Никита кожемяка

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Русс

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Легенда о Никите Кожемяке

Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом.

Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?»

И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все.

Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?»

И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже…»

В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего — чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

История, традиции, обычаи, легенды, загадки: Вадосов блог

Никита кожемяка основная мысль. Отзыв о сказке «Никита Кожемяка

Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя. Но Змей, потрясенный ее красотой, не съел царевну, а взял себе в жены и запер в пещере. Когда он уходил на свой ужасный промысел, то запирал ее огромным валуном. У царевны была собачонка, она проследила куда Змей уволок красавицу и, когда того не было, то носила от царевны весточки к родным. Однажды царь попросил узнать у Змея, кто его сильней и сможет победить. Царевна так и сделала и написала, чтоб родители нашли в Киеве Никиту Кожемяку – только он может ее освободить.

Когда царь попросил Никиту помочь одолеть Змея тот поначалу отказался, но увидев слезы тысячи маленьких детей, оставшихся сиротами из-за бесчинства Змея, согласился. Он вызвал на бой чудовище и когда победил его, Змей взмолил о пощаде. Тогда Никита предложил поделить землю, чтоб у каждого была своя территория. Никита запряг Змея в соху, и они пропахали огромную борозду до самого моря. Разделив землю, они стали делить воду, и на самой середине моря Никита утопил Змея. За свой героический подвиг Никита ничего не взял и продолжил, как прежде, мять кожи. Говорят, до сих пор осталась та борозда.

Сказка (повесть, былина) Никита Кожемяка.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль – именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Читательский дневник по русской народной сказке «Никита Кожемяка»

Автор народ.

Название: «Никита Кожемяка».

Число страниц 2.

Жанр произведения: богатырская сказка.

Главные герои: Никита Кожемяка, змей.

Второстепенные герои: царь, царевна.

Характеристика главных героев:

Никита Кожемяка — добрый и сильный.

Сумел хитростью и смекалкой победить страшного и ненасытного злодея.

Змей — страшный и злой.

Струсил перед появлением молодца, но принял бой.

Был убит за все свои лихие дела.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — хитрый, умный.

Царевна — находчивая.

Краткое содержание сказки «Никита Кожемяка»

Однажды змей похитил царевну.

Не знал царь, как спасти дочь.

Но царевна узнала, что боится змей Никиту Кожемяку.

Начал царь уговаривать богатыря выйти против змея.

Долго отказывал богатырь, но перед сиротами не устоял.

Обмотался пенькой и вызвал змея на бой.

Повалил богатырь змея и начал душить.

А тот о пощаде молит, просит мир поделить.

Стали они мир делить, а как до моря дошли, тут и утоп змей.

Основная мысль сказки «Никита Кожемяка»

Главная мысль сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.

Основная идея произведения в том, что Родину надо защищать.

Сказка учит верить в добро.

Учит защищать слабых, свою землю.

Учит смелости, находчивости, упорству.

Краткий отзыв по сказке «Никита Кожемяка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что много на Руси богатырей славных.

И даже простой кожемяка может оказаться легендарным героем, если ему придётся защищать свою землю и народ.

Это интересная богатырская сказка.

В ней говорится о том, как богатырь Никита победил могучего змея и утопил его в море.

Мне понравился простой и очень сильный Никита.

Он много трудился и потому стал очень сильным.

Но у него было доброе сердце и он не мог смотреть на обиженных сирот.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что героем может стать каждый.

Надо лишь верить в свои силы и бороться за правое дело.

Пословицы к сказке

  • Кто кого согнёт, тот того и бьёт.
  • Сила солому ломит.
  • Смекнёшь да схитришь — врагов победишь.
  • Один мигнёт, а другой уже смекнёт.
  • У сметливого солдата и рукавица — граната.

Словарь неизвестных слов

  • Воловьи — бычьи.
  • Пенька — волокно из конопли.
  • Борозда — канавка на поверхности земли.
  • Промеж — между.
  • Сажень — старинная мера длины.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Вольга Всеславьевич»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Баба Яга»
  • «Белая уточка»
  • «Бой на Калиновом мосту»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость

Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.

Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.

В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.

https://youtube.com/watch?v=SLbMJN-5TIY

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Произведение учит:

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость

Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.

Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.

В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Произведение учит:

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

Никита Кожемяка читать

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева змей потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.
Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней.

Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

(Илл. Л.Владимирского, изд. Советская Россия, 1990 г.)

Сюжет

Давным-давно повадился страшный змей совершать налеты на славный город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей и царскую дочку, но не съел ее, как остальных, а запер в своем убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она писала записочку родителям, привязывала ее к собачке. Собачка относило весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом.

Царь велел дочери узнать у змея, кто на всем свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке. Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку, и дать ему задание вызволить ее из плена.

Царь с царицей лично отправились к Никите, который в это время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка, и наотрез отказался идти к змею.

Тогда царь собрал всех осиротевших из-за лютого змея деток, и отправил их к Никите с просьбой убить проклятое чудовище. Не смог отказать детям Никитушка. Отправился он к логову змея, вызвал его на честный бой, и принялся что есть силы душить. Взмолился змей о пощаде, и предложил Никите поделить пополам всю землю. Тот согласился, а сам утопил змея в Черном море. Спас Никита Кожемяка царевну, и вернулся домой мять кожи.

С этой книгой читают

Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхПушкин Александр Сергеевич

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

3.9
 (2)

Сказки для самых маленькихМаршак Самуил Яковлевич

Одному (не очень умному) мышонку надоела мамина колыбельная песенка. И стала мама-мышь приглашать к своему ребенку разных нянек – и утку, и жабу, и тетю лошадь, и курицу,…

4.5
 (3)

Стихи и сказкиЗаходер Борис Владимирович

В книгу вошли популярные детские произведения писателя: стихи: «Кит и Кот», «Кискино горе», «Час потехи», «Моя Вообразилия», «География всмятку» и многие…

Сказки про МартуСабитова Дина Рафисовна

Марта — весёлый и шаловливый котёнок. Ей всё любопытно и интересно: строить замки из песка, играть в пиратов и прикасаться ко всему, что трогать запрещено. Иногда она так…

3.48
 (5)

Сказка о жабе и розеГаршин Всеволод

«Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные…

3.9
 (5)

СказкиАндерсен Ханс Кристиан, Гримм братья Якоб и Вильгельм, Дюкло Шарль Пино

В эту серию вошли самые известные и самые лучшие произведения зарубежной и отечественной классики. Сказки, стихи, рассказы — все, что с удовольствием в детстве читали…

4.6
 (3)

Народные русские сказкиАфанасьев Александр Николаевич

Народные русские сказки – мудрые и поучительные, смешные и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир, где лиса может быть…

4.4
 (1)

Сказки по телефонуРодари Джанни

Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению можно и нужно учить детей как можно раньше

Используя сказки…

4.4
 (4)

Сказка Никита Кожемяка читать

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девице; возьмет девицу, да и съест ее.
Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.
Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.
Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?
Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее.
Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.
Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.
В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.
Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!
Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб защитил их от змея лютого. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и обмотался ею, чтобы змей не съел, да и пошёл на него.
Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.
— Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!—сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.
Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился со змеем Никита Кожемяка, только одолел змея. Стал змей молить Никиту:
— Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в целом свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.
— Хорошо,— сказал Кожемяка,— надо межу разделительную проложить.
Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.
— Ну,— говорит змей,— теперь мы всю землю разделили!
— Землю разделили,— проговорил Никита,— давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.
Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, отчего эта борозда,— называет ее валом.
Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

Описание

Никита Кожемяка – русская народная сказка Александра Афанасьева. Особенно мальчишки любят слушать сказки про богатырей. В Киеве появился змей, который начал таскать людей и съедать их. И только царскую дочь он не съел, а замуровал в своей берлоге. А царевна стала писать письма родителям, пока змея не было. Она отдавала письмо собачонке, и та относила их. И вот однажды царевна решила узнать у змея кто сильнее его. Змей сначала не хотел говорить, но все же сдался и рассказал, что это Никита Кожемяка. Тогда царевна написала письмо родителям, о том, чтобы они нашли Никиту Кожемяку. С целью освободить ее из плена.

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса

Ход занятия

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: — Какое время года сейчас? (зима)

— Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)

— Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)

— Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?

— Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)

— А вы знаете, как называли защитников на Руси? (богатыри)

— Как вы думаете, какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)

— Вы хотели бы быть на них похожими?

-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки?

— Присаживайтесь на стулья и мы поговорим с вами о них. Чем сказки отличаются от рассказов? (Сказка это придуманное, а рассказ правда)

— Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина, отрицательных — (баба Яга, змей Горынович)

— Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Ребята,а давайте проверим, знаете ли сказки,я буду вам загадывать, а вы будете их отгадывать и показывать на доске.

1. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

«Волк и семеро Козлят. «

2. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра?

«По-щучьему велению»

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

«Гуси-лебеди»

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

«Царевна лягушка»

— Молодцы, отгадали загадки.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: — Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», хотите?

Чтение сказки «Никита Кожемяка»,

Физминутка

Богатырь он таков:

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы смотри,

Станем как богатыри.

Воспитатель: — Ребята как называется сказка?

— Кто главные герои в сказке?

— Кем был главный герой?

— В каком городе появился змей?

— Почему змея боялись?

— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

— Что предложил змей Никите Кожемяке?

— Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

— Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

— Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

Межа – граница земельных владений

Соха – орудие для вспашки земли

Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой

Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)

Кожи мять – делать кожу мягкой

— В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему.

Смелый — трусливый

Тишина – шум

Зима – лето

Счастье – горе

Труд – отдых

Старт – финиш

Победа – поражение

Твердый – мягкий

Открытый – закрытый

Сухой – мокрый

Повесить – снять

Включить – выключить

Положить – взять

Ехать – останавливаться

Чистота – грязь

Целое – часть

Тяжелый – легкий

Холодный – горячий

Веселый – грустный

Сильный слабый

Воспитатель: — Чем мы сегодня занимались?

— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Можете подойти к доске и посмотреть иллюстрации к сказке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: