Композиция и краткое содержание
Произведение имеет пять самостоятельных глав, каждая представляет определенный период жизни поэта. Композиция построена с явно выраженной цикличностью, каждая последующая часть, с одной стороны, самостоятельна, с другой — развивает и поясняет мысль предыдущей:
- Первая глава дает читателю возможность наблюдать возвращение лирического героя на свою родину. Он устал от городской суеты и шума и мечтает отдохнуть в тиши родной деревни. Именно это место становится главным поставщиком продуктов и рабочей силы в период послевоенной разрухи, когда и город, и армия требовали больших вложений.
- Вторая часть поэмы знакомит читателя с историей прошлой жизни главного героя, людьми, обитающими в деревне. Можно наблюдать перемены в жизни сельских жителей, которые вносит политическая обстановка страны. Лирический герой встречает свою бывшую возлюбленную и между ними завязывается долгий разговор.
- В третьей главе можно наблюдать развитие отношений между основным персонажем и Снегиной. Симпатия их взаимна, несмотря на возраст. Однако обстоятельства их разъединяют: погиб супруг Анны, она угнетена и сломлена, упрекает своего друга в трусости и дезертирстве.
- Четвертая часть произведения наполнена трагизмом происходящего — имущество Анны отторгается судебными органами, она вынуждена переехать в дом мельника вместе с матерью. Между возлюбленными происходит объяснение. Близость между ними еще сильна, но ситуация складывается, таким образом, что герой вынужден возвратиться в город.
- Пятой главой заканчивается произведение. В ней описаны все ужасы и последствия Гражданской войны. Страна погружается в нищету и разруху. Снегина вынуждена покинуть родные места, она уезжает за границу.
Война изменила не только город. Деревня, ее жители и образ жизни меняются коренным образом. Люди начинают деградировать, попадают и пропадают в передрягах, путаются и теряются во вновь устанавливаемых порядках. И только самые родные люди, среди которых и мельник, по-прежнему остаются близкими.
Короткий пересказ «Анны Снегиной» Есенина
Анна Снегина поэма в кратком изложении:
Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.
В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад — и в памяти возникают «далёкие милые были» — девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых — убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать знакомых мужиков.
У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы — о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы».
В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом — они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз…»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер… А вы вот здесь…» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.
Основное событие четвёртой главы — известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р‑раз — и квас! <�…> в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».
В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом”.
Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью — весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.
В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» стали колыбелью его поэзии.
История создания
Есенин написал поэму в начале 1925 году, незадолго до своего самоубийства. В это время он жил на Кавказе и много времени посвящал творчеству. История создания «Анны Снегиной» связана с его поездками на родину, в село Константиново. Литератор говорил, что творение из-под пера вышло бойко, легко и вдохновенно.
Поэт поделился взглядами на былые отношения. Неразделенная юношеская любовь, которую он пережил в молодые годы второстепенная в повествовании. События развиваются в период революции и войны, которые стали непростым испытанием для русской истории.
Поэт был весьма доволен результатом, и называл литературное произведение лучшим своим творением. В ней он рассказал о политических волнениях, революции и военных действиях, их печальных последствиях для истории России.
При анализе «Анны Снегиной» нужно отметить, что импульсом к написанию поэмы послужила встреча Есенина со своей первой любовью — Лидией Ивановной Кашиной. В молодые годы их связывали романтические отношения, они были неразлучны. Но затем девушка вышла замуж за офицера-белогвардейца, и их дороги разошлись. Лидия Кашина в произведении стала прототипом Снегиной.
Свое произведение автор назвал вымышленным именем, которое ассоциируется с чистым, белым снегом. Именно такой лик неоднократно предстает в произведении: в воспоминаниях автора, в полусонном бреду, когда он болеет. Для лирического героя облик Анны далекий, недосягаемый, безупречный, потому мил сердцу и пленит душу.
Общественность и ценители литературы восприняли творение Есенина прохладно: оно абсолютно не похоже на другие произведения автора, а смелые образы и политическая тематика не располагали к комментариям.
Биография и образ Анны Снегиной
По сюжету Анна — дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.
Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится светлым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.
Стоит отметить, что писатель не прописал характеристику героини с точки зрения внешности, выделив больше душевные качества. Женщина понимает закономерность происходящего и пишет любовное письмо, проявляя благородство своей натуры. Для поэта послание оказывается ненужным фактом.
Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих — и страну, и женщину — он вспоминает с легкой светлой грустью.
1
«Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.
Оброки платили мы к сроку,
Но — грозный судья — старшина
Всегда прибавлял к оброку
По мере муки и пшена.
И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тяго́т.
Раз — власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.
Но люди — все грешные души.
У многих глаза — что клыки.
С соседней деревни Криуши
Косились на нас мужики.
Житье у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.
Каких уж тут ждать обилий, —
Была бы душа жива.
Украдкой они рубили
Из нашего леса дрова.
Однажды мы их застали…
Они в топоры, мы тож.
От звона и скрежета стали
По телу катилась дрожь.
В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.
На нашей быдластой сходке
Мы делу условили ширь.
Судили. Забили в колодки
И десять услали в Сибирь.
С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар».
*
Такие печальные вести
Возница мне пел весь путь.
Я в радовские предместья
Ехал тогда отдохнуть.
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку,
Купил себе «липу», и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-й год.
Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.
Война «до конца», «до победы»,
И ту же сермяжную рать
Прохвосты к дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.
Но все же не взял я шпагу…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу —
Был первый в стране дезертир.
*
Дорога довольно хорошая,
Приятная хладная звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
«Ну, вот оно, наше Радово, —
Промолвил возница, —
Здесь!
Недаром я лошади вкладывал
За норов ее и спесь.
Позволь, гражданин, на чаишко.
Вам к мельнику надо?
Так вон!..
Я требую с вас без излишка
За дальний такой прогон».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Даю сороковку.
«Мало!»
Даю еще двадцать.
«Нет!»
Такой отвратительный малый.
А малому тридцать лет.
«Да что ж ты?
Имеешь ли душу?
За что ты с меня гребешь?»
И мне отвечает туша:
«Сегодня плохая рожь.
Давайте еще незвонких
Десяток иль штучек шесть —
Я выпью в шинке самогонки
За ваше здоровье и честь…»
*
И вот я на мельнице…
Ельник
Осыпан свечьми светляков.
От радости старый мельник
Не может сказать двух слов:
«Голубчик! Да ты ли?
Сергуха!
Озяб, чай? Поди продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!»
В апреле прозябнуть трудно,
Особенно так в конце.
Был вечер задумчиво чудный,
Как дружья улыбка в лице.
Объятья мельника круты,
От них заревет и медведь,
Но все же в плохие минуты
Приятно друзей иметь.
«Откуда? Надолго ли?»
«На год».
«Ну, значит, дружище, гуляй!
Сим летом грибов и ягод
У нас хоть в Москву отбавляй.
И дичи здесь, братец, до черта,
Сама так под порох и прет.
Подумай ведь только…
Четвертый
Тебя не видали мы год…»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Беседа окончена…
Чинно
Мы выпили весь самовар.
По-старому с шубой овчинной
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Состарившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас…
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
Анна Снегина
2 стр. →
Страницы: 1 Всего 5 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь
Тема и проблематика
Автор соединил в поэме ряд важных тем. Отличительной чертой произведения являются личные волнения и образы прошлого. Автор чувственно и красиво представляет родную деревню Константиново, которая в поэме носит название Радово, образы и нравы населяющих ее людей.
Герои произведения они привлекают к себе внимание разноплановостью и разнообразием. Им нельзя дать однозначную характеристику
Есенин откровенно и по-особенному раскрыл тему любви: любимая для него — отражение прошлого, она далека от него, замужем за другим мужчиной, но все так же привлекает его. Думы о том, что Анна по-прежнему его любит, окрыляют и утешают лирического героя.
Поэт кратко описал революционную тему, не приукрашая действительность, глазами очевидца, индифферентного в своих взглядах. Он не воин, не борец за справедливость, ему незнакомо бессердечие, непримиримость. Каждый раз, когда поэт возвращался на малую родину, его ждало разочарование. Поэма — иллюстрация напасти, которые приключились с родным селом в военные годы — деревня разрушена, кругом видны следы бесхозяйственного отношения.
Проблематика, поднятая автором поэмы разнохарактерна: бессердечие, социальная дифференциация, чувство ответственности, коварство и малодушие, война и все, что ее сопровождает.
Темы
Тема родины. Подъезжая к селу Радово, герой поэмы «Анна Снегина» абстрагируется от былых негативных мыслей связанных с войной и начинает описывать всё, что с ним происходит, в частности природу. Сергей любит и тонко чувствует ее: «Луна золотою порошею осыпала даль деревень». Для него родимый край – это красота русских просторов, которой он не только восхищается, но и живет. В ней же он ищет спасения от жестоких исторических реалий. Однако ощущение патриотизма у него возникает именно в глуши, далекой от политических интриг. Например, Москва в произведении упоминается лишь один раз во время разговора с мельником, однако поэт никак не характеризует город: «Сим летом грибов и ягод у нас хоть в Москву отбавляй». Он равнодушен к нему, зато трепетно относится к своей малой родине. Хоть он и бежал с фронта, не чувствуя, за что воюет, он не оставил Россию в ее кровной борьбе, не подался за Анной в Лондон. В этом мужественном поступке – остаться с родиной до конца – и проявляется истинный патриотизм героя.
Тема войны. Есенин не принимает войну, чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Солдат ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла.
Тема революции. Отношение к ней в поэме «Анна Снегина» весьма негативное. Именно поэтому мирное прошлое идеализируется. Революция и новая власть в произведении представлены, как фатальная демоническая сила, разрушающая судьбы людей. Послереволюционная Россия стала похожа на своеобразный цирк, где «чумазый сброд» очень неуклюже и карикатурно выглядит в глазах лирического героя, играя во дворах на роялях и слушая патефон. В стране творился хаос и беззаконие.
Тема любви. Сергей и Анна Снегина, безусловно, любят, но не понимают, что именно: прошлое или настоящее друг в друге? Они вроде и хотели бы начать все заново, но их чувства живы лишь воспоминаниями. Кроме того, их разделяют идеологические баррикады. Рассказчик идет лишать помещицу ее земли, а она получает известие о гибели мужа – на том самом фронте, откуда бежал бывший возлюбленный. Эта ситуация все поставила на свои места: героиня хоть и тешит себя иллюзиями, но все равно уже давно изменилась, и по отношению к ухажеру времен юности ведет себя иначе, чем могла бы любящая женщина. Образы девушки в белой накидке, помещицы, которая упрекает Сергея, и Анны, которая пишет из эмиграции, живут как бы отдельной жизнью. С тремя разными женскими ликами связаны тематические линии поэмы — прошлое, настоящее и будущее время, которые формируют трехмерное пространство — цветущий сад, революционная деревня, чужой Лондон. Так вот, рассказчик навсегда остается в цветущем саду, избегая других граней пространства. Любит он только прошлое, ведь настоящее он без сожаления упустил, а к будущему в Англию не поедет. Зато юношеские годы, проведенные у калитки, он готов проживать снова и снова.
Лейтмотив дороги. «И вот я опять в дороге», — говорит рассказчик. Образ пути является одним из самых старейших в мировой литературе, примером тому служат произведения: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир рассказчика, ведь именно путь помогает ему размышлять о смысле жизни, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа.
Эпическая тема раскрывается в поэме «Анна Снегина» в ретроспективной манере изложения. Сергей вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк
Для автора и для лирического героя очень важно прошлое. Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата. На это указывает часто употребляемое в тексте обстоятельственное неопределенное наречие «когда-то», которое встречается в произведении 4 раза
Обстоятельственное наречие времени «недавно» встречается реже — 1 раз. А неизменяемое наречие «нынче» создаёт антитезу наречию «когда-то». Всё это говорит о том, что время неконкретно, а скорее метафорично. Оно абстрагировано от реальности. Воспоминания для рассказчикаценны. Это прошлое, которое оставило след на его душе: «Я сейчас вспоминаю…». Флешбэки — это способ персонажа объяснить себе реальность. Чтобы показать уникальность минувших дней, автор использует незамысловатое слово «быль», указывая тем самым на подлинность событий: «милые были», «я знала б счастливую быль».
Глава 1
В первой главе ведется речь о том, как поэт решается отправиться в поездку, дабы посмотреть, что сталось с родными местами после войн, революционных событий. Главный герой является участником боевых действий. На пути ему возница толкует о жизни знакомых сельчан, что представляют собой состав из радовских мужиков. У тех ведется постоянная борьба с бедной деревушкой Криуши. Недруги разворовывают припасы, грабят лес, закатывают скандалы, совершают походы на имущество соседей. В результате из-за безответственных действий покидает мир старшина, за что радовцев поставили под суд.
Лирического героя не покидают мысли о трагической судьбе, печальной жизни. Воспоминания врезаются в самое сердце, ибо за чужое дело стрелял и «грудью на брата лез», совершая поистине предательство. Так или иначе, поэт не принимает участие в кровавой войне, провозглашая себя дезертиром.
Отправляется персонаж к мельнику, где отсутствовал несколько лет. Его встречают тепло и радушно. Затем лирический герой идет на сеновал, дабы отдаться полностью воспоминаниям, в которых возникает образ девушки в белой накидке. Она и произнесла ему тихо: «Нет!»
Примечания
- ↑ 123 [az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0020.shtml Текст произведения с комментариями на сайте Lib.ru]
- ↑ 123456Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/text/anna-snegina-primechaniya.htm Примечания. Анна Снегина] // Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Составление и подготовка текстов Н.И.Шубниковой-Гусевой, комментарии Е.А.Самоделовой, Н.И.Шубниковой-Гусевой. — М.: Наука — Голос, 1998. — Т. 3. Поэмы. — С. 642-677. — 720 с. — ISBN 5-02-011245-5.
- Трофимов А. За строками «Анны Снегиной» // газ. «Сов. культура». — М., 1980. — Вып. 21 окт.. — № 85.
- ↑ 12Тициан Табидзе [esenin.ru/vospominaniya/tabidze-titsian-s-esenin-v-gruzii.html С. Есенин в Грузии]. — 1927.
- ↑ 12Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/37.htm Письмо Бениславской Г. А., 20 декабря 1924 г. Батум] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 191—195.
- ↑ 12Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/221.htm Письмо Чагину П. И., 14 декабря 1924 г. Батум] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 187—189.
- ↑ 12Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/33.htm Письмо Бениславской Г. А., 17 декабря 1924 г. Батум] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 189—191.
- ↑ 12Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/39.htm Письмо Бениславской Г. А., 20 января 1925 г. Батум] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 197—198.
- Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/56.htm Письмо Бениславской Г. А., между 12 (13?) и 17 (18?) февраля 1925 г. Батум] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 201.
- Лев Повицкий. [esenin.ru/vospominaniya/povitskiy-l-o-sergee-esenine/na-kavkaze.html На Кавказе] // [esenin.ru/vospominaniya/povitskiy-l-o-sergee-esenine/vse-stranitsi.html О Сергее Есенине и не только…] / Составитель И. Л. Повицкий. — М.: АПАРТ, 2006.
- ↑ 12Есенин С. А. [esenin.niv.ru/esenin/pisma/228.htm Письмо Чагину П. И., между 3 и 7 марта 1925 г. Москва] // Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1999. — Т. 6. Письма. — С. 202—203.
- Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. — М.: Молодая гвардия, 1995. — С. 459-472. — 571 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 727). — ISBN 5-235-02258-0.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/841/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Агафонников, Владислав Германович] // Большая биографическая энциклопедия. — 2009.
- Наталья Арт [mhatschool.theatre.ru/press/7393/ Сергей БЕЗРУКОВ: Молодёжь бросилась читать Есенина — это Победа!] // Духовность. Вера. Возрождение. — 04. 2006. — № 1.
- [www.museum.ru/n18029 Фестиваль «Музыкальное лето в Константинове — 2004»]. www.museum.ru. Проверено 28 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GG6m2TUS Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
- Елена Коренева [www.amadei.ru/as_rez.htm Я снова здесь, в семье родной…] // Рязанские новости. — 23 августа 2002.
- Вера Демидова . [www.ng.by/ru/issues?art_id=12801 Гостюхин привёз «Анну Снегину»], Народная газета (12.04.2007). Проверено 28 апреля 2013.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее