Краткая биография николая чернышевского самое главное

Николай Гаврилович Чернышевский

Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.

Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове; сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г. Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7 годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию. Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.

+ + +

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии. 

В

«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик, философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь революционно-демократического движения (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Маслин M. А. Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кулешов В.И. «Прекрасное» – это «новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).

Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально Чернышевский не создал особой научной школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Коротков Ю.Н. Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).

Прозаик и философ (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

…носят имя Чернышевского (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте (сочинения Чернышевского, статьи о нём, список литературы).

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха).
В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов (напр., закона при чинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями такими как Фейербах.

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Сразу после знакомства Николай честно признался избраннице в своем «увлечении тем, за что могут отправить на каторгу», однако Васильеву это не пугало. Получив положительный ответ на предложение руки и сердца, мужчина стал вести «Дневник отношений с той женщиной, которая является моим счастьем». Кроме того, он приступил к реализации собственных революционных идей в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

  1. Саша.
  2. Миша.
  3. Витя.

Краткая биография

  1. 1850 – после окончания курса, 22-летний Николай Гаврилович Чернышевский, защитив кандидатскую диссертацию, получил свою первую учёную степень. Тогда же он получил назначение в Первую Саратовскую мужскую гимназию, где началась его преподавательская деятельность весной следующего года.
  2. 1853 – женитьба Чернышевского, во многом определившая его дальнейшую жизнь. По настоянию жены, сразу же после свадьбы молодая семья покинула родной Саратов и перебралась на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. По приезду в северную столицу, Николай Гаврилович подал прошение о новом назначении.
  3. 1854 – руководство университета быстро удовлетворило его обращение, и уже 24 января его определили в престижное учебное заведение – Императорский Второй кадетский корпус. Но, несмотря на то, что зарекомендовал себя наилучшим образом, в корпусе он не сошёлся с военным руководством, и вынужден был подать в отставку.
  4. 1855 – началась деятельность Чернышевского как публициста. Он стал фактическим руководителем журнала «Современник», где работал с такими светилами того времени, как Николай Александрович Добролюбов и Николай Алексеевич Некрасов. Но и здесь его революционное рвение оценили далеко не все.
  5. 1858 – после того как Чернышевский получил степень магистра русской словесности, он перешёл в журнал «Военный сборник», где был назначен первым редактором. Здесь он сошёлся с Викентием Калиновским, Зигмундом Сераковским, и Николаем Щелкуновым, вовлёкшим его в радикальные революционные кружки.
  6. 1861 – после оглашения манифеста об отмене в России крепостного права, Николай Гаврилович написал серию статей, осуждающих дуализм и идеалистический монизм. Ими вдохновлялось тайное общество «Земля и Воля», хотя он не являлся его членом, с этого момента редактор попал под тайный надзор полиции.
  7. 1862 – по обвинению в составлении прокламаций и призывов сорвать осуществление крестьянской реформы 1861 года революционным путём, Чернышевского арестовали. Донос на него написал Всеволод Костомаров, представивший доказательства, после недолго следствия его заключили в Петропавловской крепости.
  8. 1864 – сенатор Матвей Михайлович Карниополин-Пинский в суде зачитал окончательный приговор по делу Николая Гавриловича. Согласно ему, он подлежал ссылке с определением на каторжные работы в Иркутске, сроком на 14 лет, с последующим пожизненным поселением в Сибири.
  9. 1864 – в том же году его перевезли в Забайкалье на Нерчинскую каторгу. Здесь первое время он работал на солеварном заводе, но из-за особой предрасположенности штабс-капитана Борисовского, Чернышевского вместе с Ушаковым сослали на Нерчинские рудники, где жизнь его стала совершенно невыносимой.
  10. 1866 – из-за подорванного на рудниках здоровья, Николай Гаврилович серьёзно заболел, и некоторое время находился между жизнью и смертью. После этого, его перевели в Александровский завод, где положение его стало несколько легче, и где он провёл весь отведённый срок каторжных работ.
  11. 1871 – после окончания официально установленного срока каторги в Нерчинске и Александровске, и заключения, а Кадаинской и Акатуйской тюрьмах, Кноблох подал запрос о дальнейших действиях относительно Чернышевского. Приговор оставался в силе, и его под конвоем доставили на поселение в Вилюйске в Якутии.
  12. 1874 – власти Вилюйска, под надзором которых находился Николай Гаврилович, передали ему официальное предложение об освобождении и амнистии. Для этого необходимо было соблюсти простую формальность – подать прощение о помиловании. Но Чернышевский наотрез отказался это делать.
  13. 1875 – состоялась уже вторая по счёту попытка освобождения ссыльного публициста. Организовал его побег революционер-народоволец Ипполит Никитич Мышкин. Он основательно подготовился, достал действительные казённые бумаги, жандармский мундир, но уже в Вилюйске его опознали и арестовали.
  14. 1883 – Николай Гаврилович получил высочайшее дозволение покинуть место поселения, и переселиться из Сибири в европейской части России. В том же году он переехал из Вилюйска в Астрахань, где прожил больше 5 лет. На прошения его сына перевести отца в Москву или Петербург, власти ответили отказом.
  15. 1889 – Михаил Николаевич Чернышевский добился разрешения на перевод отца из Астрахани в родной Саратов. Но спустя 3 месяца по приезду в город, оставленный 35 лет назад, Николай Гаврилович заболел малярией, а спустя всего 6 дней, 17 октября скончался от кровоизлияния в мозг на 62-м году жизни.

Николай Чернышевский незадолго до смерти

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Биографическая справка

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года. Его отец – Гаврил Николаевич Чернышевский, протоирей Александро-Невского кафедрального собора Саратова. Мать – Евгения Егоровна Чернышевская (в девичестве – Голубева). В детстве Чернышевский очень любил читать. За свою любовь к книгам он получил прозвище «библиофага». В сентябре 1842 года его зачислили в Саратовскую духовную семинарию. Проведенное в ней время он использовал по большей части для самообразования. Не завершив обучение в семинарии, Чернышевский отправился в столицу и поступил в 1846 году на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Весной 1848 года Николай Гаврилович стал проявлять интерес к революционным событиям в западноевропейских странах. Благодаря общению с петрашевцем А. В. Ханыковым Чернышевский начал изучать труды французского философа, представителя утопического социализма Шарля Фурье.

В 1851 году Николай Гаврилович вернулся в Саратов, чтобы преподавать в местной гимназии. В 1853 году он познакомился с О. С. Васильевой и в скором времени женился на ней. В мае супруги переехали в Петербург. К этому периоду относится начало литературной деятельности Чернышевского. Его небольшие статьи публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Отечественных записках». В январе 1854 года Николая Гавриловича определили во 2-й Петербургский кадетский корпус в качестве учителя словесности. Проработал он там недолго. Ему пришлось подать в отставку из-за конфликта с офицером. После знакомства с Некрасовым Чернышевский начал сотрудничать с журналом «Современник», где были напечатаны его «Очерки гоголевского периода русской литературы», статьи об Островском, Пушкине, Салтыкове-Щедрине и так далее.

В мае 1855 года Николай Гаврилович защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он следующим образом высказался об искусстве: «Из определения “прекрасное есть жизнь” будет следовать, что истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». После защиты диссертации Чернышевскому не была присуждена ученая степень, так как этому помешал министр просвещения А. С. Норов. Николай Гаврилович стал магистром русской словесности только в 1858 году. Тогда же он получил должность редактора журнала «Военный сборник».

В начале 1860-х годов Чернышевский по праву считался вождем социал-революционной интеллигенции. В среде ее представителей Николай Гаврилович пользовался огромным авторитетом. В 1860 году вышло главное философское сочинение Чернышевского «Антропологический принцип в философии». С 1861 года он находился под тайным надзором полиции. 12 июня 1862 года его арестовали и посадили в одиночную камеру в Петропавловской крепости. Николая Гавриловича обвинили в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», написанной под впечатлением от отмены крепостного права в 1861 году. В ней нашло отражение неприятие Чернышевским Крестьянской реформы.

В феврале 1864 года Николая Гавриловича приговорили к 14 годам каторжных работ и поселению в Сибири пожизненно. Александр II срок каторги сократил в два раза. В мае состоялась гражданская казнь Чернышевского. В общей сложности в тюрьме, на каторге и в ссылке Николай Гаврилович провел порядка двадцати лет. При этом периодически предпринимались попытки освободить его. В 1883 году ему разрешили вернуться в европейскую часть России. В июне 1889 года Чернышевский переехал в Саратов. В октябре он заболел малярией. 17 (29) октября Николай Гаврилович скончался. Его похоронили на Воскресенском кладбище в Саратове.

Эстетические воззрения писателя

Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.

В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.

Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.

Взятие под стражу и ссылка

Деятельность Чернышевского стала объектом пристального внимания представителей полиции в 1861 году. Вскоре за писателем началась тайная слежка. Мужчину стали подозревать в составлении революционных призывов и пропаганде ненависти к действующей власти (такие обвинения были указаны в служебной записке, которую написал главный жандарм по фамилии Долгоруков). Помимо этого, редактору инкриминировали причастность к поджогам, которые произошли в Санкт-Петербурге через год.

Спустя некоторое время издание «Современник» было закрыто, вскоре Чернышевского взяли под стражу и отправили в Петропавловскую крепость, где он сидел в одиночной камере. Поводом для ареста послужило перехваченное правоохранителями письмо Герцена. В последнем упоминалось, что Чернышевский собирается организовать работу журнала «Современник» в Англии. Также мужчину обвинили в производстве прокламации, которая призывала крестьян к бунту против помещиков.

Примечательно, что даже в тюрьме Чернышевский продолжал активно работать. Мужчина написал рукописи более чем на 200 листов. Во время ареста он закончил произведение «Что делать?». Несмотря на положение писателя, роман был принят и опубликован.

В 1864 Николая осудили, приговорив к 14 годам каторги в Сибири. Кроме того, мужчина был обязан до конца своих дней жить там же. По настоянию императора срок каторги был уменьшен в 2 раза. Интересным фактом в жизни Чернышевского было то, что по факту он находился в ссылке около 20 лет. Унижением для писателя стал тот факт, что его публично лишили всех званий и привилегий. Это произошло в мае 1864 года на Конной площади города Санкт-Петербурга.

Позднее заключенного отправили на Нерчинскую каторгу, а затем в Вилюйск. Спустя 10 лет мужчине предложили написать прошение о помиловании, но он ответил отказом. Спустя время родные и друзья все же добились перевода Чернышевского из Сибири в Астрахань. Дело в том, что император боялся новых беспорядков, которые мог организовать кружок, поэтому пошел на такой шаг.

Мемуары

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное — есть жизнь».

В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу -роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Роман «Что делать?»

Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.

По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского

Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно.

Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.

Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.

Юношеские годы

Не секрет, что первый шаг к получению высшего образования Чернышевский сделал в 1843 году. В Саратове молодой человек приступил к обучению в духовной семинарии. Но после того, как Николай Гаврилович здесь проучился три года, он решил отчислиться из семинарии. Изучая научную литературу, он стал сомневаться в существовании высших сил. Все природные явления и чудеса нашли четкое обоснование, а религиозные догмы, на его взгляд, противоречили здравому смыслу.

В 1846 году, успешно сдав вступительные экзамены, Николай Чернышевский поступает в Санкт-Петербургский университет. Молодой человек обучается на историко-филологическом факультете. Именно здесь начался процесс формирования революционной личности Чернышевского. Во время обучения Николай Гаврилович изучал труды Лапласа, Исаака Ньютона, а также труды западных материалистов. Именно в северной столице Чернышевский стал ощущать себя истинным революционером, нигилистом и проповедником новых истин.

Благодаря кружку И. И. Веденского Николай Гаврилович начал приобщаться к писательской деятельности. Там юноши обсуждали политику, экономику, философию и делились впечатлениями, полученными в путешествиях. Выяснилось, что страны без крепостного права и тотальной цензуры живут намного лучше. Чернышевский жадно впитывал новую информацию. Именно здесь началось формирование социально-политических взглядов Чернышевского. В 1850 году Николай Гаврилович заканчивает университет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: