Марат

Борьба с жирондистами и террор

Ожесточённый тон газеты вызвал преследования Марата. Он принужден был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы; один раз даже бежал в Англию — но эти гонения придали ему лишь ещё больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников. В конце 1791 г. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «Ecole du citoyen», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Нападения на него жирондистов, требовавших привлечения его к суду за подстрекательство к убийствам, вызвали в нём страшную к ним ненависть, тем более, что его печатные станки опять стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. События 10 августа дали ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал к умерщвлению всех антиреволюционеров. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинцию приглашали последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал своё участие и называл сентябрьские события «несчастными»). Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793 г. был призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к убийству и грабежам; доказательства были взяты из разных номеров его газеты. 24 апреля 1793 г. революционный трибунал единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведён обратно в конвент. Теперь вся его деятельность устремилась на уничтожение жирондистов; он был одним из главных виновников их проскрипции.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит о просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.


«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.


Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.


Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.


Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.


Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны


Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).


Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Позднее творчество

За основу своей следующей пьесы под названием «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольер взял известную испанскую легенду и сделал главного героя воплощением всех известных пороков дворянского общества.

Иллюстрация к пьесе «Тартюф». (Wikimedia Commons)

В конце 1660-х гг. он пишет и ставит множество заказных пьес и продолжает исполнять в них ключевые роли. Однако из-за семейных неурядиц и постоянной борьбы за королевскую сцену здоровье Мольера ухудшилось, и он все чаще был вынужден делать длительные перерывы в работе. Все это заметно отразилось на пьесах драматурга. Так, комедия 1666 года «Мизантроп, или Желчный влюбленный» была неоднозначно воспринята широкой публикой, требующей эффектных и увеселительных зрелищ и разочаровавшейся в недостатке действия и в почти полном отсутствии комического.

В попытке вновь привлечь внимание к своему театру Мольер обращается к легким фарсовым комедиям, более свойственным его раннему творчеству, и создает пьесы «Лекарь поневоле», «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена», получившие восторженные отзывы зрителей. Наряду с этим Мольер в поздние годы обращается к теме накопительства («Скупой»), отношений в браке («Ученые женщины») и распада мещанской семьи («Мнимый больной»)

Премьера последней пьесы состоялась незадолго до смерти Мольера. 17 февраля 1673 года, во время очередного представления «Мнимого больного» Мольеру, который исполнял главную роль, стало плохо, и его на руках унесли домой, где он вскоре скончался.

Кухонный нож как орудие истории

Для осуществления своего замысла она встретилась с приехавшими в Кан жирондистами и получила от них рекомендательное письмо к их единомышленникам — депутатам Конвента в Париже. Своей настоящей цели Шарлотта не раскрывала — она говорила, что якобы хочет похлопотать о своей подруге по пансиону, оставшейся без средств к существованию.

Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, поэтому написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. «О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона… Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!» — писала Шарлотта Корде.

Девушка пыталась встретиться с Маратом якобы для того, чтобы передать ему новый список «врагов народа», обосновавшихся в Кане.

К тому времени Жан-Поль Марат почти не появлялся в Конвенте — он страдал от кожного заболевания, и страдания его облегчала только ванна, в которой он дома и принимал посетителей.

После нескольких обращений 13 июля 1793 года Шарлотта Корде добилась аудиенции у Марата. С собой она прихватила кухонный нож, купленный в парижской лавке.

При встрече Шарлотта рассказала ему об изменниках, собравшихся в Кане, а Марат заметил, что они скоро отправятся на гильотину. В этот момент девушка ударила находящегося в ванной Марата ножом, убив его на месте.

Корде была схвачена немедленно. Каким-то чудом её удалось спасти от гнева толпы, желавшей расправиться с ней прямо у трупа поверженного кумира.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Идёшь в поход? Возьми гильотину!

Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи. Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта, которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон.

Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника.

Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года.

Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье.

Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины.

Эпоха Французской революции

Как это часто бывает накануне революций, Франции в непростой период её истории не повезло с королём. Людовик XVI из династии Бурбонов, в сущности, был неплохим человеком, но не государственным деятелем (что роднит его со многими «товарищами по несчастью», к примеру, с Николаем II). Он легко поддавался чужому влиянию (королевы Марии-Антуанетты или министров) и больше любил столярное ремесло и охоту, чем управление государством. В былые десятилетия это не сыграло бы никакой существенной роли — в 1720 — 1770-е годы страна переживала экономический рост, за которым следовал и рост демографический. Но он закончился. Обострилась хроническая проблема: финансы Франции «пели романсы» уже давно. Аристократия и двор тратили колоссальные деньги: дворцы, увеселения, бессмысленные войны… Платили же за всё это политически бесправные буржуа, мещане и крестьяне — «третье сословие». Последние, конечно, выражали по этому поводу всё больше неудовольствия.

Во второй половине 1780-х гг. начался очевидный экономический кризис. Огромный внешний долг, разорение французских предприятий, чья продукция не выдерживала конкуренции с импортными товарами, растущая безработица, неурожай и рост цен на хлеб и вино (а это самое главное!) не оставляли выбора: Франции требовался пересмотр системы налогообложения. Третье сословие — а это 94% населения — не могло больше платить, разоряться и спокойно смотреть, как остальные 6% (дворянство и духовенство) транжирят их деньги. Нужен был всеобщий поземельный налог. Тягу третьего сословия к справедливости подпитывали просветители: идеи эпохи Просвещения о естественных правах человека и равенстве всех людей подкрепляли уверенность в том, что дворяне и церковь тоже должны пополнять казну, а кроме того, неплохо было бы освободиться от их гнёта.

Людовик XVI. (Wikimedia Commons)

Кризис всё больше пробуждал интерес «низов» к политике, но аристократия и духовенство упорно отказывались платить, хотя даже король уже ясно видел угрозу народных волнений. В этих обстоятельствах по совету министра финансов Жака Неккера Людовик XVI в январе 1789 года согласился созвать Генеральные штаты (собрание представителей трёх сословий с совещательными полномочиями).

Хроника Французской революции, или Кратко о произошедшем:


Май 1789 года — начало работы Генеральных Штатов и сословного конфликта


17 июня 1789 года — депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием


14 июля 1789 года — взятие Бастилии


26 августа 1789 года — принятие Декларации прав человека и гражданина


3 сентября 1791 года — Национальное собрание принимает Конституцию


Октябрь 1791 года — выборы в парламент — Законодательное собрание


Апрель 1792 года — начало войны с Австрией и Пруссией


Сентябрь 1792 года — созыв Национального Конвента и провозглашение республики


21 января 1793 года — казнь Людовика XVI


Май 1793 года — начало якобинской диктатуры и террора


27 июля 1794 года — термидорианский переворот


22 августа 1795 года — Национальный Конвент принимает новую республиканскую конституцию


9 ноября 1799 года — свержение Директории и начало военной диктатуры Наполеона Бонапарта

Посмертная пощёчина

После допроса она была отправлена в тюрьму. Следствие и суд были скорыми, а приговор очевидным. Шарлотта Корде не просила о снисхождении, но настаивала, что совершила убийство в одиночку. Это не помогло — в Париже уже начались аресты её предполагаемых пособников, которых также ждал смертный приговор.

В те времена не было фотографии, но художник Гойер в день суда и за несколько часов до казни сделал набросок портрета убийцы Марата.

Суд присяжных утром 17 июля единогласно приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. На девушку надели красное платье — по традиции, в нём казнили убийц и отравителей.

По свидетельству палача, Шарлотта Корде вела себя мужественно. Весь путь до места казни на площади Республики она провела стоя. Когда вдали показалась гильотина, палач хотел закрыть её вид от приговорённой, однако сама Шарлотта попросила его отойти — она сказала, что никогда не видела это орудие смерти, и ей очень любопытно.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась. В половине восьмого вечера она взошла на эшафот и была казнена при большом скоплении народа. Плотник, помогавший устанавливать помост, подхватил отрубленную голову девушки и выразил ей своё презрение, дав пощёчину. Этот поступок пришёлся по вкусу радикальным сторонникам Марата, но был осуждён официальными властями.

Личность Шарлотты Корде вызывала много споров и после казни. Например, труп был освидетельствован врачами, которые подтвердили, что 24-летняя девушка была девственницей.

Её тело было захоронено на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии, уже после эпохи Наполеона, кладбище было снесено.

Наполеоновский переворот (1799)

В 1797–1798 годах Наполеон одержал ещё несколько блестящих побед в Сирии и Египте. Другие державы с тревогой смотрели на усиливающуюся Францию и копили силы для новой войны.

Теперь французам противостояли Великобритания, Австрия, Италия, Швеция, Россия и Турция. Страна снова оказалась под угрозой вторжения. Но французы надеялись на военный гений Наполеона. 

Осенью 1799 года несколько членов Директории решили устроить заговор против своих оппонентов и обратились к Наполеону за военной поддержкой. Молодой генерал понял, что пробил его час. 

10 ноября 1799 года он в сопровождении солдат явился на заседание Совета пятисот и заставил его передать власть трём консулам, одним из которых Бонапарт назначил себя. На этом событии Великая Французская революция окончилась.

Революция. Газета «Друг народа»

В 1789 г. он написал «Дар отечеству» («Offrande à la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причём Марат с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национального собрания. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него.

Смерть

Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.

Могила Жан-Поля Сартра

Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.

Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.

Революция. Газета «Друг народа»

В 1789 г. он написал «Дар отечеству» («Offrande à la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причём Марат с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национального собрания. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него.

Конституционная монархия (1789—1792)

Король не собирался сдаваться: 11 июля он уволил министра финансов Неккера, который поддерживал третье сословие. Это возмутило всех: простые граждане видели в нём заступника, а дворяне понимали, что он — единственный, кто может остановить экономический кризис. Париж окружали королевские войска. По городу ползли слухи о предстоящей резне. 

Участники Учредительного собрания решили нанести упреждающий удар. 

14 июля 1789 года толпа парижан захватила Бастилию — крепость-тюрьму для политзаключённых. Именно этот день считают началом Великой Французской Революции. Бастилия была для восставших символом ненавистного самодержавия. Кроме того, революционеры надеялись найти там оружие. Позже этот замок сравняют с землёй. Примечательно, что на момент штурма там содержалось всего семь заключённых — четыре фальшивомонетчика, двое умалишённых и убийца. 

Волна восстаний под девизом «Свобода! Равенство! Братство!» прошла по всем крупным городам: всюду свергали королевское правительство и присягали Учредительному собранию.  

Оценив масштаб беспорядков, Людовик отозвал войска и вернул Неккера на пост министра. 

С этого момента Учредительное собрание стало верховным органом власти в стране. В начале августа было окончательно ликвидировано крепостное право, отменены феодальные повинности крестьян, а дворяне и духовенство лишились привилегий. Сословия упразднили. Чиновников и священников больше не назначали, а выбирали. Всё церковное имущество национализировали. 

26 августа 1789 была принята Декларация прав человека и гражданина. Свобода личности, слова и убеждений объявлялась естественной и принадлежащей каждому от рождения. Отныне все люди были равны перед законом. 

Вначале король отказался принять Декларацию и другие декреты, но был вынужден сделать это под давлением общества. А после принятия Конституции 3 сентября 1791 года у короля осталась лишь исполнительная власть, и та была сильно ограничена. Фактически его функции теперь сводились к тому, чтобы подписывать приказы Законодательного собрания, созданного взамен Учредительного.

Принятие Конституции положило конец абсолютизму во Франции. Однако Великая Французская буржуазная революция на этом не кончилась.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается Великая французская революция. 

Личная жизнь

Жан-Поль Марат был так занят научными и политическими делами, что о своей личной жизни и не думал. Женщины революционера интересовали и они у него были, но известно о них не много.

Известна только одна законная супруга Марата – Симона Эврар. С молодой красавицей Жан-Поль познакомился через общего знакомого, который работал в типографии. Они старались держаться вместе, но как только в Париже начались беспорядки, их союз распался.

Некоторые источники утверждают, что еще в глубокой молодости он был неоднократно замечен в обществе немецкой художницы Ангелики Кауфман. Он с ней познакомился на одном из вечеров. Но в своем будущем он не видел ее рядом, как спутницу по жизни.

Ангелика Кауфман

Также из романов и кино миру стало известна еще одна женщина Марата. По слухам он хотел ради Анны Летиции Эйкин-Бардо стать подданным Великобритании.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»

Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Интересные факты

  • В раннем детстве, не имея денег на учебу в классических французских школах, Марат получал жизненные уроки, переезжая из страны в страну. Он пытался присоединиться к обществу исследователей Венеры, желая через телескоп рассматривать Солнце, звезды и полную Луну.
  • Марат написал собственную конституцию, основанную на принципах равноправия, предлагая наладить жизнь третьего сословия за счет состояний богатых людей. Также революционер являлся автором государственных законодательств, ряд из которых в оригинале сохранился до сегодняшних дней.м
  • Будучи исследователем-экспериментатором, Жан-Поль пренебрегал авторитетами, из-за чего его не понимали в просвещенных европейских кругах. Он опубликовал труды о громоотводах и природе землетрясений, перевел «Оптику» Исаака Ньютона в 1780-х годах.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: