Анализ произведения тарас бульба гоголя 7 класс

Содержание повести подробно по главам

Глава первая

Остап и Андрей возвращаются домой из Киева, закончив учебу в бурсе. Отец и мать встречают их. Тарас по-доброму подтрунивает над сыновьями. Учеба — это хорошо, но чтобы возмужать и не стать неженками, его хлопцы должны испытать себя в бою. Тарас решает отправить сынов в предстоящий поход на Польшу. Сослуживцы одобряют эту идею. Вдохновленный Тарас отправляется вместе с детьми.

Жена Тараса грустит, пытается его отговорить, она соскучилась по детям и не желает снова их отпускать. Женщина привыкла к своей роли атаманской супруги. Постоянное ожидание мужа – её судьба, а теперь ещё и сыновья идут по его стопам. Она надеется, что Тарас передумает и отложит поход, но муж стоит на своём. По утру жена и мать провожает родных со слезами, бросившись на последок обнимать их с не свойственной её годам прытью.

Глава вторая

Герои отправляются в Запорожскую Сечь. Едут молча. Каждый погружен в думы. Тарас вспоминает о военных победах прошлых лет, о боевых товарищах, о тех, кого уже нет в живых и о тех, кто встретит его с сыновьями по прибытию. Думал, как он представит им своих молодцов, как будет хвастаться и гордиться ими.

Сыновья думали о другом: вспоминали годы, проведенные в Киеве. На учебу они прибыли, будучи двенадцати лет от роду. Остапу обучение не давалось, да и не охоч он был до наук. Он предпринял несколько попыток побега из учебного заведения. Отцу пришлось пригрозить сыну тем, что отправит его в монастырь.

Андрий в учении был способнее, в проделках проявлял изобретательность. С восемнадцати лет сердце его жаждало любви, он втайне мечтал о женщинах. Однажды увидел красавицу панночку, и был сражён её прелестью. Смелый парень однажды пробрался к ней в покои. Девушка испугалась, но, заметив остолбенелость бурсака, бояться перестала и посмеялась на ним. Полячке прислуживала татарка, которая помогла Андрию покинуть дом после дерзкого проникновения. Он видел её ещё раз в костёле и раз — вскользь. Направляясь в Сечь, Андрий вспоминал о красавице.

Главные проблемы

Проблематика повести «Тарас Бульба» не менее щедра и любопытна для читателя:

Нравственный выбор – Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панне, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно.

Отцы и дети – Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.

Предательство – Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.

Война – Война представлена в повести, как бесконечно жестокое явление. Но, когда речь идёт о защите традиционного уклада, веры и страны, она необходима и правильна

Конечно, мы по-другому смотрим на нее с высоты прогресса, но, оценивая те события, важно понимать, что они происходили в совершенно другой реальности, где были иные нравы. Тогда кровавые расправы и пытки были нормой, и даже нежные барышни ходили на казни как на концерты или танцы.

Жестокость – Персонажи Гоголя очень часто творят по-настоящему жестокие вещи

Гоголь был склонен оправдывать жестокость борьбой за веру и отечество, но все же он не раз подчеркивал, что кровожадность его героев — закономерное явление того времени, а не норма. Это было логично и обыденно тогда, но не сейчас.

Долг – По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает.

Разделение сил

Из Запорожья приходят плохие новости. Пока казаки находились в походе, на Сечь напали татары. Басурмане ограбили сокровищницу, а людей убили и забрали в плен. Кошевой предлагает прекратить осаду и отправиться вдогонку за расхитителями, но Бульба против. Атаман предлагает разделить силы — если кто желает идти, отходит в правую сторону, остаться — в левую.

Происходит процесс переформирования войска, группы прощаются и расстаются.

Чтобы поднять боевой дух оставшихся казаков, Тарас приказывает распаковать воз с крепким вином и угощает соратников. Новоявленный атаман кратко произносит речь, где прославляет христианство. Он предлагает всем выпить за святую православную веру и за родную Сечь.

Выпив вино, запорожцы продолжали стоять в крутом раздумье о завтрашнем дне, который для каждого из них может стать последним.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления.

Атаман, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Подробнее: Атаман Тарас Бульба: характеристика и образ героя

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Подробнее: Остап: характеристика и образ героя

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Подробнее: Андрий: характеристика и образ героя

Сочинение История создания Тараса Бульбы

«Терпи, казак, — атаман будешь!» «Есть ещё порох в пороховницах?!» «Я тебя породил, я тебя и убью!» Многие фразы из знаменитой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» разошлись на крылатые выражения. Сам автор провел долгую, скрупулезную работу для создания этого произведения.

Известно, что Николай Васильевич работал над повестью около 10 лет, постоянно дорабатывая ее, формируя такие словесные обороты и описания, которые смогли бы более полно передать атмосферу жизни запорожских казаков первой половины 17 века, характеры героев, сложные условия жизни. Прообразом Тараса Бульбы, главного героя повести, считается атаман Низового Запорожского Войска Охрим Макуха, имеющий троих сыновей и живший в это время. Гоголь историю об этом атамане узнал от его предка Г.И.Миклухи, дяди путешественника и этнографа Н.Н.Миклухо-Маклая. Это семейное предание захватило писателя.

Он стал изучать книги по истории того времени, а также народный фольклор: песни, сказания, думы. Работа над произведением началась в 1833 г. Впервые повесть «Тарас Бульба» была опубликована в 1835 г. как одно из произведений сборника «Миргород». Но автор был недоволен своей работой: она имела множество погрешностей, описок из-за неразборчивого почерка автора и общей недоработанности. Во второй раз повесть была опубликована в 1842 г. и была тщательно переработана Николаем Яковлевичем Прокоповичем под надзором Н.В.Гоголя. Редактор тщательно прорабатывал все просьбы автора. Большая часть правок приходилась на соответствие слов и словосочетаний нормам литературного языка.

Так, к 1842 г. повесть увеличилась к размерах, многие персонажи обрели фактурность и выразительность, а описания батальных сцен – яркость и четкость. Всего есть около восьми редакций повести. Гоголь вносил изменения в данное произведение почти до своей смерти в 1952 г.

7 класс кратко

История создания Тараса Бульбы
Сейчас читают:

  • Что такое совесть сочинение рассуждение 15.3 9 класс ОГЭ

    Что же такое совесть? В чем она проявляется? Мне кажется, что совесть – это внутренний бог в самом человеке, который никогда не позволит быть несправедливым, злым, завистливым, корыстным, ставить свои цели и амбиции выше других. Человек,

  • Сочинение Магнитогорск — мой город

    Мы очень часто слышим споры или размышления по поводу возраста того или иного города. Учёные ищут первые упоминания в летописях, проводят раскопки, считают черепки и довольствуются даже мелкими осколками в деле установления подлинного возраста города.

  • Сочинение на тему Почему люди боятся перемен? Итоговое сочинение, ЕГЭ

    Благодаря истории мы знаем о том, как менялся мир. Для каждого отрезка времени свойственны свои традиции, значимые события, политические идеи. Двадцать первый век на фоне прошлых лет кажется спокойным,

  • Сочинения 11 класс

  • Экология стала самым громким словом на земле сочинение

    Именно эту фразу когда-то сказал русский советский писатель, представитель «деревенской прозы» Валентин Григорьевич Распутин. Но почему же писатель, на глубокое детство которого пришлись годы Великой Отечественной войны,

  • Сочинение по картине Шишкина Ручей в лесу. Сиверская

    Любуясь картинами И. И. Шишкина, на которых автор изобразил совершенно разные места нашей необъятной страны, возникает ощущение, что этот талантливый пейзажист не оставил без внимания ни один уголок природы.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Тарас Бульба» проста: она делится на мужские и женские образы. Также можно типизировать героев по тому, на какой они стороне: казаки или «ляхи». Характеристику персонажей Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

герои характеристика
тарас бульба старый казак и бывалый ветеран. толст, груб и нетерпим. юдофоб. православный фанатик. видит смысл жизни только в защите веры и войне с её врагами. патриот и традиционалист. по его мнению, именно товарищество, родство душ отличает человека от зверя. он высокоставит казачество и ценит боевое братство выше семьи. вера и родина являются главнымиценностями его жизни, однако мирное созидание этих благ не интересует героя. он жаждет рыцарства и подвигов, вне их он скучает и не находит в бытие радости. онжесток, не чуждается крови. мстительность и кровожадность тараса осуждаются даже казаками.
остап
бульба
старший сын тараса. молод, отважен, смел, красив. становится куренным атаманом прямо на поле битвы. выдерживает страшные пытки в польском плену, не издав ни единого стона и не сломавшись. являет собой идеал казака и патриота, по мнению гоголя. в отличие от пылкого отца, он рассудителен и холоден, не лезет в драку, не подумав. однако он же никому не спускает обиды и готов поднять руку даже на отца. и все же он не поддерживал решение тараса убить андрия. остапу жаль брата: он просит разрешения предать его тело земле, чтобы над его трупом не надругались враги.
андрей
бульба
младший сын тараса. во многом схож с братом и отцом, однако обладает более тонкой душой и мягким нравом. поставил любовь выше чувства долга перед казачьим братством и верой. столкнувшись с отцом во время битвы, позволил убить себя без сопротивления, однако не раскаивался и ни о чём не сожалел. в отличие от брата, он более талантлив и изобретателен, часто был лидером в школьных проделках. на поле боя безрассудно смел и удачлив. его поступкамдивились даже старые казаки. это страстная и мятежная натура, способная ценить красоту, любовь, искусство и блага мирной жизни.
жена бульбы жена тараса. много лет терпела побои и унижения от тирана-мужа и жила только своими детьми. узнав о том, что бульба намеревается сделать из них воинов и увезти на войну, впадает в отчаяние. в ее образе автор изобразил удел всех казачек того временного периода: они рано отцветали, не видели мужей годами, а когда видели, получали только презрение и грубость. в доме они были рабами своего супруга и не смели перечить. вся их растоптанная любовь изливалась на детей.
панночка дочь воеводы. ветреная и прекрасная девушка, роковая красавица, к ногам которой склонялось все польское дворянство. видя прекрасного, сильного и безрассудного андрея, она влюбляется в него и соглашается на свадьбу после освобождения дубно. девушка, в отличие от казачек, образована и избалована отцом. она вольна была выбрать мужа, и даже эта деталь указывает на разницу мировоззрений казачества и польской знати.

СПАДИЛО.РУ

В процессе написания повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь тщательно изучил историю украинского народа, читал множество летописей и исторических справок времен казачьей Руси.

Жанр, центральные события повести

По жанровой принадлежности «Тарас Бульба» – историческая повесть, с огромным количеством действующих лиц. Повествование приближается к эпическому. Объект изображения – Тарас Бульба – военачальник казачьего полка, и его сыновья – Остап и Андрий. Гоголь пытается изобразить надежды, мечтания народа, его талант, широту души, завершенность образа. Украинский народ в произведении борется с чужестранными захватчиками, посягнувшими на свободу казаков. Повесть переполнена патриотическими идеями, монологами, призванными воодушевлять читателя на проявление любви к Родине. Цельность образов героев выражается еще и в их идеализации понятия товарищества, которое становится главным в жизни любого казака.

В повести тесно переплетаются понятия русского и украинского народа. Они связаны неразрывно, по мнению автора, и разъединить их – означает убить многовековую культуру, развивающуюся испокон веков.

Герои повести

Тарас Бульба и его сыновья сопоставимы с русскими былинными богатырями, наделенными конкретными историческими реалиями. Образы и характеры их прорисованы крайне правдиво. Большую часть времени герои находятся на войне, отдавая долг Родине, возвращаются домой лишь в периоды редких мирных затиший.

Тарас Бульба – герой, не знающий сомнений, всегда верно обозначающий цель. Долг всей его жизни – служение родной земле и народу, единение с товариществом. Из этих близких его сердцу понятий он черпает жизненные силы для противостояния внешним силам, для смелости и мужественности.

Жизненные приоритеты героев

Ответственность перед Родиной для Бульбы значит намного больше, чем родство, семейные узы или отеческая любовь. При этом условии трагедия, развернувшая в семье главного героя, становится все более страшной, чем дольше и глубже думаешь о ней.

В начале повести мы видим двух сыновей Тараса, которыми он безмерно гордится, на которых возлагает надежды на будущее. Остап и Андрий очень разные по натуре. Остап – серьезный и мрачный, временами суровый и сдержанный. Андрий же – более тонкая поэтическая натура, которого битвы не привлекают. Он замечает красоту окружающего мира, ценит женскую прелесть.

Влюбившись в прекрасную молодую полячку, он настолько верен своему чувству, что переходит на сторону врага, оставляя за чертой прошлого свою семью, свою землю, своих товарищей.

Остап же истинный продолжатель идей отца, полностью разделяющий его мировоззрение. Тарас гордится им именно за способность на первое место в жизни ставить правое дело, свершаемое во имя Родины и народа.

Вскоре старик теряет и Остапа, казненного врагами, и убивает младшего неверного сына.

Заключение

Изображая характеры Остапа и Андрия, Гоголь словно предлагает читателю два пути, по которому он может пойти в жизни – либо жертвование всем во имя всеобщей цели, либо смерть предателя из-за человеческой слабости.

Перечитывая повесть, хочется согласиться с В.Г. Белинским, в том, что Н.В. Гоголь изобразил народную жизнь широко и смело.

Суть: о чем повесть?

Два молодых человека, Остап и Андрий после многих лет обучения в семинарии возвращаются к своему отцу – старому казаку Тарасу Бульбе. Отец семейства хочет, чтобы дети пошли по его стопам, и намеревается отправиться вместе с ними в Запорожскую Сечь, где они станут настоящими воинами.

По прибытии в казачье войско Бульба пытается всячески спровоцировать войну, чтобы закалить своих сыновей в настоящих битвах. В конце концов, ему это удаётся, и казаки выдвигаются в поход.

Казачья армия доходит до города Дубно, но оказывается не способной взять его. Во время осады младший сын Тараса – Андрий, узнаёт, что в городе находится польская панна, в которую он был влюблён ещё с семинарии. Молодой казак предаёт свою веру и свой народ, чтобы сражаться за ту, кого любит.

К полякам подходит подкрепление. В результате нескольких ожесточённых битв старый Бульба лично убивает предателя Андрия, но казаки терпят поражение, а второй сын Тараса – Остап попадает в плен.

Оправившись от ран, Бульба добирается до Варшавы и становится свидетелем мученической смерти своего последнего сына. В ярости он собирает свой собственный казачий полк и вихрем проносится по польским землям. Во время ожесточённого сражения герой попадает в плен. Тараса Бульбу сжигают заживо, однако даже перед смертью старый казак остался несломленным. Он предрекает объединение русских земель и победу православных над всеми врагами. Подробное краткое содержание по главам Вы можете здесь.

Экранизации

Основная статья:Категория:Тарас Бульба — Фильмопедия

Файл:Taras Bulba Street in Dubno — street sign.JPG

Улица Тараса Бульбы в городе Дубно

В хронологическом порядке:* «Тарас Бульба» (1909) — первый опыт киноэкранизации повести, русский немой фильм Александра Дранкова* «Шаблон:Iw» (1924) — немецкий фильм по повести В главной роли Д. Дуван-Тарцов.* «Тарас Бульба» (1936, Шаблон:Lang-fr) — французский фильм, снятый русским режиссёром Алексеем Грановским В главной роли Гарри Бор.* «Шаблон:Iw» (1938) — английский фильм В главной роли Гарри Бор.* «Тарас Бульба» (1962, Шаблон:Lang-en) — наиболее известная зарубежная экранизация, американский фильм с Юлом Бриннером в главной роли* «Taras Bulba, il cosacco» (1963) — итальянский фильм В главной роли Владимир Медар.* «Тарас Бульба» (1987, Шаблон:Lang-cs) — чешский телефильм* «Шаблон:Iw» (2009) — украинский телевизионный малобюджетный художественный фильм по повести; премьера 29 марта 2009 года. В главной роли Михаил Голубович.* «Тарас Бульба» (2009) — российский полнометражный художественный фильм по повести, снятый Владимиром Бортко в 2007 год. В главной роли Богдан Ступка.* «Вир — герой народа» (2010) — индийский исторический боевик, основанный на романе.

== Музыкальные адаптации ==* «Тарас Бульба» — опера русского композитора Н. Я. Афанасьева, созданная около 1860 года (не исполнялась).* «Тарас Бульба» В. Кашперова (первая постановка в 1887 г. в Большом театре)* «Тарас Бульба» — опера по мотивам повести, созданная в 1890 году украинским композитором Н. В. Лысенко.* «Тарас Бульба» — опера по мотивам повести, созданная в 1895 году аргентинским композитором Артуро Берутти.* «Тарас Бульба (рапсодия)» — рапсодия для оркестра по мотивам повести, созданная в 1915—1918 годах чешским композитором Леошем Яначеком.* «Тарас Бульба» — балет В. П. Соловьёва-Седого* «Осада Дубно» П. Сокальского* опера В. Кюнера (1880 — Мариинский театр)* опера С. Траилина (1914 г. в Москве)* опера А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.)* опера М. Руссо (Париж, 1919)* балет Р. М. Глиэра (1951—1952)* «Легенда про Тараса» — лайт-опера украинского композитора А. Коломийцева, написана в 2012 году. Премьера состоялась в Полтавском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Н. В. Гоголя 29 июля 2012 года.

== Примечания ==

  1. В тексте сказано, что полк Бульбы участвует в походе гетьмана Остранцы — реального исторического персонажа. Он был избран повстанческим гетманом казаков в 1638 году и в том же году был разбит поляками.
  2. / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — : Изд-во АН СССР, 1937—1952.
  3. Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том второй. М., Издательство Академии наук СССР, 1951
  4. Библиотека: Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки», ч.I(Russian)
  5. Н. В. Гоголь. Миргород. Текст произведения. Тарас Бульба
  6. Н. Гербель, «О рукописях Гоголя, принадлежащих Лицею князя Безбородко», «Время», 1868, № 4, стр. 606—614; ср. «Русская Старина» 1887, № 3, стр. 711—712
  7. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — : Изд-во АН СССР, 1937—1952
  8. Тарас Бульба (повесть)
    Основная информация
  9. ↑ Шаблон:Статья
  10. Шаблон:Статья
  11. В. Жаботинский. Русская ласка
  12. Шаблон:ВТ-ЕЭБЕ
  13. Г. Федотов. Новое на старую тему
  14. Д. И. Заславский. Евреи в русской литературе
  15. Елена Иваницкая. Чудовище
  16. Шаблон:Статья
  17. Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе — Православный журнал «Фома»
  18. Шаблон:Cite web
  19. Taras Bulba (1924)
  20. Tarass Boulba (1936)
  21. The Barbarian and the Lady (1938)
  22. Taras Bulba (1962)
  23. Taras Bulba, il cosacco (1963)
  24. Taras Bulba (1987) (TV)
  25. Шаблон:Cite web
  26. Taras Bulba (2009)
  27. Классическая музыка.ru, ТАРАС БУЛЬБА — опера Н. Лысенко // автор А. Гозенпуд

== Ссылки =={{Навигация|Викицитатник = Тарас Бульба |Тема = Тарас Бульба}}* Перевод на английский* 15 мая 2010 г. в Запорожье на острове Хортица открыт памятник Тарасу Бульбе* http://www.aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=1115* Шаблон:Rodovid* Леоша Яначека Тарас Бульба. Симфонический оркестр Испанского радио и телевидения. Андреса Ороско-Эстрада, дирижер.

Шаблон:Внешние ссылки

Биография и образ Тараса Бульбы

Место действия разворачивается на Украине предположительно между 1569 и 1654 годами, когда Киев входил в состав Речи Посполитой. На иллюстрациях к повести Бульба предстает грузным мужчиной средних лет с прямой осанкой и роскошными длинными усами. Его прическа — традиционный казачий оселедец (чуб), отличительная черта зрелого воина. Казаки верили, что опытный боец накапливает столько грехов, что после смерти непременно отправится в ад, и именно за чуб смилостившийся Господь когда-нибудь вытащит их из адского пламени.

Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий Имя персонажа восходит не к слову «картошка», которая тогда еще не была известна в Украине. Прозвище Тараса означает «глыба» или «тучный». Считается, что прототипом Бульбы был предок автора, запорожский казак Остап Гоголь, принимавший активное участие в восстании Богдана Хмельницкого. Своих детей он не убивал, но его двое сыновей побывали в заложниках гетмана Потоцкого, так что личный мотив для мести у него тоже был.

Николай Гоголь создал собирательный образ запорожских казаков, сделав Тараса Бульбу защитником свободы и национальной независимости. Смелость, любовь к Родине и христианской вере, свободолюбие — такие качества автор переплавил в характере главного героя. Однако описание характера Тараса далеко не однозначное: не пожалев ярких красок на описание его положительных характеристик, Гоголь также щедро отсыпал ему негативных качеств. Старому казаку полностью чужды нежность и жалость — сыновья, вернувшиеся после долгого отсутствия, смущены встречей с отцом, который сразу же принимается над ними насмехаться. Его не трогают и слезы жены, не желающей отпускать детей в Сечь после всего одной ночи в родном доме.

Жестокость и свирепость Бульбы по отношению и к «чужим», и «своим» также беспредельна. Показательна в этом отношении не только смерть Андрия, но и сцены расправы над поляками после гибели старшего сына Остапа. Даже его соратников изумляло, с какой ненавистью Тарас мстил «ляхам», ни на минуту не задумавшись о них как о людях, не смущаясь тем, что перед ним не только воины, но и женщины, маленькие дети.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: