Деревья умирают стоя — алехандро касона (1949)

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Композиция

Свое произведение О. Генри начинает с экспозиции, в которой описывает скромное жилище главных героев, нищенскую и неприглядную обстановку комнаты. Автор коротко и ненавязчиво описывает и самих героев. Из нарисованной картины становится ясно, что молодые люди любят друг друга, живут хоть и бедно, но счастливо.

Далее происходит завязка действия. Завтра Рождество, а у Делл нет денег, и молодая женщина решает продать свои волосы, чтобы приобрести Джиму в подарок дорогую цепочку к его ценным часам, ведь они являются семейной реликвией Джима. Кульминация — Делл продает волосы и покупает вожделенную цепочку. Она спешит домой и с нетерпением ожидает мужа.

Происходит неожиданная развязка: Джим возвращается домой и смотрит на Делл с короткими волосами таким взглядом, что ей становится страшно. А все дело в том, что молодой человек продал семейную реликвию, чтобы купить любимой жене черепаховые гребни для ее роскошных волос.

В эпилоге писатель упоминает о мудрых волхвах и их подарках, принесенных младенцу, лежащему в яслях. Но мудрейшими из мудрых оказались эти двое молодых людей, пожертвовавших своими сокровищами во имя любви.

Новости СМИ2

Василиса и Наташа

Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет за Пепла борьбу, методы которой очень сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, во всем зависящей от нее. Наташа нравится обитателям ночлежки, а Василису они не жалуют. Сестра Костылевой — «славная девка», «надежный человек», а жена владельца ночлежки — «гадюка ядовитая». У Наташи множество достоинств, поэтому и Васька Пепел неравнодушен к ней. Властную сестру же он упрекает в отсутствии души. С Костылевой этот герой искренен и напрямую говорит, что никогда не любил ее, а жил вместе с ней лишь ради развлечения, просто так. В конце концов Васька оставляет Василису ради Наташи. Костылева не может вынести любви этого героя к своей сестре. Эта мстительная натура, охваченная яростью, непрестанно бьет и мучит Наташу. Последняя, находясь в столь невыносимых для себя условиях, готова сбежать с Пеплом на край света.

Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем иную, новую жизнь, что показывает М. Горький («На дне»).

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

Сейчас читают

Эта былина входит в состав новгородского цикла былин о Микуле Селяниновиче, который рассказывает о легендарном пахаре-богатыре. В образе пахаря проявилась вся крестьянская, народная, сила: сражаться с ним бессмысленно

Автор начинает свое повествование с детского воспоминания. Это было в день Нового Года, когда 19 век переходил в 20. Автору в тот момент было 7 лет, в доме наряжали ёлку, а мальчика отправили на улицу, чтобы он не радовался раньше времени

Рассказ начинается с описания переполоха, который устроила младшая дочь Рудневых, Тиночка. Вот – вот начнется новый год, а хозяева забыли пригласить в дом музыканта. Тину первый раз допустили на взрослую елку,

Весна 1859 года. Главный герой отец ожидает приезда сына Аркадия с Петербурга. Сам Николай был уже не молодой помещик, его отец был военным, поэтому хотел, чтобы сын шел по его стопам, был женат, но овдовел

В древние времена когда-то существовало в Месопотамии царство Урук, которым правил молодой воитель Гильгамеш.

Источник

Подростковая любовь

С другой стороны, подобная откровенность в разумных дозах помогает людям, испытавшим подобный опыт, открыто поговорить с подростками на табуированные темы. Сейчас в литературе и кинематографе всё чаще авторы стали обращаться именно к любви между подростками. Творцы говорят, наши дети любят, они ежедневно сталкиваются с проблемами в отношениях, на которые им не с кем, корме таких же, как они, поговорить. А испытав неудачи многие из них, считают, что они одни такие, с ними что-то не так, замыкаются и уже во взрослой жизни не могут построить здоровые отношения ни со своим партнером, ни с обществом в целом.

Именно от таких травм и защищает литература, говорящая с подростком на одном языке на волнующие его темы, а не показывающая высокопарную любовь между двумя взрослыми людьми. Например, бестселлер Даны Делон «Непрожитая жизнь», в центре которого отношения между девушкой, испытывающей издевательства в школе и проблемы в семье, чувствующей себя одинокой, и парнем, потерявшем брата. Подростки находят друг в друге не только объект любви, но и друга, который помогает справиться с проблемами, открыться и найти себя. Вместе с героями юные читатели переживают такую похожую на их собственную историю, находят себя в эмоциях персонажей и, возможно, получают ответы на волнующие их вопросы, которые они стесняются задать окружающим. Все-таки я пишу книги для подростков, и без первых искренних чувств в этом возрасте не обойтись. Первая влюбленность — актуальная тема для целевой аудитории моих книг

Учитывая, что аудитория у меня совсем молодая, стараюсь деликатно и с осторожностью подходить к этой теме

Мне хочется пропагандировать здоровые отношения и напоминать, как важно в любви слышать, слушать и, главное, уважать друг друга

Ася Лавринович,

автор романов «От одного зайца», «Влюбить за 90 секунд», «Там, где живет любовь»

Тема

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.

Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.

Смысл названия

Гроза является как разгулом стихии, так и олицетворяет крах застоя провинциального города, в котором правят старые порядки Дикого и Кабанихи. Это основная суть названия произведения. С гибелью Екатерины, которая произошла во время грозы, заканчивается терпение главных героев. Кулигин обвинил жителей города в происшествии, Варвара убегает из дома, Тихон становится против деспотизма матери.

https://youtube.com/watch?v=3I-fs0ptd30

«Гроза нам посылается в наказание» — сказал Дикий. Самодур считает явление расплатой за совершенные грехи. Кабаниха поддерживает его. Кару за грех в грозе увидела и Екатерина, ее совесть также нечиста. И лишь Кулигин знает, что в этом явлении находится только вспышка электричества, но его современным взглядам почему-то еще не удается ужиться в городке, который требует кардинальной чистки.

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом описании «бывших людей» и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Алые паруса

Произведение А. Грина показывает, что, если надежда живёт в сердце, ничто не способно убить её. Главная героиня Ассоль после встречи с добрым человеком верит, что вскоре к ней явится принц на корабле с алыми парусами и заберёт её с собой. Девушка всем сердцем и душой надеется на исполнение мечты. Но шло время, а предсказание не сбывалось. Ассоль не покидала надежда, несмотря на неприятные жизненные обстоятельства:

  • люди дразнили и насмехались над ней,
  • обзывали и считали «нездоровой дурочкой»,
  • у неё не было друзей и тех, кто бы мог поддержать.

Бедной девушке приходилось одной справляться с нападками и насмешками общества. Однажды судьба посылает ей богатого и знатного Артура Грэя. Несмотря на социальное неравенство, молодые люди оказались близки по духу. Они оба были романтиками и никогда не теряли надежду. И вот теперь Ассоль оказалась на корабле с алыми парусами рядом с любимым. Счастье приходит лишь к тем, кто искренне надеется и верит в осуществление своей мечты.

Произведения о дружбе для детей

Для сочинений, рассказов или выступлений на данную тему, можно взять аргументы из литературы для детского возраста.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Автор рассказывает о проблеме настоящей дружбы, верности и эмоциональной близости между героями.

Когда Принц встречает Лиса, он хочет просто поиграть с ним. Но Лис ответил, что сначала нужно «приручить» его, то есть каждый день приходить на одно и то же место и понемногу говорить с ним.

После этого Принц и Лис стали друзьями, и лисенок часто говорил другу, что Принц за него в ответе, потому что его уже приручил.

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Писательница формулирует проблему истинной дружбы, преданности и взаимопомощи, которую герои проносят сквозь всю свою жизнь.

Гарри, Рон и Гермиона знакомятся в поезде во время поездки в Хогвартс. Несмотря на разные характеры, ребята быстро находят общий язык и становятся лучшими друзьями.

Вместе они проходят множество испытаний, показывая себя как честные, отзывчивые люди, неравнодушные к бедам окружающих.

Гарри, Рон и Гермиона неоднократно рисковали своими жизнями чтобы помочь друг другу, спасали друг друга из самых сложных ситуаций и не позволили никому разрушить их теплые взаимоотношения.

Именно благодаря сплоченности ребят всё зло было наказано, Гарри больше ничего не угрожало, а Хогвартс вновь стал безопасным местом для многочисленных учеников.

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Ещё одно детское произведение, в котором затрагивается проблема одиночества, а затем и честной и открытой детской дружбы.

Главный герой Вася был одинок, у него не было приятелей, а отец не понимал чувств родного сына, уделяя все внимание маленькой дочери. После встречи с Валиком и Марусей жизнь героя преобразилась: в его жизни появился какой-то смысл, он приносил Марусе яблоки и разговаривал с Валиком о разных вещах

Васе нравилось заботиться о друзьях, а для них он стал источником опеки и любви, которого им так не хватало

После встречи с Валиком и Марусей жизнь героя преобразилась: в его жизни появился какой-то смысл, он приносил Марусе яблоки и разговаривал с Валиком о разных вещах. Васе нравилось заботиться о друзьях, а для них он стал источником опеки и любви, которого им так не хватало.

Благодаря друзьям Вася по-другому взглянул на отца и нашел общий язык с сестрой. После смерти Маруси и ухода Валика из города жизнь Васи была уже совсем не такой, как прежде.

Он всю жизнь вспоминал друзей, которые своим коротким появлением внесли в его судьбу много новых и радостных мгновений.

Любовь Лермонтова – недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову – это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова – девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Варварой Лопухиной. Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них – шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

30.06.2019

Гаршин В. «Сигнал»

Главные герои рассказа «Сигнал» и их характеристика

  1. Семен Иванов. Старый ветеран, ответственный, трудолюбивый, добрый.
  2. Василий Степанович. Старик-сторож. Озлобленный, совестливый.
  3. Арина. Жена Семена.
  4. Дорожный мастер. Грубиян и хам.

План пересказа рассказа «Сигнал»

  1. Семен в денщиках.
  2. Семен в сторожах
  3. Знакомство с Василием.
  4. Обида из-за капусты
  5. Поиски правды.
  6. Ветки для дудок
  7. Отвороченный рельс
  8. Окровавленная тряпка
  9. Признание Василия.

Кратчайшее содержание рассказа «Сигнал» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Семен вернулся с войны разбитым и больным, он устроился сторожем на железную дорогу.
  2. Семен познакомился с Василием и тот рассказал о капусте, которую велел вырвать мастер.
  3. Василий жаловался начальству, а потом пошел жаловаться в Москву.
  4. Семен увидел человека, который отворачивал рельс и узнал Василия.
  5. Он намочил в крови тряпку и стал останавливать поезд.
  6. Когда Семен потерял сознание, тряпку подхватил Василий и остановил поезд.

Главная мысль рассказа «Сигнал»Человек всегда должен оставаться человеком, даже если его окружает несправедливость.

Чему учит рассказ «Сигнал» Рассказ учит ответственности, отзывчивости, смелости и решительности. Учит готовности пожертвовать собой ради спасения других людей. Учит отвечать за свои ошибки. Учит добиваться правды. Учит не впадать в отчаяние, не поддаваться жажде мести.

Отзыв на рассказ «Сигнал» Это очень тяжелый рассказ. С одной стороны жаль Василия, старика, которому запретили выращивать капусту. Но с другой стороны, из-за поступка Василия могли погибнуть люди. Никакая капуста не стоит человеческих жизней. И хорошо, что Василий вернулся и не допустил катастрофы. Нельзя мстить невиновным за несправедливость, которую допустили к тебе.

Пословицы к рассказу «Сигнал» С волками жить по волчьи выть. Кто в деле, тот и в ответе. Кто заварил, тот и расхлебывает. В жизни всегда есть место подвигу. Каков грех, такова и расплата.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сигнал» Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. Это был старый и больной человек. Когда-то он служил в армии, денщиком у офицера, и много раз бегал под пулями, доставляя офицеру горячий чай. Вернулся с войны Семен больным. У него умер отец, потом четырехлетний сынишка. Семен с женой долго скитались по разным местам и нигде не могли найти покоя. Но потом Семен встретил знакомого офицера, и тот предложил Семену место сторожа на железной дороге. Семен с женой поселились в небольшой будочке, к которой прилагался огород, и стал думать о том, как обзаведется хозяйством. Семен быстро освоился с новыми обязанностями, делал обход путей, подкручивал гайки, и даже стал скучать. Потом познакомился с соседями, стариком-сторожем Василием и его женой. Стал беседовать с Василием на разные темы, о судьбе человеческой, да о Боге. Раз Василий рассказал Семену про дорожного мастера, который велел выкопать посаженную капусту и обещал искать правду у начальства. И пожаловался. А потом приехал начальник, осмотрел хозяйство Степана, похвалил, поехал к Василию. Забеспокоился Степан, пошел в обход, видит навстречу Василий идет с узелком. Рассказал Василий, что в Москву идет, в правление жаловаться. Начальник-то его в лицо ударил и обругал за жалобы непотребные. Вот и решил Василий до конца за правду стоять. Ушел, будку на жену оставил. Четыре дня прошло, встретил Семен жену Василия, спросил про мужа, а та только рукой махнула. Через некоторое время пошел Семен в лес, к болоту, веток для дудок нарезать. Обратно идет, слышит звон. Кинулся он к рельсам, а там человек ломом рельс поддевает и в сторону отводит. Узнал Семен Василия, стал кричать тому, умолять вернуться, а тот с ломом в лес убежал. Не знает Семен, что делать. Поезд должен пройти пассажирский, а рельс голыми руками на место не поставишь. Заметался Семен, то к будке бросился, то обратно к рельсам. Схватил палку свою, побежал навстречу поезду. Привязал к палке платок, перекрестился и ножом руку разрезал около локтя. Намочил платок кровью и стал красным флагом размахивать. Идет поезд, не видит Семена машинист, а тот уже слабеет, сознание терять начинает. Знатно руку разрезал. И вот падет Семен, но не упал флаг. Подхватил его кто-то рукой, удержал. Заметил машинист сигнал, остановил поезд. Бегут люди по рельсам, видят два человека, один без памяти в крови лежит, второй с красным флагом стоит. Опустил Василий флаг, протягивает руки — вяжите, я рельс открутил.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-signal-garshinahttp://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/garshin/signalhttp://coolchtivo.blogspot.com/2019/06/blog-post30.html

Поэты Серебряного века о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века – это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень тонкая душевная организация, а страдание и счастье – вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века – это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя – «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее – смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» – ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение – «пятое время года». Но если бы не было его – не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы – громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.

http://www.kritika24.ru/page.php?id=30932http://bank-argumentov.info/problema-ljubvi/http://fb.ru/article/214800/tema-lyubvi-v-russkoy-literature-xix-xx-vekov-primeryi

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: