Главные герои
Левко
Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. У него много друзей. Он – душа любой компании. Играет на бандуре, сочиняет песни и сам их поет. Влюблен в молодую девушку по имени Ганна, мечтает жениться на ней. Из-за Ганны у него возникает серьезный конфликт с отцом, который тоже вздумал приударить за девушкой сына.
Ганна
Молоденькая, хорошенькая девушка. Тихая, скромная. Влюблена в Левко, мечтает выйти за него замуж.
Панночка
Панночка жила давно, задолго до начала основных событий. При жизни она была дочерью сотника. Росла она доброй и трудолюбивой девочкой. Кроме того, она была очень красивой. Родители ее очень любили, и все у нее было хорошо. Но мать панночки умирает рано. Через несколько лет отец ее женится на другой женщине. Мачеха долго изводит панночку, выгоняет ее из дому и доводит до самоубийства. Панночка топится и становится русалкой.
Но конфликт с мачехой продолжается и после. Мачеха наделена злой силой, она проникает в круг утопленниц, искусно притворяется одной из них. Панночка пытается найти мачеху среди утопленниц, да все безуспешно. Помогает ей в этом Левко. Панночка, испытывая чувство благодарности, помогает Левко разрешить ссору с отцом и устроить свадьбу Левко и Ганны.
Панночка – фигура страдающая, мучающаяся тяжелыми воспоминаниями, мечтающая о мести.
Голова
Отец Левко. Вздорный, распущенный старик, испорченный тем, что ему дана некоторая власть. Занимается самоуправством. Не гнушается вступить в конфликт с сыном, приставая к девушке, на которой сын хочет жениться. Глуп, но хитер. Чуть что не то – сразу прикидывается глухим.
Хвастлив. Без конца вспоминает, как когда-то в молодости ему выпала честь сопровождать Екатерину Великую. Этими рассказами он всем порядком надоел. Достаточно зол, но не со всеми, а только с теми, кто ниже по положению. Субординация для него – это просто святое.
Получив записку и поверив в то, что это записка от комиссара, т.е. от более высокого, чем он, начальства, голова беспрекословно отказывается от своих видов на Ганну и моментально меняет все свои планы.
Но, несмотря на все свои многочисленные недостатки, слишком большой неприязни к себе голова не вызывает, т.к. он постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых, со всей своей злостью, выглядит растерянным, беспомощным и смешным.
Мачеха панночки
Очень злая, жестокая, бессердечная женщина, которая довела падчерицу до самоубийства. И после смерти она не оставляет бедную Панночку в покое.
История создания
Николай Гоголь прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1828 года 19-летним выпускником Нежинской гимназии, который жаждал посвятить всего себя служению Отечеству. Однако, в каком виде будет выражаться это служение молодой человек ясно не представлял.
Денежные затруднения Гоголя
Первое, чем встретила вчерашнего украинского студента столица Российской империи – это дороговизна. Тех скудных средств, которые семейство Гоголя могло выделять на содержание сына и коими Гоголь привык обходиться у себя на родине, совершенно не хватало в блестящем Петербурге. Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу, однако, вскоре выяснилось, что он к ней совершенно не пригоден: служба чиновника была настолько бессодержательная и монотонна, что Гоголь не мог заставить себя ходить туда каждый день.
Но потребность в деньгах оставалась. Тогда молодой человек и решил попробовать себя на стезе писательства, так как в гимназии он ярко выделялся именно своими литературными способностями. Гоголь видел, что большим спросом у читателей пользуется все, что связано с народной жизнью, поэтому решил написать несколько рассказов на тему жизни украинского села.
Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В 1828 году он приступил к работе. Молодой литератор, который обожал во всем точность и скрупулезность, отправил письмо матери и сестре, где попросил их прислать ему как можно более детальное описание обрядов, обычаев, быта и костюмов сельских жителей Малороссии.
Опираясь на эти описания, а также на свои детские и юношеские воспоминания и рассказы любимой бабушки, Гоголь и написал первые четыре повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании. Александр Пушкин, прочтя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделал такую запись:
Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Вдохновленный успехом, Николай Гоголь без промедления приступил к написанию второй части сборника, который вышел в свет уже в марте 1832 года.
Незадолго до этого – в феврале 1832 года – состоялось личное знакомство Николая Васильевича с Александром Пушкиным. Это было знаменательное событие для начинающего литератора с Украины.
Пушкин тоже был рад знакомству и ввел Гоголя в круг своих товарищей по перу: Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Греча, Фаддея Булгарина и др. Еще пару лет назад Гоголь и мечтать о таком не мог!
Часть четвертая. Парубки гуляют
В доме головы был гость, тот самый винокур, которого он вызвал для строительства. Винокур пообещал открыть винницу на месте дома утопленницы до Покрова.
Тут под окном начали играть на бандуре и петь. В песне голова поддался острой критике. Выскочив на улицу, голове удалось схватить одного из гуляк, и запереть его в коморе. Голова решает пойти к писарю, но встречает его на пути. Писарь рассказывает, что к нему тоже приходили дебоширы и пели нехорошие песни про голову. Писарь рассказал, что поймал одного из нарушителей порядка и запер его. Голова же ответил, что в его коморе сидит такой же. Открыв комору – они увидели лишь бранившуюся свояченицу.
Голова негодует от того, что хлопцы, учинившие злую шутку, совсем его не уважают и считают ровней. Голове не терпелось узнать, кто же зачинщик всего этого, поэтому они отправляются к писарю. Но открыв замок, они все пришли в ужас, потому что за дверью стояла свояченица.
Все присутствующие решили, что перед ними никто иной как Сатана, поэтому решили сжечь дом. Но в последний момент писарь предложил проверить их догадки, заставив свояченицу перекреститься. Она тут же перекрестилась, чем сняла с себя подозрения. Она рассказала, что это промыслы хлопцев, которые запихнули её в окно. Так же она упрекнула голову, что он только рад был сжечь её. Пан голова приказал поймать всех бунтовщиков и привести к нему для расправы.
Анализ произведения
В этом произведении Гоголь не стал пугать читателя различной нечистью. Нечистая сила, в лице панночки, наоборот, проявляет обеспокоенность, и помогает главному герою. Та любовь, которая красной полосой проходит по всему произведению, заставляет Левка и Ганну раскрывать свои лучшие качества.
Ради своего чувства юноша готов соперничать с отцом, затевать против него заговор. Но его месть родителю не носит криминального оттенка. Желание проучить вечного волокиту за чужими девицами — это, скорее, комедийное мероприятие, в котором никто не пострадал.
Он не боится вступать в сделку с нечистой силой и старается помочь панночке не из корысти, а из жалости к несчастной русалочке. Но всё время, проведённое с появившимися приведениями, не заслоняет основной цели. Парень всё время помнит о своей невесте.
Парубку удалось помочь панночки. Девушка-приведение щедро отблагодарила Левка, выполнив его самое заветное желание — обернув ситуацию таким образом, что отец сам начинает торопить свадьбу сына.
Парень мог бы подумать, что всё, произошедшее с ним на берегу пруда — сон. Но в руке находится записка, написанная рукой комиссара. Этот мистический факт подтверждает, что сделка с нечистой силой свершилась.
Разочарование
Рассказав историю Ганне, Левко прощается с нею и уходит. Спустя некоторое время он проходит мимо ее дома и видит возлюбленную с каким-то мужчиной. Левко пытается присмотреться, но в темноте совсем не видно лица парубка. Тогда парень решает подкрасться поближе и подслушать разговор Ганны и неизвестного гостя.
Когда Левко добирается до ближайших кустов и слышит разговор, он понимает, что мужчина, пришедший к его возлюбленной, – это его отец. В ужасе слушает главный герой тот разговор, который ведется между его любимой и его отцом. Сельский голова ругает своего сына, говорит, что он еще не созрел для женитьбы на такой прекрасной девушке.
Отец Левка признается Ганне в любви и обещает ей те серьезные отношения, которые его сын никогда не сможет дать девушке. Однако Ганна говорит, что любит Левко и замуж пойдет только за него.
Персонажи и завязка событий
Основные герои повести «Майская ночь, или Утопленница» Гоголя — красавица Ганна и влюбленный в нее Левко, сын сельского головы. Девушка изображена автором очень скромной и добродетельной, Левко же — смелый боевой парень, который никому не даст в обиду свою избранницу. Кроме того, Гоголь вводит в сюжетную ткань повести и других персонажей:
- Голова — это уважаемый в селе человек, обладающий авторитетом, но отнюдь не любовью односельчан. Обладает угрюмым нравом, малообщителен.
- Панночка — ранее была молодой прекрасной девушкой, но, погубленная злой ведьмой, из-за чего стала нежитью.
- Каленик, винокур, свояченица и прочие жители села, необходимые для развития событий.
Первая глава повести начинается с описания того, как казак Левко приходит к своей возлюбленной. Молодые люди разговаривают о свадьбе. Но оказывается, что отец юноши, суровый голова, и слышать ничего не хочет об этом браке.
Далее Гоголь описывает прекрасный пруд, на берегу которого стоит старый дом. Левко по просьбе девушки рассказывает его историю. Ранее здесь проживал вдовец-сотник со своей юной дочерью. Устав от одиночества, мужчина привел в дом вторую жену, которая оказалась ведьмой. Решив извести падчерицу, она принимает образ черной кошки и пытается задушить несчастную. Но панночка смогла защитить себя, отрубив животному лапу.
Но сотник решает принять сторону жены. Он выгоняет дочь из дому, отчего она от горя решает утопиться в пруду, став повелительницей русалок.
Короткий пересказ «Майская ночь, или утопленница» Гоголя
Майская ночь или утопленница краткое содержание повести:
Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и ещё чего-то неясного. Нечем Лёвке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе.
Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в тёмной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.
После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Лёвке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Лёвка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Лёвке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его.
Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о тёще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.
Пойман и брошен в тёмную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чёртом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.
Об эту пору Левко в чёрном своём тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка.
Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Лёвку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы.
Тут проснувшегося Лёвку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянёт свою неграмотность, хватают десятские с головою. Левко подаёт записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Лёвка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед.
Ободрённый такою честью голова сулит Лёвке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все ещё ищет и не может найти своей хаты.
Сюжет повести «Майская ночь, или утопленница» по главам
Глава 1. Ганна
Молодой казак Левко с бандурой в руках прокрался к хате, где жила его ненаглядная Ганна. Она спросила Левко, говорил ли он со своим отцом о свадьбе, но тот с грустью сообщил, что отец ничего и слышать не хочет о свадьбе.
Ганна, любуясь красотой пруда, на берегу которого стоял старый дом, попросила Левко рассказать его историю. Юноша поведал, что когда-то здесь жил вдовый сотник с дочерью, который женился во второй раз. Мачеха оказалась ведьмой, которая однажды ночью, превратившись в черную кошку, принялась душить панночку. Но девушка не растерялась и отрубила саблей лапу. Вскоре «выгнал сотник свою дочку босую из дому», и она с горя утопилась в пруду, став главной среди русалок. С тех пор бедная панночка по ночам искала мачеху, чтобы отомстить ей, но злая ведьма превратилась в утопленницу.
Глава 2. Голова
Голова, хоть и пользовался большим уважением среди селян, но никто его не любил. Это был угрюмый, суровый с виду, немногословный мужчина. Кроме того, он любил «иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать». Голова был кривой, но даже с одним глазом не пропускал мимо ни одной смазливой селянки.
Когда-то давно он был приставлен провожатым к царице Екатерине во время ее поездки в Крым, и с тех пор при каждом удобном случае вспоминал это важное для него событие. Глава 3
Неожиданный соперник. Заговор
Глава 3. Неожиданный соперник. Заговор
Как-то раз, возвращаясь после гулянья с парубками, Левко решил проведать Ганну. К своему удивлению он увидел на пороге свою возлюбленную с незнакомым мужчиной, который называл Левко молокососом и предлагал ей выйти за него замуж. Когда незнакомец вышел на освещенную луной улицу, Левко признал в нем своего отца.
Злой Левко позвал своих приятелей и предложил «побесить хорошенько» голову. Те с радостью согласились, потому что не любили излишне любвеобильного голову.
Глава 4. Парубки гуляют
Была уже поздняя ночь, но голова еще не ложился спать. Неожиданно в окно влетел увесистый булыжник. Раздался звонкий смех, звуки песни, в которой голову обзывали старым дурнем, который все еще «жмется к девкам». Голова, словно «старый, опытный кот», изловчился, и поймал одного из зачинщиков в вывороченном тулупе, и запер в коморке. Когда же он немного успокоился, и пошел разоблачать насмешника, то выяснилось, что голова по ошибке запер свояченицу.
Глава 5. Утопленница
Тем временем «виновник всей этой кутерьмы» подходил к заброшенному дому у пруда. Левко устал, и веки его закрывались. Чтобы не заснуть, он принялся играть на бандуре и напевать песню. Вдруг окно в доме отворилось, и показалась красивая панночка. Она принялась умолять юношу отыскать злую мачеху, погубившую ее душу. Панночка рассказала, что хитрая ведьма приняла вид утопленницы и затерялась среди других таких же русалок. Из-за близкого соседства с мачехой панночка стала очень страдать, и теперь уже не может «плавать легко и вольно, как рыба». Левко стало жалко бедную девушку, и он пообещал помочь ей.
Панночка привела парубка к месту, где играли русалки в «ворона». Все, как одна были прекрасны и прозрачны, и только у одной из них виднелось что-то черное. Левко сразу понял, что перед ним – ведьма. Он указал на утопленницу панночке, и та радостно согласилась помочь парню в его горе.
Глава 6. Пробуждение
Когда Левко проснулся, обнаружил в руке записку. В тот момент его схватили десятские, и рассерженный голова собирался наказать Левко за его проказы. Но тут он заметил записку, прочел и побледнел – почерком комиссара было написано, что он должен женить Левко на Ганне, а также «починить мосты на столбовой дороге» и не давать паничам обывательских лошадей. Услыхав это, Левко мысленно поблагодарил панночку, и отправился к дому Ганны. Девушка спала, и Левко, перекрестив ее, тихонько удалился. Все село погрузилось в сон.
Часть третья. Заговор
Левко, распрощавшись со своими товарищами, шел домой. Проходя мимо дома Ганны, он услышал, что она с кем-то разговаривает. Левко притаился в кустах, чтобы лучше рассмотреть незнакомца. Тот начал рассказывать Ганне о своей любви, и что Левко ему не соперник. Левко не смог больше сдерживаться, и когда подошел ближе, то увидел своего отца.
Левко возвращается к своим товарищам, рассказывая, что готов с ними всю ночь напролет гулять. Он предлагает хорошенько отомстить голове за то, что тот засматривается на молодых чужих девушек. Все с радостью поддерживают эту идею, предлагая тогда уже и писаря проучить.
Глава шестая. Пробуждение
Проснувшись, Левко не сразу понял, что ему это все привиделось во сне. Заброшенный дом все так же мрачно стоял над водой. Но когда он разжал кулак – то увидел в нем записку. За спиной раздались голоса, которые искали зачинщиков бунта. Они схватили Левка, но тот сказал отцу, что у него для него записка. Писарь узнал почерк комиссара. В записке говорилось о том, что голова слишком вольно стал себя вести. И что он должен женить своего сына на Ганне, отремонтировать мосты, и не давать в пользование лошадей. Так же комиссар писал о том, что приставит голову к ответу, если увидит, что тот не выполнил хоть какое-то его распоряжение. Левко соврал, что ездил в город, где комиссар и передал ему записку.
Голова пообещал женить сына на следующий день, и счастливый Левко отправился к знакомой хате, по пути вознося благодарность панночке.
Часть первая. Ганна
Стоял вечер и весь народ собирался попеть песни, утомленные повседневным трудом. Единственный козак по имени Левко, который был сыном местного головы, не принимал участие во всеобщих гуляниях. Он подошел к дому своей любимой Галины. Спев песню под окном, он так и не дождался ответа. Левко уже решил, что девушка решила показать свою гордость, поэтому собрался уйти. Но тут дверь открылась и робко вышла Галя. Она выказала свое недовольство, что её жених отличается нетерпением. Да и время для встречи он выбрал не самое удачное. На что козак заверил её, что и часа без неё прожить не может. Галя так же призналась, что в чужой стороне ей жилось веселее, а здесь все её держат под контролем. Поэтому они не смогут видеться так часто.
Далее Галя начинает расспрашивать козака о том, говорил ли он с отцом об их свадьбе. Левко сразу впал в уныние, потому что отец его не дал согласия. Но он убеждает любимую в том, что сможет договориться и решить эту проблему
Неподалеку стоял старый заброшенный дом, который выглядел очень мрачно и устрашающе. Галя припомнила, что еще в детстве слышала рассказ о том, что с этим домом была связана какая-то нехорошая история. Поэтому она просит, чтобы Левко рассказал ей о том событии.
А история гласила следующее. Много лет назад жил в той хате сотник, у которого была дочь-красавица. Будучи вдовцом, он решил жениться на другой женщине. Панночка очень переживала, что с женитьбой отношение отца может к ней измениться. Но он уверял её в обратном.
Когда приехала новая жена, панночка очень испугалась. Ночью к ней пришла черная кошка, которая начала на неё нападать. Панночка отцовской саблей отрубила лапу кошке, только после этого она убежала. Утром мачеха не вышла. Появилась она только на третий день, и рука у неё была перевязана. Панночка поняла, что мачеха её ведьма. На следующий день отец приказал ей мести дом, а потом и вовсе выгнал из дома без ничего. Панночка не выдержала такого предательства и кинулась в воду с самого высокого берега. Слухи говорили, что после все утопленницы ночью приходили в сад к пану, а главной у них была – его дочь. Однажды она утащила в воду и свою мачеху, но та сумела спастись, превратившись в одну из них. Так же слухи говорят, что панночка заставляет встреченных людей помочь ей узнать мачеху, а если те не соглашаются – грозится их утопить.
Услышав возвращающихся людей, Левко быстро уходит.
Русалки колобродят: мистика и суеверия, связанные с картиной
Иван Крамской. Русалки (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Русалки в народных поверьях — это девушки, которые утопились от несчастной любви и стали духами природы. По ночам они якобы выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги. В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…». В Чистый четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.
Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Они вышли из пруда: одни устроились на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках, а другие ушли в лесную чащу, слились с листвой кустарников. Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка.
О картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку.
Соседством с «Русалками» суеверная публика связывала и тот факт, висевшая рядом картина «Грачи» Алексея Саврасова в первую же ночь на выставке передвижников упала со стены. А сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил его в темный угол, чтобы на картину не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».