Василий денисов из романа-эпопеи «война и мир»

Между Россией и Европой

Еще один серьезный вопрос, который мне бы хотелось здесь затронуть, и по поводу которого до сих пор существует немало превратных представлений, – это связь Денисова с послевоенной западноевропейской музыкой. Среди критиков Денисова распространенным ярлыком стало называть его «французом в русской музыке». (Как известно, он свободно владел французским языком и часто бывал во Франции – стране, где его творчество нашло наибольшее признание и поддержку. В этой же стране он скончался, находясь на лечении после тяжелейшей аварии.)

Для Денисова, действительно, был очень важен опыт структурного мышления, которому он учился у западноевропейских композиторов, а из их послевоенного поколения – на сочинениях Булеза. Даже когда Денисов стал впоследствии отходить от «авангарда», он продолжал неизменно подчеркивать свое уважение к этому композитору. (Которому был немало обязан уже тем, что тот открыл для Запада его творчество, сразу же обеспечил ему успех и признание своим исполнением «Солнца инков» в середине 1960-х годов.)

При самых добрых человеческих и деловых отношениях, которые продолжались у них всю жизнь, их творческие пути стали заметно расходиться уже в 1970-е годы. А в годы моего общения с Денисовым мне не раз доводилось слышать, как он называл музыку Булеза «излишне рациональной».

Помню, как меня шокировало, когда на похоронах Денисова в конце ноября 1996 года в Париже (где я оказался вместе с Александром Вустиным, Борисом Биргером и Валерией Ценовой) я не увидел ни Булеза, ни Ксенакиса – тех, с кем он так много общался при жизни. Из французских композиторов на похороны пришел Анри Дютийе – представитель более старшего поколения, чью музыку Денисов очень высоко ценил, и с которым они были очевидно близки интонационной наполненностью своей музыки и традиционно-духовным содержанием своего творчества.

Полагаю, у «зрелого» Денисова было гораздо больше общего с восточными европейцами, которых сближал между собой схожий жизненный, политический и творческий опыт. Больше всего пересечений было у него с Дьердем Лигети – их связывали между собой также очень теплые отношения. Их пути двигались в схожем направлении, прежде всего – в пост-импрессионистическом стремлении к «звуко-краске».

И тот, и другой развивали в своих партитурах сверхлинеарное письмо. Но если Лигети во главу угла ставил сонористические поиски, то Денисова заботила прежде всего интонационная сторона музыки. Перефразируя Глинку, можно сказать, что он стремился соединить красочно-сонорное и линеарно-интонационное мышление «узами законного брака».

В последние полтора-два десятилетия своего творчества он особенно подчеркивал важность для композитора мелодического начала, написал за эти годы немало вокальных сочинений и особенно стремился в них к плавной «кантиленности». Все эти поиски уводили его в явно противоположную сторону от «авангарда»

А элегически-исповедальное настроение, которое особенно сильно чувствуется в его музыке тех лет, сближает его еще с одним крупнейшим русским композитором – с Чайковским, свой пиетет к которому Денисов подчеркивал все эти годы.

Об отношении Денисова к Чайковскому почему-то очень мало говорят и пишут музыковеды. Чайковский тоже испытал немало современных ему французских влияний, которые никак не сделали его «иностранцем». Думаю, и Денисов в русской музыке «француз» не больше, чем Чайковский.

Надо сказать, уже в 1990-е годы – после временного бума современной русской музыки на Западе (связанного прежде всего с горбачевской «перестройкой») – в отношениях западных музыкальных деятелей к русским композиторам стало проявляться все больше высокомерия. Это очень хорошо понимал и чувствовал Денисов – и в годы, когда многие стремились уехать из России, говорил нам, своим ученикам, что в Париже сейчас «делать нечего» и учиться чему-либо хорошему в современной Европе не у кого. Он надеялся закончить свое лечение в Париже и вернуться в Москву.

Об этом он говорил и писал мне неоднократно. Вот слова из его письма, написанного мне за два месяца до смерти (в сентябре 1996 года):

Но, несмотря на частые разговоры о скором возвращении в Россию, в его голосе чувствовалась безнадежность…

Тарас Бульба как персонаж

Давая характеристику сыновьям Тараса – Остапу и Андрию, – нельзя не сказать несколько слов о фигуре самого атамана. Он, безусловно, является главным героем повести, названной по его имени. Его нрав – прямой, суровый и грубый. Он не проявляет мягкости даже по отношению к собственной семье. Возможно, из-за этого его судьба и обернулась столь трагичным исходом.

Можно также допустить, что после смерти сыновей у Тараса не было такой воли к жизни, как прежде. В конце повести поляки из войска Николая Полоцкого – главного врага запорожцев – настигают остатки запорожского войска. Тарас тоже принимает смерть достойно: поляки привязывают его к дереву цепью и поджигают. С высоты дерева Тарас последний раз бросает взгляд на мир. Но Тарас, как и Остап, не изменил себе: несмотря на то, что самому атаману спастись не удалось, он помог – советами и мудростью – бежать казакам из его отряда.

4.1 / 5 ( 7 голосов )

Вариант 3

Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.

В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение

Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно

Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно — к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.

Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Сочинение на тему Василий Денисов

Василий Денисов у Толстого – это олицетворение партизана, ведущего народную войну против армии Наполеона.

Это гусарский офицер, выглядящий, как и было принято в этом виде кавалерии. У Денисова блестящие глаза и большие черные усы, подтянутый лихой общий внешний вид.

Интересы и умения также свойственны типичному гусару. Василий Денисов показан бесстрашным наездником, веселым человеком, любящим застолье и карты. По происхождению он дворянин, поэтому изображен типичным представителем своего сословия.  Командир эскадрона хорошо танцует, пишет стихи. Искренняя любовь к Наташе Ростовой также говорит в пользу героя.  

Аристократические манеры и утонченные вкусы Денисова прекрасно сочетаются с личной храбростью и умением руководить людьми. Он поддержал необстрелянного Николая Ростова, наделавшего много ошибок в первом серьезном бою, и искренне сожалел о гибели его брата Пети.

Образ Василия Денисова используется автором и для того, чтобы показать недостатки и бесчеловечность государственной машины Российской империи, к которой великий писатель относился весьма скептически. Войну, по мнению Толстого, выиграл народ, а не власть. Денисов, яркий его представитель, весьма симпатичный автору романа, сталкивается с бюрократией. Толстой ставит своего героя в положение, когда тот, несомненно, оказывается прав, несмотря на совершенное должностное преступление. Командир обязан обеспечить питание своих подчиненных, поэтому изъятие Денисовым продовольствия у своей же пехотной части, правильный и смелый поступок, когда в разграбленных немецких деревнях взять ничего невозможно. Дальнейшее развитие событий также выставляет героя в благоприятном свете. Вызванный для дачи объяснений по поводу самоуправства, боевой офицер бьет тылового вора, своего врага Телятина. Император Александр I, к которому писатель относился более чем прохладно, отклоняет прошение Денисова о помиловании.

Василий Денисов после этого командует партизанским отрядом из крестьян и военных, бежавших из плена. Сражаясь вместе со своим народом, он не хуже, чем в составе регулярной армии исполняет свой долг. Гусарский офицер не только вносит вклад в победу над врагом, но и проявляет свои прекрасные личные качества, когда, например, не убивает захваченных пленных.

В образе Василия Денисов Толстой не только вывел реальных партизанских офицеров, таких как Денис Давыдов, но и показал народный характер войны. Писатель хорошо видел, что патриотизм был присущ представителям разных сословий и дворяне, начинавшие говорить по-французски раньше, чем по-русски, сражались также доблестно, как и крестьяне. Изгнание наполеоновских войск из страны было общенародным делом, социальные и сословные различия отступали на задний план.

Неорганизованное движение

В романе «Война и мир» партизанская война вначале изображена, как нечто неосознанное и стихийное. Это было неконтролируемое мероприятие, в котором замешаны обычные люди из глубинок и не только. Толстой дал такую сравнительную характеристику этому действу: французы были истреблены, как бешеные псы. Мужики уничтожали неприятеля, атакуя так, как будто это была собака, заблудшая в чужую стаю. Но потом появились отряды, у которых имелся командир, а подчинялись они все Кутузову.

Государство увидело, какова роль партизанского движения в войне и признало его. Была отмечена эффективность таких отрядов: одно подразделение могло уничтожить часть Великой армии.

Партизанское движение стало официальным. С этого момента началось присоединение к нему большинства партий с линии фронта.

Кстати, современный американские ученые, изучающие антипартизанскую деятельности сделали вывод, что герилья имеет очаги. При этом некоторые из них обладают своими особенностями, которые зависят как от природных условий, так и от этнопсихологии местности. Также они считали, что для того, чтобы решить контрпартизанские задачи в определенных регионах, следует изучить характер отдельного очага.

Второстепенные персонажи

Андрей Тюрин

Бригадир 104-й тюремной бригады.

В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Буйновский

Капитан второго ранга, заключённый.

Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.

Цезарь Маркович

Кинорежиссёр, заключённый.

Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.

Алёшка

Баптист, спокойный молодой человек.

Сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.

Стенька Клевшин

Бывший пленник концлагеря в Бухенвальде.

Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Фетюков

Трусоватый заключённый, «шакал».

В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Два эстонца

Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Ю-81

Старый каторжанин.

Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Один день Ивана Денисовича»

для самых любопытных —

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Тест по произведению

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Образ грозы в пьесе Островского

История создания «Вишневого сада»

Краткое содержание «Дама с собачкой»

Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова

Мечта и реальность (Вишневый сад)

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя

Характеристика и образ Кабанихи в пьесе «Гроза»

Характеристика Кудряша в пьесе «Гроза»

Часть третья. Система «Дубль-ве»

В институте все смеются или издеваются над Виктором,  высмеивает его и Борис, называя авантюристом. Виктор ссорится с ним, понимает, что Борис уже не друг ему: он вырос, изменился, повзрослел. Борис заявляет, что будет выступать против Виктора, что на Виктора собирают «ком­промат», что он сам к этому присоединяется. Работа Вик­тора опровергает не только его собственную диссертацию, но и целую серию работ отдела, руководимого «Дубль-ве» (ведущим ученым института, Виталием Витальевичем), основное направление этого отдела. Диссертации сотруд­ников этого отдела, в том числе Бориса, в результате рабо­ты Виктора тоже могла быть подвергнута сомнению.

Шурочка поддерживает Виктора. Ему уже очевидно, что их отношения переходят в какую-то новую стадию. Вик­тор приводит ее домой уже как жену. Шурочка счастлива, она во всем помогает Виктору, одобряя его решение ото­двинуть защиту диссертации. Доклад Виктора включен в ближайшую сессию.

Виктор с трибуны заявляет: «Во имя нового мы должны на­учиться приносить жертвы». Когда-то в футболе система дубль-ве считалась наиболее прогрессивной, но сейчас ведь она устарела.

В перерыве шеф принимается было отчитывать Викто­ра за его выходку, но потом говорит, что очень рад за него.

Сравнительная характеристика Тыбурция и судьи (таблица)

Параметры сравнения Тыбурций Драб Судья
Сходство ·         Оба героя растят сына и дочь.
·         У них доброе сердце, оба сочувствуют бедным, обездоленным людям, стремятся к справедливости.
·         Оба умны.
Различие ·         Добродушен, ироничен.
·         Любит своих детей, заботится о них, ради них идёт на воровство.
·         Доверяет своим детям. В сыне видит доброго, достойного любви человека.
·         Угрюм, суров, вспыльчив.
·         После смерти жены удручён горем, не замечает сына, а дочь иногда ласкает, так как она напоминает ему умершую жену.
·         Считает сына бродягой и негодным мальчишкой.
Вывод Несмотря на довольно большое различие в характере эти люди сходны в главном — они добры к людям.

Переход через Энс

Денисов стал первым командиром Николая Ростова. Между мужчинами завязались добрые дружественные отношения после военной операции на мосту речки Энс. Русские войска отступали. Командование трудно договаривалось между собой. Солдаты успешно перешли на другой берег. Для обороны отступления оставили эскадрон Денисова. Когда французы приблизились почти на расстояние выстрела, поступила команда сжечь мост.

Николаю Ростову пришлось впервые выполнять приказ под вражескими пулями. Парень допустил много ошибок, забыл солому для розжига, бежал не туда, куда надо, во время операции ему было страшно. Денисов поддержал новобранца, поздравил с боевым крещением. Ротмистр успокоил:

Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака — любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.

Описание героя

Писатель создал этого второстепенного персонажа по образу реально живущего человека. Так, исследуя историю, читатель с лёгкостью сможет заметить большое сходство Василия с руководителем партизанского отряда, героем Отечественной войны 1812 года, — Денисом Давыдовым.

«Война и мир» отличается продуманными до мелочей портретами действующих лиц. Каждый герой в произведении наделён исключительными качествами, в том числе и капитан Денисов:

  • аккуратный;
  • любит играть в карты;
  • романтик;
  • хороший танцор;
  • умеет прекрасно петь и играть на клавикордах;
  • в свободное время сочиняет стихи;
  • отличается особой честностью;
  • патриот;
  • добродушный;
  • жалостливый.

Командир эскадрона гусар имел дворянское происхождение. У него было несколько молодцеватое лицо. На вид ему было чуть больше 30 лет. Пышные ухоженные чёрные усы представляли для него гордость. Всегда романтично настроенный и не отказывающийся от выпивки, он отличался постоянно красным носом и блестящими, озорными глазами.

Очень весёлый и извечно картавящий, невысокого роста и азартный Денисов представал для своих подчинённых самым любимым командиром.

Гораздо сильнее читатель проникается к этому герою, встретив его в нескольких показательных эпизодах.

https://youtube.com/watch?v=eWCYVzpNGdQ

Долохов

Федор Толстой-Американец. (wikimedia.org)

У Долохова несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812 года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с двоюродным дядей писателя Федором Ивановичем Толстым по прозвищу «Американец». Он был известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Также Долохова сравнивают с офицером А. Фигнером, который командовал партизанским отрядом, участвовал в дуэлях и ненавидел французов.
Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведение. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого его ссадили с корабля. Есть версия, что тогда он съел собственную обезьяну, хотя Сергей Толстой писал, что это неправда.

Образ Василия Денисова в романе Война и мир Толстого

Многие характерные черты героев романа «Война и мир» были «списаны» Толстым с реальных исторических личностей.

Таковым является и образ Василия Денисова. Он наглядный прототип партизана войны 1812 года Дениса Довыдова. Сложно судить на сколько образ Денисова схож с историческим героем. Главное, как автор ярко преподносит полюбившему его читателю.

«Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». Он слегка картавил, не выговаривал букву «р» и разговаривал хриплым уверенным голосом.

Удивительно, как в одном человеке уживались лихой кавалерист, любитель выпить и романтик с открытой душой. Он восхитительно танцевал «мазурку». И с такой же четкостью и тщательность готовился к серьезным боям.

https://youtube.com/watch?v=OzGHruQ-c4w

Ростов был восхищен Денисовым, его смелость в бою, открытостью и добротой. Будучи азартным игроком, Василий легко относится к деньгам. Он часто их проигрывает или пропивает.

Доброту и человечность Денисова можно отметить во время дуэли Долохова с Пьером. Выступая в роли секунданта, он пытался оттянуть начало дуэли, и, переживая за Пьера, крикнул ему «Закройтесь!».

Романтическая натура Денисова в полной мере раскрывается в любви к Наташе. Он нежно восторгается этой милой девочкой, ее пением и грацией. Неожиданно для себя, этот смелый и удалой кавалерист делает ей предложение.

Денисов поступает по совести, как настоящий командир. Но за воровство и избиение Телянина ему грозит суд.

Чувство несправедливости и гордость не позволяют Денисову просить о помиловании. Он говорит: «Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников».

Долгие тяжбы ломают уклад жизни Денисова. Он меньше общается с товарищами, не интересуется делами полка, все больше становится мрачным и недоверчивым. Несчастная любовь к Наташе оставляет в его сердце отчаянье и пустоту.

Позже мы видим Денисова на войне 1812 года, где он остается верен своим принципам и чувству долга. Василий уже не то веселый выпивоха. Он стал мудрее и рассудительнее, но все с тем же рвением борется за справедливость и отечество, а не за царя.

Образ 3

Этот персонаж довольно-таки ярко представлен в романе “Война и мир”, однако является лишь второстепенным персонажем.

Он человек средних лет, также и с ростом – не большой, да и не маленький. Он сам из дворянской семьи, имеет также в своем подчинении крепостного лакея, имя которого Лаврушка. В полку его считают плутом, так как этот крепостной много чего выдумывает, чего не может быть на самом деле. Сам Денисов по службе офицер, командовал на войне 2-ым эскадроном Павлоградского Гусарского полка.

В этом самом эскадроне и служил Ростов. Именно там Денисов сошёлся с ним, и так вышло, что он и его командир, и друг одновременно. У Василия хриплый, но верный голос. Он также картавит, так как у него не получается выговорить букву “р”. О нем говорят, как о милом и славном человеке. Он любит выпить и сыграть в карты на что-нибудь.

На службе его все любят.

После знакомства с Ростовым, через какое-то время Денисов появляется в доме их вместе с Николаем. Там ему безумно понравилась Наташа. Несколько раз побывав у них, он всё-таки решился на то, чтобы сделать ей предложение.

Однако девушка была еще тогда очень молода, и видела только друг в лице его. Но, в момент сватовства Наташа отказывает ему, как и сказала её мать, назвав его “дураком”.

После этого разочарования он уезжает обратно в полк, не попрощавшись с Ростовым и его семьёй.

Дядя Денисова был хорошим приятелем Кутузова, но больше о нём ничего неизвестно.

В 1812 году, Денисов вместе с Долоховым руководили двумя партизанскими отрядами, каждый своим. У Денисова в отряде было примерно 200 человек. В одной из операций, где также умирает и Петя Ростов, Денисов вместе с Долоховым расправляются с французами и освобождают пленных русских. И одним из таких пленных оказался Пьер Безухов.

В начале романа, в 1805 году, Денисов был на звании ротмистра. После этого, он благополучно продвигается по службе и получает звание майора. В начале войны 1812 году он является гусарским подполковником.

И когда уже война как таковая заканчивается, и начинает новый этап – партизанская война, он командует одним из партизанских отрядов. Спустя 8 лет, в 1820 году, он носит звание отставного генерала, как мы узнаем из эпилога.

Он всё также является другом Ростова и поддерживает с ним связь. Но увы, до сих пор не нашел никакой любви. В этом его даже жалко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: