Краткое содержание рассказов Федора Абрамова
- Краткие содержания
- Абрамов
- Алька
- Безотцовщина
- Братья и сёстры
- В Питер за сарафаном
- Две зимы и три лета
- Деревянные кони
- Дом
- Жила была семужка
- О чём плачут лошади
- Пелагея
- Поездка в прошлое
- Последняя охота
- Потомок Джима
- Пролетали лебеди
- Слон голубоглазый
- Собачья гордость
- Сосновые дети
- Трава-мурава
Абрамов появился на свет вечером 29 февраля 1920 года. Все его беззаботное детство, прошло в маленьком поселке Веркола, неподалеку от Архангельска. Парень жил в большой семье, поэтому жила она очень скромно по тем меркам.
Закончив получать образование в местной сельской школе, принимает решение обучаться в высшем учебном заведении. В 1938 году он попадает в государственный университет города Ленинград, на специальность филологии. Внезапная ВОВ не дала возможности кончить обучение ВУЗе, и он ушел на добровольной основе в местные общины, которые служили ради фронта. За годы войны побывал в Ленинграде, защищал города, награжден наградами, получал много ранений. После войны он продолжил свое обучение, и смог закончить его в конце 1948года, а в 1951 году защищает диссертацию, которую он будет вспоминать еще много лет.
Позже молодой автор пишет несколько статей в “Новом мире” и “Люди колхозной деревни” где рассказывает о наглой фальши жизни в сельской местности. Эти статьи вызвали негодование, и спустя некоторое время руководство снимает руководителя отвечающего за редакцию журнала А.Т. Твардовского.
Чтобы читатель воскликнул: именно так я все представлял!
Наталья Науменко, автор комикса «В Питер за сарафаном»
— Больших сложностей в работе над проектом в качестве художника не было. С выбором рассказа определилась быстро, также быстро возникли и образы для визуализации, не пришлось «мучить» себя и текст. В этом, конечно, была и заслуга филологов, с которыми мы работали. Единственное, в силу занятости мне не очень хватило времени, и самая верная мысль — как же на самом деле я хотела бы сделать комикс — пришла, как только он был закончен.
Интересен был поиск образа главной героини. Рассказывая историю своей жизни, героиня предстает перед нами и в юном, и в уже достаточно пожилом возрасте. Необходимо было нарисовать молоденькую девушку, а потом «состарить» ее. Я пошла от обратного: сначала нашла свой образ Филиппьевны, а потом представила ее в молодости. Пришлось пересмотреть много фотографий разных бабушек, чтобы понять, какая она будет на рисунках и как лучше ее нарисовать.
Процесс иллюстрирования затягивает. Это как некая игра, когда за словами автора ты должен увидеть картинку и показать ее зрителю. Сложность состоит в том, что картинка очень часто у каждого читателя в голове своя. Поэтому художник должен включить своего внутреннего психолога на максимум, чтобы читатель, открывая книгу, воскликнул: «Да, я именно так все и представлял!»
Мое личное проявилось на самом первом этапе, когда необходимо было из нескольких предложенных мне произведений выбрать одно. Рассказ «В Питер за сарафаном» заинтересовал сразу своим названием: прочитала его и поняла, что это мое. История молодой девушки, которая для обретения счастья пошла пешком в столицу, была мне близка, так как в свое время я тоже решила оставить свой родной город и пусть не пешком, но отправиться в Петербург. Поэтому все злоключения, которые выпали на долю героини Абрамова, пропускала через себя и искренне сочувствовала Ольке.
То ли сказка, то ли быль
Инга Пальцер, автор комикса «Из колена Аввакумова»
— Абрамов был и будет важен для меня всегда. Я выросла на Севере. Рассказы Абрамова созвучны истории жизни моих предков. Это совокупность бытовых зарисовок, целей и мотиваций жизни простых людей, богатства лексикона. Они бережно хранят уникальные аутентичные черты северного человека. Я могу в этом плане назвать писателя коллекционером, собирателем После приглашения принять участие в проекте по стечению обстоятельств я оказалась в большой архангельской деревне. Фактически в декорациях, аналогичных тем, где существуют персонажи, созданные писателем. Большие северные дома, характерные местные жители и бесконечные леса и просторы. Там я читала, отмечала то, что наиболее интересно, что хотелось бы иллюстрировать.
Больших сложностей работа не вызывала. Скорее, наоборот, вдохновения идеей и творческого заряда после прочтения хватило на весь процесс. Эскизы были нарисованы за два дня. Далее работа с графикой, в карандаше. И акварель. Практически минимум цвета. Теплые оттенки — охра, сепия, оливковый — для передачи давности прошедших времен; синий, индиго — зимний холод, суровый быт советских лагерей; железоокисный красный, алый — светлый праздник Пасхи. Без жесткого режима работа в цвете была выполнена примерно за две недели. Плюс коррекция иллюстраций в электронном варианте.
У меня было очень сложное произведение: то ли сказка, то ли быль. Жизнь главной героини напоминает житие святого. Святость героини проявляется в ее необычайных способностях. Абрамов повествует о подвиге веры, совершенном обычной русской женщиной. Вначале я даже не планировала вставлять текст. Но текст в итоге добавился, и, я думаю, это правильно, поскольку сам язык, слово Абрамова привносит много смыслов для понимания произведения, дает более полноценную картину для восприятия.
В своей работе над комиксом я хотела создать отчасти былинный образ главного персонажа посредством стиля рисования и цвета. Я могу сказать, что получившийся герой близок к тому, что я видела при прочтении выбранного произведения. Но таким ли его увидят другие читатели?
«В Питер за сарафаном» / Наталья Науменко«В Питер за сарафаном» / Наталья Науменко«О чем плачут лошади» / Лилия Солтанова«О чем плачут лошади» / Лилия Солтанова«Потомок Джима» / Елена Смирнова«Потомок Джима» / Елена Смирнова«Про Василия Ивановича» / Мария Цыганкова«Про Василия Ивановича» / Мария Цыганкова
Стала моей любимой книгой
Лилия Солтанова, автор комикса «О чем плачут лошади»
— Я раньше никогда не интересовалась комиксами и тем более не рисовала их! Пришлось много времени посвятить изучению теории. Я изучала комиксы, выделяла для себя что‑то нужное, интересное. Самым сложным в работе над комиксом было не просто поделить страницу на фреймы (кадры), но и сделать его интересным, динамичным. Я ориентировалась на классические комиксы и при этом старалась сохранить свой стиль, передать то, что было в душе.
Нелегко было работать с текстом. Комикс — это все‑таки минимум текста, вначале мне было сложно это понять. Но у нас была парная работа с филологом и много рабочих заседаний, на которых мы разбирали ошибки, советовались, помогали друг другу. Задача филологов проекта была помочь художникам соединить картинку и текст и виртуозно сократить фразы, не нарушая при этом смысл и стилистику автора.
Рассказ «О чем плачут лошади» я хорошо знала, изучала, на своей основной работе проводила мероприятия для детей с анализом данного произведения. Мне нравилось рассказывать ребятам о роли лошадей в жизни русского крестьянства, раскрывать необходимость доброго отношения к животным, которые беззащитны перед человеком.
После проделанной работы могу сказать, что я полюбила жанр комикса, он стал для меня родным. Я убедилась, что комиксы — это не только мультяшные персонажи, легковесный сюжет и междометия, они могут быть глубокими, на серьезные темы. Я научилась выражать слова и эмоции через изображение и цвет, научилась краткости, меткости слова, рисунка. Проект дал мне стимул — хочется больше рисовать, пробовать новые материалы. Задолго до основной реализации проекта я начала рисовать отдельные сцены из рассказа акварелью, чтобы понять, как будут выглядеть кадры, это была большая предварительная работа, моя «кухня».
Мне было очень приятно общаться с художниками проекта, с которыми мы стали друзьями, это очень ценно. Мне нравится наша команда, нравятся работы художниц, и, конечно, издание «Непро100 Абрамов» стало моей любимой книгой.
Фёдор Абрамов «Пряслины»
Вот ещё одно писательское имя, одновременно знакомое (на слуху) и не знакомое (ничего не читал).
Архангельские края, Таёжные, лесистые, не шибко богатые на урожай (как говорится, зона рискованного земледелия). А вот поди ж ты, живут люди. Наверное поселились в давние ещё времена по берегам речки, речка объединила людей и нанизала как на стержень деревню Пекашино.
Мы приходим в эту северную деревню в не самые богатые и счастливые её времена — 1942 год, война, мужики на фронтах, а в деревне одни жёнки (сиречь бабы) да дети. А раз времена военные, то никто никаких планов колхозу не снижал, а наоборот, накручивал да повышал — время такое было. Вот и изламываются деревенские колхозные люди в немыслимом труде.
Абрамов очень верно поступил, что не стал расписывать реалии того времени отстранённо и как бы партийно-хозяйствующим взглядом. Наоборот, мы всё время видим всю деревенскую жизнь как бы изнутри, как бы сами находясь в этой самой деревеньке и вместе с той или другой семьёй (однако чаще всего всё-таки с семейством Пряслиных — отсюда и второе название этой эпопеи «Пряслины») крутимся и вертимся в круговерти деревенских дел и забот.
В первых двух романах трилогии (а на самом деле тетралогии) время идёт неспешно, потому что Абрамов не просто прогоняет перед читательским взором основные вехи тех военных лет, а наоборот, прослеживает жизнь пекашинцев день за днём, а порой и час за часом. Да ещё при этом умудряется то и дело погрузить нас во внутренний мир разных персонажей, да ещё и покрутить их мысли и чувства туда-сюда, поскольку ведь нечасто мы мыслим однозначно категорично, зачастую мы колеблемся и страшимся и совершаем ошибки, и как написать правдиво без того, чтобы не показать все эти внутренние метания разных людей.
Третий роман переносит нас уже в первые послевоенные годы — отгремела война, потихоньку возвращаются в деревню немногочисленные выжившие солдаты, казалось бы, живи да радуйся. Но ведь вся страна в разрухе, и эту разорённую страну восстанавливать надо и кормить, а кто это сделает, как не простой колхозник. И потому опять — надо! надо! надо! давай-давай-давай!!! В общем, читаешь, и даже не верится, что наши родители и деды всё это пережили и через всё это прошли. Но вспоминаешь рассказ матери, как у них умер её годовалый младший брат, объевшись с голодухи картофельной шелухи, как батрачили за еду, как в рогожное одевались — было, прожили и выжили…
Наверное хотя бы один раз в жизни каждый из нас должен прочитать какую-то такую вот настоящую деревенскую книгу. Чтобы прикоснуться, и узнать, и попытаться понять и принять, и осознать и отдать должное им, нашим родичам. И вот эта книга, эта эпопея как раз очень подходит для такого чтения.
Несмотря на прямое продолжение трилогии «Братья и сестры», этот роман («Дом») вполне может существовать отдельно. И временной разрыв с последним третьим романом («Пути-перепутья») эпопеи значительный (порядка двух десятилетий и более), и перемены за это время значимые произошли, и герои-персонажи изрядно переменились, не говоря уже о том, что некоторые просто в силу возраста ушли из повествования. Однако всё-таки — всё-таки! — лучше сначала прочитать первые три романа саги «Пряслины» («Братья и сестры») и только потом уже перейти к книге четвёртой.
Колхоз стал совхозом, труд стал более механизированным, да и люди стали жить чуть богаче и достойнее, однако всё равно для въедливого и дотошного работяги Михаила Пряслина (одного из ГГ всех предыдущих романов) находится предостаточно причин и поводов поворчать, а то и поорать — и на хозяйку дома, и на сестру, и на своих детей, и на своих же собратьев — работяг совхозных, но более всего на управляющего совхозом — уж слишком беспорядочные порядки завелись теперь в деревне. И рабочий день не от зорьки до зорьки, а с 8 и до 5, да ещё с перерывом на обед, и коекакерство в обработке земли, и наплевательское отношение к результатам своего труда, и равнодушие и отчуждённость самих земляков-пекашинцев по отношению друг к другу… В общем, не всё ладно в «королевстве датском»… Да и внутрисемейные дела не так, чтобы очень — разладу много, отчуждения, свары, взаимопонимания не хватает…
В общем, мне этот роман был интересен не только тем, что в нём продолжены судьбы уже полюбившихся персонажей этой эпопеи (и некоторые, увы!, закончены), но ещё и тем, что сам я родом из деревни (пусть и не совхозной) и в деревнях (совхозных) семидесятых годов бывал относительно много и часто, так что многие детали и нюансы не просто были не в новинку, а прямо узнавались и вспоминались как живые. Так что проблемы не надуманные, да и антураж весь тоже как из реала. Да он, собственно говоря, из реала и есть…
Отличная книга из великолепного цикла
Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ
Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно
Среди таких ресурсов:
-
obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;
- podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
- pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
- rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
- soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
- ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
-
moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;
- polk.ru — проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
- отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
- memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
-
permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.
Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).
На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.
Популярные сегодня пересказы
- Огниво — краткое содержание сказки Андерсена Бравый солдат возвращается с войны домой. Он в хорошем расположении духа, бодр, весел и готов к новым свершениям на гражданском поприще. Дорога лежит через лес, в котором он встречает странноватую старуху. Та оказывается колдуньей.
- Крошка Доррит — краткое содержание романа Диккенса Уильям Доррит попал в тюрьму Маршалси, не в силах оплатить свои долги. Вскоре к нему вынуждена была переехать его жена с двумя маленькими детьми. В тюрьме у них родился еще один ребенок — дочь Эми
- Гарри Поттер и Дары Смерти — краткое содержание книги Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» — одна из частей знаменитого романа о мальчике-волшебники автора Роулинг. В этой части рассказывается о том, как пожиратели смерти готовились к покушению
- Ночь — краткое содержание рассказа Казакова По жанровой направленности произведение представляет собой лирический рассказ, основной темой которого является внимательное отношение к окружающим людям.
Наталья Петровна (младшая)
А вот самая долгая жизнь среди детей Петра, скончавшихся в раннем возрасте, выпала Наталье Петровне (младшей). Девочка родилась в Санкт-Петербурге в 1718 году. Её отец в ту пору вёл переговоры со шведами.
После провозглашения Российской империи в 1721 году Наталья и две её старшие сестры, Анна и Елизавета, получили титулы цесаревен. Причём среди девочек только Наталья являлась ребёнком рождённым в законном браке.
Причиной смерти малышки, которой было чуть более 6 лет, стала корь и вызванные болезнью осложнения. Цесаревна ушла из жизни в марте 1725 года. К тому моменту умерший ранее Пётр I ещё не был погребён, из-за чего во время похорон гроб дочери был поставлен рядом с гробом императора. Местом захоронения Натальи Петровны стал Петропавловский собор.
Луи Каравак «Цесаревна Наталья Петровна»
Среди любителей истории бытует мнение, будто род Петра Великого был «проклят». Конечно, утверждение это весьма спорное, хотя среди всех отпрысков царя лишь трое смогли дожить до зрелого возраста.
В дальнейшем царевич Алексей Петрович был приговорён к казни в 28 лет, а его единокровная сестра Анна Петровна и вовсе умерла в 20 лет, но о них будет рассказано в отдельных статьях. Единственным ребёнком Петра, сумевшим пройти достаточно долгий жизненный путь, стала Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1742 году.
Сроднилась я со своими героями
Елена Смирнова, автор комикса «Потомок Джима»
— Для меня открытием стал сам Федор Абрамов, его глубина, душевность и точное попадание слов в сердце. До проекта я, к сожалению, не была знакома с творчеством этого писателя. Теперь наверстываю упущенное. Самым сложным было, конечно же, не подвести команду, постараться донести идею проекта, а также очень бережно — посыл и содержание рассказа. Если брать техническую сторону, то сложностей лично у меня было много. Это и осваивание акварели, и рисование людей. Были дни, когда совсем не получалось ничего, да и сама тема рассказа постоянно комом в горле стояла. Про войну же… Интересно было поработать в команде, быть частью чего‑то большого, значимого, попробовать свои силы и возможности. И, конечно же, это дало свои плоды в виде большого опыта и роста в художественной части.
В моем рассказе один из главных героев — художник. Фамилии нет, только имя и отчество — Петр Петрович. Перед началом и во время работы над созданием рисованной истории я изучила много информации о войне и блокадном Ленинграде, и мне настолько глубоко все это вошло в душу, что я начала искать реального прототипа этого художника. Он же был, значит, и работы его остались. Все безрезультатно, я ничего не нашла, но надежда была. Сроднилась я со своими героями.
Вместо рыбки представляла девушку
Евгения Корякина, автор комикса «Жила-была семужка»
— Я создавала комикс по произведению Федора Абрамова «Жила-была семужка». Эту сказку, кстати, единственную в творчестве нашего знаменитого земляка, я помню со школы. Читая ее, погрузилась в подводный мир, но в моих представлениях вместо рыбки была девушка, а вокруг нее не речные просторы, а настоящая человеческая жизнь с ее трудностями.
Как и все художники нашей команды, я тоже впервые работала в жанре комикса, поэтому перед началом создания своей рисованной истории долго изучала комиксы самых талантливых авторов. Изучала анатомию и особенности поведения семги, чтобы ее изображение было убедительным. Свой комикс я решила создать в технике акварели с уточнением деталей линерами. В акварели можно делать множество интересных фактур и узоров за счет применения самых простых подручных материалов. Например, я использовала обычную поваренную соль — она помогла создать эффект дребезжания и пузырьков воды.
Первая жена Евдокия Лопухина
При рождении будущая первая жена Петра I получила имя Прасковья. Она принадлежала к роду Лопухиных, которые входили в число союзников Нарышкиных, и это определило ее дальнейшую судьбу. Воспитывалась девушка вместе с братьями и сестрами в строгих домостроевских обычаях и православных традициях. Из письменных свидетельств современников известно, что Евдокия была хороша собой.
Царица Наталья Кирилловна выбрала Евдокию Лопухину себе в невестки, решив, что она станет женой ее сына Петра Алексеевича. Согласия жениха и невесты в вопросах свадьбы и брака в то время не требовалось. А выбор матери объяснялся надеждой на то, что популярность в стрелецких войсках поможет укрепить положение царя в будущем.
Евдокия Лопухина. Изображение из общественного достояния
В браке имя и отчество избранницы Петра — Прасковья Илларионовна — были изменены на «более благозвучные» — Евдокия Федоровна. Отец девушки получил боярский чин. 17-летний Петр Алексеевич и 20-летняя Евдокия Лопухина обвенчались 27 января 1689 года. Спустя год в царской семье на свет появился первый наследник, Алексей Петрович, а позже жена Петра I родила еще двух сыновей. Но младших, Александра и Павла, ожидала трагическая судьба: они умерли еще в раннем возрасте.
Первые годы брака были спокойными и прошли в любви и согласии. Но жена не имела никакого влияния на царя и не разделяла его взглядов и прозападных интересов
Евдокия занималась благоустройством церквей и монастырей, а супруг все меньше уделял ей внимание, отвлекаясь на более важные дела и личную жизнь. К тому же ухудшились отношения и между Евдокией и ее свекровью, которая невзлюбила невестку за упрямый характер и излишнюю самостоятельность
Пока мать была жива, Петр старался не проявлять негативного отношения к супруге. Однако, когда Наталья Кирилловна покинула этот мир, царь отправился в Архангельск и после этого перестал переписываться с женой. Родственники царицы попали в немилость, хотя сама она с сыном продолжала жить в Кремлевском дворце. Евдокия стала поддерживать связь с противниками царской политики.
Царь обвинил супругу «в некоторых противностях и подозрениях». Также она была причастна к стрелецкому бунту, организаторы которого хотели возвести на царство царевича Алексея. Некоторые источники указывают, что Петр изначально хотел, чтобы его жену казнили, однако позже передумал и решил постричь ее в монахини.
Евдокия была против и ссылалась на то, что малолетний сын нуждается в ее заботе и внимании. Но это все же было сделано без ее согласия. В 1698 году она стала монахиней в Суздальско-Покровском монастыре, куда традиционно ссылали цариц.
Евдокия при постриге получила новое имя — Елена и была лишена государственного обеспечения. Кормить и одевать ее пришлось родственникам, которых она просила об этом в письмах. Царевич Алексей был отправлен на воспитание к тетушке.
Спустя полгода бывшая царица перестала вести монашескую жизнь и жила при монастыре как мирянка. В 1709 году Евдокия вступила в связь с майором Глебовым, их роман длился 10 лет. Позже бывшая царица была сослана мужем в другой монастырь, а после его смерти как государственная преступница отправлена в Шлиссельбург.
Когда престол занял Петр II, Евдокия вернулась в Москву и провела здесь остаток жизни, но роли в государственных делах уже не играла. Умерла царица в 1731 году.
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
В какой бесплатный архив стоит обращаться, чтобы узнать о предках бесплатно без регистрации
Если вы не знаете, с какого архива вам стоит начать, начните с главного архива региона, в котором проживал данный человек. К примеру, если вы живёте в области, то таким архивом может стать Центральный государственный Архив Московской области.
Ссылка: https://rusarchives.ru/state/moskovskaya-oblast/centralnyy-gosudarstvennyy-arhiv-moskovskoy-oblasti
С региональными архивами можно связаться по телефону или е-мейл (при должной доле упорства). Отправьте запрос в такой архив и регулярно проверяйте, дошёл ли он, каково состояние его рассмотрения, и получите ли вы требуемую информацию.
Поиск документов в местных ЗАГСах вам не очень поможет. Всё потому, что ЗАГСы были созданы уже после революции, и захватили с собой постреволюционный документальный период. Но если строк вашего исследования включает и революционное время, вы можете обратиться и в местный ЗАГС за информацией о своих предках.
Многовластие… или чего боятся короли
Сначала по завещанию государя на престол взошла Екатерина I. Она с шиком отпраздновала свадьбу своей дочери Анны и Карла Гольштейна. Но это правление длилось всего два года. На престол должен был вступить Петр (сын царевича Алексея), а только потом трон могла занять Анна, несмотря на то, что ее отец изменил порядок престолонаследия.
Однако интриги Меньшикова привели на трон другую Анну, дочь Ивана V. А Анна Петровна со своим мужем были вынуждены уехать на родину Карла, в Гольштинию. Анна, очень любившая родину, писала горькие письма сестре Елизавете, жалуясь на часто гулявшего мужа и отсутствие поддержки. В 1728 году она родила сына, которого назвали Петер Ульрих. Он стал императором Петром III.
Петер Ульрих
Вторая жена Екатерина I
Настоящие имя и фамилия царицы Екатерины I — Марта Скавронская. Приняв православие в 1708 году, она стала Екатериной Алексеевной Михайловой. Фамилию придумал сам царь, желая оставаться инкогнито.
Женщина стала любовницей Петра I в 1703 году, когда он впервые увидел ее в числе слуг своего фаворита и соратника, князя Александра Меншикова. В 1704-м родился первый сын Петра и Екатерины, которого назвали в честь отца, а спустя год родился еще один наследник, Павел. Однако оба ребенка умерли в раннем возрасте.
Еще до того, как Екатерина и Петр вступили в официальный брак, у них родились две дочери, Анна и Елизавета. Возлюбленная правителя умела успокоить его лаской и нежным голосом в моменты гнева и плохого самочувствия. Ее обаяние и добрый нрав послужили причиной того, что в 1711 году перед Прутским походом царь велел называть бывшую служанку русской царицей и женой Петра I. Венчание было назначено на более позднее и удобное время, так как государь был занят военными делами.
Они обвенчались в Петербурге в феврале 1712 года. Отношения в семье были построены на большой любви, нежности, взаимопонимании и уважении. Екатерина проявила свои лучшие качества характера, участвуя в военном походе вместе с мужем и помогая ему в делах, будучи беременной на поздних сроках и забыв о женских слабостях. Супруг отметил это в своем манифесте о коронации и наградил возлюбленную орденом Освобождения, учрежденным в ее честь.
Екатерина I. Изображение из общественного достояния
В браке Петра I и его второй жены родилось 8 детей, но все они, кроме дочерей Анны и Елизаветы, умерли в детские годы. Екатерина была верной подругой и любимой женщиной государя больше 20 лет. Она снисходительно относилась к многочисленным любовным похождениям возлюбленного. В мае 1724-го Екатерина была коронована, но спустя полгода супруг стал подозревать избранницу в близкой связи с камергером Виллимом Монсом и запретил жене приближаться к себе и разговаривать с ним. Камергер Монс был казнен по другой причине, однако отношения супругов так и не восстановились.
Только однажды по просьбе дочери Екатерина I и Петр I пообедали вместе. По-настоящему примириться они смогли перед смертью императора, в январе 1725 года. Жена Петра I провела с ним последние часы его жизни, император умер на руках у возлюбленной. Она пережила мужа на два года и скончалась в 1727-м, после того как состояние ее здоровья сильно ухудшилось. В числе причин смерти указывались болезнь легких и приступ ревматизма.
Иногда вдохновение ближе, чем кажется
Мария Цыганкова, автор комикса «Про Василия Ивановича»
— В работе над своим комиксом мне сложно было найти изобразительные средства, подходящие возрасту (способ привлечь внимание детей младшего школьного возраста к работе и главному герою). А самым интересным для меня было увидеть, как рождается образ главного героя — кота
Открытием стало то, что комиксы можно сделать добрыми. Я училась главному — переводить слова в образы.
Для меня важно было сохранить нотку детскости и легкости в изображении героев произведения и окружающего их пространства. Этим объясняется выбор стиля и манеры рисования
Цветовая гамма фона имеет свой смысл. Выбор цветовой палитры и манеры рисования влияет на детское восприятие произведения в целом и поэтому требует трепетного внимания художника. При создании истории «Про Василия Ивановича» были выбраны чистые, яркие, лаконичные цвета, простые и минималистичные формы изображения. Я постаралась совместить общую идею произведения с немного детской манерой рисования
Например, на первом кадре она помогает сделать акцент на главном герое и обратить на него внимание ребенка. В середине комикса цветовая гамма отражает переломный момент в произведении и драму в отношениях героев
Кроме того, в работе присутствует развивающий момент в виде графической метафоры. Это второстепенный персонаж — бабочка, которая словно порхает с кадра на кадр. Ребенок, знакомясь с комиксом, будет непроизвольно отыскивать бабочку на кадрах и следить за ее движениями.
Однажды в момент творческого кризиса в работе над комиксом (да-да, он был) я решила прогуляться по улице в надежде вдохновиться и собраться с мыслями. В подъезде собственного дома на лестничной площадке я встретила рыжего кота и черного пса (оба наши жители). Они сидели на ступеньках около моей квартиры. Питомцы выбежали из квартир и оказались на свободном выгуле. Главные герои моей истории — рыжий кот и черный пес. Встреча оказалась судьбоносной и очень приятной! Иногда вдохновение оказывается намного ближе, чем кажется, необходимо только быть внимательным наблюдателем!
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Пётр Петрович
Как я уже отметила, на своих наследников Пётр Великий возлагал особые надежды. И если выживший старший сын от первой жены, Алексей Петрович, не вызывал его доверия, то появившийся в 1715 году маленький Пётр считался истинным наследником российского престола.
Исследователь Е. В. Пчелов пишет:
Мечтам Петра Великого не суждено было воплотиться в жизнь. В 1719 году юный Пётр Петрович умер, после чего порядок престолонаследия стал неопределённым. В дальнейшем император издаст указ, согласно которому правитель сможет сам выбирать преемника из числа надёжных людей. Вот только сам Пётр I этим так и не успел воспользоваться.
Луи Каравак «Пётр Петрович в образе Купидона»