«стрижонок скрип»

Стрижонок скрип — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева

Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании. При малейших желаниях птенца убежать из дома, мать упорно возвращала его домой снова и снова, тем самым, давая понять какие опасности внешнего мира могут подстерегать за порогом гнезда. Отца своего Скрип и остальные братья не помнили. Его подстрелили с рогатки местные ребята, он упал в воду и бурное течение реки унесло его вдаль. И поэтому мать заменила его во всём. Она ни на минуту не останавливалась отдохнуть, всегда спешила к своим птенцам, чтобы накормить их. Но наступает трагический день, и мать Скрипа гибнет от лап и клюва сокола. Оставшись совсем одни, птенцы скучают по матери. Этот день стал переломным в жизни стрижонка Скрипа. Он узнал, что такое дружба, забота стаи. Вожак стаи лично прилетал в гнездо и кормил осиротевших птенцов, а в дальнейшем и научил их летать. Момент взросления птенца приходится на то время, когда он начинает строить своё жилище – норку. Поначалу стриж не удосужился построить хорошую глубокую нору, и маленькие мальчишки достали его из неё, поигрались и к счастью отпустили. Тогда, осознав свою ошибку, Скрип вырыл уже глубокую и безопасную нору. В рассказе показаны трагические моменты и трудности, которые случаются в жизни простых безобидных птенцов. Автор как бы проводит параллель между жизнью птиц и людей, намекая, что человеческая жизнь не так проста и в ней много факторов как положительного, так и отрицательного характера.

Читать краткое содержание Последний поклон Астафьева во 2-м варианте персказа

Писатель очень много произведений посвятил теме войны и деревни. И «Последний поклон» тоже относится к ним. Это произведение представлено небольшой повестью, которая состоит из нескольких рассказов, которые имеют биографический характер. Писатель описывает свою жизнь и свое детство. Его воспоминания не последовательны, они представлены эпизодами.

Он посвятил это произведение Родине в том понимании, как он это увидел. Он описал свою деревню, с прекрасной дикой природой, суровым климатом, красивыми горами и густой и не проходимой тайгой. В произведении подняты проблемы простых людей в сложные периоды жизни.

Война окочена и люди возвращаются в родные деревни и города, чтобы найти свои семьи, жен, детей.

Мужчина, который выжил в тяжелых боях, хочет вернуться домой, где надеется увидеть свою бабушку. Он очень любит ее и уважает. Он идет в село задами, чтобы ей другие не сказали раньше, что он возвращается, хочет устроить ей сюрприз. Он думал, что они теперь вместе будут радоваться и вспоминать , возможно поплачут о былых временах, но все же будут счастливы.

Но когда он пришел в родное село, на ту самую улицу, которая была такой узнаваемой , осознал, что все изменилось и сады уже не так цветут, и дома покосились, а некоторые и вовсе оказались разрушенными.

Воспоминания заставили его немного взгрустнуть. Но когда он увидел дом своей бабушки, он обрадовался, хотя крыша его тоже покосилась. Крыша бани, в которой он так любил париться, тоже стала дырявая в некоторых местах и даже прогнила. Мыши прогрызли норы, но это все оказалось такими мелочами, когда он увидел бабушку, которая сидела на том же самом месте, что и раньше.

Он бросился к ней и стали радоваться вместе. Бабушка стала рассматривать своего любимого внука и очень обрадовалась, когда увидела на груди у него орден. Она начала говорить ему о том, что устала жить, от проблем, войны и долгой разлуки.

Вскоре бабушки не стало. И ему на Урал прислали письмо с вызовом на похороны, но его не отпустили, потому что отпускали только в том случае, если умерли родители. Он всю жизнь жалел, что так мало провел времени со своей любимой бабушкой и так мало сделал для нее.

В произведении автор утверждает, что человек не имеет права чувствовать себя сиротой, на земле, которая для него родная. Его размышления о смене поколений философские. И каждый человек должен с трепетом относиться к своей семье и близким людям, ценить их и уважать.

Оцените произведение:

3.49

Голосов: 108 Читать краткое содержание Последний поклон. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

  1. Полковник Бакланов с гарнизоном держал осаду города, прежде чем начать штурм, он запросил все данные о городе, в том числе экономические, это помогло выявить информацию о подземном лабиринте, что способствовало удачному штурму.
  2. Солдатам поставили задачу найти место для переправы танков, а потом с танками на другом берегу сделать систему траншей, блиндажей, укрытий, а Иван Толокно придумал как камни со дна реки вырвать, чтоб соорудить перекат, освободив проход в брод, он же помог найти нужные точки для дзотов, захватил вражеский танк.
  3. Подразделение капитана Еремеева переправились через реку в брод, зачистили территорию от немцев, построили мост через Горынь-реку.
  4. Происходит штурм Днепра, солдаты переплывают реку, преодолели горящий торфяник, чтоб неожиданно выйти к немцам.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Платонова для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Краткая биография Платонова Андрея: самое главное

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелёт в тёплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.

А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.

А также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.

Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в тёплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.

Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.

Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.

Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.

Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это всё благодаря таланту писателя.

Стрижонок Скрип Астафьев В. П

Краткое содержание рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип» для читательского дневника:

  1. Рождение стрижонка, знакомство со строгой мамой, первые попытки вылезти из гнезда.
  2. Многочисленные враги стрижей и гибель мамы Скрипа в погоне за соколом
  3. Стрижата остаются одни, но вся стая начинает заботиться о них.
  4. Скрип совершает свой первый полет и на радостях забывает где находится его норка.
  5. Скрип роет новую норку, но его достают мальчишки, тогда он роет более глубокую норку.
  6. Стрижи собираются улетать в теплые края и Скрип прощается с родным берегом и рекой.

Краткое содержание

Стрижонок Скрип вылупился в норе. Рядом была мама стрижиха и вылуплялись его братья и сестры. Их воспитывала только мама, папу ребятишки подстрелили из рогатки, он упал в воду и был унесен течением.

Ему постоянно хотелось есть и пить, но мама кормила птенцов по очереди и не позволяла отбирать еду друг у друга. Когда мама улетала, Скрип захотел выползти из норы на свет, но тут вернулась его мама. Она толкнула его назад и постучала клювом по его голове.

Она переживала за птенца, ведь вокруг много опасностей.

Иногда стрижата слышали громкий кличь «тиу» и тогда их мама улетала на помощь другим стрижам. Ведь им угрожали змеи, соколы, вороны. Однажды на стрижей напал сокол и забрал маму стрижат. Птенцам было холодно, но мама не возвращалась. Ночью прилетел вожак стаи и остался до утра. Днём прилетали другие стрижи кормить и поить птенцов.

Скрип испугался и вырыл себе нору поглубже, что бы дети не смогли его вытащить. Вскоре стрижи стали беспокойными. Скрип не понимал почему, но однажды вожак стай Белое Брюшко начал всех звать кличем «тиу» для отлёта на зиму. Много стрижей улетало в ту ночь унося с собой лето. Скрип кличем попрощался с домом и улетел.

Главная мысль рассказа

Главная идея этого произведения в том, что стрижата вырастают и становятся самостоятельными.

Этот рассказ учит проявлять заботу о маленьких, не обижать малышей, бережно относится к природе, слушаться родителей.

Стрижонок Скрип Астафьев В. П.

Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Птенчики уже подросли, и настало время для полётов.

Вожак стрижей толкнул Скрипа из норы, тот раскрыл крылья и взлетел.

Другие взрослые птицы-стрижи сопровождали его, не позволяя упасть.

Скрип проносился над различными просторами и вскоре понял, что справляется уже сам.

Его переполняли замечательные эмоции.

Восторженное состояние передают следующие слова:

«И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».

Такое ещё необычное, новое умение дало герою возможность увидеть всю окружающую красоту, открыть для себя новый мир.

Ведь ранее его кругозор был ограничен, а сейчас он не имеет краёв: летай сколько хочешь, смотри сколько хочешь, наслаждайся лёгкостью полёта сколько хочешь.

Несомненно, это было ощущения непреодолимого счастья.

Пересказ

Стрижонок Скрип появился на свет в дремучей норе. Только лишь единственное пятнышко света поблескивало в окончании норы. Мать закрыла птенца своим крылом и стрижоноку стало теплее.

Когда стрижонок вновь очнулся, матери отнюдь не находилось и было достаточно прохладно. Вблизи носились его братья и сестрички. Они все без исключения пикали: Скрип, скрип, скрип. И издали донеслось встречное: Скрип.

Мать примчала и отдала стрижоноку Скрипу одну каплю дождя со своего клюва. А затем вновь умчалась. Когда она вернулась второй раз, Скрип полез к ней, однако был перевёрнут крылом. Последующая частичка выпала иному стрижоноку.

В иной раз Скрип постарался первым овладеть доставленной едой, и мать стукнула его носом. Хруст осознал, то, что мать у них жесткая.

У стрижат не было отца, его сшибли с преграда мальчики, и матери доводилось одной подкармливать стрижат.

Вскоре Скрип подрос и оброс перьями. Ему весьма желалось выяснить, что же там, за малым пятном освещение, и как-то, раз он лез вверх по норке к дальнему свету.

На благополучие Скрипа, в этот момент возвращалась его мать и очень избила птенца носом. Она знала, то, что из-за границами норы стрижонка поджидают множественные угрозы. С большого дерева подстерегает добычу сокол, по камушкам прыгает ротозей, между травы тянется кобра.

Кое когда в небосводе раздавалось громогласное «Тиу» и в то время все без исключения стрижи с располагающихся рядом норок, а существовало их в прибрежье видимо-невидимо, собирались и вылетали в сражение с противником. Они были небольшие, однако абсолютно никак не опасались ужасного орла.

Как то раз мать Скрипа увлеклась погоней вслед за орлом, и отстала от своры, когда глава стрижей Белое Брюшко скомандовал отходить. И сокол унес мать в собственных когтях.

Холодно и жутко было стрижатам в эту ночка. Задумывались они, то, что придется гибнуть. Однако не оставили их стрижи. В ночное время примчал глава Белое брюшко и согрел небольших птенцов. С утра к ним прилетала соседская стрижиха и принесла комара. Таким образом, и подняли стрижат целой сворой.

Пришло время бросать стрижатам свою норку. Скрип хорошо помнил этот момент, когда примчал Белое брюшко и выпихнул его с норки. Скрип встревожено взмахнул крыльями и полетел. А стрижи набросились на него и гнали все дальше и дальше кругами над водичкой. И внезапно Скрип осознал, то, что он мчится абсолютно единственный и ровным счетом ничего не опасается. Он летел к самому солнцу и блаженствовал полетом. Единственный разок он даже забрюхател в скопление, однако далее было прохладно и мокро.

А затем Скрип уже сам подсоблял вынимать с норок иных стрижат, обучать их полету.

Много летал в этот день Скрип, большое количество словил мошек и комаров. А если настало время вернуться в норку Скрип понял, то что не в силах её отыскать. Все норки были схожи и все без исключения заняты. И довелось Скрипу срочно копать себе свою личную норку. Он долгое время рыл и утомился. Ему представлялось, то, что норка абсолютно достаточная и он преспокойно улегся отдыхать.

А затем подошли мальчики и достали Скрипа с норки большой рукою. Однако стрижонку посчастливилось. Мальчики никак не начали его лишать жизни, а выпустили, и напуганный Скрип пробудил собственным воплем целую свору.

Потом Скрип выкопал самую настоящую, большую нору. И если мальчики вернулись, они уже никак не сумели его вынуть. А Скрип посиживал в глубине норы и, смотря на руку, похихикивал.

Скоро Скрип увеличился и стал зрелым. Он много летал и немало обедал. Однако к концу лета абсолютно всех стрижей охватила неясная тревога и Скрип не осознавал её предпосылки.

И вот в завершении августа глава Белое брюшко зазывно воскликнул, подымая свору в полет. Скрип улетел с норки и заметил, то, что небо покрылось стрижами. И все они мчатся и вопят, расставаясь с близким берегом. И Скрип также воскликнул «До свидания!» и пулей помчался за моря и вершина мира. Махали ему ручками мальчишки-рыбаки, однако Скрипу было не до них. Стрижи утаскивали в крыльях лето и тепло, вплоть до предстоящей весны.

Читательский дневник.

Виктор Астафьев. Стрижонок Скрип

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было.

— Скрип! — позвал её стрижонок.

— Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры.

— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.

— Скрип! — послышалось издалека.

«Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

— Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.

Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет.

Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз.

Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове.

Короткий пересказ «Заячьи лапы»

Краткое содержание «Заячьи лапы» Паустовский:

Однажды в августе дед Ларион Малявин отправился на охоту. Стояла небывалая жара, и леса были «сухие, как порох». Дед попытался подстрелить зайчонка, но промахнулся, и тот удрал. Внезапно с юга потянуло гарью, и дед понял, что начался лесной пожар. Ураганный ветер гнал огонь со скоростью поезда.

Дед бежал по кочкам, спотыкаясь и падая, дым ел ему глаза, а сзади уже ревело пламя. Вдруг из-под его ног выскочил тот самый заяц, которого он чуть не подстрелил. Дед побежал за ним. Заяц вывел деда к озеру, на берегу которого оба упали от усталости. У зайца были обожжены задние лапы и живот. Дед подобрал своего спасителя и отнёс домой.

Ваня Малявин, внук деда Лариона, принёс плачущего и стонущего от боли зайца к сельскому ветеринару. Мальчик объяснил, что заяц особенный, и дед велел его лечить, но ветеринар не стал слушать Ваню и вытолкал его из комнаты.

В сенях мальчик прислонился к стенке и заплакал от обиды и жалости к зайцу. Там его увидела жалостливая бабка Анисья, которая привела к ветеринару свою единственную козу. Узнав о Ванином горе, она посоветовала отнести зайца в город к некому Карлу Петровичу.

На следующее утро дед Ларион надел новые лапти и вместе с внуком отправился в город. Адрес Карла Петровича дед узнал у сердитого аптекаря. Карл Петрович оказался не ветеринаром, а специалистом по детским болезням, и сначала тоже отказывался лечить зайца, но узнав, как тот спас деду жизнь, всё же согласился. Ваня остался у доктора ухаживать за зверьком.

На следующий день вся улица знала об «особенном» зайце, который обгорел во время лесного пожара и спас какого-то старика. Затем об этом узнал весь маленький городок, и к Карлу Петровичу пришёл журналист, пожелавший написать о зайце в московскую газету.

Вскоре зайца вылечили. Ваня вернулся домой, и об этой истории забыли, только какой-то московский профессор долго просил деда продать ему зайца, но Ларион наотрез отказался.

Главная мысль:

На добро нужно всегда отвечать добром. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Подробно

В рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» речь идёт о новорожденном птенце — стрижонке, который совсем недавно появился на свет. Как и другие птенцы, он поначалу вёл себя пугливо, не понимая, куда периодически исчезает его мама и светлое пятно вдали. Капли дождя он спутал со стуком ключа по скорости. Он первым получил от своей матери, которая отлучалась ненадолго, каплю. Но каково же было его удивление, когда следующая досталась не ему.

Процесс дележки этой водицы оказался не простым, так как взрослая птица хотела всех по очереди напоить. А стрижонку Скрипу казалось, что только он один голоден. Именно голод однажды заставил птенца пробраться к выходу из норки. Однако, вовремя подоспевшая мать, вернула его на место, наказав клювом.

Так день за днём птицы ждали свою маму, чтобы поесть и спрятаться под тёплый её бок.

Шло время. Детки подросли, оперились и уже яростно защищали друг друга от коршунов или гадюки.

Но настал день, когда злодей-сокол, долго крушивший над их норкой, неожиданно схватил и унёс их мать навсегда. Теперь никто с утра до вечера не заботился о своих детях. Одинокие и беззащитные стрижи поначалу совсем расстроились. Но вода и остальные взрослые птицы помогли подрастающему поколению прокормиться. Так незаметно наступило время птицам покинуть свое гнездо. Скрипу даже не верилось, когда он вместе со стаей начал легко парить над водной гладью. Посетив облака, он понял, как интересно жить на свете и как мало он ещё повидал.

Наелись птицы вдоволь. Но не обнаружив своего гнезда, он сделал себе норку из глины. Кропотливо, шаг за шагом сооружая себе дом, главный герой сначала оказался довольным своей работой. Однако это место оказалось так доступно для людей, что мальчишки легко достали его оттуда. К радости, они не сделали ему больно, лишь подержав в руках. Когда Скрип оказался на воле, он начал строить другое гнездо, откуда больше его никто не мог достать.

Немного времени прошло с тех пор. Пришёл день, когда стрижонку Скрипу пришлось отправляться в тёплые края. Дружелюбные товарищи не забыли попрощаться с ним. Даже местные ребята, которые ещё недавно делали попытку ещё раз достать стрижонка из норки, помахали ему, прокричав вслед пожелание возвращаться в родные края следующим летом.

Рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» учит тому, что в мире существует немало опасностей, но на примере главного героя нужно уметь находить в себе силы проявлять храбрость и трудолюбие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

  1. Неизвестный свет
  2. Мамина наука
  3. Стрижиха пропала
  4. Дружность стрижей
  5. Стриж научился летать
  6. Новое жильё
  7. В руках у мальчиков
  8. Тревожность стрижей
  9. Отправление в тёплые края

Я  начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».

Потому что они сразу дают возможность понять, о чём будет идти речь в рассказе.

Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.

И так дальше по плану.

Подсказка:

  • Пример пересказа произведения от имени стрижонка Скрипа
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Ответы к рабочей тетради 4 класса «Природа и мы» стр 75 — 82
  • Краткая биография Виктора Астафьева и презентация

________

Интересные темы

  • Толстой — Три медведя Три медведя это русская народная сказка написанная для детей. Действие начинается с того что девочка заблудилась в лесу. Она шла по полянке и вдруг увидела домик, тогда девочка еще не знала ч
  • Троепольский — Белый бим черное ухо В описываемом произведении читатель отмечает, что речь идет о дружбе мужчины и пса по кличке Бим. С малых лет его воспитывал Иван Иванович.
  • Вольга и Микула Селянинович В начале Былины «Вольга и Микула Селянинович» описывается князь Вольга. Он мудрый, красивый, достойный киевский князь, наделённый сверхъестественными способностями. Мать героя родила его
  • Бальзак — Гобсек К числу главных героев истории принадлежат ростовщик Жан Эстер ван Гобсек, ростовщик, отличающийся крайней расчетливостью и скупостью, и нотариус Дервиль

Виктор Астафьев: Стрижонок Скрип

2

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом.

Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое брюшко — дал отбой, крикнув победоносное «тиу!». Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло…

Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы.

Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом.

Это было радостно и жутко!

Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он.

Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип!

А потом Скрип и сам стал помогать стрижам — вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами и кричал:

— Скрип! Скрип! Держи его! Догоняй!..

И ему было весело смотреть, как метались и заполошно кричали молоденькие стрижата, обретая полёт, вечный полёт!

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми. Норок много, разве их различишь?

Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше.

И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.

Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.

Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!

2 Читать дальше

Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.

Нельзя доставать из гнёзд птенцов или каких-либо других животных.

Они очень пугаются и тяжело переживают это.

При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.

При этом автор называет мальчишек хорошими.

Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили её на волю.

Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.

Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.

А могло же всё закончиться по-другому.

Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.

Тогда всё закончилось бы плачевно.

Главная мысль

Родной край – самое ценное, что есть у всех живых существ на земле.

Рассказ учит быть смелым, решительным, самостоятельным, но при этом осторожным, и ответственным за свои поступки. Учит любить природы, беречь ее.

В природе все удивительно гармонично, нужно только присмотреться. Маленькие стрижи казались очень дружными, заботливыми птицами, которые не оставили на произвол судьбы осиротевших малышей, а выкормили их и научили летать.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Стрижонок Скрип.

  • У кого детки, у того и заботы.
  • Чужих детей не бывает.
  • Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
  • Птицу видно по полету.
  • Нет в мире краше Родины нашей.

Анализ и план пересказа

В центре внимания повествования находится маленький стрижонок. Это собирательный образ тех детей, которые родились в очень трудное время. В произведении птенец проходит многочисленные жизненные уроки, закаляющие его волю. Рассказ учит читателя нравственности, борьбе со злом и человечности.

По этой причине «Стрижонок Скрип» рекомендован к чтению детям младшего возраста. В нем присутствуют многочисленные мотивы и мысли из народных сказок, но они хорошо адаптированы и максимально приближены к ситуациям, случающимся в современном мире.

Сплоченное существование птичьей стаи, их совместный труд и добывание пропитания, постоянную борьбу с общими врагами автор сопоставляет с тяжелой жизнью советского народа после окончания боевых действий. В то трудное время люди сумели выжить и восстановить страну. А также писатель описал уникальный образ матери, которая шла на любые жертвы, чтобы сберечь собственных птенцов.

Рассказ несет в себе максимально важную мораль, которая учит читателя единению, взаимовыручке и призывает помогать окружающим, оказавшимся в тяжелой ситуации. Лишь благодаря общей слаженной работе перед человеком может открыться светлое и счастливое будущее.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Стрижонка Скрипа» Виктора Астафьева, то можно составить такой план пересказа сюжета сказки:

  1. Описание рождения главного героя и строгого поведения мамы.
  2. Гибель матери и помощь стаи.
  3. Первый полет и взрослая жизнь.
  4. Прощание с родной норой.

Из этого произведения можно узнать, что природа устроена очень гармонично. Чтобы это понять, необходимо внимательно присмотреться к ней. Стая стрижей была очень дружной, поэтому не бросила на произвол судьбы маленьких птенцов.

Их выкормили и подготовили ко взрослой жизни. После ознакомления с кратким содержанием «Стрижонка Скрипа» для читательского дневника стоит прочитать рассказ полностью.

Главная мысль

Астафьев написал свое известное произведение в 1961 году. План рассказа выглядит следующим образом:

  1. Рождение Скрипа и птенцов.
  2. Строгая стрижиха.
  3. Гибель мамы-птицы.
  4. Помощь и забота Белого брюшка.
  5. Первый полет.
  6. Прощание с родным краем.

Основной мыслью является понимание, что нет ничего важнее родного края и отчего дома

Автор показывает читателям, как важно обладать смелостью, решительностью и самостоятельностью, но при этом не забывать об осторожности и ответственности. Нельзя ломать деревья, загрязнять водоемы и разорять птичьи гнезда. Нужно оберегать природу

Нужно оберегать природу

Нужно оберегать природу.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Краткий пересказ

Повествование начинается с того, как в темной норке вылупился маленький стрижонок Скрип, он был первым среди братьев и сестер. Малышам стало холодно, они начали дружно звать маму: «Скрип, скрип!». Вскоре мать прилетела, неся в клюве дождевого червяка, которым и накормила старшего птенца. Он попросил добавки, и птица улетела за новой добычей, но на этот раз корм достался остальным деткам.

Взрослая стрижиха отличалась добрым, но строгим нравом, она справедливо относилась ко всем детям. Папы у птенцов не было, его убили мальчишки из рогатки до того, как они вылупились на свет, поэтому матери все приходилось делать самой.

Как только у Скрипа началось оперение, он захотел узнать, что творится за пределами их дома, но птица-мать категорически запретила высовываться из норки. Она объясняла, что в мире птенцов кроется огромное количество опасностей и врагов:

  • мальчишки-хулиганы;
  • хищные птицы;
  • змеи;
  • кошки.

В один из вечеров мама-стрижиха не прилетела к малышам. Оказалось, она попала в лапы сокола, который унес ее далеко. Маленькие птенцы сильно перепугались, но обязанность за птичий выводок взял на себя старый стриж Белое брюшко, который был главным в стае.

Прошло время, птенцы выросли, настало время учить их летать. Вождь подошел к старшему стрижонку Скрипу и просто вытолкнул его из гнезда, а тот расправил крылья, сделал взмах и полетел. Он был смышленым, поэтому быстро приспособился к птичьей жизни: научился ловить мошек, выкапывать червяков, мог прокормить себя самостоятельно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: