Рытхэу юрий сергеевич

Читать краткое содержание Андреев Кусака по главам.

Глава 1.

Наступает зима. Собачка ищет прибежище, находит его и поселяется на пустующей даче. Она настолько привыкает к этому месту, что ей кажется, что она должна его охранять. Она даже лает на тех, кто проходит мимо

Это важно и значимо для нее

Глава 2.

Вслед за зимой приходит весна. В «ее» дом приезжают дачники. Кусака наблюдает за приехавшими из кустов. Потом она видит девочку Лелю, которая не заметила, как к ней подкралась собака. Это была Кусака. Она вырвала клок из подола Лели. Ночью Кусака понимает, что отныне должна охранять не только дом, но и живущих в нем людей.

Идет время. Дачники и собака привыкают к существованию друг друга. Они даже придумали имя для собачки. Теперь она Кусака. Собачке все нравится. Ее кормят, а она в ответ на их проявления заботы подходит все ближе и ближе к людям. Окончательно сократила между ними дистанцию Леля, она предложила Кусаке сахар и собачка второй раз в жизни поверила людям, и дала себя погладить. После этого девочка позвала других детей. Кусака счастлива, что она кому-то нужна. Она, как может, выражает свой восторг.

Глава 4.

Лето сменяет осень. Дни становятся короче, а, самое главное, холоднее. Солнышко уже светит не так ярко и ласково, как летом. Обитатели дачи стали собираться в город. Девочка привязалась к своей питомице за время, проведенное за городом. Леля даже хотела взять собаку с собой, но мама ей ответила, что в городской квартире держать собаку нельзя. Леля горько плачет. Мама обещает ей взамен, что купит дочке дорогого щенка.

Кусака наблюдает за сборами дачников. Ей становится понятно, что близится что-то нехорошее. Но пока она этого не понимает и не осознает. Начинается дождь. Становится холодно и неуютно. Вскоре дачники уехали на вокзал. Только тогда Леля осознала, что не попрощалась с Кусакой. От этой мысли ей становится горько и грустно.

Глава 5.

Кусака еще не осознает, что происходит. Собачка еще не чувствует одиночества. Она даже сбегала на станцию, поискала своих хозяев, но там никого не было. Все уехали. Наступила ночь. Именно в это время Кусака осознала, что темнота заполняет все ее существо. Ей стало страшно и тоскливо. Тогда Кусака очень жалобно завыла. Последние слова в рассказе: «Собака завыла».

Оцените произведение: Голосов: 296

Читать краткое содержание Кусака. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке».

Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.

В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.

Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.

Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.

Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.

Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.

Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

XX

На другой день Лаврецкий встал довольно рано, потолковал со старостой, побывал на гумне, велел снять цепь с дворовой собаки, которая только полаяла немного, но даже не отошла от своей конуры, — и, вернувшись домой, погрузился в какое-то мирное оцепенение, из которого не выходил целый день. «Вот когда я попал на самое дно реки», — сказал он самому себе не однажды. Он сидел под окном, не шевелился и словно прислушивался к теченью тихой жизни, которая его окружала, к редким звукам деревенской глуши. Вот где-то за крапивой кто-то напевает тонким-тонким голоском; комар словно вторит ему. Вот он перестал, а комар всё пищит; сквозь дружное, назойливо жалобное жужжанье мух раздается гуденье толстого шмеля, который то и дело стучится головой о потолок; петух на улице закричал, хрипло вытягивая последнюю ноту, простучала телега, на деревне скрыпят ворота. «Чего?» — задребезжал вдруг бабий голос. «Ох ты, мой сударик», — говорит Антон двухлетней девочке, которую нянчит на руках. «Квас неси», — повторяет тот же бабий голос, — и вдруг находит тишина мертвая; ничто не стукнет, не шелохнется; ветер листком не шевельнет; ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного налета. «Вот когда я на дне реки, — думает опять Лаврецкий. — И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь жизнь, — думает он, — кто входит в ее круг — покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коренастый лопух лезет из густой травы; над ним вытягивает зоря свой сочный стебель, богородицыны слезки еще выше выкидывают свои розовые кудри; а там, дальше, в полях, лоснится рожь, и овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, каждая травка на своем стебле. На женскую любовь ушли мои лучшие года, — продолжает думать Лаврецкий, — пусть же вытрезвит меня здесь скука, пусть успокоит меня, подготовит к тому, чтобы и я умел не спеша делать дело». И он снова принимается прислушиваться к тишине, ничего не ожидая — и в то же время как будто беспрестанно ожидая чего-то; тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем; кажется, они знают, куда и зачем они плывут. В то самое время в других местах на земле кипела, торопилась, грохотала жизнь; здесь та же жизнь текла неслышно, как вода по болотным травам; и до самого вечера Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем таяла в его душе, как весенний снег, и — странное дело! — никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины.

XIX20/46XXI

С этой книгой читают

Ангел-хранительФранцуаза Саган

Классический роман великой французской писательницы Франсуазы Саган «Ангел-хранитель» — пронзительная история двух непохожих людей и их попыток найти счастье. Вот уже…

4.65
 (4)

Испытание огнем. Лучший роман о летчиках-штурмовикахОдинцов Михаил

В годы Великой Отечественной войны автор этого романа совершил более 200 боевых вылетов на Ил-2 и дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Эта книга достойна…

4
 (3)

Крещение огнем. «Небесная правда» «сталинских соколов» Черных Иван Васильевич, Одинцов Михаил

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ! Лучшие романы о летчиках-штурмовиках и дальних бомбардировщиках Великой Отечественной, основанные на реальных событиях и свидетельствах…

4
 (3)

Дочь хранителя тайныКим Эдвардс

Однажды снежной ночью, когда метель парализовала жизнь во всем городе, доктору Дэвиду Генри пришлось самому принимать роды у своей жены. Эта ночь станет роковой и для…

2.4
 (2)

Стоять в огнеСушинский Богдан Иванович

Весна 1942 года. Леса Подолии. Неуловимый Беркут и его бойцы по-прежнему наводят ужас на местных полицаев и доставляют массу неприятностей оккупационным властям. Их…

3.8
 (5)

Гремя огнем…Чекмарев Владимир Альбертович

1941 Еще один маленький бой большой войны

3.64
 (5)

Штрафники вызывают огонь на себя. Разведка боемКожухаров Роман Романович

Новая книга от автора бестселлеров «Искупить кровью!», «Штрафники не кричали «ура!» и «Пуля для штрафника». Долгожданное продолжение романа «Штрафники против «Тигров»….

4
 (4)

Сентябрьские огниКарлос Руис Сафон

Загадочная история подростков из маленького приморского городка, вступивших в схватку с таинственным Злом…

В этом романе автор собрал в едином тексте символы, образы и…

4.2
 (3)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ РЫТХЭУ
(1930-2008)

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Слайд 2

Текст слайда:

РЫТХЭУ ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «НИКТО» ИЛИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ».

Не связанный местом и временем, он легко и свободно перемещался из одного языка в другой, из речи в письмо, из культуры в цивилизацию. Его произведения – самый полный путеводитель по исчезающей под натиском Истории, скрывающейся в своем «времени снов» Чукотке. Его книги не памятник, не архив воспоминаний, а живой, огромный, другой мир.

Слайд 3

Текст слайда:

Его мастерство сравнивают с творчеством Джека Лондона, называя его сегодняшним российским Лондоном. Юрий Сергеевич, отмеченный богом человек, наделенный особым даром чутко воспринимать окружающий мир и природу, и он сумел поведать об этом другим.

Слайд 4

Текст слайда:

БУДУЩИЙ ПИСАТЕЛЬ РОДИЛСЯ
В ПОСЁЛКЕ УЭЛЛЕН НА ЧУКОТКЕ.

Слайд 5

Текст слайда:

ЕГО ДЕД БЫЛ НАСТОЯЩИМ ШАМАНОМ, А ОТЕЦ – ОХОТНИКОМ-ЗВЕРОБОЕМ.

Слайд 6

Текст слайда:

ДЕТСТВО РЫТХЭУ ПРОШЛО В ТРАДИЦИОННОМ ЧУКОТСКОМ ПОСЕЛЕНИИ, ГДЕ ОН ОКОНЧИЛ СЕМИЛЕТНЮЮ ШКОЛУ.

Слайд 7

Текст слайда:

ОН МЕЧТАЛ УЧИТЬСЯ ДАЛЬШЕ, СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ, НО ПУТЬ К ЗАВЕТНОЙ ЦЕЛИ РАСТЯНУЛСЯ НА МНОГИЕ ГОДЫ.

Слайд 8

Текст слайда:

АНАДЫРЬ

Рытхэу поступает в Анадырское училище, тогда же начинает писать по-чукотски. Здесь же в газете «Советская Чукотка» печатаются его первые очерки и стихи.

Слайд 9

Текст слайда:

ЛЕНИГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

С 1949 года Рытхэу учится на литературном факультете Ленинградского университета, его произведения публикуются в чукотских и ленинградских изданиях. В1953 году выходит первый сборник его рассказов «Люди нашего берега» (в переводе на русский А. Смоляна).

Слайд 10

Текст слайда:

МАГАДАН

Слайд 11

Текст слайда:

ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ СВОЮ ЗЕМЛЮ, СВОЙ НАРОД.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Текст слайда:

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ
МОЙ ЛУЧШИЙ ТУМГЫТУН (ЧУК. «ДРУГ»)

Слайд 16

Текст слайда:

МЫС ПРОВЕДЕНИЯ

Слайд 17

Текст слайда:

В. А. ИГОШЕВ
«Ю.С. РЫТХЭУ»

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Текст слайда:

В АНАДЫРЕ НА ЧУКОТКЕ ПАМЯТНИК
Ю.С. РЫТХЭУ. СКУЛЬПТОР АЛЕКСАНДР РУКАВИШНИКОВ

Слайд 23

Слайд 24

Текст слайда:

Без открытости, честности, правдивости и доверия на Севере не прожить.

Слайд 25

Текст слайда:

Закрываешь глаза, и перед тобой появляется то спокойная, бескрайняя гладь моря, смыкающаяся с небом, то такие же просторы тундры, где жил тысячелетиями человек. Он зависел от природы, поэтому он должен был слиться с ней, понять ее и она его.

Слайд 26

Слайд 27

Развитие событий

На первом уроке учитель раздает ученикам по карандашу, тетрадке и начинает обучать грамоте, не имея опыта преподавания, не зная методики. Но, несмотря на это, он открывает перед малышами новый мир, невиданный прежде.

В холодное время года молодой человек переносил на руках своих учеников через ледяную реку. Богачи, которые проезжали мимо, смеялись над ним и крутили пальцем у виска.

Одним весенним днем Дюйшен и его лучшая ученица Алтынай высадили на бугре два тополиных саженца. Учитель уверяет девочку, что ее ждет славное будущее, обещает отправить ее учиться в город. Малышка смотрит на него восхищенными глазами и верит, что так и произойдет. Она сделает все, чтобы учитель смог ею гордиться.

Однажды в школу заявилась тетка, ее сопровождал краснорожий мужчина. Алтынай сразу вспомнила его, ведь он недавно приходил в гости к ним и о чем-то долго беседовал с опекунами девочки. Краснорожий и его приятели сильно избивают учителя, а затем увозят сопротивляющуюся Алтынай.

Позднее молодой человек узнал, что тетка продала племянницу старику. Первой же ночью краснокожий надругался над Алтынай. Утром на пороге его дома появилась милиция, которую привел учитель. Насильника арестовывают, а девушка получает свободу.

Спустя двое суток Дюйшен отправляет ученицу в ташкентский интернат, где она должна продолжить обучение. Он со слезами на глазах прощается с Алтынай. Девушка оправдывает надежды преподавателя, она учится сначала на рабфаке, а затем с отличием оканчивает московский институт.

Вскоре начинается война, и Дюйшен отправляется на фронт. Связь с учителем оказалась потеряна на долгие годы. Уже после победы, во время поездки в Сибирь, из окна вагона поезда девушка увидела знакомую фигуру. Она сорвала стоп-кран и остановила состав, но потом поняла, что обозналась.

Спустя много лет Алтынай вышла замуж, родила детей. Теперь она стала всеми уважаемым доктором философских наук. Она рассказывает художнику, что своими достижениями обязана учителю, который вселил в нее веру, научил читать и писать.

Женщина уверена, что почести при открытии школы нужно было отдавать не ей, а Дюйшену. Это он должен был восседать на почетном месте. Она предлагает присвоить учебному заведению имя первого учителя.

Анализ текста

В своем произведении Айтматов рассказывает о настоящей любви к людям. Писатель старается понять, сможет ли человек совершить настоящий подвиг ради другого и не побоится ли трудностей, которые ждут его впереди.

Если обратить внимание на романтическое описание, произведение можно было бы отнести к жанру баллада. Но писатель осознанно ушел от этого, для того чтобы рассказ «Первый учитель» не ассоциировался с одним конкретным поступком, он хотел охарактеризовать человеческие отношения в целом

Главный персонаж повести — учитель Дюйшен — завораживает своей непростой и своеобразной судьбой. В начале повествования автор дает читателям представление о нем из слов односельчан. Люди не говорят о конкретной характеристике, а лишь коротко сообщают общие черты человека. Из этого можно подумать, что Айтматов описывает не героя, а обычного жителя села. Но все же в этом человеке присутствует что-то необычное. Он выглядит не так, как все, и одевается совсем по-другому.

Героическим поступком учителя является спасение маленькой девочки. Герой помогает ей выбраться из тисков старинных устоев и бедности. Благодаря его поступкам окружающие люди начинают задумываться о том, что живут неправильно и пришло время многое изменить.

Построение текста дает возможность понять, как обычный житель села становиться «мостиком» для тех, кто хочет жить лучше. Таким образом, обычная деревушка преображается благодаря одному человеку, для которого в жизни важны лишь справедливость и стремление жить лучше.

В произведении «Первый учитель» Айтматова читатели знакомятся с такими персонажами:

  • Дюйшен — главный герой, первый учитель в деревне.
  • Алтынай Сулайманова — маленькая девочка, сирота.
  • Художник — житель села, который рассказал их историю.

Знание как обещание лучшей жизни

Не беда, что «храм знания» располагался в бывшей конюшне, над которой еще надо было поработать как следует. Дети в аиле трудились. В их обязанности, среди прочего, входил и сбор кизяка (он использовался как топливо зимой). Путь к «рабочему месту» детей пролегал как раз через бугор и конюшню (будущую школу). Когда девочки (именно они собирали кизяк) шли со «смены» домой, то проходили мимо школы и видели, как молодой человек облагораживает здание бывшей стоянки лошадей, чтобы оно стало пригодным для обучения детей.

Глаза загорелись, и воспламенилась душа только у Алтынай при виде школы, остальные же ее «коллеги» отнеслись к начинанию Дюйшена равнодушно. Видимо, девушка уже тогда понимала, что школа – это возможность вырваться из плена теткиных побоев и общей унылости жизни в аиле, поэтому она предложила подружкам ссыпать весь кизяк, собранный за день, в школе, чтобы они не замерзли зимой. Однако девчонки только покрутили пальцем у виска и отправились домой, а Алтынай презрела возможные опасности и оставила в «храме» весь дневной «урожай». Конечно, девушке была страшно, ведь за такой поступок ее могли дома жестоко наказать, но ей было все равно – это был первый акт свободного духа в ее жизни.

После того как Алтынай совершила мужественный поступок, она вернулась на место сбора кизяка и работала до темноты, чтобы расправа тетки была не такой жестокой. Конечно, она собрала очень мало и расплатилась за смелость. Айтматов Чингиз Торекулович в «Первом учителе» сотворил в некотором роде памятник смелости детей.

Сюжет

Это рассказ о бездомной собаке, у которой никогда не было хозяина. От людей она ожидала только боли и обиды, и была готова в любой момент пустить в ход зубы, чтобы защитить свою жизнь. Иногда по ночам она выла от страха и одиночества. Но наступило лето, и на дачу, под крыльцом которой собака облюбовала себе жилье, приехала семья с детьми. Сначала они испугались чужой собаки, но постепенно стало происходить их сближение. И вскоре уже дети играли с собакой, ласкали и кормили ее, дали ей имя – Кусака. Теперь Кусака всем сердцем привязалась к этой семье и уже не представляла себе жизни без этих людей. Но наступила осень, и семья стала собираться обратно в город. Собака бегала между ними, не понимая, что происходит, почему все суетятся и бегают, но никто не хочет с ней поиграть. Только Леля спросила родителей:

«А что будет с Кусакой?» Но на этот вопрос никто не ответил, все и так понимали, что собака вновь останется брошенной. Ночью в одиночестве и тоске собака опять страшно выла от отчаяния и страха.

Читать книгу онлайн

…Кэвэв шел, с трудом вытаскивая ноги из рыхлого снега. Позади оставался кривой след — беспощадное свидетельство возраста человека. Лет двадцать назад цепочка снежных ямок от ног казалась вычерченной по длинной ровной линейке на розовом снегу. Кривая линия следов напоминала Кэвэву о том, что ему пора проведать склад погребальных дров, укрытый над таежным озерком в потаенном месте. Свой дровяной запас старик держал в секрете, о нем не знала даже жена. С годами дерево стало сухим, березовые поленницы потемнели…

Кэвэв присел отдохнуть.

Как прекрасна тайга! Даже такая редкая и мелкая, как здесь, на самой границе тундры. И деревья похожи на северных людей — коренастые, крепко держащиеся за землю. Попробуй выкорчуй вон ту иву! Придется переворошить всю землю, долбить ломом вечную мерзлоту.

Кэвэв встал и зашагал дальше, стараясь аккуратно ставить ногу, чтобы не провалиться в снег. Он глубоко вдыхал свежий воздух, и легкая боль в груди была сладостной. Свежесть, верил старик, разглаживает морщины в легких, отслаивает наросший за многие десятилетия черный табачный налет.

Неожиданно в воздухе почуялось что-то новое, необычное, странное. Кэвэв приостановился, прислушался.

Так он делал всякий раз, когда в таежных дебрях что-то настораживало его. Словно внутри существовал какой-то второй человек, который всегда был начеку, чуткий, как тугая тетива лука.

В те годы, когда Кэвэв еще охотился в тайге, этот умный двойник работал круглые сутки, приносил ему славу лучшего добытчика пушнины. И теперь, когда Кэвэв почувствовал запах дыма, услышал людские голоса, увидел высокое пламя, он догадался о случившемся, и силы покинули его. Он свалился возле разоренной поленницы.

Подбежали люди, подняли старика и понесли к огню.

Кэвэв отбивался, рвался, но люди были сильные и крепкие.

— Дедушка, да ты что? — удивленно кричал самый большой, в собачьей меховой шапке. — Что ты брыкаешься? Чего ты боишься? У-у, дикий какой!

— Сама ты дикий! — закричал ему в лицо Кэвэв. — Дикий и дурной человек. Взяли мои дрова! Жаловаться буду в Москву! Бумагу напишу!

— Пиши, пиши, — ласково сказал большой, усаживая старика на проталину от огня. — Жадность свою покажи Москве.

Кэвэв увидел близко от себя высокое, чистое, чуть синеватое сильное пламя и над ним, над этим священным огнем, большое закопченное ведро с клокотавшим варевом. Это было кощунство.

— Зачем так обидели? — выкрикивал старик сквозь слезы. — Почему взяли? Сколько дров вокруг — вали да руби…

Высокий парень присел рядом.

— Извини, старик, — сказал он взволнованно. — Не знали, что это твои дрова. Завтра утром нарубим… Ребята устали. В наледь попали, промокли. Надо было обсушиться. А тут — дровяной склад. Вернем дровишки, не сердись.

Кэвэв вдруг понял, что до этого высокого парня не доходит самое главное

— какие дрова он сжег, на каком огне варит суп в закопченном ведре.

— Не простые это дрова, — всхлипнув, сказал Кэвэв.

— Знаю, — отозвался высокий парень, сдвигая собачью шапку на затылок.

— Таких дровишек поискать. Может, деньги заплатить?

— Да что я, на деньгах твоих буду гореть? — с болью воскликнул старик.

— Не понимаю, — сказал высокий парень, виновато улыбаясь.

— Понимать нечего! — ответил Кэвэв. — Когда помру — на чем буду гореть? Сожгли мои погребальные дрова!

Он мечтал: огонь будет жарким, высоким и бесцветным. Это будет хорошее пламя — свидетельство хорошо прожитой жизни…

— Извини, дед. Если бы мы знали… Как же так получилось? Игнат!

На зов прибежал молоденький паренек. Он держал в руке дымящийся котелок с гречневой кашей, заправленной колбасным фаршем. Содержимое котелка Кэвэв безошибочно определил по запаху.

— Кто дал распоряжение взять эти дрова? — спросил высокий.

— Вы, товарищ Петров, — быстро ответил Игнат. Петров опустил голову.

— Верно, я распорядился. — Он повернулся к старику. — Один я виноват. Можешь меня наказывать как хочешь.

— Как я тебя могу наказать?

Понемногу к Кэвэву возвращалось спокойствие. Священные дрова, конечно, сожгли не из озорства, а по необходимости. Да и откуда этим русским знать древний их обычай.

— Мы тебе нарубим новых дров, — пообещал Петров. — Не сердись, старик. Поужинай с нами.

Кэвэву подали большую алюминиевую ложку. Когда в тайге предлагают еду

— грех отказываться. Он принялся за кашу, черпая ее из общей миски.

Костер пылал, кое-где дрова уже прогорели, и синий пепел вздрагивал от мощного потока теплого воздуха.

—…

Читать целиком

Развернуть

Основная идея

В кратком содержании рассказа Леонида Андреева «Кусака» повествуется о печальной судьбе одинокой собаки. Целью автора было научить человека ответственности и состраданию к тем, кто является слабее нас. После прочтения краткого содержания рекомендуем прочитать полное произведение.

Год: 1901    Жанр: рассказ

Главные герои: Кусака — собака-дворняга, Леля — девочка-подросток.

1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить. Она ищет себе укрытие и находит дачу, на которой зимует. И вот на жизненном пути Кусаки случается праздник: на дачу приезжает семья с детьми. Девочка Леля привязалась к собачке, а Кусака, в свою очередь, поняла, что как же это здорово иметь хозяина, быть кому-то нужной. Но в один из дней осени все заканчивается, дачники уезжают в город и Кусака вновь остается одна. Она не понимает, почему же люди так жестоки.

Главная мысль. Главная мысль образца русской классики «Кусака» в том, что Леонид Андреев своим текстом призывает нас любить и беречь животный, сострадать им, не выбрасывать на улицу, пополняя тем самым армии бездомных животных. И невольно вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Чему учит. Рассказ Л. Андреева «Кусака» учит людей быть ответственными за животных, которых они приручили. Человек должен проявлять милосердие по отношению к животным, только тогда его можно назвать по-настоящему человечным и разумным. Эта идея раскрывается в произведении через образ бездомной собаки, которая мечтает о хозяйской ласке и заботе.

Очень краткий пересказ

Краткий пересказ книги о нелегкой жизни собаки по имени Кусака. Она потеряла доверие к людям, поскольку за всю жизнь ее часто били и даже кидали камни. Она хотела сбежать от общества, приносившего только страдания, как можно дальше. Именно так собака попала на дачу, где никого не было.

С наступлением весны на дачу приехали хозяева. Первой собаку увидела девочка по имени Леля. Она пыталась подружиться с ней, но у нее не получилось.

Неудачное знакомство

Со временем собака начала привыкать к людям и перестала их бояться. Ей даже удалось подружиться с ними.

Однако вскоре дачники уехали, бросив Кусаку во дворе. С ней даже не попрощались.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: