Мертвые души

История создания

Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:

  1. Н.В. Гоголь был верующим человеком и прислушивался ко всем рекомендациям своего духовника (священника, который принимал его исповеди и напутствовал ему). Именно духовник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Но первый том уже распространился настолько широко, что уничтожить все экземпляры не было никакой возможности. Зато второй на стадии приготовления был весьма уязвим и пал жертвой автора.
  2. Писатель создал первый том с энтузиазмом и был доволен им, но вот второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. Если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли выйти без натяжки. Гоголь не хотел изменять самому себе и стараться делать то, что было слишком далеко от истины и чуждо ему.

Основная идея поэмы

В своем произведении Николай Васильевич Гоголь вскрывает моральные и социальные проблемы общества того времени, погрязшего в пороках. В нем реальные «мертвые души» являются более живыми и человечными, чем души их хозяев – людишек, влачивших жалкое существование, погрязших во лжи, лени и алчности.

Читатель, даже бегло изучив краткое содержание произведения Гоголя «Мертвые души», вряд ли назовет бесполезной, никчемной душой самого Чичикова. Он хотя бы о чем-то мечтает – о семье, достатке. У остальных героев нет никакой цели в жизни. Их жизни никчемны и пусты.

К сожалению, до нас не дошел второй том книги. Гоголь его сжег, посчитав недостойным. Случайно сохранилось лишь несколько страниц черновика, по которым можно частично восстановить содержание второй части. В ней автор продолжает высмеивать образ жизни некоторых представителей российского дворянства и тему никчемных, «мертвых» душ.

Страшная месть

На свадьбе сына есаула Горобца собралось много гостей.
Среди них Данило Бурульбаш с женой Катериною и маленьким сыном. В разгар
свадьбы Горобец вынес две иконы для благословения молодых. В этот момент в
толпе показался колдун, но сразу исчез, испугавшись икон. На следующий день,
когда герои вернулись домой, Катерина рассказывает мужу о своем сне, будто
колдуном был ее отец.. Данило решает проверить тестя и следит за ним в его
доме. Опасения подтверждаются, колдуна заковывают в цепи в подвале, а Катерина
отрекается от него. Но пожалев, отпускает его. Колдуну помогают ляхи, они жгут
окрестности, в битве убит Данило. Затем колдун, придя к Катерине в другом
обличии, убивает ее. Колдун отправляется после этого в Карпаты, но и сам по
дороге принимает смерть.

Чему учит?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Автор произведения

В конце 1897 года произведение было напечатано в газете «Киевское слово». Действие тоже происходит в конце декабря — время рождественской приятной суеты, когда все покупают подарки и готовятся к празднованию Нового года. Но у героев рассказа дела совсем плохи. Голод, болезни, гибель детей — все это буквально их преследует.

Куприн специально написал «Чудесный доктор» перед Новым годом. Тем самым он хотел помочь отчаявшимся людям или даже целым семьям, которые потеряли надежду, показать, что Рождество можно спасти. Ведь почему Александр Иванович дал своему рассказу именно такое название — действия спасителя рассматриваются, как настоящее новогоднее чудо.

Сюжет

В небольшой уездный город приехал Павел Иванович Чичиков. Поселившись в гостинице, он первым делом стал расспрашивать трактирщика о городе и его жителях. Спустя время он сам отправился с визитами к губернатору, помещикам, чиновникам, и сумел каждого из них расположить к себе. При этом Чичиков весьма уклончиво отвечал на вопросы и старался избегать разговоров о своей персоне.

Вскоре герой получил приглашение от Манилова посетить его деревню Маниловку. Чичиков признался радушному до приторности хозяину, что хотел бы выкупить у него умерших крестьян, чья смерть ещё не была зафиксирована на бумаге. Убедив Манилова совершить выгодную сделку, Чичиков отправился дальше, попал случайно по пути к бестолковой и пугливой помещице Настасье Коробочке, решил и её уговорить продать мёртвые души. Следующими в списке Чичикова оказались предприимчивый Собакевич и кутила и игрок, очень азартный Ноздрёв. По пути заехал к невероятно скупому старику Плюшкину. Герой вернулся в город, и утром оформил все документы на крестьян.

Тем временем в городке со стремительной скоростью стали распространяться слухи о проворном дельце. Поговаривали, будто в банке у него хранятся миллионы, и девицы на выданье принялись страстно мечтать о знакомстве с ним.

Губернатор устроил бал, пригласив все сливки местного общества. Чичиков немедленно оказался в центре женского внимания, однако его интересовала только одна девушка – юная дочь губернатора, которая совсем недавно окончила институт. Внезапно на балу появился пьяный Ноздрёв, который устроил настоящий скандал, обсуждая скупленные мёртвые души. Напуганный Чичиков тут же поспешил к себе в гостиницу.

Постепенно в городе стали распространяться слухи о небывалой сделке Чичикова. Судачили, будто он хотел таким образом увести дочь губернатора. Другие были уверены, что он известный беглый разбойник Копейкин. А кто-то не сомневался, что Чичиков – сам Наполеон, тайно приехавший в Россию.

Местные жители, не сговариваясь, перестали принимать у себя Чичикова, и герою пришлось поспешно покинуть город. Из-за чрезмерного волнения губернатор скончался, и Чичиков, уезжая, стал свидетелем печальной похоронной процессии.

Главный герой с юности всеми способами пытался сколотить себе состояние. Устроившись на службу, он быстро продвинулся по служебной лестнице, не гнушаясь пользоваться своим положением. Покупка мёртвых душ ему была нужна для смелой аферы, которая в итоге так и не состоялась.

Жанр, направление

Главный вопрос – почему творение «Мертвые души» называют поэмой. Ответ прост: Гоголь сам так определил жанр (очевидно, что по структуре, языку и количеству персонажей, это эпическое произведение, точнее – роман). Возможно, он таким образом подчеркивал жанровое своеобразие: равенство эпического (собственно описание путешествия Чичикова, уклада жизни, характеров) и лирического (размышления автора) начал. По менее распространенной версии, так Гоголь сделал отсылку к Пушкину, либо поставил свое произведение в противовес «Евгению Онегину», который, наоборот, назван романом, хотя имеет все признаки поэмы.

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Композиция

Главная особенность композиции «Мертвых душ» – кольцевая динамика. Чичиков въезжает в город NN, совершает внутри него путешествие, в ходе которого завязывает необходимые ему знакомства и осуществляет задуманную аферу, заглядывает на бал, после которого уезжает – круг замыкается.

Кроме того, знакомства с помещиками происходят в порядке убывания: от наименее «мертвой души», Манилова, к погрязшему в долгах и проблемах Плюшкину. Повесть о капитане Копейкине, вплетенная автором в десятую главу как рассказ одного из служащих, призвана показать взаимовлияние человека и государства. Примечательно, что о биографии Чичикова рассказано в последней главе, после того, как его бричка покинула город.

Темы и проблемы

  1. Основная тема, поднятая в поэме — Исторический путь России (в более широком смысле – тема дороги). Автор пытается осмыслить несовершенство бюрократического аппарата, приведшего к нынешнему положению дел. После выхода в свет произведения Гоголя ругали за отсутствие патриотизма, за выставление России в дурном свете. Он предугадал это и дал ответ скептикам в одном из отступлений (начало седьмой главы), где сравнил удел писателя, воспевающего великое, возвышенное, с судьбой того, кто дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!». Истинный патриот – не тот, кто не замечает и не показывает недостатков родины, но тот, кто погружается в них с головой, исследует, описывает, чтобы искоренить.
  2. Тема взаимоотношения народа и власти представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь.
  3. Феномен русской души тоже является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию.
  4. Тема семьи тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.

Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души». Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вывел следующую формулу, которую позже стали применять ко многим сферам жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Она удивительно точно подмечает особенность гоголевских персонажей. Хотя он показывает нам лишь одного положительного помещика (Костанжогло из второго тома), и мы не можем проверить первую часть формулы, вторая часть подтверждается. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.

В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Взяточничество и казнокрадство, подхалимство, невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось нашими предками долгое время.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы, коллежский советник средних лет. Путешествует по России с целью скупки мёртвых душ, умеет найти подход к каждому человеку, чем постоянно пользуется.

Другие персонажи:

  • Манилов — помещик, уже немолод. В первую минуту думаешь о нём только приятное, а после — уже не знаешь, что и думать. Его не заботят бытовые трудности; живёт с женой и двумя сыновьями, Фемистоклюсом и Алкидом.
  • Коробочка — пожилая женщина, вдова. Живёт в маленькой деревни, сама ведёт хозяйство, занимается продажей продуктов и меха. Скупая женщина. Имена всех крестьян знала наизусть, письменного учёта не вела.
  • Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.
  • Ноздрёв — помещик, который ни дня не может усидеть дома. Любить кутить и играть в карты: сотни раз он проигрывался в пух и прах, но всё равно продолжал играть; всегда был героем какой-либо истории, да и сам мастер рассказывать небылицы. Его жена умерла, оставив ребёнка, но Ноздрёва семейные дела вовсе не заботили.
  • Плюшкин — необычный человек, по внешнему виду которого тяжело определить к какому сословию он относится. Чичиков сначала принял его за старую ключницу. Живёт один, хотя раньше в его имении кипела жизнь.
  • Селифан — кучер, слуга Чичикова. Много пьёт, часто отвлекается от дороги, любит размышлять о вечном.

Второстепенные персонажи

Немаловажную роль играют в рассказе Куприна «Чудесный доктор» главные герои, наряду с которыми появляются второстепенные персонажи, без которых не было бы столь счастливого финала у этой истории. С ними стоит познакомиться поближе:

  • Профессор Пирогов — добрый ангел, появившийся в жизни Мерцалова. Он добросердечный человек, покупающий за собственные средства подарки знакомым детям. Доктор проникся историей Емельяна и решился помочь несчастному семьянину. Умный мужчина преклонных лет маленького роста, обладающий приятным голосом, носящий старомодный сюртук, не испугался скромного жилища нищей семьи. Приход врача озаряет светом дом, в котором сразу становится уютно, сытно.
  • Швейцар барина — жестокий человек, прогоняющий детей. Он обзывает мальчишек вдогонку и дает Володе затрещину, чтобы те больше не приходили к богатому вельможе со своими просьбами. Не принимает материнские письма с прошениями.
  • Человек в енотовом пальто — человек, не желающий вникать в чужие проблемы. Эгоист, который без сожалений отчаявшемуся Мерцалову говорит, что необходимо работать, а не попрошайничать.

Второстепенные и главные герои произведения обладают сложной биографией. Простые люди, оказавшиеся в отчаянии в силу обстоятельств, хватаются за каждую спасательную соломинку. Автор неспроста решил звать своих персонажей так.

При прочтении рассказа в голове рисуется нетипичная картинка. Она контрастная, ведь из бедных людей персонажи превращаются в семью, живущую в достатке. Волшебное перевоплощение стало возможным благодаря появлению в их жизни доброго сочувствующего человека. Он сделал все возможное, чтобы огонек семейства снова мерцал на жизненном небосводе.

Как возник замысел произведения, история публикации

Идея сюжета была подсказана Пушкиным. Поэт рассказал Гоголю реальную историю, которую услышал во время пребывания в кишиневской ссылке. В городе Бендеры в течение нескольких лет не было зафиксировано ни одной смерти крестьян. Когда власти стали расследовать этот инцидент, оказалось, что беглые крепостные из центральных регионов Российской империи оседали в этом месте, заимствуя имена мертвых крестьян. Гоголь творчески переосмыслил этот рассказ и положил в основу авантюрной линии романа.

Согласно наиболее распространенной версии, первоначально писатель задумал написать поэму в трех частях.

  1. Первый том — описание похождений Чичикова.
  2. Второй том — главного героя настигает кара за совершенные им деяния.
  3. Третий том — нравственная трансформация основных персонажей.

Примечание

В данной структуре исследователи видят аналогию с «Божественной комедией» Данте, состоящую из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Первый том создавался Гоголем в период с 1835 г. по 1841 г. Помимо России местом написания романа были страны:

  • Италия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швейцария.

Отдельные главы читались Николаем Васильевичем в кругу его близких знакомых задолго до окончания всего произведения. Среди первых слушателей были братья Аксаковы, В. Жуковский, В. Одоевский и другие известные литераторы.

В январе 1842 г. Гоголь передал поэму друзьям, попросив содействия в прохождении цензуры. В марте рукопись была допущена к печати цензором А.В. Никитенко, но без вставки «Повести о капитане Копейкине». В мае 1842 г. первый том «Мертвых душ» был опубликован.

Оценка романа была самой разнообразной: от хвалебных отзывов до разгромных рецензий. Критики упрекали поэму в отсутствии положительных образов и преувеличении человеческих пороков. Ценители — восторгались узнаваемостью персонажей и правдоподобием описания российской действительности.

В течение последующих 10 лет, до своей смерти в 1852 г., Гоголь работал над 2-й и 3-й частью «Мертвых душ». Согласно общепринятой версии, 2-й том автор сжег по собственному желанию, а к 3-й части Гоголь успел сделать только некоторые наброски.

Подлинные причины уничтожения второго тома «Мертвых душ» — неизвестны. Есть несколько возможных объяснений этому.

  1. Недовольство качеством работы. Согласно этой версии, вторая часть показалась автору гораздо слабее первой, и поэтому он сжег ее.
  2. Указание духовника. Писатель был верующим человеком, а его духовный отец Матфей Константиновский не одобрил рукопись после прочтения.
  3. Душевная болезнь. Последние дни своей жизни Гоголь пребывал в тяжелом состоянии. Он практически перестал принимать пищу, строго соблюдая Великий пост. Граф А. Толстой вспоминал, как Гоголь признался ему, что сжег рукопись «по велению злого духа».
  4. Случайность. Некоторые исследователи полагают, что чистовик 2-го тома был уничтожен случайно вместо черновых листов.

Краткая характеристика героев поэмы «Мёртвые души»

Всё повествование в поэме построено на подробном разборе образов чиновников на Руси и непростой жизни крестьянства. Из характеристик главных персонажей произведения складывается образ России XIX века.

Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души»

Главного героя, Павла Ивановича Чичикова, поэмы можно смело назвать представителем зарождающегося на Руси класса предпринимателей. Образ его многогранен, он качественно выделяется на фоне других персонажей своей деятельностью и активностью. Для всех он загадка — даже внешность Чичикова о нём мало говорит. И не красив и не уродлив, и не стар и не слишком молод…

Нелегко понять и внутренний мир героя Гоголя. Он многолик, подстраивается под любого собеседника, что позволяет ему без особых усилий втереться в доверие к местным чиновникам и помещикам и моментально занять нужное ему положение в незнакомом обществе. Ещё с юных лет Чичиков научился получать выгоду с тех людей, которые побогаче его самого. Отец объяснил герою, что к деньгам нужно относиться очень бережно и ценить каждую копейку — эта вещь надёжнее всего. Чичиков с ранних лет уяснил, что именно деньги прокладывают путь ко всему желанному и необходимому в жизни.

Всю свою карьеру герой зарабатывал денежные средства не честными путями. Активно пользуясь своими качествами: очаровательным обманом, возможностью при исполнении брать взятки и откаты, способностью умом продумывать всевозможные махинации. Любыми способами герой шёл к личному обогащению, игнорируя нормы морали и нравственности.

Характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души»

Образом господина Манилова Гоголь охарактеризовал целый класс «сентиментальных» помещиков, которым свойственны мечтательность и отсутствие деятельности. Такого рода помещики не следят за хозяйством и ничем полезным не заняты. Манилов обходителен, добр и в общении достаточно приятный человек. Но он глуп, пуст и бездарен.

Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»

Настасья Петровна Коробочкаразительно отличается от Манилова. Она замечательная хозяйка и в её поместье царит идеальный порядок. Но на этом «хорошее» в помещице заканчивается. Коробочка не развита духовно и не стремится к этому. Всё что ей волнует — быт и двор, на которых свет сошёлся клином. Гоголь с помощью характеристики этой героини раскрывает читателю целый «вид» ограниченных и безперспективных людей.

Образ Ноздрёва в поэме «Мёртвые души»

Гоголь причисляет Ноздрёва к помещикам, в которых нет серьёзности. Этот герой отличается энергичностью, но его энергия направлена на сиюминутные удовольствия, а не на развитие хозяйства. Ноздрёв игрок и пьяница, легкомысленный балагур с праздным отношением к жизни.

Характеристика Собакевича в поэме «Мёртвые души»

Образ Михаила Семёновича Собакевича Гоголь ассоциирует с русским медведем. Он степенен, неповоротлив и силён. В нём видится что-то от дикого зверя. Он ценит не эстетику окружающего мира, а его надёжность. За этой грубой силой — суровый

характер, ум и хитрость. Собакевич изворотливый помещик, который готов грядущим на Руси переменам и реформам.

Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»

Плюшкин представляет в поэме самый необычный и интересный тип помещика. Это скупой старик, жадность которого распространяется не только на крепостных, но и на себя самого. Чрезмерная экономия сделала из помещика бедняка. Скупость и зацикленность на сохранении несуществующего добра не позволяют ему обрести главное в жизни — семью.

Художественные детали и язык

Гротеск – излюбленный прием Гоголя. Известный советский литературовед Борис Эйхенбаум в статье «Как сделана Шинель Гоголя» показал, что его гениальность проявляется не столько в содержании произведений, сколько в их форме. То же самое можно сказать и о «Мертвых душах». Играя разными стилевыми регистрами — патетическими, ироническими, сентиментальными — Гоголь создает настоящую комедию

Гротеск заключается в несоответствии серьезности и важности выбранной темы используемому языку. Писатель руководствовался принципом «чем дольше смотрим на смешное произведение, тем грустнее оно кажется»

Сатирическим слогом он завлекал читателя, заставляя возвращаться к тексту и под юмором видеть страшную правду.

Яркий пример сатиры – использование говорящих фамилий. Некоторые из них описаны в разделе о характеристиках помещиков. О смысле некоторых (Неуважай-Корыто, Доезжай-не-доедешь, Воробей) можно спорить. Историзмы (бричка, козлы, облучок) делают детали сложными для понимания современного читателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: