Михаил евграфович салтыков-щедрин

«Начал писать стихи, за которые был часто наказываем»: учеба в Царскосельском лицее


Иллюстрация к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Изображение: literaturus.ru

В августе 1836 года Салтыков-Щедрин успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института. В этом закрытом учебном заведении для детей российских дворян воспитывались поэт Василий Жуковский, драматург Александр Грибоедов, писатель Михаил Лермонтов. Учился Салтыков-Щедрин на отлично. Каждые полтора года институт переводил двух лучших воспитанников в Царскосельский лицей, где раньше учился Александр Пушкин. В 1838 году туда отправили и Салтыкова-Щедрина.

В 1830-х годах Николай I реформировал Царскосельский лицей — теперь он напоминал военное учебное заведение. Здесь ввели строгий солдатский режим, отдельные комнаты перестроили в казармы. В те годы в лицее учились в основном дети военных. С общими комнатами и режимом Салтыков-Щедрин был знаком еще с Дворянского института, но соблюдал военную дисциплину с трудом, да и среди аристократов чувствовал себя одиноко.

Все свободное время Салтыков-Щедрин проводил в уединении. Он сочинял стихи, переводил зарубежных поэтов, читал книжки, журналы и мечтал стать «наследником» Пушкина. Сокурсники смеялись над начинающим поэтом и дразнили его «умником». Новое лицейское начальство тоже не приветствовало занятия литературой, поэтому Салтыков-Щедрин прятал свои сочинения в сапоги, но их всего равно находили. Он вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».

В 1842 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал стихотворение Салтыкова-Щедрина «Лира», еще несколько его сочинений вышло в «Современнике». Однако критики считали его стихи слабыми, а сам Салтыков-Щедрин позднее писал: «Я безразлично пародировал и Лермонтова и Бенедиктова; на манер первого скорбел о будущности, ожидавшей наше «пустое и жалкое поколение»; на манер второго — писал послания «К Даме, Очаровавшей Меня Своими Глазами». В 1844 году он разочаровался в себе как в поэте и больше стихов не писал.

Творческая деятельность писателя

Весной 1858 года Салтыкову-Щедрину пришлось снова уехать из столицы, но на сей раз – отнюдь не в ссылку. Его назначили на высокий пост в Рязани, потом он выхлопотал себе перевод в Тверь. Вышел было в отставку, но без дела сидел недолго. Собирался издавать в Москве свой литературный журнал, но ничего не вышло. Тогда писатель переехал в Петербург и фактически стал редактором “Современника”. Он писал для журнала очерки, хроники, а также публиковал там многие свои произведения. Попытался провести реформу книгоиздательства, но идея эта приверженцев во власти не нашла.
Рис. 6. Комната в доме Михаила Салтыкова-ЩедринаВ московских и петербургских журналах постоянно выходили его рассказы. Позднее он составил из них сборники. Один был выпущен под названием “Сатиры в прозе”, а второй — “Невинные рассказы”. Обе книги появились в книжных лавках в 1863 году и в следующие десять лет трижды переиздавались.В 1864 году он возобновил прерванную было карьеру и отправился в Пензу, затем его направили в Тулу, а после он снова оказался в Рязани. Публиковать он ничего не публиковал, зато интенсивно работал над тремя главными книгами. Начал с романа “Помпадуры и Помпадурши”. Писал его с перерывами почти десять лет, а в промежутках появились еще две книги — сначала “История одного города”, а потом и “Господа Головлевы”. В конце концов закончил и первый роман, так что все три книги вышли практически одновременно в начале 70-х.

Творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в русской литературе. Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.

Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в Петербург, он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.

Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.

В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями русского народа.

В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».

Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.

Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении исторических фактов. В рассказе были представлены простые люди разного ума и характера, которые беспрекословно подчинялись власти.

В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.

Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был Николай Некрасов. В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.

В журнале впервые были опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов – стихотворения и повести Лермонтова, произведения Достоевского и Островского (см. интересные факты об Островском).

В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.

Раннее творчество

Творческая биография Салтыкова-Щедрина началась в 1838-м году. Во многом толчком к развитию Михаила Евграфовича как литератора стало уединение, в котором он находился в годы учебы.

Первые пробы пера были неуверенными. Молодой человек мечтал стать идейным наследником Пушкина, к чему прилагал немалые усилия. Стихи свои он старался не показывать никому. Но частенько творчество Салтыкова-Щедрина попадало в руки язвительных однокурсников, которые смеялись над неуклюжими попытками юного поэта.

Временами произведения Михаила Евграфовича доходили и до лицейского руководства. Мотивы стихов в основном были «неодобрительными», как говорили преподаватели.

К 1842 молодой человек постепенно перестал прятать свои стихи. Его произведение «Лира» было опубликовано в «Современнике». За ним последовала целая серия сборников.

Однако критики от стихов Салтыкова-Щедрина оказались не в восторге. Как в будущем вспоминал сам литератор, его ранние произведения были сплошным подражательством на манер Лермонтова или Бенедиктова. Причем как в содержательном, так и в структурном отношении.

Холодный прием стихотворений заставил Салтыкова-Щедрина остановиться. С 1844 он перестал писать стихи, разочаровавшись в своих поэтических способностях.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В том же году Михаил Евграфович окончил лицей. Из-за стихов, которые своим критическим содержанием очень не нравились руководству, выпускался он с довольно скромными оценками по поведению. Из-за чего практически сразу столкнулся с проблемами на службе.

Осенью 1844 Салтыков-Щедрин устроился в Канцелярию военного министерства, стал чиновником.

Жить приходилось в небольших съемных квартирах. Денег было мало, писатель с трудом сводил концы с концами. Однако страсть к творчеству не потерял. Более того, последние средства тратил на билеты в театр, экономя на пропитании.

С 1845 писатель посещал пятничные собрания во главе с Михаилом Петрашевским, философом революционных взглядов. На посиделках Салтыков-Щедрин с товарищами обсуждали вопросы государственного устройства, произведения западных классиков, в том числе политические, а также французскую революцию.

Очень скоро Салтыкову-Щедрину наскучили собрания у Петрашевского. Вместе с коллегами по цеху он организовал свой кружок. Причиной были и идейные разногласия.


Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович считал, что западные порядки, особенности устройства не подходят для российской действительности. В это время Салтыков-Щедрин начинает формироваться не только как литератор, но и как философ, мыслитель.

Его соображения нашли свое отражение в повести «Противоречия». Несмотря на успешный старт, Салтыков-Щедрин был далек от складывания единого мировоззрения. В произведении видны противоречия, писатель путался в собственных мыслях и не мог высказать единой позиции.

Но точка зрения автора постепенно развивалась и принимала оконченный вид. В 1848 году Салтыков-Щедрин закончил вторую повесть, «Запутанное дело». Тематика была схожей, однако писатель раскрывал ее с другой стороны.

Михаил Евграфович пытался опубликовать свое произведение в «Современнике». Однако ему отказали. Впрочем, Иван Панаев, который занимал должность главного редактора, сделал это скорее из добрых побуждений.

Он сказал, что лучше, чтобы Салтыков-Щедрин отнес произведение в другое издание. Поскольку его журнал такое точно не пропустит и еще создаст проблемы молодому автору за смелую тематику повести.

В итоге свое «Запутанное дело» Михаил Салтыков-Щедрин напечатал в «Отечественных записках».

Издание сложного произведения на острую тему неудачно совпало с активизацией политических репрессий в стране. Не так давно произошла новая французская революция. Высокие чины опасались, как бы западный дух свободы не пришел на русскую землю.

Чтобы искоренить любое инакомыслие жандармам приказали проверять все, что печатается. Поскольку цензура могла что-то упустить. Ищейки просматривали произведения, которые издавались в «Современнике» и «Отечественных записках». Вскоре они наткнулись на работу Салтыкова-Щедрина.

Личная жизнь

В биографии писателя была только одна жена – Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха.

Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение.

Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился.

Салтыков-Щедрин с женой

Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом.

По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу.

В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами.

Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

Биографы Салтыкова-Щедрина утверждают, что он неплохо разбирался в винах, играл на фортепьяно и был экспертом в вопросах, касающихся ненормативной лексики.

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.


Михаил Салтыков-Щедрин и его жена Елизавета

В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.


Дети Михаила Салтыкова-Щедрина

Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил — прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.


Комната в доме Михаила Салтыкова-Щедрина

Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

Краткая биография Салтыкова-Щедрина самое главное

Щедрин, подлинная фамилия – Салтыков, был рожден в 1826г., в селе Спас-Угол Тверской губернии, сейчас Московская область, в фамильном имении.

Строжайшая экономия, родительские скандалы и ругань, жестокое обращение с крепостными – таков мир его детства, запечатленный в романе «Пошехонская старина».

Получив начальное образование в семье, учился писатель в Царскосельском Лицее, где готовили высших государственных чиновников. Там и проявились его литературные и поэтические способности.

По окончании учебы – служба, продолжавшаяся с небольшим перерывом до 1868г.

В 1848г. молодого чиновника, уже принимающего участие в литературно – общественной жизни столицы, едва не постигла участь Достоевского: Салтыков арестован за повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Он продолжает службу в Вятке, откуда возвращается после смерти Николая I, в 1855г.

В 1856 — 1857 годах сатирик, положив в основу впечатления от провинции и впервые используя излюбленную форму – цикл тесно связанных между собой рассказов и сцен, воплощает свой замысел – «Губернские очерки».

1858г. Салтыков – вице — губернатор Рязани, позже – Твери, а в 1865 — 1868 годах несет службу на серьезных постах в Пензе, Туле, той же Рязани. По свидетельствам современников, должностным лицом он был добропорядочным, неподкупным, ревностным. Но непримиримость, жесткость и негибкость, некоторый цинизм и колкость нрава, нежелание приспосабливаться к руководителям и сложившейся ситуации, стали причиной ухода с госслужбы.

Щедрин посвящает всего себя литературному ремеслу. Подлинный опыт жизни в глубинке и осведомленность об устройстве государственного аппарата изнутри, сделали писателя знатоком национальных устоев того времени. Появляются «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», гениальная «История одного города», по жанру ставшая сатирической пародией на исторический труд.

В 1863 — 1864 годах, временно отойдя от службы, Салтыков сотрудничает с Некрасовым в журнале «Современник». В 1868г. – становится соредактором «Отечественных записок», связав с этим журналом свою дальнейшую литературно – социальную деятельность. В 1880г. закончен социопсихологический роман «Господа Головлевы».

В 1884г. по решению правительства, популярные и демократические «Отечественные записки» закрывают. Писатель воспринимает это как личную жизненную катастрофу. Душевная рана, нанесенная запрещением издания, в которое было вложено столько сил и сердца, не зажила до его смерти в 1889г.

Несмотря на мучительную болезнь и угнетенное душевное состояние Салтыков продолжает сочинять. К этому времени относятся: «Пошехонская старина», «Мелочи жизни». Яркие, выразительные, острые по своей тематике сказки, образы которых стали нарицательными. Автор начинает «Забытые слова», в жанре стихотворной прозы, но смерть обрывает его работу.

Все труды классика объединены не жанровой принадлежностью, не тематикой и даже не особенным, саркастическим методом описания происходящего, а тем, что они являются своеобразными частями и фрагментами одного большого произведения, отобразившего русскую жизнь конца XIX века.

М. Е. Салтыков, благодаря силе и глубине разительного таланта – редкое, удивительное явление. Он по праву занимает особую нишу в литературе.

Работа и ссылка

В 1845 Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, через 2 года получил место помощника секретаря.

Карьера мало интересовала Михаила Евграфовича: он много читал, увлекался Жорж Санд и социалистами Франции, писал. В то время были созданы и выпущены в «Отечественных записках»:

  1. В 1847 году напечатаны библиографические записки, в которых отчетливо видны мысли писателя — отвращение к крепостному праву, рутине и устаревшей, закостеневшей морали.
  2. В конце 1847 — повесть «Противоречие». Выращенный в тепличных условиях герой слаб и бессилен против влияния среды и «мелочей жизни», он боится жить. Схожий страх испытывал и сам Салтыков, но успешно боролся.
  3. В начале 1848 выпущено «Запутанное дело», написанное под влиянием гоголевский «Шинели» и Достоевских «Бедных людей». В произведении отчетливо звучит тема бессилия человека против государства.

28 апреля 1848 автор был выслан в Витку (сегодня Киров) за вольнодумие. Его назначили канцелярским чиновником при губернском правлении, а через несколько месяцев он получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе. Дважды писатель становился правителем канцелярии, после — советником губернского правления.

Согласно сохранившимся записям, Михаил Евграфович ответственно относился к своим обязанностям, а благодаря командировкам и присутствию на следствиях смог изучить провинциальный мир и жизнь бедных слоев общества. Впоследствии эти наблюдения помогли ему в работе над «Губернскими очерками». Помимо служебных обязанностей, Салтыков переводил с французского, один раз выехал к себе в деревню и активно общался с сестрами вятского вице-губернатора Болдина. В 1856 одна из них, Елизавета, стала супругой писателя. К сожалению, семейная жизнь сложилась не лучшим образом, но у писателя родились сын и дочь.

В конце 1855 Михаилу Евграфовичу разрешили уехать из Вятки, в начале следующего года его приписали к Министерству внутренних дел, а через несколько месяцев назначили чиновником по особым поручениям и отправили в Тверскую и Владимирскую губернии для обозрения комитетов ополчения. Последние собирались по случаю Крымской войны.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги

Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности

Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Михаил Салтыков-Щедрин

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Основные достижения Салтыкова-Щедрина

  • Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.
  • Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Образы его сатиры часто использовались Владимиром Лениным, а благодаря активной пропаганде Тургенева произведения хорошо известны и западному читателю.
  • Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.

Кто такой Салтыков Щедрин

Известный знаменитый русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен в России как сатирик, критик, реалист и автор многих литературных произведений. Он творил, взяв себе псевдоним Щедрин Николай, хотя на самом деле настоящая его фамилия Салтыков.

Как учился юноша в детстве?

Мальчик получил свое домашнее образование в дворянской семье, в селе Спа-Угол, Тверской губернии, в царской России. В те времена это было весьма популярно среди детей дворян. Его обучили грамоте, письму, живописи, поэзии, музыке, различным языкам. Позже это ему пригодилось в написании собственных произведений, ставших известными по всей России. Среди детей Михаил Евграфович стал известен именно как автор многочисленных сказок.

Служба в канцелярии и ссылка в Вятке

После окончания лицея, где он проучился до 1845 года, молодой человек идет служить в канцелярию в русскую армию. Особенным увлечением Салтыкова в это время становятся произведения «Запутанное дело» и «Противоречие» французского писателя Жоржа Санда, которые лицеист читал с удовольствием. В них он черпал особое вдохновение для своего творчества.

Отмечается в биографии Салтыкова и длительная ссылка в Вятке, где он находился с 1848 года. Там, в течение восьми лет он достиг определенных званий. Так, в возрасте 22 лет он стал советником губернии, исполнял обязанности канцелярского служащего. Многочисленные командировки Михаила Евграфовича способствовали написанию в дальнейшем произведений о жизни провинциалов в губерниях.

Активная работа в современных сборниках

После окончания ссылки в 1855 году деятель стал работать в Министерстве. Спустя год были опубликованы его «Губернские очерки». Через 2 года Салтыкова назначили на должность вице-губернатора Рязани. Потом перевели в Тверь. В этот период автор активно печатался в сборниках «Русский вестник», «Современник», что дало огромный толчок развитию его творчества. Его литературное наследие составило более двухсот рассказов, сотни сатирических произведений, несколько сборников повестей и сатирических сказок.

Позже автор уходит с государственной службы и становится работать редактором в журнале «Современник» в г. Санкт-Петербурге. Здесь он остался жить на длительное время, опубликовал замечательные рассказы и повести, сатиру и прозу. После написания в городе на Неве, это «Сатиры в прозе», «Невинные рассказы».

Русские ребята его запомнили по незабываемым сказкам, которые он посвящал детям России. Позже автор расскажет, что эти годы стали незабываемыми мгновениями в эпоху его зрелой литературной деятельности. Писатель посвятил себя литературному творчеству.

Государственные дела в России

Имея опыт работы чиновником, писатель снова занялся государственными делами. Так, с 1864 года, когда ему предложили звание управляющего казенной палатой в Пензе, он не отказался и снова принялся за службу России. Наш герой был известным деятелем России, его знали в знатных кругах, уважали его литературные произведения, ценили его государственную деятельность.

Отставка писателя

Позже в 1868 году известный русский писатель ушёл в отставку и навсегда покидает государственную деятельность. Ему по душе заниматься с этого времени редакторской работой в «Отечественных записках», литературной работой, печататься в журналах, газетах. После ухода из жизни Николая Некрасова, Салтыков получил должность ответственного редактора.

Особенно талантлив автор многочисленных произведений в гротеске. (1882-1898гг.) Его произведения в собрании сочинений печатались по всей территории России. Среди них отмечают самые главные из них: «Сказки», «Пешехонская старина», «Мелочи жизни». Умер известный русский писатель на пике своей карьеры 10.05.1889 года в г.Санкт-Петербург. Похоронили его на Волковском кладбище.

Интересные сведения из жизни писателя

  • Наш герой начинал писать стихи, но в зрелый период твоей литературной деятельности практически не занимался поэзией, так как был разочарован в ней;
  • писатель популяризировал жанр острой сатирической сказки, где тонко и четко показывал разоблачение пороков людей;
  • обладал огромной смелостью во время монархии и крепостного права;
  • самым известными его произведениями по праву считаются «Премудрый пескарь» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
  • личная жизнь Салтыкова изменилась со знакомством в ссылке в Вятке с молодой женщиной Болтиной Е.А., которая стала впоследствии его супругой.

Так прожил свою нелегкую жизнь известный писатель, литературный критик, редактор журналов и газет, сатирик Салтыков-Щедрин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: