Глава IV
Действие происходит спустя месяц. Дориан Грей сидит в библиотеке лорда Генри в ожидании его самого. Юноша коротал время за книгой. Вскоре в комнату входит леди Уоттон. Во время их разговора становится видно, сколь сильное влияние имеет лорд Генри на Грея. Дориан выражается теми же словами, мыслит так же, как он.
Наконец, приходит Генри, и молодой человек рассказывает ему о своей влюблённости в актрису. Он встретил её в захудалом театре, куда он пришел по чистой случайности. Сибилла играла главную роль в пьесе «Ромео и Джульетта». Всё в этом театре, от музыки до игры персонажей, вызывало отвращение в юноше. Но с появлением Сибиллы театр и весь мир наполнился для него новыми красками. Он рассказывал Генри про её мелодичный голос, красоту и прекрасную актерскую игру. Про прозвище – «Прекрасный принц», которое Сибилла дала Грею. В конце разговора Дориан уговаривает лорда Уоттона пойти вместе с ним и Бэзилом посмотреть на девушку на сцене. Но, до их совместной поездки, Генри приходит телеграмма с известием о помолвке юной пары.
История
По легенде, у единственного романа Оскара Уайльда была реальная подоплека. Говорят, что в 1884 году писатель часто навещал мастерскую приятеля Бэзила Уорда, где вечно веяло творческим вдохновением и пахло масляными красками. В то время художник как раз рисовал портрет юноши неземной красоты. После того как работа была закончена, натурщик удалился, а вот картина осталась. Тогда ценитель изящного искусства Уайльд заметил:
Бэзил Уорд согласился с мнением приятеля и добавил, что было бы чудесно, если бы с годами морщинками покрывалось не лицо молодого человека, а его собственный портрет.
Писатель Оскар Уайльд
Обратив внимание на навеянный сюжет, гений литературы сочинил интеллектуально-концептуальную повесть «Портрет Дориана Грея» всего за три недели. Однако сам автор признавался, что это слишком большой срок
Впервые творение Оскара было напечатано в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (1890 год), а через год рукопись Уайльда издали отдельной книгой с предисловием, которое стало манифестом эстетизма.
Роман вызвал мощное эмоциональное потрясение у общественности: завсегдатаи книжных лавок восторгались творением Оскара, а вот литературному истеблишменту книга пришлась не по вкусу. Писательская верхушка осудила произведение Уайльда как низкое и аморальное. Некоторые критики предлагали наложить на «Портрет Дориана Грея» табу, а автора отдать под суд.
Примечательно, что своим скандальным произведением Оскар Уайльд будто предопределил свою судьбу. Женатый мужчина, пугавшийся в юные годы слова «гомосексуальность», воспитывающий двоих детей, перестал получать удовольствие от общения с представительницами прекрасной половиной человечества.
Первое издание романа «Портрет Дориана Грея» в британском журнале
Из биографии литератора ясно, что он был чрезвычайно влюбчивым человеком: когда мастеру слова исполнился 21 год, он начал ухаживать за Флорри Бэлкум. Эта девушка в буквальном смысле разорвала сердце Оскара Уайльда на части, отдав предпочтение Брэму Стокеру – создателю мрачного вампира Дракулы. Далее в жизни писателя шла череда неудачных любовных увлечений, пока в 1881 году он не встретил будущую супругу Констанцию Ллойд. Влюбленные не чаяли души друг в друге, но семейная жизнь была непривычной для Оскара Уайльда.
Что стало причиной тяги гетеросексуала Уайльда к лицам мужского пола, остается только гадать. Известно, что, еще учась в Оксфорде, создатель «Портрета Дориана Грея» то и дело захаживал в «квартал красных фонарей».
Оскар Уайльд с женой и детьми
Однажды после очередной встречи с женщиной легкого поведения мастер декаданса заразился сифилисом. Эту жуткую болезнь пришлось лечить ртутью, от которой портились зубы. Несмотря на то, что врачи заверили Уайльда в отменном состоянии здоровья, через два года случился рецидив. После этого Оскар прекратил любовные отношения с Констанцией и стал разделять свое ложе с мужчинами.
В 1891 году (через пару месяцев после выхода романа) Уайльд, находясь в собственном доме вместе с женой, познакомился с молодым аристократом Альфредом Дугласом, которого родные и близкие ласково звали «Бози». Такое прозвище произошло от английского слова «bossy», что в переводе означает «любящий распоряжаться».
Оскар Уайльд и Альфред Дуглас
Надменному нарциссу Альфреду не повезло с семьей: знатные родители постоянно занимались судебными разбирательствами, бросив ребенка на произвол судьбы. В 1891 году в руки Бози попала книга Оскара Уайльда: по признанию молодого человека, роман, который был перечитан целых 11 раз, околдовал 21-летнего парня. Дуглас тут же задался целью повидаться с автором бессмертного произведения. Это знакомство было крайне удачным: Бози стал самой большой любовью в жизни литератора.
Краткая характеристика персонажей
Краткий пересказ следует начинать с небольшой характеристики основных и второстепенных персонажей. Традиционно они являются собирательными образами, посредством которых отражены типичные пороки общества того времени.
Главные герои
Сюжет закручивается вокруг центрального героя — Дориана Грея. На века он стал олицетворением погони за эстетикой, воплощением страха перед старением. На момент действия юноше было 20 лет. Свои молодые годы он посвятил наслаждениям, поддавался всяческим искушениям. Изначально выступал положительным героем: его тетушка описывала Дориана как старательного и прилежного юношу. В его образе сошлись добро и зло, чье сражение и послужило двигателем истории.
Второй герой, который заслуживает центрального места в произведении – Бэзил Холлуорд. Художник создал портрет, вокруг которого строится повествование. Его можно назвать ангелом-хранителем Дориана.
Второстепенные персонажи
- Лорд Генри Уоттон — играл роль дьявола в жизни Дориана Грея. Критиковал существующие ценности и устои, бросая вызов современному обществу.
- Сибилла Вэйн – мечтательная девушка, которая встретила первую любовь в лице обаятельного Дориана. Она поддается искушению, отодвигая свое актерское дарование на второй план.
- Джеймс Вэйн – брат Сибиллы. Крепкий и грубый юноша.
Красота и пороки Дориана Грея
Главные герои и сюжет
Книга Оскара Уайльда представляет собой смесь романа и притчи о морали. Причем часто исследователи при анализе произведения отожествляют Дориана Грея с новым Фаустом, тогда как лорд Генри выступает в образе Мефистофеля, подталкивая главного героя на опрометчивые поступки и наблюдая за всем происходящим из тени.
Художник Бэзил Холлуорд
Сюжет философской повести нетривиален: художник Бэзил Холлуорд трудится над портретом миловидного юноши, который, пребывая в роли натурщика, не осознает своей красоты.
Увидев картину, Дориан завидует изображению: если через десятки лет лицо молодого человека будут украшать морщины, то с портретом ничего не случится, разве что поблекнут краски. Из-за сильного желания Грея, который был готов чуть ли не заключить сделку с Сатаной, его внешность остается неизменной, тогда как портрет начинает стареть.
Лорд Генри Уоттон
Наивный юноша случайно знакомится с другом художника – Генри «Гарри» Уоттоном, проповедником идеи гедонизма. По мнению этого аристократа, удовольствие, полученное любым образом, является смыслом жизни человечества. Бездушный лорд прививает свои идеи Дориану, который окунается в омут: теперь его изображение на холсте отражает не только временные рамки, но и все его духовные падения.
Актриса Сибилла Вэйн была единственной, кто мог спасти Грея от магических чар лорда Генри. После провала спектакля Дориан отверг возлюбленную, поэтому девушка выпила бутылочку яда. Брат Сибиллы – Джеймс – поклялся отомстить, а виновник трагической смерти взглянул на картину: лицо портрета исказила дьявольская усмешка. Тогда-то молодой человек и понял, что его желание сбылось.
Актриса Сибилла Вэйн
Дориан вмиг завоевал дурную репутацию в обществе. Когда Бэзил Холлуорд задался вопросом, правдивы ли все эти слухи, Дориан показал художнику портрет, а затем убил своего «ангела-хранителя». Грей считал, что именно из-за человека, который его обожествлял, происходили несчастья.
После убийства сознанием главного героя овладела паранойя. Нестареющий крушитель судеб не мог найти покоя, поэтому решил перейти на сторону добра, но все его поступки были отголосками тщеславия, о чем свидетельствовал портрет. В конечном итоге Дориан Грей решает уничтожить картину Холлуорда, но умирает сам.
Главные герои
- Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
- Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
- Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
- Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
- Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
ПРЕДИСЛОВИЕ
Художник — тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.
Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики — один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусствав совершенном применении несовершенных
средств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника — средства Искусства.
Порок и Добродетель — материал для его творчества.
Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным
оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Оскар Уайльд
ГЛАВА I
Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то
пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов боярышника.
С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был
виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали
тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо
птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать
движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.
Проблематика
В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.
Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.
Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.
Почему гибнет художник?
Когда Бэзил просит Дориана одолжить его портрет для выставки, тот категорически отказывается. Несколько позднее Дориан соблазняет Бэзила, повергая того в душевное смятение. Отношения художника и модели заканчиваются убийством: Дориан убивает Бэзила, пришедшего с требованием показать ему портрет.Дориан убивает художника по двум причинам: и потому, что Бэзил узнал тайну портрета, который стареет вместо Грея, и потому, что он создал этот портрет, наделенный дьявольской силой. Бэзил Холлуорд первый расплачивается за то, что пусть невольно, но помог Дориану превратиться в морального монстра. Убив бывшего друга, Дориан прячет его расчлененный труп в чемодан и сбрасывает в Темзу, после чего надолго уезжает из Англии. С этого момента сценарий фильма начинает достаточно сильно отклоняться от сюжета романа.
Глава XII: Душеспасительная беседа
Холлуорд случайно встретил Дориана на улице. Художник перед отъездом в Париж заходит в гости к своему юному другу. Бэзил говорит, что пороки не только вредят репутации, но и отражаются на внешности человека. Художник не взялся писать портрет одного господина с противными пальцами, у которого к тому же оказалась ужасная биография. Бэзила интересует, почему многие общие знакомые встречают Дориана презрительной гримасой. Бэзил пересказывает слухи о том, как Дориан посещает грязные притоны и отвратительные трущобы Лондона.
Дориан злорадно засмеялся и обещал показать свою душу Бэзилу. Он уводит художника в комнату с портретом.
Сюжет романа
Роман повествует историю юноши по имени Дориан Грей, который приезжает в Лондон, чтобы унаследовать дом своего ненавистного дяди. Будучи хорошим пианистом, он выступает на благотворительном концерте, где его красоту замечает художник Безил Холуорд.
Получение портрета
Он решает написать портрет юноши и подарить ему. Именно Безил знакомит Дориана со своим другом лордом Генри, который поддерживает весьма циничные идеи гедонизма во всем. Поначалу Дориану не нравится дружба с лордом, но позже тот показывает ему всю красоту жизни.
https://youtube.com/watch?v=Vf4t9G5INeI
Юноша познакомился с актрисой Сибиллой Вэйн, которая прекрасно сыграла Офелию в постановке бедного театра. Будучи полностью отданным красоте, Дориан влюбляется в нее и предлагает жениться. Девушка рассказывает обо всем матери и брату, который пригрозил убить ухажера, если с его сестрой случится что-либо плохое.
Дориан приглашает своих друзей на спектакль Сибиллы, но та играет ужасно, так как узнала чувство настоящей любви. Дориан не хочет больше иметь с ней дела, поэтому отторгает ее чувства. Сибилла не в силе перенести расставания, поэтому убивает себя.
Изменения главного героя
После этого происшествия портрет изменился: на нем появилась едва заметная жестокость. Дориан решает спрятать свой портрет подальше, чтобы никто не видел перемен его души. Безил заметил, что портрет исчез, поэтому попросил Дориана показать его ему. Юноша сказал, что портрет ему слишком дорог, поэтому лучше он будет находиться в надежном месте.
Перед отъездом в Париж на выставку картин Безил все же решил увидеть свой шедевр. Юноша долгое время отказывался, но позже согласился показать творцу его творение. Художник долго не мог поверить, что видит все это на самом деле.
Сначала, он списывал все изменения на брак красок, но Дориан дал ему понять, что это изображение его души. Он винил Безила в случившемся, поскольку именно он нарисовал его столь прекрасным.
Убийство
Дориан убивает художника. Понимая, что от тела нужно избавиться, он шантажом заставил старого друга Алана Чембелла уничтожить его с помощью химического раствора. Он сделал это, но через несколько дней наложил на себя руки.
Пытаясь избежать наказания, Дориан прячется у торговца опиумом, где одна из проституток называет его прекрасным принцем.
Эту фразу слышит брат Сибиллы Вэйн, которая так же называла своего возлюбленного более восемнадцати лет назад. Уйти от погони Дориану удается хитростью: он уверяет разъяренного брата, что просто не мог знать Сибиллу, ведь он такой молодой.
В приступе злости Дориан разрезает картину тем же ножом, которым когда-то убил ее творца, но умирает сам. Наутро прислуга нашла постаревшего Дориана возле прекрасной картины.
Рецензии на книгу Портрет Дориана Грея
Оскар Уайльд является для меня единственным английским писателем, чьё творчество я всегда буду смаковать, и перечитывать, с каждым новым разом открывая для себя всё новые идеи и мысли. Темы, которые он затрагивает, были и остаются актуальными, а его неповторимый стиль, многогранность и остроумие прибавляют его произведениям особую привлекательность.
«Портрет Дориана Грея» — единственный роман писателя, написанный всего за три недели, стал причиной множественных скандалов со стороны критиков и восторженных отзывов обычных читателей. В небольшом объёме автору удалось затронуть множество проблем, касающихся добра и зла, искусства, человеческих пороков, и, конечно же, любви. Структуру романа нельзя назвать классической, поскольку история раскрывается постепенно с помощью эпизодов от лица разных персонажей. Сами герои постоянно подвержены самоанализу, их идеи и мировоззрение выражаются посредством глубоких философских рассуждений.
Сюжет завязан на жизни молодого человека, который обладает уникальной красотой. В один из дней, позируя для своего друга-художника, он знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии оказывает на него сильное влияние. В разговоре Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость — единственное богатство, которое стоит беречь. Данное изречение вызывает бурю в юной голове главного героя и он, стоя перед завершённым портретом, говорит фразу, навсегда изменившую его жизнь: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это!». Мистическим образом желание Дориана исполняется, и он, пользуясь великолепием своего положения, начинает вести противозаконный образ жизни, полностью отдавая себя нескончаемым наслаждениям и порокам.
После прочтения все читатели найдут в романе свою мораль, и, какой бы она не была, она будет соответствовать истине, ведь Уайльд вложил в своё произведение множество смыслов. Одна из главных идей состоит в том, чтобы сопоставить красоту внешнюю и внутреннюю, и доказать что безобразие души невозможно скрыть под красивой оболочкой. Второй, более провокационный, предпосыл заключается в том, чтобы показать безнаказанность людей из высшего общества. Критики обвиняли Оскара Уайльда за клевету на высший свет викторианской Англии, при этом сам писатель уверял, что каждый человек увидит в его произведении лишь то, что ближе ему самому.
#БК_2020 (8. Книга, в названии которой есть фамилия)