова до сих пор помнит, как построили для съёмок специальную крепость – прямо в горах, на скалах, и какие были там меж камней тоненькие деревянные мосточки – ходить было страшно! А уж вниз глянуть – это требовало настоящего мужества.
Facebook Комментарии
- Светлана Тома и роман длиною в жизнь. Вечная любовь знаменитой актрисы
- Конец прекрасной эпохи. Чем запомнился Станислав Говорухин
- Бегущая от любви. Как актриса Людмила Нильская вышла замуж от отчаяния
- Его звали Будулаем. Как Михай Волонтир покорил сердца всех женщин СССР
Ростоцкий сказал «да»
Как только Станислав Ростоцкий увидел Сильвию, сразу сказал «да». Впрочем, это не помешало сделать тридцать шесть (!) фотопроб – их полагалось делать «по регламенту». Зато только один кинодубль понадобился для утверждения на роль. Режиссер буквально стоял над гримером и вообще не отходил от начинающей актрисы – так ему понравилась она в роли будущей Бэлы.
Ну а остальное в жизни актрисы складывалось совсем не плохо: актерская стезя дала еще несколько ролей в кино, а театральная оказалась и для Сильвии и того длиннее и плодотворнее. Она переиграла в кишиневском Театре им. А.П. Чехова немало женских ролей, включая классические, «знаковые», и до сих пор работает по специальности – учит молодых. Сегодня Сильвия Берова окружена любящими людьми, живет в очень дружной семье и даже снялась с мужем Григорием Бутучелом в клипе, где они как раз олицетворяют красивую одухотворенную пожилую счастливую пару. Как в жизни.
Характеристика Печорина по главам в романе
В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.
В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.
Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.
Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.
«Тамань» третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.
В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.
В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.
Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.
Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.
Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.
Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.
В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.
Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».
Повесть «Максим Максимыч»
О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных поколений!) не может объяснить причины поступков Григория Александровича, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.
Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», «сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».
То, как ведёт себя Печорин во время встречи с Максимом Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принуждённое зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимыча, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Всё время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погружённый в свои мысли, отталкивающий своё прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?
Характер. Особенности
Бэла свободолюбива, горда и независима. Она не могла жить в неволе, трепеща, как птица в клетке, задыхаясь без свежего воздуха и с подрезанными крыльями. Печорин не сразу понял причину странного поведения по отношению к нему. Он видел, что нравится ей, но Бэла оставалась холодна и неприступна. Она боялась потерять свободу и не хотела этого. Устав терпеть ее выходки, Печорин решил отпустить красавицу на волю. Получив долгожданную свободу, Бэла передумала покидать крепость, решив остаться.
Бэла могла не только грустить и печалиться. Она умела веселиться, петь и отплясывать так лихо, что пятки сверкали.
Печорин и «водяное общество»
Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.
«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.
Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведёт себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно
Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория Александровича, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.
На протяжении всех событий «Княжны Мери» рядом с главным героем – ещё один персонаж, помогающий нам увидеть глубже и полнее характер Печорина. Доктор Вернер, на первый взгляд очень похож на самого Григория. Став приятелями, “читая в душе друг друга”, два этих человека так и не сблизились. Размышления Печорина о невозможности дружбы подталкивает нас к пониманию причины: дружеские отношения не могут возникнуть там, где главенствует равнодушие и себялюбие, где есть привычка «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе».
Индивидуализм героя мы обнаруживаем в каждом поступке, в любом действии: упоение от сознания власти над Верой, изобретательность, с которой Григорий старается завладеть сердцем наивной княжны, «игра» с Грушницким. Понимает ли герой мотивы своих поступков и импульсов, верно ли их оценивает? «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Так может писать только человек, осознающий малейшие движения своей души, а значит, индивидуалистическая суть собственного характера – не тайна для Печорина. Более того, взгляд «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…» – основа его мировоззрения.
Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий Печорин создает собственную теорию счастья. «Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха… Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».
Увидев главного героя глазами Максима Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нём так много, что постигли «историю души человеческой».