Пересказ рассказа «Хорь и Калиныч» Тургенева И.С.

Краткое содержание рассказа Тургенева «Стучит!»

Дело было в десятых числах июля. Я прилёг отдохнуть после удачной охоты на тетеревов, когда ко мне вошёл Ермолай и сообщил, что у нас кончилась дробь. Он предложил послать его за дробью в Тулу, которая была в 45-ти верстах от нас. На моих лошадях Ермолай ехать не мог — захромал коренник, но лошадей можно было взять у местного крестьянина, которого Ермолай назвал «из глупых глупым». Пока Ермолай ходил за ним, я решил ехать в Тулу сам. Я плохо надеялся на Ермолая, который мог вернуться через несколько дней без денег, дроби и лошадей. К тому же в Туле я мог купить новую лошадь. Через четверть часа Ермолай привёл рослого, белобрысого и подслеповатого мужика с рыжей бородой клинышком, длинным пухлым носом и разинутым ртом. Звали его Филофей. Договорившись с Филофеем об оплате в 20 рублей, мы тронулись в путь. Мой верный слуга Ермолай, обидевшись, что я не пустил его в Тулу, даже не простился со мной.

По дороге я заснул. Разбудило меня странное бульканье. Я поднял голову и увидел, что вокруг тарантаса простирается водная гладь, а впереди, на козлах, неподвижно сидит Филофей. Оказалось, что Филофей немного ошибся, пропустил брод, и теперь ждал, что коренник покажет, куда надо ехать. Наконец, лошадь зашевелилась, и мы благополучно выехали из реки. Вскоре я снова заснул.

Меня разбудил Филофей. На этот раз тарантас стоял по самой середине большой дороги. Филофей сказал: «Стучит!.. Стучит!». И точно, вдалеке слышался прерывистый стук колёс. Филофей объяснил, что под Тулой «шалят», и это могут быть разбойники. Через полчаса звуки стали ближе, уже был слышен свист и бряцанье бубенчиков. Я вдруг уверился, что за нами едут недобрые люди.

Через 20 минут нас нагнали. Я приказал Филофею остановиться — убежать всё равно было невозможно. Тут же большая телега, запряжённая тройкой, обогнала нас и загородила дорогу. В телеге находилось 6 человек, все пьяные. Правил телегой какой-то великан в полушубке. Они поехали шагом, мы — за ними. Миновать телегу нам не давали. Впереди, в ложбине над ручьём, виднелся мостик. По мнению Филофея, именно там нас и собирались грабить.

Вдруг тройка с гиканьем понеслась, и, доскакав до мостика, остановилась сбоку дороги. Когда мы поравнялись с телегой, с неё спрыгнул великан — и прямо к нам. Положив руки на дверцы и осклабившись, великан скороговоркой сообщил, что едут они с весёлой свадьбы, и попросил денег на опохмел. Я дал ему два целковых. Он схватил деньги, прыгнул на телегу, и только мы их и видели.

Опомнились мы с Филофеем не сразу. Подъезжая к Туле, мы увидели у кабака знакомую телегу и торопливо проехали мимо. В тот же вечер мы вернулись в деревню Филофея, и я рассказал о случившемся Ермолаю. Два дня спустя он сообщил мне, что в ту ночь, когда мы ездили в Тулу, на той же самой дороге ограбили и убили какого-то купца. Уж не с этой ли «свадьбы» возвращались наши удальцы? В этой деревне я оставался дней 5, и каждый раз встречая Филофея, говорил ему: «А? стучит?».

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание повести Ай

Следующая

ПересказыКраткое содержание рассказа Тургенева «Живые мощи»

Краткое содержание рассказа Тургенева «Стучит!»

Дело было в десятых числах июля. Я прилег отдохнуть после удачной охоты на тетеревов, когда ко мне вошел Ермолай и сообщил, что у нас кончилась дробь. Он предложил послать его за дробью в Тулу, которая была в 45-ти верстах от нас. На моих лошадях Ермолай ехать не мог — захромал коренник, но лошадей можно было взять у местного крестьянина, которого Ермолай назвал «из глупых глупым». Пока Ермолай ходил за ним, я решил ехать в Тулу сам. Я плохо надеялся на Ермолая, который мог вернуться через несколько дней без денег, дроби и лошадей. К тому же в Туле я мог купить новую лошадь.

Через четверть часа Ермолай привел рослого, белобрысого и подслеповатого мужика с рыжей бородой клинышком, длинным пухлым носом и разинутым ртом. Звали его Филофей. Договорившись с Филофеем об оплате в 20 рублей, мы тронулись в путь. Мой верный слуга Ермолай, обидевшись, что я не пустил его в Тулу, даже не простился со мной.

По дороге я заснул. Разбудило меня странное бульканье. Я поднял голову и увидел, что вокруг тарантаса простирается водная гладь, а впереди, на козлах, неподвижно сидит Филофей. Оказалось, что Филофей немного ошибся, пропустил брод, и теперь ждал, что коренник покажет, куда надо ехать. Наконец, лошадь зашевелилась, и мы благополучно выехали из реки. Вскоре я снова заснул.

Меня разбудил Филофей. На этот раз тарантас стоял по самой середине большой дороги. Филофей сказал: «Стучит!.. Стучит!». И точно, вдалеке слышался прерывистый стук колес. Филофей объяснил, что под Тулой «шалят», и это могут быть разбойники. Через полчаса звуки стали ближе, уже был слышен свист и бряцанье бубенчиков. Я вдруг уверился, что за нами едут недобрые люди.

Через 20 минут нас нагнали. Я приказал Филофею остановиться — убежать все равно было невозможно. Тут же большая телега, запряженная тройкой, обогнала нас и загородила дорогу. В телеге находилось 6 человек, все пьяные. Правил телегой какой-то великан в полушубке. Они поехали шагом, мы — за ними. Миновать телегу нам не давали. Впереди, в ложбине над ручьем, виднелся мостик. По мнению Филофея, именно там нас и собирались грабить.

Вдруг тройка с гиканьем понеслась, и, доскакав до мостика, остановилась сбоку дороги. Когда мы поравнялись с телегой, с нее спрыгнул великан — и прямо к нам. Положив руки на дверцы и осклабившись, великан скороговоркой сообщил, что едут они с веселой свадьбы, и попросил денег на опохмел. Я дал ему два целковых. Он схватил деньги, прыгнул на телегу, и только мы их и видели.

Опомнились мы с Филофеем не сразу. Подъезжая к Туле, мы увидели у кабака знакомую телегу и торопливо проехали мимо. В тот же вечер мы вернулись в деревню Филофея, и я рассказал о случившемся Ермолаю. Два дня спустя он сообщил мне, что в ту ночь, когда мы ездили в Тулу, на той же самой дороге ограбили и убили какого-то купца. Уж не с этой ли «свадьбы» возвращались наши удальцы? В этой деревне я оставался дней 5, и каждый раз встречая Филофея, говорил ему: «А? стучит?».

Проблемы

Проблематика рассказа «Бирюк» незнакома в основе своей современному читателю, так как век крепостного права минул:

  1. Основная проблема — крестьянская доля. Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто невыносимой оказывалась жизнь крестьян. В своем рассказе он поднимает проблему трудной народной доли. Нередко загнанному в невыносимые условия, голодающему и бесправному крестьянину не оставалось возможности накормить семью, не нарушив закона. Рассказчик не может осуждать пойманного за вырубку леса мужика, когда тот начинает рассказывать о своей несчастной жизни. Жалеет и отпускает его в финале рассказа и Бирюк.
  2. Конфликт долга и человечности — это тоже проблема, поднятая в рассказе, но она уже относится к разряду вечных. Отдельный описанный случай показывает человеческие взаимоотношения и способность к состраданию, однако проблема остается на месте: либо честный лесник, либо голодный крестьянин обречены нести наказание за желание помощь ближнему.

Уездный лекарь


Рассказ составлен со слов уездного лекаря, который поведал о том, как много лет назад вызвали его к больной, проживавшей в семье бедной вдовы, достаточно далеко от города. Доктор увидел, что несмотря на болезнь, девушка очень красива. Ночью он не смог уснуть и большую часть времени провел у постели больной. Испытав расположение к семье девушки, члены которой хоть и были небогаты, отличались начитанностью и образованностью, доктор решил остаться. Мать и сестры больной с благодарностью это приняли, так как видели, что Александра верит доктору и выполняет все его указания. Но с каждым днем девушке становилось все хуже, а по разбитым непогодой дорогам не поступали своевременно лекарства.

Перед смертью Александра открылась доктору, призналась ему в любви и объявила матери о помолвке. Три последних ночи они провели вместе, после чего девушка умерла. Позже доктор женился на дочери зажиточного купца, но она оказалась ленивой и злой.

Последние комментарии

Последние публикации

  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon) 2 часов 4 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI) 2 часов 10 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon) 2 часов 17 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI) 2 часов 20 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka) 2 часов 24 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka) 2 часов 36 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Желтая птица) 2 часов 44 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Желтая птица) 2 часов 53 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon) 3 часов 19 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI) 4 часов 8 минут назад

— Стучит! 42 Кб (читать) (читать постранично) — Иван Сергеевич Тургенев

Настройки текста:

IV

Понятно, что Теглев тотчас ухватился за эту репутацию. Она придавала ему особое значение, особый колорит… «Cela le posait», как выражаются французы, – и при небольшом его уме, незначительных познаниях и громадном самолюбии такая репутация приходилась ему как раз под руку. Заслужить ее было трудно, а поддержать ее – ничего не значило: стоило только молчать и дичиться. Но не в силу этой репутации я сошелся с Теглевым и, можно сказать, полюбил его. Полюбил я его, во-первых, потому, что сам был порядочный дичок и видел в нем собрата; а во-вторых, и потому, что человек он был добрый и в сущности очень простосердечный. Он внушал мне нечто вроде сожаления; мне казалось, что, помимо его напускной фатальности, над ним действительно тяготеет трагическая судьба, которой он сам не подозревает. Разумеется, этого чувства я ему не высказывал: внушать сожаление – может ли быть обида хуже для «фатального» человека? И Теглев чувствовал расположение ко мне: со мной было ему легко, со мной он разговаривал – в моем присутствии он решался покидать тот странный пьедестал, на который не то попал, не то взобрался. Мучительно, болезненно самолюбивый, он, вероятно, все-таки сознавал в глубине души своей, что ничем не оправдывает своего самолюбия – и что другие, пожалуй, могут смотреть на него свысока… а я, девятнадцатилетний мальчик, не стеснял его; страх сказать что-нибудь неумное, неуместное при мне не сжимал его вечно настороженного сердца. Он даже иногда впадал в болтливость; и благо ему, что никто, кроме меня, не слыхал его речей! Его репутация недолго бы удержалась. Он не только знал очень мало – он почти ничего не читал и ограничивался тем, что набирался подходящих анекдотов и историй. Он верил в предчувствия, предсказания, приметы, встречи, в счастливые и несчастные дни, в преследование или благоволение судьбы, в значительность жизни, одним словом. Он даже верил в какие-то «климатерические» годы, о которых кто-то упомянул при нем и значение которых он сам не понимал хорошенько. Фатальным людям настоящего закала не следует выказывать подобные верованья: они должны внушать их другим… Но Теглева с этой стороны знал я один.

Льгов

Однажды автору предложили охоту на уток, на озере, возле большой деревни Льгов. Охота на заросшем озере была богатой, но доставать добычу стало затруднительно. Поэтому было принято решение взять лодку. Во время охоты автор знакомится с двумя интересными людьми:

вольноотпущенный, по имени Владимир, отличался грамотностью, начитанностью, ранее он служил камердинером и даже учился музыке; пожилой крестьянин Сучок, поменявший за свою долгую жизнь множество хозяев и работ.

Во время работы прохудившаяся лодка Сучка начинает тонуть. Только к вечеру уставшим охотникам удается выбраться из озера.

Характеристика главного героя

Главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк» из цикла «Записки охотника» — лесник Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк:

  • нарочито мрачное описание его жилища и внешнего вида помогает создать контраст с человечностью и тонкой душевной организацией Бирюка;
  • конфликт между чувством долга и человечностью приводит Бирюка в социальный тупик, но мужчина делает выбор в пользу доброты и милосердия;
  • сила Бирюка не только в мужественном внешнем обличье, но и в непоколебимых моральных принципах. Живя в бедности, лесник пытается прокормить детей и надлежащим образом смотреть за природными богатствами.

Внешность

Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк, — крепостной мужик, служащий лесником в барском лесу. Автор даёт пояснение, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого и угрюмого человека.

Это высокий, плечистый молодец, хорошо сложенный, с мускулистыми руками. Его мужественное и суровое лицо до половины закрывала чёрная курчавая борода. Карие глаза смело глядели из-под широких сросшихся бровей.

Характеристика речи

Лесник не словоохотлив. Голос у него звучный, говорит Фома отрывисто и спокойно. Когда он ловил мужика, срубившего дерево, его «железный» голос загремел, останавливая нарушителя: «Куда? Стой!»

Семья и быт

Живёт Бирюк в лесу, в небольшой избе, состоящей из одной комнаты. Убранство её такое бедное, что у его гостя, барина-охотника, заныло сердце. На стене висел изорванный тулуп, в углу лежала груда тряпок. На середине избы на длинном шесте висела люлька, в ней тяжело и часто дышал маленький сын Фомы. Люльку качала дочка лесника лет 12-ти Улита, робкая девочка с грустным личиком. Жена лесника сбежала с прохожим мещанином.

У Фомы и его детей скудная еда, он не может угостить охотника ничем, кроме хлеба, чаю у него тоже нет. Охотник сказал, что он не голоден. Он сочувствовал леснику и его детям.

Отношение Бирюка к своей службе

Фома ревностно относится к своей работе. Он говорит: «Должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится». Он крепостной и обязан сторожить барский лес. Бирюк чувствует себя в лесу свободным, в нём он как дома. Он не раб, не лакей при господине, а охранник, защитник леса. В лесу Фома чувствует себя спокойно даже во время грозы.

Отношение крестьян к Бирюку

Крестьяне ненавидели лесника и боялись как огня, так как он никому из них не давал утащить и вязанки хворосту. Фома очень силён и ловок, от него нарушители не могли скрыться. Взятки за деревья он не берёт. Мужики пытались украсть деревья, чтобы прокормить свои голодающие семьи, но Бирюк не даёт им этого сделать. Уже несколько раз пытались его сжить со свету, не жалея его детей, но он не давался.

Отношение Бирюка к мужику-вору

Хоть Фома добросовестно и честно выполняет свои обязанности, но иногда не может преодолеть свою жалость к беднякам.

Пожалел он и бедного крестьянина, который срубил дерево, потому что его дети голодные. Сначала лесник напоминает ему, что сам тоже человек подневольный, что с него взыщет барин за срубленное дерево. Когда мужик с отчаянья стал ругать его да ещё угрожать, Бирюк изумился, понял, что у этого мужика очень тяжёлая жизнь, и отпустил его.

Анализ произведения

Сначала рассмотрим героев. Их всего трое: охотник, Акулина и Виктор.

Автор исподтишка любуется девушкой, которая является центром рассказа. Сначала описана ее внешность с глазами лани и длинными ресницами, тонкой, слегка загорелой кожей, светлыми волосами, схваченными алой лентой. Только слезинки катятся по щеке. При появлении Виктора она радостно встрепенулась, а потом смутилась. Она с трепетом нежно целует руку Виктора и обращается к нему уважительно. А когда узнает о расставании, то не может сдержать своего горя. Акулина пытается сдерживать себя и вымаливает только доброе слово на прощание. Букет, который она собрала, имеет для девушки большое значение, но особенное она придает василькам, которые небрежно, как и ее саму, отверг Виктор. Эти синие цветы стали символом поруганной любви.

Виктор сразу производит на автора нехорошее впечатление. Молодой человек очень некрасив. Глазки у него маленькие, лоб узенький, усики редкие. Он полон самолюбования и довольства собой. С Акулиной Виктор ведет себя безобразно, зевает, показывая, что ему с крестьянкой скучно. Он без конца крутит свои часы и лорнет, которым не умеет пользоваться. В конце концов искреннее горе Акулины его пугает, и он позорно убегает, оставляя девушку одну.

Охотник рассказывает нам о свидании, сочувствуя девушке и презирая циничного лакея, который, возможно, сломал ей жизнь.

Проблемы, затронутые автором, могут быть перенесены и в наши реалии. Слишком часто современные молодые девушки выбирают совсем не достойных мужчин и делают их предметом поклонения, а потом, брошенные, страдают. На этом мы заканчиваем анализ «Свидания» Тургенева.

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

9. Бежин луг

Отдельно из цикла «Записки охотника» необходимо выделить как самостоятельное произведение рассказ «Бежин луг», написанный в 1850 году. В этом рассказе автор вспоминал события пятилетний давности, когда он все лето провел в одной из русских деревень. Тургенев на отдыхе посвящал почти все время охоте и общению с деревенскими жителями, в том числе детьми.

Повествование ведется от лица охотника, который набрел на компанию детей, сидящих вокруг костра. Это местечко называлось Бежин луг. Оказалось, что дети пасут коней. Мужчина решил притвориться спящим и послушать, о чем разговаривают дети.

Проблематика рассказа

В центре сюжета история лесника Фомы, которого за угрюмость и нелюдимость прозвали Бирюком. Автор описывает его как настоящего богатыря: высокого, сильного, мускулистого с шапкой темных волос. Все это делает его образ еще более грозным.

Крестьяне ненавидят лесника, так как считают его суровым и злым. Фома не позволяет им воровать и не понимает, что люди идут на преступление из-за нужды и голода. Они наделяют Бирюка некой властью и грозятся убить его, отобрать у него возможность следить за лесом.

Петр Петрович иначе воспринимает своего нового знакомого, так как он хорошо понимает лесника. Тот тоже является крепостным и обязан работать на барина. Фома — честный исполнитель и просто отрабатывает свой хлеб. Жить ему приходится с двумя детьми, их изба очень бедная.

Все что есть в помещении — это куча тряпок, лучины и полное отсутствие еды, кроме хлеба. Все наполнено запустением и унынием.

Основные характеристики Бирюка:

  • правильность;
  • честность;
  • одинокость;
  • принципиальность.

У Фомы нет соратников и друзей. Он одинок в своих убеждениях, службе и даже в лесу ему не с кем поговорить. Подобное отчуждение способно вызывать уважение и сочувствие. Пойманный воришка — полная противоположность Бирюка. Даже описание его иное: он мелкий, жалкий, растрепанный. Лесник без труда смог скрутить его и взять в плен.

И Фома, и вор являются крепостными, у каждого есть дети. Только Бирюк считает недопустимым идти на воровство. Значение рассказа заключается в том, что лесник вынужден быть одиноким и изгоем. Он честно работает на барина, но другие крестьяне не поймут такого и будут относиться к человеку негативно.

В то же время внезапно Фома проявляет сострадание к пленнику и отпускает его. Петр предлагает внести плату за поваленное дерево, так как за воровство леснику полагается штраф.

«Бирюк»: анализ произведения

Произведение «Бирюк» — классика русского реализма. На это указывают живописные описания, яркая детализация и подробное изложение истории от первого лица. Чтобы ощутить и понять всю смысловую наполненность сочинения, необходимо изучить следующие моменты:

История создания

Для Ивана Сергеевича Тургенева 1847 год ознаменовался публикацией сборника его рассказов «Записки охотника». «Бирюк» — одно из произведений, включенное в эту масштабную работу автора.

Основная задача Тургенева — воспроизвести в художественной форме собственные воспоминания и впечатления о жизни крестьян Орловской губернии, в которой прошло его детство. Некоторые рассказы имеют вполне реальную основу, некоторые из них вымышлены.

Тема и конфликт рассказа

Один из самых ярких и коротких рассказов автора — «Бирюк». Тургенев, описывая приключения лесника-отшельника, раскрыл свою любимую тему о широте и загадочности русской души.

Иван Сергеевич часто позиционировал себя как патриот-философ, который задумывается о происхождении тех или иных этнических черт характера русских. И образ Бирюка позволил это сделать сочно, красочно, ярко и интересно. Лесник предан делу и не терпит нарушения закона, но его человечность побеждает приверженность правилам.

Конфликт рассказа «Бирюк»: YouTube/MyBook

Важно упомянуть о конфликте в произведении, который вырастает из проблемы неравенства. Бирюк противостоит обычному бедному мужику, который от безысходности пошел на воровство

Лесничий сам живет бедно, но при этом не переступает через моральные принципы, не опускается до кражи. Кроме того, конфликт состоит в конфронтации чувства гражданского долга и чувства сострадания, которые ведут неравную борьбу в сердце замкнутого отшельника.

Особенности композиции и жанр

«Бирюк» — пример классического рассказа в стилистике реализма. Об этом свидетельствует ряд мелких деталей:

  • небольшой объем произведения;
  • акцент на красочности описаний, которые помогают создать определенную атмосферу;
  • психологические характеристики главных героев;
  • эмоциональные диалоги и динамичный сюжет.

Проанализируем более детально особенности композиции «Бирюка», потому что она не совсем типична для творчества Ивана Сергеевича Тургенева:

  1. Экспозиция произведения сжатая, схематичная.
  2. Завязка максимально детализирована.
  3. Сюжет линейный и динамичный, что держит читателя в напряжении до самого финиша.
  4. Кульминация наступает после сцены в доме лесника. Она контрастна предыдущим событиям и вводит читателей в заблуждение.
  5. Развязка лишена романтичности, жизненная ситуация имеет вполне реальный исход.

Все это помогает пробудить у читателя спектр эмоций, заставляет погрузиться в раздумья.

Характеристика главных героев

По сути, у произведения «Бирюк» есть только один главный герой — это Фома Кузьмич — местный лесник:

  • нарочито мрачное описание его жилища и внешнего вида помогает создать контраст с человечностью и тонкой душевной организацией Бирюка;
  • конфликт между чувством долга и человечностью приводит Бирюка в социальный тупик, но мужчина делает выбор в пользу доброты и милосердия;
  • сила Бирюка не только в мужественном внешнем обличье, но и в непоколебимых моральных принципах. Живя в бедности, лесник пытается прокормить детей и надлежащим образом смотреть за природными богатствами.

Произведение «Бирюк» покоряет читателей глубиной и реализмом, остротой социальных проблем и конфликтом, актуальным на протяжении веков.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1876585-biruk-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia-turgeneva.html

Бурмистр

Однажды автор остановился на ночь у соседа, военного в отставке, помещика Аркадия Павловича Пеночкина. Сосед был человеком грамотным и образованным, однако, в доме его люди чувствовали себя неуютно и беспокойно. Наутро вместе решили ехать в Шипиловку, которая находилась недалеко от Рябово, где автор должен был охотиться. Там помещик с гордостью показывал имение, дом и окрестности. Пока не приехал бурмистр Сафрон, который стал жаловаться на увеличение поборов, небольшое количество земли.

Как рассказали потом автору местные крестьяне, Пеночкин только на бумагах был хозяином Шипиловки. На деле же всем управлял зажиточный и богатый бурмистр, который обманывал и хозяина и крестьян.

7. Муму

Рассказ был написан в 1852 году. Поводом к тому послужила смерть Н. В. Гоголя. Тургенев очень тяжело перенес это известие. В память о близком друге он написал некролог и опубликовал его в газете «Московские ведомости». Полицейские арестовали Ивана Сергеевича за упоминание имени Гоголя в периодическом издании. Рядом со зданием полиции находилось помещение, где секли крепостных слуг. Писатель очень негативно относился к крепостному праву, и в рассказе он постарался это выразить.

Рассказ написан на реальных событиях. Прототипом послужили люди, которых Тургенев знал в детстве. Барыня – это его собственная мать, которой не понравилась собачка немого дворника, поэтому она приказала ее утопить.

Вариант 2

Рассказ «Бирюк» входит в цикл рассказов «Записки охотника», с которым Тургенев вошел в литературу. Большая часть произведений представляет собой очерки, изображающие характеры крепостных крестьян, их образ жизни, отношение к помещикам. Тургенев открыл для русского читателя всё многообразие типов в народной среде, показал, как много среди крестьян незаурядных, талантливых людей.

Образ повествователя

Весь цикл рассказов объединяет образ повествователя. Можно сказать, что он близок самому Тургеневу. Это помещик, который охотится в Калужской, Орловской, Тульской губерниях, бывает в разных деревнях, иногда гостит у помещиков, а подчас останавливается и в крестьянских домах. Внимательный, доброжелательный к людям, он многое замечает, оценивает, смотрит на крестьян с сочувствием к их тяжелому труду и бесправному положению. Читатель не однажды почувствует иронию повествователя в изображении помещиков, легкую усмешку в отношении их ограниченности, жадности, чудачеств.

В рассказе «Бирюк» повествователь попадает под сильный дождь с грозой, входит неожиданным гостем в бедную избу лесника, от всего сердца сопереживает нарушителю и пытается спасти его от наказания. Перед нами простой в общении, добрый человек, который относится к людям с интересом, без сословных предрассудков, стремится понять их психологию, мотивы поступков. Он готов заплатить за незаконно срубленное дерево, просит Бирюка пощадить пойманного нарушителя.

Образ лесника Фомы (Бирюк)

Угрюмый, одинокий, не знающий жалости лесник Фома Кузьмич, прозванный в народе Бирюком – главный герой рассказа. Его бедное жилище стоит посреди леса, за сохранностью которого он и поставлен присматривать. Одним из средств создания его образа является описание интерьера избы. В ней не убрано, в обстановке чувствуется крайняя бедность. Хозяину даже нечем угостить внезапно попавшего в его дом барина: кроме хлеба и воды нет ничего.

Нелюдимый нрав Фомы Кузьмича, его озлобленность отчасти объясняется обстоятельствами его личной жизни: мы узнаем, что его жена сбежала от него с проезжим мещанином, оставив ему двоих детей – девочку Улиту и еще одного новорожденного ребенка.

Бирюка не любят и боятся крестьяне окрестных деревень за то, что он честно справляет свою должность: не дает рубить в барском лесу деревья, не позволяет вынести из леса даже вязанку хвороста. Ненависть народа доходит даже до замыслов расправиться с лесником, но и это никак не удается. Лесник превосходно знает лес, обладает чутким слухом, готов поймать нарушителя-порубщика даже в самую ненастную ночь. Сам живущий в нищете, он всё же не признает никаких оправданий воровству, не верит мольбам нарушителя, считает, что все окружающие его обманывают.

Бирюк не случайно встречается на пути повествователя во время сильной грозы, вырастая будто из-под земли: грозовые, тяжелые, конфликтные отношения внутри крестьянской среды показывает в рассказе Тургенев. Да и сам лесник носит внутри себя личную трагедию, грозу, которая гнетет его, заставляет страдать в одиночестве.

Образ мужика-порубщика

Образ мужика-порубщика, задержанного Бирюком, вызывает сочувствие не только повествователя, но и читателя: рваная одежда, плохая лошадь – всё это говорит о крайней нужде. Порубщик рассказывает, что задавлен поборами, установленными приказчиком, дом не топлен, дети голодны. Вначале он пытается просить Бирюка отпустить его, хочет вызвать в нем жалость. Но затем, видя, что лесник непреклонен, начинает угрожать, глумиться, обзывать Бирюка. Читатель понимает, что человек доведен до последней степени отчаяния. Лесник все же отпускает нарушителя, буквально выталкивает его из своей избы.

Так в рассказе «Бирюк» Тургенев изображает острое противостояние, конфликт между бедными крестьянами, каждый из которых по-своему вызывает понимание, сочувствие повествователя и читателя. Писатель заставляет нас задуматься над нравственными проблемами долга и совести, милосердия и прощения.

Главное событие

У лесника был очень хороший слух, он взял ружье, так как до него дошли звуки рубки леса. Дворянину он предложил пройти вместе с ним. Петр Петрович поразился тому, как его новый знакомый хорошо ориентируется среди деревьев. Фоме удалось найти вора, и между ними завязалась небольшая драка.

Преступника вместе с лошадью Бирюк довел до своей избы. Лесник, вор и дворянин сидели вместе в помещении и прятались от дождя. Дочка Фомы спала в своем углу и не обращала внимания на взрослых. Петр Петрович заметил, что преступник выглядит жалко и несчастно. Бедняк начал молить о свободе, но Бирюк был непреклонен. Постепенно воришка начал злиться, угрожать и оскорблять лесника.

В один момент дворянин испугался того, что Фома убьет преступника, но тот только развязал ему руки и выгнал за дверь. Этот поступок серьезно поразил Петра, и он даже не знал, что такое может произойти. Рассказ заканчивается тем, что Бирюк проводит дворянина до опушки леса и прощается с ним.

https://youtube.com/watch?v=kuAJhGE1H3U

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.

Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Встреча с лесником

Однажды пришлось рассказчику ехать домой лесом на беговых дрожжах. До дома ему оставалось около восьми верст. Погода испортилась и начал идти дождь.

Вдруг на дороге возник чей-то силуэт. Неизвестный подошел к повозке – это был местный лесник. Он предложил барину, задержавшемуся в дороге, переждать дождь у себя. Рассказчик согласился.

В доме у лесника

Лесник взял лошадь за узду и повел ее. Дом лесника внешне не был привлекателен. В одном из окошек светил тускло светился свет. А вскоре раздался тонкий голос – вместе с лесником жила его дочка. Барин зашел в дом. Внутри обстановка была не лучше – лесник жил очень бедно.

Освещала комнату только лучина. Лесник высказал мнение, что барин не привык к такому свету, но, к сожалению, ничего другого предложить не может.

Еды у лесника тоже не оказалось – были только лепешки, но они также не годились для такого гостя. Чая же у лесника и вовсе не водилось. Барин сказал, что он не голоден.

Случай в лесу

Лесника звали Фома, но известен он был благодаря своему прозвищу – Бирюк. Рассказчик много слышал о работе лесника – крестьяне рассказывали, что он был самым беспринципным человеком.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Анны Сергеевны Одинцовой” в повести И. Тургенева “Отцы и дети”.

Лесник всегда находил людей, которые без разрешения рубили лес и всегда добивался их наказания. Лесник был высокого роста и крепкого телосложения – еще никому не удавалось от него сбежать.

Жены у лесника не было. Барин подумал, что женщина, стало быть, умерла, но Фома сказал, что жена его сбежала с прохожим мещанином, оставив ему дочку и еще одного ребенка – совсем малыша. Дочку звали Улита. В это время малыш проснулся, и девочка побежала успокаивать ребенка.

Барин вышел на улицу за лесником – Фома сказал, что в лесу рубят дерево – у Кобыльего Верха.

Барин удивился, что лесник смог так издалека услышать стук топора, но Фома ответил, что ничего необычного в этом нет – в доме не слышно ничего, а вот во дворе можно услышать прекрасно. Они отправились ловить нарушителя.

Рассказчик удивлялся, как легко и уверенно Бирюк находит дорогу. Когда они уже были на месте, Фома сказал подождать его в стороне – он с ружьем пробрался сквозь кусты. Некоторое время слышалась возня, а затем появился Бирюк, держа нарушителя за пояс.

Лесник притянул нарушителя к себе домой. Повествователь хотел было заплатить штраф за этого человека, но Фома проигнорировал намерение барина. Мужик в доме сначала тихо сидел, даже слышно было, как сверчок в углу поет, но затем обратился к леснику. Голос его при этом был глухой и разбитый.

Мужик начал упрашивать лесника, чтобы тот его отпустил, ведь в лес он пошел за дровами не по прихоти, а потому, что дома у него голодно и холодно. Однако Фома к просьбам мужика остался равнодушен.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Ася”, которую написал Иван Тургенев.

Но затем произошло немыслимое – мужик вскочил и начал кричать – он обзывал лесника душегубцем и зверем бездушным.

Некоторое время лесник был в растерянности и не знал, как отреагировать, он попытался припугнуть мужика, но нарушитель сказал, что ему терять уже нечего. В результате лесник просто вышвырнул его из дома.

Мужик встал, отряхнулся и сказал, что он очень благодарен леснику, ведь на самом деле он не такой бездушный, как об этом рассказывают. Теперь мужик всем расскажет, что Фома «славный малый».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: