«декамерон» — краткое содержание новеллы джованни бокаччо

Юстинианова чума в Древнем Риме

Первая пандемия в человеческой истории известна как Юстинианова чума. Она началась в столице Римской империи, городе Константинополе, в в 541 году до нашей эры. В те времена люди не могли понять, что за болезнь их поразила. На телах зараженных людей возникали бубоны — воспаленные лимфатические узлы. Также у некоторых людей наблюдалось кровохаркание. Во время этой эпидемии ежедневно умирало по 5-10 тысяч человек. Считается, что болезнь распространилась из-за зараженных мышей, которые прибыли в Римскую империю из Египта на кораблях. Чума быстро распространилась по Европе, Азии и Северной Африке, убив до 100 миллионов человек. В те времена население Земли было небольшим, поэтому болезнь уничтожила 50% цивилизованного мира.

Юстинианова чума в представлении художника. Ужасное зрелище

Даже современные ученые долго не могли понять, из-за чего именно возникла страшная болезнь. Только в 2013 году они нашли веские доказательства тому, что возбудителем болезни оказалась чумная палочка (Yersinia pestis), то есть люди болели бубонной чумой. Лекарство от болезни так и не было найдено. Эпидемия закончилась только тогда, когда болезнью заразились все. Многие люди умерли, а те, кто выжил, получил иммунитет.

Чумная палочка, возбудитель бубонной чумы

День первый

При царствовании Пампинеи, где рассказываются истории на любые темы

Новелла первая

Сэр Чепарелло по прозвищу Шаппелетто, негодяй при жизни, обманщик, лжесвидетель, убийца, оказывается в другом городе при смерти. Он обманывает лживой исповедью благочестивого монаха и умирает. Для того, чтобы избавить от лишних хлопот и дурной молвы двух ростовщиков, хозяев дома, в котором он остановился, Шаппелетто в предсмертной исповеди рассказывает о себе, как о святом, никогда в жизни не грешившем. Исповедовавший его старец охотно верит ему, а после смерти Шаппелетто отцы церкви причисляют его к святым; в дальнейшем Святой Шаппелетто пользуется почётом и уважением, ему молятся и к мощам его ходят паломники.

Новелла вторая

Еврей Авраам, вследствие увещаний Джианнотто ди Чивиньи, отправляется к римскому двору и, увидев там развращённость служителей церкви, возвращается в Париж, где и становится христианином, считая, что если и при таком разврате глав церкви вера католическая распространяется и крепнет, значит, в ней подлинно есть Святой Дух.

Новелла третья

Саладин, великий арабский полководец и правитель, нуждаясь в деньгах на ведение новой войны, приходит к ростовщику, еврею Мельхиседеку и задаёт ему вопрос о том, чья вера лучше, христианская, иудейская или ислам. Ростовщик понимает, что, каким бы не был ответ, Саладдин окажется недоволен, убьёт его и заберёт деньги. Чтобы избежать этого, он рассказывает полководцу историю о своём отце, который сделал три одинаковых кольца и тайно дал по кольцу каждому из своих трёх сыновей, перед этим объявив, что такое кольцо только одно и достанется оно тому, кого выберет он сам, а обладатель кольца получит и наследство. По смерти отца выяснилось, что кольца три, и братья до сих пор спорят, кто же из них законный наследник. Саладдин понимает тайный смысл истории (кольца символизируют вероисповедования), начинает уважать ростовщика и уходит без золота, но в дружбе с Мельхиседеком.

Новелла четвёртая

Один монах, «греша» вместе с некой девицей, оказывается обнаруженным аббатом, который в свою очередь не выдерживает и через некоторое время сам наслаждается девицей. Монах же обличает в этом аббата, тем самым избегает наказания.

Новелла пятая

Маркиза Монферратская, вдова, которую посещает страстно влюблённый в неё французский король, кормит того одними курами, после чего говорит, что, хотя в их стране и петухов у куриц нет, однако эти курицы ничем не отличаются от каких-нибудь других. Король понимает намёк и умеряет свой пыл.

Новелла шестая

Один человек, уплатив за свои прегрешения инквизиции, получил прощение и звание крестоносца. Он был направлен в церковь, слушать и проникаться верой, но вернувшись, он сообщил инквизитору, что его развеселила одна мысль: если дающим на земле, отданное на небесах воздастся десятикратно, то монахи должны там после смерти захлёбываться той похлёбкой, которую они, как излишек, при жизни отдают беднякам.

Новелла седьмая

Странствующий музыкант и поэт Бергамино оказывается на празднике у мессира Кане Дела Скала. Не дождавшись награды и подарка от мессира, он рассказывает тому историю о бедном, но знаменитом стихотворце Примасе, оказавшемся на обеде у аббата Клюньи, который всегда славился своей щедростью и приглашал за свой стол толпы бедняков и вообще всех желающих. Однако аббата стала мучить жадность, и он велел не подавать Примасу кушанья, а тот в это время жевал припасённый хлеб. Когда Примас стал доедать последний кусок припасённого хлеба, аббат внезапно образумился, удивился внезапной жадности, и с радостью угостил гостя. Таким образом Бергамино укорил Кане Дела Скала, который, поняв мораль, щедро одарил хитрого музыканта.

Новелла восьмая

Богатый, но скупой мессир Эрмино де Гримальди однажды просит художника нарисовать при росписи стен что-нибудь невиданное. Тот говорит, что напишет то, что Эрмино точно никогда не видел — «Благородство». Эрмино раскаивается в своей скупости и начинает проявлять щедрость.

Новелла девятая

Гасконская дама, оказавшись оскорблённой на Кипре, приходит к королю, славящемуся своей бездеятельностью и слабостью, и просит не отомстить за неё, но просто научить также как он, переносить все оскорбления и обиды. Тот понимает её укор и меняется.

Новелла десятая

Престарелый, но уважаемый и мудрый маэстро Альберто из Болоньи влюблён в одну женщину, но та пытается пристыдить его при своих подругах. Маэстро говорит, что видел, как женщины едят лук, хотя он абсолютно невкусен и неприятен, так почему бы и ему не надеяться, что вместо молодых людей женщина изберёт его, пусть неспособного отдаваться страсти, но любящего всем сердцем.

Маленькая южная страна

В один прекрасный день в некую южную страну, в маленькую гостиницу прибывает молодой учёный по имени Христиан-Теодор. Поселился он не где-нибудь, а в номере, в котором до него жил знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсон. Видимо, это неспроста, как знать?

Знает Аннунциата – дочь хозяина гостиницы. Обычно она помалкивает, но здесь, из чувства доброжелательности к новому постояльцу, делится с ним сокровенным. Оказывается, в маленькой южной стране сказки – это правда. Живут в этом месте и спящая красавица, и людоед, и Мальчик с пальчик. А ещё правил здесь когда-то король. Он давно умер и оставил необыкновенное завещание. В нём он повелевает своей дочери Луизе искать в мужья человека не богатого и знатного, а простого, честного и доброго. Наказ этот есть великая тайна, но в сказочной стране и у стен имеются уши. Так что о нём знают даже уличные мальчишки. Чтобы исполнить последнюю волю родителя, принцесса тайно покидает дворец. Многие желают обнаружить её пристанище, дабы жениться и занять королевский трон.

Танцевальная чума в Страсбурге

Эпидемия началась в Страсбурге неожиданно. На одной из узких улочек города, который в XVI веке входил в состав Священной Римской империи, вдруг появилась странная женщина. Она зажигательно танцевала. Пылкий танец продолжался шесть дней. За это время к ней присоединилось ещё около 34 человек. И все активно двигались. В целом эпидемия длилась около месяца. Танцоры менялись: кто-то падал без сил, их место занимали новые заболевшие. В общей сложности на улицы Страсбурга тогда вышло около 500 человек. Зачастую люди падали замертво от истощения. У некоторых случились инфаркты и инсульты. В пиковый период чумы в день погибало по 15 человек. Странную эпидемию зафиксировали в различных источниках: от местных хроник до записей практикующих врачей. Никто не мог пролить свет на источник жуткого заболевания.

Вместе с тем в июле 1518 года ситуация быстро ухудшалась. То, что сначала выглядело как помешательство одного человека, перешло в массовую истерию. Врачи сразу же исключили мистический или астрологический подтексты. Они заявили, что поведение людей вызвала «горячая кровь».

В итоге власти решили вышибать клин клином. Было установлено, что больным необходимо дать возможность выпустить энергию. Для этого по всему городу начали открываться танцевальные площадки. В клубах появились музыканты. Город танцевал круглосуточно. Однако власти быстро поняли, что совершили ошибку. Открытие площадок и приглашение музыкантов никак не повлияло на здоровье горожан. Список пострадавших продолжал расти. Было решено прибегнуть к мерам противоположного характера. Таким образом из города исчезли все увеселения. Закрылись бордели, танцевальные и музыкальные заведения. Азартные игры тоже оказались под запретом. С танцующими людьми работали священники.

И только спустя несколько недель эпидемия начала, наконец, отступать. Те, кто остались в живых, вернули контроль над собственными телами. В конце концов жизнь в городе вернулась в привычное русло. Эпидемия больше не повторилась, хотя и вызвала острый интерес у европейских врачей. При этом биологи и медики выдвигали одни теории, а социологи и культурологи — другие. Что могло стать причинной эпидемии, напоминающей помешательство?

«Энциклопедия итальянской жизни»

Слово «декамерон» переводится с древнегреческого как «десятиднев» и согласуется с числом героев и дней, проведённых ими за городом. Название книги также идейно соотносится с широко распространёнными в Средневековье гексамеронами, или «шестодневами», в которых рассказывалось, как бог сотворил мир за 6 дней. Но в отличие от сочинений христианских богословов, в «Декамероне» религиозные представления не играют почти никакой роли, а в центре внимания оказываются обычные люди с их личными переживаниями и индивидуальными особенностями характера. В ста новеллах перед читателем предстаёт широчайший спектр человеческих отношений и чувств: от преданности и измены в любви и в семейной жизни до находчивости и коварства в деле достижения успеха. В основу этих историй легли как собственные сочинения Боккаччо, так и переработанные им античные, сказочные и народные сюжеты. За монументальность повествования и за реалистичное изображение общественных нравов того времени «Декамерон» прозвали энциклопедией итальянской жизни.


Страница манускрипта «Декамерона». (wikipedia.org)

Четвертый всадник

Распространение христианства лишь укрепило представление об эпидемии, как о проявлении Бича божьего — кары за земные прегрешения. На протяжении столетий четвертый всадник апокалипсиса регулярно проезжал по Европе на своем бледном коне, сея вокруг мор. Первая зарегистрированная пандемия бубонной чумы (эпидемии случались и ранее) продолжалась с середины VI в. до середины VIII в. и известна под названием «Юстинианова чума». Болезнь погубила не менее 100 млн человек по всему миру, из которых 25 млн в Европе. Погибло 66% населения Константинополя. Переживший чуму византийский писатель-историк Прокопий Кеосарийский писал:

«От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло…».

Эта же эпидемия чумы отображена в одной из самых популярных книг Средневековья — «Золотой легенде» (XIII в.), собранием житий святых и фольклорных преданий за авторством монаха и епископа Генуи Иакова Ворагинского. В легенде о святом Себастьяне рассказывается о поразившей Италию эпидемии чумы. Злой ангел в наказание за прегрешения мирян разил копьем их дома, после чего каждый, выходивший из такого дома, падал замертво.

Пандемия бубонной чумы вновь охватила в Европу в XIV в. «Черная смерть» особенно свирепствовала на континенте с 1347 по 1351 гг., а отдельные вспышки болезни происходили вплоть до XIX в. По разным оценкам, только в XIV в. она унесла жизни от 75 до 200 млн человек, в том числе от 30 до 60% населения Европы. Именно бубонная чума нашла наибольшее отражение в западной литературе.

Однако с наступлением Ренессанса представление о природе эпидемии меняется. Уже в «Декамероне» (1352 г.) Джованни Боккачо чума предстает не столько божественной карой, сколько чрезвычайными обстоятельствами, форс-мажором. Более того, многие из вошедших в собрание новелл, носят откровенно антиклерикальный характер. В книге описана практика самоизоляции во время эпидемии — по сюжету несколько юношей и девушек знатного происхождения уезжают на виллу под Флоренцией, чтобы переждать охватившую город вспышку чумы.

Frank Bernard Dicksee, Смерть Меркуцио

Самоизоляция и карантинные меры во время эпидемии достаточно часто упоминается в литературных произведениях. К примеру, в пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) именно из-за чумного карантина монах не смог вовремя доставить Ромео письмо о том, что его возлюбленная не мертва, а всего лишь спит под воздействием зелья. В том же произведении Меркуцио посылает проклятие: «Чума на оба ваши дома!», — семьям Монтекки и Капулетти, однако в первоначальной версии текста, он желал им скорее черной оспы — эта инфекция также бушевала в Европе во XVI–XVII вв. Кстати, пьесу «Король Лир» Шекспир написал во время чумного карантина 1606 г.

Гедонистическому поведению знати в период эпидемии посвящен рассказ американского мастера хоррора Эдгара Алана По «Маска красной смерти» (1842 г.). Чума в нем выступает фоном для отображения несправедливости устройства общества. Принц Просперо запирается в замке вместе с царедворцами и празднует карнавал, в то время как простые люди умирают от страшной эпидемии. Однако «Красная смерть» сама приходит на карнавал, заражая всех насельников замка. Тем самым болезнь выступает в роли великого уравнителя.

Для Альбера Камю в его романе-притче «Чума» (1947 г.) эпидемия стала образом зла, для борьбы с которым необходимо объединение общества. Однако чума и зло существуют вечно, и победа над ними может быть лишь временной. А. Камю писал роман в годы, когда Франция была оккупирована нацистской Германией, и в этом плане зло имеет вполне конкретный исторический прообраз. Стоит отметить, что в романе содержится одно из наиболее точных описаний наступления эпидемии на город и реакции на это общества и представителей власти. Многое из написанного А. Камю до сих пор читается как материал новостных сводок.

Адаптации

Издание 1620 года Декамерона , напечатанное Исааком Джаггардом

Театр

  • Уильям Шекспир «s 1605 игры Все хорошо , что хорошо кончается основана на сказке III, 9. Шекспир , вероятно , первым прочитал французский перевод рассказа в William Painter » s Дворец Удовольствия .
  • Вейджер Постумуса на целомудрие Имоджен в Cymbeline был взят Шекспиром из английского перевода немецкого сказки 15- го века, «Frederyke из Jennen», чей основной сюжет пришел из сказки II, 9.
  • Лопе де Вега адаптировал как минимум двенадцать рассказов из Декамерона для театра, в том числе:
    • El ejemplo de casadas y prueba de la paciencia , основанный на сказке X, 10, которая, безусловно, была самой популярной историей о Декамероне в 15, 16 и 17 веках.
    • Дискрета enamorada , по мотивам сказки III, 3
    • El ruiseñor de Sevilla ( Они не все соловьи ), по мотивам частей V, 4
  • Пьеса Мольера 1661 года « L’école des maris» основана на сказке III, 3.
  • Мольер позаимствовал из сказки VII, 4 в своей пьесе « Джордж Данден или марийский конфонд» ( «Проклятый муж» ). В обеих историях муж убежден, что случайно покончил жизнь самоубийством своей жены.
  • Пьеса Томаса Миддлтона « Вдова» основана на сказках II, 2 и III, 3.
  • Притча о кольце из сказки I, 3 лежит в основе пьесы Готтхольда Эфраима Лессинга « Натан Мудрый» 1779 года .
  • Альфред, лорд Теннисон, использовал сказку V, 9 в своей пьесе 1879 года «Сокол» .

Прозаические произведения

  • Рассказ о пациентке Гризельде (X, 10) стал источником «Рассказа клерка» Чосера . Однако есть некоторые ученые, которые считают, что Чосер, возможно, не был непосредственно знаком с «Декамероном», а вместо этого заимствовал его из латинского перевода / пересказа этой сказки Петрарки .
  • Мартин Лютер пересказывает сказку I, 2, в которой еврей обращается в католицизм, посетив Рим и увидев развращение католической иерархии. Однако в версии Лютера (найденной в его «Застольном разговоре № 1899») Лютер и Филипп Меланхтон пытаются отговорить еврея от посещения Рима.
  • История Гризельда (X, 10) также является основой для 1694 стихотворного романа Griseldis   по Шарля Перро , позже включил в свою коллекцию 1697 Сказки матушки Гусыни .
  • Джонатан Свифт использовал сказку I, 3 в своей первой крупной опубликованной работе «Повесть о ванне» (1704 г.).

Стихи

  • Джон Китс позаимствовал рассказ о Лизабетте и ее горшке с базиликом (IV, 5) для своего стихотворения « Изабелла или горшок с базиликом» .
  • После своей смерти Перси Биши Шелли оставил отрывок из стихотворения под названием «Джиневра», которое он взял из первого тома итальянской книги под названием L’Osservatore Fiorentino . Сюжет этой книги, в свою очередь, был взят из сказки X, 4.
  • Генри Уодсворт Лонгфелло адаптировал сказку V, 9 к поэме «Сокол сира Федериго», включенной в его сборник 1863 года « Сказки придорожной гостиницы» .

Опера

  • Венецианский писатель Апостоло Зенон написал либретто « Гризельда» в 1701 году, частично основанное на сказке X, 10, а частично на ее театральной адаптации Лопе де Вега « El ejemplo de casadas y prueba de la paciencia» . Музыка к либретто писали разные композиторы, в том числе Карло Франческо Поллароло ( Гризельда , 1701), Томазо Альбинони ( Гризельда , 1703), Антонио Мария Бонончини ( Гризельда , 1718), Алессандро Скарлатти ( Гризельда , 1721), Джованни Бонончини ( Гризельда , 1722). и Антонио Вивальди ( Гризельда , 1735).
  • Джузеппе Петрозинелли в своем либретто комической оперы Доменико Чимарозы « Итальянская девушка в Лондоне» использует историю гелиотропа (гелиотропа) в сказке VIII, 3.

Кино и телевидение

  • «Ночи Декамерона» (1924) были основаны на трех сказках.
  • «Ночи Декамерона» (1953) были основаны на трех сказках с Луи Журденом в роли Боккаччо.
  • Архангел Гавриил и мадам Гусь» Иржи Трнка (1965) — это анимационный кукольный фильм, основанный на рассказе Декамерона (IV, 2).
  • Пазолини «ы Декамерон (1971) представляет собой антологию фильм , который включает в себя девять из историй.
  • Фильм 2007 года « Территория девственниц» — это романтическая комедия, основанная на истории создания «Декамерона» .
  • Фильм 2015 года « Удивительный Боккаччо» основан на четырех сказках.
  • Комедия 2017 года The Little Hours адаптировала сказки III, 1 и III, 2.

Неправильно считается адаптацией

  • Чосер «s„ Рассказ Франклина акция“его сюжет с сказочным X, 5, хотя это не является следствием прямого заимствования из Боккаччо. Скорее, оба автора использовали общий французский источник.
  • Мотив трех сундуков в «Венецианском купце» Шекспира можно найти в сказке X, 1. Однако и Шекспир, и Боккаччо, вероятно, натолкнулись на сказку в Gesta Romanorum .

Чума

Афинская чума (230 года до н.э. до 226 года до н.э.)

На второй год Пелопонесской войны, которая развернулась между Афинами и Спартой, началась эпидемия, которая скосила за 4 года четверть населения Афин. Вот что пишет знаменитый немецкий историк 18 века Карл Фридрих Беккер в своей известной книге: «У больных воспалялись язык и горло; палящая жара выгоняла несчастных к общественным колодцам, около которых каждое утро можно было видеть множество трупов». 

В итоге, болезнь унесла жизнь Перикла — одного из полководцев и лидеров Афин. Историки считают поражение Афин в той войне началом заката эллинской цивилизации. Несмотря на название «чума», учёные не исключают возможности, что афиняне столкнулись с эпидемией брюшного тифа. 

Антонинова чума (165-180 годы н.э)

Эпидемия, которая разразилась в Римской империи. Примерно в эти же годы страшная болезнь охватила Китай. У современных учёных есть разные версии относительно возможной связи двух явлений. По некоторым данным, римляне могли подцепить инфекцию при захвате древнего города на реке Тигр под названием Селевкия. Один из самых известных врачей античного мира Клавдий Гален, обладая пытливым умом, конечно же, догадывался о заразности некоторых недугов и говорил о выдыхаемом больными «гнилостном воздухе».

Ту эпидемию зовут ещё «Галеновой чумой», в честь автора-описателя симптомов болезни, в том числе благодаря ему сведения дошли до наших дней. Кроме прочих симптомов Галеном была описана сыпь на теле заражённых. Сегодня это даёт основания предполагать, что явление, которое античные историки назвали Антониновой чумой была эпидемией оспы. 

Юстинианова чума (541 — 750 годы н.э.)

Первая зафиксированная источниками пандемия чумы в истории человечества. Была названа в честь византийского императора Юстиниана Первого. Возможно, унесла около 90 миллионов жизней Европе, Азии, Северной Африке. Мнения о том, откуда пришла болезнь, расходятся: есть догадки, что источником чумы мог стать Египет или даже Эфиопия, однако существует мнение, что инфекция могла начать распространение в Центральной Азии (как известно, этот регион, включая Казахстан, является эндемичным для чумы). 

«Чёрная смерть» (1346 — 1353 годы) 

Вторая пандемия чумы. Очаг вновь мог располагаться как на территории Центральной Азии, так и в пустыне Гоби (о том, что очаг мог располагаться на территории современного Татарстана, читайте здесь).

Как и Антонинова чума, зараза свирепствовала в Китае и в Европе, а также, например, в Золотой Орде. Главным переносчиком заразы стали крысиная и человеческая блоха. Ужас, который вызвала эта пандемия у средневековых народов, объясняется стопроцентной летальностью болезни и неизвестными её причинами (ученые мужи того времени продвинулись в понимании природы болезней не намного дальше Клавдия Галена). 

Во время пандемии появилась новая специализация во врачебном деле — чумной доктор. Это были доктора, которые соглашались работать с неизлечимыми пациентами. Они надевали своеобразную медицинскую маску, которая отличалась характерным «клювом», длинный защитный костюм, шляпу и перчатки. Костюм изобрёл французский медик Шарль де Лорм в 1619 году. Считалось, что маска отпугивает болезнь.

Последствия пандемии были катастрофическими, от болезни умерло до 60% населения Европы. Более-менее локальные вспышки чумы будут происходить на протяжении 18 и начале 19 веков в Англии, на территории континентальной Европы и в России. Следующая пандемия чумы, третья по счёту, произойдёт в 19 веке. 

Последствия «черной смерти»

В результате чумы 14 века население Европы сократилось в три раза. В 1969 году английский историк Циглер провел фундаментальное исследование «черной смерти». Он указал, что ее жертвами стали от 20 до 25 миллионов. Кроме демографических последствий, чума сильно изменила ход истории. Из-за чумы возник огромный дефицит рабочей силы, землю раздавали крестьянам практически бесплатно, параллельно давая освобождение от крепостного права, началось экономическое развитие Европы.

Кроме того, чума подорвала веру людей церкви, которая молитвами не спасла миллионы людей. Кризис католической церкви привел к формированию Ренессанса, а затем к началу Реформации.

Темы и проблемы

В рамочной композиции, как было сказано ранее, выражено представление об идеальном обществе эпохи раннего гуманизма. В нем продвигаются идеи равенства, любви и свободы, регулируемые сводом неких правил и демократично избираемым правителем.

Сами же новеллы посвящены жизни простых итальянцев, житейским историям людей из различных социальных слоев. Объединяет почти все новеллы характерная для прозаических произведений идея о любви возвышающей и высоконравственной, а также крайне популярное среди народа высмеивание дурных черт духовенства и монашества.

Однако центром внимания у Боккаччо остается проблема личностного самосознания, получившая дальнейшее развитие в философии гуманизма и культуре эпохи Возрождения в целом.

Джованни Боккаччо «Декамерон»

Книга увидела свет в 1352 году. Основой для сюжета послужили рассказы средневековой литературы и произведений на латинском языке. Джованни Боккаччо вдохнул в них живую искру, в результате чего появилась многогранная картина жизни и нравов эпохи Возрождения. Работать над произведением писатель стал задолго до начала чумы. Когда же Флоренцию охватила эпидемия этой заразы, во время которой умерли его жена и дочь, то Боккаччо вложил все силы для его завершения.

Согласно некоторым источникам, неаполитанская королева заказала жизнеутверждающую книгу писателю, дабы её подданные не теряли надежду и успокоились.

Новаторство «Декамерона» в том, что Джованни ввёл в литературу новый жанр — новеллистику, использовав народный итальянский язык. Короткие, интригующие рассказы пришлись по нраву читателям, ведь раньше книги писались на латинском, который знали только учёные люди и священники.

Знакомство с принцессой

Продолжаем исследовать пьесу «Тень» (Шварц). Краткое содержание произведения на этом не заканчивается. Продолжаем… Слушая рассказ простой девушки, учёный без конца отвлекается. Он всё смотрит на балкон соседнего дома, на который непрестанно выходит прекрасная незнакомка. Аннунциата замечает странное поведение нового постояльца и предупреждает его, что, возможно, это и есть начало новой сказки, и конец её может быть печальным. Христиан-Теодор успокаивает её, и вместе с тем решается заговорить с незнакомой девушкой. Он влюбляется с первого взгляда, и, кажется, его чувство взаимно. Евгений Шварц («Тень», краткое содержание которой мы продолжаем излагать) незаметно подводит читателя к предположению, что, возможно, она и есть та самая сбежавшая принцесса?

Учёный жаждет продолжения разговора и с долей иронии предлагает лежащей у его ног тени отправиться вместо него к юной красавице и рассказать ей о его любви. Неожиданным образом тень и вправду отделяется, ловко проскальзывает в дверь соседнего балкона и исчезает в тёмном пространстве. Молодому человеку резко становится плохо. В комнату вбегает хозяйская дочка. Её опасения и страхи не были напрасными: тени нет, а это очень дурное предзнаменование. Она бежит за доктором.

Все эти эпидемии, унесшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества

   Но вернемся к пандемии, случившейся в середине XIV века. Это было одно из самых страшных событий в средневековой истории человечества. Болезнь получила название «черной смерти» из-за черных бубонов, появлявшихся на теле больного.

Пандемия Черной Смерти охватила Европу в период 1346–1351 годов и затем повторялась каждые несколько лет уже с меньшей интенсивностью в разных частях Европы на протяжении трех столетий. «Черная смерть» в течение каких-то 2–3 лет поразила всю Европу, вплоть до таких ее отдаленных уголков, как Норвегия, и даже добралась до Гренландии.

Считают, что за 1348–1351 годы чума уничтожила треть населения стран, лежащих между Исландией и Индией.

По имеющимся данным, за эти годы от чумы погибло около 20 млн человек только в Западной Европе. В разгар эпидемии в Вене ежедневно умирали 500–800 человек, а в иные дни эта цифра доходила до 1200.

В Италии потери были еще больше – там вымерла почти половина населения, в Венеции – даже три четверти, во Флоренции – две трети. Итальянский поэт и гуманист Франческо Петрарка, сообщая другу об опустошениях, произведенных чумой во Флоренции, писал:

   Очаг «черной смерти», пришедшей в Европу, вспыхнул в глубинах Азии в 1320 году. После того как в VI веке Европа уже столкнулась с чумой, страшное бедствие как будто погрузилось в сон на семь столетий, с VI по XIV век бубонная чума вообще не проявлялась!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: