Петербургские повести гоголя: характеристика произведений

Краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» по главам

Глава 1

Здесь описывается главная улица Петербурга в разное время: утром, днём, вечером. После рассказа о том, каких людей можно встретить до двух часов пополудни, неожиданно начинается подвох: Гоголь непринуждённо рассказывает об усах и бакенбардах. Эти части тела превращаются в нечто самостоятельное, и получается реальный персонаж (именно так получилось в повести «Нос», где главный герой Ковалёв остался без носа, а затем увидел его в чиновничьем мундире, живого и говорящего).

В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.

Глава 2

Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.

Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал. Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу. Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.

Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница. Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.

И тогда молодой человек, обезумевший от любви к красавице,решил во что бы то ни стало спасти любимую от падения в бездну разврата, и отправился в бордель. Однако там реальность обрушилась на художника Пискарева с неумолимостью многотонного пресса. Проститутка наотрез отказалась работать, ей куда больше нравилась привычная жизнь, полная «пустоты и разврата». Вернувшись в свою квартиру, Пискарев заперся в комнате и покончил с собой. Похоронили художника на Охте – месте, где хоронят самоубийц.

Глава 3

Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.

Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку. И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки. Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.

Пирогов был ужасно разгневан, и хотел нажаловаться генералу на немцев-ремесленников. Однако, посетив кондитерскую и почитав газету «Северная пчела», поручик несколько поостыл, а после прогулки по Невскому проспекту окончательно успокоился и решил побывать на званом вечере.

Глава 4

Здесь Гоголь рассуждает о двух совершенно разных событиях, и делает финальный вывод: Невский проспект «лжёт во всякое время» — и утром, и днём, и особенно вечером.

Краткое содержание

«Невский проспект»

История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…

«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

На утро мужчина понял, что это был лишь сон, но до того прекрасный, что он стал принимать опиум, чтобы возвращать себе эти видения как можно чаще. Наконец, измученный художник решил наяву предложить девушке руку и сердце, убедить ее бросить постыдную профессию, выйти за него и честно прожить жизнь в труде и любви. Однако очаровательная брюнетка даже слушать его не стала, пояснив, что не желает быть ни прачкой, ни швеей, ни служанкой. В отчаянии Пискарев покончил жизнь самоубийством. 

Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами. 

 «Портрет»

К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.

Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко

С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…

 «Нос»

Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него. 

«Нос». Иллюстрация Геннадия Спирина

На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности. 

 «Шинель» 

Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.

Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»

Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей. 

 «Записки сумасшедшего» 

1883. Фотоальбом К.А. Шапиро. Иллюстрации к спектаклю по повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»

Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события. 

↑ Краткое содержание повести Гоголя «Невский проспект»

Сюжет повести начинается с похвального слова Невскому проспекту. Гоголь буквально смакует картины , которые открываются на этой торжественной, парадной улице Санкт-Петербурга. Вдумчивый читатель немало интересного может почерпнуть из этого описания. Главные герои поручик Пирогов, весьма жизнелюбивый, но поверхностный юноша и очень впечатлительный с утонченным восприятием жизни художник Пискарев.

Оба они преследовали предметы своего обожания, первому нравилась пухленькая блондинка, второй бежал за брюнеткой одетой в пестрый плащ. Пискарев нагоняет девушку, но как велико его разочарование, когда он узнает, что она падшая женщина. После долгих и мучительных колебаний он хочет спасти ее и предлагает ей стать его женой, на что получает презрительный отказ. Не в силах вынести душевные мучения, убивает себя. Полностью противоположное приключение случилось с Пироговым.

Легкомысленный поручик догнал девушку, она оказалась женой немца-ремесленника. На следующий день Пирогов дает немцу один за другим выгодные заказы и не прекращает своих приставаний к жене мастера. В конечном итоге немец с друзьями избивают поручика и вышвыривают из дома. Эти два происшествия объединены одним, оба героя не получили того к чему казалось, приложили все свои силы. Заканчивается повесть размышлением автора о тщетности человеческих усилий. Несмотря на противоположность идеализма Пискарева и пошлости Пирогова, они оказываются незаметным образом, едины.

Повесть «Записки сумасшедшего». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

42-летний мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин ведёт дневник. Записи начинаются с 3 октября, после 8 декабря даты проставлены очень странные, например, «январь того же года, случившийся после февраля».

Из записей героя читатель узнаёт, чем он занимается на службе: работает с бумагами (пересматривает их и сверяет), а по средам сидит в кабинете директора департамента, чинит ему перья и выполняет различные мелкие директорские поручения.

Придя домой, Аксентий Иванович часто, лёжа на кровати, предаётся мечтам и различным рассуждениям. Иногда он переписывает себе сентиментальные стихи, любит читать в газетах о светских балах и смотреть водевили в театре.

Аксентий Иванович городится своим благородным происхождением, но удручён тем, что беден и что имеет низкий чин титулярного советника. Поприщин презирает лакеев и хочет быть поближе к высокопоставленным особам.

Однажды он решил захватить письма Меджи, собачки директорской дочери, написанные другой собачке, Фидель (об их переписке он узнал из их разговора на прогулке). Из этих писем чиновник хотел узнать о жизни дочки директора, в которую был влюблён.

Проникнув в квартиру, где жила собачка Фидель, он похитил связку маленьких бумаг. В письмах Меджи к Фидель Аксентий Иванович прочёл, что дочка директора Софи любит камер-юнкера Теплова и что ей смешон чиновник, который чинит перья для её отца. Взбешённый Поприщин изорвал в клочки эти письма.

Прочтя в газете, что в Испании упразднили престол, Аксентий Иванович понял, что он — испанский король. Он перестал ходить на службу, ожидал депутатов из Испании, а свои дневниковые записи стал датировать очень странно. Попав в сумасшедший дом, чиновник решил, что это Испания и удивлялся испанским обычаям, по которым короля обрили налысо, били палкой и лили ему на голову воду.

Более подробно о повести «Записки сумасшедшего» можно прочитать здесь.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Бориса Годунова — героя исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Дефис в именах существительных

«Мцыри» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы М. Ю. Лермонтова

Образ и характеристика Сони Гурвич — героини повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

Образ и характеристика Онегина — героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ и характеристика Казбича — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ и характеристика Шарика — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Нос». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Однажды цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе, испечённом его женой, нос. Он признал в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого обычно брил по средам и воскресеньям. Цирюльник, опасаясь, что полицейские найдут нос Ковалёва у него, бросил эту опасную находку в реку.

Платон Кузьмич Ковалёв, проснувшись, не заметил исчезновение своего носа. Только взглянув в зеркало, он обнаружил на месте носа гладкое место.

Удручённый чиновник направился к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже. По дороге он заметил, что из кареты выскочил и вошёл в один дом господин в мундире и при шпаге. С ужасом Ковалёв узнал в нём собственный нос, который, судя по шляпе, был статским советником. Когда этот господин вышел из дома и уехал в карете, Ковалёв что есть духу помчался за каретой.

В Казанском соборе нос стал молиться. Ковалёв робко стал просить его вернуться на своё место. Нос заявил, что не понимает, что нужно от него, и, когда Ковалёв отвлёкся, господин воспользовался этим и ускользнул.

Не удалось Ковалёву получить помощь ни в редакции газеты (там отказались дать объявление о пропаже носа), ни у частного пристава (тот заявил, что нос не оторвут у честного человека).

Вернул Ковалёву нос полицейский, сообщив, что его поймали с фальшивым паспортом по дороге в Ригу. Ковалёв не смог прилепить нос на его место, у доктора тоже это не получилось, но однажды нос оказался там, где ему следует быть, и его хозяин снова стал доволен собою и зажил, как прежде.

Более подробно о повести «Нос» можно прочитать здесь.

Сочинение: Маленький человек Гоголя (по произведениям «Шинель» и «Записки сумасшедшего»)

(344 слова) Образ “маленького человека” сложился в русской литературе как собирательный образ персонажа из низших слоев социальной иерархии, который не способен справиться с давлением общества, и, вследствие этого, доведен им до отчаяния. Это тот образ, к которому обращались в своих произведениях А. С. Пушкин (Станционный смотритель), Достоевский (Преступление и Наказание), Н.В. Гоголь (Шинель) и многие другие. Что примечательно, эти герои, хоть и находятся в одинаково угнетенном положении, различаются между собой по характерам, методам противодействия. К примеру, Акакий Акакиевич Башмачкин, полностью оправдывая свою говорящую фамилию, был окончательно раздавлен в момент похищения своей «драгоценной» шинели. Из всех униженных и оскорбленных персонажей, он, пожалуй, был самым пассивным.

Именно благодаря своей тривиальности, маленький человек Гоголя считается классическим архетипом данного образа. Он знаком нам по циклу “Петербургские повести”, в частности благодаря “Шинели” и “Запискам сумасшедшего”. История Акакия Акакиевича представлена нам практически как автобиография: мы становимся свидетелями его рождения, мы узнаём место его службы, мы узнаём, как он умрёт. И, как мы видим, жизнь героя не сияет красками, он застрял в своей собственной маленькой вселенной. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — это все, что он может сказать в ответ на издевательства. Новая шинель виделась ему единственным смыслом жизни. При размышлениях о ней, «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Его смерть после рокового ограбления – апофеоз ничтожности всей его жизни.

Герой “Записок сумасшедшего”, титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, рассказывает нам историю, до боли напоминающую второсортный романчик современности: обычный офисный работник влюбился в дочь директора департамента, где он служит. Единственное допущение Гоголя, присущее всему циклу – фантастика. Подслушав собачий разговор Фидельки и Меджи, он узнаёт об их мнимой переписке и завладевает бумажками Фидельки, из которых он почерпнёт много нового. Новообретённые знания делают его королём Испании, то есть сводят его с ума.

Таким образом, можно выделить три модели поведения маленького человека Гоголя: уход от реальности, уход в себя и бунт, хотя последний проявляется меньше, чем у других классиков. Его маленький человек замкнут, не уверен в себе и не приспособлен к жизни в обществе. Сначала он представлен нам жертвой обстоятельств, но, вчитываясь в его историю, мы понимаем – он один виновник всех своих бед, что делает его действительно маленьким.

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Петербургские повести

«Петербу́ргские по́вести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека». В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект» создана в 1833—1834 годах, «Портрет» — в 1833—1834 годах, обе впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» написана в 1832-1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник» A.C.Пушкина в 1836 году после того, как журнал «Московский наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник» в 1842 году. Повесть «Шинель» написана в 1836—1842 годах (первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Н. В. Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «непетербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838—1839 годах. Отрывок «Рим» был опубликован в журнале «Москвитянин» за 1842 год. «Коляска» написана в 1835 году, впервые опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.)

Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей — «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» (1892—18??) так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием. Хотя встречаются издания, где «петербургские» повести печатаются, согласно с авторским замыслом, вместе с «Коляской» и «Римом», и иногда носят ставшее общепринятым название «Петербургские повести», или же, как правило, просто «Повести». В подобных разнообразных вариантах повести и по сегодняшние дни переиздаются неоднократно в России и за рубежом.

“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович) , нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Портрет

Гоголь все также придерживается темы неравенства населения, но при этом добавляется тему творчества и добра и зла, что полностью отражает Петербург.

Чартков Андрей Петрович – художник, который после покупки портрета одного смуглого мужнины, перешел на портреты, начал рисовать их на заказ.

Отец художника Б. – художник. Пишет картины для церкви, но написал портрет ростовщика, после которого поменялось творчество Чарткова.

Художник Б. – сын художника. Во второй части рассказывает историю.

Ростовщик – смуглый мужчина, с необыкновенно правильными чертами лица, которого рисовал отец художника Б.

Чартков купил в одной дешевой лавке портрет, его привлек нарисованный человек, а именно его необыкновенные глаза. Что самое странное в этом портрете был найден тайник с золотыми монетами. И Андрей Петрович решил стать портретистом.

Спустя какое-то время Чартков стал замечать, что его картины все хуже и хуже, начал завидовать другим портретистов, а впоследствии вообще тал уничтожать их работы. Зависть довела его до того что у него начались припадки от чего он и умер.

В итоге оказалось, что эти деньги были «заговорены», то есть они делали людей завистниками, жадными. В один момент времени ростовщик времени, и его дух переселился в картину и сводил с ума своими глаза людей.

Нос

Главные персонажи

  • Ковалев Платон Кузьмич – коллежский асессор
  • Иван Яковлевич — цирюльник

Глава 2.

Отчаявшись, Ковалев направляется в газету, где умоляет чиновника подать объявление о пропаже, на что получает отказ в связи с опасностью падения репутации издания. Ковалев отправился домой и тут к нему в дверь постучал полицейский, который вошел и объявил, что его нос найден. Более того, он принес его с собою в тряпочке. Ковалев не зная, как приделать нос на прежнее место, немедля послал за доктором, однако и тот не смогу ему помочь.

Тогда Ковалев решает, что проделки с носом дело рук штаб-офицерши Подточиной, которая хотела женить его на своей дочери. Он пишет ей письмо, но получает такой ответ, что понимает – штаб-офицерша не виновна.

Между тем по Петербургу стала распространяться история о пропавшем носе, к которой прибавляли, что видели его сегодня сначала в одном, а затем в другом месте.

Сочинение «Петербургские повести Гоголя»

В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербургской жизни, которые полностью вошли в сборник под названием «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Основной для них является тема маленького человека, задавленного укладом окружающей действительности.

Повести петербургского цикла продолжают галерею так называемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сборнике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной

фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюбленность и различные искренние порывы встречают непонимание, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести «Невский проспект». Здесь человеческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть «Портрет»). Ведьмы здесь лишены своей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продажные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).

Показательно то, что Гоголь увидел и очень опасные черты в своих героях, причем не только в высокопоставленных чиновниках, взяточниках и казнокрадах, но и в так называемом маленьком человеке. Униженный и забитый, лишенный всякого достоинства и божественной души, герой может превратиться в нечистую силу, например в повести «Шинель», где Башмачкин после смерти в образе привидения пугает прохожих; или уйти в тот мир, где он представляет себя важным и значительным, как в «Записках сумасшедшего».

Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, переписывающий бумаги в департаменте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает. Материал с сайта //iEssay. ru

Шитье шинели для него явилось не только спасением тела от холода, но и возвышением души, своеобразным утверждением человеческого достоинства.

«Маленький человек», по мнению Гоголя, страшен именно потому, что он настолько мал, что в него не умещается ни одна божественная искра.

Автор пытался в своих произведениях понять пути России, найти и показать ту дорогу, которая ведет к Богу, поэтому он и изображает «мертвые души», чтобы спасти души живые от погибели.

Таким образом, сатира Гоголя носит философско-эпический характер.

Невский проспект

В первой повести из цикла – «Невский проспект» открывается тема несовместимости мечты и реальности.

Пискарев – художник, зарабатывает немного, является идеалистом. Был влюблен в брюнетку, но после того как узнал правду о ней покончил со своей жизнью.

Пирогов – поручик, талантливый. В один момент ему понравилась блондинка, но оказалось, что у нее был муж – Шиллер и он со своими друзьям наказал Пирогова.

Шиллер – муж блондинки, тот что наказал Пирогова.

Гофман – друг мужа блондинки – Шиллера.

Блондинка – жена Шиллера.

Брюнетка – проститутка.

События происходят в Санкт-Петербурге

Художнику, поручику и еще двоим захотели, чтобы девушки на них стали внимание обращать, и они отправились на невский проспект

Писареву очень приглянулась брюнетка. Немного проведя с ней время, он узнал, что она проститутка. Вскоре он вернулся домой и лег спать. Она ему настолько понравилась, что она ему стала снится во сне, только в хорошем ключе. Во сне она была не проституткой, а загадочной девушкой.

Он стал до такой степени от нее зависим, что специально больше спал, чтобы увидеть ее, и даже когда ему уже не хотелось спать, он принимал таблетки от бессонницы и снова ложился спать, чтобы встретить ее.

В один момент ему приснился сон, где брюнетка стала его женой, в этот момент он понял, что хочет, чтобы такое было и в реальной жизни. И пошел звать ее замуж, но он услышал отказ. После чего покончил с собой.

Поручик пошел за блондинкой, но вскоре узнал, что у нее есть муж. Но расстраиваться не стал, а начал постоянно бегать за ней, но она этого не замечала. И вот он уже начал распускать руки на нее, и в это время в мастерскую зашел ее муж со своими друзьями, увидели это, и избили.

Поручик хотел пожаловаться за избиение генералу, но передумал.

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме Петербургские повести

  1. Повести и рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки

    » (Сорочинская ярмарка· Вечер накануне Ивана Купала· Майская ночь, или Утопленница· Пропавшая грамота· Ночь перед Рождеством· Страшная месть· Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка· Заколдованное место)· «Миргород » (Старосветские помещики· Тарас Бульба· Вий· Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)· «Петербургские повести » (Невский проспект· Нос· Портрет· Шинель· Записки сумасшедшего)· Коляска

    Драматургия Женитьба ·

    Ревизор· Игроки· Утро делового человека· Тяжба· Лакейская· Отрывок· Театральный разъезд после представления новой комедии

    Публицистика Женщина ·

    «Борис Годунов», поэма Пушкина· О поэзии Козлова· Скульптура, живопись и музыка· О средних веках· О преподавании всеобщей истории· Взгляд на составление Малороссии· Несколько слов о Пушкине· Об архитектуре нынешнего времени· Ал-Мамун· Жизнь· Шлёцер, Миллер и Гердер· О малороссийских песнях· Мысли о географии· Последний день Помпеи· О движении народов в конце V века· О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году· Петербургские Записки 1836 года· Рецензии из «Современника»· Рецензии, не вошедшие в «современник»· Рецензия для «Москвитянина» (Утренняя заря)· О Современнике· Выбранные места из переписки с друзьями· О сословиях в государстве· Авторская исповедь· Размышления о Божественной Литургии

    Несохранившееся и отрывки Владимир третьей степени ·

    Рим· Ночи на вилле· Альфред· Гетьман· Страшный кабан (малороссийская повесть)· Отрывки на неизвестных пьес· Наброски плана драмы из украинской истории· Страшная рука· Фонарь умирал· Дождь был продолжительный· Рудокопов· Семён Семёнович Батюшек· Девицы Чабловы· Что это?

    Прочее Италия ·

    «Арабески »· Приложения к «Ревизору»· Учебная книга словесности для русского юношества· Письма

    Памятники 1909 и 1952 Москва ·

    1909 Харьков· 1910 Волгоград· 1997 Санкт-Петербург

    Родственники Василий Гоголь-Яновский ·

    Афанасий Гоголь-Яновский· Гоголь-Яновские

    Гоголь в темах Алфавитный список произведений ·

    Музыка и кинематограф· Нумизматика· Филателия

    Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Сочинение на тему Мир маленького человека в повести Гоголя «Нос» читать бесплатно

­Мир маленького человека

Петербургские повести Н. В. Гоголя занимают особое место в творчестве автора. Еще юношей он приехал покорять этот мегаполис и столкнулся с суровой школой жизни. Писателю приходилось работать в сложных условиях, совмещать основное занятие с множеством других профессий, чтобы как-то заработать себе на хлеб и выбиться в люди. По этой причине тема «маленького человека» часто встречается в его произведениях.

Сатиристическая абсурдистская повесть «Нос» была написана в 1830-х гг. под влиянием событий, с которыми Гоголь сталкивался ежедневно. В ней он рассказал, как обычный цирюльник Иван Яковлевич с утра обнаружил в хлебе для завтрака нос коллежского асессора Ковалева, который имел обыкновение у него бриться дважды в неделю. С одной стороны, данное стечение обстоятельств кажется абсурдом. С другой стороны, автор со всей уверенностью заявляет, что такое могло произойти с каждым.

Сам асессор, обнаружив пропажу своего носа, не на шутку разволновался. На месте носа у него теперь было совершенно гладкое место, а сам нос преспокойно разгуливал в золотом мундире и шляпе по Петербургу. Он ездил на карете как все люди, молился набожно в Казанском соборе. Все это звучало, по меньшей мере, как абсурд, но Ковалев не терял надежды и отправился к обер-полицмейстеру. В газете отказались печатать такое объявление из страха быть непонятыми.

Частный пристав заявил, что приличному человеку нос не оторвали бы. Штаб-офицерша Подточина, которая могла быть виной всему этому, напрочь открестилась от такого странного поступка. Когда нос был все-таки найден, Ковалев так и не мог приставить его на место еще некоторое время. Так или иначе, седьмого апреля нос все-таки вновь очутился на своем месте к великой радости асессора

С тех пор цирюльник брил его с особой осторожностью

В этом произведении автор отчетливо показал как «маленького человека» в обществе ни во что не ставят высшие чины. Эта социально-психологическая проблема всегда была актуальна, поэтому Гоголь неоднократно ее затрагивал в своих Петербургских повестях, например, в «Шинели», «Портрете», «Невском проспекте».

см. также: Другие сочинения по произведению Нос, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Нос, Гоголь

Краткое содержание Нос, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

www.sdamna5.ru

Невский проспект

В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: