Композиция «Доктора Живаго»
Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.
Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.
Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.
Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.
Основная идея романа
Роман затрагивает важный исторический период, в нем подняты проблемы революции, интеллигенции, сметенной этой революцией, и простых людей, вынужденных жить в тяжелые времена. Основная идея состоит в том, чтобы на примере главного героя показать читателям, что жизнь, какой бы она ни была, продолжается и когда-нибудь все же станет лучше.
Всегда нужно оставаться самим собой, что бы ни случилось и какой бы тяжелой ни была судьба.
Произведение, представленное в кратком пересказе выше, важно читать в полной версии. Несмотря на достаточно тяжелые сцены, описанные в романе, читать его легко и интересно
Доктор Живаго
В «Докторе Живаго» читатель почти не встречается с реальными историческими лицами. Одно из немногих исключений — император Николай II, мелькающий в первой половине книги (в части «Назревшие неизбежности»): «Смущённо улыбавшийся государь производил впечатление более старого и опустившегося, чем на рублях и медалях. У него было вялое, немного отёкшее лицо». Но есть ли прообразы у вымышленных персонажей романа?
Старший сын поэта, Евгений Борисович Пастернак, вспоминал о трудных взаимоотношениях отца с возлюбленной последних лет его жизни, Ольгой Ивинской: «Ей казалось, что Борино имя защитит её от ареста, которым ей угрожали. Уступая, папочка достаточно открыто афишировал свою «двойную жизнь» и называл её Ларой своего романа. Как-то натолкнувшись на эти слова в какой-то публикации, принесённой доброхотами, Зинаида Николаевна затеяла разговор с папочкой.
— Как же так, Боря, ведь ты всегда говорил мне, что Лара — это я. И Комаровский — мой первый роман, мое глаженье, мое хозяйство.
Папа, по ходу, подымаясь по лестнице к себе наверх и не желая заводить долгий разговор, спокойно ответил:
— Ну, если это тебе льстит, Зинуша, то — ради Бога: Лара — это ты»
3 Пастернак Е. Б. «Существованья ткань сквозная»: Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 563. .
О чём говорит лёгкость, с которой Пастернак согласился с женой? По-видимому, не столько о его естественной в данном случае склонности к компромиссу, сколько о том, что ни одной женщине из своего окружения автор «Доктора Живаго» не мог бы с полной честностью и определённостью сказать: «Лара — это ты». «Прямое сопоставление героинь романа с реальными женщинами биографии Пастернака не удаётся», — пишет в статье о биографическом начале в «Докторе Живаго» Елена Владимировна Пастернак
4 Пастернак Е. В. Значение автобиографического момента в романе «Доктор Живаго» // Pasternak-Studien. I. Beiträge zum Internationalen Pasternak-Kongress, 1991 in Marburg. München: Verlag Otto Sagner, 1993. S. 100. .
Кажется, не стоит искать однозначных реальных прототипов не только для Лары, но и для остальных персонажей произведения. Почти все они составлены из черт и свойств разных людей. Это относится и к главному герою — Юрию Андреевичу Живаго. 16 марта 1947 года Пастернак рассказывал о нём в письме к своей знакомой Зельме Руофф: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)».
В этом признании больше всего удивляет упоминание о Сергее Есенине (черты Блока, Маяковского и самого Пастернака в образе Живаго выявляются без особого труда). Казалось бы, что может быть общего между Юрием Андреевичем и Сергеем Александровичем? Тем не менее уже зачин восьмой главки первой части «Доктора Живаго» ясно показывает, что пастернаковское сравнение героя романа с Есениным не случайно. Эта главка начинается с мысленной реплики тринадцатилетнего Ники Дудорова о юном Юрии Живаго: «Опять это лампадное масло!» — злобно подумал Ника и заметался по комнате». По всей видимости, эта характеристика восходит к ироническому суждению одного прототипа «Доктора Живаго» о другом. Приведём мемуарный фрагмент о Есенине из широко известной статьи Владимира Маяковского «Как делать стихи?» (1926), выделив интересующие нас мотивы курсивом:
«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. <�…> Как человек, уже в своё время относивший и оставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одёжи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло».
Интересная ситуация: один герой-двойник судит о втором, используя характеристику, которую один прототип Живаго дал другому.
Темы
- Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
- Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
- Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
- Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.
Вариант 3
Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу. Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух. Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.
Время было непростое, и именно оно диктовало время как и что делать людям, и многие с этим были не согласны и делали все для того чтобы это поскорее прекратить, но не всем это удавалось. Все это было написано в произведении Пастернака «Доктор Живаго». Здесь показаны все страдания, в которых утопали жители разных стран. А вот что будет дальше, никто не знал и эта неизвестность их очень сильно пугала. Но только автор старался и очень сильно надеялся на то, что это все совсем скоро прекратиться и жизнь наладиться, а может быть, будет намного лучше, чем раньше. И вскоре это все пришло к Пастернаку, его потихоньку стали ущемлять и не давали его произведениям выпускаться. Но автор не собирался ничего прекращать и продолжал не только писать новые произведения, но и выпускать их.
Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.
Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком. Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день. И есть такие, кто любят свою родину.
Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.
Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.
История создания и публикации
Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.
Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.
Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.
Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.
Суть: о чем роман?
Нетрудно догадаться, что книга Пастернака о враче — Юрии Живаго. Первые главы рассказывают нам о его учёбе, взрослении, становлении и семейной жизни героя. Он рано осиротел (его отец покончил с собой чуть ли не на глазах у сына) и стал воспитанником в интеллигентной и дружелюбной семье, где рос рядом с Антониной, которая и стала его супругой. Их отношения были теплыми, но скорее дружескими. Параллельно развивается история молодой девушки Ларисы, ставшей невольной любовницей престарелого адвоката Комаровского
Ее семья была менее благополучной: вздорная и истеричная мать, лишившаяся мужа, завела любовника, который проявлял повышенное внимание к ее дочери. Так, Лариса оказалась в заложницах у Комаровского, боясь раскрыть свои тайны нездоровой матери
С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.
К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.
После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.
После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.
Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.
Значение символики
Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?
У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается. Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча. У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.
Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.
Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.
Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба
Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью
Подробный анализ
Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.
Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.
Жанр романа «Доктор Живаго».
Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.
Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.
Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.
Тематика произведения.
Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.
Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.
Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени. В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы
«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.
герои романа «доктор живаго» | характеристика |
юрий живаго | сын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни. |
лариса антипова |
дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест. |
антонина живаго | законная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии. |
павел антипов |
сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством. |
Краткий анализ
«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.
Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:
- вопросы жизни и смерти;
- поиск себя во вновь образованном обществе;
- сохранение верности своим идеалам;
- способность выстоять под ударами судьбы;
- путь русской интеллигенции;
- понятие чести, долга, любви и милосердия.
Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:
- Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
- Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
- Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
- Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.
Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:
- чудесными предзнаменованиями;
- неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
- многозначительными совпадениями;
- неожиданными поворотами жизненного пути.
Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.
Направление и жанр
«Доктор Живаго» явно относится к литературному направлению реализма. Места, люди и поступки, совершаемые ими, максимально приближены к реальным. Писатель стремился к детальному воссозданию атмосферы описываемого исторического периода. Но Пастернак творил в эпоху модернизма (например, причислял себя к футуристам), поэтому его роман обладает новаторской силой. Раскрытию персонажей служит не только пейзаж или диалог, но и стихи. Они же дополняют описание эпохи и создают настроение того или иного эпизода.
Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.
Читательский дневник по роману «Доктор Живаго» Пастернака
Сюжет
Юра Живаго – сирота: мать умерла от чахотки, отец, промотав целое состояние, покончил с собой. Дядя Веденяпин перед отбытием за границу, отдает мальчика в семью профессора-химика Громеко. Там мальчик находит друга – Мишу Гордона, и будущую жену Тоню. В юные годы он мельком дважды видит прекрасную и загадочную Лару (Ларису) Гишар. Вначале как 16-летнюю любовницу адвоката Комаровского (сгубившего его отца пьянством и тратами), потом, на елке у друзей, как несостоявшуюся убийцу того же самого адвоката. Юрий становится доктором и женится на Тоне, Лара выходит за Пашу Антипова, своего давнего поклонника. В каждой семье рождаются дети. Судьба сводит доктора и сестру милосердия Антипову на фронтах Первой мировой войны. Однако отношения между ними завязались позже, после революции, отъезда доктора с семьей из голодающей Москвы на Урал, где в Юрятине и жила Лара. Ее муж подался в революционеры и с семьей не виделся.
Юрий и Лара встречаются, а после его похищают красные партизаны: им нужен доктор. Только по окончании Гражданской войны он вырывается на свободу. Тоня с детьми в эмиграции. Он находит Лару. Они живут душа в душу, Юрий ночами пишет книгу. Лариса ждет ребенка. Их находит Комаровский – и увозит Лару, якобы спасая от большевиков. Ее муж Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Юрий болеет, пьет, и сходится с дочкой дворника. В трудные моменты жизни его находит сводный брат (по отцу) Евграф. Он и устраивает Юрия на работу в больницу. В первый рабочий день, не доехав до больницы, Юрий скоропостижно умирает от болезни сердца. Лара приходит на его похороны: она ищет их дочь, которую при побеге оставила чужим людям. Впрочем, ее тоже, похоже, арестовывают. Племянницу Таню уже на фронтах Великой Отечественной войны берет под опеку все тот же брат Евграф Живаго. Он издает и книгу Юрия. Ее читают старые друзья доктора – Гордон и Дудоров, и вспоминают молодость.
Отзыв
Многожанровый роман о взаимоотношениях личности и эпохи, историческое полотно о событиях первой половины XX века, судьбы людей в зеркале войн и революций. История трагической любви, причудливого сплетения судеб человеческих. Размышления о природе и предназначении искусства. Тема бессмертия через историю и искусство. Необходимость оставаться человеком в любых испытаниях, верность идеалам, стойкость, милосердие, долг, отвращение к двуличию, лицемерию. Поиск ответов на вечные вопросы бытия.
История создания
Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:
- Литературоведы и биографы сходятся на том, что прототипом главного героя – доктора Живаго, послужил врач Дмитрий Авдеев, с которым Пастернак познакомился в годы войны и поддерживал отношения уже после.
- Сам Пастернак говорил, что Живаго – это образ, в котором слились он сам, Есенин и Маяковский. Его сестра отмечала схожесть Лары и ее судьбы с историей второй жены самого Пастернака.
- В советских журналах публиковать роман Пастернака отказывались, и в итоге он был опубликован в Италии, потом в других европейских странах, а после роман распространился по всему миру. Он даже попал в центр внимания ЦРУ, как возможное орудие информационной войны. Вот почему «Доктор Живаго» был запрещен в СССР.
- «Доктор Живаго» получил признание на Западе, а Пастернака номинировали на нобелевскую премию по литературе.
- В СССР это вызвало бурю негодования, а Пастернак несколько лет подвергался весьма жёсткой травле, однако от Нобелевской премии так и не отказался, за что и был исключён из Союза писателей СССР.
Второстепенные персонажи
Не чувствуя семейного счастья, уходит на фронт добровольцем, жизнь меняет его взгляды, он не может приспособиться к политической обстановке, бросается в крайности. Становится комиссаром в революционное время, меняет фамилию. Решив вернуться к семье встречает Юрия, узнает о судьбе Ларисы. На следующий день Павел застрелился во дворе. | |
Сводный брат Юрия. Он восхищается талантом брата, помогает ему деньгами и продуктами, время от времени появляясь в жизни поэта. Юрий не знает, кем работает Евграф, кто он, они совсем чужие. В конце жизни именно Евграф собирает все сочинения Юрия, устраивает его на работу, помогает с жильём. В жизни Юрия Евграф – ангел-хранитель. Даже после смерти главного героя генерал-майор Евграф отыскивает его детей и помогает им. | |
Дядя, который забрал Юрия после смерти матери. Он рассказал мальчику многое о матери и отце, какое-то время заботился о нём. | |
Родители Тони. Очень хорошие, светлые люди. Со своим приёмным отцом Юрий ведёт долгие беседы, это лучшее время в жизни Юрия. Мать благословляет их с Тоней на брак, понимая, что дети очень подходят друг другу. Вскоре она умирает. | |
Революция и христианские мотивы
«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.
Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.
По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.
Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.
В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.
Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.
Природа в произведении «Доктор Живаго»
Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.
Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.
Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?
Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.
Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».
Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.
Основная идея
Роман изображает исторические события начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Показаны все ужасы уничтожения старого и привычного образа жизни и периода становления нового. При этом автор во многом признаёт закономерность этих катаклизмов, хоть и сожалеет о непростой судьбе России и её народа. Смысл авторской позиции в том, что глобальным процессам, происходящим в обществе, может противостоять только личность, в то время как ее социальная группа окажется жертвой перемен. Но даже личность Юрия Живаго пала под натиском революции. Он, как и Стрельников, стал заложником своего класса и не смог выйти за пределы своей социальной роли. Это и погубило многих героев.
Главная мысль романа «Доктор Живаго» заключается в необходимости оставаться человеком даже в самой ужасной ситуации, не переставать мыслить о высоком и не отчаиваться. Юрию не хватило силы духа, чтобы оставаться тем, кем он был. Он уступает свою женщину другому, отказывается от работы и привычного образа жизни, пядь за пядью уступая свою Россию новой силе.