На канате

Две версии Калигулы Камю

Окончательная версия — это версия 1944 года в четырех действиях, сначала опубликованная совместно с Le Malentendu, а затем опубликованная отдельно в том же году.

Есть версия 1941 года в четырех действиях, опубликованная в 1984 году в Cahiers Albert Camus .

Между двумя версиями война и оккупация через ужас продемонстрировали Камю, что абсолютный нигилизм не может быть оправдан, что побудило его переосмыслить свою пьесу в более политическом направлении, в частности, придав большее значение характеру Череа, который понимает Калигулу. и его непримиримая логика абсурда, но отказывается придерживаться ее, будучи не в состоянии отрицать ни человека, ни жизнь во имя своего разума.

Детство и юность

Родился Калигула 31 августа 12 года в городе Анций Римской империи. Его полное имя звучит как Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его отец был знаменитым полководцем Германиком, мать – Агриппина Старшая. Мальчик был шестым сыном в семье, после Агриппина родила еще троих дочерей. Трое из братьев Гая скончались еще в младенчестве.

Калигула и его мать Агриппина Старшая

Первые два года жизни он провел в Риме, но вскоре его отправили в военный лагерь к отцу. Там будущий император и получил прозвище «Калигула». Мальчик любил переодеваться в форму легионеров и носил миниатюрные сапожки, наподобие солдатских калиг. Солдаты стали его называть Калигула – уменьшительно-ласкательное от слова «калига». Несмотря на распространенность прозвища, императору оно крайне не нравилось.

Его отец Германик умер молодым, предположительно, мужчину отравили. Полководец пользовался небывалой популярностью у римского народа, чем вызывал зависть и недовольство у императора Тиберия. Германик приходился ему племянником, но по настоянию Октавиана Тиберию пришлось усыновил его. Несмотря на это, он его недолюбливал. Уж очень император боялся, что с любовью народа Германик отберет у него власть, ведь тот был первым его наследником.

Калиги — обувь, из-за которой Калигула получил свое прозвище

Сразу после кончины Германика Агриппина и ее старшие сыновья попали в немилость. Тиберий отправил их в ссылку, где над ними жестоко издевались. Мальчики умерли от голода, а женщина, предположительно, закончила жизнь самоубийством, не выдержав побоев. В это время Гай был слишком мал, возможно, поэтому он и остался жив. На попечение его взяли прабабки.

Когда Гай достиг совершеннолетия, Тиберий вызвал парня к себе. Недоброжелатели пытались столкнуть их лбами

Но Калигула проявил рассудительность и осторожность в общении с дедом. Молодой человек стал жить при дворе, очень много учился

Некоторые биографы утверждают, что патологическая тяга к жестокости и сладострастию появилась у Гая как раз в тот период. Ему нравилось наблюдать за кровавыми казнями и пытками, которые при дворе Тиберия проводились регулярно.

Бюсты Калигулы

Доподлинно неизвестно, причастен ли был Калигула к смерти Тиберия. Известно, что при его кончине присутствовал префект Макрон и Гай. По версии древнеримского историка Тацита, 16 марта 37 года Тиберий не умер, а просто потерял сознание. И уже когда все поздравляли Калигулу, император внезапно открыл глаза. Но Макрон решил закончить дело, приказав задушить старого императора. Поговаривали, что это сделал собственноручно Калигула.

Выбрать книгу по жанру

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

ХЕРЕЯ.

Херея — важнейший идеологический соперник Калигулы, но и он должен потерпеть поражение, разбившись о логику — железную логику императора Калигулы, как, впрочем, терпят поражение и почти все остальные персонажи пьесы и спектакля. В «Калигуле» Херею сначала играл Дмитрий Герасименко. Его Херея прекрасно двигался и был уверен в себе до конца, но непонятным было, с какой стати этот молодой человек решил чему-то научить Калигулу. За плечами Хереи не чувствовалось жизненного опыта, так Херее необходимого. Херею-Герасименко умный и верный Калигуле Геликон мог кидать на пол, мять — и здесь Херея чувствовал себя бессильным.

Теперь Херею играет Юрий Овсянко. Его герой получился самым старшим, опытным и умным персонажем спектакля, хоть и не столь пластичным, как остальные. Этот Херея знает все: к чему приведет политика Калигулы, если он, Херея, его не остановит. Он слишком хорошо понимает Калигулу — ведь он сам был таким когда-то. В нем нет резкости, но есть достоинство — и Геликон к нему и пальцем не прикасается. С приходом Овсянко Херея зазвучал сильнее.

«Я заставил замолчать в себе то, что могло быть на него похоже», — говорил о Калигуле Херея-Герасименко, и это были просто слова. «Я заставил замолчать в себе то, что могло быть на него похоже», — говорит о Калигуле Херея-Овсянко. И это — правда.

К ФИНАЛУ.

…И единственный человек, который у него остался, — Цезония. В синем парике, женщина-Луна, она светила Гаю своей любовью, она манила его. Но Гай-Калигула убивает и ее

Нежно, осторожно, обняв за шею, приподнимает — и она тихо, безропотно, оседает на пол, усеянный желтыми розами

Один. Безжалостный Гай-Калигула остается один посреди огромной пустоты. Безжалостный? Он натыкается взглядом на тело убитой им женщины. И что-то человеческое, какой-то всхлип пробуждается в нем. Он убил то, что было его целью. Он убил ЕЕ. Его речь превращается в обрывочный диалог Гая и Калигулы — добра и зла, жалости, сострадания, сердечности — и убогой безжалостности. Пустота. Поиск оказался напрасен. «Я протягивал руки, я протягиваю руки и натыкаюсь на тебя, передо мной всегда только ты, а я полон ненависти к тебе», — говорит сам себе, своему человеческому «Я», император закулисного мира. «В историю, Калигула, в историю!» — говорит Калигуле Гай.

И снова — оглушительная музыка. И снова — избиение. Посреди опустевшей темной сцены Херея бьет Калигулу ногой по лицу — тот отлетает к Геликону… Геликон отшвыривает Калигулу Сципиону и Старому Патрицию… Херея хватает избитого императора, проводит его несколько шагов в танго, передает Геликону… Сципион швыряет Калигулу на землю… И изо всех сил, все четверо — ногами по лицу… Калигула, изогнувшись, падает и катится… «В смерти игра и героизм обретают свой подлинный смысл…» Смерть? Да. Нет. Ударом кулака по скамейке Гай останавливает музыку. «Я еще жив». С улыбкой — усталой, серьезной, измученной, но все же улыбкой. Кто же остался жив? Осталась жалость, доброе начало в человеке. Грустный и оптимистический финал одновременно.

«Люди умирают и они несчастны». Но исправить это безжалостностью невозможно. Это итог спектакля. Итог Камю. Человек остался человеком. Пройдя по канату, канатоходец вышел на устойчивую площадку. Теперь можно поклониться аплодисментам, потому что он мастерски прошел по канату, не упал и не остановился. «КАЛИГУЛА (СЦЕНЫ)». НА КАНАТЕ.

P.S. «Конец: Калигула раздвигает занавес и выходит на авансцену: «Нет, Калигула не умер. Он тут и там. Он в каждом из вас. Если бы у вас была власть, если бы у вас было гордое сердце, если бы вы любили жизнь, вы увидели бы, как неистовствует это чудовище или ангел, которого вы носите в себе. Наша эпоха умирает оттого, что верила в нравственные ценности, верила, что все может быть прекрасным и при том неабсурдным. Прощайте, я возвращаюсь в Историю, где меня уже давно замуровали те, кто боятся слишком сильно любить.» (Альбер Камю. Из черновиков.)

 Здесь и далее цитируются различные произведения Альбера Камю (Пьеса, эссе, черновые записи)

Усыновление

Через некоторое время в 31 году Тиберий усыновил Гая, и они поселились на острове Капри. Воля случая свела Калигулу под одной крышей с убийцей его родных. Судя по всему, Тиберий симпатизировал юноше и хотел сделать из него приемника, поэтому и занялся его воспитанием. Хотя Калигула, по сути, являлся узником, ему было доступно все. Отчим организовал для него надлежащее обучение, а в 33 году назначил его квестором. Позже в заключении погибли старшие братья и мать Гая (своей смертью или нет – неизвестно). Таким образом он стал полноправным наследником престола.

В глубине души Калигула ненавидел Тиберия, но ему приходилось скрывать свои чувства и играть роль послушного сына. По мнению многих историков, парень получил психическую травму из-за того, что был вынужден подавлять свой гнев.

Начала проявляться его жестокость и безумный нрав. Похоже, юноша переносил свои отрицательные эмоции на других. Ему доставляло удовольствие наблюдать за пытками и казнями. Ночью он предавался разгулу, проводя время в оргиях. Историки утверждают, что дурные наклонности присутствовали у него с детства, но можно предположить, что некоторым образом на парня повлиял пример отчима, который тоже не отличался хорошими качествами.

Факты или мифы?

Однако Ролан Огэ, современный французский историк, с полной уверенностью заявляет, что Калигула не был ни бездарным правителем, ни садистским тираном, и даже ставит под сомнение достоверность отчетов, сообщающих о каком-либо странном поведении Цезаря.

Он считает, что летописцы просто создавали негативную пропаганду. Кажется даже, что Огэ приписывает Калигуле чувствительность, которой, в свою очередь, не хватало предыдущим Цезарям:

«У нас складывается впечатление, что это правление не следовало тайным и абсурдным законам какого-либо слабоумия, а скорее следовало самой приземленной и неумолимой логике: логике борьбы за власть. Одно можно сказать наверняка: в этой битве Калигула был в основном жертвой, а не палачом.»

ИГРА В ИМПЕРАТОРА.

В черновиках Камю называл пьесу «Калигула» — «Игрок». Спектакль Бутусова как раз больше про Игрока, чем про Калигулу. Это — и «Игрок», и «Калигула», и «Сцены».

Александр Шишкин взялся за большое пространство и создал мрачноватое, неизведанное, беспорядочное закулисье. Желтые бутафорские розы, ветряк, черные лампы, индустриально покореженные стулья без спинок (Шишкин вообще любит «баловаться-выделываться» со сваркой железа, даже если она не особенно нужна), пустые картонные трубы, темные обшарпанные театральные кофры… Все освещено тусклым «дежурным» светом. Это — империя Гая, мрачное царство игры, которое во втором действии опустошится до размеров Ничего, оставив Гая-Калигулу наедине со своей ошибкой… Сцена полукругом выходит вперед, создавая некое подобие древней «орхестры», на ней, в непосредственной близости от зрителя, разворачивается подавляющее большинство «сцен». Орхестра — территория сознания Калигулы.

Старый Патриций (А.Зибров), Геликон (М.Пореченков),
Херея (Ю.Овсянко), Сципион (О.Андреев).
Фото В.Васильева

Странно одетый молодой человек начинает кашлять, ненатурально по-старчески хрипеть, спина выгибается, и вот перед нами Старый патриций (Андрей Зибров). Вылезают-выбираются из актерских гробниц-кофров и другие обитатели этого закулисного мира: Управитель (Михаил Вассербаум), заклееный лысым париком (теперь персонажа Михаила Вассербаума убрали из спектакля), улыбчиво-ироничный Геликон (Михаил Пореченков), мрачноватый и задумчивый Херея (Дмитрий Герасименко или Юрий Овсянко). Они много и громко говорят, но текст не слышен. Идеи, вложенные Альбером Камю в уста своих персонажей, теряются. Есть действие — красивое, плотное, мощное, но пьесы Камю не слышно. Слышно только Калигулу. Можно или смотреть за действием, или слушать слова. Слова и действие практически несовместимы. Создается ощущение, что Юрий Бутусов «перешел» пьесу и у него сложилось о ней слишком «свое» впечатление. До сих пор Бутусов имел дело с драматургией абсурда, с вывернутым словом, которое он выворачивал обратно, возвращая к «норме». Теперь его спектакль придает словам Камю свое звучание и значение, как будто тот — абсурдист. Камю остался по ту сторону каната. Что на «этой» стороне? Есть по-своему передуманный Камю и свой сценический текст, имеющий в виду пьесу и одновременно забивающий ее. А пьеса забивает сценический текст…

КАЛИГУЛА КАК СОСТОЯНИЕ.

От себя прежнего надо избавиться. Как? О, это очень тяжело. Гай-Калигула снова уходит на «орхестру», призывая к себе патрициев, Сципиона, Херею, Геликона

Они — его инструменты, неважно кто друг, кто враг. Гай немного подправляет руку одного из них, корректирует мизансцену

И вот уже торт с кремом размазан по лицу Хереи, и музыка — оглушительная, грустная и издевательская одновременно, с хриповато-ироничным женским голосом — сменяет Баха. Гай медленно и плавно кувыркается под такими же медленными и плавными ударами своего окружения. Его белая рубаха покрывается красными пятнами: то ли клюквенный сок, то ли краска из банки под скамейкой, то ли кровь сердца, которую Гай отдает, чтобы стать Калигулой. Избившие его уйдут, покрутив над головой плащами и оставив на сцене полуживого, избитого окровавленного Гая…нет!… Калигулу. Жалости не осталось. Плечи перекашиваются, губы расползаются в цинично-убогой улыбке. Калигула не персонаж, Калигула — состояние.

«Жил на свете бедный император, которого никто не любил. А он любил Лепида и велел убить его младшего сына…»
«Я хочу, чтобы все смеялись. Ты, Лепид, и все остальные. Встаньте и смейтесь! Слышите, я хочу посмотреть, как вы смеетесь!»

«Муций, расскажи нам о своей жене. — Моя жена? Я…я ее люблю. — Разумеется, разумеется, мой друг. Но как это пошло!»
Это безумный, бешеный и безжалостный театр одного актера. Мечется по стульям безумный император. Он и Лепид, и Муций, и жена Муция, и КАЛИГУЛА! Калигула, который не жалеет своих воображаемых царедворцев. Калигула-режиссер проигрывает все роли в трагедии. И живой, реальный Старый патриций Мерейя, подвернувшись под руку Калигуле, будет убит. «Что ты пьешь, Мерейя?» Калигула, зашедшийся в эйфории постановочной жестокости, наткнется на бездыханное тело Мерейи и на мгновение снова станет Гаем, который с ужасом посмотрит на труп. Но Гай не нужен. И Калигула закрыв труп металлическим листом, пританцовывая уйдет из первого действия.

Убийство Калигулы

Мера гнусностей Калигулы переполнилась. Некоторые из знатных римлян, принадлежавших к императорскому двору, утомленные бесконечными казнями, конфискациями, всяческими грабежами и опасавшиеся за свою жизнь, составили заговор. Военные трибуны преторианцев Херея и Сабин закололи сумасбродного тирана в коридоре театра (24 января 41 г.), потом убили его жену Цезонию и маленькую её дочь. Так умер римский император Калигула после правления, продолжавшегося несколько менее четырех лет.

Это был человек, в котором все человеческие качества были искажены пороками, не смягченными ничем хорошим. У Калигулы кружилась голова от упоения могуществом; он был раб пошлых страстей, не знавший никакого закона, кроме своей воли, завидовавший всякому хорошему качеству в других, считавший славу других уменьшением своего величия. При безграничном мотовстве на игры и постройки, при неслыханных излишествах обжорства и разврата, главным побуждением Калигулы было не собственно влечение к расточительности и к чувственным наслаждениям, а тщеславное желание показать, что для него нет ничего невозможного, не существует границы закона, природы, стыда, приличия. Поставленный случайностью рождения наверх императорского могущества, Калигула безумствовал в восторге от беспредельности своей власти, выказывая свою силу поруганием всего. Есть какая-то демоническая ирония в том, как этот римский император разыгрывал роль бога перед подвергнувшимся в прах сенатом и народом, возвещая словами и доказывая делами, что он существо сверхъестественное. Однажды на пиру Калигула вдруг захохотал; два консула, между которыми было его место на ложе, спросили, о чем он засмеялся; император отвечал: «смеюсь при мысли, что могу одним моим словом велеть удавить вас обоих». Однажды, целуя шею любовницы, он сказал: «какая прекрасная шея; а если я велю, то она будет перерублена».

Есть несколько анекдотов об этой демонической шутливости императора Калигулы; черты её врезались в памяти народа глубже, чем свирепости, которые совершал в порывах ярости деспот, постоянно находившийся в лихорадочном волнении и мучимый бессонницей. Не было человека, который пожалел бы о Калигуле. Память его была предана проклятию; храмы его были разрушены, имя его стерто с памятников. В римской истории Калигула заклеймён вечным позором. Преемником Калигулы был его дядя, Клавдий.

Называйте меня богом

В 40 г. н.э. Калигула вводит очень спорную политику, перемешанную с религией, и возомнил себя богом. Мужчина стал одеваться в костюм бога, просил называть его «Юпитером» и так же подписывался в публичных документах.

Калигула приказывает построить храм для поклонения ему и установить золотую статую в виде самого себя в натуральную величину. Каждый день статую одевали в ту же одежду, что была на Цезаре. Самые богатые жители Рима хотели стать священниками храма, так как это была большая честь.

Это был новый уровень. Хотя до этого культ императора был не редким явлением, например, в честь Цезаря Августа тоже строили храмы, но Калигула зашел слишком далеко.

Интересно знать: Гай Цезарь в своем бесконечном расточительстве однажды построил временный плавучий мост через залив Байя до соседнего порта Путеоли. В качестве понтонов использовались корабли. Калигула, который не умел плавать, переходил, образно говоря, по воде, на своей любимой лошади, и тем самым посмеялся над предсказанием астролога о том, что «у Калигулы меньше шансов стать императором, чем проехаться верхом на лошади через залив Байя».

…И КАЛИГУЛА БЫЛ ПРАВ?

Сципион включает ветряк, летит снег, и через эту вьюгу идет император закулисной империи Гай Цезарь Калигула в дурацком парике, терновом венце, с трубой-крестом на плечах. Наигранно шатаясь, он падает, ползет, а где-то среди вьюги мечется Цезония-луна… Шутовская Голгофа. Император пройдет через вьюгу и скажет всю правду. Есть основания считать, что правду, ведь на этот раз он говорит с тем, с кем хочет сравняться — с богом.

Сцена из спектакля.
Фото В.Васильева

«Нет, это драматическое искусство. Ошибка всех этих людей состоит в том, что они недостаточно верят в театр. Иначе бы они знали, что разыгрывать небесные трагедии и превращаться в бога позволено каждому. Надо только вырвать всякую жалость из сердца».

Эти слова, объясняют и тему театра, и тему игры, открывают средства Калигулы. Его нереальное, его Луна неподвластна земле и земному. И, чтобы ее достичь, надо самому «разыграть небесную трагедию и превратиться в бога». А бог безжалостен. Вот почему Гай заставлял драться Сципиона и Геликона, вот почему всеми силами стремился избавиться от любви, дружбы, а, самое главное, жалости. «С помощью убийства и последовательного извращения всех ценностей он пытается осуществить некое представление о свободе…» А свобода нужна для достижения цели. А цель — Муза, Луна оправдывает средства. Она снова является Калигуле в воспоминаниях, и он мучительно впивается пальцами в пальто…» Вперед, за ней, за Луной…

Все, решительно все подчиняет Гай своей идее. Вот прибегает к нему воскресший в игровом мире Старый Патриций. Прибегает, чтобы сообщить о готовящемся заговоре, настучать на своих товарищей. Гай обнимет его, истерически посмеиваясь, докажет предателю, что никакого заговора нет. И тут же снова спросит: «Что ты пьешь, Мерейя?» «Гай…» — умоляюще прошепчет уставший умирать старик. Но Калигула снова не услышит его. И снова убьет, на этот раз уже без всякого сожаления утащив труп за ширму.

Правление

Гай Юлий Цезарь Август Германик был с радостью встречен в Риме. Он сразу же проявил себя вежливым и деликатным правителем. Калигула амнистировал заключенных, взятых под арест Тиберием. В 37 году вернул народу право выборов, расширил права сената, восстановил народные собрания. Либерализация внутренней политики в начале правления Калигулы коснулась и других сфер общественной жизни.

Портрет Калигулы

Некоторые историки обвиняют Калигулу в чрезмерной расточительности, которая якобы привела к ухудшению финансового положения империи. Действительно, нередко он проявлял небывалую щедрость – одаривал солдат подарками. Но в XX веке исследователи изменили свое мнение.

Дело в том, что нет никаких свидетельств о том, что у его приемника Клавдия была острая нехватка денег в начале правления. Примечательно, что как раз Калигула вернул то, что в свое время отменил Тиберий: стал публиковать финансовые отчеты о состоянии империи.

Акведуки Калигулы

Также Калигула запомнился современникам как активный строитель. Для улучшения водоснабжения в Риме он начал строить акведуки. Достраивал храмы, восстанавливал театры. Начал возводить цирк на Ватиканском поле. Для его украшения он привез обелиск из Египта, для транспортировки которого пришлось построить специальное судно. В 1586 году этот обелиск установили в Ватикане, в центре площади Святого Петра.

Много внимания Калигула уделял транспортной инфраструктуре. Для каждого участка дороги назначался смотритель, который должен был следить за состоянием дорожного полотна. Если эти люди подходили к делу спустя рукава или разворовывали деньги, выделенные на ремонт, их жестоко наказывали.

Обелиск на площади Святого Петра в Ватикане, привезённый из Египта по приказу Калигулы

Во внешней политике Калигула добился мира с Парфией. Укрепил положение в отдаленных регионах, назначив на посты лояльных правителей. Также император расширил владения Римской империи в Северной Африке.

По свидетельствам летописцев, вскоре император сильно заболел. Он долго не появлялся на публике. Народ молился о его выздоровлении. И когда Калигула поправился, все были несказанно счастливы, правда, недолго. Его поведение после болезни кардинально поменялось. В первую очередь он приказал убить Тиберия-младшего, бабку Антонию, префекта Макрона и его жену. С каждым днем число пыток и казней росло. Их совершали на глазах у Калигулы, прямо во время обедов.

Изменения в территории Римской империи, произошедшие в правление Калигулы

Он учинял жестокие расправы везде и всюду. Например, приказывал схватить первых попавшихся зрителей на гладиаторских боях и бросить их на растерзание львам, перед этим отрезав им языки, чтобы не издавали криков.

Калигула провозгласил себя богом, поставив собственную статую в виде Юпитера в храме. Одним из самых безумных поступков римского императора было назначение своего коня по кличке Инциат на должность сенатора, а затем консула.

Малкольм МакДауэлл в фильме «Калигула»

Из собственного дворца он сделал публичный дом, присваивая себе доходы с него. Казнил богачей и конфисковал их имущество.

Некоторые исследователи предполагают, что Калигула был болен височной эпилепсией. Другие же утверждают, что он перенес энцефалит, поразивший головной мозг и, соответственно, отразившийся на его психическом здоровье. До сих пор продолжаются споры по поводу диагноза римского императора.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Этот спектакль похож на циркача, идущего по провисающему канату, который раскачивается под ногами: то в одну сторону, то в другую. Даже непонятно, каким образом канатоходцу удается сохранить равновесие и не упасть. Но, тем не менее, он держится за воздух и не падает, демонстрируя свое искусство. Так и спектакль «Калигула» движется по тонкой-тонкой линии, натянутой Юрием Бутусовым между экзистенциальной, идеологической пьесой Камю и своим видением этой пьесы. Сложный и тяжелый текст Камю берет свое. Режиссер тоже. Получается странный симбиоз пьесы и игры, но при этом симбиоз довольно органичный — «Калигула». Музыкальный, мелодичный, красивый, и в то же время бьющий, жесткий. Канатоходец держится на канате и идет, идет…

ИГРОК.

В спектакле можно увидеть грустную историю об игроке, о погоне за идеалом, о борьбе с самим собой, о колоссальной сознательной ошибке, о разрушительной силе театра. Это жесткая игра в императора. Мрачная. Но у нее есть конкретная цель. Исходной экзистенциальной ситуацией в пьесе была смерть сестры-любовницы императора Друзиллы. В спектакле Гай — творческий человек, актер и режиссер — просто увидел Луну — божественный идеал, что-то высшее, то, к чему стремится каждый творец. Он решает догнать и схватить это высшее, это нереальное, это невозможное. Как? Пока что он возвращается в закулисную империю, к своим поеденным театральной молью партнерам, неся на плече пустую картонную трубу — свой крест, свой стержень, свою Идею, свое стремление стать выше и подцепить этой трубой луну. Долго и неторопливо ходит по орхестре, рассматривая предметы, лежащие там: гонг — игрушка императорской власти, бутылку со свечой, торт с кремом, пластмассовый апельсин. Бутафория готова. Путь к Калигуле начинается. И из отражения в воде к нему приходит луна — босоногая тонкая женщина в синем парике, раскинувшая руки ему навстречу. Она далеко, недостижимо далеко. «Грозовое небо в августе. Знойные ветры. Черные тучи. А на востоке голубая полоска, тонкая, прозрачная. На нее больно смотреть. Ее появление — пытка для глаз и души. Ибо зрелище красоты нестерпимо. Красота приводит нас в отчаяние, она — вечность, длящаяся мгновение, а мы хотели бы продлить ее навсегда». Божественная луна. И для ее достижения нужно сыграть в божественную игру. Как?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: