Иван бунин: солнечный удар

Краткий пересказ

Летний зной, по Волге плывет теплоход, полный людей. В корабельном ресторане знакомятся двое. Поручик и молодая дама весело проводят время, женщина ощущает воздействие алкоголя. Мужчина разгорячен, набирается дерзости и просит ее сойти в ближайшем небольшом городке. Дама соглашается, сама удивляясь собственному порыву. Мужчина собирает вещи, и они сходят на берег.

Извозчик привозит пару в старый отель. Лакей помогает поднять вещи на этаж. Их поселяют в небольшую комнату под крышей, которая нагрета горячим летним воздухом. Как только закроется дверь за лакеем, молодые люди забываются в поцелуе. В этом номере они проводят всю ночь.

Так и не назвав своего имени, девушка поспешно собирается утром, прося не сопровождать ее на теплоходе, а отплыть следующим. Она не жалеет, что поддалась внезапному порыву, называя произошедшее внезапным “солнечным ударом”, который они пережили вдвоем. Девушка не собирается продолжать отношения, о чем сообщает любовнику открыто. Молодой человек в прекрасном расположении духа провожает свою спутницу на корабль. На прощание целует ее при всех и уезжает обратно в отель.

Оказавшись в комнате, он понимает, что сама девушка уже уехала, но ему не хватает ее присутствия. В растерянности смотрит на полупустую чашку, на не заправленную кровать. Не понимает свои ощущения и загораживает постель ширмой. С удивлением обнаруживает, что хочет увидеть ее вновь, но это невозможно.

Поручик в глубокой задумчивости и негодовании от внезапного открытия идет гулять по городу в ожидании следующего теплохода. Проходит базар, обедает в кабаке. Встречные местные жители кажутся ему ничего не значащими тенями. Все действия совершает механически, не понимая зачем он идет и куда, постепенно осознает, что влюблен в незнакомку. Он возвращается в номер, пишет ей письмо, в котором говорит, что не представляет больше без нее жизни. По дороге на почту понимает, что не знает ее имени. Известен только город и то, что у нее есть муж и маленькая дочь. Искать ее там не представляется возможным, а значит они больше не увидятся.

В смятении он приходит обратно в гостиницу. Комната уже убрана, о произошедшем напоминает лишь заколка, которую в спешке забыла прекрасная незнакомка. Поручик смотрит на шпильку и осознает, что больше никогда не встретит женщину, которую полюбил так внезапно. Переживает тяжесть на душе, ему кажется, что мир опустел. Из глаз катятся слезы, и он засыпает.

Утром наступает новый день, становится немного легче. Он собирает вещи и отбывает на речной вокзал с тем же извозчиком, который вез их вчера в номера. Воспоминания еще свежи, есть ощущение, что жизнь окончена. Поручик уплывает из города с тяжестью на сердце, чувствует себя повзрослевшим на 10 лет.


Поручик и прекрасная незнакомка сходят с теплохода

«Степа»

О том, насколько человеческое счастье может быть недостижимым, повествуют как нельзя лучше рассказы Бунина о любви. Краткое содержание рассказа «Степа» создает впечатление знакомого сюжета. Но художественные формы, характерные автору, позволяют увидеть в классической истории о «бедной обесчещенной девушке» новые оттенки.

Молодой купец Красильщиков, заехав в знакомую ему горницу, застает хозяйскую дочь одну. Отец отправился в город. Купец, воспользовавшись ситуацией, сближается с девушкой. Для него эта история – занимательное приключение, о котором он благополучно забывает уже спустя два дня. Для нее – надежда на счастье. В рассказе не показано трагедии простой девушки. Здесь присутствуют только ее надежды и мечты, создающие противоположность равнодушию и легкомысленности главного героя.

Мир мужчин и мир женщин у Ивана Бунина находятся в постоянном антагонизме. Бунинскому повествованию свойственна резкая смена жизненных обстоятельств героя, которая не является следствием каких-либо событий. Перемены в жизни персонажа происходят под воздействием его чувств к женщине, которая нередко имеет образ эгоистичной и эксцентричной натуры. На вопрос о том, какая любовь в рассказах Бунина не имеет печальной концовки, ответить можно однозначно: такой любви нет. Жизнеутверждающей силе этого чувства писатель не уделял внимания.

Главного героя не постигнет смертельная участь, чем нередко заканчиваются рассказы Бунина о любви. Краткое содержание злоключений главного героя новеллы «Муза» сводится к описанию совместной жизни с возлюбленной и разлуке с ней, которая наступает так же внезапно, как и встреча. Неожиданное расставание приводит его в смятение, вызывает чувство опустошенности.

Повествование ведется от первого лица. Главный персонаж берет уроки живописи, но не проявляет в изобразительном искусстве каких-либо способностей. Из небольшого вступления, которое предшествует знакомству с героиней, имеющей символическое имя Муза, читатель делает вывод, что рассказчик – человек не волевой. Он не способен влиять на ход событий своей жизни. К нему является однажды Муза, влечет его за собой, жизнь его меняется. Но когда девушка-муза теряет к нему интерес, его место занимает другой, такой же безвольный персонаж.

Умный собеседник

Никита Михалков когда-то прославился как мастер тонкого камерного кино: «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Урга — территория любви».

Позднее он долго искал иной киноязык — общественно заостренный, публицистический. Нравилось не всем. Часть зрителей нередко воспринимала изощренные артхаусные приемы Михалкова как личное оскорбление или надругательство над историей России. Ничего подобного у Михалкова нет. Но он с очень большим трудом добивался понимания, поскольку предлагал широкой аудитории картины с «фестивальными» инкрустациями, «шифрами», «кодами», нарочито усложненной системой образов.

В данном случае ему удалось найти золотую середину между публицистикой и камерностью. На экране могут присутствовать колоссальные толпы, но диалог ведут маленькие группы — по 5-6 персонажей максимум. Иными словами, массовость «Солнечного удара» — мнимая. Она превосходно маскирует камерность фильма. А камерный подход позволяет режиссеру почти напрямую беседовать со зрителем — словно оба сидят за одним столом и ведут неторопливый спор о судьбе России. Язык этого спора предельно прост, никакой избыточной замысловатости.

Михалков не поучает и не проповедует — он выступает в роли умного собеседника. «Давайте поговорим, — как будто приглашает режиссер. — Давайте поговорим, пока у нас еще есть дом, где можно собраться и поговорить…»

История создания

Наравне со сборником рассказов о любви «Тёмные аллеи», созданный Иваном Алексеевичем в середине 1920-х г. «Солнечный удар» является одной из жемчужин его творчества. Трагизм и сложность того времени, в течение которого жил и писал И. Бунин, в полной мере были воплощены писателем в образах главных героев этого произведения.

Произведение было опубликовано в «Современных записках» в 1926 году. Критики приняли работу настороженно, скептически подмечая акцент на физиологической стороне любви. Однако не все рецензенты были столь ханжески настроены, среди них нашлись и те, кто горячо приветствовал литературный эксперимент Бунина. В контексте поэтики символистов его образ Незнакомки воспринимался, как мистическое таинство чувства, облаченное в плоть и кровь. Известно, что автор, создавая свой рассказ, находился под впечатлением от творчества Чехова, поэтому вычеркнул вступление и начал свою историю со случайного предложения.

Главная тема

Бунин взял тему, распространённую в русской и мировой литературе, но подошёл к её раскрытию нестандартно. Проблематика сюжета — переживания главных героев, в основном мужчины. Оба испытывают возвышенные чувства, понимая, что быть вместе не суждено. Любовь у Бунина не трагична, и всё же прекрасна своей глубиной. Рассказ, который впоследствии вошёл в книгу «Тёмные аллеи», можно назвать повестью о мимолётном, но сильном чувстве.

Образы таинственной героини и поручика переплетены и неотделимы друг от друга, однако их характеристики отличаются. Бунин кратко описывает женщину такой, какой её видит поручик, уделяя больше внимания чувствам последнего. Всего в рассказе три героя:

  • таинственная незнакомка;
  • поручик;
  • извозчик.

Завязка сюжета — знакомство молодых людей на палубе корабля. Было время обеда, пространство заливали лучи солнца. Мужчину и женщину как бы что-то ударило, они одновременно ощутили побежавшую искру. Поручик предложил незнакомке сбежать, и влюблённые отправились в гостиницу.

Молодые люди отлично провели время, а на следующее утро стали рассуждать о том, что с ними случилось. Вывод был такой: причина — в солнечном ударе. Дочитав до этого места, читатели понимают, почему рассказ называется именно так. Поручик и его возлюбленная решили, что от жары помутился разум. Действительно, произошедшее между ними похоже на потрясение. Любовь вспыхнула так быстро и ярко, что затмила разум.

По просьбе дамы поручик провожает её на корабль. Перед расставанием он снова оказывается под воздействием удара и целует женщину. Все это видят, но мужчина не раскаивается в своём поступке. Расставшись с дамой, герой долго переживает. Сначала он осознаёт, что им не суждено продолжать отношения, и от этой мысли становится горько. Потом его посещает идея отправить незнакомке письмо, одна незадача — её адрес неизвестен.

Композиция

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Короткий пересказ «Солнечного удара» Бунина

«Солнечный удар» Бунин краткое содержание рассказа:

Они знакомятся летом, на одном из волжских пароходов. Он — поручик, Она — прелестная, маленькая, загорелая женщина, возвращающаяся домой из Анапы.

Я совсем пьяна, — смеялась она. — Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании.

Поручик целует её руку, а сердце его блаженно и страшно замирает.

Пароход подходит к пристани, поручик умоляет её сойти. Через минуту они едут в гостиницу и снимают большой, но душный номер. Как только лакей закрывает за собой дверь, оба так исступлённо сливаются в поцелуе, что потом много лет вспоминают эту минуту: никто из них никогда ничего подобного не испытал.

А утром эта маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой» и «царевной Марьей Моревной», уезжает. Несмотря на почти бессонную ночь, она свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и уже рассудительна: просит поручика остаться до следующего парохода.

Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…

И поручик как-то легко соглашается с нею, довозит до пристани, садит на пароход и при всех целует на палубе.

Легко и беззаботно возвращается он в гостиницу, но номер кажется поручику каким-то другим. Он ещё полон ею — и пуст. Сердце поручика вдруг сжимается такой нежностью, что нет сил смотреть на неубранную постель — и он закрывает её ширмой. Он думает, что это милое «дорожное приключение» окончено. Не может же он «приехать в этот город, где её муж, её трёхлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь».

Эта мысль поражает его. Он чувствует такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватывает ужас и отчаяние. Поручик начинает верить, что это действительно «солнечный удар», и не знает, «как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой».

Поручик идёт на базар, в собор, потом долго кружит по заброшенному садику, но нигде не находит успокоения и избавления от этого непрошенного чувства.

Как дико, как нелепо всё будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем.

Возвратясь в гостиницу, поручик заказывает обед. Все хорошо, но он знает, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку» и доказать, как он мучительно и восторженно любит её. Он не знает, зачем, но это для него необходимее жизни.

Поняв, что избавиться от этой неожиданной любви невозможно, поручик решительно отправляется на почту с уже написанной телеграммой, но у почты в ужасе останавливается — он не знает ни её фамилии, ни имени! Поручик возвращается в гостиницу совершенно разбитый, ложится на кровать, закрывает глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, засыпает.

Просыпается поручик вечером. Вчерашний день и нынешнее утро вспоминаются ему как далёкое прошлое. Он встаёт, умывается, долго пьёт чай с лимоном, расплачивается за номер и едет к пристани.

Пароход отчаливает ночью. Поручик сидит под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

Суть: О чем рассказ?

Произведение «Солнечный удар», несмотря на свой весьма небольшой объём и отсутствие развития сюжета, охватывает как внешние аспекты жизни человека начала XX века, так и его внутренние переживания. Это рассказ о любви, это очевидно, в ней кроется вся его суть. Но о любви сложной, о любви-страсти, о любви-болезни, снизошедшей солнечным ударом на героев. Можно сказать, что их жизнь поделилась надвое: до этой любви и после неё. До неё герои жили своей обыденной, будничной жизнью. Героиня, вероятно, была поглощена семейными заботами: у неё есть муж и маленькая дочка. Герой же, возможно, был занят делами на военной службе.

Отдельно стоит упомянуть пароход, на котором персонажи встретились — символ богатства и праздности жизни одновременно. Эта символика отсылает нас к другому произведению Бунина — «Господин из Сан-Франциско». Пароход — это авторская аллегория внешнего благополучия, её суть в том, что люди на пароходе — потерянные герои, их жизнь лишена смысла, они могут лишь наслаждаться благами, которые приносят им деньги.

Очевидно, таковыми были и герои «Солнечного удара» до судьбоносной встречи друг с другом. Этот спонтанный, краткосрочный, словно вспышка света, роман позволил им на короткий промежуток времени ощутить настоящее счастье в его истинном блаженстве. Это озарение снизошло на них, принеся за собой горечь и отчаяние от осознания бессмысленности их жизни. Это хорошо выражено в конце рассказа в образе поручика, уплывающего на пароходе в свою прошлую жизнь:

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Солнечный удар»

26.02.2019 admin

Иллюстрация к рассказу И.А.Бунина «Солнечный удар»

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина любовь всегда трагична, и порой она не спасает, а ведёт к гибели. Герои его известных произведений не познают семейного и тихого счастья, чтобы не разбить любовную лодку о быт. 

Рассказ «Солнечный удар» по-своему удивителен и разнообразен. Писатель анализирует в нем серьезную проблему личностного характера: выбор, который несет за собой последствия. Герои делают свой выбор, и оказываются вдалеке друг от друга, без надежды на воссоединение.

Это произведение повествует о неожиданной любви, которая вспыхнула между главными героями — поручиком и прекрасной незнакомкой. Иван Бунин не дает им имена, дабы показать, что они — обычные люди, а история их вовсе не уникальна. Пара не готова к большому и светлому чувству, и у них совершенно нет времени разбираться в нем, так как у них есть всего одна ночь, которую они проводят, наслаждаясь друг другом. Когда наступает время прощаться, поручик не задумывается о том, какая нападет на него смертельная тоска после того, как его возлюбленная навсегда покинет корабль. Точно перед глазами у него проходит вся жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты нежного чувства, которое заключило его в цепи.

Встреча поручика и незнакомки стала для них обоих «солнечным ударом»: ослепила страстью, а потом опустошила их души. И.А.Бунин показывает нам, что у каждого человека есть потребность любить и быть любимым, но в его рассказе эта любовь лишена иллюзий. Не каждый человек может принять на себя такую большую ответственность — любить. Для героев этой истории любовь оказалась необъятным счастьем, которого они себе не смогли позволить.

«Прекрасная незнакомка…»

Очевидно, что этим произведением автор хотел показать драматичный исход любви. Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его мнению, воссоединение и родство душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего со страстью, которая возвышается до небес. Настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.

Между тем, каждый из нас волен выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Встреча героев была попыткой заглушить в себе тревожный голос тоскующего сердца.

Любовь, которую осознал поручик слишком поздно, почти губит его, лишает радости жизни; он чувствует себя «постаревшим на десять лет». Точно ища спасения от нахлынувшей нежности, он бросается в город, бродит по рынку, проходит мимо людей и чувствует себя страшно одиноким. Это горько-сладкое чувство мешает ему думать и трезво смотреть на мир. Он точно знает, что он больше никогда не встретится со своей незнакомкой.

У любви, которую описывает в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут обрести счастья, они обречены страдать. «Солнечный удар» еще раз раскрывает бунинскую концепцию любви: «Полюбив, мы умираем…». 

Дорофеева Александра

Рубрика: Искусство, Литература, Образование Метки: анализ, Бунин, классика, литература, любовь, произведение, рассказ, чтение

Структура произведения

По сути, читатель становится свидетелем только родившегося величайшего чувства — любви. Но происходит это в обратном хронологическом порядке. Стандартная схема: приглядывания, знакомство, прогулки, встречи, ужины — всё это отброшено в сторону. Только состоявшиеся знакомство главных героев, тут же ведёт их к кульминационному моменту в отношениях между мужчиной и женщиной. И только после расставания удовлетворённая страсть вдруг рождает любовь.

“Чувство только что испытанных наслаждений было ещё живо в нём, но теперь главным было новое чувство”.

Детально автор передаёт чувства, расставляя акценты на таких мелочах, как запахи, звуки. Например, в рассказе подробно описано утро, когда работает базарная площадь, со своими запахами и звуками. И от близлежащей церкви слышен звон колоколов. Это все кажется счастливым и ярким, и способствует небывалой романтике. В конце же произведения всё то же самое кажется герою неприятным, громкими и раздражительными. Солнце уже не греет, а палит, и от него хочется укрыться.

В заключение следует процитировать одну фразу:

“Тёмная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке… и плыли, и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг”

Рассказа Чехова «О любви» за 3 минуты

Действие рассказа происходит в конце XIX века. Главный герой, господин Алехин, рассказывает историю любви, которая произошла с ним в молодости.

Окончив университет, молодой Алехин поселяется в имении родителей где-то в глубинке России. Среди местных жителей он находит себе приятеля – 40-летнего добряка, господина Лугановича. Однажды Луганович приглашает Алехина к себе в гости и знакомит его со своей молодой женой Анной Алексеевной. У Лугановичей недавно родился ребенок.

В первую же встречу милая и добрая Анна Алексеевна очаровывает Алехина. Он чувствует в ней близкое ему существо. Со временем Алехин становится постоянным гостем у Лугановичей, которые относятся к нему как члену семьи. Каждая встреча с Анной Алексеевной производит на Алехина впечатление чего-то нового и особенного. Анне и Алехину нравится вместе проводить время, говорить и молчать. В каждый свой приезд Алехин видит по глазам девушки, что та ждала его.

При этом Алехин чувствует себя несчастным. Он пытается понять, почему такая умная молодая женщина стала женой 40-летнего скучного Лугановича, почему произошла такая ужасная ошибка и эта женщина встретилась не ему. Анна и Алехин замечают, что между ними существует взаимная любовь, но не признаются в этом друг другу. Алехин понимает, что не может предложить Анне ничего, кроме той же скучной жизни, которую она ведет. Анна как будто тоже это понимает.

Проходит несколько лет. У Лугановичей растет уже двое детей. Вся семья по-прежнему любит Алехина как родного. Анна и Алехин чувствуют, что не могут жить друг без друга. Они счастливы быть рядом друг с другом, но каждый вечер расходятся как чужие и ничего не предпринимают.

Проходит время. Анна Алексеевна чувствует разочарование в жизни, у нее появляются проблемы с нервами. Она все чаще проявляет раздражение по отношению к Алехину. Неожиданно Лугановича переводят по службе в другую губернию. На прощание, оставшись наедине в поезде, Алехин признается Анне в любви.

Влюбленные плачут. Алехин понимает, как они с Анной несчастливы. Он горько сожалеет о том, что не боролся за свое счастье с Анной. Алехин в слезах прощается с возлюбленной. Анна уезжает. Герои больше никогда не встречаются. Алехин продолжает жить в своем имении.

Темы

  1. Тема любви. Пожалуй, главная тема рассказа, раскрытая наиболее ярко. Любовь страстная и пылкая возникает между героями, подобно солнечному удару. Но также эта любовь влечёт за собой последствия в виде разочарования суровой реальностью. Эта любовь обличительна, она позволяет героям увидеть свою прежнюю жизнь под другим углом, что-то для себя осознать, но что именно, читатель не узнаёт, это остаётся неким флёром недосказанности в развязке рассказа. Эта тема раскрывается в психологизме чувств поручика. Читателя как бы погружают в мир его ощущений и эмоций.
  2. Быт и нравы высшего общества. Эта тема не раскрывается в рассказе сполна, но затронута в описании образа жизни главных героев. К тому же, нельзя представить творчество Бунина без обличения данной темы. Герои живут в роскоши и достатке, как и весь привилегированный класс, однако, несмотря на внешнее благополучие, их жизнь лишена смысла.
  3. Счастье. Оно мимолетно по своей природе, и герои, раз испытав его, больше не смогли приблизиться к нему никогда в жизни.

Солнечный удар

Этот рассказ удивителен, своеобразен и весьма увлекателен. В нём пишется о внезапной любви, о возникновении чувств, к которым персонажи не были готовы и время у них нет, что б в этом всём разбираться. Но главный персонаж и не подозревает

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Ночлег» — самый поздний из цикла «Темные аллеи»: он был написан в марте 1849 года.

Целью написания рассказа является, в некоторой мере, завершение цикла «Темные аллеи», потому что он, если присмотреться повнимательнее, есть зеркальное отображение рассказа «Темные аллеи», открывающего этот цикл. В произведении описывается небольшой, но значимый эпизод из жизни главного героя. Также цель рассказа — показать, что человек, в своей страсти напоминающий, порой, животное, был убит животным. Я думаю, что это очень похоже на пословицу.

Главный герой рассказа не назван нам по имени, Бунин называет его просто «марроканец».

Лишая героя имени он еще больше указывает на сходство марроканца с животным, что помогает раскрыть основную мысль произведения. По описанию героя мы можем заметить сходство с Николаем Алексеевичем из первого рассказа цикла: например, «лицо, изъеденное оспой» и «по углам верхней губы курчавились жесткие черные волосы». Вряд ли это случайное совпадение. Марроканец страшный человек, мы можем заметить это из описания его глаз: «синеватые белки, выделяющиеся не сухом и рябом темном лице», а они — зеркало души. С помощью речи марроканца раскрывается основная мысль текста: в его словах часто используется повтор для того, чтобы мы поняли состояние героя:лихорадочное, бешеное.

Например:»Сядь возле меня на минутку, сядь, сядь, послушай… только послушай…»

Как и почти во всех рассказах И.А. Бунина, пейзаж играет очень важную роль. Вот, например, город поначалу выглядит для марроканца вымершим. В самом деле, посреди темного, заброшенного места только небольшой островок света — площадь с постоялым двором. По-моему, очевидно, что у марроканца с хромающей лошадью, голодного и усталого, не было другого выхода, как остановиться на этом постоялом дворе на ночь. Это вносит некий элемент случайности, как и в рассказе «Темные аллеи». Также в описании пейзажа используется антитеза: долина идет между перевалами, соаершенно отличающимися друг от друга. С одной стороны шумит горный поток, светлячки сияют как драгоценные камни… А с другой — древняя каменистая дорога и темный, почти нежилой городок. Это напоминает мне два мира. И марроканец из первого направляется во второй, из мира живых — в мир мертвых.

Читая этот рассказ, мы понимаем, что все кончено, ничего не изменить — марроканец мертв. Бунин не сообщает нам ничего, что происходит дальше — жизнь героя заканчивается одновременно с рассказом.

Рассказ заставляет нас задуматься над проблемой поведения людей в порывах страсти. Это чувство нельзя даже приблизить к любви, оно животное, дикое. И это, по-моему, и хотел показать нам Иван Алексеевич Бунин.

Обновлено: 2017-11-20

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Спасибо за внимание.

И. А. Бунин был рожден 22 октября 1870 года в Воронеже. Его детство проходило родовом имении, находившемся в Орловской губернии.

В 11 лет Бунин начинает учиться в Елецкой гимназии. На четвертом году обучения из-за возникшей болезни он вынужден оставить учебу и уехать жить в деревню. После выздоровления Иван Бунин продолжает учебу вместе со старшим братом, оба очень интересовались литературой. В 19 лет Бунин вынужден покинуть имение и обеспечивать себя самостоятельно. Он сменяет несколько должностей, работая статистом, корректором, библиотекарем, ему приходится часто переезжать. С 1891 года он начинает публиковать стихотворения и рассказы.

Получив одобрение от Л. Толстого и А, Чехова, Бунин сосредотачивает свою деятельность на литературной сфере. Будучи писателем, Бунин получает Пушкинскую премию, а также становится почетным членом Российской Академии наук. Большую известность Бунину в литературных кругах принесла повесть «Деревня».

Октябрьская революция воспринята им негативно, в связи с чем он покидает Россию, эмигрировав во Францию. В Париже он пишет много произведений, касающихся русской природы.

И. А. Бунин умирает в 1953 году, пережив Вторую мировую войну.

Действующие лица

В рассказе Ивана Алексеевича «Солнечный удар» было не так много героев.

Краткая характеристика каждого поможет читателям ближе познакомиться с ними:

  1. Незнакомка. Из повествования автора становится ясно, что у нее есть семья — трехлетняя дочь и супруг, которые дома ждут ее приезда из Анапы (скорее всего, женщина пребывала там на лечении). Знакомство с поручиком стало для героини настоящим солнечным ударом — помутнением рассудка. Она намеренно не представляется мужчине, понимая, что их встреча — минутная слабость, истинная жизнь для нее состоит совершенно в другом.
  2. Поручик — пылкий молодой человек, для которого встреча с героиней стала роковой. Он по-настоящему смог осознать то, что произошло, только после отъезда незнакомки. Мужчина хочет найти и вернуть возлюбленную, но уже поздно. Настоящая любовь заставила его страдать от понимания потери избранницы. Переживания сильно отразились на нем.
  3. Образ России, которая предстает перед читателями беспечной. Волга несет господ по волнам, предоставляя им все наслаждения богатой жизни. Невероятной красоты пейзажи выступают в контрасте с небольшим убогим городком, где предались страсти главные герои. Офицеры и дамы отворачиваются от нищеты другого мира, который в дальнейшем поглотит их.

Анализ рассказа «Солнечный удар» Бунина И.А.

В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы узнаем о героях “Солнечного удара”? Ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него “обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз”. А она отдыхала в Анапе, а теперь едет к мужу и трехлетней дочери, что у нее прелестный смех и одета она в легкое холстинковое платье. Ну, может быть, еще, что она проста, весела и естественна в любом своем проявлении. Героиня вообще присутствует только в самом начале произведения, сразу после проведенной в гостинице ночи покидая своего случайного спутника. Все остальное пространство повествования занимают воспоминания о ней, перебирание каких-то эпизодов, связанных с ее поведением, словечками, повадками (дважды Бунин упоминает, как она прислоняет руку к щеке — ладонью наружу), вернее, та нестерпимая, обжигающая память, когда с ужасом осознаешь, что с человеком, ставшим тебе почему-то невероятно дорогим и близким, ты больше не увидишься, не сможешь поделиться с ним своими впечатлениями, не скажешь ему, как “мучительно и восторженно любишь” его. Отсюда берет начало цепь бесконечных и бесцельных блужданий поручика по городу, когда он посещает начинающий пустеть летний базар, и собор, где уже идет вечерняя служба, и запущенный садик на берегу реки. Серия бессмысленных, ничем не объяснимых действий, совершаемых абсолютно машинально, только чтобы заполнить неожиданно образовавшуюся пустоту. Ест ли он ботвинью со льдом, пьет ли, закусывая малосольными огурцами, рюмка за рюмкой водку, спит ли, забывшись тяжелым сном, сорит ли деньгами, давая внушительные суммы на чай лакеям, — всюду его преследует ужас, отчаяние от одной мысли, что она потеряна для него “навсегда, навеки”. И как сменяется ликующий солнечный день глубокой темнотой синей летней ночи, так ничего не остается в поручике от того быстрого, энергичного человека, каким он был еще утром. Ведь “затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство”, мог ли он предположить, что все кончится “неразрешимой мукой”, пониманием своего бессилия и невозможности что-либо сделать, исправить, объяснить… Можно сказать, что весь рассказ “Солнечный удар”, выросший, как признавался сам писатель, из одного мысленного “представления о выходе на палубу… из света в мрак летней ночи на Волге”, посвящен описанию этого погружения во тьму, которое переживает поручик, потерявший свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти “умопомрачение” происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня, наполняющего все вокруг пронизывающим зноем. Обжигающими ощущениями буквально переполнены все описания: номер, где проводят ночь случайные попутчики, “горячо накален за день солнцем”. И следующий день начинается с “солнечного, жаркого утра”. И позже “все вокруг было залито жарким, пламенным… солнцем”. И даже к вечеру в комнатах распространяется жар от нагретых железных крыш, ветер поднимает белую густую пыль, огромная река блестит под солнцем, даль воды и неба ослепительно сияет. А после вынужденных скитаний по городу погоны и пуговицы кителя поручика “так нажгло, что к ним нельзя было прикоснуться. Околыш картуза был внутри мокрый от пота, лицо пылало…”.

Солнечность, слепящая белизна этих страниц должны напоминать читателям о настигшем героев рассказа “солнечном ударе”. Это одновременно и безмерное, острейшее счастье, но это все же удар, хотя и “солнечный”, т.е. болезненное, сумеречное состояние, потеря рассудка. Поэтому если вначале эпитет солнечный соседствует с эпитетом счастливый, то потом на страницах рассказа возникнет “радостное, но здесь как будто бесцельное солнце”.

Бунин очень осторожно раскрывает неоднозначный смысл своего произведения. Он не дает участникам кратковременного романа сразу понять, что с ними произошло

Первой слова о каком-то “затмении”, “солнечном ударе” произносит героиня. Позже он в недоумении повторит их: «В самом деле, точно какой-то “солнечный удар”. Ho она еще говорит об этом не задумываясь, больше обеспокоенная тем, чтобы сразу прекратить отношения, так как ей, может быть, “неприятно” будет их продолжение: если они поедут опять вместе, “все будет испорчено”. При этом героиня неоднократно повторяет, что подобного с ней никогда не происходило, что случившееся дня нее самой непонятно, непостижимо, уникально. Ho поручик как бы мимо ушей пропускает ее слова (потом он, правда, со слезами на глазах, может быть, только для того, чтобы воскресить ее интонацию, повторит их), он легко соглашается с ней, легко довозит ее до пристани, легко и беззаботно возвращается в номер, где только что они были вдвоем.

Проблематика произведения

Иван Алексеевич в своём рассказе поднимает проблемы, которые волнуют общество и в настоящее время. Люди потерялись в своей будничной жизни и совершенно забыли про истинное счастье. В произведении поднимаются такие проблемы, как:

  • Бессмысленность жизни без любви является главной проблемой рассказа. Люди, сами того не понимая, обретают смысл жизни только с появлением любви. Они стремятся её заполучить только для того, чтобы наполнить свои серые будни счастливыми и светлыми моментами. Героям выпал шанс почувствовать счастье лишь на миг, но и он смог кардинально перевернуть их сознание. Оба персонажа имели высокий социальный статус, ни в чём себе не отказывали и жили в роскоши, но за всем этим таится душевная пустота и глубокое несчастье.
  • Отчаяние. Главный герой после отъезда своей возлюбленной старается собрать по кусочкам тот момент счастья, которого он ещё никогда не испытывал. Однако ему приходится столкнуться с реальностью и вернуться к своей обычной будничной жизни.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: