Критика м. а. антоновича: «асмодей нашего времени» (и. с. тургенев «отцы и дети»)

Детали в произведении

Школьник, которому необходимо подготовить собственную критику «Отцов и детей», может отметить краткие и меткие детали в произведении. Они позволяют писателю четко прорисовывать характер персонажей, события, описываемые в романе. С помощью таких штрихов Тургенев изображает кризис крепостничества. Читатель может увидеть «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Это говорит о скудости жизни. Может быть, крестьянам приходится кормить голодный скот соломой с крыш. «Крестьянские коровенки» также изображаются тощими, исхудалыми.

В дальнейшем Тургенев больше не рисует картину сельской жизни, однако в начале произведения она описана настолько ярко и показательно, что к ней невозможно что-то добавить. Героев романа тревожит вопрос: этот край не поражает ни богатством, ни трудолюбием, и ему необходимы реформы и преобразования. Однако каким образом их можно исполнить? Кирсанов говорит о том, что какие-то меры должно предпринимать правительство. Все надежды этого героя – на патриархальные нравы, народную общину.

Сюжет

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью до тех пор, пока у нее не родится ребенок.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Кратко о критике

Произведение Тургенева вызвало огромный резонанс. Сразу же вышли критические статьи о романе «Отцы и дети», пародии в виде карикатур и эпиграмм, прозы и стихотворений. И, естественно, главным предметом критики являлся образ главного персонажа — Базарова. Появление книги было огромным событием в культурной жизни той эпохи. Однако современники писателя были совершенно не едины во мнении и в оценке этой книги.

Критика «Отцов и детей» была разной. Несовпадения взглядов относились к главным героям, их отношениям друг с другом и непосредственно к жизни:

  1. Как считал Белинский, произведение оказалось ожидаемым плодом творчества Тургенева. Он отметил отсутствие интереса к сюжетной линии и основным персонажам с первой же части после прочтения романа. По высказываниям критика его смущает текст в «художественном плане», он не вызвал каких-то отрицательных или положительных эмоций.
  2. Буренин этому роману выделяет почетное место, ставя его в ряд с сочинениями Толстого «Война и мир» и Пушкина «Евгений Онегин». Основного героя произведения — Базарова — он считает положительным персонажем, выделяющимся среди других энергией и особым духовным миром. Он противопоставляет этот образ представителям целого поколения, которые предшествовали бесхарактерным типам.
  3. Жуковский считал, что в основе романа — конфликт Добролюбова и Тургенева. Последний в лице главного персонажа изобразил именно этого критика, назвав в отместку «нигилистом».
  4. Как считал Страхов, писатель, не осуждая главного героя, присвоил этому персонажу отрицание «поэзии», он относится с неуважением к дружбе и любви.
  5. Катков называет Тургенева «первоклассным талантом». Он утверждает, что бесценен каждый способ, который связан с изображением всех событий и прозрачностью главной мысли. Критик говорит, что в произведении все детали находятся на своем месте, и в романе нет «ничего лишнего».
  6. Писарев по-своему раскрыл замысел романа. Как он считает, новое поколение не вызывает сочувствия, поскольку его действия непонятны старшим людям.
  7. Достоевский сравнил главного персонажа с Раскольниковым. Он считал, что жизненные принципы Базарова приведут его к страданиям.

Популярные сегодня темы

Произведение является составной частью сборника рассказов писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики проблематику положения крестьянского народа в условиях крепостного права.

В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.

Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ

Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.

Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.

Популярные сегодня пересказы

  • Стивенсон Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) – известен всему миру как писатель приключенческого жанра. Родился в Эдинбурге, Шотландия. Автор известен своими приключенческими романами, а также является значимой фигурой национального неоромантизма.
  • Дворянское гнездо — краткое содержание романа Тургенева С первых страниц романа пред нами предстает семейство Калитиных, которому сообщили о приезде Лаврецкого. Марфе Тимофеевне не нравится, что об этом им сообщил Гедеоновский.
  • Лазоревая степь — краткое содержание рассказа Шолохова Главный герой произведения – дед Захар, крепостной кучер. Действие происходит во времена гражданской войны. У деда было двое внуков – Семен и Аникей. У Семена была жена Анисья и маленький сын
  • Мангуста — краткое содержание повести Житкова Рассказчик давно хотел иметь живую мангусту. Когда пароход, на котором он плавал, причалил в порту остова Цейлон, мужчина решил осуществить свою мечту и не жалеть для этого денег. Ему удалось приобрести за 3 рубля две мангусты.

Роман «Отцы и дети» в русской критике: мнение Достоевского

Очень своеобразную позицию занял по отношению к главному герою и Ф. М. Достоевский. Базарова он считал «теоретиком», который слишком сильно оторвался от реальной жизни. И именно поэтому, считал Достоевский, Базаров и был несчастен. Другими словами, он представлял собой героя, близкого к Раскольникову. При этом Достоевский не стремится к детальному анализу теории тургеневского героя. Он верно отмечает, что всякая отвлеченная теория неминуемо должна разбиться о реалии жизни, а потому принести человеку муки и страдания. Советские критики считали, что Достоевский свел проблематику романа к комплексу этико-психологического характера.

Мнение Н. Н. Страхова

«Отцы и дети» в русской критике вызвали широкий резонанс. В 1862 году в журнале «Время», который выходил под изданием Ф. М. и М. М. Достоевских, также появилась интересная статья Н. Н. Страхова. Николай Николаевич был статским советником, публицистом, философом, поэтому его мнение считалось веским. Называлась статья Страхова «И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Мнение критика было достаточно позитивным. Страхов был убежден, что произведение является одним из лучших романов Тургенева, в котором писатель сумел проявить все мастерство. Образ Базарова Страхов расценивает как крайне типичный. То, что Писарев считал совершенно случайным непониманием («Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает), Страхов воспринимал как одну из самых существенных черт настоящего нигилиста.

В целом, Н. Н. Страхов был доволен романом, писал о том, что произведение читается с жадностью и является одним из самых интересных творений Тургенева. Этот критик также отмечал, что на первый план в нем выступает «чистая поэзия», а не посторонние размышления.

Главный герой — Базаров

Восхищение вызывает краткость стиля написания Тургенева, поскольку весь материал автор уместил в рамки одного произведения. Главный герой описывается в 26 из 28 частей романа. Другие персонажи сгруппированы вокруг него, они открываются при общении с ним, делая еще более рельефным характер Базарова.

Незначительные и мелкие детали в романе помогают автору точно обрисовывать всех героев, а также события, которые описываются в произведении. Благодаря этому писатель показывает упадок крепостничества. В романе можно увидеть «деревушки с небольшими избами под темными, зачастую почти разметанными крышами». Эта цитата указывает на скудость жизни. Вероятно, крестьянам требуется кормить свой скот сеном с крыш. «Крестьянские коровы» тоже описаны тощими и худыми.

Далее Тургенев не описывает картину деревенской жизни, но в начале романа она изображена ярко, к этому нельзя что-то добавить. Всех персонажей произведения волнует вопрос: этот край не отличается ни трудолюбием, ни богатством, ему нужны реформы. Но как их можно произвести? Кирсанов указывает на то, что определенные меры обязано принять государство. Все возлагаемые надежды этого персонажа — на народную общину и патриархальные принципы.

Но читателю понятно, если народ не доверяет дворянам, то это обязательно приведет к революции. И описание России перед реформами заканчивает печальное замечание писателя, которое сказано как бы невзначай: «Нигде время не бежит настолько быстро, как в России, в тюрьме, говорят, оно бежит еще быстрей».

История создания

Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.

Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.

Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.

Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в «Русском вестнике».

С этой книгой читают

Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич

В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Роман «Герой нашего…

4.27
 (263)

Корнет из нашего времени. Часть первая Мелик Валерий

Сознание бывшего спецназовца, потом киллера, в результате несчастного случая попадает в тело корнета кирасирского полка, получившего травму во время событий 9 января…

3.75
 (8)

Корнет из нашего времени. Часть 2 Мелик Валерий

Вторая часть приключений бывшего спецназовца и наемного убийцы из нашего времени, внезапно ставшего в 1905 году корнетом и аристократом. Хруст французской булки все…

3.49
 (9)

«Попаданец» специального назначения. Наш человек в НКВДПобережных Виктор

НОВЫЙ военно-фантастический боевик от автора бестселлера «Попаданец» в НКВД»! Продолжение тайной войны нашего современника, заброшенного в горячий июнь 1941 года,…

4
 (6)

Время жить. Пенталогия Тарнавский Виктор Вадимович

Книга первая: Поработители К мирной планете Филлине, напоминающей Землю 60-х годов ХХ века, подходят корабли Военного космофлота Звездной Империи. Очередная…

4.3
 (2)

Машина времениАйзек Азимов, Брэдбери Рэй Дуглас, Бестер Альфред, Роберт Шекли, Уэллс Герберт Джордж, Клейн Жерар, Уиндем Джон Паркс Лукас Бейнон Харрис, Сильверберг Роберт, Кэмпбелл Джон Вуд, Генкин Валерий Исаакович, Кацура Александр Васильевич, Филипп Хосе Фармер

Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Основа сюжета – увлекательные приключения главного героя в мире, находящемся через 800 тысяч лет,…

4.15
 (30)

Жена на времяМери Бэлоу

Лорду Энтони Эрхарту нужна жена. Но… вовсе не верная и преданная «спутница жизни». Просто женщина, которая примет его имя и титул — а потом исчезнет навеки из его…

4.24
 (5)

Три танкиста из будущего. Танк прорыва времени КВ-2Логинов Анатолий Анатольевич

Новое слово в жанре альтернативной фантастики! Неожиданный поворот классического сюжета о «провале во времени». Оказавшись в июне 1941 года, трое наших современников не…

3.5
 (2)

Обвинения в тенденциозности

Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.

Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева 10 класс

Роман «Отцы и дети» был написан великим классиком русской литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, который был достаточно тяжелым годом для всей России.

В романе рассматриваются проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая существовала всегда. Она четко проявляется в те моменты, когда развитие общества переламывается и меняет свое направление. Тогда отцы и дети несут за собой разные идеи, будучи людьми из разных эпох. Такое время наступило в России в середине 19-го века. Именно тогда консервативное дворянство воевало с молодежью, которая была пропитана революционно-демократическими идеями. Такая тема задета в произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Роль «старого поколения» играют братья Кирсановы, а «младшего поколения» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

Сильнее всего выделяется конфликт «старых» и «молодых» в отношениях между молодым «нигилистом» Евгением Базаровым и дворянином Павлом Петровичем – истинным представителем русской аристократии. Также Тургенев отлично сумел показать то, насколько тяжелы были взаимоотношения Базарова с его родителями. То же самое касается Кирсанова младшего и его отца. Автор ставит друг против друга два поколения как при помощи различающихся идей, так и внешним видом. Описывая Евгения Базарова, Иван Сергеевич Тургенев подчеркивает в нем его извечно печальный вид, отличный для того времени ум (Базаров учился на врача, поэтому относился к интеллигенции) и отгороженность от окружающего мира. При характеристике Павла Петровича отмечаются его чопорный внешний вид, ухоженность, красивая внешность, блестящая лаковая обувь.

В произведении образ жизни «старых» дворян противопоставляется быту «новых». Павел Петрович живет, как истинный дворянин, придерживающихся старых идей. Он празден, все себе позволяет, бездельничает. Он принимает все, что оставили предки. Ему противопоставлен Базаров – приверженец нигилистских взглядов. Молодой человек день и ночь ответственно работает, занимается медициной, старясь принести пользу обществу. Базаров-нигилист ни во что не верит, а также считает любовь обыкновенной химической реакцией в человеческом мозгу. Для него старшие не являются авторитетом.

Через противопоставление этой пары героев лучше всего раскрывается конфликт поколений, который будет существовать всегда.

Детали в произведении

Школьник, которому необходимо подготовить собственную критику «Отцов и детей», может отметить краткие и меткие детали в произведении. Они позволяют писателю четко прорисовывать характер персонажей, события, описываемые в романе. С помощью таких штрихов Тургенев изображает кризис крепостничества. Читатель может увидеть «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Это говорит о скудости жизни. Может быть, крестьянам приходится кормить голодный скот соломой с крыш. «Крестьянские коровенки» также изображаются тощими, исхудалыми.

В дальнейшем Тургенев больше не рисует картину сельской жизни, однако в начале произведения она описана настолько ярко и показательно, что к ней невозможно что-то добавить. Героев романа тревожит вопрос: этот край не поражает ни богатством, ни трудолюбием, и ему необходимы реформы и преобразования. Однако каким образом их можно исполнить? Кирсанов говорит о том, что какие-то меры должно предпринимать правительство. Все надежды этого героя – на патриархальные нравы, народную общину.

Роман «Отцы и дети» в русской критике: мнение Достоевского

Очень своеобразную позицию занял по отношению к главному герою и Ф. М. Достоевский. Базарова он считал «теоретиком», который слишком сильно оторвался от реальной жизни. И именно поэтому, считал Достоевский, Базаров и был несчастен. Другими словами, он представлял собой героя, близкого к Раскольникову. При этом Достоевский не стремится к детальному анализу теории тургеневского героя. Он верно отмечает, что всякая отвлеченная теория неминуемо должна разбиться о реалии жизни, а потому принести человеку муки и страдания. Советские критики считали, что Достоевский свел проблематику романа к комплексу этико-психологического характера.

Антонович о Базарове

И читателей, и критиков «Отцов и детей» волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.

В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича — «поссорить» с молодым поколением Тургенева — была достигнута.

Критика о романе «Отцы и дети»

Едва выйдя в свет, роман вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Редактор консервативного «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)» утверждал, что нигилизм — общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления охранительных консервативных начал; а «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистических романов других писателей. Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский.

По Достоевскому, Базаров — это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлечённая, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. По мнению советских критиков, Достоевский свёл всю проблематику романа к этико-психологическому комплексу, заслонив социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

Либеральная критика, напротив, слишком увлеклась социальным аспектом. Она не смогла простить писателю насмешек над представителями аристократии, потомственными дворянами, его иронии в отношении «умеренного дворянского либерализма» 1840-х годов. Малосимпатичный, грубый «плебей» Базаров всё время издевается над своими идейными оппонентами и морально оказывается выше их.

Тема

В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).

Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.

В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.

Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.

Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:

  1. Что нужно для стабильного развития общества?
  2. Насколько переоценено дворянство?
  3. Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
  4. Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?

В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.

О книге

В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Среди наиболее действенных способов — чтение книг. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.

«Асмодей нашего времени» Максим Антонович придётся по душе тем, кто любит отдыхать вместе с книгой, произведение относится к жанру критика

Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Тонкое описание жизни главных героев, их чувств и переживаний, продуманные диалоги и развернутая сюжетная линия определенно вызовут Ваш интерес

Роман «Отцы и дети» в русской критике: мнение Достоевского

Очень своеобразную позицию занял по отношению к главному герою и Ф. М. Достоевский. Базарова он считал «теоретиком», который слишком сильно оторвался от реальной жизни. И именно поэтому, считал Достоевский, Базаров и был несчастен. Другими словами, он представлял собой героя, близкого к Раскольникову. При этом Достоевский не стремится к детальному анализу теории тургеневского героя. Он верно отмечает, что всякая отвлеченная теория неминуемо должна разбиться о реалии жизни, а потому принести человеку муки и страдания. Советские критики считали, что Достоевский свел проблематику романа к комплексу этико-психологического характера.

За что бранили Тургенева?

Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе «Отцы и дети». Содержание его показалось им не вполне демократичным.

Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М.А. Антоновича, опубликованная в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей, появившихся в журнале «Русское слово» (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: «Мыслящий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». о романе «Отцы и дети» представили два противоположных мнения.

Критика о романе «Отцы и дети»

Едва выйдя в свет, роман вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Редактор консервативного «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)» утверждал, что нигилизм — общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления охранительных консервативных начал; а «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистических романов других писателей. Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский.

По Достоевскому, Базаров — это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлечённая, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. По мнению советских критиков, Достоевский свёл всю проблематику романа к этико-психологическому комплексу, заслонив социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

Либеральная критика, напротив, слишком увлеклась социальным аспектом. Она не смогла простить писателю насмешек над представителями аристократии, потомственными дворянами, его иронии в отношении «умеренного дворянского либерализма» 1840-х годов. Малосимпатичный, грубый «плебей» Базаров всё время издевается над своими идейными оппонентами и морально оказывается выше их.

Обвинения в тенденциозности

Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.

Александр Грибоедов — Фаддею Булгарину

Одним из лучших друзей автора «Горя от ума» был издатель Фаддей Булгарин — главный идеологический противник Пушкина. В 1824 году черная кошка пробежала и между Булгариным и Грибоедовым: первый написал фельетон «Литературные призраки», в котором противопоставил невежественным литераторам умницу-героя Талантина, в котором все узнали Грибоедова

Однако самому прототипу такое внимание не польстило: автор разгласил их доверительные беседы наедине, вложив в уста Талантина его слова. Разгневанный, он писал другу:

Со временем неприятный случай забылся, и Грибоедов и Булгарин продолжили теплое общение.

Впечатление Страхова

Также существует статья Страхова, которая посвящена этому произведению Тургенева. Проблематика критического описания относится к:

  • стилю написания литературной критики, которая не должна быть очень сухой;
  • смыслу непосредственно критического описания (писатель не пытается поучать читателей, однако считает, что сами они этого хотят);
  • роли романа в русской литературе;
  • непониманию между ожиданиями читателей и творческой личностью.

Он указывает на то, что любовь к шампанскому, небрежная одежда и игры в карты Базарова являются вызовом обществу, причиной недоумения у читателей. Критик также отмечает: непосредственно роман — это различные взгляды. Помимо этого — люди пытаются спорить, кому симпатизирует писатель — «детям» либо «отцам», виноват ли Базаров в собственных несчастьях.

В общем, Страхов остался доволен произведением, писал, что оно читается «на одном дыхании» и это самый интересный роман Тургенева, поскольку на первый план выходит «чистая поэзия», а не размышления автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: