Отражение реальных событий, социальные мотивы в сказках ю. олеши «три толстяка»

Читать краткое содержание Три толстяка Олеша

В государстве, в котором правят Три Толстяка, назревает недовольство, народ желает свергнуть жестоких тиранов с трона. Людей возмущает, что им приходится бедствовать, в то время как Толстяки живут роскошной жизнью, совсем не беспокоясь про остальных. Лидерами освободительного движения становятся цирковой гимнаст-канатоходец по имени Тибул и оружейник Просперо. В одном из столкновений с гвардейцами оружейника берут в плен и приговаривают к казни, Тибул теряет главного соратника и помощника. Но у него появляется новый друг и союзник – доктор Гаспар, которому не безразличны страдания народа. Господин Арнери и сам не бедный человек, но заносчивые и надменные Толстяки вызывают у него презрение, а простые люди – сочувствие и понимание. Образованный ученый помогает гимнасту спрятаться от гвардейцев, а затем советует намазать лицо ваксой, чтобы изменить внешность и стать похожим на негра. Этот смешной трюк помогает Тибулу измениться до неузнаваемости и не один раз «провести» своих недругов. Удача улыбается Тибулу вновь, и он весьма неожиданно узнает о том, что во дворец Толстяков ведет тайный подземный ход.

В то же время у доктора Гаспара Арнери появляется новая проблема. Его вызывают во дворец, ведь там случилось непредвиденное несчастье – сломалась кукла, которую очень любит Тутти — наследник Трех Толстяков. И если маленький принц будет недоволен то, доктору Гаспару несдобровать. Мальчика воспитывают, потакая всем капризам и желаниям, ведь он должен стать достойной сменой, когда настанет время. Тутти очень расстроен произошедшим, ведь ему не разрешают общаться с детьми, а поломанная кукла так похожа на живую девочку. Доктор Арнери пытается объяснить, что кукла безнадежно испорчена, но его даже не слушают, выдворяют из дворца с требованием немедленно починить уникальную игрушку, и к утру доставить во дворец. Во время перевозки кукла пропадает, и доктор безнадежно пытается ее найти. Вместо этого он встречает девочку, которая невероятно похожа на куклу наследника Тутти. Девочку зовут Суок и она соглашается на рискованную авантюру – притвориться куклой, для того чтобы проникнуть во дворец и помочь революционерам. Доктор везет Суок во дворец и показывает всем отреставрированную куклу. Наследник Тутти в восторге и приказывает исполнить любое желание доктора. Гаспар Арнери просит отменить казнь бунтовщиков, командир гвардейцев обещает выполнить просьбу, а вместо этого заключает ученого под стражу.

Наедине с мальчиком Суок признается, что она вовсе не кукла. Тутти понимает, что если об этом узнают, то произойдет трагедия и обещает хранить этот секрет в тайне. Ночью Суок хитростью выманивает у Тутти ключ от клетки, в которой томится Просперо. Умная девочка пробирается в зверинец, минуя многочисленную охрану, и освобождает Просперо.

В одной из клеток она находит страшного человека, который перед смертью успевает открыть ей свою тайну. Толстяки заключили его под стражу потому, что он отказался сделать железное сердце Тутти. Оказывается, что этот человек – гениальный ученый, который создал куклу наследника, скопировав внешность Суок. Выбрал эту девочку он неспроста, она — родная сестра Тутти, которого забрали когда-то Толстяки из семьи. Точнее, забрали их двоих, мальчика оставили, чтобы вырастить из него черствого и бессердечного короля, а ее отдали гастролировавшим циркачам.

Освобожденному из клетки Просперо удается сбежать по тайному подземному ходу, а Суок не успевает это сделать. Врагам становится известно, что один из придворных нашел поломанную куклу. Кто же тогда во дворце? Девочку задерживают и подвергают постоянным допросам. Суок не выдает своих друзей. За молчание и неподчинение её приговаривают к смертной казни. Спасти ее может только Тутти. Но его усыпляют на несколько дней, чтобы он не смог помешать предстоящей казни. Кажется, что трагический финал неизбежен, но верные друзья приходят на помощь. Вместо девочки на растерзание тиграм приносят куклу. Гвардейцы переходят на сторону восставших. Толстяки не замечают перемен в настроении придворных. Они увлечены завораживающим зрелищем, вот девочку выносят на растерзание тиграм, еще минута и они разорвут несчастную в клочья… Три Толстяка очень удивлены, почему хищные звери не реагируют на жертву. Но это не единственное разочарование жестоких диктаторов, им еще придется узнать, что время их правления подходит к концу.

Добро побеждает зло: смелая девочка и изобретательный доктор Арнери освобождены, а мятежное восстание заканчивается победой над Толстяками. Теперь Тутти и Суок никто и никогда не сможет разлучить.

История создания

Роман-сказка (иногда издатели называют его повестью) написан в 1924 г. и стал первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши. По словам коллеги писателя по газете «Гудок», замысел о создании книги возник после знакомства с Валей Грюнзайд. Милая девочка часто сидела у окна в Мыльниковом переулке, где проходил молодой драматург. Рядом с ней всегда находилась большая кукла. Она покорила сердце писателя, который часто останавливался, чтобы полюбоваться на малышку. Друзьям же говорил, что растит себе жену.

Валентина была из хорошей семьи, до революции ее отец поставлял чай к императорскому двору. Олеша пообещал девочке написать книгу, которая ее прославит. Предвестником нового произведения стала пьеса автора «Игра в плаху». В ней было все, что спустя время в сказочной форме вошло в произведение для Валентины, — восстание, вымышленная эпоха, плахи, актеры, условно-исторический жанр.

В новом романе автора «Три толстяка» присутствовала и кукла. Более четырех лет писатель оббивал пороги редакций, но рукописью никто не был заинтересован. Время красивых сказок ушло, поэтому руководству столичных издательств подобный литературный труд был неинтересен.

Валентине исполнилось 17 лет. Однажды Юрий познакомил ее со своим коллегой Евгением Петровым (братом Валентина Катаева и одним из авторов «Двенадцати стульев»)

Молодой человек стал ухаживать за Валей, проявляя остроумие и внимание. Олеше тем временем улыбнулась удача, и он смог представить девушке изданную в 1928 г

книгу с иллюстрациями Мстислава Добуджинского. Однако она уже была невестой Петрова.

В попытке вылечить сердечную рану Олеша вернулся в город детства Одессу, где посетил Ольгу Суок, одну из давних подруг. К тому времени женщина была замужем и растила сына. Но визит Юрия многое изменил в ее жизни. Очень скоро Ольга переехала в Москву и стала женой писателя. Ее именем Суок он назвал главную героиню «Трех толстяков».

Роман был встречен критиками недоброжелательно. Они высказывали мнение, что он не принесет пользы советским детям, поскольку они не найдут в книге призыва к учебе и труду. В 1930 г. по предложению МХАТ автор приготовил инсценировку по книге.

Виды анабиоза

По периодичности и условиям наступления разделяют анабиоз на вынужденный и сезонный. Первый приходит на помощь способному к нему организму, когда внезапно окружающие условия меняются настолько, что ставят под сомнение его существование. Примером могут служить все те же опыты Левенгука.

Сезонный отличается определенной периодичностью; живые существа впадают в него в неблагоприятный для них сезон и готовятся к нему заранее. Или же он свойствен определенной стадии развития. Характерный пример – цисты, семена, споры, комариные личинки.

Также можно выделить полный (истинный, или настоящий) и неполный анабиоз. Первый в природе чрезвычайно редок – слишком многие условия и факторы должны совпасть. При этом вся биохимия в «спящем» организме останавливается, но способность к восстановлению жизнедеятельности остается. Неполный анабиоз отличается сохранением части биохимических процессов в действии. Список тех, кто его использует, куда более широк.

Как все начиналось

На момент издания произведения Юрий Олеша уже был относительно известен в узких кругах любителей сатирической литературы. Но знали его тогда лишь под звучным псевдонимом Зубило. Так автор подписывал свои статьи, сатирические очерки и фельетоны, публиковавшиеся в газете «Гудок», имевшей в то время тираж 60 тысяч экземпляров. Олеша-Зубило «хвалил» пятилетки с присущим ему едким юмором и ругал музыку Дмитрия Шостаковича. Кстати, именно с появлением в газете бодрого и активного публициста она прибавила себе популярности.

На зубастые опусы перспективного 23-летнего молодого человека сразу же обратили внимание Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, которые также печатались в то время в «Гудке». Роман-сказка «Три Толстяка», написанный в 1924 году, стал первой попыткой Олеши, что называется, выбиться в люди

Попытка оказалась триумфальной. Однако сложности возникли прямо с порога: редакторы не могли определиться, как воспринимать написанное, и боялись возможных последствий.

Четыре года рукопись пролежала в редакторском столе, как бы на рассмотрении. Она не получала какой бы то ни было резолюции, а потом о ней и вовсе предпочли «забыть». Формальных оснований для отказа не находилось, но писатель, уже успевший зарекомендовать себя как колкий сатирик, доверия не внушал и давать ход его творению было, видимо, себе дороже. Да к тому же молодое советское государство в тот период не очень-то жаловало сказки.

Текст лишь чудом не затерялся и был издан в 1928 году мизерным по тем временам тиражом в 7000 экземпляров. Однако не прошло и года, как книга стала культовой. И с тех пор она издается в количестве не менее 200 000 экземпляров каждый год, а с 1928 г. по 1981 г. ее выпускали в свет ещё большими «партиями».

Разбор книги и ее критика

Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.

Нужно иметь в виду:

  1. Что бы ни говорили, прежде всего это книга о революции. Писатель уверен, что, как только в любой стране власть возьмет простой народ, мир станет лучше и чище.
  2. Но во время появления сказки классовые отношения отображались без полутонов. Было только черное и белое. Такой подход диктовал необходимость творить в жанрах сатиры, карикатуры. С этим-то Олеша и не мог согласиться. В его произведении чувствуется тонкий лиризм настоящего поэта, каковым он и был.
  3. Писателю в результате удалось создать настоящую сказочную повесть, которая наполнена гиперболичностью и метафоричностью. К тому же здесь есть все: сливочные торты и кадрили, шпаги и попугаи, куклы и воздушные шары. За всем этим «революционность» иногда отходит на второй план.
  4. Зато ни описание восстания, ни чисто сказочные элементы не затеняют главного — дружбы героев, их стремления к лучшему, их готовности жертвовать собой. Если исторические аналогии в произведении еще можно рассмотреть, то искать реальных прототипов героев точно не стоит.
  5. К вопросу об идеологии. Народу роман пришелся по душе, но в крайне-революционных творческих кругах встретили его недоброжелательно. На Олешу посыпались обвинения в излишних сказочности и романтичности работы. «Крайние» посчитали, что «толстяки» не могут пойти на пользу детям, воспитать в них истинных революционеров. Автору поставили в вину и образ доктора, который не отражал должным образом характер настоящего борца за идею.
  6. Более сдержанные в оценках специалисты отдавали Олеше должное за высокую художественность произведения, но говорили о том, что вместо циркачей ему стоило бы вывести в качестве главных героев крестьянскую девушку и настоящего пролетария-заводчанина, пламенного агитатора.

Расхождение взглядов с большевиками

Отношение к культуре и ее предназначению в новом государстве было одним из принципиальных расхождений Горького с идеологией большевиков. Вопрос просвещения стал ключевой проблемой публицистики писателя тех лет. Очерки, собранные в отдельную книгу, были названы «Заметками о революции и культуре».

В этом заключается парадоксальность, «несвоевременность» горьковской позиции в контексте времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в революционном преображении России, могло показаться многим его современникам чрезмерно преувеличенным.

В стране, отягощённой национальным и религиозным гнётом, только что пережившей войну и государственный переворот, первоочередными были задачи, представленные лозунгами:

  • «Хлеб голодным»;
  • «Землю крестьянам»;
  • «Заводы и фабрики рабочим».

Горький же, напротив, считал, что одна из первостепенных миссий революции — очищение человеческой души, избавление ее от гнета ненависти, уничтожение жестокости и полное пересоздание нравов. К реализации этой задачи есть только один путь — культурное воспитание народа. Но вместо этого автор видел нечто абсолютно противоположное своим идеям, что лучше всего выражается цитатой «хаос возбужденных инстинктов». Вокруг то и дело уничтожали шедевры искусства и покушались на человеческое достоинство. Все больше ожесточалось политическое противостояние.

Во всем происходящем писатель обвиняет новую власть, которая не только не останавливала беспорядки, но и провоцировала их. Максим Горький считал, что революция бесплодна, если она не способствует развитию напряженного культурного строительства. Этим он словно предупреждает Россию. Против распространненого лозунга «Отечество в опасности» писатель выдвигает собственный: «Граждане! Культура в опасности!». В своих работах Горький резко критикует главных вождей революции:

  • Владимира Ленина;
  • Льва Троцкого;
  • Анатолия Луначарского;
  • Григория Зиновьева.

Паустовский – читательский дневник

Здравствуйте уважаемые родители, рада приветствовать вас на блоге . Прошло лето и я представляю отчет о работе сына с произведениями Константина Паустовского. В каждой школе своя программа, обычно их задают после 2-3 класса, некоторые проходят даже в 5-ом. С каждым из них мы работали развернуто. Подробно о работе с литературой я писала в статье . Кстати, если вашему ребенку задано данное произведение, не поленитесь перейти и прочитать план работы над ним.

Сегодня не буду повторяться, иначе статья из девяти сказок и рассказов станет безграничной. Все будет коротко и по делу. Только уточню что не придерживаюсь требования 5-6 предложений. Скажу больше – мне не понятно педагогическое требование урезать пересказ ребенка, втиснуть его мышление в рамки. Стараюсь научить сына “не размазывать” повествование, но в то же время определить главные моменты прочитанного.

Окончанием статьи станет описание двух совершенно разных книг по которым мы работали. Одна напоминает посещение музея искусств, вторая выполнена в привычном для всех нас варианте. По ходу чтения, по фотографиям к описанным произведениям, вы заметите разницу. Если желаете иметь в домашней библиотеке К.Паустовского, внизу прочтите мой отзыв, надеюсь он поможет вам в выборе. Приступим!

История происхождения термина

Впервые обнаружил и описал такое явление Левенгук, и случилось это два с половиной столетия назад. В несколько случайном опыте он поместил в воду сухой песок. Спустя какое-то время под микроскопом увидел мелкие организмы в активном состоянии. После высушивания они опять визуально прекратили свое существование. Этих мелких животных Левенгук назвал коловратками – и так впервые был описан анабиоз. Что это за явление, рассказал Вильгельм Прейер. Он же дал ему название, и случилось это гораздо позже, в конце 19 века (а точнее, в 1873 году). Перевод самого термина встречается в двух вариантах. Согласно первому «ана» — «нет», а «биос» — «жизнь». Вторая часть, кстати, переводится всегда одинаково. А вот первая иногда трактуется как «вновь». Соответственно, в первом случае имеем «не жизнь», «мнимая смерть», во втором – «оживление», «возвращение к жизни».

Читательский дневник по сказке «Три толстяка» Юрия Олеши

Название произведения: «Три толстяка».

Число страниц: 192.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Тутти, Суок, Гаспар Арнери, Тибул, Просперо.

Второстепенные герои: Три толстяка, тётушка Ганимед.

Характеристика главных героев:

Тибул — ловкий акробат.

Справедливый и честный.

Вёл за собой революционеров.

Суок — добрая и отважная девочка.

Была точь-в-точь похожа на куклу принца.

Доктор Гаспар Арнери — мудрый, учёный.

Великодушный.

Просперо — оружейник. Вождь восставших. Силач.

Тутти — мальчик. Настоящий наследник правителей города.

Пленник Толстяков. Брат Суок.

Характеристика второстепенных героев:

Три Толстяка — жадные, скупые и кровожадные правители.

Народ не любил их.

Тётушка Ганимед — добрая и умелая хозяйка.

Краткое содержание сказки «Три толстяка»

В городе, которым правят Толстяки, начинается волнение.

Доктор Арнери попадает в самое сердце восстания, его чуть не убивают, он становится свидетелем бегства Тибула.

Вернувшись домой, доктор встречает Тибула.

В это время продавец воздушных шаров оказывается во дворце Толстяков.

Его вместе с тортом подают на стол, и он слышит, как плачет Тутти.

Его любимую куклу изрубили гвардейцы.

Толстяки поручают доктору Арнери починить куклу.

Доктор в затруднении, но вспоминает про Суок, которая очень похожа на куклу.

Суок в образе куклы проникает во дворец и беседует с Тутти.

Она узнаёт, где держать оружейника Просперо и помогает тому сбежать.

Толстяки хотят казнить Суок, но восставший народ берёт дворец штурмом.

Тутти оказывается настоящим правителем, а Суок его родной сестрой.

План сказки:

  1. Учёный Гаспар Арнери.
  2. Поездка за город.
  3. Бунт и гвардейцы.
  4. Бегство Тибула.
  5. Тибул у доктора.
  6. Воздушные шары.
  7. Просперо.
  8. Сломанная кукла.
  9. Сложный заказ.
  10. Девочка-двойник
  11. Суок во дворце.
  12. Спасение Просперо.
  13. Новая подмена.
  14. Бегство Толстяков.
  15. Суок и Тутти.

Основная мысль сказки «Три толстяка»

Главная мысль сказки в том, что любое угнетение рано или поздно заканчивается и народы обретают свободу.

Основная идея сказки в том, что бороться за свободу, равенство и справедливость для человека естественно.

Никто не терпит угнетения и все хотят жить свободными.

Чему учит произведение

Сказка учит быть добрыми, справедливыми, открытыми и помогать людям.

Учит тому, что нельзя быть жестокими, жадными, ленивыми, бессердечными.

Учит тому, что свобода, равенство и братство являются высшими человеческими ценностями.

Краткий отзыв о сказке «Три толстяка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что невозможно лишить целый народ свободы.

Рано или поздно люди вспоминают о своих правах и начинают за них бороться.

Вот и в этой сказке жадные угнетатели Толстяки хотели наживаться на страданиях простых людей вечно.

Но люди восстали и свергли негодных правителей.

Это интересная сказка с динамичным сюжетом.

В ней много приключений, неожиданных поворотов и тайн.

Автору удалось написать не просто политическую историю, но увлекательную сказку, полную юмора и любви.

Мне очень нравятся несколько героев этой сказки.

Прежде всего, это доктор Арнери, человек очень умный, способный и при этом неравнодушный к чужому горю.

Также мне нравятся Суок и Тутти.

Эти брат и сестра были разлучены Толстяками, когда те захватили власть, но нашли друг друга.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что популярность в народе проходит быстро, если перестать помогать людям, а думать только о своём богатстве.

И тогда прежние герои становятся изгнанниками.

Пословицы к произведению:

  • Любая власть богатым прибавить, нищим отнять.
  • Кто власть имеет, бедных не жалеет.
  • Чем беднее, тем щедрее, чем богаче, тем скупее.
  • На товарища надеешься — сам его выручай.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.

Словарь неизвестных слов:

  • Узник — тот, кто находится под стражей.
  • Наследник — тот, кому перейдёт власть.
  • Мятежница — бунтарка.
  • Оружейник — тот, кто продаёт оружие.
  • Труппа — коллектив артистов.
  • Экономка — уборщица.
  • Балаган — театральное представление.
  • Плахи — расколотые брёвна.
  • Казнь — лишение жизни.

Библиотека произведений автора пополняется.

Правда и зверства

Также в статьях Горького «Несвоевременные мысли» есть размышления о правде. Автор считает ее самым настоящим искусством, которое так трудно постичь. Для обычного обывателя правда неудобна и неприемлема. Он согласится с ложью, которая ему подходит, и никогда от нее не откажется.

Особое внимание в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит уделить зверствам войны. В частности, вспомнить о том, что автор писал, когда на поле битвы забирали талантливую молодежь

Эти люди не знали воинской службы и не умели стрелять. В понедельник они впервые посетили стрельбища, а уже в среду их отправляли на фронт. Эти люди не умели защищать себя, они шли не воевать, а отправлялись на бойню. Горький сокрушается о глупом решении царской власти. Посылать на войну художников, писателей или музыкантов все равно, что сделать подковы из золота для ломовой лошади.

Николай Некрасов

Поэта недолюбливали современники. И было за что. Ведь человек, жалеющий рабов в стихах, был барином, заставляющим прислугу обслуживать его собак. Эта двойственность проявлялась во всем.

В прессе он клеймил клуб гурманов, но сам состоял в нем. В стихах обзывал варварами тех, кто вбивал в коляски гвозди, чтобы избавиться от мальчишек-попрошаек, а сам ездил на такой. Будучи издателем, обманывал друзей, покупая их рукописи за бесценок. А еще стал «третьим» в браке супругов Панаевых, отобрав у друга не только супругу, но и финансы.

Некрасов был неплохим лжецом. Он выписал образ отца как неотесанного чурбана и садиста, а мать возводил в ряд богинь. Но на самом деле его отец был достойным человеком, с которым у сына были потрясающие отношения, а вот мать он недолюбливал настолько, что даже не приехал на ее похороны.

Только спустя годы, друзья Некрасова поняли, что он – мошенник и искусный лжец, потому отвернулись от него, не желая иметь дела с обманщиком.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.

Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.

Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.

Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.

Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.

К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник

Название:
Кот-ворюгаЧисло страниц:
7Жанр:
рассказНаписано:
1935 год

Главные герои

  • Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
  • рассказчик;
  • Ленька – сын деревенского сапожника;
  • Рувим – друг рассказчика.

Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.

Мое мнение

Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.

Информативный урок

Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже

Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения

Лютые враги

Перед лицом культурного и организованного врага Россия беспомощна. И война обнаружила это угасание духа. Те, кто говорил о спасении Европы от оков цивилизации культурой, быстро умолкали. Как пишет Горький: «Дух истинной культуры оказался невежественным смрадом из эгоизма, лени и беззаботности». Если народ не может отказаться от насилия над человеком он никогда не станет свободным

Неважно, сколько раз будет меняться власть, практикующие насилие навсегда останутся его заложниками

Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Три Толстяка – жадные и жестокие правители вымышленной страны.
  • Наследник Тутти – двенадцатилетний мальчик, единственный наследник Трех Толстяков.
  • Суок – цирковая артистка, танцовщица, девочка 12 лет.
  • Гаспар Арнери – известный ученый, доктор, который стоит на стороне простого народа.

Другие персонажи:

  • Тибул – гимнаст, цирковой артист, предводитель восстания против власти Трех Толстяков.
  • Просперо – оружейник, один из предводителей революционеров.
  • Август – старый клоун из цирковой труппы «Балаганчик дядюшки Бризака».
  • Тетушка Ганимед – экономка доктора Арнери.
  • Раздватрис – учитель танцев.
  • Туб – ученый, создавший куклу наследника Туттию.

Разочарование

Позже Горький узнает, что даже после свержения монархизма в стране царит полное бесправие. Для новой власти представители старого режима были врагами, которых ожидали беспочвенные аресты и жестокое обращение. Едва закончилась революция, как люди начали проводить акты мародерства. Они опустошали винные погреба, а ведь запасы этого напитка можно было продать за границу, чтобы обеспечить страну необходимыми лекарствами, техникой и мануфактурой. Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Максима Горького остро ощущается сильная обида на своих соотечественников, и все же автор ищет им оправдания.

Горький пишет, что большевизм не оправдал надежды некультурных масс и пролетариат не смог победить. Захват банков, лютый голод, невиновные люди заперты в тюрьмах. Революция не смогла принести духовное возрождение. «Нет яда более коварного, чем власть над людьми, это нужно помнить, чтобы власть не отравила нас
».

В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит упомянуть о совете автора, который он дает своим соотечественникам. Писатель говорит, что нужно пристраститься к изучению европейской культуры. Она поможет ошалевшему обывателю стать человечнее и научит самостоятельно мыслить. Анализируя революционные реалии, автор отмечает, что люди перестали видеть разницу между критикой и клеветой.

Революция дала «зеленый свет» свободе слова, которая невероятным образом превратилась в свободу клеветы. Не раз в прессе поднимался вопрос о том, кто виноват в разрухе России, и каждый публицист был уверен, что виновен его противник. Горький подчеркивает, что у людей совершенно неразвито чувство личной ответственности, каждый винит в своих бедах соседа. Только в культуре видит автор путь к спасению. Он презирает глупое невежество и все же любит своих соотечественников: «Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый как в Добре, так и во Зле. Опоенный водкой, изуродованный насилием. Но все же добродушный и, в конце концов, талантливый
».

Часть 2

Глава 4

Продавец с ужасом ждал, что торт сейчас начнут резать. Спасло его то, что гвардейцы сломали любимую куклу наследника Тутти, и он устроил из-за этого грандиозный скандал.

Толстяки прекратили торжество и собрали совет, где решали, что делать с куклой. Игрушка ничем не отличалась от обычной девочки, она умела улыбаться и танцевать. Решено было отправить куклу доктору Арнери, чтобы он воскресил ее.

Продавец воздушных шаров раздал шары поварятам, и они показали ему подземный ход, который начинался в одной из кастрюль.

Глава 5

На рынок въехала карета графа Бонавентуры, который вез Арнери куклу наследника Тутти. Найдя ученого среди толпы, он пригласил его сесть в карету, и они поехали к доктору домой.

Тибул в это время спасался бегством от гвардейцев. Перепрыгнув забор, он оказался в огороде. Там он встретил продавца воздушных шаров, который рассказал, что попал в огород прямо из дворца.

Глава 6

Доктор закрылся в кабинете. Внешность куклы показалась ему знакомой, но он не мог вспомнить, где видел это лицо.

Доктор придумал, как починить куклу, но для этого ему нужно было не меньше двух дней. Доктор взял извозчика и поехал с куклой во дворец, чтобы рассказать об этом.

Глава 7

Тогда доктор решил где-нибудь поужинать, но трактиры были закрыты. Тут он почувствовал запах готовящейся еды, который привел его к балаганчику дядюшки Бризака. Здесь доктор увидел девочку по имени Суок, как две капли похожую на потерянную куклу.

Глава 8

Тибул попросил Суок сыграть роль куклы и освободить Просперо. Девочку нарядили в красивое платье, и доктор поехал с ней к Трем Толстякам.

По дороге они увидели, как «длинный и тонкий человек» борется с собакой, он вырвал у нее что-то розовое. Когда доктор и Суок подъехали ближе, они разглядели в его руках «девочку с черными ранами на груди». Это была кукла Тутти.

Глава 9

Когда принесли завтрак наследнику, кукла с удовольствием позавтракала вместе с ним, чем очень его удивила и обрадовала.

Глава 10

Когда наследник уснул, девочка пошла искать Просперо. Проходя мимо одной из клеток, она услышала, что кто-то зовет ее по имени. Странное существо, отдаленно похожее на человека, протянуло ей дощечку с записями и замолчало. Суок поняла, что незнакомец умер.

Глава 11

Толстяки получили неприятные известия. Суок помогла Просперо сбежать через тайный ход в кондитерской, но сама попала в плен.

Глава 12

В дороге на них напали повстанцы, Раздватрис потерял сознание от испуга. Когда очнулся, увидел, что победители нашли в его коробке изувеченную куклу. Взяв куклу и учителя, они помчались во дворец.

Глава 13

Девочка не думала о том, что ей грозит смерть. Она радовалась, что Просперо на свободе, и надеялась, что ее освободят.

Во дворец прискакали три гвардейца и привезли таинственный сверток. Когда Суок повели на суд, на стражу напали. Девочку схватили сильные руки и унесли.

В Зале Суда Толстяки ожидали заключенную. Наконец, гвардейцы принесли ее. Девочка выглядела ужасно и сидела молча, не отвечая на вопросы. Свидетелями выступили зоолог и попугай, который воспроизвел диалоги, услышанные ночью.

Девочку приговорили к смерти, ее отнесли в клетку к тиграм. Хищники не заинтересовались добычей. Тогда все поняли, что это сломанная кукла, разразился скандал.

Народ в это время атаковал замок. Богачи были арестованы, их посадили в клетку, где до этого сидел Просперо. Суок нашлась в шкафчике напольных часов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: