И. а. бунин. степа

Степа Бунин краткое содержание рассказа

Рассказ «Степа» был создан Иваном Алексеевичем Буниным в 1938 году. В этом произведении автор отражает трагедию простодушной девушки из народа, едва вышедшей из детского возраста, поверившей циничному и беспринципному человеку.

Молодой мужчина, купец, носящий фамилию Красильников, получил образование в Москве, теперь он обитает и работает в этом городе. Однако у него имеется и имение в Тульской губернии, и во время приездов в свой сельский дом Красильников охотно ведет существование обычного деревенского жителя. Но при этом молодой человек никогда не забывает о французском вине и сигаретах, хранящихся в золотом портсигаре. Находясь в пути, купец вспоминает о минувшем лете. В то время он был неравнодушен к одной из московских актрис и на протяжении всего летнего сезона находился в пыльном городе, поскольку Красильников был не в состоянии прекратить мучительные и унизительные для него взаимоотношения с этой дамой. Но в итоге непостоянная и легкомысленная избранница окончательно покинула мужчину, отправившись в Кисловодск.

В дороге Красильников неожиданно оказывается под сильнейшим ливнем. Купец решает провести некоторое время на знакомом ему постоялом дворе, к тому же молодой человек отлично помнит и его хозяина, немолодого сухощавого мужчину по фамилии Пронин. Однако выясняется, что сам Пронин сейчас отсутствует, Красильникова встречает только дочка этого человека, юная Степа. Девушке едва исполнилось 16 лет, и ее чрезвычайно пугает гроза, от ужаса она прячется в углу избы. Степа искренне рада приезду Красильникова, которого она без стеснения называет по имени, в прошлом ей уже доводилось встречаться с этим путешественником

В то же время и сам купец уверяет девочку в том, что он всегда обращал внимание на расположение к себе с ее стороны

Красильникову удается без особых усилий соблазнить лишенную жизненного опыта девушку и сблизиться с нею. Он остается на ночь на постоялом дворе, думая лишь о том, что отец Степы неминуемо поймет, что именно произошло с его наследницей, являясь проницательным и неглупым человеком.

С наступлением утра Степа горячо упрашивает купца не покидать ее, взять ее в жены, девушка готова стать рабой Красильникова и спать на коврике у порога. Молодой мужчина уверенно успокаивает случайную возлюбленную, он твердо обещает Степе, что по прошествии нескольких дней приедет к ее отцу и по всем правилам попросит у Пронина руки его дочери.

Степа прекращает истерические рыдания, но девушка все же пребывает в крайне взволнованном состоянии, и между нею и Красильниковым вновь случается близость. Затем купец покидает постоялый двор и вскоре оказывается в Кисловодске, полностью забыв о своих клятвах, данных наивной Степе.

Красильников предстает в рассказе воплощением бессердечия, черствости, цинизма и потребительского отношения к другим людям. Сломав жизнь совсем юной и едва начавшей взрослеть девушки, купец даже не задумывается о своем поступке, для него эпизод на постоялом дворе не имеет никакого значения. Он абсолютно не ощущает собственной вины перед несчастной дочерью человека из низшего социального слоя и вовсе не намеревается брать на себя ответственность за то, что он позволил себе в отношении ни в чем не повинной Степы.

Искренность и доверчивость девушки играют роковую роль в ее судьбе, она становится легкой добычей для бесчестного соблазнителя. В дальнейшем ни самой Степе, ни ее отцу однозначно не удастся добиться справедливости и предъявить купцу какие-либо претензии. Из этой истории становится ясно, насколько бесправными и обездоленными были в те времена простые труженики, когда молодость и красота обычных девушек служили лишь минутным развлечением для таких людей, как Красильников.

Руся

В одиннадцать часов вечера скорый поезд Москва-Севастополь останавливается на маленькой станции. В вагоне первого класса к окну подходят господин и дама — муж и жена. Он облокачивается на окно, она на его плечо.

Господин рассказывает, что когда-то жил в этой местности на каникулах — был репетитором в одной дачной усадьбе. Он вспоминает скучную местность, очень запущенный и бедный дом в русском дачном стиле, за домом столь же запущенный сад, а за ним не то озеро, не то болото с плоскодонкой возле топкого берега. На ней господин катал по ночам девушку в бедном ситцевом сарафане и крестьянских чуньках на босу ногу.

Продолжение после рекламы:

Девушка Маруся, которую в семье звали Русей, была художницей, училась в Строгановском училище живописи. Она и сама была живописна: длинная чёрная коса, смуглое лицо с маленькими тёмными родинками, узкий правильный нос, чёрные глаза и брови и слегка вьющиеся волосы.

Девушка «лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде чёрной меланхолии». Отец — отставной военный, «тоже молчаливый и сухой». Прост и мил был только их сын, которого учил рассказчик.

Жена спрашивает, был ли её спутник влюблён в Русю. Он отвечает — ужасно. Руся тоже была в него влюблена, или ей это казалось. Господин предлагает даме пойти спать, но та хочет знать, чем кончился этот роман. Он отвечает, что просто уехал, а не женился потому, что предчувствовал встречу с супругой.

И вот жена засыпает, а он не спит, курит и вспоминает то лето.

Вначале Руся приглядывалась к нему, потом начала разговаривать. Наконец предложила ему покататься по озеру. Лодка была гнилая, с дырявым, небрежно заделанным, дном и одним веслом.

Рассказчик попросил Русю положить свой картуз рядом, на скамейку, но девушка прижала его к груди и сказала, что будет беречь. У рассказчика «нежно дрогнуло сердце». Прогулка кончилась поцелуем.

На другой день в саду они объяснились друг другу в любви. Руся велела ждать её вечером на том же месте, но быть поосторожней: мать следит за каждым её шагом.

Ночью они встретились на берегу. На руке у неё был плед. Они сели в лодку и поплыли к лесу на противоположном берегу. Между ними происходит близость: «Он, с помутившейся головой, кинул её на корму. Она исступлённо обняла его…».

Через неделю рассказчика безобразно, с позором выгнали из дома. Следившая за ними полоумная мать Руси кинулась на них, когда они сидели после обеда в гостиной и, касаясь головами, смотрели картинки в старых номерах «Нивы» и тихо говорили о любви.

Брифли существует благодаря рекламе:

У ученика рассказчика был старинный пистолет, который он заряжал только порохом и пугал воробьёв. Безумная мамаша выстрелила в рассказчика, ударила его пистолетом в лоб и закричала с пеной на губах: «Если сбежит с тобой, в тот же день повешусь, брошусь с крыши! Негодяй, вон из моего дома!». Она заставила Русю выбирать между ней и любимым. Девушка выбрала мать.

Целых двадцать лет прошло с тех пор, и вот рассказчик снова здесь. После завтрака он пьёт кофе в вагоне-ресторане. Жена удивляется, что он добавляет в кофе так много коньяка, и предполагает, что муж всё ещё грустит, вспоминая «свою дачную девицу с костлявыми ступнями». Неприятно усмехаясь, он подтверждает: «Грущу, грущу…».

Все произведения Бунина

Айя-София

Алёнушка — Иван Бунин

Ангел

Антоновские яблоки

Апрель

Баба-Яга

Балагула

Безнадежность

Белый олень

Березка

Беру твою руку и долго смотрю

Бессмертный

Бледнеет ночь — Иван Бунин

Богиня

Бушует полая вода

В Альпах

В архипелаге

В горах

В жарком золоте заката Пирамиды

В заливе

В костёле

В крымских степях

В Москве

В Орде

В отъезжем поле

В первый раз

В поезде

В поздний час мы были с нею в поле

В полночный час я встану и взгляну

В полночь выхожу один из дома

В полях сухие стебли кукурузы

В пустом, сквозном чертоге сада

В Сицилии

В степи — Иван Бунин

В столетнем мраке черной ели

В стороне далекой от родного края

В темнеющих полях, как в безграничном море

В туче, солнце заступающей

В цирке

Вальс

Вдоль этих плоских знойных берегов

Венеция

Венеция (Колоколов средневековый…)

Ветви кедра, вышивки зеленым

Ветер осенний в лесах подымается

Вечер

Вирь

Война

Воспоминание

Все лес и лес. А день темнеет

Все темней и кудрявей березовый лес

Вход в Иерусалим — Иван Бунин

Высоко полный месяц стоит

Вьётся путь в снегах, в степи широкой

Гаснет вечер, даль синеет

Голуби

Гор сиреневых кручи встают…

Гора Алагалла

Господин из Сан-Франциско

Гробница Рахили

Гробница Сафии

Гроза прошла над лесом стороною — Иван Бунин

Густой зеленый ельник у дороги

Дагестан

Далеко за морем

Две радуги

Дедушка в молодости

День гнева: Апокалипсис, IV

День памяти Петра

Деревенский нищий

Деревня

Детство

Джордано Бруно

Дикарь

Дия

Догорел апрельский светлый вечер

Донник

Дочь

Древний образ

Дурман

Дядька

Едем бором, черными лесами

Если б только можно было

Ещё и холоден и сыр

Ещё от дома на дворе

Еще утро не скоро

Жасмин

Жгли на кострах за пап и за чертей

За всё тебя, Господь, благодарю

За рекой луга зазеленели

Затишье

Зачем и о чем говорить?..

Зачем пленяет старая могила

Звезда морей, Мария

Звезды горят над безлюдной землею

Звезды ночью весенней нежнее

Зеркало

И вот опять уж по зарям

И цветы, и шмели, и трава

Иаков

Иерусалим

Из анатолийских песен

Из Апокалипсиса

Из окна

Изгнание

Индийский океан

Ипподром

Кавказ

Кадильница

Каир

Как все вокруг сурово, снежно

Как дым, седая мгла мороза

Как дымкой даль полей закрыв

Как печально, как скоро померкла

Как светла, как нарядна весна!..

Какая тёплая и тёмная заря

Каменная баба

Канарейка

Канун Купалы

Качка слабых мучит и пьянит

Когда на темный город сходит

Колибри

Костер

Косцы

Кошка

Край без истории

Красавица

Крещенская ночь

Крупный дождь в лесу зелёном

Курган разрыт

Кустарник

Лапти

Легкое дыхание

Леса в жемчужном инее. Морозно

Летняя ночь

Лиман песком от моря отделен

Лимонное зерно

Листопад

Листья падают в саду…

Луна над шумною Курою

Льет без конца. В лесу туман

Магомет и Сафия

Мандрагора

Матери

Месяц задумчивый, полночь глубокая

Метель

Мечты любви моей весенней

Миньона — Иван Бунин

Михаил

Молодой король

Молодость

Морозное дыхание метели

Мудрым

Мужичок

Мулы

Мы встретились случайно

Мы рядом шли

На Дальнем Севере

На окне, серебряном от инея

На острове

На Плющихе

На поднебесном утесе, где бури

На просёлке

На пруде

На распутье в диком древнем поле

На рейде

На хуторе

Надпись на могильной плите

Настанет день, исчезну я

Начало

Не видно птиц

Не пугай меня грозою — Иван Бунин

Ненастный день. Дорога прихотливо

Нет солнца, но светлы пруды

Неугасимая лампада

Никогда вы не воскреснете, не встанете

Новоселье — Иван Бунин

Новый храм

Норд-ост

Ночлег

Воспоминания молодости

В рассказе Бунина «Руся», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается, что супруга господина засыпает. А сам он всю ночь курит и вспоминает то самое лето.

В рассказе «Руся» Бунина И. А., краткое содержание дает полное представление о сюжете, рассказывается, что Руся поначалу пристально приглядывалась к главному герою. И только потом решилась заговорить. Вскоре предложила ему покататься по озеру. Правда, лодка была гнилой, с небрежно заделанными дырками и одним веслом. Но никого это не смутило.

Во время речной прогулки рассказчик просит Русю положить рядом с ней свой картуз, но вместо этого она страстно прижимает его к груди, говоря, что будет беречь. В тот момент у него дрогнуло сердца. Прогулка оканчивается длительным поцелуем.

Уже на следующий день в саду они объясняются друг другу в любви. Они договариваются о свидании вечером на том же месте. Главное — быть максимально осторожными. Мать Руси пристально следит за дочерью.

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

Какие театры располагаются в этих зданиях?

Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.

Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:

  • Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
  • Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
  • Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
  • Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)

Кулответ поискал информацию в интернете:

По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)

Сборники, печатные издания и книги источники:

  • Михайлов О. Н., Бабореко А. К. Публицистика — дневники — критика. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. Стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — Т. 6. — С. 625—718. — 719 с. — ISBN 5-280-00058-2.
  • Михайлов О. Н. Путь Бунина-художника // Иван Бунин. Книга первая / Главный редактор В. Р. Щербина. — М.: Наука, 1973. — Т. 84. — С. 7—58. — 696 с. — (Литературное наследство).
  • Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. — Тула: Приокское книжное издательство, 1987. — 319 с.
  • Михайлов О. Н. Комментарии // Бунин И. Собрание сочинений и стихотворений в 6 томах.  — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 1. — С. 565—635. — 687 с.

Сочинение по произведению Книга

Ключевой темой произведения являются размышления писателя о вечном вопросе – понятии человеческого счастья, которые отражают душевное состояние автора в момент написания миниатюры.

Сюжетная линия в рассказе отсутствует, писатель изображает лишь философские рассуждения своего лирического героя о многообразии жизненного существования, которое заставляет человека испытывать необыкновенные чувства к простому и в то же время необычайно сложному, глубокому, чудесному, невыразимому, что представляет собой жизнь.

Лирический герой описывается писателем в образе любителя чтения, читающего ежедневно с раннего детского возраста, который оторвавшись от увлекательного занятия, внезапно обнаруживает, что его существование наполнено несуществующим миром в окружении незнакомых ему людей, являющихся лишь выдумкой авторов.

Герой осознает, что является пленником книжных наваждений, а вокруг него существует живой, насыщенный красками, звуками реальный мир, в котором по-настоящему живет природная красота в виде полей, облаков, птиц, насекомых. Эта естественная красота наполняет жизненным смыслом и счастьем человеческих обитателей земли, деревенских мужиков, помещиков, баб, ощущающих мудрость бытия и великое чудо краткости людской жизни.

Каждое неповторимое жизненное мгновение писатель пытается изобразить с использованием эмоционально окрашенных слов, выражений, звуков, ярко передающих его собственное настроение.

Отложив в сторону книгу, лирический герой наслаждается птичьим пением, любуясь чарующим видом в окне и ощущая счастливое умиротворение, кутаясь в собственных мыслях о легкости и воздушности счастливых мгновений.

Рассуждения о формуле человеческого сознания счастья писатель иллюстрирует с помощью применения разнообразных синонимов, используя однородные члены предложения, не перегружающие текст бессоюзием.

В произведении ярко подчеркнуто противопоставление книжного и естественного видения человека, радующегося собственной жизни, окружающему миру и ощущая от этой радости неимоверное счастье. Писатель передает с помощью мыслительного процесса лирического героя необходимость каждого человека осуществить жизненный выбор, который иногда является достаточно мучительным, однако без данного выбора невозможно в полном мере понять мудрость земного существования и познать истинное счастье.

Пересказ «Музы»

Произведение написано от первого лица. Рассказчик – не очень успешный и уже несвежий помещик, оставляет свое имение для того, чтобы заняться искусством. Он решает научиться писать картины и берет уроки у художника, который имеет популярность, но при этом совершенно обделен талантом. В итоге помещик пытается заниматься живописью, а вечера проводит в кабаках и знакомствах с местной богемой. Однако те люди искусства, которых встречает главный герой, особой духовностью не отличаются. Жизнь рассказчика продолжает оставаться бессмысленной и неприятной.

Но все меняется, когда он встречает Музу Граф. Это высокая и симпатичная девушка, которая сразу заявляет, что ей рассказывали о помещике как об интеллигентном человеке, а потому она хочет познакомиться. Они вместе пьют чай, и сразу становится заметно, что Муза – властная женщина, привыкшая всем отдавать распоряжения

Она настойчиво проявляет внимание к рассказчику, и тот быстро в нее влюбляется. Ему начинает казаться, что эта женщина– смысл его жизни и то самое счастье, которое он всю жизнь искал

В продолжении краткого содержания «Музы» Бунина главный герой бросает свое увлечение искусством. Вместо этого он проводит все время со своей возлюбленной – они вместе посещают различные мероприятия, а потом помещик снимает дачу недалеко от города, и Муза приезжает к нему туда. В деревне она тоже ведет себя, как хозяйка, а также заводит дружбу с соседом Завистовским.

Впрочем, оказывается, что это была больше чем дружба. Однажды рассказчик застает Музу ночью у Завистовского и понимает, что она ему изменяет. С собой у него было ружье, и женщина, увидев его, сказала, что стрелять нужно в нее, а не в соседа. Главный герой же не начинает даже скандала и думает только о том, как дорога ему его возлюбленная. Но она остается холодна: просит помещика обойтись без сцен и уйти, а сама закуривает. Рассказчик, пораженный в самое сердце, уходит из дома Завистовского.

Автор Иван Алексеевич Бунин

Степа

Перед вечером, по дороге в Чернь, молодого купца Красильщикова захватил ливень с грозой.

Он, в чуйке с поднятым воротом и глубоко надвинутом картузе, с которого текло струями, шибко ехал на беговых дрожках, сидя верхом возле самого щитка, крепко упершись ногами в высоких сапогах в переднюю ось, дергая мокрыми, застывшими руками мокрые, скользкие ременные вожжи, торопя и без того резвую лошадь; слева от него, возле переднего колеса, крутившегося в целом фонтане жидкой грязи, ровно бежал, длинно высунув язык, коричневый пойнтер.

Сперва Красильщиков гнал по черноземной колее вдоль шоссе, потом, когда она превратилась в сплошной серый поток с пузырями, свернул на шоссе, задребезжал по его мелкому щебню. Ни окрестных полей, ни неба уже давно не было видно за этим потопом, пахнущим огуречной свежестью и фосфором; перед глазами то и дело, точно знамение конца мира, ослепляющим рубиновым огнем извилисто жгла сверху вниз по великой стене туч резкая, ветвистая молния, а над головой с треском летел шипящий хвост, разрывавшийся вслед затем необыкновенными по своей сокрушающей силе ударами. Лошадь каждый раз вся дергалась от них вперед, прижимая уши, собака шла уже скоком… Красильщиков рос и учился в Москве, кончил там университет, но, когда приезжал летом в свою тульскую усадьбу, похожую на богатую дачу, любил чувствовать себя помещиком-купцом, вышедшим из мужиков, пил лафит и курил из золотого портсигара, а носил смазные сапоги, косоворотку и поддевку, гордился своей русской статью, и теперь, в ливне и грохоте, чувствуя, как у него холодно льет с козырька и носа, полон был энергичного удовольствия деревенской жизни. В это лето он часто вспоминал лето в прошлом году, когда он, из-за связи с одной известной актрисой, промучился в Москве до самого июля, до отъезда ее в Кисловодск: безделье, жара, горячая вонь и зеленый дым от пылающего в железных чанах асфальта в развороченных улицах, завтраки в Троицком низке с актерами Малого театра, тоже собиравшимися на Кавказ, потом сидение в кофейне Трамблэ, вечером ожиданье ее у себя в квартире с мебелью в чехлах, с люстрами и картинами в кисее, с запахом нафталина… Летние московские вечера бесконечны, темнеет только к одиннадцати, и вот ждешь, ждешь — ее все нет. Потом наконец звонок — и она, во всей своей летней нарядности, и ее задыхающийся голос: “Прости, пожалуйста, весь день пластом лежала от головной боли, совсем завяла твоя чайная роза, так спешила, что лихача взяла, голодна ужасно…”

Когда ливень и сотрясающиеся перекаты грома стали стихать, отходить и кругом стало проясняться, впереди, влево от шоссе, показался знакомый постоялый двор старика-вдовца, мещанина Пронина. До города оставалось еще двадцать верст, — надо перегодить, подумал Красильщиков, лошадь вся в мыле и еще неизвестно, что будет опять, ишь какая чернота в ту сторону и все еще загорается… На переезде к постоялому двору он на рысях свернул и осадил возле деревянного крыльца.

— Дед! — громко крикнул он. — Принимай гостя!

Но окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны, на крик никто не отозвался. Красильщиков замотал на щиток вожжи, поднялся на крыльцо вслед за вскочившей туда грязной и мокрой собакой, — вид у нее был бешеный, глаза блестели ярко и бессмысленно, — сдвинул с потного лба картуз, снял отяжелевшую от воды чуйку, кинул ее на перила крыльца и, оставшись в одной поддевке с ременным поясом в серебряном наборе, вытер пестрое от грязных брызг лицо и стал счищать кнутовищем грязь с голенищ. Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось, что дом пуст. Верно, скотину убирают, подумал он и, разогнувшись, посмотрел в поле: не ехать ли дальше? Вечерний воздух был неподвижен и сыр, с разных сторон бодро били вдали перепела в отягченных влагой хлебах, дождь перестал, но надвигалась ночь, небо и земля угрюмо темнели, за шоссе, за низкой чернильной грядой леса, еще гуще и мрачней чернела туча, широко и зловеще вспыхивало красное пламя — и Красильщиков шагнул в сенцы, нашарил в темноте дверь в горницу. Но горница была темна и тиха, только где-то постукивали рублевые часы на стене. Он хлопнул дверью, повернул налево, нашарил и отворил другую, в избу: опять никого, одни мухи сонно и недовольно загудели в жаркой темноте на потолке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: