Паутинка

Июнь

Грачи

Молодые сейчас в таком положении, что могли бы вполне летать и сами кормиться, но еще опыта нет. И большие вполне грачи, только носы не белые, а черные, и сидят хорошо укрытые в глубине елки, а родители таскают им весь день пищу. Самое трудное время родителям!

Медуница и можжевельник

Сквозь можжевельник, корявый и неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела. Можно было подумать, что это сам можжевельник расцвел!

Иные прохожие так и думали, очень дивились, говорили: «Бывает же так: такой неопрятный, такой корявый, а в цветах лучше всех в это время. Бывает же так!»

«Бывает, бывает!» — отвечали басами шмели на медунице. Сам можжевельник, конечно, молчал.

Перед дождем

В лесу перед самым дождем бывает такая тишина, такое напряжение в ожидании первых капель дождя! Каждый листик, каждая хвоинка показываются как в своем роде единственные. Смотришь и знаешь: нет такого другого листика, нет такой другой хвоинки, и в то же время они, единственные, делают то же, что все.

Заячья капуста, мелкая травка, чтобы лучше показаться, даже на пень взобралась!

Вот и я тоже вхожу к ним, и мне кажется, все они в своем выражении, как люди, лицами своими повернулись ко мне и просят дождя.

Как будто это от меня зависит!

— А ну-ка, старик, — сказал я на пробу дождю, — будет тебе нас томить, начинай!

Или дождик послушался, или, как говорят, все так сошлось: дождик пошел.

Июль

Белый гриб

Бывает так, раззаришься на большие белые, и почудится — там где-то далеко стоит великан, как пень. Вот такой огромный блестит в росе, что и не верится. Нет! Скорее напротив, слишком верится, а только боишься обмануться, и страхуешь себя, и говоришь себе:

— Да это же не гриб, это просто пень!

«Милый мой, — говорит лукавый голос, — если ты уверен, что это пень, то зачем же идти тебе в ту сторону?»

— Далеко ли идти, — отвечаешь ему. — Мне все равно туда надо.

Так идешь туда и уже не смотришь по сторонам куда-нибудь на сыроежки, стараешься даже и совсем забыть. Но тут, видите ли, бывает с грибами подвох: показался гриб, а отвлекся зачем-нибудь в сторону, глянул оттуда — и нет ничего! А бывает и так, что совсем пропадет — ищешь, ищешь, ходишь кругом, топчешь траву, шевелишь кусты, папоротники — нет и нет.

«Смотри, уйдет!» — шепчет лукавый голос.

— А пусть уходит, — отвечаешь лукавому. — Я за грибами, а не за пнями хожу. — И чик! ножом сыроежку розовую по белой ножке.

«Да ну же, — говорит лукавый, — не будь малодушным, решайся и кончай: гляди правде в лицо».

— Вот это так! — отвечаешь лукавому, — давно бы так говорил. — И поднимаешь глаза…

Сколько ищешь в жизни напрасно чего-то, столько ждешь, и является совсем не то, чего желаешь. Но когда идешь в лес за грибами, то находишь именно то, чего желал, а если найдешь гриб белый, то он всегда бывает лучше того, что себе представлял, и жадными глазами впиваешься в него, стараясь выпить навсегда из него прелесть, и не выпьешь: новый гриб в следующий раз является опять таким, будто его никогда не видал.

Липы цветут

Липы цветут, и пахнет липовым медом. Между липами в луче солнца стоит в воздухе на своих крылышках та знакомая с детства золотистая мушка. Найдешь ее, пройдешь, оглянешься — стоит в воздухе на прежнем месте.

Так этот вопрос и остается без ответа, и мушка забылась. А вот теперь опять вспомнилась, и ответ пришел в голову такой: всем бескрылым летать хочется, а у кого есть крылья, то, наверное, в праздник, когда липы цветут, хорошо и постоять.

Музыка

Торжественный день вышел из густого тумана полным тишины и блеска орошенных туманом листьев, — летняя полнота природы.

Сегодня лучезарным утром в темном лесу была великая тишина, я почувствовал ее, углубился в себя, и когда из себя выглянул, то увидел, что в сиянии между деревьями вниз падают с веток светлые капли ночного дождя и от капель внизу дрожат крылья папоротников.

Так в тишине углубляешься и видишь все из себя, как в окошко, и совершенно свободно. А когда ветер, то всегда не сам, а кто-то мне нашептывает, наговаривает, трубит, воет. И если бы не знать, что это все ветер делает, то так бы думал, что не я тут, а кто-то другой пришел.

Но бывает, совсем тихий ветер неслышно играет листьями и ветвями деревьев. Тогда мне кажется, что я глухой и не слышу музыки от прикосновения невидимого существа к листьям. Я смотрю в это время на колебания листьев и веток и догадываюсь о музыке. Больше! — мне представляется тогда, что и мы, как листики: трепещем, и бьемся, и рвемся глухие, без понимания исходящей от нас музыки.

После грозы

Утро, как счастье, пришло.

После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

Даже в темном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там в этих столбах показывалось наряженное, как к Новому году, деревце, сверкающее огнями всех цветов.

Летающие цветы

Над цветущим картофелем всегда летают белые бабочки, как будто некоторые цветы довольно нацвелись, им захотелось полетать, и это теперь не бабочки, а тоже цветки летают над цветами картофеля.

Жизнь и творчество Михаила Пришвина в период Второй мировой войны

 
Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель Пришвин был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа «Кащеева цепь». В 1943-м вышли в свет «Рассказы о ленинградских детях». В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
Летопись жизни и творчества М. М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана «Кладовая солнца». Сборник «Золотой луг» появился в 1948 году.
В 1952 году писатель возобновляет работу над «Кащеевой цепью», третьей частью.
16 января 1954 года — дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.
 

Личная жизнь

Михаил Михайлович Пришвин был женат два раза. Хотя были в биографии литератора и незначительные эпизоды. Так, например, его первой избранницей стала студентка английского происхождения.

На тот момент молодой человек учился в Германии. Взаимностью она ему не ответила. По возвращении в родную страну, Михаил Пришвин женился на простой крестьянке по имени Ефросиня Павловна Смогалёва (в девичестве Бадыкина). От совместной жизни у пары родилось трое сыновей: Сергей, Лев, и Петр.

Портрет Михаила Пришвина

Некоторые из потомков пошли по пути своего известного отца, занялись литературной деятельностью.

Спустя несколько десятков лет, первая жена Пришвина скончалась от онкологии.

Второй супругой писателя стала его секретарша. В 1950, незадолго до своей смерти, Михаил Пришвин вступил во второй брак с некоей Валерией Дмитриевной Лиорко (Лебедевой). Детей в браке не было.

Валерия Дмитриевна Лебедева — вторая жена М.М. Пришвина

Женщина клятвенно пообещала мужу, что ни одно из его произведений не пропадет после кончины писателя. Так оно и получилось.

Михаил Пришвин с женой Валерией

Многие годы после смерти знаменитого мужа, Валерия занималась изданием его творческих трудов. А затем — заведовала музеем Пришвина в Дунине.

Дом-Музей Михаила Пришвина

Среди курганов X века

Музей расположен в живописнейшем месте, это конец Рублево-Успенского шоссе, берег Москвы-реки, вокруг сохранились курганы X века. Многие заходят посмотреть, как жил писатель, которого они читали в детстве. И узнают, что Пришвин вовсе не автор для «младшего школьного возраста», а крупная фигура в родной словесности.

Он ездил в 30-е годы на строительство Беломорско-Балтийского канала и написал после этой поездки огромный серьезный роман «Осударева дорога», который не был опубликован при его жизни, как и его «Повесть нашего времени» о Великой Отечественной войне.

Но самый главный литературный труд его жизни (так считал сам Михаил Михайлович) – это дневник, который он вел день за днем 50 лет, и последняя запись была сделана буквально в последний день его жизни. Вел он дневник тайно, и даже как-то записал: «За каждую строчку моего дневника десять лет расстрела».

А еще в музее можно узнать об удивительной истории любви писателя и его второй жены – Валерии Дмитриевны. Совершенно завораживающий сюжет, погрузившись в который, будьте уверены, вы заново откроете для себя Михаила Пришвина.

Его книги спасали жизнь

– Еще в советском литературоведении Пришвину отвели место писателя для «среднего школьного возраста» – про цветочки, про зверушек. И сегодня его так же воспринимают.

Лилия: Конечно, кто поумнее, тот понимает, кто такой Пришвин. Сегодня опять всех писателей по ранжиру расставляют. Пришвина определили в писатели второго ряда. Почему ему не находят места в первом ряду? По внешним признакам: у него нет ни классических жанровых вещей, ни запоминающихся героев. А у очень многих писателей XX века нет героев. Какой герой, к примеру, у Павича? И вся современная литература построена на том, что распадается жанр.

18 интересных фактов из жизни Пришвина М. М.

Знаменитый писатель-прозаик Михаил Михайлович Пришвин оставил свой след в истории благодаря душевным произведениям, вышедшим из-под его пера. Его повести полны глубокой философии и размышлений о связи человеческой жизни с окружающей нас природой, и они обращены скорее к глубинным чувствам, нежели к логическому мышлению.

Интересные факты из жизни Пришвина

  • У родителей Пришвина, состоятельной супружеской четы, жившей в родовом имении, было 5 детей. Михаил был самым младшим из них.
  • Его отец занимался коневодством, получал за своих скакунов призы и обожал охоту. Затем удача отвернулась от него – он крупно проигрался, продал своих лошадей и заложил усадьбу. Вскоре он умер, парализованный и сломленный горем.
  • Мать Пришвина, оставшаяся одна с детьми и дважды заложенным имением, смогла преодолеть все трудности и дать детям хорошее образование.
  • Будущий великий писатель за шесть лет учебы окончил всего 4 класса гимназии. Его как раз собирались вновь оставить на второй год, когда мальчик повздорил с учителем и был исключен из учебного заведения за дерзость.
  • Перебравшись к дяде, преуспевающему купцу, Пришвин начал, наконец, демонстрировать успехи в учебе. Дядя предлагал передать племяннику свое дело, но тот отказался, предпочтя работе в торговле учебу в вузе.
  • За интерес к идеям марксистов Пришвин был арестован. Во время следствия он год провел в одиночной камере. Выйдя на свободу, Пришвин тут же уехал за рубеж.
  • Прожив несколько лет в Лейпциге, Пришвин стал дипломированным агрономом. Вернувшись на родину, он успешно занимался этой профессией и стал автором нескольких книг о сельскохозяйственных культурах, например, о картофеле.
  • Первый рассказ писателя, не имевший отношения к овощам и фруктам, был напечатан в 1907 году. После этого он оставил сельское хозяйство и устроился на работу в несколько газет.
  • Заинтересовавшись этнографией и фольклором, Пришвин отправился в длительную поездку по северным регионам. Во время своей поездки он собрал 38 народных сказок.
  • За книгу очерков, написанную по итогам северного вояжа, Пришвин удостоился медали РГО.
  • Приобретя известность в литературной среде, Пришвин близко общался с Алексеем Толстым и Горьким. Последний помог с публикацией собрания сочинений Пришвина.
  • Во время войны Пришвин был корреспондентом на фронте, передавая очерки в несколько газет.
  • Чуть более полугода Пришвин был редактором газеты партии эсеров и публиковал в ней статьи, направленные против большевиков. За эту деятельность его вновь арестовали – в этот раз на несколько недель.
  • Опасаясь нового ареста, он уехал в провинциальное имение, доставшееся ему от матери, и занялся крестьянским трудом. Всего через пару месяцев имение реквизировали большевики.
  • Лишившись собственности, Пришвин устроился на работу в сельскую библиотеку, а затем – учителем в школу.
  • Повесть Пришвина «Мирская чаша» была напечатана только через 60 лет после написания. Когда ему отказал издатель журнала, писатель отправил свой труд на рецензию Льву Троцкому. Тот признал талант автора, однако назвал повесть контрреволюционной и недопустимой для печати.
  • В 1930‑х годах Пришвин купил фургон для путешествий по стране, который с любовью называл «Машенькой».
  • Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг, обращая внимания на детали, которые упустил был профессиональный фотограф. Пришвин снимал не только пейзажи – например, он сделал фоторепортаж об уничтожении колоколов Лавры в Сергиевом Посаде.

Оцинкованные ящики и паяльник наготове

Сегодня главные хранительницы дома-музея Пришвина – Лилия Рязанова и Яна Гришина. Они дружили с Валерией Пришвиной. Когда ее не стало в 1979 году, продолжили ее дело. Помимо музейной работы, они возвращают читателю Пришвина. Прежде всего, готовят к печати и издают том за томом гигантский дневник писателя (а это 600 печатных листов). Издали совместный дневник Пришвина и его жены «Мы с тобой» – дневник любви (как значится в подзаголовке). Очень необычная книга.

Лилия Рязанова (слева)

«Пришвина я не читала ни в детстве, ни в школе, – рассказывает Лилия Рязанова. – Его книги мне подарили, когда я приехала учиться в Москву в Институт культуры. На втором курсе я получила в подарок его шеститомник и первое сильное впечатление – от дневников в шестом томе. Это дневники дунинского периода, последних лет его жизни.

Тогда я, конечно, не знала, что это первая публикация пришвинского дневника с большими купюрами. Я тогда жила недалеко от Дунина и всё мечтала туда попасть. Очень хорошо помню тот день, когда я появилась у Валерии Дмитриевны. Было 16 июня 69-го года. Почему я эту дату запомнила? Для Пришвиной число 16 было особым. Она впервые пришла к Михаилу Михайловичу 16 января, и 16 же января Пришвин скончался. Помню, она была в длинном платье. Очень красивая. Ощущение мгновенного порыва к человеку.

Завязались отношения. Я стала помогать ей работать с архивом. После смерти Пришвина она осталась единственным хранителем его архива. Она очень боялась за дневники. Даже были приготовлены высокие оцинкованные ящики и паяльник, чтобы на случай войны или угрозы обыска дневники можно было быстро запаять в них и зарыть в землю. Теперь мы в этих ящиках храним крупу.

– Ее страх был понятен. Она же была репрессирована.

– Да, и всегда вздрагивала от неожиданного стука в дверь. И потом уже был случай, когда выборки из дневника 37-года попали в КГБ. А там были очень страшные страницы. Ей как-то позвонили и сказали: «Я следователь такой-то, хочу с вами поговорить».

Она назначила ему встречу в кабинете Пришвина. Напилась валерьянки и заснула. Он пришел и увидел мирно спящую женщину. Позже они всё-таки поговорили, и следователь проникся таким доверием к Валерии Дмитриевне, что сказал ей: «Научите, что делать с этой папкой. Я не могу ее вам вернуть, потому что заведено дело». И она быстро сообразила, что эту часть дневника нужно передать в архив литературы и искусства – ЦГАЛИ.

Папка оказалась в государственном хранилище, и дело было закрыто. Этот молодой человек потом привел познакомиться с Валерией Дмитриевной свою жену, и они подружились.

Февраль

Последние морозы

Бывает оттепель перед последними сретенскими морозами, птицы ее принимают за начало весны: рябчики пересвистываются и начинают предвесенние поиски пары.

Тетерев токует во весь дух и так, что человек, услыхав это, тоже вовлекается в обман, и если еще молод и есть время — бог знает, что бормочет.

Снег на ветвях

Невидимые звезды снега теперь спустились сверху, возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр, и остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой.

Квартальный столб

Началась весна света, в лесу со всех сторон открылись голубые глаза. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет. А когда насмотришься, то спрашиваешь себя: отчего все фигурки, создаваемые падающими снежинками, имеют округлую форму?

Не оттого ли, что каждый сучок стремится вверх и каждая снежинка падает вниз, всякое движение в борьбе за низ и верх образует движение по кругу?

Только вот снежинка-то падает, а сучок хотя и стремится вверх, но медленно, и зимой он только показывает наверх, а сам стоит без движения.

Вот хотя бы этот квартальный столб, ровно спиленный кружком сверху, и на ровном кружке падающие снежинки образуют круглую шапочку.

В городе

Сегодня солнечный день и с морозом. Когда солнце зайдет за тучу, мороз пишет на стекле веточки тропических растений и водоросли теплых морей. Когда же солнце опять появляется, мороз бросает мечту свою невозможную о тропиках, плачет и разбегается по стеклу каплями.

Эта игра солнца с морозом окончилась, когда все облака сбежали с неба и солнечные лучи не только высушили на стекле все капли, но даже и нагрели стекло. Морозу не за что было взяться на стекле, и когда солнце село и стало темно.

Тогда пришел к нам гость и, поглядев в чистое стекло с шестого этажа на серые коробки домов, сказал:

— Какой вид!

Май

Голубое окно

Не очень жаркие, дивные майские дни, зеленеют липы на улице Горького, зеленеют веточки чего-нибудь возле каждой лачуги в переулках, и каждой веточке соответствует где-нибудь подобная вспышка в душе человеческой.

Воздух насыщен теплым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные-тройные завесы пробилось светлое окно голубое. В нашем доме и вокруг него все, как сказано о шестом дне творения, — что Творец все оглядел вокруг себя и сказал:

— Молодец Я, все хорошо!

Ароматы воспоминаний

Вдыхая аромат цветов, коры, прошлогодних листьев, всегда волнуешься чем-то близким к воспоминанию. Но бывает, среди этих ароматов явится такое, что прямо требует вспомнить, как при встрече с тем, кого хорошо знаешь в существе, но не можешь назвать его по имени и определиться в отношениях с ним.

Вот все эти воспоминательные ароматы соединены с детством: это что-то там произошло при первой встрече с таким ароматом. Так, может быть, и все наше сознание выросло из этого детского материала, оставаясь с тех пор, когда жил бессознательно?

Все, что я узнаю, все это было со всеми, новым является лишь то, что я сознаю бывшее и открываю его сознанию всех.

Открытие

Яркий луч попал в темный лес и открыл, что это ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.

Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.

Фиалка

День за днем гроза, дождь, жара, блеск, разрастаются травы, появляются цветы, и уже ландыш в лесу и сирень в саду.

В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников черники нашла себе место бледно-голубая фиалка.

Старая листва

Смотрю на лесную дорожку, любуюсь, как зеленая щетка травы скрывает старую листву и заключает ее в себе как удобрение.

И так во мне самом, в моей душе, как в сосуде, радость вином поднимается, и разливается это мое вино по всему человеку, скрывая в себе всякое зло.

Ландыш

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем.

Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них, как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш…

Встреча

Бабочка с бабочкой встретятся, узнают друг друга и полетят, кружась, одна возле другой над цветами, и выше, и все выше и выше, пока не достигнут простора над лесами и ветер не понесет их вместе неизвестно куда. Но так редко бывают такие встречи! Все больше как-то не узнают друг друга лесные существа: сколько веток чужих между собою кивают, машут весь день, как хлещет береза ветвями молодую елочку.

Так точно и у нас, когда мы по лесу идем, ищем и про себя все ждем и ждем, когда наша душа встретится…

Сентябрь

Последнее тепло

Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями. Сквозь туман и облака солнце с утра медленно пробивает себе путь.

Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе, на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

Вечером месяц из-за деревьев пожаром поднимался. Утро солнечное, залитое росой в густых синих тенях.

Земля и небо

То дождик, то солнце обрадует: во дню сто перемен.

Когда все одожденное вспыхнет на солнце, то и маленькая сосна, вся убранная блестящими каплями, стоит, как девочка, и только не говорит: «Я — тоже большая!»

В таком большом дне с такими частыми переменами бывает какая-то минутка полного спокойствия: кажется, вот все шел, шел на гору и теперь дошел: отдохну минутку и буду спускаться в долину.

Так начинается осень.

Крапива

Липовый подлесок пожелтел, и под ним уже ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.

Листья земляники кровавого цвета. Крапива стоит выше человеческого роста, почернела, лист измельчал и в дырочках, старая-старая… Хотел пожалеть, тронул, а она, такая старая, кусается по-прежнему, как молодая!

Веселая тень

На рассвете сгущался туман, и капли падали на листики березы, и листики с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю.

Когда солнце взошло и туман рассеялся, капли перестали падать и утренний легкий ветер-забавник стал играть осиновыми листиками, а от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени.

Время от времени какой-нибудь листик отрывался и улетал, и с ним исчезала его веселая тень.

Творчество

Творческая биография Пришвина начинается в 1906 году. В это время он заканчивает работу над рассказом Сашок, публикует его в одном из изданий. К удивлению прозаика, первый опыт стал весьма успешным. Произведение получило много положительных отзывов.

С этого момента М. Пришвин отвлекается от бытности агронома, забывает про сельское хозяйство и полностью переключается на литературное творчество.

Прозаик увлекается культурами коренных народов. Много путешествует по северным регионам, записывает устные истории, произведения фольклора, а также готовит эссе по этнографии.

После возвращения, Михаил Пришвин, не теряя времени, отправляется в новое путешествие. На сей раз выбор падает на Крым и степи Казахстана. В эти годы творчества литератора выходят его известные произведения «В краю непуганых птиц», «Черный араб» и прочие.

В то же самое время мужчина работает в жанре путевых заметок. Небольших историй и наблюдений простого путешественника. Их писатель готовил до самого последнего дня. К концу жизни Пришвин успел накопить материала на 25 томов. Систематизировать его пришлось уже после смерти писателя.

Прозаик отказывается от работы агронома. Успешно забывает про сельское хозяйство и полностью посвящает свою жизнь литературному искусству.

В годы Первой Мировой Войны мужчина временно переключается с художественных произведений на документалистику.

Он работает фронтовым корреспондентом, передает вести с полей боевых действий. Печатается в крупных изданиях. А во время Октябрьской революции — освещает ежедневные происшествия, которые творятся в его родной стране.

Михаил Пришвин (слева) на фронте

В 10-х годах 20-го века Пришвин пробует свои силы на поприще преподавательской работы. Примечательно, что трудился он в той самой гимназии в Ельце, откуда его когда-то с позором выгнали.

В зрелые годы мужчина увлекается охотой. Много времени проводит на природе. Интересы писателя отражаются на его литературном творчестве.

В ранний советский период Пришвин отдает предпочтение тематике живой природы и ее взаимоотношениям с человеком. Как раз на это время приходятся такие произведения, как «Родники Берендея», детские рассказы и истории, знаменитые записки.

В 20-е годы творчество Пришвина вновь переходит в русло фольклорных мотивов. Чувствуя, что ему нужны свежие идеи и впечатления, писатель отправляется в новые путешествия.

Он долгое время проводит на Кавказе, Дальнем Востоке и северных территориях. Буквально через несколько лет вектор творчества литератора меняется в сторону классической, серьезной прозы для широкого круга читателей. Так на свет появляются произведения «Женьшень», «Дорогие звери».

В 30-е прозаик уже имеет весомый авторитет в литературных кругах. Он расширяет список тематик, по которым работает. Пробует свои силы в других жанрах.

Когда начинается Великая Отечественная Война, писатель перебирается в небольшую деревню Переславля-Залесского (ныне — Ярославская область). Все годы, пока шли активные боевые действия, мужчина провел здесь.

Как и многие другие прозаики, литераторы, Пришвин писал по тематике войны, чтобы рассказать про тяготы, а также поддержать людей в столь непростой момент.

Из-под пера Михаила Михайловича выходят произведения «Повесть нашего времени», Рассказы о ленинградских детях». За труды на актуальную тематику писатель получает престижную государственную награду, Орден Красного Знамени.

Михаил Пришвин с детьми

Не забывает Михаил Пришвин и об излюбленной тематике природы. После окончания Великой Отечественной, литератор переезжает в Звенигород, где располагается его дача. Тут он трудится последние годы своей жизни.

К 1953-54 Михаил Пришвин заканчивает последнее прижизненное произведение, «Глаза земли». Сборник небольших поэтических миниатюр.

К несчастью, опубликовать свою финальную работу литератор так и не успел. Силами сторонников и близких людей писателя, она вышла в 1957 году.

Август

Конец лета

Ласточки, молодые и старые, табунками кружатся над водой, и смелые из них на мгновение задерживают полет, касаются воды и на ней оставляют кружок.

Я сел у реки и вошел в тишину.

Большая Медведица

Ночью, вероятно, было прохладно, и окна отпотели, а звезды, если через отпотевшие стекла смотреть, — вспухли. И как раз против моего окна расположилась Большая Медведица. Не знаю, чем это объясняется, но Большую Медведицу начинаешь замечать почему-то с осени.

Осеннее

Начали слегка днем протапливать печи. Сегодня сквозь запотелые окна утром яркое солнце, и роса сплошная блестит не алмазными каплями, а прямо всем лопухом или всей грядкой свеклы.

На небе с утра барашки белые, кудрявые на голубом поле, и по радио обещают, что этот день пройдет без дождя. Сколько же сухих дней должно пройти, чтобы потребитель природы не ругал бы природу за дождливое лето?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: