Павел бажов: кошачьи уши

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке

На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Краткое содержание

Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. Один из них был постарше, другой – совсем молодой еще парень. Из-за тяжелой работы на руднике, где они добывали малахит, их здоровье было серьезно подорвано, а в глазах, и вовсе «зеленью отливать стало».

Разомлев на солнце, товарищи решили прилечь под деревом, и вскоре заснули. Неожиданно молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул в бок. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с иссиня-черной косой и в богатом платье, какого «на свете не найдешь». Опытным глазом горняка Степан понял, что убранство ее было из редкого сорта малахита, а, значит, перед ним была хозяйка Медной горы.

Парень не на шутку испугался – от стариков он слышал, что хозяйка «любит над человеком мудровать». Только он собрался убежать подальше от этого места, как хозяйка повернулась к нему и окликнула. Степан оробел, но постарался не показать своего страха. Удивившись храбрости молодого рабочего, хозяйка Медной горы наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался». В противном случае «малахитница» грозилась спустить всю медь так глубоко, что никто до нее вовек добраться не сможет. Если же Степан сделает все, как положено, она выйдет за него замуж. Кончив говорить, хозяйка Медной горы превратилась в юркую зеленую ящерку, и скрылась среди камней.

Пригорюнился Степан. Передать начальнику слова хозяйки – неловко, да и боязно, но еще страшнее отказать малахитовой владычице. На следующее утро парень решился, и при всех рабочих передал приказчику слова хозяйки Медной горы. От подобной дерзости у «приказчика даже усы затряслись». Он приказал выпороть Степана, а после спустить его в шахту и приковать. Да, к тому же, отправил его в самый бедный забой, а норму добычи малахита поставил непомерно огромную.

Делать нечего, приступил Степан к работе и вскоре с удивлением заметил, что «малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает». Он понял, что это дело рук хозяйки, которая вскоре явилась перед ним во всей своей красе. Она похвалила парня за его отвагу, и предложила посмотреть свое приданое. После этих слов открылись перед Степаном подземные богатства малахитовой владычицы: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты – несметные скоровища Урала.

«Малахитница» напомнила Степану о своем обещании выйти за него замуж. И тут парень совсем смутился – у него уже была невеста, хорошая, простая девушка, сиротка Настенька. Степан ответил хозяйке, что не возьмет ее в жены, потому что «другой обещался». Услышав такой ответ, подземная владычица словно обрадовалась, и похвалила парня, что тот «не променял свою Настеньку на каменну девку». Она передала ему подарок невесте – большую малахитовую шкатулку с драгоценностями, и пообещала наладить его жизнь. Напоследок хозяйка наказала Степану никогда ее больше не вспоминать.

На следующий день приказчик удивился тому, сколько Степану удалось добыть отборного малахита. Он быстро смекнул, в чем дело, и пообещал, что сразу отпустит его на волю, как только он «малахитовую глыбу во сто пуд найдет». Степан справился с заданием, а после выполнил и барскую просьбу – отыскать такие огромные малахитовые камни, чтобы «из них вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной». За свою старательность Степан и его невеста получили вольную.

Поначалу Степан зажил хорошо: женился, построил дом, «все как следует». Вот только не было ему истинного счастья, никак не мог он позабыть хозяйку Медной горы. Степан худел, слабел на глазах. Все чаще он стал наведываться к тому месту, где впервые встретился с «малахитницей». После одной из таких прогулок Степан не вернулся домой. Его нашли мертвым, а возле него сидела крупная зеленая ящерка, и будто плакала над телом покойника. С тех пор местные жители пуще прежнего стали остерегаться хозяйки Медной горы – «худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

Краткое содержание рассказа титавки?

Краткое содержание рассказа титавки.

Пушкин хотел представить народу совсем другого человека не глупого а умного Пугачёву 40 лет, волосы были обстрижены в кружок. При первой встрече с Гривиным он показал себя стойким и умным. Его Динамизм смелость, решительность и он хорошо общается с..

Там ступа с бабую Ягой , и идёт бридед сама собой. Это сказка , , Баба Яга, , Там царь Кащей над златом чахнет , , Царевна лягушка, .

Если сделали доброе дело если помогли не подарок вам нужно а спасибо если каждому дарить то нечего будет дарить.

Я виновата и прошу прощеньяЗа седину в висках и боль потерь, За слабость духа и за искушенье, Которое гнетёт меня теперь. За долгое плутание во мраке, Где я блудила как слепой щенок. За норов мой всегда готовый к драке. Да. , я сорила жизнью как и..

Мамочка! Родная! Прости меня за все, что плохого я сделалт ебе. Ты всегда давала мне лучшее, а я никогда не ценил великое твое благо. Прости замвсе слезы пролитые за меня. Ы обещаю, что сделаю все, что бы ты была счастлива. Прости.

Сказка учит быть добрым человеком, сказка учит дружить и показывает детям что дружба может победить все. Что настоящая дружба бывает.

Лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках ..

Говорят о событии, о сказание временных лет, которое произошло 997г.

Один юноша по имени Ромео , был очень сильно влюблен в девушку — красавицу Джульетта, о них полюбили друг друга, но их родители не разрешали им видеться, и встречаться, но в конце концов, они поженились , а как они этого достигли , вы можете прочитат..

2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+ Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В сказке “Богатырева рукавица” говорится, что нельзя быть жадным.

Правильный человек, подчеркнуто чужой миру уральских заводов и миру сказов в сказе “Богатырева рукавица” получает “на ответ” земельное богатство от “старых каменных гор”, выступает в роли “хранителя до времени”и в роли учителя жизни, открывателя истины.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Проблемы

  1. Война и цена, которую пришлось заплатить людям за победу. На протяжении всей повести перед читателем возникают жестокие картины смерти и человеческих страданий: сожженная деревня, гибель сына Василия Васильевича, ночная бомбардировка, во время которой погибает молодая девушка. А в палате мы видим больных и изувеченных людей, которых ранили на поле боя. Именно гибелью многих солдат, страшными ранениями и увечьями была завоевана победа.
  2. Проблема отчаяния. После страшных ранений легко впасть в отчаяние и перестать бороться за жизнь. Но в произведении мы видим, как люди в военное время стараются возродиться после тяжелых увечий и жить дальше. Комиссар Воробьев дал надежду на лучшую жизнь Алексею Мересьеву, который не мог смириться с потерей ног и невозможностью летать. Но комиссар помог ему преодолеть отчаяние. Также он помог и обгоревшему танкисту Гвоздеву, которому переписка с девушкой вернула жажду жизни. С помощью поддержки других людей и собственной силы воли можно преодолеть себя и научиться жить заново.

Кратко о персонажах

С этим произведением Бажова школьники обычно знакомятся в 5 классе. Несмотря на относительно небольшую длину, история изобилует персонажами, что придает ей достоверности. Достоверность – одно из главных отличий этой сказки.

Главные герои

Главный герой истории – Степан – крепостной рабочий, работающий «в горе», т.е. на шахте. Его жизнь трудна – трудиться приходится много. Несмотря на молодой возраст, его здоровье уже подорвано («в глазах зеленью отливать стало»), его жизнь и результаты его работы полностью принадлежат барину. Однако он не теряет надежды и упрямой воли к жизни.

Не менее важным образом является сама Хозяйка медной горы – волшебное существо, повелевающее подземными залежами. Ей под силу обогатить любое месторождение и, наоборот, переместить руду туда, где ее никогда не было. Автор уверенно относит Хозяйку к нечистой силе – она не приносит счастья Степану, а барина наказывает за то, что малахитовые колонны установлены в церкви.

Второстепенные персонажи

В тексте представлено много второстепенных персонажей, однако их роль сводится к выполнению замысла Хозяйки. В той или иной степени в сказке упоминаются:

  • Изробленный человек (инвалид), друг Степана, который присутствует при его первой встрече с Хозяйкой, но не принимает в ней участия;
  • Заводской приказчик – антагонист Степана;
  • Рудничный надзиратель, который выполняет поручения приказчика;
  • Барин – хозяин рудника;
  • Настенька – невеста, а после жена Степана.

Кроме того, упоминаются рабочие в руднике, соседи Степана и нечеловеческие существа – ящерицы из свиты Хозяйки.

Спокойная жизнь

В давние времена художниками называли не только людей, которые рисуют картины, но и разных мастеров, превосходно делавших свое ремесло. В первой главе можно прочитать, что у графа Каменского был парикмахер, которого звали Аркадий. Хозяин не разрешал никому стричься у Ильина. Это было его желание, поэтому умелец мог подстригать только графа.

Каменский был хозяином небольшого театра, в котором давно играла Любовь Онисимовна. Аркадий служил там гримером, поэтому хорошо знал всех местных актрис, с которыми каждую неделю работал. Люба и Ильин влюбились друг в друга, но граф не одобрял подобных отношений. Он проявлял к женщине особое расположение и не разрешал ей разговаривать с художником.

Однажды к Каменскому приехал родной брат. Он носил длинные волосы и бороду, поэтому все мастера в округе отказывались его стричь. Они говорили, что лучше Ильина это не сможет сделать никто в городе.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

  • присматривала за ребенком;
  • делились продуктами;
  • привозили дрова.

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

В какой пещере в ноябре 2017 года среди древних наскальных рисунков обнаружили изображение верблюда?

4.2. Это единственная на территории Восточной Европы и Азии пещера, в которой сохранилась хорошо представленная живопись эпохи палеолита. Здесь имеются десятки рисунков мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов, быков, различные абстрактные фигуры и знаки. Во всём мире похожие на них изображения имеются лишь во Франции и Испании.
В ноябре 2017 года среди древних наскальных рисунков обнаружили изображение верблюда.
В 2 км от входа в пещеру, в 2022 году был открыт одноимённый научно-исследовательский и просветительский музей, который содержит в себе точные копии рисунков пещеры.

  • Аскинская ледяная
  • Кутук-Сумган
  • Шульган-таш (Капова)

По мнению Кулответ: Шульган-таш (Капова)

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Какое ныне существующее здание раньше носило название Народный дом С.Т. Аксакова?

2.2. Сергей Тимофеевич Аксаков оставил огромный след в культуре Республики Башкортостан. Его именем названы историко-культурные центры, улицы, скверы и парки не только в Республике Башкортостан, но и в России. Одним из них стал построенный более ста лет назад Народный дом С.Т. Аксакова, в котором теперь расположено учреждение культуры. Какое ныне существующее здание раньше носило название Народный дом С.Т. Аксакова?

  • Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
  • Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан
  • Башкирский государственный театр оперы и балета

По мнению Кулответ: Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова

История родового гнезда

Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.

Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.

Вблизи какого населённого пункта из скважины №702 ударил первый фонтан нефти?

1.5. Башкортостан уникально богат разнообразными природными ресурсами, среди которых особое место занимает нефть. История «черного золота» в Башкортостане началась в конце 1920-х годов: ученые геологи предположили, что на Южном Урале есть огромные, еще не разведанные залежи. А 16 мая 1932 года – стало исторической датой для башкирской нефти. Именно в этот день из скважины №702, пробуренной бригадой бурового мастера Н.М. Коровинова, ударил первый фонтан нефти. Вблизи какого населённого пункта это произошло?

  • г. Туймазы
  • д. Ишимбаево
  • г. Нефтекамск

По мнению Кулответ: д. Ишимбаево

Укажите название тридцатипятиметрового гранитного обелиска добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству?

4.5. В 1557 году завершилось добровольное присоединение Башкирии к Российскому государству. Этот исторический акт имел глубоко прогрессивное значение для башкирского народа. После присоединения Башкирии к Русскому государству башкирский народ шёл бок о бок с братским русским народом в борьбе против иноземных захватчиков. Крепла и развивалась неразрывная дружба двух народов.
В 1957 году торжественно отмечалось 400-летие добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. 14 июня 1957 года состоялась закладка памятника, была установлена мраморная доска. Укажите название тридцатипятиметрового гранитного обелиска?

  • Монумент Дружбы
  • Памятник единства народов
  • Памятник содружества

По мнению Кулответ: Монумент Дружбы

Болезнь Вити

Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.

Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.

Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.

История создания

«Повесть о настоящем человеке» была написана Борисом Полевым в 1946 году. В основе произведения лежит история реального человека, с которым Полевой познакомился в 1943 году.

Во время Великой Отечественной войны Полевой работал военным корреспондентом в газете «Правда». На одном из участков Брянского фронта он познакомился с лучшим летчиком-истребителем полка Алексеем Маресьевым. Алексей пригласил писателя переночевать в его землянке. И там произошло то, что очень поразило писателя. Летчик снял протезы! Оказалось, что у него были ампутированы обе ноги. Но при этом он был лучшим летчиком полка. В ответ на изумление писателя, Алексей Маресьев предложил рассказать свою историю. Полевой постарался записать историю летчика как можно подробнее.

С этих пор автор не встречал Маресьева, но возил с собой тетради, в которых записал эту удивительную историю. И только после окончания войны, в 1946 году, пришло время написать эту повесть. Автор признается, что он не все успел записать и за это время кое-что подзабыл, поэтому ему пришлось додумывать и дополнять рассказ самому. Из-за невозможности строго придерживаться фактов, Полевой изменил одну букву фамилии героя и сделал повесть художественным произведением.

Какой заповедник расположен в центре Южного Урала, почти на границе Европы и Азии?

4.4. Более 200 лет назад, в 1771 г., знаменитый русский путешественник и натуралист академик И.И

Лепёхин, проезжая по местам, которые впоследствии стали заповедными, обратил внимание на исключительную красоту, нетронутость природы горной Башкирии. В те времена горы были покрыты могучими девственными лесами из сосны, лиственницы, ели, дуба, берёзы, клёна, липы

Лесные заросли чередовались с роскошными полянами — разноцветными коврами цветов, а на вершинах хребтов то здесь, то там выделялись участки степей из серебристо-белого ковыля и яркого степного разнотравья. «Сколь изрядный по горам лес, — писал И.И. Лепёхин, — столь и изрядны росли на них травы, и мы лучшее собрание трав сим горам долженствовали». Этот заповедник существует до сих пор и более того, является единственной зоной в мире, охраняющей аборигенных диких пчёл. Он расположен в центре Южного Урала, почти на границе Европы и Азии.

  • Природный заповедник «Шульган-Таш»
  • Южно-Уральский государственный природный заповедник
  • Башкирский государственный природный заповедник

По мнению Кулответ: Башкирский государственный природный заповедник

Обогащаем речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, коно­пельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

         В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суф­фиксы -еньк-, -к-, -очк-. Эти суффиксы придают словам значение нежности, в песню добавляют душевную теплоту к происходящему. Слова сердечный, родной нежность и любовь имеют в своем значении: сердечный – это самый близкий и милый сердцу, родной – одного роду-племени.

 2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

         Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.

 3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

         Слова: частушка, часто, частить – имеют общий корень -част-, они однокоренные и связаны по смыслу, ведь частушка стала называться именно так из-за особого исполнения: быстро, ритмично пелась одна частушка, и тут же сменялась другой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: