«борис годунов»: краткое содержание пушкинской трагедии

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

Суть: о чём пьеса?

Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Смысл произведения Борис Годунов

Как и всякое значительное литературное явление, пьеса Пушкина имеет несколько смыслов и скрытых подтекстов. Действие пьесы охватывает самые яркие эпизоды царствования Бориса – от его восхождения на престол в 1598 году до внезапной смерти в 1605 году, незадолго до того, как войско польское, возглавляемое Самозванцем, победоносно входит в Москву.

Начало действия точно датируется автором — 20 февраля 1598. Бояре Шуйский и Воротынский тайно и предельно откровенно беседуют о том, что Борис, лицемерно отказывающийся от престола, вот-вот станет царем. Эти двое прекрасно знают будущего правителя — ловкого и хитроумного царедворца Ивана Грозного, сумевшего полностью подчинить себе его сына — простодушного царя Федора. Знают бояре и о черном пятне на совести Годунова – о его вине в гибели законного наследника престола, малолетнего царевича Димитрия

Однако оба политикана отлично понимают, что Борис будет избран царем несмотря ни на что, а им до поры до времени придется затаиться и соблюдать осторожность

Проходит пять лет. В келье Чудового монастыря молодой чернец Григорий Отрепьев слушает рассказ старого-монаха-летописца Пимена о злодействе, совершенном в Угличе 12 лет назад и негласном участии в этом царя Бориса. Григорий замышляет невероятное – он решает назваться именем убитого отрока и занять царский трон. Инок бежит из монастыря к литовской границе, надеясь найти поддержку своих честолюбивых замыслов в польском королевстве.

Далее действие переносится в царские палаты, где царь Борис произносит монолог, который является ключевым для понимания скрытого смысла всей пушкинской трагедии. Здесь слышится отчаяние царя как перед обвинениями, которые ползут на него изо всех щелей, так и перед укорами собственной совести. А ведь Борис пытается быть великодушным и справедливым государем – проводить реформы, помогать терпящему бедствия населению. Он – любящий муж и отец, но все заслуги меркнут перед страшным злодеянием, которое ему приписывают. Надо отметить, что в этом монологе Борис не признается прямо в убийстве царевича, да и подтверждения его вины в этом злодеянии не найдено до сих пор. Но великого Пушкина волнуют не только исторические факты, но и глубины внутреннего мира его героев. Царю никуда не деться от запятнанной совести и никакими «добрыми» делами не задобрить ее укоры.

А действие развивается, и вот уже Самозванец, добравшись до Кракова, находит поддержку у высокородной польской шляхты, а заодно – у своих соотечественников, обиженных на Московского царя. В его войско охотно вербуются люди различного состояния и происхождения. Дочь польского воеводы Мнишка – Марина — обращает на него свой взгляд, однако ее благосклонность не имеет ничего общего с любовью или увлеченностью. Гордячкой руководит единственное, но страстное желание – стать московской царицей, и Самозванец, скрепя сердце, вынужден принять ее вызов.

Разношерстное войско Самозванца движется к Москве, сея панику в Кремле и вызывая все более явное одобрение в народе. Перед читателем мелькает калейдоскоп лиц: встревоженный, но сохраняющий царское достоинство Борис, лживые бояре-изменники, мудрый Патриарх, испуганные жена и дети Бориса, дни которых сочтены, трогательный юродивый Николка, смело бросающий в лицо царю беспощадные слова.

В трагедии есть еще одно немаловажное действующее лицо – народ. Живой и изменчивый, этот народ то в едином порыве бежит к монастырю умолять Бориса взойти на царство, то через считанные годы начинает его ненавидеть, то радостно приветствует Самозванца и кровожадно требует гибели Борисовых детей, то, узнав об их гибели, безмолвствует в оцепенении и ужасе

Так пушкинская трагедия отражает проблемы, актуальные во все времена – какую цену стоит платить за достижение своих целей, и стоит ли власть того, чтобы ставить несмываемое пятно на собственной совести.

Смысл финала

В лаконичном и неожиданном финале пьесы скрыт глубочайший подтекст. Действие, только что наполненное страстями и борьбой, словно обрывается в тишину и безмолвие. На смену царству ненавистного Бориса пришла новая власть, но круговорот предательств и убийств продолжается, и народ в мрачном молчании вдруг осознает преступность этой власти и свое грядущее противостояние с ней.

Ответы на вопросы читателей

  • Какие возможности открывались перед страной в период правления Бориса Годунова? Период правления данного царя больших перспектив перед Россией не поставил. Связано это с тем, что народные движения были слишком сильны, в результате чего приходилось большие силы тратить на усмирение ситуации. Сомнительность претезаний данного царя на российский трон в конечном итоге привела к тому, что его убыли простые люди.
  • Какие новые черты в государственной жизни появились перед страной в период правления данного царя? Среди новых черт, которые стали появляться в России при Годунове, необходимо выделить смягчение отношения к своим подданным. Фактически Годунов отказался от того, чтобы проводить политику устрашения, которая заключается в массовых репрессиях. Также необходимо выделить, что именно при данном царе в России начались активные восстания, которые были во многом направлены против царя Бориса.
  • Причастен ли Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Однозначно дать ответ на этот вопрос невозможно. Комиссия, которая расследовала дело смерти царевича пришла к выводу, что Дмитрий играя с ножом сам заколол себя. Это абсурдное предположение, которое ни как не объясняет каким образом была получена рана в виде глубокого и длинного пореза в области шеи. Более того, Дмитрий был законным претендентом на российский трон и только его гибель открыла туда дорогу для Годунова. Конечно, сегодня тяжело находить доказательства причастности других лиц к гибели молодого царевича, поскольку расследованием руководил сам Годунов, а в подчинении у него были его родственники. Примечательно, что жители Углича (место где произошла трагедия) без суда и следствия убили чиновников, которых Борис отправил в города для слежки за Дмитрием.
  • Дайте оценку внутренней и внешней политики царя Годунова. В основном разделе текущей статьи подробным образом описаны особенности внутренней и внешней политики в России данного периода.

Список действующих лиц трагедии«Борис Годунов» и их краткая характеристика

Главные персонажи:

  • Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
  • Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
  • Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
  • Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.

Второстепенные герои:

  • Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
  • Афанасий Пушкин – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
  • Варлаам – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
  • Марина Мнишек – невеста самозванца.
  • Пимен – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
  • Курбский – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.

Раскрытие проблем

Основным новаторским стилем писателя стал показ образа народа в качестве основного действующего персонажа. В пьесе хорошо описана динамичность его развития. Обычные пассивные люди начинают обретать небывалую мощь, и, как результат, влияют на исторические события. Пушкин поднимает в своем произведении и другие проблемы:

  1. Трагедия Годунова. Она состоит в том, что Борис, пытаясь добиться всеобщего блага, уверен, что для этого можно использовать любые средства. За это судьба покарала не только его, но и весь народ, позволивший случиться этой ситуации.
  2. Борьба за трон. Пушкин описывает, как амбиции человека, который стремиться добиться власти любой ценой, не приносят ничего, помимо погибели. Годунов терпит поражение, утаскивая с собой семью и целое государство, а Лжедмитрий стал катализатором ужасной войны и Смутного времени, поставив на кон непосредственно существование страны.
  3. Судьба России. Рассказ прерывается, он не доходит до трагических событий Смуты, но заданное писателем настроение хорошо дает понять, что обычным людям предстоят огромные испытания.
  4. Смута. Она описывает причины как внешнеполитического, так и духовного состояния в России, приведшие страну к печальным историческим событиям.

История

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре , используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c по , непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ в качестве главного действующего лица. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Опера была завершена в конце и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, введя «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Мария Мнишек, а также добавив эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция () также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В она была снята с репертуара.

В Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию.

Существует несколько редакций «Бориса»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Д. Д. Шостаковича (1959). Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.

Личная жизнь

Единственной супругой в биографии Бориса Годунова была дочь Малюты Скуратова – Мария. Она была покладистой и красивой девушкой, во всем поддерживающей своего мужа.

За 10 лет супружества у пары не родилось ни одного ребенка. Доктора предполагали, что Мария от рождения была бесплодной женщиной.

В связи с этим Годунов пригласил английского врача, чтобы тот осмотрел его жену и помог ей родить ребенка.

Спустя 2 года у них родилась девочка Ксения. После этого на свет появился мальчик Иван, который умер в младенчестве по причине несчастного случая.

Позже Мария родила Годунову мальчика Федора, который стал настоящей отрадой для царя. Отец делал все возможное, чтобы дать сыну лучшее образование. Федора обучали лучшие европейские и московские педагоги.

Чему учит?

Эта трагедия учит нас тому, что нельзя совершать зло, оправдывая его высокими целями. Автор говорит о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие, ведь, сражаясь со злом, можно в итоге стать ещё большим злом. Такова мораль пьесы «Борис Годунов». Вывод прост: необходимо быть благородным и честным даже на тропе войны с несправедливостью. Клин клином в данном случае не вышибают…

Также Пушкин осуждает властолюбие, подлость, жестокость и безнравственность, которые показывают бояре под предводительством Шуйского. Пьеса «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что беспринципность и равнодушие к судьбе страны порождают масштабные проблемы.

Темы

Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Тема власти в произведении

Главная тема трагедии Пушкина — это власть, к которой стремятся почти все персонажи, они страстно желают заполучить её, проявляя тем самым свою гордыню. А между тем, по православной традиции, царская власть — это священная обязанность правителя перед Богом и народом, так сказать, крест, который он должен нести. Но никто из героев не относится к ней подобным образом, а значит, власть Бориса, Димитрия и кого бы то ни было из дворян не может быть богоугодной.

Народ молится Богу за царя, а так как царь отвечает за благоденствие народа, значит, он молится сам за себя. Таким образом, возникает прочная взаимосвязь Бога, народа и монарха, их взаимоответственность, отсюда и фраза «прогневали мы Бога, согрешили: // Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли». Следовательно, начало всем описанным бедам народным положило убийство Димитрия, и власть Годунова в основе своей греховна. Интересно, что сам исторический факт убийства царевича не доказан, возможно, поэтому эта мрачная и тем самым притягательная история уже стала нашим национальным мифом.

Сюжет

(Царское коронование — сцена из оперы «Борис Годунов». Создана Александром Головиным для постановки Сергея Дягилева в Париже, 1908)

1598 г. Царская власть переходит к Борису Годунову. 1603 г. В Чудовом монастыре старец Пимен поведал своему келейнику Григорию о некоторых деталях гибели царевича Дмитрия. С этой информацией тот сбегает из монастыря, перебирается в Польшу, где объявляет себя спасшимся царевичем Дмитрием.

Польская знать с готовностью принимает его. Единственный человек, которому он признаётся в своём истинном происхождении – польская дворянка Марина Мнишек, однако её мало интересует это, для неё важнее осуществление своих честолюбивых планов посредством использования влюбленного в неё Отрепьева. Поляки снаряжают войско, во главе которого в 1604 г. Григорий переходит польско – литовскую границу и у города Новгород – Северский разбивает русскую армию.

(Не смотря на неустанные заботы о благосостоянии государства, Борис Годунов быстро терял народное расположение, благодаря своей подозрительности. Сооружение каменных построек и щедрая раздача милостыни в годы бедствий народа от голода и мора не достигли успокоения черни. Част повторявшееся обвиенние в убийстве царевича и слухи о появлении самозванца сократили дни жизни Годунова. Профессор В.П.Верещагин, 1896 г.)

В это время Москве неожиданно умирает Годунов. Бояре, объединённые в заговоре, убивают его наследников и объявляют об их самоубийстве. На Лобном месте боярин Гаврила Пушкин провозглашает нового царя Дмитрия Ивановича и призывает людей приветствовать его. Однако народ безмолвствует.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: