Краткий пересказ оды вольность радищева. «преемственность русской литературы

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Тема и проблемы

Основная тема — недовольство безраздельной властью императора в России, благоговение перед законом, признание идеалов свободы, признаки гуманизма и равноправия. В произведении Пушкин обнажает проблему, которая волновала умы современников первой половины XIX века — злоупотребление властью, абсолютная монархия императора

Автор отважно высказывает свою гражданскую позицию, так как глубоко переживает за простого человека, беззащитного перед властью

Произведение пронизано острыми переживаниями поэта. Оно призывает к активным действиям. Ода — форменный гимн революции, который подталкивает к переменам в жизни. Стихотворение пропитано болью автора о незаслуженном ограничении прав простого народа, показывая авторскую позицию Александра Сергеевича.

Пушкин считал, что закон всегда должен быть на стороне свободных проявлений народа, не дискриминируя и не сдерживая его. Властная элита должна издавать благочестивые и равенственные законы, своими действиями утверждая государственную несокрушимость.

Написание свободомыслящего стихотворения стало причиной отправки автора в изгнание. Ода — гимн преобразований, поощряющий к напористым и незамедлительным действиям, возвещающий о возвышенных верноподданнических чувствах, призывающий к разрешению проблемы неравноправия в обществе.

Дилемма авторитарности и недобросовестности властей, самобытность и суверенность в понимании поэта — главное в человеке. Александр Сергеевич свято верил, что личность ограничивают общество и господство, препятствуя ей создавать что-то новое. Проблема, которую поэт затронул в стихотворении, касается империи — орудия уничтожения гражданской инициативы.

Особенности поэтики и революционное значение

Для поэтической речи Пушкина характерны живость, экспрессия и эмоциональность. От начала до конца эмоции сменяют одна другую. В первой строфе автор выражает стремление к свободе, во второй — возмущается беззаконием, творящимся с одобрения монархов. Далее он скорбит, будучи сознательным гражданином, и предлагает путь к улучшению ситуации.

В своём гимне поэт обращается к свободе, которая является для него музой. Он возвышенно называет её «грозой царей» и «певицей», показывая трепетное отношение к свободомыслию и воле.

Революционное значение оды проявилось в том, что её текст использовался для агитации в декабристских кругах. Современники прониклись убеждениями Александра Сергеевича и охотно перенимали его представления о том, как можно ускорить перемены. Однако вскоре А. С. Пушкин сам разочаровался в идеалах. Он понял, что монарх отнюдь не стремится всеми силами исправить положение крестьян.

Александру Первому достаточно было провести несколько реформ, чтобы народ вздохнул свободнее. Но ему не хватало решимости для принятия законов, кардинально изменяющих положение дел. Друзья Пушкина, большую часть которых составляли образованные и прогрессивно мыслящие дворяне, создавали различные кружки и сообщества. Целью этих организаций было насильственное свержение самодержавия.

Хотя формально поэт не входил ни в одну революционную организацию, он разделял образ мыслей тех, кто там состоял. «Вольность» — первое произведение, в котором отражено стремление к переменам. В дальнейшем Пушкин написал ещё много стихотворений, из которых следует, что он осознавал невозможность либеральных изменений бесконфликтным путём.

Ода «Вольность»

Ода «Вольность» русского писателя и философа Александра Николаевича Радищева (1749–1802) является ярким гимном свободе и призывом защищать ее и бороться с тиранией, в том числе с помощью революции. История изображается Радищевым как процесс борьбы свободы с несвободой, который, впрочем, может закончиться как торжеством вольности, так и ее подавлением.

Свобода, в терминологии XVIII века — вольность, лежит в основе исторического прогресса. Однако это естественное право человека, данное ему от рождения, зачастую уничтожается властью, стремящейся поработить общество и подчинить своей воле. Задача общества («народа» в оде Радищева) состоит в том, чтобы отстоять свои естественные права. Свобода — это высшая, но очень хрупкая ценность. За нее всегда надо бороться. Иначе тирания уничтожит свободу — свет превратится «во тьму».

Свобода дана человеку от рождения. Это его автономная воля, его право свободно мыслить и выражать свои мысли, реализовать себя так, как он этого желает. Вот что пишет Радищев, обращаясь к вольности:

Радищев изображает свободу как источник прогресса, вектор истории, дающий людям просвещение и разрушающий существующее в обществе угнетение.

Но здесь же Радищев указывает на угрозу свободе, которая воплощена в верховной власти. Правители через свои законы подавляют свободу и порабощают общество. Царь

Власть в лице царей и правителей узурпирует свободу. Опираясь на священников, они диктуют обществу собственную волю.

Однако логика истории неизбежно ведет к свержению тирании. Закон природы и общества состоит в стремлении к свободе. Тирания разрушает самое себя. По мысли Радищева, чем больше угнетения, тем больше вероятности восстания и революции, яркое описание которой он дает в своей оде.

Свобода — это логика истории. Она нацелена на бесконечность. Но при этом Радищев предупреждает об опасностях, которые могут угрожать свободе и которые исходят со стороны власти.

Свобода нуждается в защите, иначе она обратима в тиранию. Гениальность Радищева в том, что он указал не только на прогрессивное развитие истории, но и на опасность обратного процесса — социального регресса, который связан с тиранией. Поэтому Радищев призывает беречь свободу и бороться за нее.

В своей оде Радищев также приводит примеры политического и духовного прогресса в истории, который привел к завоеваниям большей свободы. Это Английская революция во главе с Кромвелем. Это религиозная реформация Лютера, географические открытия Колумба, научные достижения Галилея и Ньютона. Наконец, Радищев пишет о современной ему Американской революции и ее герое Вашингтоне.

Центральная тема

В стихотворении «Вольность» Пушкин описывает актуальную для того времени проблему — бесправие простых граждан. Поэт выступает против абсолютной монархии, бичует её за «довольность» творящимся беззаконием, проповедует равенство и гуманное отношение к людям, воспевает свободу и торжество закона. Такова тематика произведения. Главные пороки, которые автор вскрывает в «Вольности»:

  • вседозволенность правящих особ;
  • тирания;
  • беззаконие.

Эти явления были характерны для начала и середины XIX века, и у населения не было никаких рычагов давления на монарха. Законы составлялись так, чтобы с их помощью можно было защищать интересы власти и карать простого русского человека.

Гражданская позиция в оде прослеживается довольно отчётливо. Пушкин выразил свои убеждения, не думая о том, что его может настигнуть гнев особы, восседающей на троне. Государственные проблемы волновали его больше, чем собственное благополучие. Поэт видел выход в установлении законов, которые распространялись бы на все слои общества и защищали интересы не только знати, но и бедного населения деревень.

Полный текст стихотворения А. С. Пушкина «Ода Вольность»

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след

Того возвышенного галла,

Кому сама средь славных бед

Ты гимны смелые внушала.

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока

Сражает праведным размахом;

Где не подкупна их рука

Ни алчной скупостью, ни страхом.

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,

Где дремлет он неосторожно,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно!

Тебя в свидетели зову,

О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавных

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик

В виду безмолвного потомства,

Главой развенчанной приник

К кровавой плахе Вероломства.

Молчит Закон — народ молчит,

Падет преступная секира…

И се — злодейская порфира

На галлах скованных лежит.

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас

За сими страшными стенами,

Калигулы последний час

Он видит живо пред очами,

Он видит — в лентах и звездах,

Вином и злобой упоенны,

Идут убийцы потаенны,

На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,

Опущен молча мост подъемный,

Врата отверсты в тьме ночной

Рукой предательства наемной…

О стыд! о ужас наших дней!

Как звери, вторглись янычары!..

Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Основная идея

Мотив вольности святой возникает в творчестве Александра Сергеевича после осознания того, что он не согласен с тем, что происходит в стране. Он стремится разорвать цепи рабства среди низшего сословия, ведь ни один монарх не вправе ограничивать самое святое – личную свободу. Пушкин выделяет государства, в которых правители подчиняются «Вольности святой». Он мечтает о таком же строе, где нет места несправедливости и обману, преступлениям и неволе. В этом и заключается главная мысль оды «Вольность».
Композиция произведения лишний раз подчеркивает мысли автора: сначала поэт излагает свою миссию, после говорит о Законе, и в конце – призывает монархов образумиться и прислушаться к идеалам «Вольности святой».

Смысл оды «Вольность» заключается в том, что любой король падет жертвой своей власти, если закон не будет охранять его. А как он будет его охранять, если сам монарх и его свита не передерживаются правил? Рано или поздно народ сметет их с лица земли, ведь на его пути не будет ничего, кроме тирании, которая является источником нищеты и унижения. Значит, самым надежным хранителем трона выступает благоденствие в стране, когда люди в большинстве своем счастливы и довольны жизнью. Этого можно достичь только в государстве, где главным является закон, а не человек на троне.

Краткий анализ стиха «Ода Вольность»

Вариант 1

Именно из-за стихотворения «Вольность» А.С. Пушкин попал в ссылку. Он написал это произведение после окончания лицея. Поэт всегда боролся за свободу и справедливость, за что все время получал наказание. Он считал, что каждый человек рождается свободным, а общество помещает его в некие рамки условностей, которым должен следовать человек.

Пушкин рьяно ненавидел всех правителей и руководителей. Он переживал за простой народ, который страдал больше всех. Люди из высшего общества жили, как хотели, а обычные люди были как самые настоящие рабы. Конечно, страна была самой могучей, но это могущество меркнет перед нищетой народа. Поэт считал, что все люди рождаются одинаковыми, и никто не вправе подчинять себе кого-либо. Он призывал к свержению власти.

Он понимал, что его «Вольность» может привести к печальным последствиям, поэтому не публиковал данное стихотворение. Однако в 1820 году каким-то образом это стихотворение дошло до высших чинов и Пушкина сослали в ссылку. Поэт не понимал, как общество докатилось до такого, и до конца верил, что когда-нибудь в мире будут царить справедливость и свобода.

Жанр «Вольности» – ода. Повествование идет в виде лирического монолога. Для того чтобы стихотворение имело четкий ритм был использован такой размер как ямб. Используется смешанная рифмовка, а если говорить о рифме, то здесь она женская. Пушкин использует множество эпитетов, чтобы добавить яркости стихотворению, а также глаголы и деепричастия, которые призывают к действию.

Вариант 2

Основной темой произведения является выраженный поэтом протест против жестокости режима абсолютизма, его тирании, беззакония, вседозволенности и желанная мечта об обретении народом долгожданной свободы.

Идея поэта заключается в утверждении единой конституции (закона), который предусматривает равные для всех права и обязанности, а также идеалы свободомыслия, гуманные принципы равноправия и духовной свободы

Произведение состоит из трех концептуальных частей в виде лирического монолога, первая из которых представляет собой преамбулу, вступление к ключевому повествованию, описывающее главную задачу поэта о желании с помощью его литературного дара воспевать свободу, поражающую пороки общества.

Во второй части стихотворения отражаются его основные идеи, описанные на примерах судеб великих императоров мира Людовига, Наполеона, Павла с изображением яркой, реалистичной картины исторических событий.

Заключительной частью оды поэт считает сделанный им вывод из всего изложенного о горячем призыве к правящему классу исполнять принятые законы наравне с его народом.

Стихотворение написано с использованием четырехстопного ямба и применением различных художественных средств, позволяющих более выразительно передать мысли поэта, сделать их ярче и красочнее, а именно метафор, олицетворений, риторических фигур, сравнений, эпитетов, анафоры.

Кроме того, поэт часто использует при употреблении частей речи глаголы и деепричастия, создающие динамичность текста и его особый ритм, а также применяет в смешанной рифмовке женский вид безударной рифмы. При этом в произведении полностью отсутствуют риторические вопросы и афоризмы.

Все произведение наполнено болью поэта о несправедливо ущемленных правах человеческих личностей, отражая гражданскую позицию автора творения.

Поэт считает, что если в обществе при несправедливой власти невозможно существование законов вольности святой, то результатом попустительства властей является появление преступлений как со стороны тиранических правителей, так и со стороны народы, убивающего своих властителей.

Закон, с точки зрения автора, должен содействовать любым свободным проявлениям человека, не препятствуя им и не ущемляя. Правящая власть должна самостоятельно издать праведные и равноправные законы, утвердив тем самым свою государственную мощь.

Создание вольнодумного произведение повлекло за собой отправку поэта в ссылку, поскольку явилось истинной революционной песней, призывавшей к немедленным и решительным поступкам, провозглашавшей высокие патриотические чувства и стремящейся к разрешению проблем социального неравенства в обществе. Мысли поэта о несправедливости существующей власти были подхвачены будущими декабристами, которые также остро сопереживали провозглашенной поэтом идее.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вольность»

Именно из-за стихотворения «Вольность» А.С. Пушкин попал в ссылку. Он написал это произведение после окончания лицея. Поэт всегда боролся за свободу и справедливость, за что все время получал наказание. Он считал, что каждый человек рождается свободным, а общество помещает его в некие рамки условностей, которым должен следовать человек.

Пушкин рьяно ненавидел всех правителей и руководителей. Он переживал за простой народ, который страдал больше всех. Люди из высшего общества жили, как хотели, а обычные люди были как самые настоящие рабы. Конечно, страна была самой могучей, но это могущество меркнет перед нищетой народа. Поэт считал, что все люди рождаются одинаковыми, и никто не вправе подчинять себе кого-либо. Он призывал к свержению власти.

Он понимал, что его «Вольность» может привести к печальным последствиям, поэтому не публиковал данное стихотворение. Однако в 1820 году каким-то образом это стихотворение дошло до высших чинов и Пушкина сослали в ссылку. Поэт не понимал, как общество докатилось до такого, и до конца верил, что когда-нибудь в мире будут царить справедливость и свобода.

Жанр «Вольности» – ода. Повествование идет в виде лирического монолога. Для того чтобы стихотворение имело четкий ритм был использован такой размер как ямб. Используется смешанная рифмовка, а если говорить о рифме, то здесь она женская. Пушкин использует множество эпитетов, чтобы добавить яркости стихотворению, а также глаголы и деепричастия, которые призывают к действию.

Анализ оды А.С. Пушкина «Вольность»

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина. Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция). Тема оды — протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле »

Главная мысль — протест против абсолютизма. В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия. Окраска лексики — высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др. Ода написана в форме лирического монолога. Рифма — женская, рифмовка — смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В этом произведении очень много различных художественных средств. Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее. Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи: «Беги, сокройся от очей… Разбей изнеженную лиру. А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!» Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию. В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства. Он желает свободу для народа: «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок Негодует из-за тиранов и беззакония:

«Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!»

«Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть»

Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них. Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:

«Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле »

Заканчивается она обращением к царю:

«И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой»

48869 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ оды «Вольность» Радищева

Впервые ода «Вольность» увидела свет в «Путешествии из Петербурга в Москву». Ей была отведена целая глава «Тверь». Герой — путешественник в разговоре с автором рассказывает о своём произведении. Но в изданном варианте «Путешествия» Радищев оставил всего лишь 14 строф. К читателю полный текст оды пришёл только через 100 лет после смерти автора и был опубликован в 1922 году.

В оде Александра Радищева красной нитью проходят две просветительских теории. Первая теория — теория права гласит: свободу каждому человеку. А чтобы было так, надо применить принцип второй теории — общественного договора — государством должны управлять сами граждане, а не цари и духовенство. Радищев не был бы философом-просветителем, если бы не поднял эти вопросы в 18 веке!

По стилю «Вольность» — прямая продолжательница похвальных од Ломоносова. Написана она привычным для помпезных восхвалений четырёхстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Вот только содержание её в корне отличается от ломоносовских од. Не прославляет Радищев ни царей, ни полководцев. Главная героиня оды — вольность, общественная и политическая, которую завоевала Америка.

В России, где царствовала крепостная зависимость, само слово «вольность» уже было вызовом существовавшим порядкам. Простой народ для царя «лишь подла тварь». Автор утверждает, что придёт счастливое время — время торжества справедливости и свободы.

В композиции оды Радищева воедино соединились и история, и его философские рассуждения, и пророчества на будущее. Будущее его отечества обязательно должно быть счастливым, без тиранов и крепостного права. В оде несколько собирательных образов: вольности, народа и самодержавия. Образу народа отведено автором центральное место. Радищев называет народ господом, судьёй, ценностью страны. Для описания жизни народа и положительной, и отрицательной автор использует традиционные эпитеты: златые плоды, несносно бремя , кровавый пот, ленивый вол, весёлые дни.

Сатирически Радищев описывает царскую и церковную власть. Автор заглядывает в будущее и описывает российское устройство в нем. Это некий прообраз федеративного государства. Здесь присутствует приём аллегории. Текст оды изобилует старославянизмами. Это, как может показаться, не утяжеляет текст, а создаёт высокий стиль, последовательно следуя теории Ломоносова о трёх штилях.

Теория Ломоносова сохранена и в традиционной для России 18 века форме написания оды. Каждая строфа состоит из 10 строк и написана четырёхстопным ямбом. И в каждой строфе присутствует чередование кольцевой, перекрёстной и парной рифмовки. Мужская и женская чередуются. В оде много труднопроизносимых сочетаний согласных звуков, как будто автор хотел спрятать за ними смысл стихов. Да и сам Радищев так характеризовал своё детище: «Смысл в стихах неясен, и много стихов топорной работы». Но это нисколько не умаляет значимости произведения.

Ода «Вольность» Радищева — первое слово русской революционной поэзии — призыв к борьбе в соответствии с эстетическими принципами поэта.

Жанр, размер, направление

Безусловно, «Вольность» — это вольнолюбивая лирика поэта, являющаяся реалистическим произведением, так как показывает все несовершенства социального устройства России пушкинского времени. Автор называл свободу своим кумиром, поэтому данная тематика особенно важна для автора. Для того чтобы передать это, автор выбрал необычный жанр – ода. Деспотия самодержавия обличается в «Вольности» с такой экспрессией именно благодаря своеобразному жанру.

Ода написана в форме лирического монолога высоким, торжественным стихом, что акцентирует внимание на большом значении проблемы. Размер – четырехстопный ямб

Рифма – женская. Рифмовка – смешанная.

Влияние оды Радищева на пушкинскую

Само название говорит о том, что Александр Сергеевич взял за образец стихотворение другого русского поэта с тем же названием. Ода «Вольность» (Радищев), краткое содержание которой схоже с одноименным творением Александра Сергеевича, все же немного отличается от пушкинской. Попытаемся ответить, чем же именно.

Пушкин подчеркивает, что его произведение связано с радищевским и вариантом одной строки из стихотворения «Памятник». Как и его предшественник, Александр Сергеевич прославляет политическую свободу, вольность. Оба поэта указывают на примеры торжества вольности в истории (Радищев — на произошедшую в 17-м веке английскую революцию, а Пушкин — на революцию во Франции 1789 года). Александр Сергеевич вслед за Александром Николаевичем считает, что закон, единый для всех, — залог существования в стране политической свободы.

Ода «Вольность» Радищева — это призыв народа к революции, к ниспровержению власти царя вообще, а у Александра Сергеевича она направлена лишь против ставящих себя выше любого закона «тиранов». Именно об этом пишет Пушкин («Вольность»). Анализ произведения позволяет сказать о том, что он в своем творении выражал взгляды ранних декабристов, которым сочувствовал и под влиянием которых находился.

Литературное направление и жанр

Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.

В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.

Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.

Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: