«экспонат №»

“Старый повар”, Паустовский. Краткое содержание и анализ произведения

Ни для кого не секрет, что настоящее искусство способно творить чудеса. Именно эту мысль доказывает в своем коротком рассказе «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание произведения переносит нас в конец XVIII века – во времена, когда жил и творил австрийский композитор, известный всему миру – В. А. Моцарт.

На пороге смерти

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.

Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.

Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью.

Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго.

Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Исповедь

Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский.

Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы.

После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.

Воскрешение прошлого

Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен.

А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту.

В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.

Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» – восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

Презентация к уроку по теме «Старый повар»К.Паустовского

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка очищает и духовно возвышает человека.

К.Паустовский «Старый повар» Ч2 Определение стилей и типов речи Ч6 Анализ художественных произведений

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.

Мещёра. Лесной край совсем неподалёку от Москвы, в самом центре России.

Свыше двадцати лет прожил в этом краю писатель Константин Георгиевич Паустовский

Он жил в селе Солотче, в этом доме. „Старый дом и все окрестности Солотчи полны. особого обаяния. Здесь написаны многие книги. “

Эти рассказы Паустовского, написанные в Солотче, знакомы и многим из вас.

Словарная работа Сторожка- Помещение для сторожа. Флорин- Старинная западноевропейская золотая или серебряная монета. Фаянсовая посуда– Фаянс (фр.faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Клавесин– (От фр.clavecin;итал.cembalo,clavicembalo; англ.harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способомзвукоизвлечения. Исповедник– Священник, принимающий исповедь. Чахотка– Туберкулёз лёгких.

К.Г.Паустовский «Старый повар»

1 остановка 1. Какое настроение создаётся в начале рассказа? 2. Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель? 3. С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?

2 остановка 1. Как меняется настроение рассказа? 2. Каким человеком в жизни был старик? Что чувствуете вы по отношению к нему? 3. В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

3 остановка 1. Как понять слова «быстрый звон рассыпался по сторожке»? 2. Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви? 3. Что можете добавить к характеристике старика? 4. В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?

4 остановка 1. Что меняется вокруг? Как звучит клавесин? 2. Что вернуло старику утраченное счастье? 3. Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта? 4. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 Моцарт обладал феноменальными способностями: абсолютным слухом и музыкальной памятью. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, а в возрасте 5 лет уже сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь (35 лет) написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 Фантазия ре-минор

5 остановка 1. Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие? 2. Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего? 3. Моцарт импровизировал или играл одно из своих написанных произведений? 4. Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?

Выводы К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которая способна совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. Автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему повару осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей силе искусства. Автор убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? Чемодан- заберу все, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка- информацию переработаю. Корзина- всё выброшу.

Домашнее задание: Повторить типы и стили речи Домашнее задание: Выучить цитаты о силе музыки

Номер материала: ДБ-274002

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Сюжет

На окраине Вены умирал старый повар — Иоганн Мейер. Несколько лет назад он ослеп от жара печей. Предчувствуя  близость смерти , он захотел исповедоваться, но не любил священников. Поэтому он попросил дочь Марию пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться ему.

Мария пригласила молодого человека, который согласился выслушать старика. Старик сказал ему, что всю жизнь работал  и  ему некогда было грешить. Но один грех всё же есть. Когда умирала его  жена  Марта и не было денег на лечение, он украл маленькое золотое блюдо у хозяев, разбил его и на золотые осколки покупал лекарства. Но жена всё равно умерла. Хорошо, что никто не был наказан из слуг за пропажу блюда.

Молодой человек успокоил старика, сказав, что старик невиновен, что это он сделал из-за любви.

Тогда старик сказал, что его последней волей было бы желание снова увидеть жену молодой, их первую встречу. Но он понимал, что это просто невозможно.

Тогда незнакомец сел за клавесин, который был в доме, и стал играть. И старик, слушая музыку, вдруг увидел  солнечный день зимний день в горах, когда он впервые встретил Марту. Его дочь тоже увидела весну, расцветающую яблоню.

Старику захотелось узнать имя человека, который помог уму вспомнить и увидеть пред смертью молодость. Им оказался великий композитор В.А.Моцарт.

Размышления  по  теме: «Музыка. Истинное искусство».

  • Музыка способна творить чудеса. Она помогает пережить трудные минуты  жизни человека, вспомнить всё лучшее, что у него было.
  • Память о прошлом делает человека счастливее: не зря он прожил жизнь, были минуты счастья, любви и радости.
  • Любые оттенки человеческих отношений можно выразить в звуках. Великие музыканты способны создавать творения, которые делают жизнь ярче, насыщеннее, интереснее.
  • Музыка способна передать все оттенки чувств человека, быть созвучной его настроению.
  • Последние минуты жизни старика из рассказа К. Паустовского были счастливыми. Он понял, что прощён за грех, который совершил, украв когда-то золотое блюдо. Вспомнил радостные минуты своей жизни, на несколько мгновений оказался мысленно рядом с любимой Мартой. Он уснул вечным сном успокоенным и счастливым. Это сделала музыка великого композитора — И.В. Моцарта.

Основные проблемы:

  • Огромная роль искусства в жизни человека , его способность  сделать её насыщеннее, ярче, интереснее
  • Сила настоящего искусства, его возможности влиять на душу человека, рождать светлые чувства и эмоции.
  • Возможность музыки воздействовать на душу человека, даря прекрасные мгновения жизни.
  • Музыка как один из сильных по степени воздействия на человека и красивейших видов искусства.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сюжет и композиция

Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…

Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая для читательского дневника

И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Сочинение на тему “повар

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

  • прозрачное, «как синее стекло», небо;
  • цветы, распускающиеся на деревьях;
  • стаи птиц, летящие на север над Веной;
  • пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.

Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Анализ и проблематика

Паустовский намеренно разделил повесть на две части. Сначала он показывает тоску и уныние, в качестве аргумента указывает на то, что в доме прощается с жизнью не только повар, но и его старый верный пес, который, как и хозяин, уже не покидает своего жилища. Минорное настроение возникает после следующих слов в тексте:

  • ветхая сторожка;
  • гнилые ветки;
  • простенькая потрескавшаяся посуда.

Автор специально выбрал такой стиль и жанр, чтобы показать единственную гордость и ценность дома — клавесин, которым особенно гордится Мария Мейер. Отец тоже бережно и с любовью относится к инструменту, но любит посмеиваться над ним.

Настоящее чудо происходит, когда в избе появляется незнакомец. Писатель отзывается о нем, как о молодом и быстром юноше. В землянке сразу меняется настроение. Автор специально использует эпитеты «по-мальчишески» и «весело», чтобы текст заиграл более яркими красками. Он старался придать живости и бодрости жанру.

Старый повар чувствует внимание и доброжелательность музыканта, от этого ему становится легче. Моцарт обещает, что поможет ему, но сделает это с помощью музыки, которой служит

После исповеди он заявляет, что это вовсе не грех, а настоящий «подвиг любви».

После первых нот слепой старик увидел картину, которую нарисовал невидимый художник: свою Марту, гуляющую по саду. Она смеялась, он даже слышал ее задорный смех. Музыкант в это время продолжал сидеть и играть. Мелодия вызывала все новые и новые видения. Старик видел, как вспыхнула молния, ушла ночь и начал разгораться день, яблони покрылись белыми цветками.

Паустовский в своем литературном произведении «Старый повар» акцентирует внимание на двух важных проблемах. Он рассуждает о муках совести и совершенных грехах, а затем рассказывает о том, как можно с помощью музыки справиться со всеми трудностями, забыть о переживаниях, неприятных случаях, которые происходили в жизни и оставили после себя глубокий след.. Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами

Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.

Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами. Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.

Герои рассказа

«Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати» и старый цепной пёс в своей будке: «Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять». Итак, повар, который не варит, пёс, который не лает, и юная Мария, чьим единственным богатством был клавесин – «такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки»… Кажется, что юность Марии навсегда окружена этим тройным кольцом старости. Но так не бывает, круг должен быть разорван, и разорвёт его смерть повара.

Как истинный человек XVIII века, распропагандированный Вольтером, не любившим церковь («раздавите гадину»), повар «всегда не любил священников и монахов». Его нелюбовь к церкви никак не связана с его совестью, на которой лежит тяжкий грех, требующий исповеди. Повар просит Марию выйти на улицу и попросить первого встречного принять исповедь умирающего.

Марии удаётся привести к отцу «худого маленького человека». Как сразу догадывается опытный читатель, этому-то «ещё очень молодому незнакомцу» и предстоит стать главным героем рассказа. Он сразу пообещал повару «снять тяжесть» с его души властью, «данной не от бога, а от искусства». И он его в этом не обманул. А раз так, то по закону «малого жанра» читатель должен просто поверить, что этот идеальный романтический герой не обманет умирающего и в обещании исполнить его последнюю волю – «позаботиться о Марии» (видимо, путём устройства музыкальной карьеры девушки, чьим единственным богатством был клавесин).

Паустовский, «Старый повар»: анализ произведения

Автор разделил свой рассказ на две части. В первой мы явственно видим тоску и уныние. Особенно печально, что умирает не только Иоганн Мейер, но и старый пес, который уже не выходит из своей будки. Минорное настроение достигается словами: сторожка — «ветхая», ветки, которыми заполнен весь сад, — «гнилые». В доме стол — «грубый», скамейки — «хромые», простенькая посуда — в трещинах. Единственная ценность в доме – старенький клавесин, отрада для Марии. Его любят Иоганн Мейер и его дочь. Старик с любовью подсмеивается над ним.

И вдруг с появлением в доме незнакомца, которого автор называет «молодым», «быстрым», настроение меняется. Эти эпитеты и последующие: «по-мальчишески», «весело», придают рассказу живость и бодрость. Вносят в него энергию юности. Исповедуя старика, музыкант полон внимания и доброжелательности. Незнакомец обещает помощи не от Бога, а от искусства, которому он служит. Действительно, выслушав старого честного человека, которого мучает давний грех кражи и не дает ему уйти с миром из этой жизни, незнакомец объявляет его невиновным. Это не грех, а «подвиг любви». Молодой человек в черном камзоле испрашивает последнюю волю у старика. Тот, слепой, считает ее несбыточной. Ему хочется вновь увидеть молодую девушку — такую, какой он встретил ее в первый раз, цветущий сад весной, осененный солнцем. Клавесин, за который сел незнакомец, вдруг заиграл, как никогда, в полную силу. «Слушайте и смотрите», – сказал музыкант.


«Сударь, я вижу Марту и голубое небо над нами, и слышу ее смех, когда она разбила, смутившись от встречи, кувшин», – приподнявшись, сказал старик. А клавесин продолжал петь, показывая, как уходит ночь, начинает ярче голубеть небо и яблони покрываются белыми цветами. Мы сделали краткий анализ. Паустовского «Старый повар» — настоящий шедевр. Здесь мы постарались отразить приемы, которыми пользовался автор произведения.

Главная мысль:

В образах реки и огоньков иносказательно изображен тернистый, извилистый путь жизни с ее стремлениями и целями, которые манят нас своей близостью и недосягаемостью одновременно.

Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая. Перед взором появляется огонек в горах, кажется путешествие по реке подходит к концу. Гребец со знанием дела говорит о том, что это всего лишь иллюзия и до огоньков еще долго плыть и оказывается прав. Но обрадованный пассажир не верит гребцу и надеется, что скоро ночлег. Лодка еще долго плывет мимо ущелий и скал по бесконечной реке. Вёсла не перестают грести, потому что впереди свет, тепло, уют, отдых.

Так и жизнь наша, подытоживает автор, словно длинная извилистая река с ее поворотами судьбы, с ее сюрпризами. И мы не знаем, что готовит нам судьба, какие испытания, но спокойной и безмятежной она точно не будет. А огоньки это наши мечты, стремления, цели, жизненные идеалы. Они влекут нас и порой кажется, что уже находятся на расстоянии вытянутой руки, но увы вдруг вновь ускользают. И тогда, снова приходится бороться, преодолевать препятствия, прилагать усилия, чтобы достигнуть желаемого. Но всё же эти огоньки не иллюзорны, они дают надежду, что в конце пути ждёт награда за труды, утешение в испытаниях. В этом состоит жизненный парадокс и привлекательность жизни. В произведении присутствует некая доля авантюризма.

Тема и проблематика

Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

  • Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
  • Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
  • Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

Дошкольный и школьный периоды

Читатель знакомится с маленькой Гулей Королёвой. Настоящее имя девочки Марионилла, однако детское прозвище «Гуля» накрепко прилепилось к кудрявой озорнице. Малышка радует своих родителей активным характером, попадает в маленькие приключения. Например, заходит в вольер слона во время прогулки по зоопарку, собирается уйти из дома в Африку и даже играет небольшую роль в кинофильме (глава «Бармалей приехал»), так как ее мама, Зоя Михайловна Королёва, работает на киностудии.

В первых главах описывается, как Гуля сама записалась в первый класс, а также увлекательное путешествие в Армению, куда девочка отправилась вместе с мамой.

Первая высота

Школьная жизнь Гули была не совсем обычной, благодаря рабочим командировкам матери. Например, ей удалось погостить в детском доме МОПР-а, где она познакомилась с детьми героев-революционеров из разных стран и научилась говорить понемногу на разных языках. Там же девочку приняли в пионеры.

В 12 лет Гуля сыграла свою первую большую роль в кино, снявшись в картине «Дочь партизана». Во время съемок девочке пришлось преодолеть серьезный страх — научиться ездить верхо́м и даже прыгать на лошади через препятствие. Мужественно преодолев себя и добившись желаемого, Гуля с гордостью смогла назвать этот эпизод «первой высотой».

Второе достижение

По долгу службы мать Гули осталась жить в Одессе, и девочке пришлось выстраивать отношения с новыми одноклассниками. А потом снова переезд, на этот раз уже в Киев, где Королёвы уже прожили много лет, до самой войны. Гуля снялась еще в нескольких фильмах, и поэтому очень отстала по учебе. Гордая пионерка отказывалась от репетиторов и спешно пыталась догнать свой класс. В конце концов, ей это удалось, и девочка перешла в восьмой класс с отличными результатами. Этот успех, результат долгого и упорного труда, был назван «второй высотой».

Гуле посчастливилось попасть в легендарный пионерский лагерь Артек, где она познакомилась и подружилась со своими сверстниками, знаменитыми на весь Советский Союз. Пребывание в лагере не обошлось без приключений: озорная девочка убегала с тихого часа, чтобы покататься на лошадях с новым другом, и бесстрашно уходила на спор ночью в лесную чащу.

После Артека Гулю ждала поездка в Москву, а затем — вновь школьные будни, взлеты и падения, борьба со своим упрямым и взбалмошным характером, много учебы. Девочка становится вожатой.

Третье преодоление

Мама отправляет Гулю в одесский санаторий, чтобы та поправила здоровье после запущенной болезни. В санатории весело: там отдыхают ребята из солнечной Испании, а еще — девочка Мирра из Киева, которая становится лучшей подругой Гули.

По возвращении домой Гуля решительно меняет свою жизнь: делает короткую стрижку, записывается в бассейн, старательно учится и помогает в работе по дому. И вновь добивается поставленных целей: ее принимают в комсомол, она получает отличные отметки и делает успехи в прыжках в воду. Это — «третья высота» Гули Королёвой.

Краткий пересказ

Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.

Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:

  • деревянной кровати;
  • грубого стола;
  • потертой посуды из фаянса;
  • хромой скамейки.

Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.

Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.

Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.

Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.

Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».

Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: