Краткое содержание «Вам и не снилось»
С нового учебного года девочка Катя переходит в новую школу, так как ее мама и отчим получили новую квартиру в другом районе города. Одноклассником девочки оказывается мальчик по имени Рома, папа которого много лет назад был влюблен в маму Кати – Людмилу Сергеевну.
Ребята знакомятся, и между ними возникает симпатия. Чувство между Ромой и Катей не похоже на влюбленность, типичную для их возраста, оно намного глубже и сильнее. Однако мама Романа всеми силами старается разлучить влюбленных. Сначала она не разрешает сыну общаться с Катей, а затем и вовсе забирает его документы со школы. Влюбленный юноша не сдает своих позиций и продолжает видеться с одноклассницей. Чтобы окончательно разлучить ребят, Вера Васильевна отправляет сына в другой город, где живет его бабушка, которая якобы нуждается в уходе.
Катя, узнав о том, что скрывается за сложившейся ситуацией на самом деле, едет за Ромой, чтобы поговорить с ним, но здесь случается трагедия. Юноша, увидев девушку из окна, в пылу ссоры с бабушкой, пытавшейся не пустить его на улицу, случайно поскальзывается на подоконнике и падает вниз. Падение Ромы смягчает снежный сугроб. Катя подбегает к нему и помогает подняться.
Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно
В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.
Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.
В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.
Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.
Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.
Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.
Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».
Князья призадумались: и верно, не стоит осаждать тех, кого нельзя победить. Отпустили они заложников, свернули свое войско и убрались восвояси. Так хитрые белгородцы без оружия справились с сильным врагом.
«Вам и не снилось» (фильм 1980 года)
Премьера мелодрамы состоялась в марте 1981 года. За первый год ее посмотрели около 26 миллионов телезрителей. По опросу журнала «Советский экран», картина стала лучшей из тех, которые вышли за этот период.
Режиссер «Вам и не снилось» снял фильм по рассказу Г. Щербаковой, который имел название «Роман и Юлька». На написание повести женщину вдохновила история собственного сына. Будучи девятиклассником, он полез по водосточной трубе на шестой этаж к своей любимой девушке. Мальчик оставил возлюбленной записку на балконе, а когда начал спускаться, труба внезапно отвалилась. Никто не пострадал, но история запомнилась на всю жизнь. Чем отличается содержание «Вам и не снилось», краткое изложение которого вы найдете в этой статье, от настоящей истории, произошедшей с сыном Галины? И что случилось с Романом (Никитой Михайловским) в настоящей жизни?
Историческое значение
Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:
- Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
- Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.
Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.
Кто сыграл роль девочки Кати?
В мелодраме сыграли такие известные советские артисты, как Ирина Мирошниченко (мама Кати), Альберт Филозов (папа Ромы), Елена Соловей (классная руководительница), Леонид Филатов (жених классной руководительницы), Лидия Федосеева-Шукшина (мама Ромы), Евгений Герасимов (отчим Кати), а также Татьяна Пельтцер, исполнившая роль бабушки Романа.
Главные герои «Вам и не снилось»: Татьяна Аксюта, появившаяся в ленте в роли девочки Кати, и Никита Михайловский, сыгравший роль Романа. Когда девушке предложили исполнить главную роль в мелодраме, Татьяне было уже 23 года. К удивлению большинства зрителей, к тому времени она окончила университет и была замужней женщиной. Однако благодаря своей миниатюрности она выглядела намного младше своего возраста.
На данный момент актрисе 61 год. Практически всю жизнь она проработала в Российском академическом молодежном театре. Советскому телезрителю запомнилась по сыгранным ролям в «Сказке странствий» и мелодраме «Вам и не снилось» (краткое содержание которой представлено в статье), где она сыграла юных девочек.
Татьяна Аксюта замужем за российским музыкальным телепродюсером, режиссером и диктором Юрием Аксютой. У них есть дочь Полина, которая закончила литературный институт в Москве, а затем историко-филологическое отделение Университета Сорбонна в Париже.
Разногласия с князем киевским
В 1011 году Ярослав Владимирович, как и когда-то его отец, отправился на княжение в Новгород, второй по значимости город Руси. До этого он княжил в Ростове. Фактически же Ярослав был старшим сыном и наследником Владимира, так как его старший брат Изяслав отказался от всех претензий на киевский престол в пользу независимости Полоцка.
Князь Ярослав Владимирович Мудрый
Ярослав, как и его старшие братья, тоже не ладил с отцом. Он был разгневан отправкой матери в монастырь и фактической ссылкой старшего брата. Также его не устраивала политика отца, его покровительство византийской церкви (хотя сам Ярослав принял христианство), а главное – его отношение к младшему брату Борису, которого Владимир явно выделял из всех своих сыновей и даже передал ему под управление собственную дружину.
Наследники Владимира
Православный портал
Народным преданием в летописи является «Сказание о юноше-кожемяке» (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу». И предложил печенежский князь Владимиру: «выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И послал Владимир глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен». В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. «И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста». Автор рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их» 1 .
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.
Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. «Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод… И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. «И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”». Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой». На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане» 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
Окончательный и безоговорочный разгром печенегов Ярославом Мудрым, год 1036
Вот так окольными путями и заходя далеко назад, мы наконец-то добрались до самого главного, однако без подобного ракурса нельзя было понять, что представляли собой кочевые воины печенеги, на что были способны, да и чем постоянные набеги грозили простому народу. С тех славных времен минуло более шестидесяти лет, прежде чем печенеги, кочующие своими тринадцатью племенами, начали примыкать то к одному, то к иному народу. Так в самом начале века часть из них решила принять ислам, другие же стали византийскими христианами, встав под знамена правившего тогда Константина Мономаха.
По своей легковерности и наивности, император Византии решил сделать для себя из кочевников стражу, которая будет безоговорочно подчиняться ему, но не тут то было, не с теми людьми он связался, отчего и пострадал. Разбираясь, кто окончательно разгромил печенегов, можно с уверенностью сказать, что это были не византийцы, которые после описываемых нами событий подверглись нападению восьмидесяти тысячной армии, которая перешла по льдам Дуная и под предводительством Тираха вступила на Балканы. Правда, ничем хорошим этот поход не закончился, а печенеги рассеялись и осели в этих западных для них землях, смешавшись с коренными народами. Впрочем, для них это оказалось оптимальным вариантом, а мы исследуем несколько иной вопрос, потому стоит вернуться к оси повествования.
Ярослав и Святополк Окаянный: история одной вражды
Итак, приблизительно к 1016 году напряжение между сыновьями Владимира Святославича, крестителя Руси, великими князьями Ярославом, прозванным впоследствии Мудрым, а также Святополком Окаянным конфликт достиг крайней точки. Оба желали занять престижный трон в киевских княжеских хоромах. Ярослав на то время был князем новгородским, и потому собрав дружину, он выступил на Киев, с целью выбить оттуда ненавистного братца. Разгром Ярославом печенегов еще не маячил на горизонте, но стать правителем Киевской Руси ему нужно было во что бы то ни стало.
Занимательно
Еще задолго до окончательного разгрома печенегов, русский князь Владимир решил, что оптимальной религией для него будет христианство. Интересно о крещении Руси можно прочесть на нашем сайте, а помог ему тот самый Константин, о котором мы уже упоминали.
Вскоре хозяева столицы были на голову разбиты, а потом еще и сброшены в реку. Таким образом Ярослав укоренился в Киеве, а сам Святополк решил убегать в Польшу и просить отца своей супруги Болеслава I Храброго о помощи. Понятно, что тесть никак не мог оставить зятя в беде и Ярослава с позором выгнали обратно в Новгород. Однако глупый Святополк оказался еще и тем самым скупым, что платит дважды. Решив не кормить поляков, он просто разорвал с ними отношения, отчего им пришлось всеми правдами и неправдами выбираться из страны, разбредаясь по домам.
Это была поистине роковая ошибка, и всего лишь за один год Святополк ослаб настолько, что защищаться уже не мог, и решил позвать на помощь наемников-печенегов, когда под стенами Киева снова зареяли знамена Ярослава и набранных им за это время варягов. Ярослав выбил глупого и жестокого брата из Киева, и тот бежал вместе с кочевниками. Дальнейшая его история туманна, скорее всего, на границе Польши с Чехией в 1035-1036 году он и нашел свой последний приют, а его соперник воцарился на самом престижном троне Восточной Европы.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
В словаре Даля
м. (кислый) мучнистый студень; овсяный, ржаной, пшеничный кисель, ставится на опаре и закваске; гороховый, пресный. | Хороводная игра, в роде плетня. | Человек хилый и вялый. | Кисель, киселица ж. жидель, вязелица, топкая грязь. Морской кисель, мякотное морское животное, слизень, морское сало, медуза. Где кисель, тут и сел, где пирог, тут и лег. Киселем брюха не испортишь. Киселю да царю всегда место есть. Сыть дозела, не хочу и киселя. Больному и киселя в рот не вотрешь. Собрался, как голодный на кисель. Кисель ноги подъел. Кисель да сита бабья еда. Баба не весела, что забыла сварить киселя. Судила судьба киселем заговеться. Привел Бог киселем заговеься, ино гущу на разговенье поставим. Мышь не весела, объелась киселя. И то зубы, что кисель едят! Кисель зубов не портит. Та же опара, да другой кисель. Мужик простой, что кисель густой. Постой, дедушка, не умирай: за киселем побежали! Дать кому киселя, вытолкать коленком. Был киселек, да съеден. Женихи ваши-то и родились, да лих все киселем передавились. Хоть мужик и божится, а кисель в приданое не годится! Видел татарин во сне кисель, так не было ложки, лег спать с ложкой — не видали киселя. Кисель бар, кашик иок; кашик бар, кисель иок. На кисель, на блины, — а там, хоть святых менять понеси! о похоронах и поминках. Тит, поди молотить! «Брюхо болит». Тит, поди кисель есть! «А где моя большая ложка?» Ехать за семь верст киселя есть. Зёмляной кисель, растение Sempervivum globiferum, дикая репа, доля, заячья капустка. Киселина ж. кисельный раствор, сулой. Кисельный, к киселю относящ.; жидкий, киселеватый, киселистый, студенистый; похожий на кисель. Кисельная кадка, в которой приставляют кисель; | на бумажных фабриках кадка для раствору жижи, бумажного киселя. Киселевка ж. смол. деревянный крюк, мутовка, коею мешают кипящий кисель. Кисельник м. -ница ж. охотник до киселя; | продавец, разносчик киселя; | хилый и вялый человек; | посудина для варки киселя; | кисельник (кисельник?) твер. пск. щавель, кислянка. | Кисельница пск. распутица, слякоть, особ. осенняя. Пришла кисельница, и пропаду нет! Кисельщик м. -щица ж. продавец киселя. Кисельничать, торговать, промышлять киселем; | быть вялым, скучным, нерешительным; | твер. пск. льстить, подольщаться? | сар. равняться, верстаться, тягаться с кем в достоинстве? Куда ему со мной кисельничать! Киселяй м. твер. пск. вялый, плохой человек. | Ребенок плакса, рева, слезливый.
Значение фразеологизма
Выражение «Белгородский кисель» — синоним хитрости, ловкого обмана. Надо сказать, что это русский вариант троянского коня.
Возможно, с ним связана близкая по значению идиома «кисель варить», то есть обманывать, лукавить, мутить воду.
В разговорной речи выражение встречается редко. Разве что знатоки истории и древнерусской литературы перешучиваются, используя эту фразу. «Почитайте, батюшка, мою новую монографию!» — обратится один искусствовед к другому.
«Ну, что это вы, коллега! Какой-то белгородский кисель развели! Ни одна гипотеза ваша не подтверждена!» — ответит ему через неделю внимательный оппонент.
И всё же белгородским киселём следует называть не любое искажение истины, а только ложь во благо. Сейчас объясним почему.
Презентация на тему: » «Сказание о белгородских колодцах». Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря. Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый.» — Транскрипт:
1
«Сказание о белгородских колодцах»
2
Георгиевский сопор новгородского Юрьева монастыря. Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканвый по формам. Он очень компактен и пропорционален. Непольшой по размерам, он словно слеплен как единая пласточеская форма.
3
«Святой Георгий» храмовая икона, одна из древнейших в России
4
Святительский чин (фреска XII века)
5
Мстославово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжносто.
6
Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстослава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священвых евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня.
7
Николо-Дворищенский сопор в Новгороде
8
Новгород,Николо- Дворищенский сопор. Фрагмент фрески «Иов на гноище»
9
Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове
10
Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Монастырь был одним из культурвых центров Пскова, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частносто «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была погата.
11
Свод «Повесть временвых лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Bот повесто минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить».
12
На основании народвых преданий Нестор включил в «Повесть временвых лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.
13
Нестор Летописец, автор «Повесто временвых лет», скульптура рапоты М.Антокольского
14
Еще одно, последнее сказанье И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанвый от пога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердвый, безымянвый, Засветит он, как я, свою лампаду И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православвых Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро А за грехи, за темвые деянья Спасителя смиренно умоляют.
15
«Пимен и Григорий». Иллюстрация к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.
16
Въ л ѣ то Володимеру шедшую к Новугороду по в ѣ рхъние во ѣ на печен ѣ гы, б ѣ по рать велика бес перестук. В то же время ув ѣ даша печен ѣ з ѣ, яко князя н ѣ ту, придоша и сташа около Б ѣ лагорода. И не дадяхуть выл ѣ сто из града. Б ѣ по голодъ великъ вь град ѣ, и не лз ѣ Володимиру помочи, и не б ѣ лз ѣ пойти ему, и еще по ся бяхуть не собрали к нему вои, печен ѣ гь же б ѣ множество много. И удолжишася, стоячие вь град ѣ люди, и б ѣ глад великъ. И створила в ѣ че вь град ѣ и р ѣ ша: «Се хочешь помрете от глада, а от князя помочи н ѣ тъ. Да луче ли вы умрете? Вдадимся печен ѣ гомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвить, уже помираемь от глада». И такой св ѣ тъ створила. И б ѣ же одинъ старець не былъ в в ѣ чи томь, вьпрашаше: «Что ради створила в ѣ че людье?» И пов ѣ даша ему, яко утро хотять ся людье передачи печен ѣ гомъ.
Краткий пересказ
Кочевники вели великую беспрерывную войну против русского народа. Князь Владимир поехал в Новгород просить подмоги у северных князей. Он хотел, чтобы ему выделили войско для уничтожения проклятых кочевников. Печенеги узнали, что Белгород остался беззащитным. Они окружили его. Войско врага было многочисленным, оно контролировало все подходы и выходы к городу. В Белгороде люди начали голодать.
Местные жители истратили все запасы пропитания. Однажды они вышли на площадь для совещания. Народное вече решило сдаться печенегам — князь уехал, люди умирали от голода, нужно было каким-то образом спастись.
На собрании присутствовал один седой старец. Он посоветовал старейшинам продержаться ещё три дня. Мудрец велел каждому человеку принести по горсти овса или другого зерна. Из этих запасов необходимо было приготовить кисельную болтушку, потом опустить её на самое дно городских колодцев вместе с кадушкой мёда. Так и сделали.
На следующее утро горожане отдали печенегам несколько людей в заложники. Кочевникам разрешили за это зайти в город и проверить обстановку. Печенеги подумали, что белгородцы сдаются.
Горожанам удалось перехитрить врага. Они показали печенегам, что не боятся никакой осады, поскольку кормятся дарами матушки-земли. Из колодца белгородцы черпали вёдра с киселём и мёдом. Печенеги попробовали яства и решили, что такой народ им не под силу завоевать. И вернулись они туда, откуда пришли.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам. Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси. Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса. Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов. Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли. Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Борьба с язычеством и язычниками
Резкий переход от язычества к христианской вере встретил серьезное сопротивление со стороны простых крестьян, воинов, ремесленников. Владимир своим примером показал, как следует расправляться с языческими богами (уничтожил деревянные идолы в Киеве). Он крестил всех приближенных к нему бояр, построил православные храмы, но заставить каждого жителя Древней Руси отказаться от языческих верований, получилось не сразу. Простые люди не понимали, почему Владимир отказался от язычества. Проведенная Владимиром реформа язычества была им чужда.
Правление Владимира считается наиболее успешным и удачным после Рюрика. Значение правления Владимира Святославовича для развития Русского государства велико. Ему удалось завершить объединение русских земель по политическому, территориальному и даже духовному признаку. Во время правления Владимира Святославовича власть князя решались оспаривать лишь немногие. На страже границ стояла сильная княжеская дружина, для защиты возводились новые крепости, а для налаживания торговых и иных связей – города. При княжении Владимира Красное Солнышко духовные потребности в молитве жители Руси справляли уже не в темных пещерах у криворуких идолов, а в светлых и просторных храмах. Начало правления Владимира Святославовича было кровавым (убийство братьев и их соратников), но завершает он свое княжение уже не в языческой, а в христианской стране, с суровыми, но справедливыми законами. Крещение Руси привело к укреплению государственности и повысило статус ее в глазах соседей.
Крещение Руси
Особенности жанра и сюжета
Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.
Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.
Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:
- Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
- Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
- Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
- Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
- Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.
Автор Нестор Летописец
«Сказание о белгородском киселе»
(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе»
(Современное изложение)
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Предупреждающее знамение
В поход на половцев Игорь Святославович отправился не один, а вместе с братом Всеволодом, племянником Ольговичем и сыном Владимиром. Черниговский князь Ярослав хоть лично и не участвовал в войне с кочевниками, но отправил для поддержки Игоря отряд полукочевых куев под руководством Ольстина Олексича.
У границ Древней Руси русичи увидели солнечное затмение. Большинство воинов восприняли его как неблагоприятное знамение. Игорь же не обратил внимания на предостережение, сказав, что никто не знает тайн Божьих. Далее князь отправил небольшой отряд на поиски «языка». Воины вернулись с вестью о большом полчище половцев, готовящихся к нападению.
Дружинники предвидели неблагоприятный исход событий. В те времена люди были суеверны, поэтому солнечное затмение подавило боевой дух русичей. Нужно было либо отступать, либо быстро нападать, не дав противнику сориентироваться. Первый вариант Игорь Святославович даже не рассматривал. Отступление было бы для него настоящим позором. Поэтому он принял решение немедленно наступать на кочевников.