Творчество
Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня », сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: , «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и ; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков , где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
И затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — . Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. В Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе . В сказке-аллегории о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: , где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора ; (пересказ легенды об Аггее), и другие.
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова . Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников , писем , исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор , сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина , не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
В этом было временное спасение от мук совести , искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема
Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, — центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».
Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, — лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».
Популярные темы сообщений
- Векторная графика Чтобы понять векторную графику, нужно разобрать два наиболее распространенных графических файла изображения графического дизайна: растровые и векторные.
- Персиковое дерево Персик представляет собой листопадное плодовое дерево, которое может быть высотой 8 метров. Дерево покрыто чешуйчатой, красновато-коричневой корой. Чем старше дерево. Тем оно шершавее. Почки закладываются по 2 штуки
- Симметрия в природе Симметрию, по праву, можно назвать воплощением красоты и гармонии. Что же это такое? Симметрией называют закономерное расположение одинаковых частей, относительно оси или центра. С детства мы привыкаем к ней, потому что,
Начало литературного пути
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свой рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были впервые изданы отдельной книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Затем в биографии Чехова было долгое путешествие на Сахалин (апрель–декабрь 1890 г.), которое можно назвать гражданским подвигом писателя. Там он изучал жизнь ссыльных, составлял их перепись. Большой труд Чехова «Остров Сахалин» повествует об этой поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений. «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
Сюжет произведения
Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.
В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.
Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.
Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.
Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.
Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.
Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.
В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.
Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.
Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.
За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.
Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.
Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.
Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.
Опыт войны
Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.
Описание внешности А. П. Чехова
У Антона Чехова была привлекательная и харизматичная внешность. За этим парнем бегали толпы девушек, которые при первой встречи становились не равнодушными к нему. У поклонниц даже было одно на всех прозвище «антоновки». У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человек. который всегда скажет прямо и даст совет. Голубые как море глаза, волевой подбородок. Что касается прически то у А. Чехова были рыжие волосы, которые писатель зачесывал назад. Ко всему этому Антон Павлович имел высокий рост 187 см. худощавого телосложения. Носил очки которые ему очень подходили, любил носить плащи.
Биография
Драмы и трагедии в жизни Всеволода Гаршина начались с раннего детства. Уже в пять лет он стал невольным участником семейной переделки. Мать Всеволода — типичная шестидесятница — влюбилась в деятеля революционного движения Петра Завадского и покинула семью, прихватив с собой малолетнего сына. Отец Гаршина — представитель старинного дворянского рода — не захотел терпеть предательства и пожаловался на Завадского в полицию. В результате доноса последнего отправили в ссылку, и женщина, чтобы оставаться ближе к возлюбленному, последовала за ним и осела в Петербурге. Разумеется, данные события нашли отражение в дальнейшей жизни Всеволода Гаршина, значительно повлияв на его здоровье и мировосприятие.
Поступив в Горный институт, Всеволод так и не заканчивает обучение. Он отправляется в армию и получает ранение в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. Получив офицерское звание, ему приходится уйти в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.
В 1877 г. Всеволод Гаршин приобретает известность, когда дебютирует со своим произведением «Четыре дня». В рассказе автор выражает искренний протест против насилия, войны и истребления человека человеком. В дальнейшем он пишет ряд произведений, посвященных этой теме. Перу Гаршина принадлежат и сказки для детей, которые, собственно, все равно несут в себе главную мысль — необходимость борьбы с несправедливостью в этом мире.
Но пока писательская репутация Гаршина растет и крепнет, психическое здоровье писателя только расстраивается. Так, после публичной казни князя Молодецкого, приверженцем взглядов которого являлся Гаршин, его начинают посещать тревожные состояния. Примерно два года проводит русский прозаик в психлечебнице, и депрессия будто бы отступает. После выхода из больницы Гаршин женится, а последующие годы называет самыми счастливыми в своей жизни. Именно в этот период из-под его пера выходит его лучший рассказ — «Красный цветок».
Правда, счастье Гаршина длится недолго: приступы тоски вновь его одолевают. 5 апреля 1888 г., пребывая в депрессивном состоянии, писатель предпринимает попытку самоубийства — бросается в лестничный пролет с четвертого этажа. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Похороны Всеволода Гаршина состоялись на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Последние годы
Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.
После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» — музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.
Сочинение «Мой любимый писатель Всеволод Гаршин»
Моим любимым автором является Гаршин Всеволод Михайлович, удивительный человек, который писал прекрасные, хотя и почти всегда трогательные сказки.
Самым любимым моим произведением является, конечно же, «Лягушка путешественница». Это увлекательная история забавной лягушки, которая попыталась улететь на юг вместе с утками, и чуть не достигла цели. Но желание похвастать сгубило лягушку, она упала в болото где-то посередине пути. Эта сказка полна лёгкого юмора, написана прекрасным языком, отличается оригинальным сюжетом.
Но также в ней есть то, что делает её любимой — необычная личность героя. Лягушка кажется хвастливой, самоуверенной, но при этом она очень умная, настойчивая, она не отступает перед трудностями. И поэтому я её так люблю.
Другие сказки этого автора также оказываются проникнуты лёгкой грустью и сожалением. Его герои мечтают о свободе, борются с несправедливостью, но почти всегда их борьба оказывается напрасной, и получают они не то что хотели.
Как например тропическая пальма в рассказе «Attalea princeps», которая проломила крышу оранжереи, чтобы оказаться на свободе, а вместо этого погибла под холодным северным небом.
Тема напрасной борьбы, была близка писателю, который сочувствовал революционерам, но не одобрял их методы, связанные с террором и смертями. Поэтому он не раз обращается в своих произведениях к теме борьбе с несправедливостью. Он восторгается целью этой борьбы, но показывает её бессмысленность.
Мне очень нравятся все сказки автора, и у меня есть лишь одно сожаление. Мне жаль, что писатель написал их так мало. Потому что я не знаю другого такого же писателя, который смог бы написать что-то столь же яркое и трогательное.
О жизни и творчестве
- Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей. Вып. 1–3 / Ю. И. Айхенвальд. — 2-е изд., испр. и значит. доп.— Москва : Науч. слово, 1908–1913. —
Вып. 1. — С. 316–330.
.
- Андреевский, С. А. Книга о смерти / С. А. Андреевский ; изд. подгот. И. И. Подольская ; отв. ред. H. A. Богомолов ; зав. редакцией Е. Ю. Жолудь ; ред. Е. Л. Никифорова ; худож. В. Ю. Яковлев. — Москва : Наука, 2005. — 670 с. — (Литературные памятники). — .
- Беляев, Н. З. Гаршин / Н. З. Беляев. — : Молодая гвардия, 1938. — 180 с., 1 вкл. л. портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей; 1938, 13). — .
- Бялый, Г. А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов / Г. А. Бялый ; Акад. наук СССР. Ин-т лит-ры (Пушкинский дом). — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1937 (Л. : Тип. им. Володарского). — Переплет, 209 с. — .
- Венгеров, С. А. Гаршин, Всеволод Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1892. —
Т. VIII. — С. 163–164.
.
- Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с. — (Школьная библиотека).
- Глинка, А. С. Гаршин как религиозный тип / Волжский. — Москва : , 1906 (тип. А. П. Поплавскаго). — 56 с. — .
- Давыдова, О. Гаршин, Всеволод Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. —
Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246–258.
.
- Красный цветок : лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршина : воспоминания о Гаршине : стихи и рассказы. — Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 196 с. — .
- Михайловский, Н. К. Литературно-критические статьи / . — Москва : Гослитиздат, 1957. — 664 с., 1 л. портр. — (Русская критика). — .
- Порудоминский, В. Гаршин / В. И. Порудоминский. — Москева : Молодая гвардия, 1962. — 304 с. : ил., 6 л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 5).
- Порудоминский, В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина / В. И. Порудоминский. — 2-е изд. — Москва : Книга, 1987. — 285 с. — .
- Протопопов, М. А. Литературно-критические характеристики / М. А. Протопопов. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Рус. Богатство», 1896. — , 523 с. — .
- Рыбникова, М. А. Гаршин как детский писатель // Рыбникова М. А. Избранные труды. — Москва : Академия пед. наук РСФСР, 1958. — С. 575–582. — .
- Скабичевский, А. М. Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней : пособие для нар. и сред. шк. / А. М. Скабичевский. — Санкт-Петербург : В. И. Яковенко, 1908. — IV, 276 с. : портр. — .
- Современники о В. М. Гаршине : воспоминания / вступ. статья, подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. — Саратов : Изд-во СГУ, 1977. — 251 с. — .
- Шулятиков, В. М. Избранные литературно-критические статьи / В. М. Шулятиков ; редакция и примеч. В. Гебель ; вступ. статья В. Совсуна ; обложка: Л. Воронов. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 1929 (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 239 с. — (Библиотека критики и искусствоведения).
- Peter Henry. A Hamlet of his time: Vsevolod Garshin : the man, his works, and his milieu // Willem A. Meeuws. Oxford, 1983. 424 p. — .
«Пестрые сказки»
Одоевский произведения свои зачастую выстраивал в циклы. Так, создавая «Пестрые сказки», писатель параллельно работал над сборником «Дом сумасшедших», посвященным теме гениального безумия. Тяготение к циклизации можно объяснить какими-то общими процессами, свойственными русской литературе тех времен. Тогда, в начале 30-х годов, в свет вышли «Повести Белкина» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые представляли собой не что иное, нежели циклы. Ориентация на Пушкина обусловливает и сложную систему повествования в «Пестрых сказках». Аннотация к произведению Одоевского (или предисловие) вводит фигуру рассказчика — Иринея Модестовича Гомозейко. В отличие от всеохватного Ивана Петровича Белкина, повествователь в «Пестрых сказках» носит ярко выраженные автобиографические черты. Впоследствии он примерит на себя роль «литературного двойника», от лица которого писатель будет вести диалог с воспринимающей стороной — читателем.
Книги и переводы В. М. Гаршина в Национальной электронной детской библиотеке
- Гаршин, В. М. Медведи / сочинение Всеволода Гаршина; рисунки Ел. Бем.— Москва : типография И. Д. Сытина и К°, 1890. — 18 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Гордая пальма / В. М. Гаршин; рисунки М. Малышева. — С.-Петербург : Типография П. П. Сойкина, 1894. — 32 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Трус / В. М. Гаршин. — С.-Петербург : Типография П. П. Сойкина, 1894.— 34 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. То, чего не было / В. М. Гаршин. — Издание 10-е. — С.-Петербург : Книжный склад Т-ва «Обществ. Польза», 1905.— 24 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Четыре дня / В. М. Гаршин.— 9-е изд. — С.-Петербург : Типография т-ва «Обществ. польза», 1905. — 19 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Лягушка-путешественница / .— Москва : Издание В. М. Саблина, 1911.— 41 с. — Текст : электронный. — . — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Сигнал / В. Гаршин ; рисунки Е. Шестопалова. — Москва : Гипография и цинкография ТД Мысль, 1913. — 16 с. — Текст : электронный. — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Сигнал / В. Гаршин; рисунки Е. Шестопалова. — Москва : Государственное издательство, 1929. — 30 с. — Текст : электронный. — Режим доступа: открытый доступ.
- Гаршин, В. М. Лягушка путешественница] / В. Гаршин ; рис. Г. Никольского. — Москва : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1936. — 16 с.
- Гаршин, В. М. Сочинения / В. М. Гаршин ; редакция, вступительная статья и примечания Г. А. Бялого. — Ленинград : Гослитиздат, 1938. — 440 с.
- Гаршин, В. М. Сигнал / В. Гаршин ; рис. Петра Павлинова. — Mосква : Детгиз, 1943.— 48 с.
- Гаршин, В. М. Лягушка-путешественница / В. М. Гаршин ; рис. Г. Никольского. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1945. — 16 с.
Ссылки
Портал «Литература» |
Всеволод Гаршин в Викитеке |
- [ru.rodovid.org/wk/Запись:639881 Всеволод Гаршин] на «Родоводе». Дерево предков и потомков
- В. М. Гаршин. [imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=971 Письма] Издательство «Academia» 1934 год. Факсимильное воспроизведение
- Всеволод Михайлович Гаршин. [imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=10 Рассказы для детей].(рассказы и сказки в старорусской орфографии) . Библиотека Im Werden. Проверено 9 октября 2010. [www.webcitation.org/61AAsA5Gq Архивировано из первоисточника 24 августа 2011].
- Е.И. Кийко. [feb-web.ru/feb/irl/il0/i92/i92-2912.htm Гаршин]. История русской литературы, изд. Пушкинский Дом, 1956. Электронная публикация: ФЭБ. Проверено 9 октября 2010. [www.webcitation.org/61AAuNQOI Архивировано из первоисточника 24 августа 2011].
- [books.google.com/books?id=ED3U_XVLwHwC&pg=PA75&lpg=PA75&dq=robert+wessling+garshin&source=bl&ots=GyBenEfrza&sig=L5nBpi0A1GXUhi7uSlGNCwsohAY&hl=en&ei=CVrvS-ufCI_atgOkmPXRDw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBUQ6AEwAA#v=onepage&q=robert%20wessling%20garshin&f=false Article in English on Vsevolod Garshin and fan hysteria in the 1880s]
В статье использован текст С. Каценельсона, перешедший в общественное достояние.Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине
- Всеволод Гаршин (1855-1888) – писатель, поэт и художественный критик.
- Род Гаршиных берет свое начало от татарских дворян, которые по преданию происходили от выходца из Золотой Орды.
- Всеволод Гаршин рос и воспитывался в семье офицера, по причине чего его детство проходило в военной среде.
- Мать Всеволода серьезно интересовалась политикой и литературой, а также хорошо знала немецкий и французский языки (см. интересные факты о языках). Она оказала большое влияние на становление личности своего сына.
-
Знаменитый роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» Всеволод одолел еще в 7-летнем возрасте.
- Окончить обучение в вузе Гаршин не смог вследствие начала войны с османами. Любопытно, что парень отправился на фронт добровольцем.
- Знаете ли вы, что учась в старших классах гимназии, Всеволод Гаршин оказался в сумасшедшем доме по причине психической неуравновешенности?
- Первым произведением Всеволода Гаршина стал рассказ «Четыре дня», принесший молодому писателю определенную известность.
- Интересен факт, что в молодости друзья прозвали Всеволода «Гамлетом сердца», поскольку у него наблюдалось обостренное чувство справедливости.
- В период войны с Османской империей Гаршин служил в пехоте. В одном из боев он получил ранение в ногу.
- После прихода к власти большевиков, по мотивам произведения Гаршина «Сигнал», был снят художественный фильм.
- Знаменитый мультфильм «Лягушка-путешественница» также был экранизирован по мотивам одноименного произведения Всеволода Гаршина.
- На протяжении всей жизни Гаршин отличался крайней впечатлительностью и нервозностью. Современники связывали это с чрезмерно быстрым умственным развитием поэта.
- Всеволод Гаршин поддерживал дружеские отношения с художником Ильей Репиным. Мало кому известен тот факт, что именно с него писался образ царевича на знаменитой картине «Иван Грозный убивает своего сына».
- До конца своих дней Всеволод Гаршин страдал от затяжных депрессий.
- Антон Чехов и Иван Тургенев высоко отзывались о творчестве Гаршина.
- Всеволод Гаршин свел счеты с жизнью, бросившись в лестничный пролет. Поскольку высота падения была сравнительно небольшой, писатель скончался только после нескольких дней агонии.
- В 1955 г. в честь Гаршина была выпущена почтовая марка с его изображением.
Это были самые интересные факты о Всеволоде Гаршине. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Другие биографии:
- Илья-Муромец
На протяжении долгого времени старинные русские былины несправедливо считались сказками, а подвиги народных героев — монархической пропагандой. Научные исследования народного творчества начались сравнительно недавно, в конце XX века.
- Карамзин Николай Михайлович
Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.
- Денис Васильевич Давыдов
Родился Денис Давыдов в 1784 году в состоятельной семье. В детстве Давыдов встретил полководца Суворова, который признал в юноше будущего бравого военного и не ошибся
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником
- Гаршин Всеволод Михайлович
ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.
Русская литература позапрошлого века сохранила для потомков множество имен талантливых поэтов и писателей. Произведения Одоевского — одного из них — представляют интерес и ныне. О его сказках, утопическом романе «4338-й год: Петербургские письма», сборнике «Русские ночи» пойдет речь в статье.
Популярные темы сообщений
-
Труженики Кубани
убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,
-
Одуванчик
Весной, когда солнце светит ярко, а на полях и лугах зеленеет трава, появляется удивительный цветок – одуванчик. Хоть он и считается слишком простым и обыденным цветком, он достаточно уникален и интересен. Желтый, пушистый цветок украшает своим
-
Картофель
Каждый из нас любит картофельные блюда, но мало кто знает, что это растение прибыло к нам из Южной Америки. В середине 16 века эти клубни завезли в Европу. Но вначале люди не понимали всю суть употребления картофеля в пищу, и поэтому его высаживали
-
Клавдий Птолемей
Клавдий Птолемей внес неоценимый вклад в науку. Он занимался астрономией, физикой, математикой, географией и даже музыкой. Его знания в этих областях сохранились.
-
Современные географические исследования
В наше время сложно представить себе, что когда-то люди даже не догадывались о существовании Америки и Австралии. Они понятия не имели о том, какое расстояние разделяет материки и сколько морей существует.
Волжский класс
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведён в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учёбу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.
После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.
Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.
В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает всё зло, сконцентрированное, как рисуется его воспалённому воображению, в трёх цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.
Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
1.7 / 5 ( 68 голосов )