Борис годунов стал правителем россии в результате чего?

Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Лжедмитрий

В 1604 году человек, назвавшийся Дмитрием, вторгся в Московию с отрядом казаков и поляков. «Дмитрий» потерпел поражение от правительственных войск и отступил, но в апреле 1605 года Борис скоропостижно скончался. Его неопытный сын-подросток Федор был провозглашен царем, но его убили во время мятежа, спровоцированного Лжедмитрием.

Царствование Лжедмитрия продолжалось несколько месяцев. Он был свергнут князем Шуйским. Легитимность Шуйского как царя никогда не признавалась повсеместно, и между 1606 и 1612 годами в России наступили Смутные времена.

Шуйский настаивал, что царевича Дмитрия в Угличе убили по приказу Бориса. Дмитрий Угличский был канонизирован православной церковью. Следствием канонизации стало официально признанное мнение об убийстве царевича Борисом Годуновым. Оно господствовало до свержения царизма.

Вариант 2

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события. Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.

Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие. Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах. Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем. Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия. Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь. Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Приближённый Ивана Грозного

Борис Годунов родился в 1552 году в семье помещика Фёдора Годунова, которому принадлежали земли под Вязьмой и Костромой. Согласно семейной легенде XVII столетия, род происходит от татарского князя Чета (после крещения — Захарии), осевшего на Руси при Иване Калите. Однако исследователи больше склоняются к тому, что Годуновы — потомки либо старого рода костромских бояр, либо приближённого к Даниилу Галицкому боярина Захарии, перебравшегося в Кострому в конце XIII века.

Когда Борису было около 16 лет, его отец умер — и воспитанием молодого человека занялся его дядя Дмитрий. В ходе реформ Ивана Грозного земли Годуновых стали частью опричных владений, а сам Дмитрий, род которого не считался особо знатным, был принят в опричный корпус и получил довольно высокую должность главы Постельного приказа. В его обязанности входило управление всеми делами двора — развлечения и повседневный быт царя (включая заботу о его гардеробе), хранение царской печати, обеспечение безопасности главы государства.

В 1570 году опричником стал и Борис, а в 1571-м он женился на Марии, дочери одного из руководителей опричнины Малюты Скуратова (Григория Скуратова-Бельского). Причём, по мнению ряда историков, инициатором брака выступил сам Скуратов, желавший породниться через Бориса с главой Постельного приказа и упрочить таким образом своё положение во властных кругах. В 1575 году Иван Грозный выдал сестру Бориса Ирину замуж за своего сына Фёдора, а самого Годунова сделал боярином и царским кравчим.

  • Иван Грозный и Малюта Скуратов

Незадолго до смерти Ивана IV Борис стал одним из самых приближённых к царю людей. Именно Годунов вместе с Богданом Бельским находились при монархе в момент его кончины и объявили о ней народу.

Борьба с Лжедмитрием

На волне всеобщего недовольства царствованием Бориса Годунова, ситуация неожиданно стала еще хуже. Внезапно объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Тот самый, который погиб в 1591 наткнувшись на нож.

Большинство историков сходятся на том, что Лжедмитрий был сыном рано погибшего стрелецкого сотника Богдана Отрепьева.

Есть разные версии, кто стоял за спиной самозванца. Как считают историки, его поддерживали как некоторые круги внутри страны, так и влиятельные чины Речи Посполитой.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католичества, худ. Николай Неврев

Момент был как нельзя более удачный. Годунов не пользовался авторитетом. За глаза его называли «рабоцарем», что говорит о степени недовольства.

Слухи о чудесном спасении Дмитрия воодушевили людей. В 1604-м году самозванец с небольшим числом поляков двинулся к Москве. Однако добраться до столицы ему так и не удалось. Небольшие стычки с русской армией показали, что легкой победы не получится. После чего поляки покинули Лжедмитрия и предложили тому действовать самостоятельно.

Дмитрий Самозванец у Вишневецкого, худ. Николай Неврев 1876 г.

В 1605 году состоялся решающий бой. Поддерживающие самозванца проиграли. Примерно треть его войска погибла. Сам же он сумел сбежать. Длительное время, однако, считался погибшим. В любом случае, как сам Годунов, так и его приближенные думали, что проблема с самозванцем решена.

Как показало время, это было далеко не так. Уже после смерти царя Лжедмитрий предпринял вторую, куда более удачную попытку заполучить власть в свои руки.

Как завершилось правление Бориса Годунова?

Главной причиной неудач Годунова, а затем и его сына стало появление самозванца, выдававшего себя за погибшего царевича Дмитрия. В историю он вошел как Лжедмитрий І. В октябре 1604 г. он появился на территории России вместе с вооруженным войском. Поддержку самозванец получил от польских магнатов.

Несмотря на победу над самозванцем при Добрыничах в январе 1605 г., подавить разгорающееся антиправительственное движение не удалось. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов неожиданно для всех умер. По словам очевидцев, у него случился «удар», при котором кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Слухи о его смерти ходили самые разные, одни говорили об убийстве, другие – о самоубийстве.

Как и другие русские венценосцы, Борис первоначально был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Но вскоре Лжедмитрий приказал перенести его останки в Варсонофиевский монастырь. В конце концов, его могилой стала родовая усыпальница в Троице-Сергиевском монастыре.

Весьма печальной была и судьба детей Годунова. Его сын Федор пробыл у власти всего полтора месяца, после чего был убит без суда. Дочь Ксения была пострижена в монахини, молва гласила, что перед этим Лжедмитрий обесчестил её.

Гробница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земской собор

Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

Подвиг Ивана Сусанина

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Анализ 4

Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке. Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

Ранние годы

Будущий царь Борис Годунов появился на свет в Вязьме. По крайней мере, такая версия представляется историкам наиболее достоверной. Несмотря на то, что вторая половина 16-го века, это довольно поздний период русской истории с развитым делопроизводством, точная дата рождения Годунова до сих пор остается загадкой.

Если верить официальной версии, которой придерживается отечественная наука, Борис Федорович родился 12 августа 1552 года. Незадолго до взятия Казани.


Борис Годунов

Известно, что Годуновы были представителями не слишком родовитого дворянского семейства. Одни историки утверждают, что они происходили от татарского хана Чета. Другие же придерживаются позиции о том, что родоначальником был боярин Зерно.

Отец Бориса Федор, а также его брат Дмитрий владели поместьями под Вязьмой. Кроме того, у них была небольшая вотчина недалеко от современной Костромы.

О самых ранних годах Годунова практически ничего не известно. По всей видимости, он должен был стать ничем не выдающимся дворянином, как и сотни других мелкопоместных служилых людей. Однако волей случая судьба повела Бориса Федоровича иной дорогой.

Портрет царя Бориса Годунова

В 1565 году царь Иван Грозный, опасаясь усиления боярства, крупной аристократии, положил начало Опричнине. Политика развивалась в русле чистки неблагонадежных людей, откровенного террора против потенциально опасных элементов.

Представители родовитых и наиболее сильных семейств оказались в опале. Царь требовал, чтобы те на деле подтвердили свое происхождение и лояльность ему. Быть боярином, да еще и их влиятельной семьи, стало очень опасно.

На этом фоне выгодно выделялись малознатные аристократы. Будучи представителем не слишком крупного рода, Годунов как раз относился к таким. Во многом этот факт спас ему жизнь.

В 1570-м Борис Федорович вошел в состав опричного войска. С этого момента началось возвышение будущего царя. Всего через год он присутствовал на свадьбе Ивана Грозного. И в тот же период женился на дочери Малюты Скуратова, наиболее ненавистного и вместе с тем влиятельного деятеля политики Опричнины. Через некоторое время царь взял в жены сестру Годунова, Ирину. Сам же Борис получил боярский титул.

Малюта Скуратов

Некогда захудалый род стал набирать политический вес, все более возвышаясь. Вместе с тем улучшалось и материальное положение членов семейства.

Сам же Борис Годунов был человеком умным и дальновидным. Он старался держаться в тени, не провоцировать царя, ждал своего часа. Не удивительно, что довольно скоро некогда не знатный аристократ получил огромное влияние при дворе.


Борис Федорович Годунов

Есть сведения о том, что Годунов принимал непосредственное участие в устранении Грозного. Так это или нет, достоверно не известно. Однако такое вполне возможно, учитывая амбиции и честолюбие, присущие будущему правителю.

Интересно:

Достоверный факт — когда Грозный скончался, Борис был рядом с ним. Именно он объявил о смерти государя с крыльца.

После кончины Ивана IV на престол взошел Федор Иоаннович, его сын. Мужчина был слаб здоровьем и страдал психическими расстройствами. На роль правителя он никак не годился.

Решением аристократических кругов при слабоумном государе создавался регентский совет. В него вошли представители крупнейших родов: Никита Юрьев (Романов), Богдан Бельский, Иван Шуйский, князь Мстиславский.

Годунов же, официально не входя в этот орган, играл большую роль при дворе. Фактически он стал пятым участником регентского совета.

В 1584 году Федор Иоаннович стал царем. Началась агрессивная борьба боярских группировок и их представителей. Постепенно все участники, претенденты на престол потеряли политический вес.


Иллюстрации к “Борису Годунову” А.С. Пушкина, худ. Борис Зворыкин

Так, Бельского сослали за реальную или мнимую измену. Романов скончался, Мстиславского постригли в монахи. Не ушел далеко и Шуйский, который попал в немилость и стал опальным. Не исключено, что руку к падению крупнейших чинов приложил сам Годунов.

С 1585 года фактическим правителем Русского государства стал Борис Федорович. С этого момента он играл основную роль в политике.

Заключение

В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».

Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.

Краткое содержание «Борис Годунов» |

Краткое содержание «Бориса Годунова» позволит ознакомиться с жизнью и проблемами русских правителей XVII века. Пушкин переносит нас в 1598 год, 20 февраля исполнился месяц, как Борис Годунов вместе со своей сестрой заперся в монастыре, прячась от мирских забот. Народ плачет и просит его взойти на престол, но тот упорно отказывается брать на себя ответственность за всю Россию. Боярин Шуйский раскусил искусную игру Годунова, который отказывается от царствования для приличия, а потом все равно станет царем, иначе, зачем было убивать царевича, в смерти которого «лукавый царедворец» обвиняет Бориса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: