Один в поле воин. подвиг николая сиротинина

Читать книгу онлайн

…После ухода гостей было пусто и тихо, еще горели в передней бра по бокам зеркала, еще не были погашены люстры в комнатах, мягко светил нежнейшей полутенью сиреневый купол торшера над тахтой, везде пахло сигаретным дымом, чужими духами; и было немного грустно оттого, что всюду сдвинутые с мест кресла, переполненные окурками пепельницы, обгорелые спички на ковре, неприбранные бокалы с торчащими из недопитых коктейлей соломинками и горы тарелок на кухне — все это напоминало хаос незаконченного и обидного разгрома в квартире.

Васильев, обессиленный бесконечными разговорами об искусстве, лестью и приятными улыбками, проводив до лифта последних гостей жены, с облегчением подвязал ее кухонный передник и принялся сверх меры старательно убирать посуду в столовой. Однако Мария умоляющими глазами остановила его («не надо сейчас…») и села на диван, обнимая себя за плечи, задумчиво отвернулась к окну, за которым густо синела февральская ночь.

— Слава богу, наконец-то, — сказала она. — Меня ноги уже не держат.

— Ты знаешь, сколько времени? — спросил он встревоженно. — Второй час… Ничего себе! Хорошо, что ты не открыла причину торжества. Конца и краю тостам до утра не было бы. Как это, Маша, — с днем ангела? Или с днем именин?

— Я очень устала, — проговорила она, закуривая, и улыбнулась ему вскользь. — Благодарю, милый… и не будем об этом. Это все несущественные детали и все не стоит того… Спокойной ночи! Я немного посижу одна. Иди спать, пожалуйста…

Он почувствовал неискренность ее слов, и это фамильярно-классическое «не стоит того», и это салонно-светское «благодарю, милый» как будто неприятно загородили ее, отдаляя в чуждую ей манерность, заметную в дни размолвок, прежде нечастых, которые сразу создавали головокружительную зыбкость качнувшегося моста.

— Да, Володя, иди, пожалуйста, иди же, — повторила Мария с усталой настойчивостью и, прислонив дымящуюся сигарету к краю пепельницы, налила себе красного вина. — Если ты хочешь мне что-то сказать серьезное о моих гостях, то сейчас говорить не надо — я не хочу…

— Я мало с кем знаком из твоих гостей, Маша.

— И может быть, поэтому ты был очень мил. Всех женщин очаровал.

Она отпила глоток; он увидел, как сдвинулось ее горло и осталась влажная красноватая полоска на ее губах, родственный и нежный вкус которых он так хорошо знал.

— Маша, о чем ты говоришь? Женщин? Очаровал? Этого я не уразумел.

— Я прошу тебя — давай помолчим…

Нет, он не помнил, чтобы раньше после ухода гостей она сидела вот так одна на диване, заложив ногу за ногу, рассеянно пила, в задумчивости затягивалась сигаретой, покачивая узким носком туфли, — еще четыре месяца назад он посчитал бы это за некую превеселую игру, предложенную ему (ради озорного развлечения) из какого-нибудь пошленького иностранного фильма, банального фарса, переведенного ею для закупочной комиссии на просмотре в главке, и готов был, как иногда бывало раньше, услышать ее смеющийся протяжный голос: «Ита-ак, мосье, мы проводили гостей. Ушли знаменитости! Какое облегчение! Что же мы будем делать? Ты уедешь в мастерскую? Или останешься со своей женой?» Он сейчас не ждал подобной фразы, а несколько озадаченно глядел на то, как Мария медлительно пригубливала бокал между затяжками сигарет…

Читать целиком

Развернуть

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, — начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы – начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей. Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает – его берут в плен.

Но бой — это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь – не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас. Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное – выжить. Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» — сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

О ком рассказал автор

Читатели часто спрашивали: кто был прототипом интересного героя, описанного поэтом. Всем хотелось узнать этого человека, который стал настоящим кумиром, взглянуть на него, познакомиться.

Читая поэму, очень легко представить себе этого бойца, он предстаёт перед глазами как живой. Даже несмотря на то, что Твардовский не охарактеризовал его подробно. Сказано лишь, что Василий Тёркин:

  • особенной красотой не отличался;
  • имел средний рост;
  • был самым обычным парнем.

Примечательных внешних данных он не имел. Также не говорится о каких-то особых талантах молодого бойца. Василий не был выдающейся личностью. Но его весёлый нрав вызывал искреннее восхищение. Простота, мужество, задор и жизнелюбие этого солдата делали его всеобщим любимцем, поэтому читатели интересовались, кто же он: боец по имени Василий Тёркин. Сочинение Твардовского представлялось многим не просто вымыслом, а рассказом о реальном человеке.

Но на самом деле этот образ является обобщённым, собирательным. Твардовский представил в своём произведении воина, которого наделил чертами, характерными для многих простых людей, с оружием в руках отстаивавших независимость родной земли. В герое своей поэмы он изобразил настоящего бойца, обычного деревенского парня, выросшего в крестьянской семье.

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, — начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы – начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей. Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает – его берут в плен.

Но бой — это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь – не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас. Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное – выжить. Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин — теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести. Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе. Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни — он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, — начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы — начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей. Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает — его берут в плен.

Но бой — это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь — не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас. Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное — выжить. Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

Курская дуга: и снова в бой…

Вернувшись в строй, Алексей Очкин снова оказался в своей 112-й дивизии, которая вошла в состав 2-й танковой армии Центрального фронта, созданного на базе Донского фронта.

2 марта 1943 года началось наступление на Севск, который в течение восьми часов удерживали головорезы 4-го стрелкового полка «Русской освободительной народной армии» (в дальнейшем 29-я ваффен-гренадёрская дивизия СС) Бронислава Каминского. И хотя предатели были окружены и уничтожены, операция, задуманная Ставкой с целью разгрома немецкой группы армий «Центр», всё-таки захлебнулась.

27 марта 1943 года немцам удалось вернуть Севск под свой контроль. Примерно половина занятой советскими войсками территории была оставлена. Так образовался выдвинутый на запад центральный участок Курской дуги.

Именно в этот драматический момент истории, в бою за деревню Романово Хомутовского района Курской области, примерно в 20 км южнее Севска, 26 марта 1943 года Алексей Очкин повторил подвиг Александра Матросова.

Фото из архива
Немецкий ДЗОТ.

В ходе Курской битвы 112-я стрелковая дивизия освободила Рыльск, за что 31 августа 1943 года получила почётное наименование «Рыльской», и во второй половине сентября вышла к Днепру севернее Киева. Назначенный начальником артиллерийской разведки дивизии, Алексей Очкин 23 сентября со своими разведчиками с ходу форсирует Днепр и одним из первых захватывает плацдарм на его правом берегу в районе села Ясногородка, восточнее посёлка Дымер, но попадает в окружение и получает тяжёлое ранение в ногу и контузию — да такую, что приходит в себя… в полевом морге, заваленный окоченевшими трупами (!).

Фото из архива
Форсирование Днепра.

Он выбирается на свет и пугает до обморока одну из санитарок. К счастью, у второй нервы оказались покрепче, и она бежит за врачами. В Дарницком полевом пересыльном госпитале врачи решают ампутировать Очкину конечность. Но он отказывается от операции, угрожая медикам оружием. После этого он прошёл 17 госпиталей и выздоровел лишь на серных источниках в Джалал-Абаде в Киргизии.

Подвиг твой бессмертен

Вернувшись после демобилизации на Родину, Алексей Очкин окончил ВГИК и стал кинорежиссёром киностудии «Мосфильм». Вместе с Григорием Чухраем, в качестве второго режиссёра, он снимал легендарный фильм «Сорок первый».

Проявил себя Алексей Яковлевич и как писатель. Его перу принадлежат книги «Непобеждённые» (1968), «Иван — я, Фёдоровы — мы» (1973), которая в первой редакции называлась «Вошедшие в бессмертие», пьеса «Старая яблоня», повесть «Суровые люди» и многие другие произведения.

livelib.ru
Книга Алексея Очкина «Иван — я, Фёдоровы — мы».
narod.ru
Могила Алексея Очкина на Миусском кладбище.

Сейчас здесь ежегодно проводятся памятные мероприятия благодаря поддержке со стороны главы района Марьина Роща Екатерины Анатольевны Игнатовой

А первым, кто привлёк внимание общественности к подвигам Алексея Яковлевича Очкина, был теперь уже тоже вошедший в бессмертие Сергей Валентинович Звягин, создатель и руководитель Комитета по сохранению памяти героев подвига самопожертвования

К сожалению, 28 июня 2018 года Сергей Валентинович тоже ушёл из жизни, причём ещё совсем нестарым человеком. Ему был всего 61 год. Сейчас его дело продолжают Сергей Павлович Романовский и руководитель Проекта «Почётный караул» Алексей Игоревич Царёв.

3 сентября 2020 года именно их усилиями на территории школы № 1065 района Южное Бутово, где проживал Алексей Яковлевич Очкин, была открыта мемориальная доска. Так что у школьников будет теперь прекрасный пример для подражания — наверное, за всю историю человечества людей с такой уникальной судьбой, как Алексей Яковлевич Очкин, наберётся очень и очень немного. Не исключено, что его случай вообще уникален.

Любопытные факты о жизни и творчестве писателя

  • В детские годы любимыми занятиями были — охота, рыбалка, ночные разговоры у костра.
  • После войны пытался заниматься самой разной работой, но внутренняя неуспокоенность не давала ему сделать окончательный выбор профессии.
  • Благодаря приятелю, который прочитал его тетрадь с записями и рассказами о войне, решил стать писателем.
  • Юрий Бондарев книги стал писать в послевоенные годы. К писательскому мастерству отнесся очень серьёзно, окончил литературный институт.
  • Большую поддержку начинающему писателю оказал Константин Паустовский. Он всегда помогал ему советами.
  • Среди книг о войне Юрий Бондарев высоко оценивает повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
  • Создал новый жанр — миниатюры с философским уклоном. Они входят в его книгу «Мгновения».
  • За духовность и высокую нравственность своих произведений был награжден Патриаршей премией.
  • Любимые писатели: Иван Бунин, Лев Толстой, Федор Достоевский. Из современных авторов нравится Захар Прилепин.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин — теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести. Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе. Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни – он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в «Одном дне…» содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, — свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера Ю. Завадского, фильм «Иоанн Грозный» С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные «ковры» деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

История создания

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте». Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Биография Николая Сиротинина

Про Николая Сиротина известно немного, ведь он был обыкновенным советским парнишкой. Не вел дневники, не оставил предсмертной записки. Вся биография в паре сухих строчек.

Родился в Орле, там же прожил всю жизнь. Семья была простая, рабочая, многодетная. Мать Елена Корнеевна домохозяйка, отец Владимир Кузьмич Сиротинин трудился машинистом паровоза.

После окончания школы Николай работал на заводе «Текмаш» (текстильная промышленность). Был комсомольцем. В октябре 1940 года призван в армию, служил в Полоцке.

С первого дня войны Николай служил наводчиком орудия в составе 55 стрелкового полка. Был старшим сержантом артиллерии, как и сотни таких же парнишек со всей страны. Имя Николая Сиротина прогремело на весь мир, когда он совершил подвиг, геройски погиб, защищая Родину.

О книге

Роман был опубликован в 1981 году. Основной темой произведения, как и всего творчества писателя, стала война. Именно о том, что переживает человек в тяжелые военные годы, как изменяется его душа и нравственные ориентиры, пишет Бондарев. Однако главной проблемой произведения стала в жизни каждого человека. Именно эту сложную часть человеческой жизни решил осветить писатель.

Главный герой рассказа — Илья Рамзин. Это человек, стремящийся к свободе, желающий ни от кого не зависеть, воспитывающий в себе силу воли. Он занимается спортом, ходит на борьбу. Его самый большой страх — оказаться униженным окружающими людьми.

Личная жизнь

С избранницей, младшей на 3 года, Бондарева связала не только судьба, но и улицы – оказалось, что молодые люди жили по соседству. Кроме того, Валентина Никитична училась в одном классе с сестрой будущего мужа. По воспоминаниям, влюбленные договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали. Впоследствии супруга подарила мужу двух дочерей – Елену (1952) и Екатерину (1960).

Со слов жены, Юрий Васильевич – главный пример поведения для детей в личной жизни, особенно – в заботливом отношении друг к другу и к старшим. В семье подрастают правнуки – Юра и Лиза.

Любимые классики – Лев Толстой, Иван Бунин, Константин Паустовский, Александр Твардовский, из современников – Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Василь Быков, Константин Симонов. Дружил с Валентином Распутиным, и даже день рождения у них один на двоих.

Простая радость для него – «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Огорчение – ложь, боль и насыщенность русского языка жаргонизмами. Любимое хобби – охота и рыбалка. Еще одним увлечением является изобразительное искусство – в доме хранится богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин — теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести. Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе. Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни – он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

МЕРЗКИЙ СТРЕЛОК

Снайперы — главные герои доб­рой половины военных фильмов (наверное, вторые после летчиков). Однако в реальности их традиционно очень не любят, и если они попадают в плен, то пощады ждать не приходится. 

Казалось бы, ну что такого особенного, ведь любой солдат стреляет. Тем не менее появившиеся в годы Первой мировой снайперы сразу оказались ненавистны всем, даже своим. Для пехотинцев была отвратительна сама мысль о том, что некто не ходит в атаки, а в сравнительно спокойные периоды между столкновениями сидит где-то в укрытии и исподтишка выслеживает их, как дичь на охоте. Сами они убивали в горячке боя, без выбора, а этот выбирал свои жертвы. Кроме того, действия снайпера часто приводили к ответному шквальному обстрелу окопов артиллерией противника. 

Во Вторую мировую воевавший в 1944 году в Нормандии английский офицер Гарри Фэрнес охарактеризовал причины особого отношения к снайперам так: «Снайперов, попадавших в плен, уничтожали на месте и без лишних церемоний. Солдаты ненавидели их. Им случалось бывать под пулеметным огнем и артиллерийским обстрелом, прятаться от осколков. Каждый ходил в штыковую атаку и вступал в рукопашную с солдатами противника, но никто не мог спокойно думать о том, что какой-то гнусный тип специально берет его на мушку и хочет пристрелить втихомолку». 

Американский генерал Омар Нельсон Брэдли тогда же дал понять своим подчиненным, что законы обращения с пленными к снайперам вермахта не относятся: «Сидит себе снайпер, постреливает и думает, что потом спокойно сдастся, — так не годится. Это нечестно». Такое отношение к снайперам — что армейским, что из состава ДРГ (диверсионно-разведывательная группа) — сохраняется и поныне. 

Окончание

Завершает свое повествование Бондарев. «Выбор» (краткое содержание романа мы рассмотрели) оканчивается тем, что Илья решает отправиться в СССР, повидаться с матерью. Но старушка не рада сыну-предателю. Она прогоняет его прочь. Рамзин не может после этого прийти в себя. Его начинает мучить проснувшаяся ненароком совесть. В итоге герой решать покончить жизнь самоубийством.

Бондарев не дает оценок поступкам своего героя, предоставляя читателю сделать это самому.

Год издания книги: 1981

Роман «Выбор» Юрия Бондарева впервые был опубликован в 1981 году. Произведение имело хорошие отзывы среди читателей, благодаря чему в 1983 году писатель получил Государственную премию СССР. Вместе с книгами «Берег» и «Игра» входит в своеобразную трилогию. По мотивам романа Бондарева «Выбор» в 1987 году был снят российский одноименный художественный фильм.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: