«разноцветная бабочка»

Разноцветная бабочка рассказ Платонов краткое содержание

Рассказ «Разноцветная бабочка» был создан Андреем Платоновичем Платоновым в 1946 году. История представляет собой удивительную легенду, в центре которой находится безграничная материнская любовь, главная героиня произведения в течение многих лет терпеливо ожидает возвращения исчезнувшего сына. Пожилая женщина по имени Анисья, обитающая среди Кавказских гор, даже не помнит собственного возраста. Ближайший сосед, немолодой мужчина Ульян, иногда помогает старушке, восстанавливая ее обувь или угощая медом с собственной пасеки. Ульяну известно о том, что Анисья уже давно мечтает вновь увидеть своего пропавшего в детстве наследника Тимофея. Маленький Тимоша постоянно приносил домой после прогулок разноцветных бабочек. Ребенка приводила в восторг красота и необычность их крыльев, а мама пыталась объяснить мальчику, что бабочки не смогут летать из-за его резких прикосновений.

Однажды в жизни матери и сына случилась настоящая трагедия. Тимоша, находясь на лугу в горах, стремился догнать изумительную бабочку, ничего подобного ребенку никогда не доводилось созерцать. Мальчик продолжал преследовать насекомое и с наступлением темноты, в определенный момент он полностью потерял бабочку из виду.

В самом конце тропы Тимоша вознамерился достать с неба яркую звездочку, в погоне за ней он сорвался в пропасть. На рассвете паренек понял, что он пребывает поблизости от впадающего в озеро ручья, однако его окружала полнейшая темнота, в которой мальчик не мог ничего разглядеть. Тимоша осознал, что он не сумеет взобраться на близлежащие горы и снова попасть домой

Рядом с мальчиком продолжали кружить красивые бабочки, однако ребенка уже не интересовали эти насекомые, он вспомнил о том, что мама всегда горячо просила его соблюдать осторожность

На протяжении ряда лет повзрослевший Тимофей ежедневно старается точить гору с помощью камня, пытаясь выбраться из своей ловушки. Иногда он представляет себе, что он и сейчас обитает в своем родном доме вместе с родительницей. В то же время Анисья дожидается сына и верит в его возвращение, хотя все вокруг полагают, что женщине следует смириться с потерей наследника. Никто не допускает возможности того, что Тимоша все еще жив.

Однажды состарившаяся Анисья отправляется к пещере, намереваясь набрать воды. Тимофею кажется знакомым стук, который издает ведро, находящееся в руках женщины. В этот момент мужчине удается уничтожить стену, отделяющую его от матери. Родительница лишь с огромным трудом узнает в немолодом человеке оставшегося у нее в памяти маленького Тимошу.

Анисья заключает сына в объятия, однако сам Тимофей ее не видит, мужчина давно потерял зрение из-за постоянного нахождения в полной темноте. Женщина твердит о том, что в детстве она не успела насмотреться на сынишку, но теперь старушка готова к уходу в иной мир, поскольку ей все же довелось перед кончиной увидеть Тимошу. Анисья передает выросшему ребенку всю свою беспредельную любовь, заботу и ласку, после чего она умирает, а Тимофей вновь превращается в маленького мальчика.

Один из главных героев рассказа допускает в детстве трагическую ошибку, погнавшись за красивой целью в виде бабочки, в результате чего он теряет долгие годы, проведенные в заточении. Только благодаря матери Тимофей получает еще один шанс построить свою жизнь иначе, стать счастливым и полезным для окружающих человеком. Из произведения несложно сделать вывод о том, что далеко не всякая цель заслуживает тех жертв, которые люди готовы принести ради ее достижения. Легенда также учит читателей помнить о своих близких и ценить их, что в первую очередь касается родителей, способных отдать даже собственную жизнь ради блага детей.

Тропинка в неизвестность

В начале рассказа мы узнаем о жизни старухи Анисьи. Как и сама легенда, краткое содержание «Разноцветной бабочки» Платонова рассказывает о ее долгой и одинокой жизни. Но она не всегда была одна: рос у нее сын Тимоша, очень непоседливый мальчик. Жили они на Кавказе, у берега моря. Рядом были горы, и он каждый день бегал туда играть и ловить бабочек. А когда приносил их домой, всегда удивлялся: почему же они больше не поднимаются в воздух? На это мама ему отвечала, что для жизни бабочки ей нужно летать, а делать это она теперь не может — мальчик обтер пыльцу с крыльев.

Каждый день Тимоша убегал гулять в горы по одной и той же тропинке. Проложил ее один неизвестный человек: он ни к кому не испытывал нежных чувств, у него не было детей. Земное существование тяготило его, и он ушел по этой тропинке сквозь высочайшую гору в небо и не возвратился оттуда.

Вариант 2

В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.

Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.

Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.

Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.

В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.

Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди.  Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.

II

Ломов (один).

Ломов. Холодно… Я весь дрожу, как перед экзаменом. Главное — нужно решиться. Если же долго думать, колебаться, много разговаривать да ждать идеала или настоящей любви, то этак никогда не женишься… Брр!.. Холодно! Наталья Степановна отличная хозяйка, недурна, образованна… чего ж мне еще нужно? Однако у меня уж начинается от волнения шум в ушах. (Пьет воду.) А не жениться мне нельзя… Во-первых, мне уже 35 лет — возраст, так сказать, критический. Во-вторых, мне нужна правильная, регулярная жизнь… У меня порок сердца, постоянные сердцебиения, я вспыльчив и всегда ужасно волнуюсь… Сейчас вот у меня губы дрожат и на правом веке живчик прыгает… Но самое ужасное у меня — это сон. Едва только лягу в постель и только что начну засыпать, как вдруг в левом боку что-то — дерг! и бьет прямо в плечо и в голову… Вскакиваю как сумасшедший, похожу немного и опять ложусь, но только что начну засыпать, как у меня в боку опять — дерг! И этак раз двадцать…

Краткое изложение произведения

Главные герои «Разноцветной бабочки» Платонова жили в каменной хижине на черноморском побережье, у подножия живописных кавказских гор. Старуха Анисья уже не помнила, сколько ей лет, но не могла умереть, не дождавшись встречи с сыном Тимофеем. Ушел из жизни ее помощник, пчеловод дедушка Ульян. Ему было намного меньше лет, чем Анисье, но старушка все жила памятью о прошлом и надеждами на будущее.

Когда-то давно она была молодой, красивой и сильной, одна воспитывала единственного сына Тимошу. Мальчик рос беззаботным и любил познавать мир. Особенно его интересовали бабочки, которых он ловил бесчисленное количество. Побывав в его руках, создания не могли летать и медленно погибали. Мать объясняла сыну, что не нужно брать их в ладони и снимать пыльцу с крыльев, но Тимошу не останавливали ее запреты.

Однажды ребенок погнался за необыкновенно красивой бабочкой и упал в глубокое ущелье. Он выжил и увидел, что оказался в пропасти, которую окружала каменная стена высоких гор. Спастись не было возможности, но какая красота его окружала! Было очень жарко и на склонах гор парило огромное количество прекрасных бабочек и стрекоз, тек ручеек с водой.

Однако мальчика больше не интересовали насекомые. Его сердце разрывалось от боли из-за разлуки с матерью. Он долго звал Аксинью, но женщина не слышала. Она лишь чувствовала: ее Тимоша не погиб и знала, что наступит день, когда они встретятся. Мальчик решил попробовать выбраться из каменного плена. Он делал проход в каменной горе, на что ушли долгие годы.

Выбраться Тимофею удалось, будучи глубоким стариком. Он ослеп и узнал мать только по голосу и звуку их домашнего ведра, из которого старушка набирала воду. Аксинья была счастлива от этой встречи, но она понимала, что ее дни сочтены. Жизнь прошла, и она так и не смогла насладиться материнством, ласкать и любить своего малыша, который стал глубоким старцем.

Об авторе «Разноцветной бабочки»

Платонов — псевдоним советского писателя Андрея Платоновича Климентова (1899−1951). Он был старшим из девяти детей в семье слесаря, и отец много значил в его жизни, поэтому псевдонимом для литературного творчества стало имя родителя. С 13 лет мальчик активно помогал семье, разделял заботы взрослых о младших ребятах. Он начал рано работать и в подростковом возрасте уже писал стихи, которые публиковались в газетах родного Воронежа.

В 1927 году писатель переехал в Москву и выпустил первый сборник рассказов. В войну он был корреспондентом издания «Красная звезда», и часто оказывался в гуще фронтовых событий. Писал Андрей Платонович для взрослых и детей. Каждое его произведение дарило читателям радость новых открытий. Легенда о разноцветной бабочке была создана в послевоенном 1946 году.

Популярные сегодня пересказы

  • Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну
  • Вадим — краткое содержание романа Лермонтова Место действия в произведении, Пензенская область, родина Лермонтова. Тут на самом краю деревни стояло поместье Палицына. Палицын поддерживал пугачёвское движение и принадлежал к пугачёвцам.
  • Дед Архип и Лёнька — краткое содержание рассказа Горького Дед Архип и его внук Лёнька лежали на берегу, поджидая паром. Хилый мальчуган дремал, а старику мешала уснуть тупая, давящая боль в груди и хриплый, удушливый кашель
  • Сорок первый — краткое содержание рассказа Лавренева События произведения разворачиваются в период Гражданской войны на территории Туркменистана. В ожесточенных боях с белогвардейцами в живых остается небольшой отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым

Краткое изложение произведения

Главные герои «Разноцветной бабочки» Платонова жили в каменной хижине на черноморском побережье, у подножия живописных кавказских гор. Старуха Анисья уже не помнила, сколько ей лет, но не могла умереть, не дождавшись встречи с сыном Тимофеем. Ушел из жизни ее помощник, пчеловод дедушка Ульян. Ему было намного меньше лет, чем Анисье, но старушка все жила памятью о прошлом и надеждами на будущее.

Когда-то давно она была молодой, красивой и сильной, одна воспитывала единственного сына Тимошу. Мальчик рос беззаботным и любил познавать мир. Особенно его интересовали бабочки, которых он ловил бесчисленное количество. Побывав в его руках, создания не могли летать и медленно погибали. Мать объясняла сыну, что не нужно брать их в ладони и снимать пыльцу с крыльев, но Тимошу не останавливали ее запреты.

Однажды ребенок погнался за необыкновенно красивой бабочкой и упал в глубокое ущелье. Он выжил и увидел, что оказался в пропасти, которую окружала каменная стена высоких гор. Спастись не было возможности, но какая красота его окружала! Было очень жарко и на склонах гор парило огромное количество прекрасных бабочек и стрекоз, тек ручеек с водой.

Однако мальчика больше не интересовали насекомые. Его сердце разрывалось от боли из-за разлуки с матерью. Он долго звал Аксинью, но женщина не слышала. Она лишь чувствовала: ее Тимоша не погиб и знала, что наступит день, когда они встретятся. Мальчик решил попробовать выбраться из каменного плена. Он делал проход в каменной горе, на что ушли долгие годы.

Выбраться Тимофею удалось, будучи глубоким стариком. Он ослеп и узнал мать только по голосу и звуку их домашнего ведра, из которого старушка набирала воду. Аксинья была счастлива от этой встречи, но она понимала, что ее дни сочтены. Жизнь прошла, и она так и не смогла насладиться материнством, ласкать и любить своего малыша, который стал глубоким старцем.

Тропинка в неизвестность

В начале рассказа мы узнаем о жизни старухи Анисьи. Как и сама легенда, краткое содержание «Разноцветной бабочки» Платонова рассказывает о ее долгой и одинокой жизни. Но она не всегда была одна: рос у нее сын Тимоша, очень непоседливый мальчик. Жили они на Кавказе, у берега моря. Рядом были горы, и он каждый день бегал туда играть и ловить бабочек. А когда приносил их домой, всегда удивлялся: почему же они больше не поднимаются в воздух? На это мама ему отвечала, что для жизни бабочки ей нужно летать, а делать это она теперь не может — мальчик обтер пыльцу с крыльев.

Каждый день Тимоша убегал гулять в горы по одной и той же тропинке. Проложил ее один неизвестный человек: он ни к кому не испытывал нежных чувств, у него не было детей. Земное существование тяготило его, и он ушел по этой тропинке сквозь высочайшую гору в небо и не возвратился оттуда.

Необузданное желание

Во второй части краткого содержания «Разноцветной бабочки» Платонова мы узнаем, каким образом ушел сын Анисьи. Как-то раз он увидел необыкновенную бабочку размером с птицу. Крылья ее были усыпаны цветами, совсем новыми для мальчика. Тимоше казалось, что его кто-то зовет, и голос исходит как раз от крыльев этого существа.

Конечно, мальчику очень захотелось ее поймать, но бабочка улетала от него все дальше и дальше. Она не обращала на него никакого внимания, не отвечала ему. Но все равно Тимоша очень хотел поймать ее, самую большую, самую последнюю. Его стремление поймать бабочку оказалось сильнее желания возвращения домой, к родной матери. В конце тропинки мальчик увидел самую большую звезду, самую красивую, а за ней — все небо. Шагнув еще немного, он очутился на дне пропасти.

Сочинение 2

Андрей Платонович Платонов — советский прозаик, чьи произведения наполнены глубоким философским смыслом. Невозможно найти однозначный ответ на те вопросы, которые ставит автор перед читателями. Одним из таких творений Платонова стала легенда «Разноцветная бабочка».

Центральным персонажем данного произведения является старушка Анисья, которая уже много лет ждет своего сына. Нет, он не пропал без вести на войне, его не захватили в плен враги. Тимоша пропал, когда был еще совсем ребенком. Его страстью была ловля бабочек, за которыми он готов был бегать до позднего вечера. И увидев однажды самую красивую бабочку, он побежал за ней и больше не вернулся.

Основная мысль произведения — сила материнской любви. Главная героиня жила все это время одной только мыслью о сыне, надеждой на его возвращение. Анисья потеряла счет времени, она не думала о том, сколько лет уже прошло, ведь главная цель всей ее жизни – дождаться сына. Контрастом главной героине является еще один герой произведения – дедушка Ульян. Несмотря на то, что он был намного моложе Анисьи («Дедушка Ульян говорил, что когда он ещё молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой»), исход его жизни наступил раньше. В отличие от главной героини у него не было огромной цели и смысла находиться в этом мире, не смотря ни на что. Именно огромная материнская любовь помогала Анисье находить в себе силы жить и надеется на то, что сын услышит ее и вернется домой.

Еще одна из главных тем произведения – это духовно-нравственные проблемы молодого поколения. Сын Анисьи рос беззаботным мальчиком, гоняющим бабочек. Он с лёгкостью убегал из дома, пропадал допоздна, не думая о том, что его мать беспокоится и ждет его домой. И только потеряв дорогу к дому, он начинает ценить любовь родного человека. Герой понимает, что красота бабочки не может сравниться с теплом и нежностью материнского сердца. Всю свою жизнь он пытается выбраться из каменного плена и вернуться туда, где ждет и надеется самый близкий и родной человек.

В свое произведение автор включает эпизод, где Тимоша стирает пыльцу с крыльев бабочки. На что Анисья ему говорит: «Не умрёт и жить не будет…Ей надо летать, чтобы жить, а ты её поймал и взял в руки». Также и главная героиня. Живительной пыльцой для нее был сын Тимоша, и когда он исчез, Анисья продолжала существовать, но не жить. Она ничего не замечала: ни времени, ни окружающих, ни себя. Однако она точно знала, что уйти навсегда она не имеет права, пока не увидит своего сына.

Жанр данного произведения – легенда, а точнее легенда-сказка. А в любой сказке есть место чуду. Материнская любовь Анисьи словно волшебная палочка помогла Тимоше вновь стать юным, вспомнить, что такое детство.

Разноцветные бабочки в произведении это то, что манит героя, уводит его от реальности в красивый, но, как оказалось, коварный мир. Легенда Платонова учит нас всегда трезво смотреть на жизнь, не бежать за мнимым счастьем. Но самое главное помнить, что нет ничего дороже, чем материнская любовь.

Подготовка к работе

Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:

  • умение работать с книгой и находить нужную информацию;
  • развитие навыка доступного изложения материала, умение найти и выделить суть;
  • способность школьника делать правильные и логичные выводы.

При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами

Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:

  1. Что больше всего поразило в легенде?
  2. Чувства, которые вызвал рассказ?
  3. Было ли в жизни школьника что-то подобное из описываемых автором событий?
  4. Какая бабочка показалась Тимофею самой красивой, и почему он решил, что она недобрая?
  5. Что для сына Аксиньи стало главным в жизни?
  6. Какие чувства дают Тимоше силы истереть камень, вернуться к матери?
  7. Счастливая или несчастная концовка у притчи?

Оценка действий Тимоши

Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:

  1. Где жили мама с сыном? — Уединенно, на побережье моря в каменной хижине.
  2. Что произошло с ребенком? — Убежал гулять и не вернулся.
  3. Почему малыш часто убегал от матери? — Погулять, поговорить с камнями и поохотиться на красивых бабочек.
  4. Как характеризуют его отлучки из дома? — Любознательность, желание постичь окружающий мир.
  5. Как мальчик вел себя после прогулок? — Горевал, что пойманные бабочки не летают, погибают.
  6. О чем свидетельствуют эмоции ребенка? — О том, что ему было присуще чувство сострадания, жалости.
  7. Что советовала ему мать? — Любоваться бабочками, но не брать их в руки.
  8. Кто проложил тропинку в горы? — Незнакомый бездетный человек, которого все давно забыли. Это предупреждение, которое мать не успела понять.
  9. Что увидел наблюдательный Тимоша, возвращаясь однажды домой? — Каплю росы на былинке (добрую, как он сам решил).
  10. Кто встретился ему вскоре? — Прекрасная бабочка, которую раньше не видел.
  11. Почему ребенок решил, что она недобрая? — Не смотрела на него, не говорила.
  12. Какое желание оказалось сильнее — вернуться домой по зову матери или отправиться по опасной тропинке за насекомым? — Тимофей выбрал второй вариант, и это характеризует его как упрямого, непослушного.
  13. Что увидел мальчик в конце тропинки? — Небо, в котором сияла большая звезда.
  14. Отчего Тимоша плакал, оказавшись на дне пропасти? — Из-за разлуки с матерью и раскаянья.
  15. Что сделал мальчик для возвращения? — Много лет крошил каменную гору, пробивая путь, что говорит о его целеустремленности.

Характеристика матери

Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.

В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.

К рассказу подходят пословицы:

  1. Материнская молитва и до дна моря дойдет.
  2. Колотись, бейся, но все равно надейся.
  3. Кто долго ждет, тот долго живет.
  4. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Питание

Количество особей некоторых бабочек уменьшается с каждым годом, так как исчезают растения, которым они отдают предпочтение. Но то, чем питается бабочка лимонница зависит от постоянного места ее обитания.

Таким образом бабочка подстраивается под окружающую среду, постепенно расширяя свой рацион. Питание взрослой особи пестрит разнообразием — это может быть нектар большого количества разных растений, преимущественно диких (березовый сок, репейник, чертополох, василек и др.).

На дачные и садовые участки бабочка залетает только в случае крайней нужды — когда поблизости нет дикорастущей альтернативы. Однако, этого нельзя сказать про гусениц лимонниц, которые питаются исключительно листьями крушины (второе название бабочки — крушинница).

Основная мысль легенды

Андрей Платонович очень любил детей. Рассказы для них он писал «всерьез», не подстраиваясь под неопытность и наивный взгляд на мир. Простые и доступные для понимания тексты затрагивают важные вопросы добра и зла, смысла жизни, помогают найти свое место в окружающем мире.

Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.

Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь

Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка

Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.

Анализ рассказа

Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.

Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.

Однако Платонов дарит герою возможность возвращения. Для этого ему предстоит приложить титанические усилия и потерять мать, едва ее обретя снова. Печаль и горе Тимофея автор передает путем частого повторения в тексте количественного числительного «один». Оно стало синонимом его одиночества и стремления к воссоединению с мамой.

Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.

Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.

Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: