Иван чарушин. биография в деталях

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. ———————————————————— Рассказы Евгения Чарушина о животных и о природе.Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович художник-анималист и детский писатель

Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.

Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки Первая охота

Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.

Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.

Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.

Томка испугался

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал — так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка. Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял — никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова — ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томка близко к коровам не подходит

Первые рассказы Евгения Чарушина

 
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
 
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
 
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
 

Презентация на тему: » ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН (1901-1965), русский художник и писатель, книжный график Составил учитель МБОУ Ягодинская СОШ Пакишева Алена Николаевна.» — Транскрипт:

1

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН ( ), русский художник и писатель, книжный график Составил учитель МБОУ Ягодинская СОШ Пакишева Алена Николаевна

2

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам « преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях ». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Родительский дом был настоящим домашним зоопарком — кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица — чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…

3

Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар — вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Это была самая дорогая для Евгения Иванович а Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.

4

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству… Моя мать — садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес, выкапывал разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. … Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости… В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать…»

5

Мир животных посреди первозданной природы — его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

11

А в 1965 году Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Рассказы «Про Томку» читать с картинками онлайн

Томка

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Томка

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля… От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить. «Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

Злой щенок

А вот еще хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется». Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Охотник

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается. — Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, — это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка научился плавать

Детство и юность

В ноябре 1901 года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие – на свет появился долгожданный сын Евгений. Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником – Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки – сводная сестра Катя и воспитанница Зина.

Евгений Чарушин в детстве с отцом и братом

Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда. Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше 500 зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей. Мать Жени, в юности искусная наездница, после травмы сосредоточилась на воспитании детей и уходе за садом и оранжереей.

Сохранились семейные предания о духовном и физическом развитии мальчика в гармонии с природой. Так, плавать он научился, переплыв реку со стадом коров и держась за их хвосты, а произношение звука «р» одолел, подражая карканью ворон. Рисовать для Жени было таким же естественным, как дышать, разговаривать и шалить. На фото, сделанных в детстве и отрочестве, юноша выглядит положительным и серьезным, но на самом деле был большим проказником.

Евгений Чарушин в молодости

В 6 лет Евгения отдали в Вятское коммерческое училище, славящееся художественным образованием. Учебное заведение долго терпело проказы будущего художника, сошла с рук даже организация «подрыва печки» — учитывались не только обаяние и способности юного Чарушина, но и то, что его отец именно тогда возводил новое здание училища.

Но после того, как Евгений пририсовал гениталии ангелам в учебнике по Закону Божьему, вольнодумца перевели в менее престижную Вятскую гимназию, где он познакомился и на всю жизнь подружился с Юрием Васнецовым – дальним родственником автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Подростки вместе ездили на охоту, занимались гимнастикой и создали литературно-художественную группу «Сопохуд».

Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин

После окончания среднего учебного заведения, к тому времени уже носившего имя Тургенева и называвшегося трудовой школой, Евгений Чарушин пошел служить в политотдел 3-й армии Восточного фронта, где очень пригодились навыки в рисовании и оформлении. В 1922 году молодой человек стал студентом Петроградской академии художеств, в которой уже обучался его друг Васнецов.

Не любящий системности, не терпящий канонов Чарушин считал, что прославленное учебное заведение ничего ему не дало, а намного больше пользы в становлении его как художника принесли частые визиты в зоопарк. По окончании кузницы живописцев Евгений некоторое время зарабатывал созданием вывесок для нэпманов и только после годичной службы в стрелковом полку под Лугой показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в «ДЕТГИЗ».

Столица и край света

Архитектором Ваня решил стать ещё подростком: любил рисовать с натуры городские здания, возводить из песка, досок и стёкол различные сооружения. Однако, для того чтобы мечта осуществилась, нужно было подготовиться в высшее учебное заведение. В 1877 году он поступил в Вятское земское училище, где учились талантливые юноши, в том числе будущие писатель А. С. Грин, художник Н. Н. Хохряков, искусствовед Н. Г. Машковцев. С ними он сразу сдружился.

На творческий и духовный мир Ивана Аполлоновича также повлияли его ближайшие родственники – художники и иконописцы.

Дед архитектора – купец Дмитрий Чарушин – в начале XIX века имел пятерых сыновей. Один из них, Егор Дмитриевич, в первой половине XIX века работал учителем рисования в Вятской гимназии, а позже был назначен «смотрителем живописного искусства над всеми подрядчиками Вятки», выполнявшими заказы на писание икон. Брат Василий имел аттестат иконописца и, по дошедшим отзывам, успешно работал на этом поприще. А двоюродный дядя Ивана Аполлоновича – Дмитрий Яковлевич Чарушин – прошёл сложный путь от художника-самоучки до живописца-профессионала, получившего подготовку в Петербургской академии художеств.

По примеру дяди Иван после реального училища в 1883 году поехал в Петербург и со второй попытки стал студентом знаменитой академии. Многолетняя напряжённая учёба и практические работы (на двух конкурсах он получил золотые медали) сделали из юноши вполне зрелого архитектора. По окончании академии ему предложили работу в Москве, где открывалась блестящая перспектива: обеспеченность, творческий рост, успех. Но Иван Аполлонович отказался и поехал на Сахалин.

В ту пору до Сахалина нужно было добираться долгим кружным путём: морями вокруг Индии. На Сахалине Чарушин работал чрезвычайно много и упорно, составляя до 50 проектов в год. Он сам в любую погоду объезжал удалённые друг от друга постройки, контролировал заготовку стройматериалов, выполнение кузнечных и слесарных работ. Неосвоенность богатых природных ресурсов Сахалина будило желание действовать. И зодчий создал первый на острове кирпичный завод с машинным производством. Для заказа строительных материалов он часто ездил в Китай и Японию.

Покровский храм в Александровске-Сахалинском.За его создание архиепископ благословилИ. Чарушина иконой

Летом 1891 года по приказу генерал-губернатора Приамурского края барона А. Н. Корфа Чарушин организовал во Владивостоке выставку природных богатств и изделий декоративно-прикладного искусства Сахалина – по случаю приезда на Дальний Восток наследника престола Николая Александровича. Цесаревичу выставка весьма понравилась, и он лично наградил архитектора золотыми часами работы Павла Буре с вензелем императора. На Ивана Аполлоновича эта встреча произвела неизгладимое впечатление, как и рассказ цесаревича о недавнем покушении на него в японском городе Оцу. Вскоре Иван Аполлонович спроектировал и затем построил на острове первое кирпичное храмовое строение – часовню в честь «чудесного избавления Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожающей опасности». На часовне было написано: «Господи, храни Государя!» Промыслительно, что часовню Чарушин посвятил будущему святому.

Одновременно с часовней зодчий строит и деревянную Покровскую церковь – главный храм острова Сахалин. И церковь, и часовня были освящены архиепископом Камчатским Макарием в 1893 году. Владыка счёл церковь красивейшим храмом в епархии. Ежегодно 29 апреля из Покровского храма в часовню совершался крестный ход и служился молебен о Государе. К сожалению, церковь вместе с часовней были уничтожены в советское время. Сначала, в середине 30-х годов, в здании Покровской церкви сделали тюрьму с карцером в алтаре, а позднее совсем стёрли с лица земли. Также было полностью уничтожено и примыкавшее к храму городское кладбище, на котором вместе с другими сахалинцами покоилась первая супруга Чарушина – Мария Александровна Фельдман, в 24-летнем возрасте скончавшаяся от туберкулёза. После кончины жены Чарушин с годовалой дочкой решил покинуть остров.

Становление юного художника

После окончания гимназии Евгений поступил в Петербургскую Академию художеств на живописный факультет. Он много времени проводил в зоопарке, где рисовал животных с натуры.

Большое влияние на становление Чарушина оказал мастер книжной иллюстрации Владимир Лебедев, под началом которого он работал в Детском отделе Госиздата. Лебедев помог начинающему художнику сформировать свой собственный неповторимый стиль, связанный, прежде всего, с изображением животных. Первой книгой, в которой появились иллюстрации Евгения Чарушина, стал рассказ В. В. Бианки «Мурзук». В дальнейшем он сотрудничал с такими известными писателями, как Михаил Пришвин, Корней Чуковский, Максим Горький, Самуил Маршак и другими.

Список используемой литературы

//URL: https://liarte.ru/referat/jizn-i-tvorchestvo-charushina-e-i/

1. Белахова, М. Писатель Чарушин / М. Белахова // Детская литература.

— 1936. — № 17.

2. Габбе, Т. Евгений Чарушин / Т. Габбе // Литературная газета. — 1940. — № 5.

3. Ганкина, Э. Русские художники детской книги . — М., 1963. — С. 118-121.

4. Девишев, А. Иллюстраторы в зоологической детской книге / А.

Девишев // Детская литература. — 1935. — № 6. 5. Костров Н. // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

6. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина . — М.: Сов. художник, 1983.

7. Лосев, А. Доброе сердце художника / А. Лосев // Нева. — 1965. — № 10.

6 стр., 2615 слов

Художники-иллюстраторы детских книг

… и рисовальщик. Первая детская книжка с картинками художника: «Азбука в рисунках Вл.Конашевича» (1918). К лучшим, самым значительным созданиям В.М.Конашевича в детской книге принадлежат: С.Маршак. Пожар … удивительным пиршеством. Множество уморительных подробностей, вовсе не присутствующих в тексте, как всегда, придуманы художником, чтобы позабавить ребенка. Конашевич прекрасно понимал, что как раз …

8. Павлова, Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина: методический материал / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7. — С.82-90.

9. Петров, В. Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов / В. Петров // Искусство книги. Вып. 3. 1958-60. — М., 1962.

10.Чарушин, Е. И. Мой метод рисования с детьми / Е. И. Чарушин // Дошкольное воспитание. — 1943. — № 2.

11.Чарушин, Е. Почему я стал художником / Е. Чарушин // Костер. — 1946. — № 4.

12. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987.

Перепёлка

У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. И на горле у неё нагрудничек из пёрышек, будто ребячий слюнявник.

Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает — вот так:

— Тюрр-тюрр! тюрр-тюрр!

А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка, она подойдёт и клюнет из рук.

Мы её даже на руки брали, как игрушку.
Сидит она на ладошке и не улетает. Совсем ручная. Но самое удивительное вот что. Как только зажжём мы вечером электричество, перепёлочка сразу начинает высвистывать — кричать:

— Фить-пирю! Фить-пирю!
— Что такое она говорит? — спрашивает Никита.
— Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Прислушался Никита — вправду похоже:
— Фить-пирю! Спать пора! Фить-пирю! Спать пора!
А Никите и в самом деле спать пора. Но только уложить его трудно.

— Рано ещё! — говорит Никита.
Перепёлка опять:
— Спать пора!
— Да не хочу я!
— Спать пора!

— Ну, да я ещё немножко поиграю!
Тут как раскричится перепёлка, что терпеть больше нельзя:
— Спать пора! Спать пора! Спать пора!
— Да уж умываюсь!
— Спать пора! Спать пора!
— Да я уж штанишки снимаю!
— Спать пора! Спать пора!
— Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лёг.

Потушат свет в доме — тут и перепёлка замолчит, и Никита уснёт.
Так у нас повелось.

Стала перепёлка укладывать Никиту спать.
Чуть засвистит она своё «фить-пирю», Никита зевать начинает. Позевает-позевает, а потом умоется, разденется и ложится спать.

Правда, перепёлочка не только по вечерам, но и в другое время кричала «спать пора», но я сразу же накину на клетку какое-нибудь полотенце или платок, она и замолчит.
В темноте перепёлки кричать не любят.
Летом мы переехали жить на дачу.

В саду устроили перепёлочке большую клетку-загородку. Посадили её туда и ушли в поле собирать цветы на новоселье. А в клетке оказалась щель — перепёлка-то и убежала. Пришли мы обратно, а её нет.

Вот жалко-то нам было!
Стали мы её искать. Целый день ищем, целый вечер. В траве роемся, кусты раздвигает. Нет и нет нашей перепёлочки.
Устали мы, из сил выбились. Никите давно спать пора.

— Как же я спать буду? — плачет он. — Никто меня не укладывает. И вот взошла луна. Яркая-яркая, всё кругом осветила: и траву, и дорогу. Вдруг мы слышим из куста, что у самой дороги:

— Фить-пирю! Фить-пирю!
— Она! — говорит Никита.
А перепёлка ещё громче:
— Фить-пирю! Спать пора!

Мы в кусты — и сразу поймали нашу перепёлку.
Она была вся холодная, мокрая от росы. Вернулись мы с ней домой, заделали крепко щёлку в клетке и посадили перепёлку туда обратно. А Никита пошёл спать.

Краткая биография

  1. 29 октября (11 ноября‎) 1901 – будущий скульптор родился в г. Вятка.
  2. 1907 – Начал учебу в коммерческом училище г. Вятки, которое давало престижное художественное образование, но проучился там недолго. Из-за шаловства мальчика вскоре перевели в гимназию, где он сдружился с Ю. Васнецовым, дружбу с которым пронес через всю жизнь.
  3. 1915 – Вместе с друзьями образовал сообщество художников и поэтов «Сопохуд», выпускавшее одноименный журнал.
  4. 1918 – После окончания школы призвали в армию. Благодаря умению рисовать удалось избежать отправке на фронт. Юноша стал помощником декоратора в Политотделе штаба Восточного фронта.
  5. 1922 – Завершив службу, стал учиться в декоративных мастерских губвоенкомата Вятки.
  6. Осень 1922 – Переехал в Петербург, где стал учиться в Академии художеств на живописном факультете.
  7. 1924 – Параллельно с получением профессионального образования работал в детском журнале «Мурзилка».
  8. 1927 – Пригласили работать в Детский отдел Госиздата. Редактор отдела В.В. Лебедев хотел создать новую детскую книгу – познавательную и хорошо оформленную. Он помог Чарушину сформировать индивидуальный стиль, связанный с рисунками животных. Художник с радостью взялся за дело, поскольку хотел поделиться охотничьими впечатлениями и наблюдениями за жизнью животных с маленькими читателями.
  9. 1928 – Женился. Стал сотрудничать с журналом «Еж». Проиллюстрировал книги В. Бианки «Мурзук» и А. Лесника «Волк». Рождается характерный «почерк» художника. Размывами туши и акварели точно переданы мех зверей, поза, выражения глаз, движения. Используется не более 4-х цветов, рисунки выполняются пятнами и штрихами, поэтому понятны и близки ребенку.
  10. 1929 – По совету С. Маршака начал писательскую деятельность. Создавал короткие рассказы о жизни животных для детей. Первую публикацию «Вольные птицы» тепло встретили не только дети, но и ценители книжной графики. Иллюстрацию рысенка даже приобрела Третьяковская галерея. В этом же году были опубликованы «Разные звери» и «Птенцы». Обилие выразительных, запоминающихся рисунков, поясняющих и дополняющих текст, помогало создать законченные литературные образы.
  11. 1930 – Опубликовал рассказы «Щур», «Разные звери». В рисунках передавал характер и настроение животного.
  12. 1935 – Увидел свет рассказ «Тетерев и петух», который Т. Габбе считала одним из лучших в творчестве автора. Простой, характерный для произведений Чарушина, сюжет начинается поэтическим описанием вида с крыши старого дома и картинки лесного царства и переходит к художественному описанию сцены боя дикого и домашнего петухов. Красочное описание детально выписано лаконичным, но выразительным и точным языком. Лирические портреты животных помогают ребенку разглядеть окружающий его диковинный и удивительно прекрасный мир.
  13. 1942 – Эвакуировался с семьей из Ленинграда в Киров, где оформлял спектакли для драмтеатра, работал учителем рисования. Появились картины на тему партизан, плакаты к «Окнам ТАСС». Продолжал писать рассказы и рисовать для детей.
  14. 1945 – Получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Вернулся в город Ленина. Помимо работы с книгами выполнил серию эстампов, изображающих животных.
  15. Остаток жизни – Изготавливал анималистические скульптуру и образцы фигурок зверей для изготовления изделий из фарфора. Создавал эскизы изображений на чайных сервизах фарфорового завода, по «почерку» подобные книжным иллюстрациям. Продолжал иллюстрировать книжки других авторов – В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака.
  16. 18 февраля 1965 – Умер от рака. Могила находится на Богословском кладбище.

Скульптор Евгений Чарушин

Что за зверь

Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом.

Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать».

Взяла Катя котлетку, положила её на крыльцо и убежала.День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя и скорей на крыльцо — смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил.Тогда убрала Катя котлетку, а положила вместо неё косточку из супа.

Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.

Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет. Зверёк приходил и всю морковку съел!

Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть, лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка пошла смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех.

Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлку, видит: сидит там зверь, белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.

Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: