Словарь метафор русского языка
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
- Ахиллесова пята
- бегут (мчатся) облака
- бездонное небо
- без гроша в кармане
- безмолвная улица
- бледное небо
- бойкий спор
- борьба без правил
- брачные оковы
- бряцать оружием
- бутылочные (изумрудные) глаза
- быть под каблуком
- быть на высоте
- вверх тормашками
- вдаваться в тонкости
- в духе времени
- ведет себя как хитрый лис
- вешать нос
- визг пилы
- вилами по воде писано
- витать в облаках
- взирать с высоты
- взобраться в гору
- вложить всю душу
- вой ветра
- возводить потёмкинские деревни
- волки сыты и овцы целы
- волчья хватка
- воронка разрыва
- вставлять палки в колеса
- втирать очки
- выдоить все деньги
- выдохшийся человек
- вызвать на «ковёр»
- выплеснуть младенца вместе с водой
- вытравить из сознания
- гвоздь программы
- глаз-алмаз
- глухая ночь
- говор ручья
- головка сыра
- гора вещей
- горбатые крыши
- горит лампочка
- горячая любовь
- гребень птицы
- грибы лисички
- губа не дура
- деликатный вопрос
- дерево стоячее
- деревья-карлики
- держать язык за зубами
- дождь барабанил
- дождь прошёл
- дремлет дорога
- дуги бровей
- душа ушла в пятки
- ежовые рукавицы
- железная воля
- железный характер
- железное здоровье
- железные мускулы
- железные нервы
- жемчужина поэзии
- завыл ветер
- загадывать вперёд
- загнать себя в угол
- загоготал (заржал) от удовольствия
- зайти в тупик
- заложить фундамент отношений
- запускать руку в кассу
- зарыть топор войны
- засучить рукава
- зелёная молодежь
- золотая голова
- золотая листва
- золотая осень
- золотое сердце
- золотые руки
- золотые слова
- зубастый парень
- изливать душу
- каланча (о чрезмерно высоком человеке)
- каменное лицо
- каменное сердце
- кипит желание
- кисель дорог
- кислое выражение лица
- кисея тумана
- ключ проблемы
- кольцо колбасы
- концы с концами не сходятся
- коралловые губы
- корень слова
- кот наплакал
- крошка (о маленьком ребёнке)
- крутая машина
- крыло здания
- ласковые лучи
- лбом стену прошибать
- ледяное сердце
- ледяной взор
- лента дороги
- лес голосов
- лес рук
- лёд (броня) равнодушия
- листья пропитались солнцем
- луковки церквей
- луч надежды
- любопытный вопрос
- мальчик для битья
- мачты стонут
- медь волос
- много воды утекло
- море голов
- море проблем
- мрачнее тучи
- мудрое решение
- найти общий язык
- наступить на любимую мозоль
- начать с чистого листа
- небо на ладони
- неверный глаз
- не зная броду, соваться в воду
- ни капли таланта
- ни перед чем не останавливаться
- ножка стула
- нос корабля
- облако ходячее
- огонь губ
- огненный шар
- оказаться прижатым к стене
- оставить мокрое место
- отложить на черный день
- оставлять зарубки на память
- острое зрение
- острые скулы
- открыть себе путь
- отплатить той же монетой
- паутина лжи
- палка о двух концах
- песочная рубаха
- плечи рычага
- погасить ссору
- подошва горы
- подтянуть потуже пояс
- поезд ползет еле-еле
- пойти как по маслу
- пойти легким путем
- полилась мелодия
- попасть в переплёт
- поставить шах и мат
- поток (океан) слёз
- потускневший взгляд
- приложить руку
- притормозить
- пробить стену непонимания
- провалиться на месте от стыда
- пузатый чайник
- пустая голова
- пустить корни в городе
- пшеничные усы
- пятое колесо в телеге
- раскурить трубку мира
- рев водопада
- розовые мечты
- рубить с плеча
- рыльце в пушку
- самому в петлю лезть
- с глазу на глаз
- сесть в калошу
- сиреневый туман
- скрипучий голос
- сладкие речи
- служебная лестница
- соль разговора
- солнце садилось
- ствол орудия
- стена дождя
- столкнуться с преградой
- считать каждую копейку
- тёплая встреча
- туча комаров
- тучка золотая
- тяжёлая артиллерия
- увязнуть в трясине лжи
- усталые капли пота
- учить азы
- факел знаний
- хвост кометы
- цвет общества
- цепи рабства
- цепь озер
- часы идут
- человек-волк
- чёрная зависть
- чёрная измена
- чёрные мысли
- чугунные ладони
- шепот листвы
- широко простирать руки
- шоколадный загар
- ядовитый человек
- янтарный блеск
Какие бывают виды метафор?
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».
Узнайте больше про Метафору и Эпитет.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Модный адвокат Тэффи
Журналист Семен Рубашкин ожидает рассмотрения дела в суде. Его обвиняют в написании статьи, распространяющей ложные слухи о прекращении работы Думы. Семен уверен в благополучном исходе судебного заседания и предвкушает вечерний ужин с друзьями
- Краткое содержание Барбос и Жулька Куприн
Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка
- Краткое содержание Пиковая дама Пушкин кратко и по главам
Повесть «Пиковая дама» рассказывает о человеке, который не смог утолить свое желание – получить как можно больше денег просто так. Германн обманом решил заставить графиню рассказать ему о трех картах
- Краткое содержание Витя Малеев в школе и дома Носова
1951 год. Николай Носов пишет повесть о младших подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения
- Краткое содержание Желтая стрела Пелевин
Повесть представляет собой большую метафору, которая представляет человеческое бытие в форме поезда под названием Желтая стрела, который мчится к своему эсхатологическому финалу
В этом стихотворении поэт постарался очень подробно
описать божественную, притягательную, невообразимую красоту морей. Для автора
море — это нечто живое, проявляющее свой характер и настроение. Каждый миг, увиденный писателем, вызывает у него восторженные чувства и трепет. Автору
кажется, будто море мыслит и чувствует подобно человеку, но, несмотря на все это, автор так и не может постичь его разума и море остается все таким же
загадочным.
Все стихотворение автор делит на несколько частей,
ведь только так он может передать нам свои чувства. В самом начале он
отображает умиротворенное, спокойное, безмятежное море, гладь которого
напоминает зеркало, вскоре стихия настигает море и от бури оно становится
волнующим, дерзким и пугающим всех живых обитателей. После того как стихия
отступает, мы замечаем, что все вокруг находится в напряженном состоянии, будто
снова ждет, что ненастье вернется и застанет врасплох, но через некоторое время
все приходит на свои места.
Автор пытается сравнить море и небеса. Небеса — это что то
непостижимое, совсем неопознанное, никак не поддающееся никаким явлениям, оно
ни от кого не зависит. Море же это что-то близкое к человеку и всему живому,
оно зависит от того, как относятся к нему, и пороки человеческие сильно на него
влияют. Поэтому автор говорит, что море близко к человеку, а небеса к богам. И
поэтому и люди и море стремятся к божественному.
Чтобы мы могли погрузиться в стихотворение полностью, автор добавляет
туда множество художественных приемов. В нем мы можем обнаружить и метафоры, и
олицетворения, а так же оно будто наполнено музыкой. При прочтении этого
стихотворения, мысленно находишься в том месте, видишь эту картину своими
глазами, смотришь, не отрывая взгляда, и наслаждаешься невообразимой красотой
этой природы.
Берущие за душу короткие стихотворения
***
Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.
***
В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.
***
Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.
***
Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех
Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»
***
Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.
И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!
Эли Оболонская
***
Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.
***
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
Рецензии на книгу Желтая стрела
Приятно, когда книга затрагивает какие-то нейроны твоей памяти. Это как встреча одноклассников, вроде бы не хотел идти, а потом пошло-поехало, и смешное и грустное, куча-мала. Мне говорили, что самая лучшая (и по ходу единственно удавшаяся у Пелевина) книга — Омон Ра. Да, книга действительно потрясающая, перетряхивающая до самых основ представление об окружающем. До сих пор та остановившаяся на Красной площади Армата вызывает мысли об отключившемся от жары и спертого воздуха внутри солдатике, крутившем наподобие вьетнамского велорикши педали для приведения макета в движение. Эта была присказка, сказка впереди. Не будем говорить о сюжете, всё пересказано задолго до меня прочими рецензентами — перейдем к мгновениям. Так вот, Желтая стрела напоминает и впрямую и косвенно о многом. Например, песня, которую поют в вагонах: «Наш бронепоезд в огне…». Эта песня должна быть гимном патриотов России: нам некуда больше бежать, эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе, время пришло… и т.д. С поезда тоже можно сойти, но проще свыкнуться с немолчным перестуком колёс и жить дальше. Недаром есть такое расхожее «проехали». Далее очевидная и даже неизбежная ассоциация с песней Макаревича «Разговор в Поезде». Пишу «Поезд» с большой буквы, потому что речь о вполне конкретном, а для его пассажиров, единственно возможном Поезде, бесконечном Поезде их жизни. И действительно в Стреле есть разговоры в Поезде и даже свой гуру есть, Хан, но про себя называю его попеременно то Кастанедой, то Виктором Цоем. Кастанедой потому, что встал на свой Путь (в т.ч. железнодорожном смысле слова) и просвещает неразумного Ученика, а Цоем потому, что уж очень песни Виктора Робертовича западают мне в душу, начиная с «И если есть в кармане пачка сигарет….» (а у главного героя их нет, и кажется это выбивает его из колеи просветления) и кончая «Кукушкой», ну и раскосость подходит, да. Простите за раскосость, если это кого-то обидело/оскорбило, я не намеренно. В отличие от автора, он по-моему прямо-таки неполиткорректно обращается к уроженцам солнечного Кавказа. В связи с чем у меня возник вопрос, как редактор пропустил это? Это не то, чтобы не верно, но как-то грубо. А вот что было тонко, для меня, конечно, это построение рассказа на базе стихотворения Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай». В середине книги есть прямым текстом прописанный намек, однако только прочитав сам стих, можно оценить всю прелесть аналогии. Поиграем немного в школу, а именно в литературный анализ. «Как я вскочил на его подножку, было загадкою для меня» — так ведет себя основная масса людей, пассажиры, которые вообще похоже не понимают, что едут в Поезде с рождения до самой смерти. «Видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет» — главному герою перепадает на вид популисткая брошюра, а на самом деле философский труд про то, как не-до-конца-пассажир едет в тамбуре и то ли представляет, то ли на самом деле видит джугли Индии за окном. «Где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла» — тут немного протягиваю за уши, но так и встает перед глазами образ мертвой западной актрисы (да, и там есть Сладко Загнивающий Запад), прикованной словно Прометей к своей надгорбной плите. Там, в вагонах, тоже есть свои мифы, например, культ У-3 и даже оккультисты на крыше. На крыше, в лучших традициях интеллей, вообще собралась вроде как местная духовная элита, те, кто поняли где они и чего хотят. Кажется, даже Хан ушёл в это просветление, оставив в наследство своему непутевОму ученику в качестве пост скриптума осознанное сновидение. Вот такие они, вагонные. Но это в высях горних, а на земле? А на земле 90-ые, плавно переходящие в 2000-ые. Все эти исчезающие ложки с подстаканниками, стрелки, как тесто на дрожжах поднимающиеся «малиновые пиджаки», хохлома на бутылках из-под пива, дурацкая навязчивая реклама для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Вот и ещё один привет из нашего коммунального прошлого. А уж какие там коммуналки, и очередь на купе, и подселение, что тоже характерно для эпохи. Больше всего радует конец, хотя какой это конец, это только начало. Однако не буду раскрывать всех карт, а то разве ж интересно проходить квест, имея на руках все коды? Главный вывод: может Пелевин и не Булгаков, но задатки провидца у него есть — пока он видит только настоящее, но может быть в скором времени…
#флешмоб_Антиутопия
Душевные стихи о любви, трогательные до слез
***
Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.
Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…
Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!
Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…
Розалия Мартысь
***
На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.
Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.
“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”
Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.
Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.
Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”
Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…
… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.
Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …
Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.
Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.
Марина Яныкина
***
Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…
В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…
Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…
Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…
Эльдар Рязанов
***
Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…
Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…
Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…
Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…
Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!
Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!
Галина Нижник
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
Смотрите «Словарь словообразовательных метафор русского языка». Составитель С.Б. Козинец
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Желтая стрела сюжет
Главный герой — обычный парень средних лет по имени Андрей. Он просыпается в поезде от храпа своего соседа. Проснувшись, Андрей курит и идет умываться. В зеркале он замечает, что за последние пять лет его лицо не постарело и, тем более, не помолодело. Оно как будто потеряло свою актуальность. Отбросив эти мысли, Андрей идет завтракать в вагон-ресторан.
Андрей смотрит на скатерть на своем столе, покрытую пятнами и крошками, и видит как на нее падает солнечный луч. Для того ли проходил солнечный луч бесконечную пустоту космоса, чтобы попасть на его грязную скатерть? Для Андрея солнечный луч — это целеустремленная желтая стрела.
После завтрака Андрей убедился, что сегодня необычный день: он думает о множестве вещей, которые обычно его совершенно не интересуют. Главный герой идет к своему другу Хану, дабы получить ответы на вопросы.
Хан понимает, что его опасения подтвердились. Он берет Андрея за воротник и требует ответа на вопрос: «Что такое Желтая стрела?». Спустя некоторое время он вспоминает.
(Сейчас будет немного сложно понять)
Андрей стал на время пассажиром. Он и сейчас пассажир, но уже нормальный потому, что такой пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Обычному пассажиру никогда не придет в голову мысль, что с поезда можно сойти. Для них нет ничего кроме поезда.
(На этом мое введение в сюжет заканчивается. Прочитаете сами до конца, если захотите)
https://youtube.com/watch?v=dQmVogAIvu8
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна — прекрасное дитя поры” . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.
- Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета
Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.
- Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.
каменное лицо => лицо, как камень; золотые руки => руки, как золото;
- Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.
смеется небо => ребенок смеется; непогода злится => человек злится;
- По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
- Основное отличие в том, что эпитет нельзя перевести в сравнительный оборот, что можно сказать за метафору. Как мы увидим в следующем примере, в метафоре “кельи восковой” — подразумевается улей, из которого вылетают пчелы, т.е. «улей из воска», налицо возможность применить сравнительный оборот.
Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой!
- Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Популярные сегодня пересказы
- Сказка о царе Салтане — краткое содержание сказки Пушкина Сестры вечером пряли пряжу около окошка. Мечтая, они представляли, чтобы сделала каждая, став царицей. Первая сестрица сказала, что устроила бы большой пир, вторая – наткала бы полотна
- Самоотверженный заяц — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Однажды волк увидел бегущего мимо его логова зайца и приказал ему остановиться. Заяц, однако, не послушался его и побежал ещё быстрее. Волк быстро догнал его и сказал, что за то, что заяц его не послушался
- Вольность — краткое содержание оды Радищева Ода Радищева, в первую очередь воспевает о равенстве между господами и обычными людьми, она является первой революционной поэзией. Автор открыто протестует против угнетения обычных горожан. Данным давно тема
- Айтматов Чингиз Айтматов – известный писатель, академик, дипломат, родившийся в 1928 году в Киргизии. В творчестве Айтматова прослеживается большая любовь к людям и природе, благодаря которой его произведения действительно
Желтая стрела сюжет
Главный герой — обычный парень средних лет по имени Андрей. Он просыпается в поезде от храпа своего соседа. Проснувшись, Андрей курит и идет умываться. В зеркале он замечает, что за последние пять лет его лицо не постарело и, тем более, не помолодело. Оно как будто потеряло свою актуальность. Отбросив эти мысли, Андрей идет завтракать в вагон-ресторан.
Андрей смотрит на скатерть на своем столе, покрытую пятнами и крошками, и видит как на нее падает солнечный луч. Для того ли проходил солнечный луч бесконечную пустоту космоса, чтобы попасть на его грязную скатерть? Для Андрея солнечный луч — это целеустремленная желтая стрела.
После завтрака Андрей убедился, что сегодня необычный день: он думает о множестве вещей, которые обычно его совершенно не интересуют. Главный герой идет к своему другу Хану, дабы получить ответы на вопросы.
(Сейчас будет немного сложно понять)
Андрей стал на время пассажиром. Он и сейчас пассажир, но уже нормальный потому, что такой пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Обычному пассажиру никогда не придет в голову мысль, что с поезда можно сойти. Для них нет ничего кроме поезда.
(На этом мое введение в сюжет заканчивается. Прочитаете сами до конца, если захотите)
Желтая стрела сюжет
Главный герой — обычный парень средних лет по имени Андрей. Он просыпается в поезде от храпа своего соседа. Проснувшись, Андрей курит и идет умываться. В зеркале он замечает, что за последние пять лет его лицо не постарело и, тем более, не помолодело. Оно как будто потеряло свою актуальность. Отбросив эти мысли, Андрей идет завтракать в вагон-ресторан.
Андрей смотрит на скатерть на своем столе, покрытую пятнами и крошками, и видит как на нее падает солнечный луч. Для того ли проходил солнечный луч бесконечную пустоту космоса, чтобы попасть на его грязную скатерть? Для Андрея солнечный луч — это целеустремленная желтая стрела.
После завтрака Андрей убедился, что сегодня необычный день: он думает о множестве вещей, которые обычно его совершенно не интересуют. Главный герой идет к своему другу Хану, дабы получить ответы на вопросы.
Хан понимает, что его опасения подтвердились. Он берет Андрея за воротник и требует ответа на вопрос: «Что такое Желтая стрела?». Спустя некоторое время он вспоминает.
(Сейчас будет немного сложно понять)
Андрей стал на время пассажиром. Он и сейчас пассажир, но уже нормальный потому, что такой пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Обычному пассажиру никогда не придет в голову мысль, что с поезда можно сойти. Для них нет ничего кроме поезда.
(На этом мое введение в сюжет заканчивается. Прочитаете сами до конца, если захотите)
Основная идея
Автор пытался донести до людей то, что большинство легендарных строений было воздвигнуто простыми рабочими мужиками. Но зачастую все почести достаются чиновникам и высокопоставленным людям, которые только и делали, что обманывали простой народ и злоупотребляли их трудом только из-за того, что тот не мог возразить.
Некрасов хочет напомнить читателю, что большинство из того, что окружает его в повседневной жизни, воздвигнуто простыми мужиками. И если забыть их труд, забыть, через какие муки им приходилось проходить, чтобы заработать себе на хлеб, то это можно считать предательством самих себя и своей сущности.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин) * * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев) * * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев) * * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков) * * *
Царапающий взгляд. (М. Горький) * * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт) * * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов) * * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова) * * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева) * * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский) * * *
Немой покой. (И.А. Бунин) * * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявый сумрак. * * *
В саду горит костер рябины красной. * * *
Березовым веселым языком. * * *
Руки милой — пара лебедей В золото волос моих ныряют. * * *
Ты — мое васильковое слово, Я навеки люблю тебя. Как живет теперь наша корова, Грусть соломенную теребя? * * *
«Черемуха»
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. * * *
Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил. * * *
Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман. Еду грязной дорогой с вокзала Вдалеке от родимых полян. * * *
Лес застыл без печали и шума, Виснет темь, как платок, за сосной. Сердце гложет плакучая дума… Ой, не весел ты, край мой родной. * * *
Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. * * *
Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед, Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет. * * *
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня. * * *
Младенцем завернула Заря луну в подол. * * *
Сердце гложет плакучая дума… * * *
Прячет месяц за овинами Желтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами По востоку пышет зарево. Пеной рос заря туманится, Словно глубь очей невестиных. Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных. На березки в роще теневой Серьги звонкие повесила И с рассветом в сад сиреневый Мотыльком порхнула весело. * * *
Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных. На березки в роще теневой Серьги звонкие повесила И с рассветом в сад сиреневый Мотыльком порхнула весело. * * *
Теперь бы брызнуть в небо Вишневым соком стих За отческую щедрость Наставников твоих. * * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы. * * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила… * * *
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. * * *
Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит. Она поет — и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит — и небеса играют В ее божественных глазах; Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое. * * *
«Евгений Онегин»
У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает. Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня. * * *
На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. ***
Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. ***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
«Снежное вино»
И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? ***
В легком сердце — страсть и беспечность, Словно с моря мне подан знак. Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясь летит рысак. ***
И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. ***
Горек мне мед твоих слов. ***
Змеиные кудри. ***
Гадать по картам ночи. ***
Вопли скрипок.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.
- Дедушка — краткое содержание рассказа Некрасов Над этим произведением Некрасов работал долго и кропотливо. Автор перепроверял данные, обращался к истоку времени восстания декабристов. Всем этим он хотел показать читателю
- Андрей Колосов — краткое содержание повести Тургенева В данном произведении Иван Тургенев чётко предоставил читателю две противоположные стороны. Одна, из которых тщеславная, высокомерная, уродливая. А другая великодушная, добрая и честная, противоречия между моральными ценностями
- Вера и Анфиса — краткое содержание сказки Успенского Произведение под названием «Вера и Анфиса» написано известнейшим детским писателем Эдуардом Успенским. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
Что такое метафора в литературе
Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.
Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.
Примеры метафоры в стихах
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Узнайте больше про Олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.
Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.
Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.
Узнайте больше про Метонимию.