Александр блок

Жизненный путь Александра Блока

Будущий поэт появился на свет в 1880 г. и стал ярким представителем плеяды поэтов Серебряного века наряду с такими выдающимися представителями лирического творчества, как Марина Цветаева, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и Николай Гумилёв. Случилось так, что на время его жизни пали важнейшие события в истории России.

Это и события 1905 г., повлёкшие за собой расстрел мирных демонстрантов, и Первая мировая война 1914−1918 гг., и последовавшая за ней в итоге Октябрьская революция. Всё это было пережито поэтом и отразилось в его творчестве.

Родился Блок в Петербурге в образованной и интеллигентной семье профессора права Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой, занимавшейся писательской и переводческой деятельностью.

Мать, тёток и бабушку Александр чаще всего видел за письменным столом, занятых литературным творчеством. Так, рано научившись грамоте, он сам берётся за составление семейных журналов, которые он потом хранил и часто пересматривал.

После рождения Александра матери поэта пришлось расстаться со своим мужем, и семья Блока жила в селе Шахматово, в усадьбе Бекетовых, рядом с которой находилось поместье известного химика Дмитрия Менделеева. Дружба с дочерью великого химика Любовью Менделеевой со временем переросла в любовные и брачные узы. Любовь к родине и женской красоте, заложенные в нём с детства родителями, становятся основными темами его творчества. Это видно с самых ранних сборников его стихотворений «До света» (1898−1900 гг.), «Стихотворения о прекрасной даме» (1901−1902 гг.).

В 1898 г. Александр Блок окончил гимназию, а затем пошёл учиться на юридический факультет Петербургского университета. Тремя годами позже он понял, что его призвание — это литературная деятельность, и вскоре перевёлся на филологический факультет славяноведения. Во время Первой мировой войны отделение было отправлено в армию, где он служил в Белоруссии, в инженерных войсках. Блок старался не вспоминать о своей службе, потому что основным занятием военного корпуса было посещение ипподрома и шумные весёлые застолья.

Александр Сергеевич Пушкин

Основоположник современного русского литературного языка Пушкин возглавляет не только список русских поэтов 19 века, но и литературных деятелей России за всё время её существования. Александр Сергеевич происходил из рода нетитулованных дворян. Как писал сам поэт, его родственники «честно служили Отечеству, но не снискали благосклонности правителей и были гонимы».

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Сложно выделить основные произведения у поэта, так как у него практически не наблюдается «проходных», неинтересных либо недоработанных поэм, стихотворений или романов. Тем не менее к великому наследию следует отнести произведения «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», сказки о царе Салтане и рыбаке и рыбке, а также отдельные стихи. Среди последних особенно выделяются следующие:

  • «Пророк»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • «Я помню чудное мгновенье»;
  • «Я вас любил (любовь ещё, быть может)»;
  • «Зимняя дорога»;
  • «Узник»;
  • «Бесы»;
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;
  • «Клеветникам России».

К внушительному творческому наследию следует добавить классические поэмы («Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Гавриилиада» и многие другие) и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

https://youtube.com/watch?v=2F_t8XeGYss

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Проанализируем поэму «Двенадцать»- величайшую поэму Блока 20 века.Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции стала поэма «Двенадцать» (1918). Она была завершением всей трилогии вочеловечения, всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит. Своё отношение к революции Блок выразил в статье «Интеллигенция и Революция» (1918). «Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтоб лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь наш стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасно жизнью».

Однако при, казалось бы, очевидной соотнесённости содержания поэмы с реальными историческими событиями, «Двенадцать» — это символистское произведение, отнюдь не политическое. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы. Двенадцать красногвардейцев — это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки).

Первая глава (экспозиция) поэмы начинается символическим пейзажем, выдержанным в чёрно-белой цветовой гамме:

Чёрный вечер, Белый снег.

Автор подчёркивает вселенский масштаб метели, разыгравшейся «на всём божьем свете, а цветовой контраст указывает на непримиримость противоборствующих сторон, символизирующих свет и тьму, старое и новое. На этом фоне Появляется человек (на ногах не стоит человек), образ которого не конкретизируется — это человек, захваченный стихией революции (нередко помимо воли).

В экспозиции (1 глава) представлены основные образы — символы поэмы: стихия (ветер, метель, чёрное небо, белый снег), старый мир (буржуй, товарищ поп, барыня в каракуле, старушка, бродяга).

Многие из этих образов станут сквозными в поэме. Во второй главе появляются новые герои — двенадцать красногвардейцев. Ритм стиха меняется, становится маршевым. Новые герои характеризуются автором весьма противоречиво: люди, участвующие в революции, весьма далеки от идеала:

в зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Среди них можно встретить и уголовников, и голытьбу, для которой привлекательным показался лозунг «Грабь награбленное!». Но для автора важна не социальная характеристика этих людей, а сама «стихия народного бунта», направленная против зла: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

На этом фоне развивается любовный сюжет (взаимоотношения Ваньки, Катьки, Петрухи), драматическое напряжение которого трагически разрешается в шестой главе (кульминация поэмы). «Убийство Катьки — единственное событие поэмы — символично, оно связано с «чёрной злобой вооружённых людей, направленной против «старого» мира. Не случайно в этот момент снова прозвучал «революционный призыв» «Революционный держите шаг! / / Неугомонный не дремлет враг!», Совершённое насилие и произвол ненадолго вызвали переживания героя: очень скоро, поддавшись уговорам товарищей Петруха повеселел и принял участие в расправе над буржуями. Эта стремительность, с которой происходит перемена в настроении героя, свидетельствует о его нравственной незрелости. Для Петрухи не существует моральных пределов, когда он совершает жестокое преступление.

Восьмая глава (развитие действия) поэмы рисует страшную картину погромов: уж я ножичком полосну, полосну.

В этих строках — падение человеческое, ужас, кровь, произвол.

В одном из своих дневников Блок записал: «Разрушая, мы все те же ещё, рабы старого мира. (1918). Очевидно, описанные картины виделись Блоку как атрибут «старого» мира, не отпускающего от себя людей. Не случайно в девятой — двенадцатой главах появляются новые образы: «буржуй» на перекрёстке (перекрёсток — символ распутья, на котором оказалась Россия), паршивый пёс, следующий неотступно за отрядом. «Старое» и «новое» пока ещё неразрывны.

Революция положила начало движению «новой» жизни, к « новой» (преображённой) личности, но путь этот пролегает через мрак, хаос, кровь. Изображая эти процессы, Блок «не скрыл их трагических противоречий, … не умолчал о разорванности, запутанности, безысходности страдания, и не дал Никакого решения … ».

В поэме удивительно совмещены разные временные измерения: прошлое «старый мир» ), из которого выходят герои, настоящее (революционные будни) и будущее, к которому «незримо» ведёт героев Христос, появившийся в финале, в заключительной главе поэмы.

Драматургия в творчестве А. Блока

1906-1907 годы становятся для Александра Александровича переломными. Революционные события в стране наталкивают поэта на кардинальную переоценку ценностей. Теперь уже мистические и идеалистические настроения кажутся ему ироничными. Блок пробует себя в новом жанре – драматургии.

В биографии Блока стоит сказать, что в 1906 году вышли сразу три его лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». Следом в 1908 году он пишет «Песню Судьбы», «Розу и Крест» и другие драмы.

Теперь главным настроением произведений становится смятение, социальное негодование. Он постепенно расстается с прошлыми единомышленниками.

Пьесы Александра Блока не имели особого успеха на сцене. Только лишь «Балаганчик» смог ненадолго задержаться в театре. Но это не отменяет их оригинальности, духовности и глубины. В произведениях идеально сочетаются лиричность и драматизм.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Очень краткий пересказ поэмы «12».

В первой главе начинается завязка сюжета. На заснеженных улицах Петрограда времен 1917-1918 годов несколько прохожих, священник, барыня в каракуле, старушка. По городу идут красноармейцы – отряд, состоящий из 12 человек.

Они вспоминают своего бывшего товарища Ваньку, который отказался продолжать дело революции и стал буржуем, сошелся с девушкой легкого поведения Катькой и любит весело проводить время в кабаках. Затем поют песню о том, как служится в Красной гвардии.

По пути им встречается повозка, в которой ехали Ванька с Катькой. Красноармейцы нападают на них. Извозчик с Ванькой сбегают, а Катька погибает от рук Петьки, одного из бойцов. Он начинает много думать о случившемся и грустит, но товарищи его за это осуждают.

Патруль отправляется дальше ровным строем, а за ними плетется уличный пес. Бойцы пытаются отогнать его штыками, но он все равно продолжает идти за отрядом. Впереди они видят непонятную фигуру, оказалось это был Исус Христос.

Поэма Двенадцать: смысл и метафорические образы

Первое, что бросается в глаза – цвета, создающие уникальную атмосферу. Черный вечер, черное небо, белый снег. Эти цвета всегда символизировали борьбу добра и зла. В поэме Двенадцать смысл имеет противостояние старого и нового миров. Какой цвет приписать каждому из них автор оставляет на усмотрение читателю, явно не отображая свое отношение к той и другой стороне.

Далее, в черно-белую картинку вместе с двенадцатью красноармейцами врывается красный цвет. Цвет флага, несомого ими, цвет крови, оставляемой после себя.

Кроме этого, поэма будто звучит вслух. Она бесконечно наполнена звуками:

  • завывание вьюги,
  • лай головного пса,
  • песни и частушки,
  • стрельба.

Все это звуки революции. Не очень ритмичные, но нарастающие, будто поток, вышедший из берегов.

Смысл названия поэмы Двенадцать

Однако, самым метафоричным, наполненным особым смыслом, является число 12. Первое, что замечает читатель – количество глав в поэме. Причем каждая из них разная по стилю написания, ритму, содержанию, эмоциональной нагрузке, что символизирует неизбежность перемен, подобно сменяющим друг друга двенадцати месяцам года.

12 красноармейцев, бредущих через всю поэму и вьюгу. Первоначально они сплочены, связаны одной идеей – построением нового мира и уничтожением старого. Они идут встречая на своем пути простых людей и каждому несут, и даже насаждают свою веру в эту идею. Один из них предал своих товарищей и их убеждения. Имена некоторых, данных в тексте – Петр и Андрей. Ничего не напоминает?

В финальный момент, когда перед ними начинает свое шествие Иисус Христос, паззл складывается окончательно. 12 солдат символизируют 12 апостолов, свято несущих в массы единственную религию – революционные идеи и коммунизм, в которые, как и полагается, верят не требуя доказательств.

Однако, это всего лишь люди, и даже если перед ними и идет сам Христос, остальная процессия не обязательно грамотно и верно несет в мир его посыл. В этом и заключается основной смысл образа двенадцати в поэме Блока.

Автор создал поистине глубокое метафорическое произведение. В поэме Двенадцать смысл заключается в противопоставлении отряда из 12 другим персонажам, встреченным ими на улицах Петрограда. Все они — старушка, буржуй, барыня, поп – являются представителями старого мира, в который они, своеобразные 12 апостолов, словно крестоносцы, несут свою религию – учение коммунизма.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  1. После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  2. Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  3. Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Любовь и семья в жизни Блока

В Шахматово, будучи маленьким мальчиком, Саша познакомился с девочкой Любой Менделеевой – дочерью знаменитого ученого. Их усадьбы находилась по соседству, семьи общались. Ещё когда Александр и Любовь были детьми, стало понятно, что между ними зародилась особая связь и чувства. Лишь в 1902 году юноша решился признаться в своих чувствах подруге и сделать предложение стать его женой. В случае отказа Блок хотел купить револьвер и застрелиться, но Любовь Дмитриевна дала согласие.

Как ни странно, но в это же время у Александра был и роман на стороне с женщиной на 20 с лишним лет старше его. Об этих отношениях Михаил Шапошников – литературовед и заведующий отделом «Музей серебряного века» говорит следующее:

В 1903 году Александр Блок женился на Любови Менделеевой – дочери великого русского химика

Лишь когда до свадьбы с Любой Менделеевой оставалось два месяца, Блок разорвал отношения с любовницей Ксенией Садовской. Однако, супружеские отношения Блока и Менделеевой были довольно странными, они жили как друзья, но не как влюбленные молодые люди. Сам Александр писал:

Александр Блок и Любовь Менделеева

Жена была в замешательстве и не знала, как расценивать такое отношение к ней мужа. Она писала:

Детей, естественно, в этом союзе не было. Блок говорил:

По некоторым данным, от одной из своих женщин Блок имел ребенка – дочь. Кроме внешнего сходства девочки, а затем и её сына с Александром Александровичем, других доказательств родства нет. Сын Любови Дмитриевны от Андрея Белого, которого Блок усыновил, к сожалению, не прожил и месяца. Так, что прямых потомков гениальный русский поэт – символист не оставил.

Александр Блок, 1898 год

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.  

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой.  Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Смысл и идея поэмы

Поэма «Двенадцать» наполнена глубоким смыслом. Она стала отражением тех событий, прямым свидетелем которых был сам поэт. Речь идет о суровой зиме 198 года, когда опустевшие улицы Петрограда патрулировали отряды красноармейцев, тут и там горели костры, висели вывески и транспаранты с призывами к классовой борьбе, и слышалась исковерканная сокращениями и жаргонизмами речь нового времени.

Главная мысль поэмы заключается в выражении авторского взгляда на историю, которая он заключил в образы и символы. Будучи свидетелем революции, определившей исторический вектор России, он высказал свои впечатления от увиденного. Их эмоциональная окраска отражена в финале произведения, который можно трактовать по-разному.  Именно по этой причине поэма «Двенадцать» воспринималась современниками весьма неоднозначно. Существует две основные интерпретации смысла финала произведения:

  1. Иисус Христос, возглавивший отряд красноармейцев, изображается настоящим революционером, отважившимся в свое время пойти против догм и традиций. Как и христианство на заре своего существования, новая эпоха в жизни человечества требует жертв. По этой причине двенадцать красноармейцев приняли на себя тяжелый крест – исполнить роль безжалостных инквизиторов, чтобы очистить общество от скверны. Они считали, что мир невозможно изменить к лучшему, не прибегая к насилию. Автор подчеркнул их связь с первыми христианами, которые прошли сквозь горнило мук и страданий ради того, чтобы человечество обрело счастье. Недаром в поэме именно двенадцать героев – по количеству апостолов Иисуса Христа.
  2. Второе объяснение финала произведения имеет противоположную концепцию. Согласно этой трактовке, процессию возглавил не Иисус, а Антихрист, который вознамерился привести людей к окончательной погибели, как духовной, так и физической. Революция стала олицетворение краха мироздания, поскольку она стала причиной братоубийственной войны и полной деградации общества. Число двенадцать стало символом разрушительной силы революции, которая сметала все на своем пути. При этом происходит и разрушение, стирание личности человека, которая сливается в единый клубок всех участников революции, становится слепым орудием в руках безжалостного палача.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: